Научная статья на тему 'Воспитание положительным примером как один из методов воспитания чувства ответственности курсантов образовательных учреждений ФСИН России'

Воспитание положительным примером как один из методов воспитания чувства ответственности курсантов образовательных учреждений ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛЯ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ПРИМЕРОМ / UPBRINGING / RESPONSIBILITY / WILL / UPBRINGING METHODS / UPBRINGING BY EXAMPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

В статье рассматриваются общие положения о том, что такое воспитание, что представляют собой методы воспитания, в частности, воспитание положительным примером как один из эффективных методов воспитания ответственности. Автором был проведен опрос среди курсантов относительно выявления психологических качеств, которые считаются курсантами положительными, и определения негативных личностных качеств. Выработаны рекомендации по использованию метода воспитания личным примером при осуществлении педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education by a positive example as one of methods of education of sense of responsibility of cadets of educational institutions of the FPS of Russia

The article discusses the general provisions of what is education, what are the methods of education. The author outlines the method of education “education by a positive example”. The author conducted a survey among cadets regarding the identification of psychological qualities that are considered positive by the cadets and the definition of negative personal qualities. The author has developed recommendations on the use of the method of “bringing up personal examples” in the implementation of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Воспитание положительным примером как один из методов воспитания чувства ответственности курсантов образовательных учреждений ФСИН России»

УДК 351.85

© Косарев К. В., 2019

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПРИМЕРОМ КАК ОДИН

ИЗ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ФСИН РОССИИ

В статье рассматриваются общие положения о том, что такое воспитание, что представляют собой методы воспитания, в частности, воспитание положительным примером как один из эффективных методов воспитания ответственности. Автором был проведен опрос среди курсантов относительно выявления психологических качеств, которые считаются курсантами положительными, и определения негативных личностных качеств. Выработаны рекомендации по использованию метода воспитания личным примером при осуществлении педагогической деятельности.

Ключевые слова: воспитание; ответственность; воля; методы воспитания; воспитание примером.

© Kosarev K. V., 2019

EDUCATION BY A POSITIVE EXAMPLE AS ONE OF METHODS

OF EDUCATION OF SENSE OF RESPONSIBILITY OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

The article discusses the general provisions of what is education, what are the methods of education. The author outlines the method of education "education by a positive example ". The author conducted a survey among cadets regarding the identification of psychological qualities that are considered positive by the cadets and the definition of negative personal qualities. The author has developed recommendations on the use of the method of "bringing up personal examples " in the implementation of pedagogical activity.

Keywords: upbringing; responsibility; will; upbringing methods; upbringing by example.

Каждый человек в той или иной ме- личной: ответственность как социаль-

ре обладает чувством ответственности. ное качество и ответственность как

Это необходимое качество для суще- профессиональное качество. Сотрудни-

ствования в социальной среде. При ки правоохранительных органов в силу

этом ответственность может быть раз- возложенных на них задач должны

обладать развитым чувством ответственности, как в социальной, так и профессиональной сферах. При этом лица, поступающие в образовательные учреждения ФСИН России, не обладают развитым чувством ответственности в силу возраста. Как правило, они недавно окончили школу и в силу юного возраста не обладают необходимым жизненным опытом. В этой связи важную роль играет деятельность педагогов по воспитанию чувства ответственности курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

Существуют различные методы воспитания чувства ответственности у курсантов. В данной статье будет рассмотрен метод воспитания чувства ответственности «положительным примером». Основная задача работы — сформулировать рекомендации по использованию данного метода в образовательных учреждениях ФСИН России.

Исследование проводилось с опорой на труды Н. И. Болдырева, Л. Ю. Гордина, Т. А. Ильиной, Т. Е. Конниковой, Ф. Ф. Королева, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко и др.

Нам близка позиция, высказанная И. Е. Максимовой: «Ответственность — качество личности, определяющее отношение и поведение человека на основе должного, характеризующееся способностью предвидения результатов своей деятельности и отвечать за нее». [3, с. 33].

Также представляется верной позиция, высказанная А. С. Макаренко о том, что воспитание ответственности — это «процесс по созданию и выработке устойчивых привычек поведения» [2].

В этой связи представляется правильным полагать, что задача педагогов состоит в создании системы воспитания и планомерном воздействии на курсанта с целью формирования правильных и социально полезных привычек и черт характер. Как говорил А. С. Макаренко, «в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян, но это никого не смущало» [3, с. 390.].

Существуют различные формы и методы воспитания. Следует согласиться с позицией, согласно которой «метод — путь реализации целей воспитания» [4]. При этом педагоги сталкиваются с проблемой соотношения воздействия на личность и самостоятельной активности личности. С одной стороны, процесс воспитания должен быть контролируемым и направляемым, с другой стороны, без самостоятельной работы над собой невозможно достичь необходимой рефлексии курсанта.

