УДК 304.2
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бормотов Игорь Владимирович,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал, заведующий кафедрой философии, истории и права, кандидат философских наук, доцент, г. Тула, Россия. E-mail: [email protected]
Хмара Юрий Николаевич,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры политологии, истории и философии, кандидат политических наук, доцент, г. Челябинск, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация Статья посвящена социально-философскому обоснованию специфики и содержания ценностей российской молодежи. В ней анализируются специфические отличия ценностей молодежи от социальных ценностей. Выясняется единство объективной и субъективной сторон природы ценностного отношения, которое можно понимать в качестве особого характера независимости от субъекта, то есть в смысле подчиненности ценностных отношений законам социального развития. Предлагается методология исследования ценностей современной российской молодежи посредством анализа их содержания. Для этого в статье используется целый ряд взаимосвязанных подходов: онтологический, гносеологический, аксиологический, системный и социальный.
Ключевые понятия: ценность, специфика, содержание, молодежь, объективное, субъективное.
В современных условиях изучение новых аспектов в раскрытии специфики и содержания ценностей связано с переосмыслением аксиологических оснований современного бытия и мышления, а также с необходимостью увязки теории ценностей с системой общественных потребностей и интересов социального развития. Исследование данных моментов следует отнести к выяснению сущности ценностей современной российской молодежи.
При рассмотрении ценностной проблематики в философской литературе выделяется ряд подходов. В одном случае это связывают с признанием объективного характера ценностей, на который наслаиваются субъективные свойства [7, с. 81]. В другом - ценность определяется в качестве единства объективного и субъективного, при этом саму объективность понимают так, что ценностные явления формируются помимо воли и желания человека. Данный подход очень распространен, но он подвергался и подвергается обоснованной критике, как механистический.
Реальные факты и события, свойства и вещи не только воспринимаются, познаются людьми, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Единство объективной и субъективной сторон природы ценностного отношения можно понимать и в смысле особого характера независимости от субъекта, то есть в смысле подчиненности ценностных отношений законам социального развития. Мы придерживаемся данной точки зрения, поскольку объективный момент в ценностях опосредован потребностями и интересами субъекта. Исследуя природу ценностей, необходимо сделать вывод, что субъективный момент возрастает на протяжении переходов от потребности к интересу и от интереса к ценности. Ценность вообще может существовать в виде субъективной структуры личности, равно как и в форме объективированных отношений в виде некоторых свойств результатов человеческого труда. Но противопоставление различных форм ценностей (материальных, духовных, общественных, групповых, личных, религиозных, политических и т.д.) и представление одной из них в качестве истинной неправомерно, потому что само содержание ценностного отношения едино. Оно представляет собой человеческое измерение явлений природной и социальной действительности. Другими словами, понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и
духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это означает, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в ее взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Отношение личности к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В мировоззрении личности научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве.
Таким образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры и подразумевает определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека или человечества. «Ценность» - одна из особенных характеристик жизнедеятельности людей и социума.
Научный анализ сущности ценностей предполагает выделение важнейших их черт и особенностей. Наиболее плодотворный путь решения этой задачи - уяснение места и роли данного феномена в социальной философии.
Прежде всего, следует отметить, что ценности молодежи представляют собой часть целого. Они являются одним из видов социальных ценностей и характеризуют собой разнообразные мировоззренческие и социальные позиции различных субъектов. Вместе с тем это не простая, а специфическая часть социальных ценностей, в которой своеобразно взаимодействует общее и особенное.
В методологическом отношении важным является вопрос о роли ценностей молодежи в общей системе социальных ценностей. Его решение заключается в том, что, выступая стороной, аспектом, срезом практической деятельности, ценности в то же время обладают уникальным свойством направлять эту деятельность на реальные поступки и дела. Это обусловлено тем, что практически любой акт социальной и профессиональной деятельности сопровождается ценностными отношениями. Так, например, Г.П. Выжлецов в своей статье приводит слова американского ученого Г. Лассуэла о том, что «ценность напоминает атмосферное давление, которое невозможно увидеть, но все его чувствуют» [4, с. 57]. Эта неуловимость ценностей, вызы-
вающая основные затруднения философов, объясняется сложным, многоуровневым характером их бытия. Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь. Все сказанное позволяет увидеть, как в ценностях сложно переплетается объективное и субъективное содержание деятельности и сознания.
