Научная статья на тему 'Методология социально-философского анализа ценностей'

Методология социально-философского анализа ценностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1033
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ПРИНЦИПЫ / СПОСОБЫ / METHODOLOGY / VALUES / PRINCIPLES / METHODS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бормотов Игорь Владимирович

Рассматривается методология, которая объективно раскрывает проблемы становления ценностей, ценностных ориентаций и ценностного сознания, являющихся основным мировоззренческим каркасом каждого человека. Специфика методологического анализа позволяет создать необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия природы ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SOCIO-PHILOSOPHIC ANALYSIS OF VALUES

The article deals with the methodology, which objectively reveals the problems of value setting, value orientation and value consciousness the ones being the base of everyone’s world outlook. The methodology analysis makes it possible to create conditions for deeper revealing of values nature. Besides, the aim of methodological reflection is studying the human values and values orientation, their peculiarities, ties and characteristic features. Under the methodological base of values research we mean, first of all, the principles and ways of scientific research, and that is: historism, succession, objectiveness, complementarity, causality, substantial integrity, consistency and dialectics.

Текст научной работы на тему «Методология социально-философского анализа ценностей»

УДК 1(091) +(316.6)

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

ЦЕННОСТЕЙ

И.В. Бормотов

Рассматривается методология, которая объективно раскрывает проблемы становления ценностей, ценностных ориентаций и ценностного сознания, являющихся основным мировоззренческим каркасом каждого человека. Специфика методологического анализа позволяет создать необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия природы ценностей.

Ключевые слова: методология, ценности, принципы, способы.

Становление новой научной теории о ценностях представляет собой совокупность принципов, определяющих направленность деятельности, мотивацию человеческих поступков. Ценность невозможна без оценочной деятельности человека, который по ценностным параметрам отбирает новое, жизнеспособное и культивирует его. При этом конечный результат этой деятельности зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что направлена эта деятельность (объект), но и от того, как совершается этот процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть методология.

Под методологией в философии принято понимать «систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [8, с. 359], «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке», и «область знания», изучающую средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности» [9, с. 258].

Современная философская мысль для исследования действительного мира располагает разнообразной методологической базой, которая по мере накопления новых знаний и представлений о мире и человеке постоянно расширяется и в определенной степени совершенствуется, что оказывает непосредственное влияние на живую творческую работу и активность ученых. Как справедливо подчеркивает И.В. Рынковой «...проблема ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке» [6, с. 74].

При этом философия как научная дисциплина, имеющая свой методологический базис и свои специфические методы и средства познания, испытывает на себе троякое влияние со стороны различных факторов:

- общих социокультурных условий жизни;

- гносеологических, эпистемологических, методологических исследований;

- теоретических подходов, моделей и концепций, развитых в рамках аксиологии как направления современной философии.

Самой существенной и актуальной проблемой философии на сегодняшний день является выработка ею той методологии, которая объективно раскрывала бы проблемы ценностей, ценностных ориентаций и ценностного сознания, являющихся основным мировоззренческим каркасом каждого человека. Следует отметить, что система ценностей так сложно вплетена в ткань его установок, стремлений, ориентаций, мышления, что возникает множество исследовательских вопросов относительно предмета и методов философского исследования.

В методологических основаниях современной философии как науки можно выделить следующие основные элементы теории:

1) исходные предпосылки и основания, которые включают в себя фундаментальные принципы, понятия и категории;

2) идеализированные объекты в качестве абстрактных схем и моделей, отражающих существенные свойства и связи изучаемого предмета;

3) логику исследования как совокупности определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания;

4) философские установки и ценностные факторы;

5) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Представленные элементы позволяют выделить социальные аспекты ценностей, которые выступают в следующем качестве:

- исследование общественного характера ценностей показывает, что именно целостный человек, который активно утверждается через творчески преобразующую мир и деятельность, должен находиться в центре любого исследования;

- отношение человека и общества реализуется в объективной преобразующей деятельности, характер которой к настоящему времени достаточно прояснен. Так, например, можно согласиться с мнением А.И. Яценко о том, что «будучи обусловлены биологической и социальной природой человека и способом его бытия, складываясь в процессе его деятельности, потребности и интересы выступают как объективные детерминанты воли, желаний, целей человека» [10, с. 107-108];

- изучение в социальной философии ценностей традиционно связано с рассмотрением взаимосвязи объективных и субъективных факторов;

- существование понятия «ценность» возможно только в качестве социального продукта, который возникает в процессе человеческой деятельности и является одной из ее характеристик;

- рассмотрение человека и форм его существования должно опираться на методологическую базу, которая наиболее адекватно отражала бы существо философского подхода к нему и позволяла выявлять и изучать соответствующие условия и факторы его самоутверждения.

