Научная статья на тему 'Методы формирования чувства ответственности у курсантов образовательных организаций ФСИН России при проведении занятий по юридическим дисциплинам'

Методы формирования чувства ответственности у курсантов образовательных организаций ФСИН России при проведении занятий по юридическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАНИЕ / ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ / PENAL SYSTEM / EDUCATION / SENSE OF RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

В статье раскрывается ключевое понятие «чувство ответственности сотрудников правоохранительных органов и сотрудников уголовно-исполнительной системы», а также методы формирования чувства ответственности, которые могут применяться при проведении занятий по юридическим дисциплинам. Чувство ответственности рассматриваться как необходимое качество сотрудника, является его конкурентным преимуществом и успешным продвижением по карьерной лестнице в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING THE SENSE OF RESPONSIBILITY AT CURSORS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA WHILE CONDUCTING LESSONS IN LEGAL DISCIPLINES

The article discloses the key concept of a sense of responsibility of law enforcement officials and employees of the penal system, as well as methods of creating a sense of responsibility that can be used in conducting classes in legal disciplines. The sense of responsibility should be regarded as the necessary quality of the staff member, be his competitive advantage and a successful advancement in the career ladder in the penal system.

Текст научной работы на тему «Методы формирования чувства ответственности у курсантов образовательных организаций ФСИН России при проведении занятий по юридическим дисциплинам»

6. Куимова, М. В. The use of case study method in teaching English as a foreign language in technical university // Молодой ученый. — 2010. — Т. 2. — № 1-2. — С. 82-86.

7. Нигматуллина, И. В. Педагогические инновации в высшей школе: психологические особенности интерактивных методов обучения // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 7. — С. 10-18.

8. Оськина, С. Д. Особенности метода case-study в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку // Актуальные вопросы лингвистического образования : сборник материалов II заочной Региональной научно-практической конференции с международным участием. — 2017. — С. 163-166.

9. Пересунько, Е. А. Метод кейс-стади в сфере профессиональной иноязычной коммуникации // Мир педагогики и психологии. — 2018. — № 7 (24). — С. 24-36.

10. Полякова, Д. Р., Ермошин, Ю. А. Корпоративное обучение взрослых немецкому языку на основе метода кейс-стади // Вестник Брянского государственного университета. — 2017. — № 4 (34). — С. 327-330.

11. Пономарева, О. Н., Евдокимова, О. В., Цаплюк, А. И. Совершенствование подготовки военных специалистов: метод «кейс-стади» в преподавании гуманитарных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — С. 234.

12. Хамдамова, С. О. Использование на занятиях иностранного языка ролевой игры и анализа конкретных ситуаций // Проблемы педагогики. — 2019. — № 3 (42). — С. 77-79.

Сведения об авторе

Игумнова Ольга Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru

Information about the author

Igumnova Olga Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru

УДК 378

© Косарев К. В., 2020

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

В статье раскрывается ключевое понятие «чувство ответственности сотрудников правоохранительных органов и сотрудников уголовно-исполнительной системы», а также методы формирования чувства ответственности, которые могут применяться при проведении занятий по юридическим дисциплинам. Чувство ответственности рассматриваться как необходимое качество сотрудника, является его конкурентным преимуществом и успешным продвижением по карьерной лестнице в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; воспитание; чувство ответственности.

© Kosarev K. V., 2020

METHODS OF FORMING THE SENSE OF RESPONSIBILITY AT

CURSORS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA WHILE CONDUCTING LESSONS IN LEGAL DISCIPLINES

The article discloses the key concept of a sense of responsibility of law enforcement officials and employees of the penal system, as well as methods of creating a sense of responsibility that can be used in conducting classes in legal disciplines. The sense of responsibility should be regarded as the necessary quality of the staff member, be his competitive advantage and a successful advancement in the career ladder in the penal system.

Keywords: penal system; education; sense

Одной из основных задач реформирования уголовно-исполнительной системы является обеспечение учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами. Служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет требования не только к профессионализму сотрудников, но и к их моральным качествам. Руководство уголовно-исполнительной системы понимает важность воспитательной работы и поэтому в целях ее организации издает различные нормативные акты, такие как:

приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы»;

приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы».

Приведенные акты направлены на формирование у сотрудников осознания ответственности перед государством, обществом и гражданами.

Именно в связи с той важностью, которую уголовно-исполнительная система уделяет воспитанию, представляется важным проведение различных исследований в этой сфере.

После анализа научной литературы, а также нормативных материалов, регулирующих воспитание в уголовно-исполнительной системе, автор обратил

of responsibility..