Чем же отличаются ценности молодежи от других видов социальных ценностей. Для того чтобы показать специфические отличия ценностей необходимо в качестве оснований взять те или иные критерии, по которым и можно проследить их специфику.
1. По субъекту. Ценности делятся в зависимости от субъекта на глобальные, социальные, групповые и индивидуальные. Основным носителем ценностей современной российской молодежи является социальная группа, которая имеет такие ярко выраженные признаки, как: психовозрастной аспект, собственная культура, субъектно-объектные отношения, ориентации на будущее (футу-рологический аспект) и наличие собственной системы ценностей. Ценности современной российской молодежи, с одной стороны, ориентируются на глобальные, социальные ценности мирового сообщества и социума, а с другой - имеют свою уникальность, неповторимость и особенность формирования. Своеобразие ценностей молодежи проявляется и в том, что они ориентированы и на настоящее и на будущее одновременно.
2. По форме выражения. Выделяют следующие типы ценностей: социальные, политические, правовые, моральные, эстетические и религиозные. Следует отметить, что все они в той или иной мере присутствуют в сознании молодежи, наполняя при этом в разной пропорции ценностный мир молодых людей. По мнению Д.А. Леонтьева, можно выделить три формы существования ценностей:
1) идеальные ценности - выработанные общественным сознанием и обобщёнными представлениями о совершенстве;
2) предметно воплощённые - зафиксированные в культуре выражения ценностных идеалов, реализующихся посредством человеческой деятельности (причём воплощением их может выступать либо сам процесс деятельности - деяние, либо объективиро-
ванный продукт деятельности - произведение);
3) личностные - ценностная система субъекта, выступающего средством осознания значимости предмета или явления для удовлетворения его потребностей [6, с. 22-24].
Форма всегда соотносится с содержанием, в этом отношении содержание является наиболее подвижным и изменчивым. Если использовать это соотношение применительно к ценностям, то в качестве формы будет выступать понятие «ценность», а его содержание будет постоянно наполняться новым смыслом. Следует заметить, что форма и содержание в ценностном отношении могут меняться местами, это связано с тем, что новая форма может задать очередной предел для развития содержания. Диалектика формы и содержания позволяет ценностям постоянно изменяться.
3. По механизму регулирования. Ценности являются важным звеном в регуляции поведения современной российской молодежи наряду с мотивами, оценками, поступками, нормами и результатам [2, с. 10-11]. Ценности существуют и функционируют объективно в практике социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве целей и идеалов, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние молодых людей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь.
Специфика процесса формирования ценностей такова, что отраженные в сознании молодых людей социальные требования общества и молодежной субкультуры сличаются с наличной субъективной системой позитивно или негативно окрашенных знаний, логических образов и представлений. В этом плане ценности молодежи выступают в качестве критериев оценки, ориентиров, указывающих на возможные пути и средства реализации принимаемых решений в процессе получения образования, начала трудовой деятельности, создания семьи и т.д. В качестве оснований оценки здесь используются потребности и мотивы. При этом оценочная деятельность предстает в качестве процесса, который наполняет ценностным содержанием поведение молодых людей.
4. По сфере регулирования. Ценности молодежи в отличие от других видов ценностей определяют не только форму и условия реализации побуждений молодых людей, но и сами становятся источниками их целей. Они имеют свою четко очерченную сферу, в которой осуществляется процесс их
целеполагания, упорядочения и осмысления путем сопоставления сущего и должного в современной системе социальных координат. Ценности современной российской молодежи дают основания для выбора целей и средств, с помощью которых определяются границы развертывания действия, таким образом, ценности не только регулируют, но и направляют эти действия. Это позволяет им определять жизненную перспективу и «вектор» развития различных групп молодежи.
