Научная статья на тему 'Российская милиция в зеркале общественного мнения'

Российская милиция в зеркале общественного мнения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ИМИДЖ МИЛИЦИИ / MILITIA’S IMAGE / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / LEVEL OF POPULATION CONFIDENCE / MASS MEDIA / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демидов Николай Николаевич, Зуева Ольга Владимировна

По результатам социологического исследования выявлен уровень доверия населения г. Волгограда к милиции и другим государственным органам, определены основные причины, влияющие на формирование негативного имиджа милиции, выделены основные источники СМИ, влияющие на формирование общественного мнения о милиции. Проанализированы и выделены факторы, позволяющие улучшить имидж российской милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of the Volgograd population confidence in militia and other governmental bodies is determined on the basis of the results of the sociological research. The main reasons exerting influence upon forming militia’s negative image are pointed out. The main mass media sources influencing the public opinion about militia are picked out. The factors allowing to improve the Russian militia’s image are determined and analyzed.

Текст научной работы на тему «Российская милиция в зеркале общественного мнения»

Н. Н. Демидов, О. В. Зуева

РОССИЙСКАЯ МИЛИЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

По результатам социологического исследования выявлен уровень доверия населения г. Волгограда к милиции и другим государственным органам, определены основные причины, влияющие на формирование негативного имиджа милиции, выделены основные источники СМИ, влияющие на формирование общественного мнения о милиции. Проанализированы и выделены факторы, позволяющие улучшить имидж российской милиции.

Ключевые слова: правоохранительные органы, уровень доверия населения, средства массовой информации, общественное мнение, имидж милиции.

N. N. Demidov, O. V. Zueva

RUSSIAN MILITIA IN THE MIRROR OF PUBLIC OPINION

The level of the Volgograd population confidence in militia and other governmental bodies is determined on the basis of the results of the sociological research. The main reasons exerting influence upon forming militia’s negative image are pointed out. The main mass media sources influencing the public opinion about militia are picked out. The factors allowing to improve the Russian militia’s image are determined and analyzed.

Keywords: law enforcement agencies, level of population confidence, mass media, public opinion, militia’s image.

За последние годы в России сложилось негативное отношение к деятельности органов внутренних дел. Средства массовой информации только и говорят о коррупции, жестокости, произволе, царящих в милиции, которая должна защищать и охранять права человека, покой и порядок. Данные ВЦИОМ подтверждают невысокую степень доверия россиян органам внутренних дел: рейтинг

доверия практически не меняется с ноября 1996 г. и колеблется на уровне 35—40 %. Доля населения, отрицательно относящегося к работе правоохранительных органов, достаточно стабильна, тенденций ни к сокращению, ни к увеличению этой доли не наблюдается.

Такое отношение обусловлено в первую очередь негативным опытом реального взаимодействия россиян с правоохранительной системой, и прежде всего, органами внутренних дел. Для жителей российских городов милиция

стоит на втором месте в «черном списке» властно-административных учреждений и организаций, систематически нарушающих права, ущемляющих законные интересы граждан. На первом месте в этом перечне по вполне понятным и не требующим особых пояснений причинам стоят работники ЖКХ, учреждений сферы обслуживания и торговли. По результатам всероссийского социологического опроса, проведенного в 2005 г. ВЦИОМ, 30 % опрошенных указали на различного рода нарушения со стороны этих учреждений. Далее следуют милиция (26 %), служащие

госучреждений различного рода

(здравоохранения, социального обеспечения, образования) — 23%, чиновники федеральных или местных структур власти — 13 %, работники суда, прокуратуры — 7 % [1; 34].

Аналогичная ситуация наблюдается и в нашем регионе. Так, в ходе опроса,

проведенного социологической группой Волгоградской академии МВД России по заказу ГУВД Волгоградской области в 2008 г., был определен уровень доверия населения г. Волгограда к таким государственным институтам, как прокуратура, ФСБ и милиция [2]. Оказалось, что 34,6 % респондентов полностью или в целом доверяют такому государственному органу, как прокуратура, и 26,9 % респондентов

— не доверяют; 43,4 % доверяют ФСБ и 20,0 %

— не доверяют; 20,5 % — доверяют милиции и 46,4 % — не доверяют милиции.

