Научная статья на тему 'Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства'

Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
329
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / АКСИОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / PEDAGOGICAL AXIOLOGY / СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIAL AND HUMANITARIAN RESEARCH / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ращикулина Е.Н., Кизилова С.А.

В статье обосновано приоритетное значение аксиологического подхода в методологии социогуманитарного исследования, выдвигающего на первый план обнаружение сущностных сил личности, ее деятельный характер через приобщение к системе социальных ценностей, оказывающих факторное влияние на определение жизненных установок, мотивов и потребностей, осмысление своего места и роли в системе общественных отношений. Цель статьи обосновать методологическую значимость аксиологического подхода в исследовании ответственного родительства. Проанализированы и обобщены основные категории, принципы, функции аксиологического подхода. Представленная классификация подчеркивает положение о том, что ценности являются структурным элементом личности, стержнем ее направленности, фактором ее развития, обеспечивают стабильность функционирования существующих социальных институтов. На примере ценностей материнства и отцовства, осуществлен понятийно-смысловой анализ категорий «ценности материнства» и «ценности отцовства». Результаты и научная новизна исследования заключается в том, что автор выявили методологические особенности построения последовательности действий по формированию у студенческой молодежи ценностей материнства и отцовства. Обоснована необходимость формирования внутренних структур человеческой психики (ощущений, эмоций, мотивов), посредством усвоения внешней социальной деятельности, обогащения жизненного опыта. В результате формируется позитивное ценностное отношение молодежи к материнству и отцовству, основанное на знаниях, эмоциях, опыте и готовности к их воплощению в собственной жизнедеятельности. Рассмотрена процедура аксиологического анализа системы ценностей, направленная на выявление действительных ценностей и этических принципов молодежи в сфере формирования ответственного родительства. Предложены реальные, на взгляд авторов, теоретико-методологические основания применения аксиологического подхода в процессе формирования у студенческой молодежи ценностей ответственного родительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства»

УДК 378:[316.752:316.356.2]

Е. Н. Ращикулина (Магнитогорск, Россия) С. А. Кизилова (Магнитогорск, Россия)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье обосновано приоритетное значение аксиологического подхода в методологии социогуманитарного исследования, выдвигающего на первый план обнаружение сущностных сил личности, ее деятельный характер через приобщение к системе социальных ценностей, оказывающих факторное влияние на определение жизненных установок, мотивов и потребностей, осмысление своего места и роли в системе общественных отношений. Цель статьи -обосновать методологическую значимость аксиологического подхода в исследовании ответственного родительства. Проанализированы и обобщены основные категории, принципы, функции аксиологического подхода. Представленная классификация подчеркивает положение о том, что ценности являются структурным элементом личности, стержнем ее направленности, фактором ее развития, обеспечивают стабильность функционирования существующих социальных институтов. На примере ценностей материнства и отцовства, осуществлен понятийно-смысловой анализ категорий «ценности материнства» и «ценности отцовства». Результаты и научная новизна исследования заключается в том, что автор выявили методологические особенности построения последовательности действий по формированию у студенческой молодежи ценностей материнства и отцовства. Обоснована необходимость формирования внутренних структур человеческой психики (ощущений, эмоций, мотивов), посредством усвоения внешней социальной деятельности, обогащения жизненного опыта. В результате - формируется позитивное ценностное отношение молодежи к материнству и отцовству, основанное на знаниях, эмоциях, опыте и готовности к их воплощению в собственной жизнедеятельности. Рассмотрена процедура аксиологического анализа системы ценностей, направленная на выявление действительных ценностей и этических принципов молодежи в сфере формирования ответственного родительства. Предложены реальные, на взгляд авторов, теоретико-методологические основания применения аксиологического подхода в процессе формирования у студенческой молодежи ценностей ответственного родительства.

Ключевые слова: аксиология, аксиологический подход, аксиология педагогическая, социогуманитарное исследование, ценности.

Современному обществу свойственно безудержное стремление к переоценке ценностей, господствующих в науке, провозглашенных в политике, сложившихся в социальной жизни, к пересмотру и переосмыслению личных убеждений, идеалов и взглядов. В результате постоянного обновления смыслов и оценочного значения, высшие ценности, призванные служить духовными ориентирами человеческой (общественной и личной) жизни и деятельности, начинают играть минимальную роль при взаимодействии субъектов и не являются нормативными для отдельного индивида. Если позволить разрушить принцип иерархического строения и единства ценностей, сместить ценностные приоритеты с непреходящих, вневременных ценностей к конъюнктурным и приспособленческим, то ценностный образ мира, формировавшийся на протяжении многих веков в общественном сознании, потеряет равновесие и разрушится. Антиценности займут позиции ценностей и, как следствие, возникнут внутриличностный, социальный, цивилизационный конфликты.