Методы воспитания можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы предполагают непосредственное воздействие на курсанта, таким будет являться метод «беседы», в рамках которой педагог объясняет курсанту значение тех или иных поступков. Воспитание «положительным примером»

является косвенным методом, суть которого сводится к тому, что курсант выступает в роли наблюдателя, который видит определенную модель поведения. В основе этого метода лежит концепция «идеальной формы», разработанная Л. С. Выготским [1]. Одной из идей данной концепции является стремление личности к определенному идеалу в культуре, определенной идеальной форме. При этом не стоит забывать рекомендации В. А. Сластенина, который отмечает, что «взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли педагога, выступающего руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся» [8].

При воспитании чувства ответственности методом личного примера педагог выступает в роли режиссера. Как справедливо отмечает П. И. Пидка-систый, педагогу необходимо воспитанника побудить к самовоспитанию [5]. Поэтому педагог лишь создает ситуацию для наблюдения и указывает, что определенная модель поведения является приемлемой. В случае успешности применения метода курсант начинает ассоциировать свое поведение и ролевую модель, предложенную педагогом, и стремится соответствовать ей. С. И. Розум отмечает, что «пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания [6, с. 245].

Одна из особенностей построения воспитательной деятельности в образовательных учреждениях ФСИН России состоит в возможности воспитания не только в рамках проведения занятий, но и других мероприятиях — праздничные построения, встречи с ветеранами и др.

Определим маркеры воспитания чувства ответственности у курсантов 1 курса и 3 курса Кузбасского института ФСИН России, проходящих обучение по специальности 40.03.01 Юриспруденция. Для этого рассмотрим и проанализируем два исследования: первое — Н. А. Самойлик, другое — автора данной статьи. Оговоримся сразу, что данное исследование является «пробным камнем» в рамках педагогического эксперимента, который будет проведен автором позже. Основные недостатки данного исследования в том, что исследовались разные группы курсантов, им задавались разные вопросы, и каждое исследование преследовало различные цели. При этом анализ позволяет понять общую картину, как происходит смена ценностей у курсантов с течением времени.

Н. А. Самойлик было проведено исследование мотивации к обучению у курсантов первого курса. Исследователь отмечает, что начало профессионального обучения связано с развитием познавательной мотивации у 32 % курсантов 1 курса одного из образовательных учреждений ФСИН России [7], что, по нашему мнению, является достаточно низким показателем. Интерпретиру-

ется данный показатель таким образом: лишь каждому третьему курсанту интересен процесс обучения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ответственное поведение находится на достаточно низком уровне.

Автором был проведен опрос курсантов 3 курса. Проведение опроса преследовало две цели: 1) понять, на правильном ли пути находятся педагоги, воспитывая курсантов, те ли качества выбраны курсантами в качестве жизненных ориентиров; 2) получить представление о том, что является для курсантов недопустимым, дабы не допустить ошибок, прививая чувство ответственности. В опросе приняло участие 77 курсантов. Опрос предполагал анонимность. Респондентам было предложено ответить в свободной форме на два вопроса:

1. Кто является для вас примером? Ответ поясните.

2. Поведение какой личности вы считаете не приемлемым для себя?

Курсанты не были ограничены рамками и могли выбрать любое лицо, как известное в широких кругах, так и нет. В результате опроса были получены следующие результаты.

Ответы на первый вопрос о положительном пример можно разделить на группы.

Первая группа. Родители (58%).

В подавляющем большинстве курсанты в качестве примера указывали отца, гораздо реже — мать, других родственников. Отец является примером, потому

что это волевая личность, которая может справляться с трудностями, при этом оказывает поддержку семье. Также респонденты отметили в качестве положительного качества отца готовность жертвовать своими интересами ради интересов семьи. Проявлением этого выступает чрезмерный труд в целях обеспечения определенного уровня жизни для семьи. В некоторых случаях выделяли такое качество, как способность создать положительную атмосферу в семье.

Вторая группа. Профессиональные спортсмены (34 %). Данный факт не должен вызывать удивление, так как многие курсанты занимаются спортом, и, соответственно, спорт является одной из основных сфер интересов. Респонденты отметили, что ценят у любимых спортсменов такое качество, как быть "self-made man" (человек, «сделавший себя сам»). Как правило, спортсмены, которых выбрали курсанты, являются скромными людьми, ведущими семейный образ жизни. Немаловажно, что эти люди начинали с низкого социального статуса и своим трудом и упорством добились высот. Еще одной отличительной чертой, указанной респондентами, является благотворительная деятельность, осуществляемая спортсменами.

Третья группа. Политики, общественные деятели, сотрудники правоохранительных органов (5 %). Респонденты отметили здесь такие каче-

ства, как честность, справедливость и принципиальность.

Четвертая группа. Исторические личности (2 %). Выделены качества, аналогичные третьей группе.

Пятая группа. Сотрудники института (1 %). Выделены качества, аналогичные третьей группе.

Можно предположить, что респонденты определяют ролевую модель, обладающую похожими исходными данными. Например, курсантам близки спортсмены — выходцы из социальных слоев общества, не обладающих большим материальным достатком. Названные респондентами люди достигли выдающихся успехов благодаря силе воли и трудолюбию. Аналогичные качества можно проследить и в отношении фигуры отца. Таким образом, можно предположить, что курсантам близки люди, у которых развито чувство ответственности, как перед семьей, так и социумом.