Уровень доверия населения к социальному институту зависит от того, насколько хорошо данный социальный институт выполняет свои функции. В ходе опроса гражданам был предложен список основных функций, выполняемых милицией, которые они должны были оценить по 4-балльной шкале (отлично — 4, хорошо — 3, удовлетворительно — 2, неудовлетворительно — 1). Как показывают данные исследования, большинство

опрошенных респондентов достаточно хорошо оценили такую функцию милиции, как своевременную реакцию на вызов о происшествии: ответ «отлично» отметили 14,7 %, «хорошо» — 37,1 %. Чуть меньшее количество людей — 35,1 % выбрали вариант ответа «удовлетворительно» и 12,9 % —

«неудовлетворительно».

Вместе с тем большинство опрошенных респондентов считают, что сотрудники милиции злоупотребляют своими полномочиями, с неуважением относятся к гражданам. К тому же данные опроса показывают: большинство

опрошенных респондентов считают, что сотрудники милиции несправедливо относятся ко всем гражданам: ответ «удовлетворительно» отметили 38,3 % опрошенных,

«неудовлетворительно» — 28,1 %

респондентов. Меньшее количество людей — 30,1 % выбрали вариант ответа «хорошо», и всего 5,8% — «отлично».

Функция предупреждения совершения

преступлений, с точки зрения респондентов,

выполняется недостаточно эффективно: ответ «удовлетворительно» отметили 42,0 %

респондентов, «неудовлетворительно» — 18,4 %. Меньшее количество людей — 30,0 % выбрали вариант ответа «хорошо» и 9,5 % — «отлично».

Мнения опрошенных респондентов в вопросе выполнения сотрудниками милиции такой функции, как раскрытие преступлений, — разделились практически поровну: ответ

«отлично» отметили 14,0 %, «хорошо» — 36,8 %, «удовлетворительно» — 36,6 % и 10,6 % — «неудовлетворительно» (табл. 1).

Таблица 1

Распределение мнения респондентов относительно степени выполнения милицией своих основных функций

Функции милиции Неудовлетвор ительно Удовлетвор ительно Хорошо Отлично Потеря

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

1. Быстро реагируют на вызов о происшествии 71 12,9 193 35,1 204 37,1 81 14,7 1 0,2

2. Не злоупотребляют своими полномочиями 129 23,5 235 42,8 142 25,9 40 7,3 4 0,5

3. Относятся к гражданам с уважением 114 20,8 208 37,9 165 30,1 61 11,1 2 0,1

4. Относятся ко всем гражданам справедливо 154 28,1 210 38,3 152 27,7 32 5,8 2 0,1

5. Предупреждают совершение преступлений 101 18,4 231 42,0 165 30,0 52 9,5 1 0,1

6. Раскрывают преступления 58 10,6 201 36,6 202 36,8 77 14,0 12 2,0

Что же способствует формированию негативного имиджа милиции? Прежде всего,

равнодушие, низкая культура общения с гражданами, взяточничество, вымогательство, использование служебного положения в личных целях, низкий профессионализм,

некомпетентность. Респондентам был

предложен список утверждений,

характеризующих имидж милиции, с которыми они могли согласиться или не согласиться (табл. 2).

Таблица 2

Распределение мнений респондентов относительно утверждений, характеризующих имидж милиции

Утверждения Полностью согласен В целом согласен Согласен В целом не согласен Полностью не согласен

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

1. Даже если гражданин не нарушает закон, ему лучше избегать встречи с сотрудниками милиции 47 8,5 56 10,2 113 20,5 179 32,5 152 27,6

2. Сотрудники милиции часто отказываются принять заявление о преступлении 16 2,9 89 16,2 142 25,8 215 39,1 80 14,5

3. Для того чтобы добиться осуждения, иногда сотрудники милиции подбрасывают улики (наркотики, оружие) задержанным или подозреваемым 63 11,5 100 18,2 169 30,7 156 28,4 50 9,1

4. В случае нарушения правил дорожного движения инспектор ГИБДД вымогает взятку у водителя 101 18,4 135 24,5 174 31,6 107 19,5 28 5,1

5. Г раждане дают взятки, чтобы прекратить расследование преступлений 97 17,6 159 28,9 208 37,8 61 11,1 24 4,4

6. Помогать милиции при расследовании преступлений — значит подвергать себя необоснованному риску 47 8,5 104 18,9 126 22,9 198 36,0 74 13,5

Стереотипы отношения к половина опрошенных (48,4 %) считает, что

правоохранительным органам очень сильны: сейчас милиция работает не лучше и не хуже,

чем два года назад, а количество тех, кто считает, что милиция работает хуже или лучше примерно равно — по 19 %, что снова говорит о стабильности отношения населения к работе милиции. Однако следует обратить внимание на то, какие факторы повлияли на формирование данных стереотипов. С нашей точки зрения, это: личный опыт общения граждан с милицией, слухи, и, наконец, средства массовой информации, освещающие работу органов внутренних дел.