Заявивший о себе в философии методологический плюрализм создает необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия природы ценности [3, с. 100]. Множество равноправных концепций ценностей свидетельствует о ее развитии как науки, так и личности самого исследователя. Справедливо считается, что периоды борьбы альтернативных теорий и концепций выступают для различных областей наук самыми плодотворными периодами. А сами истоки этих альтернативных теорий и концепций коренятся в различных мировоззренческих и методологических позициях ученых.

При этом характерной чертой в раскрытии феномена ценности остается постоянная методологическая рефлексия, которая направлена на изучение ориентаций человека, выявление их специфики, свойств и связей, всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные феномены. Также следует иметь в виду, что хотя философия по сути своей рациональна, однако, в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии. Это особенно характерно для религиозно-философских учений, которые разрабатывали теории ценностей и норм поведения, связанных с раскрытием человека как в микрокосмосе, так и в макрокосмических проявлениях [4, с. 14-20]. В качестве примера феноменологического подхода к данной проблеме можно указать статью Р.К. Омельчук [5].

Таким образом, исходя из традиционных требований к социальнофилософскому познанию и принимая во внимание специфику исследования ценностей, под методологическими основами следует подразумевать, прежде всего, принципы и способы (методы) научного познания. Кроме того, важным и необходимым компонентом «методологического блока» является разработка, уточнение и обоснование понятийно-категориального аппарата. В результате последний должен представлять собой системное образование, так как система - это отграниченная от других социальных образований целостность, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих устойчивое единство и базирующихся на интегральных свойствах, отношениях и закономерностях.

На основе общих философских категорий и средств, а также ее понятийного аппарата осуществляется рассмотрение ценностей сквозь призму основных принципов науки, которые объединены в следующие группы:

Первая группа включает принципы: объективность, детерминизм, всеобщая связь и развитие. Они обуславливают наиболее глубокие сущностные признаки и свойства объекта познания.

Вторая группа содержит логико-гносеологические принципы, связанные с процессом познания и мышления. К ним относятся принципы: отражения, взаимосвязи исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирования, формализации, системности, единства теории и практики.

Третья группа включает принципы социально-философского ряда. Они позволяют осуществить построение теоретической модели процессов или явлений социальной жизни. На основе использования социальнофилософских принципов разрабатываются концепции личности, общества, государства, общественного сознания.

Важнейшими принципами исследования ценностей являются: принцип взаимосвязи рационалистического и эмпирического; принцип субъектно-объектных связей, рациональной реконструкции, обособления и общения; принципы сущего и должного; принцип взаимосвязи общественного и индивидуального сознания и др. Все они проявляются взаимосвязанно, образуя систему.

Исходя из требований социально-философского исследования и специфики анализа аксиологических явлений под методологическими основами следует понимать, прежде всего, принципы и способы (методы) научного познания ценностей. Одним из важных и необходимых компонентов «методологического блока» является разработка, уточнение и обоснование понятийно-категориального аппарата, в качестве которого должно выступать системное образование, представляющее собой ограниченную целостность, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих устойчивое единство и основанное на интегральных свойствах, отношениях и закономерностях.