Рассмотрим ответы о примерах, которые курсанты оценивают как негативные.

Самый популярный ответ (38 %) можно свести к фразе «затрудняюсь назвать личность, к которой я отношусь негативно, но могу выделить человеческие качества, для меня неприемлемые». Таковыми качествами были названы лицемерие и отсутствие принципиальности.

Вторую группу образуют политические и общественные деятели (27 %). Негативное отношение связано

с тем, что «их слова расходятся с их поступками».

Третья группа — представители творческих профессий и спорта (25%). Ответ аналогичен предыдущему: «публичный образ не соответствует реальному».

В четвертую группу входят сотрудники института (10 %) в связи с их несправедливым отношением к подчиненным.

Таким образом, можно утверждать, что негативные, по мнению курсантов, качества связаны с тем, что обладающие ими личности не имеют развитого чувства ответственности.

Главный вывод из этого видится в том, что с 1 по 3 курс курсанты проходят определенный путь становления и взросления, и из незрелой личности превращаются в достойных сотрудников правоохранительных органов. В этом становлении важную роль играет работа педагогов, работающих с курсантов.

Одним из действенных методов воспитания является метод воспитания личным примером. В этой связи выделим принципы использования данного метода.

1) Необходимым условием воспитания чувства ответственности является наличие доверительных отношений

между педагогом и курсантом. По нашему мнению, в рамках уголовно-исполнительной системы существует два вида авторитета — авторитет личности и авторитет должности. Если

курсант уважает педагога как личность, то эффект от воспитательного воздействия будет гораздо выше, нежели если педагог воспринимается как должностное лицо, которому курсант обязан подчиняться.

2) В отношениях между педагогом и курсантами должна присутствовать откровенность и справедливость. Курсанты понимают, что в силу своего должностного положения обязаны совершать действия, которые не всегда им хочется совершать, и они готовы к этому, но при этом необходимо, что требования предъявлялись ко всем без исключения, и спрос за нарушения был одинаков. При этом необходимо помнить, что сложно требовать откровенности, не будучи откровенным самому.

3) При воспитании чувства ответственности необходимо, чтобы ведущая роль принадлежала педагогу. Роль педагога должна сводиться к

направлению курсанта и созданию условий для самовоспитания. Причем необязательно, чтобы сам педагог выступал в роли примера, допустим и пример «извне». Например, педагог знает, что курсанты, которых он воспитывает, увлекаются спортом. Обладая этим знанием, педагог может составить беседу следующего содержания: «Ребята, вы знаете, кто такой Валерий По-пенченко? Это олимпийский чемпион по боксу. Так получилось, что он воспитывался в неполной семье, его отец, будучи военным летчиком, умер во время Великой Отечественной войны. Кстати, он, как и многие из вас, заканчивал суворовское училище...».

Таким образом, воспитание положительным примером является эффективным методом при формировании чувства ответственности у курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

Литература

1. 2. 3.

4.

Выготский, Л. С. Психология искусства. — М., 1987.

Макаренко, А. С. Педагогическая поэма // Собр. соч.: в 8 т. — М., 1983. — Т. 3. Максимова, И. Е. Психологические условия организации процесса воспитания ответственности как личностного качества младших школьников из неблагополучных семей // Научный диалог. — 2012. — Вып. 1.

Педагогика школы : учеб. пособ. для студ. пед. инст / под ред. чл. кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977. 5. Педагогика : учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2008.

Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. — СПб., 2000.

Самойлик, Н. А. Динамические характеристики становления системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций

6.

ФСИН России // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2018. — № 3 (3). 8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 3-е изд., стериотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Сведения об авторе

Косарев Кирилл Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: writer99@mail.ru

Information about the author

Kosarev Kirill Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the lecturer of the Chair of Civil Law. E-mail: writer99@mail.ru

УДК 1.091

© Куликов М. В., 2019

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕФИЛОСОФСКИХ

ВОЗЗРЕНИЙ ДЖОНА ЛОККА И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ РАННЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В статье рассматриваются педагогические и философские идеи Джона Локка, связанные с формированием нового взгляда на воспитание ребенка и шире — на природу человека, сложившиеся в эпоху раннего Просвещения в Англии. Представлен вывод, что эмпиризм Дж. Локка приводил его к представлению о воспитании как способе формирования субъекта — носителя естественных прав и свобод, что выступало основой его либеральных воззрений.

Ключевые слова: воспитание; Просвещение; Джон Локк; эмпиризм; естественные права человека.

© Kulikov M. V., 2019

THE RELATIONSHIP OF PEDAGOGICAL AND PHILOSOPHICAL VIEWS OF JOHN LOCKE AND THE FORMATION OF A NEW VIEW OF MAN IN THE ERA OF THE EARLY ENLIGHTENMENT

The article discusses the pedagogical and philosophical ideas of John Locke, associated with the formation of a new look at the upbringing of a child and, more broadly, on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.