Поскольку люди получают информацию о том, что происходит в России и мире из разных источников, мы попытались составить их рейтинг. Гражданам предложили оценить по 5балльной шкале список основных источников (телевидение, радио, газеты, журналы, семья и

Поскольку СМИ являются одним из основных источников информации, нами в ходе исследования определялся уровень доверия населения г. Волгограда информации о милиции, содержащийся в сообщениях данных институтов. Респондентам предложили два утверждения, с которыми они могли согласиться

друзья, интернет), из которых они получают информацию о ситуации в России и в мире, в том числе информацию о совершаемых преступлениях в России, где 5 баллов — это наибольшее количество информации, а 1 балл, наименьшее (рис. 1). Посчитав средний балл, нам удалось выяснить, что основным источником информации, из которого люди узнают о ситуации в России и мире, является телевидение (средний балл — 4,19).

Аналогичным образом распределились мнения респондентов относительно источников, из которых они получают информацию о преступлениях, совершаемых в России. Здесь также наиболее популярным остается телевидение, наименее популярным источником являются журналы (средний балл — 1,49).

или не согласиться: «Российские СМИ — это хороший источник сведений о том, как вести себя с сотрудниками милиции» и «Большинство сведений, которые мы получаем о работе российской милиции из СМИ, верны». Мнения респондентов относительно дан-ных утверждений распределились неоднозначно, мы лишь можем

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

0

Источники из которых люди получают информацию о том, что происходит в мире. Средний балл

Источники из которых люди получают сведения о совершаемых в мире преступлениях. Средний балл

^Телевидение и Радио и Газеты Н Журналы и Семья и друзья I Интернет

Рис. 1. Распределение мнения респондентов относительно источников, из которых они получают информацию о том, что происходит в мире, а также сведения о совершаемых преступлениях

констатировать, что существует большой процент населения, который прислуши-вается к СМИ о том, как себя необходимо вести с сотрудниками милиции, и доверяет получен-ным

сведениям. Однако более 40 % населения сомневаются в правдивости СМИ относительно деятельности милиции (табл. 3).

Распределение мниний респондентов относительно утверждений: «Российские СМИ — это хороший источник сведений о том, как вести себя с сотрудниками милиции» и «Большинство сведений, которые мы получаем о работе российской милиции из СМИ верны»

Таблица 3

№ п/п Вариантов ответов «Российские СМИ — это хороший источник сведений о том, как вести себя с сотрудниками милиции» «Большинство сведений, которые мы получаем о работе российской милиции из СМИ, верны»

1 Отсутствие ответа 0,7 % 0,2 %

2 Полностью согласен 9,7 % 6,2 %

3 В целом согласен 22,2 % 18,6 %

4 Согласен 29,5 % 32,2 %

5 В целом не согласен 27,9 % 33,5 %

6 Полностью не согласен 10,0 % 9,3 %

7 Всего 100 % 100%

В данном социологическом исследовании нами была выдвинута гипотеза о том, что люди, имеющие более высокий уровень образования, в меньшей степени склоны доверять российским

СМИ, однако в ходе исследования данная гипотеза не нашла свое подтверждение (табл. 4—5).

Таблица 4

Зависимость мнения респондентов относительно утверждения «Российские СМИ — это хороший источник сведений о том, как вести себя с сотрудниками милиции» от уровня их образования

Образование Российские СМИ — это хороший источник сведений о том, как вести себя с сотрудниками милиции

полностью согласен в целом согласен согласен в целом не согласен не согласен

Начальное 1 1

Неполное среднее 6 3 3 5

Среднее 4 20 40 24 8

Среднее специальное 14 26 29 25 15

Неоконченное высшее 6 27 33 37 12

Высшее 23 43 56 60 22

Таблица 5

Зависимость мнения респондентов относительно утверждения «Большинство сведений, которые мы получаем о работе российской милиции из СМИ, верны» от уровня их образования

Образование Большинство сведений, которые мы получаем о работе российской милиции из СМИ, верны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полностью согласен в целом согласен согласен в целом не согласен не согласен

Начальное 1 1

Неполное среднее 3 7 4 3

Среднее 9 14 30 31 12

Среднее специальное 12 21 28 38 7

Неоконченное высшее 1 22 35 45 12

Высшее 9 36 72 63 24

Многие исследования показывают, что эффективность работы милиции зависит не только от качества работы, но и от благожелательности населения к ней. А позитивное отношение населения к милиции могут в определенной степени сформировать средства массовой информации. В ходе исследования, которое проводилось нами в г. Волгограде, была поставлена задача выяснить, из каких конкретно источников население черпает информацию о деятельности органов