внимание на отсутствие материалов, затрагивающих описание методов формирования чувства ответственности, что, по его мнению, является недостатком, так как не дает воспитателю необходимых методических материалов для успешного формирования обозначенного качества.

Цель данной статьи — определение некоторых методов, которые могли бы быть использованы при проведении занятий по юридическим дисциплинам и при этом, позволяли бы формировать чувство ответственности курсанта образовательной организации ФСИН России.

При написании статьи автором использовались следующие научные труды: концепция о системном характере качеств личности (Д. И. Фельдштейн [5] и др.); философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие сущность и содержание явления «ответственность» (К. Муздыбаев [2] и др.); 3) учение о роли деятельностного подхода в формировании личности (Л. С. Выготский, [1] С. Л. Рубинштейн [4] и др.); концептуальные положения о развитии личности на разных этапах онтогенеза (B. C. Мухина [3] и др.);

Одним из основных методов воспитания при проведении занятий, является беседа.

Беседа как метод состоит в том, что преподаватель путем выстроенной логики вопросов подводит курсантов к определенным мыслям. Актуализировать данный метод можно путем рассказа об

известных личностях и событиях их жизни. Данный метод рекомендуется применять при проведении семинарских занятий.

Рассмотрим, как можно использовать этот метод при проведении занятий по уголовному праву, изучая преступления против здоровья населения и нравственности, предусмотренные главой 25 Уголовного кодекса Российской Федерации. Можно обратиться к аудитории со следующими словами.

«Уважаемые курсанты, следует отметить, что на различных этапах человеческого развития в умах людей существовало различное понимание того, что может посягать на нравственность общества. Так, например, давайте вспомним суд над Сократом, которого обвинили в том, что не признает богов и развращает молодежь. Развращение, по мнению обвинителей, состояло в философских беседах с молодежью. Чем закончилась история, вам известно: Сократа приговорили к смерти.

Как вы думаете, почему?

Не кажется ли вам, что побег из тюрьмы означал бы признание Сократом своей вины?

Как вы думаете, почему Сократ принял яд?

Что важнее для человека: собственное благополучие или жизненные принципы?

Какие еще исторические примеры вы можете привести, в которых человек ставил свои принципы выше собственной жизни?»

Рекомендуется использование метода беседы в приведенном контексте в конце занятия, когда основной материал усвоен, подведены итоги занятия. Применение метода в данном контексте позволит, с одной стороны, дать обучающимся небольшую передышку, а с другой стороны, преподаватель может формировать важные психические качества курсанта.

Другим методом является проведение деловых игр. Если быть более точным, то стоит говорить о комплексе различных методов, так как игры бывают

различными. Приведем пример одной из игр, которые можно провести на дисциплине «Гражданское процессуальное право». Данный метод рекомендуется применять при проведении практических занятий.

Перед началом игры необходимо разделить взвод на несколько групп численность не более 4-5 человек. В каждой группе необходимо выбрать капитана команды. Участникам группы следует объяснить, что в этом задании будет оцениваться успех или неуспех группы. Правильное решение — это победа всей группы. Группа выступает в роли единого организма. Задание предполагает не только решение задачи, но и подготовку документации и обоснование правильности ее составления. Для этого капитан команды должен разделить обязанности между участниками своей группы. Одни должны будут составлять процессуальный документ, другие — искать законодательное обоснование. Задача капитана — не только распределить роли, но и контролировать ход выполнение задания.

Фабула дела. Трифонова обратилась к Трифонову (бывшему супругу) с заявлением о выдаче судебного приказа.

Вы выступаете в роли мирового судьи. Вам необходимо рассмотреть заявление и принять по нему процессуальное решение, оформив его. Преподаватель передает группе заявление, после чего оглашает, что время, отведенное на выполнение задания, равно 35 минутам. После этого преподаватель проверяет работу курсантов и подводит ее итог.

Воспитательный момент состоит в том, что курсанты чувствуют себя частью единого организма, в котором нет места личному успеху. Каждый ответственен за достижение результата и у каждого своей объем работы.

Метод ролевой дискуссии при проведении деловых игр. Суть данного метода состоит в том, чтобы обозначить перед курсантами задачу, в которой присутствует моральная дилемма. Например, можно смоделировать нижеприведенную ситуацию на занятиях по уголовному

процессу (при проведении практических занятий):

Уважаемые курсанты, все вы прекрасно знаете роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Сегодня мы с вами проведем судебный процесс над Родионом Расколь-никовым. Обстоятельства преступления вам известны, так как вы прекрасно помните это произведение. Одни из вас будут выступать в роли обвинителей, другие — в роли адвокатов. Из вашего числа я выбираю одного курсанта в качестве судьи, а другого — в качестве секретаря судебного заседания. Каждый из вас исполняет процессуальные роли».