Потребности социальной практики неизбежно приводят к возникновению и формированию принципов методологии целостного исследования [2] общественных явлений вообще и ценностей конкретного человека в особенности, среди которых можно выделить следующие:

- общедиалектические принципы исследования предметов и процессов, общества и его социальной сферы, которые включают в себя принцип развития, принцип всеобщей связи и взаимозависимости явлений, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип объективности, принцип целостности, принцип всесторонности и др., анализу которых посвящен достаточно большой спектр философской литературы;

- принцип историзма [1, с. 9], рассматриваемый применительно к социальной действительности как становящейся и развивающейся во времени или как изменяющейся в конкретно-исторических условиях и связях. Даже самые захватывающие факты и события, собранные исследователем, оставаясь обособленными друг от друга, не могут удовлетворить науку. Другое дело, когда найденные факты выстраиваются в единую вереницу событий, ведущую нас из прошлого в настоящее, вплоть до нашего време-

ни, и показывают ценностный процесс - конкретный, последовательный и непрерывный;

- принцип объективности. Выделяют следующие два аспекта объективности социального знания. Если в первом аспекте объективность понимают как адекватность знания внешнему миру, то во втором она связана с положением о том, что на каждом этапе человеческого познания присутствует момент относительной истинности ценности. Первая трактовка связана с эпистемологической объективностью, вторая - объективно рассматривает отстраненность ученого от тех или иных субъективных предпочтений, его беспристрастность по отношению к оценке результата научного исследования, свободу от групповых и иных интересов. Эта трактовка связана с социальным и аксиологическим аспектами науки;

- принцип преемственности, выражающий неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях. Объективной основой преемственности в науке является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими ему противоречиями. Воспроизведение реально развивающихся объектов, осуществляемое в процессе познания, также происходит через диалектически отрицающие друг друга теории, концепции и другие формы знания;

- принцип дополнительности. В силу того, что одна (любая) методологическая парадигма не в состоянии раскрыть и описать все стороны понятия «ценность», целесообразно для более достоверного и адекватного его анализа использовать несколько методологических подходов. Например, онтологический, гносеологический, аксиологический, системный, социальный подходы, которые необходимы для более полного обоснования дефиниции анализируемого понятия. Данный принцип обладает ярко выраженными эвристическими возможностями, в качестве которых могут выступать следующие положения:

- выражение диалектической направленности, которая по своей сути свидетельствует о незаконченности, неопределенности, становлении и развитии объективного мира и знания о нем;

- осуществление единства действительного и потенциально возможного;

- развитие в любой предметной области как выражение невозможности адекватного ограничения ее в едином мире, принцип дополнительности является онтогносеологическим основанием для существования множественности в одной и той же предметной области;

- формирование динамичности и взаимопереходов категорий «вещи

- свойства - отношения», констатирование факта, что свойства проявляются в отношениях;

- принцип причинности. В философии данный принцип должен учитывать «антропоцентристскую ориентацию», то есть то, что в ней задается вопрос о каузальном значении человеческих действий, где присутствует неизбежно много субъективных моментов (социальные или иные ценности, феномен «борьбы мотивов», цели, желания индивида, его намерения). Они-то и могут в значительной мере изменить отношение человека к выбору тех или иных ценностных ориентаций;

- принцип содержательной целостности, включающий в себя философское обоснование социального процесса, его проблемное соответствие реальной жизни. Дело в том, что одной из важнейших проблем общества является его неспособность подготовить человека к реальной жизни. Это, в свою очередь, вызвано частичностью и фрагментарностью самого образа человека, который формируется современной наукой.

В рамках данного принципа в качестве одного из актуальнейших направлений реформирования системы ценностей и человека может стать замена парадигмы «от простого к сложному» принципом «от целого к части». Одним из реальных направлений «возврата к целостности» является возможность обращение к системному подходу;

- принцип системности [7, с. 28]. Он лежит в основе методологии исследования ценностей, придает процессам их интеграции и дифференциации не только более глубокий и содержательный, но и более целенаправленный характер, определив тем самым новые многовариантные направления в их становлении и развитии. Этот принцип становится, таким образом, определяющим в современной философии и методологии науки.

Системность - эволюционная идея, становление и оформление которой сопровождалось глубокими качественными изменениями не только непосредственно в ее содержании, но и, что не менее важно и значимо, в ее методологическом обосновании, а соответственно и интерпретации, онтологической или гносеологической. Онтологическая интерпретация состоит в рассмотрении системности, упорядоченности, организованности как изначальных свойств, присущих самим объектам. Задача ученого состоит в том, чтобы выявить, обнаружить эти свойства и разработать соответствующий понятийный аппарат, посредством которого можно описать, объяснить и типологизировать систему. Сконструированная логическим путем она представляет собой лишь образ реальности, ее более или менее адекватное отражение. При гносеологической интерпретации природный и социальный мир представляется бессистемным, неупорядоченным, лишенным каких-либо закономерных связей, отношений, взаимозависимостей. Все в нем случайно, спонтанно и неопределенно. Систему способен сконструировать лишь разум. Поэтому принцип системности - это свойство не

объективной, а субъективной реальности, формирующейся сознанием в процессе научного исследования.