внутренних дел. Для этого мы изучили частоту просмотра различных источников информации, освещающих деятельность правоохранительных органов, а также определили источники, из которых люди получают больше всего информации о работе российской милиции. Респондентам и в первом и во втором случае был предложен список, состоящий из 10 источников, каждый из которых они должны были оценить по 5-балльной шкале. В результате подсчета среднего балла нами была

получена следующая информация (причем и в первом и во втором случае она была почти идентична): самым распространенным

источником среди респондентов являются такие новостные программы, как «Чрезвычайное происшествие» или «Дежурная часть» (1—3,71; 2—3,71 балла), на втором месте

документальные программы «Человек и закон»,

При изучении содержания информации о милиции, которую распространяют СМИ, обнаруживается явный перевес негативной информации над позитивной. Если в юмористической передаче показывают «гаишника», то это обязательно взяточник. Между тем по законам стереотипизации этот образ в сознании зрителей распространяется на

«Криминальная Россия», «Современные хроники» (1—3,51; 2—3,46 балла), а вот

программы на местных телеканалах занимают только четвертое место (1—2,62; 2—2,56

балла), уступая при этом место криминальным сериалам (рис. 2). Таким образом, улучшение имиджа милиции нам видится через влияние новостных и документальных программ.

всех, кто служит в милиции. Наверное, журналистам стоило бы больше рассказывать о тех милиционерах, которые, рискуя собой, честно исполняют свой долг. Таких людей надо поддерживать, на их примере воспитывать молодые кадры, потому что один негатив может внушить только пессимизм и разочарование. В целом же силовые структуры должны быть

Источники, из которых люди получают больше всего информации о работе российской милиции

Частота просмотра различных источников информации, освещающих деятельность правоохранительных органов

и радиопередачи местных радиостанций такие как Мира 9, ТРВ или Ахтуба

и радиопередачи центральных радиостанций такие как Маяк, Радио России или Эхо Москвы

ь- интернет сайты такие как Утро, КП или АиФ

и публикации в ведомственных газетах и журналах таких как Милиция, Следователь, Щит и Меч

^ публикации в аналитических журналах таких как Коммерсант Власть или Профиль

ь центральные газеты такие как Российская газета, Известия, Комсомольская правда, АиФ

і программы на местных телеканалах таких как ГТРК «Волгоград-ТРВ или Муниципальное телевидение Волгограда

и новостные программы такие как Чрезвычайное происшествие или Вести. Дежурная часть

и документальные программы такие как Человек и закон, Криминальная Россия, Современные хроники и Максимум

н криминальные сериалы такие как Убойная сила 4 или Агент национальной безопасности

Рис. 2. Распределение мнения респондентов относительно источников, из которых они получают больше всего информации о работе российской милиции, а также частоты просмотра данных источников, освещающих деятельность правоохранительных органов

0

2

более открыты для диалога с обществом, должны «быть, а не казаться» защитниками закона [3; 87].

Относительно недавно в публичной дискуссии один из политологов заметил, что российское общество акцентируется на проблемах второстепенных и упускает из виду действительно важные. Для нас Грузия и Украина не так проблемны, как наша милиция, наш суд и наша бюрократия. Сложно даже представить, что нужно сделать законодательной и исполнительной властям, чтобы не просто подретушировать, а

значительно скорректировать контуры представленного портрета милиционера. Конечно, в любом открытом обществе всегда будут существовать разные мнения, а отрицательные суждения всегда будут доминировать. Но они должны быть совсем другой природы и употребляться в других пропорциях к позитивным суждениям. Эту работу могут осуществлять, прежде всего, СМИ.

К сожалению, население слабо представляет себе работу отдельных служб в системе МВД и возможные направления их реформирования. Соответствующее информационно-пропагандистское обеспечение деятельности МВД должно быть направлено не только на разработку позитивного имиджа милиции, но и на подробное разъяснение населению возможных преимуществ от реформирования милицейских служб.

Список библиографических ссылок

1. Грязнова О. Отношение жителей России к правоохранительным органам: обзор исследований последних лет // Вестник общественного мнения. 2006. № 2 (82).

2. Отношение населения г. Волгограда к милиции: социологическое исследование, проведенное по заказу ГУВД по Волгоградской области в 2008 г.

3. Черкасов Р. В. СМИ и общественное мнение о милиции // Социс. 2006. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.