Важной методологической проблемой исследования ценностей современной российской молодежи является анализ ее содержания. Следует учитывать, что оно исторически подвижно, изменчиво, релятивно, и каждая эпоха накладывает на него свой неповторимый отпечаток. Вместе с тем среди ценностей молодых людей наблюдается определенная преемственность, благодаря чему многие из них выдержали проверку временем и практикой. Поэтому общая картина аксиологического развития известных нам формаций и цивилизаций необычайно противоречива: периоды прогресса сменяются периодами падений и кризисов. Для того чтобы понять причины этих процессов, необходимо их ценностное измерение.
В исследовании содержания ценностей современной российской молодежи целесообразно использовать ряд взаимосвязанных подходов.
Онтологический подход. Его суть состоит в онтологизации ценностей, бытие которых подчинено особым законам, отличным от законов бытия материального мира, базирующихся на эмпирической очевидности надындивидуального существования и исходящем от них императиве долженствования, не укладывающемся в естественно-природный детерминизм материального мира. Происходит объективация ценностного содержания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Это происходит потому, что общечеловеческое и объективное - несоразмерные понятия. Если общечеловеческое соотносится с личностным, то объективное с субъективным.
Ценности представляют собой как социальное, так и личностное явление, в котором диалектически взаимодействуют объективное и субъективное. Научный подход к анализу соотношения объективного и субъективного в ценностях предполагает уяснение содержания и особенностей каждой из сторон.
Содержание объективной стороны проявляется в том, что ценности воспринимаются молодыми людьми как определенные,
«объективные» требования общества или молодежной субкультуры, благодаря которым ценности выступают в качестве императивов поведения молодых людей. Объективная необходимость функционирования ценностей имеет, по крайней мере, два аспекта. С одной стороны, она детерминирована существующими в обществе нормами, правилами и профессиональными кодексами поведения. С другой стороны, ценности выступают объективными, независимыми от наших желаний и склонностей источниками мотивации нашего поведения. Вполне естественно было бы предположить, что объяснение объективной необходимости ценностей должно охватывать оба эти аспекта, однако на практике, оказывается, очень сложно совместить их в одной теоретической конструкции, и если один аспект получает объяснение в той или иной концепции, то второй, как правило, остается необъясненным. Это и есть свидетельство необычайной сложности объекта исследования.
Ценности современной российской молодежи складываются не только под влиянием и в результате социальных требований, но и благодаря творческой активности молодых людей, их мотивов, целей, установок, способности принимать самостоятельные решения, все это вместе взятое составляет субъективную сторону онтологического подхода.
Определяющим началом ценностей является человек, его достоинство, самоценность, внутренние установки, интересы, личностные предпочтения, самобытность и т.д. Ценности выражают «внутренний код, шифр всей полноты информации о субъекте, выносимой в мир, выражая его стремление к присутствию, раскрытию и усовершенствованию собственной природы» [1, с. 17].
Игнорирование или недооценка субъективных возможностей в реализации ценностей молодежи ведет к ограничению ее прав и свобод в обществе и как следствие - к обособлению от него. Это приводит к тому, что молодые люди начинают утрачивать общекультурные, национальные и ценностные характеристики и становятся более экстремальной и агрессивной группой по отношению к внешнему миру и другим поколениям. Возвышение же молодых людей над «простым удовлетворением влечений и инстинктов» делает их «творцами ответственности», способными «даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей» [8, с. 118].
Единство объективной и субъективной сторон онтологического подхода представляет собой непрерывный процесс возникно-
вения и разрешения противоречий между ними, что дает импульс, источник саморазвития ценностей современной российской молодежи.
Гносеологический подход охватывает довольно широкий спектр вопросов. Вот лишь некоторые из них: являются ли ценности отражением материального бытия или самостоятельной сущностью, субстанцией; насколько полно и адекватно можно познать ее; какова структура ценностей и критерии ее определения применительно к конкретным обстоятельствам.
В результате этого в сознании молодых людей возникает определенная совокупность представлений, знаний, убеждений и эмоций, составляющих ценностный потенциал молодежи и позволяющий ей, с одной стороны, оценивать смысл и значимость социальных требований и предписаний общества, а с другой - вырабатывать собственное отношение к ним и свободно выбирать тот или иной способ поведения.
