Научная статья на тему 'Профессиональное качество "чувство ответственности" как общекультурная компетенция образовательных стандартов, реализуемых образовательными организациями ФСИН России'

Профессиональное качество "чувство ответственности" как общекультурная компетенция образовательных стандартов, реализуемых образовательными организациями ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL QUALITY / SENSE OF RESPONSIBILITY / EDUCATIONAL STANDARD / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

В статье раскрывается содержание профессионального качества «чувство ответственности». Обосновывается позиция, согласно которой ответственность является необходимым профессиональным качеством для сотрудника правоохранительных органов, и необходимым не только для надлежащего исполнения должностных обязанностей, но и для реализации карьерных целей. Автором изучены образовательные стандарты, реализуемые образовательными организациями ФСИН России. Высказывается предложение о необходимости введения в образовательные стандарты общекультурной компетенции, посвященной формированию чувства ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional quality “sense of responsibility” as a general cultural competence of educational standards implemented by educational organizations of the FPS of Russia

The article reveals the content of professional quality “sense of responsibility”. The position is justified according to which responsibility is a necessary professional quality for a law enforcement officer and necessary not only for the proper discharge of official duties, but also for the realization of career goals. The author has studied the educational standards implemented by educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author makes a proposal on the need to introduce into cultural educational standards common cultural competence dedicated to the formation of a sense of responsibility.

Текст научной работы на тему «Профессиональное качество "чувство ответственности" как общекультурная компетенция образовательных стандартов, реализуемых образовательными организациями ФСИН России»

9. Профстанадрт «03 Социальное обслуживание» // Профессиональные стандарты и справочники должностей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// http://classdoc.ru/profstandart/ (дата обращения: 18.09.2018).

10. Штатное расписание школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ПИСЬМО Минобразования РФ от 01.07.2002 № 98128-12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/44351 (дата обращения: 19.09.2018).

Сведения об авторе

Игумнова Ольга Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru

Information about the author

Igumnova Olga Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru

УДК 351.85

© Косарев К. В., 2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО «ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ» КАК ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФСИН РОССИИ

В статье раскрывается содержание профессионального качества «чувство ответственности». Обосновывается позиция, согласно которой ответственность является необходимым профессиональным качеством для сотрудника правоохранительных органов, и необходимым не только для надлежащего исполнения должностных обязанностей, но и для реализации карьерных целей. Автором изучены образовательные стандарты, реализуемые образовательными организациями ФСИН России. Высказывается предложение о необходимости введения в образовательные стандарты общекультурной компетенции, посвященной формированию чувства ответственности.

Ключевые слова: профессиональное качество;, чувство ответственности; образовательный стандарт; правоохранительная деятельность.

© Kosarev K. V., 2018

PROFESSIONAL QUALITY "SENSE OF RESPONSIBILITY" AS A GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF EDUCATIONAL STANDARDS IMPLEMENTED BY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA

The article reveals the content of professional quality "sense of responsibility". The position is justified according to which responsibility is a necessary professional quality for a law enforcement officer and necessary not only for the proper discharge of official duties, but also for the realization of career goals. The author has studied the educational standards implemented by educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author makes a proposal on the need to introduce into cultural educational standards common cultural competence dedicated to the formation of a sense of responsibility.

Keywords: professional quality; sense of responsibility; educational standard; law enforcement.

Чувство ответственности является одним из наиболее востребованных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы. Каждый человек должен обладать этим качеством, однако для сотрудника правоохранительных органов чувство ответственности является профессиональным качеством. Стоит отметить, что сотрудник исправительного учреждения не только выполняет функции охраны и надзора, но и воспитательные функции тоже. В этой связи представляется важным воспитать чувство ответственности в курсантах образовательных учреждений ФСИН России. Кроме того, развитое чувство ответственности может являться конку-

рентным преимуществом при карьерном росте.

В данной статье будет рассмотрено наличие в образовательных стандартах, реализуемых образовательными организациями уголовно-исполнительной системы, компетенций, направленных на формирование профессионального качества чувства ответственности.

Прежде всего рассмотрим вопрос о содержании чувства ответственности.

В. А. Кобылянский, Н. Ф. Реймерс рассматривают ответственность как одно из проявлений общей культуры личности, направленной на оптимизацию антропоэкологических отношений,

реализующихся во взаимодействии субъективных и объективных факторов деятельности людей в интересах каждого человека, а также настоящих и будущих поколений [1, с. 32-41].