В данном занятии преподаватель в самом начале занимает роль наблюдателя, а курсанты проводят судебное заседание, которое оканчивается вынесением приговора, после чего преподаватель подводит итог занятия. Разобрав ошибки, предлагается перейти к обсуждению моральных вопросов, затронутых в процессе. Например: некоторые люди полагают, что «Преступление и наказание» — это книга о Боге, как вы думаете, почему? Как вы думаете, как стоило жить Раскольникову, чтобы не совершить данное преступление?

Метод юридического консультирования. Данный метод рекомендуется применять при проведении практических занятий. Суть его сводится к тому, что преподаватель находит в интернете вопросы для консультирования, которые граждане задают профессиональным юристам. В интернете существует множество онлайн-консультаций, преподаватель проводит выборку вопросов для подходящей темы занятия. В начале занятия курсанты делятся на малые группы численностью не более 5 человек, после чего преподаватель раздает каждой группе задание, которое является вопросом, выбранным из интернета.

«Уважаемые курсанты, сегодня ваша группа выступает в роли юридической консультации. Сегодня вы столкнетесь с реальными жизненными ситуациями. Ваша цель — дать обратившемуся к

вам человеку квалифицированную консультацию. Авторская орфография и пунктуация мною сохранены.

Пример вопроса. «Добрый день. Скажите, пожалуйста, у меня такая ситуация, я живу с матерью и сестрой. У сестры есть сын 6 лет. Сестра не работает и работать не хочет. Ведет аморальный образ жизни. Целыми днями пьет и водит к себе таких же собутыльников. В квартире полная антисанитария. За коммунальные услуги не платит. Ребенком она не занимается. Я хочу подать на нее в суд на лишение родительских прав и выселение из квартиры. Скажите, пожалуйста, возможно ли это в принципе? И если да, то каким образом?»

При использовании данного метода, с одной стороны, мы наблюдаем то, как курсанты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями, к которым они должны применить полученные знания, а с другой стороны, помогая людям, курсанты начинают испытывать ответственность за решение их вопроса.

Групповая работа по подготовке к лекции. Лекция является одной из основных форм обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования. В упрощенном понимании, при недостаточной компетентности и методической подготовке преподавателя лекции предполагают пассивную роль обучающегося. Однако здесь можно применить разнообразные приемы, например, использовать в лекционном материале мультимедийное сопровождение. Преподаватель может выбрать из взвода отдельных курсантов, поручив им подготовку глоссария по новой теме, который может быть использован в начале лекции в виде вступления.

С одной стороны, volens nolens курсант изучает лекционную тему еще до самой лекции. Вероятно, что у него могут возникнуть определенные вопросы, которые будут решены во время самой лекции. С другой стороны, курсант чувствует себя ответственным за результат и

осознает, что если он не справится, то им при выполнении должностных обя-

подведет преподавателя. занностей. В обучении по специальным

Таким образом, полагаем, что комби- дисциплинам, по мнению автора, следует

нирование различных методов позволит добавить задания, которые бы поощряли

сформировать у курсантов чувство ответ- и формировали развитие моральных ка-

ственности, которое будет необходимо честв курсантов.

Литература

1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2004. — 220 с.

2. Муздыбаев, К. Психология ответственности. — Л., 1983. — 234 с.

3. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2002. — 456 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008. — 713 с.

5. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности. — М.: Междунар. пед. ак., 1994. — 192 с.

Сведения об авторе

Косарев Кирилл Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: writer99@mail.ru

Information about the author

Kosarev Kirill Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the senior lecturer of the Chair of Civil Law. E-mail: writer99@mail.ru

УДК 378

© Кундозерова Л. И., 2020

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ И СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ

Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI в. акценты сместились в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. В статье проанализирован опыт развития новых навыков XXI века в образовательных системах России, Канады, Финляндии, Китая, Южной Кореи и России.

Ключевые слова: новые навыки XXI века; образовательная система Канады; образовательная система Финляндии; образовательная система Китая; образовательная система Южной Кореи; образовательная система России.

© Kundozerova L. I., 2020

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCIES AND NEW LITERACY IN RUSSIA AND EMERGING ECONOMIES

The key skills that determined literacy in the industrial era were reading, writing and arithmetic. In the XXI century, the emphasis shifted towards the ability to think creatively, the ability to interact and communicate, and a creative approach to business. The article analyz-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.