В научной литературе и общественном сознании длительное время складывались различные подходы к осмыслению гносеологических вопросов, связанных с природой и сущностью ценностей. Так, например, ценности молодых людей ориентируются в большей степени на предпочтения разных по своей направленности молодежных групп или субкультур, чем на общепринятые критерии культуры и нравственности. Оценивая их не абстрактно, а, соизмеряя с тенденциями развития общественных процессов, гуманистическими идеалами, важно понимать, могут ли они иметь негативный вектор личностной и социальной направленности, могут ли ценности быть контрпродуктивными по отношению к культуре, благу людей, общественному прогрессу. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Какую бы природу ни имели ценности (религиозную, нравственную, философскую, научно-рациональную, эстетическую), они, прежде всего, воспринимаются и оцениваются молодыми людьми как в позитивном контексте, так и в негативном.
Аксиологический подход к ценностям молодежи позволяет выявить, каковы возможности преобразования ценностей в культурные новации, какие позитивные и негативные явления присущи социальной реальности, как осознать происходящие в ней сдвиги и перемены; определить, какие ценности сегодня детерминируют ее развитие. Все это обуславливает возрастание интереса к изучению проблемы ценностей молодого поколения России, процессы, про-
исходящие в ценностном сознании молодежи. Аксиологический анализ этой проблемы представляет огромный научный и практический интерес - достоверное знание о том, какие ценности являются ориентиром для молодежи, позволяют прогнозировать дальнейшие перспективы развития российского общества и в конечном итоге предвидеть ближайшее и весьма отдаленное будущее страны.
Молодые люди живут в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, они ставят перед собой задачи, принимают решения, реализуют свои цели. При этом их отношение к окружающему миру (обществу, природе, самим себе) связано с двумя видами оценки - практической и абстрактно-теоретической (познавательной). Роль связующего звена между практической и познавательной оценкой выполняет аксиологический подход.
Его суть состоит в том, что ценности молодых людей вне социальной реальности существовать не могут, так как они представляют особый тип значимости предметов и явлений. Ценности являются производными от соотношения общества и человека. Они имеют причудливую конфигурацию и специфически проявляются во взаимодействии молодых людей; «младшие поколения демонстрируют большую ориентацию на постматериалистические ценности, нежели старшие» [3, с. 47]. Это обусловлено тем, что в молодости человек получает образование, создает свою семью и строит собственную карьеру; в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов; позднее он оценивает себя и окружающих, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный «временной локус» ценностей в молодом, среднем и пожилом возрасте, в качестве источников их направленности будут выступать будущее, настоящее или прошлое. В этом контексте можно упрощенно показать ценности адаптации, социализации и индивидуализации, отражающие ориентацию соответственно на прошлое, настоящее и будущее.
К числу основных аксиологических принципов, определяющих выбор российской молодежи, относятся:
- равноправие всех философских взглядов в рамках ценностей молодежи (при сохранении разнообразия ее культурных и этнических особенностей);
- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
- равенство молодых людей, их прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.
Системный подход к анализу ценностей современной российской молодежи представляет собой одну из форм методологического знания, связанного с исследованием, проектированием и конструированием объектов как систем [5, с. 137-138]. Он включает в себя несколько направлений:
- системное изучение предметов и явлений, которые имеют ценностное содержание;
- системный анализ ценностей основывается на их закономерности, взаимозависимости, иерархичности и координации в системе, устойчивости и существенности их связей и взаимоотношений;
- системно-содержательный анализ ценностей позволяет вскрыть их совокупность в качестве элементов предмета исследования, которые составляют его содержание;
- системно-функциональный анализ ориентирует на рассмотрение различных аспектов проявления системы, ее взаимодействия с другими системами (внешний аспект функционирования), взаимодействия элементов самой системы (внутренний аспект функционирования).
В методологическом плане целесообразно рассматривать ценности молодежи именно в качестве системы, которая представляет собой относительно самостоятельное целостное явление, осуществляющее свое развитие в результате воздействия внутренних и внешних дестабилизирующих факторов.
Особенностью системного подхода при изучении ценностей является:
- выявление условий и факторов, приводящих к организации и взаимодействию элементов в системе;
- определение специфических оснований, связей и взаимозависимостей в системе;
- обнаружение противоречий формирования и функционирования системы;
- обоснование основных направлений развития системы ценностей.