В. П. Прядеин под ответственностью понимает «гарантирование субъектом достижения результата (цели) собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести» [3, а 33].

А. С. Макаренко определял ответственность как процесс по созданию и выработку устойчивых привычек поведения [2].

Д. И. Фельдштейн определяет ответственность как интегральное качество личности, которое формируется в результате социализации и индивидуализации. В формировании этого качества (социальной ответственности) специфическим образом проявляются все важнейшие особенности подросткового возраста, раскрываемые через основные показатели социальной зрелости растущего человека (динамика его самосознания, мотивационно-потребностной сферы и пр.) [4].

Полагаем, что ответственность — неотъемлемое качество личности, выражающееся в соблюдении нравственных норм, принятых в обществе, а также контроле собственных действий.

По нашему мнению, ответственность как профессиональное системное качество ответственность состоит из трех блоков:

1) Аксеологический блок. Данный блок отвечает за осознание характера собственных действий, предвидение возможных последствий и значение осуществляемых действий.

2) Мотивационный блок. В основе данного блока лежит мотив как элемент, побуждающий к определенному действию. Следует выделить внешние мотивы, основанные на результатах определенной деятельности наблюдаемой вовне. Например, субъект наблюдает поведение определенного лица и начинает стремиться к аналогичному поведению. Внутренние мотивы, которые рождаются в работе надо собой, самостоятельная выработка стимулов для осуществления определенного поведения.

3) Поведенческий блок. Данный блок характеризуются совершением определенных действий в обществе, которые демонстрируют развитость чувство ответственность.

Несмотря на несомненную важность сформированности чувства ответственности для сотрудника правоохранительных органов, в образовательных стандартах компетенция, посвященная данному вопросу, отсутствует. Образовательными организация ФСИН России реализуются различные образовательные стандарты, в качестве рассмотрения в данной статье были избраны следующие:

- образовательный стандарт

40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета),

утвержденный приказом Минобрнау-ки России от 16.11.2016 № 1424;

— образовательный стандарт 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511.

Представленными стандартами предусмотрено деление формируемых компетенций на следующие категории:

— общекультурные компетенции;

— общепрофессиональные компетенции;

— профессиональные компетенции.

По мнению автора, компетенция, отвечающая за чувство ответственности, носит общекультурный характер. Из общекультурных компетенций, которые бы в определенной степени формировали чувство ответственности, подходят следующие компетенции:

— способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4) (образовательный стандарт 40.05.02 Правоохранительная деятельность);

— способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8) (образовательный стандарт 40.05.02 Правоохранительная деятельность);

— способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

(образовательный стандарт 40.03.01 Юриспруденция).

При этом стоит заметить, что предоставленные компетенции все же направлены не на формирование чувства ответственности. Таким образом, можно утверждать, что образовательные стандарты, реализуемые в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы, не направлены на формирование чувства ответственности. Между тем, если обратиться к Наставлению по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденному приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169, то можно обнаружить такое требование, как «формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства». Представляется, что Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы учитывает специфику профессии выпускника образовательного учреждения ФСИН России, а образовательные стандарты — нет.

В этой связи представляется целесообразным внести изменения в образовательные стандарты: 40.05.02 Правоохранительная деятельность и 40.03.01 Юриспруденция, указав следующую компетенцию:

«Способность осуществлять слу- ных органов, а также этические нор-жебную деятельность в соответствии с мы, складывающиеся в общении межнормативными требованиями, осозна- ду сотрудниками правоохранительных вая характер принимаемых решений, а органов;

также способность осуществления са- уметь — выполнять служебные

моконтроля в служебной деятельно- задачи в точном соответствии с нор-

сти». мативными требованиями, а также

В результате формирования пред- осуществлять самоконтроль за испол-

лагаемой компетенции выпускник нением должностных обязанностей; должен: владеть — методами и способами

знать — нормативные акты, ре- организации служебной деятельности,

гламентирующие служебную деятель- а также руководить коллективом. ность сотрудника правоохранитель-

Литература

1. Кобылянский, В. А. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Педагогика. — 2001.— № 1.

2. Макаренко, А. С. Собрание сочинений в четырех томах. — М.: Правда, 1987.

3. Прядеин, В. П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования.// Научный диалог. — 2012. — Вып. 1.

4. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности. Избр. труды: в 2-х т. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. — Т. 1.

Сведения об авторе

Косарев Кирилл Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: writer99@mail.ru

Information about the author

Kosarev Kirill Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the lecturer of the Chair of Civil Law. E-mail: writer99@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.