Данный принцип имеет следующие императивы:

- всесторонность требует разграничения внешних и внутренних элементов системы, сущность которой проявляется в раскрытии формы и содержания, случайности и необходимости;

- субстанциальность избегает крайностей установки на всесторонность, необходимо придерживаться стремления к охвату самых важных, необходимых свойств социальных явлений, выделять их интегративную составляющую, от которой зависит процесс объективации сущности предмета;

- детерминизм позволяет отделить закономерные связи от случайных уже на уровне явлений, установить зависимости, т.е. осуществить движение к казуальным связям, показать их как процесс, идущий от следствий к причинам. Можно сказать, что данный императив системного принципа через познание причин ведет к рассмотрению ценностей как социального объекта.

Таким образом, рассмотрение общих методологических принципов познания ценности позволяет представить это понятие как сложное, многогранное, целостное, взаимосвязанное и развивающееся явление, которое функционирует в определенных временных и пространственных границах.

Список литературы

1. Арзамаскин Ю.Н. Принцип историзма в научном исследовании // Вестник Военного университета, 2011. № 3(27). С. 7-11.

2. Баяндин А.В. Генезис методологического принципа [Электронный ресурс] URL: http: // baiandin.narod.ru/Genezis.pdf (дата обращения: 14.02.2014).

3. Вильданова Г.Б., Вильданов Х.С., Сиргалина Л.Р. Особенности методологии аксиологических исследований // Вестник ЧелГУ. Научный журнал. Философия, социология, культурология, 2007. № 4. С. 91-102.

4. Журавлев М.С. Религиозно-технократическая конфронтация в идеях русского космизма // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 14-20.

5. Омельчук Р.К. Феноменология веры как ценностного отношения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ. 2011. С. 65-74.

6. Рынковой И.В. Духовность личности как онто-гносеологическая проблема // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ. 2011. С. 74-83.

7. Толпыкин В.Е. Системность как методологический принцип современной постнеклассической науки // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 27- 30.

8. Философский энциклопедический словарь / ред. С.С. Аверинцев,

Э.А. Араб-оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 1989. 815 с.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. 560 с.

10. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 275 с.

Бормотов Игорь Владимирович, канд. филос. наук, доц., benaris1954@yandex. ru, Россия, Тула, Филиал финансового университета при Правительстве РФ.

METHODOLOGY OF SOCIO-PHILOSOPHIC ANALYSIS OF VALUES

I.V. Bormotov

The article deals with the methodology, which objectively reveals the problems of value setting, value orientation and value consciousness - the ones being the base of everyone’s world outlook. The methodology analysis makes it possible to create conditions for deeper revealing of values nature. Besides, the aim of methodological reflection is studying the human values and values orientation, their peculiarities, ties and characteristic features. Under the methodological base of values research we mean, first of all, the principles and ways of scientific research, and that is: historism, succession, objectiveness, complementarity, causality, substantial integrity, consistency and dialectics.

Key words: methodology, values, principles, methods.

Bormotov Igor Vladimirovich, PhD (Philosophy), Associate Professor, benaris1954@yandex.ru, Russia, Tula, Tula Branch of Financial University of the Russian Federation Government.

УДК 122/129

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЛЫКИ ТЕОДИЦЕИ С.Л. ФРАНКА

Г.В. Валеева

Рассматривается проблема теодицеи в учении одного из представителей русской религиозной философии, С.Л. Франка. Рассматриваются концепция всеединства мыслителя, категории добро и зло, смысл и бессмысленность мира, Абсолют, проблема свободы выбора. Рассматривается вопрос о существовании зла в мире и мере ответственности за зло человека, а также согласование идеи Благого и Всемогущего Бога с наличием мирового зла.

Ключевые слова: теодицея, добро, зло, благо, свобода выбора, ответственность, оправдание Бога.

Философское учение С.Л. Франка представляется своеобразным и оригинальным для русской философии ХІХ-ХХ вв. В учении мыслителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.