Социальный подход к ценностям молодежи предполагает изучение данного феномена с точки зрения конкретно-исторического характера, вовлеченности в сферу социальных отношений молодых людей.
В процессе реализации рассматриваемого подхода появляется реальная возможность исследовать эффективность влияния ценностей на различные сферы социального
бытия - экономическую, политическую, социальную, духовную и другие.
Таким образом, исследование специфики и содержания ценностей позволяет сформулировать сущность данного явления: «ценность определяется как философская категория, используемая для обозначения предметов и явлений материального и духовного мира с целью удовлетворения разнообразных потребностей людей и реализуемая в виде стремления, цели, оценки и идеала, имеющих большое значение для жизнедеятельности людей».
1. Баева Л.В. Ценностные основания бытия // Вестник Оренбургского государственного университета, 2003. № 5. С. 15-19.
2. Бормотов И.В. Обоснование формирования механизма ценностей современной российской молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 9-13.
3. Вардамацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования, 1993. № 4. С. 46-55.
4. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры // Парадигма: Философско-культурологический альманах. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. Вып. 11. С. 51-67.
5. Калужский М.Л. Системность - новая трактовка понятия // Социально-гуманитарные знания, 2004. № 4. С. 130-149.
6. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996. № 4. С. 22-24.
7. Макеева Л.Б. Объективность ценностей и проблема реализма // История философии, 1999. № 5. С. 80-94.
8. Франкл В. Поиск смысла жизни и логоте-рапия // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. С. 118-126.
References
1. Baeva L.V. Tsennostnie osnovaniya bitiya [Values state of being] Orenburg state university vestnic, 2003. № 5, pp. 15-19.
2. Bormotov I.V. Obosnovaniye formirovaniya mehanisma tsennostey sovremennoy rossiyskoy molo-degi [The ground of the modern Russian youth values formation mechanism] TulGU. Humanic sciences. Issue 1. Tula, 2013, pp 9-13.
3. Vardamatskiy A.P. Sdvig v tsennostom izme-renii? [Value measuring swift?] Research in Sociology, 1993. № 4, pp. 46-55.
4. Visuletsov G.P. Aksiologiya kulturi [Culture axiology] Paradigme: Philosophy-culture almanac. ST Pb.: St. Petersburg university publishing house, 2008. Issue 11, pp. 51-67.
5. Kalugski M.L. Sistemnost - novaya tractovka ponyatia [The new way to study the meaning] // Sotsi-alno-gumanitarniye znaniya, 2004. № 4, pp. 130-149.
6. Leontyev D.A. Tsennost kak mesudistsiplinar-noye ponyatiye: opit mnogomernoy rekonstruktsii [Value as inter-subjects concert: experiment of polysemantic reconstruction] // Voprosy filosofii, 1996. № 4, pp. 22-24.
7. Makeeva L.B. Objektivnost tsennostey i problema realizma [Values objectiveness and realism problem] // Istoriya filosofii, 1999. ; № 5, pp. 80-94.
8. Francl V. Poisk smisla zsizni i logoterapiya [The sense of life search and logotherapy] Personality psychology. Texts. M.: MGU, 1982, pp. 118-126.
UDC 304.2
RUSSIAN YOUTH'S PECULIAR FEATURES AND VALUES. SOCIAL AND PHILOSOPHICAL SUBSTANTIATION
Bormotov Igor Vladimirovich,
Finance University under the Government of the Russian Federation, Tula branch,
the Head of the Department Chair of Philosophy, History and Law, Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Tula, Russia.
E-mail: [email protected].
Khmara Yuri Nikolayevich,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Department Chair of Political Science, History and Philosophy, Cand. Sc. (Political Science), Associate Professor. Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
The article dwells upon social and philosophical substantiation of Russian youth's peculiar features and values. It compares values of youth and society. The article reveals the unity of objective and subjective sides of value relation's nature which can be understood as a special character of independence from the subject from the point of view of subordination of value relations and laws of social development. The authors propose methodology for investigating values of youth in modern Russia by analyzing their content. For this purpose, there are a lot of different interrelated approaches in the article such as ontological, epistemological, axiological, systematic and social ones.
Key concepts:
value, specific character, content, youth, objective, subjective.