В связи с этим, важнейшую роль в современном социогуманитарном познании приобретает аксиологический подход, концентрирующий в себе общую основу наук о человеческой духовности [1]. Реализация таких идей в современных социогуманитарных исследованиях является важнейшей задачей социального познания по ряду причин:

- проблематика связана с социальным знанием, социальной оценкой и отношением исследователя к явлениям бытия, с интерпретацией их значения в истории;

- на прикладном уровне использование аксиологического подхода обеспечивает формирование убежденного отношения личности к уникальным, общечеловеческим

ценностям в единстве с гуманистическим воспитанием, что обеспечивает защиту ценностей от посягательств на разрушение со стороны других людей [3];

- аксиологический подход интегрирует методологические предпосылки синергетического, герменевтического и культурологического подходов к анализу внутреннего мира личности и реализации этого мира в системе ценностных отношений.

Синергетический подход связан с идеей самоорганизации, саморазвития, объясняет многоплановость, многовариантность развития всех сфер личности. Герменевтический, основанный на теории понимания, постижения смысла, сопряжен с эмоционально-волевой сферой: с чувствами, переживаниями и реакциями личности на коммуникативные ситуации, которые рассматриваются как результат понимания ценности. Третий подход -культурологический - имеет отношение к духовно-нравственной сфере личности, ориентированной на актуализацию культурных установок и нравственных качеств человека.

Центральным понятием аксиологического подхода выступает философская теория ценностей. Ценность «характеризуют через выявление целого рядя признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, целесообразность» [5, с. 7]. Ценность содержит субъективную оценку значимости явлений действительности, объективно существует в форме нравственных принципов, норм, идеалов, установок и целей, к которым, по мнению отдельного человека, группы или общества следует стремиться.

Аксиологический подход считается ведущим в контексте социогуманитарного познания, так как подчеркивает его гуманистическую основу: подход ориентирован на развитие субъктности каждого его участника, является главным критерием эффективности и результативности данного вида познания (В. А. Сластенин, Н. Д. Никандров, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Е. Н. Шиянов и др.).

Существует множество классификаций ценностей в общественной жизни. В философии ценности делятся на три большие группы:

- материальные ценности, связанные с обеспечением существования человека и человечества;

- социальные ценности, к которым относят мир, свободу, справедливость, безопасность, равенство, человечность, общественный порядок, порядочность и др.;

- духовные ценности, в том числе наука, мораль, искусство [2].

А. В. Кирьякова подчеркивает традиционность деления ценностей на «предметные (объективные), к которым относят: социальное добро и зло, прогрессивную и реакционную значимость исторических событий, культурное наследие прошлого (сокровища науки, искусства); моральные: добро и зло в человеческих отношениях, в поведении, в поступках, предметах религиозного культа и т.д. ; и ценности сознания (субъективные): общественные установки, оценки, идеи, нормы, потребности, интересы, выражающиеся в форме мыслей, чувств, понятий, представлений, суждений» [5, с. 7].

Следует отметить, что смысл аксиологического подхода в социогуманитарном исследовании включает следующие положения:

- отношение к человеку как к субъекту социокультурной деятельности, самостоятельному и самоценному;

- равноправие, как условие взаимоотношений людей;

- экзистенциальное равенство людей, как условие обеспечения всех одинаковыми благами;

- плюрализм ценностей различных культур и народов;

- равнозначность ценностей при утверждении и обосновании традиционной для России системы ценностей;

- свобода ценностного бытия личности при необходимости подчинения всеобщим нормам и ценностям.

Итак, ценности являются структурным элементом личности, стержнем ее направленности, фактором ее развития, обеспечивают стабильность функционирования существующих социальных институтов.

Значимость и основные содержательные линии использования аксиологического подхода в социогуманитарном исследовании подчеркивают также его функции:

- гностическая функция, позволяющая эффективно и рационально построить социальное взаимодействие;

- ориентировочная, способствующая выбору ценностей для удовлетворения потребностей личности и социума;

- информационная, связанная с передачей информации;

- оценочная, связанная с соотнесением ценностей, их осмыслением значимости для личности и социума;

- коммуникативная, включающая установление контактов, передачу и обмен информацией;

- прогностическая, связанная с ценностными установками и позицией личности;

- интегративная функция, включающая синтез знаний и умений, объединение ценностей, исходя из характера потребностей общества и личности.

Для определения содержательного аспекта ценностей следует отталкиваться от общей формообразующей структуры ценностей, включающей в себя смысловой компонент, функциональную значимость и индивидуально-психическое переживание.

В качестве примера рассмотрим подробнее формирование у студенческой молодежи ценностей материнства и отцовства, которые в российской ментальности выступают важным источником преодоления деградационных тенденций в развитии детско-родительских и супружеских отношений [4].

С позиции аксиологического подхода ценности материнства и отцовства воплощают смысловое единство трех основных форм:

- они могут выступать как идеалы, выработанные общественным сознанием, выражающие высший смысл бытия человека в обществе, содержащие представления о должном в семье;

- материнство и отцовство могут быть представлены в форме человеческих поступков, являющихся конкретным воплощением общественных идеалов: спасение ребенка ценой собственной жизни, каждодневная бескорыстная забота о ребенке;

- данные ценности входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации ее поведения.

Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, проецируемых в их сознание и поведение. Соответственно, изменение приоритетов ценностей общества оказывает влияние на иерархию ценностей личности: обесцениваются одни, обретают значимость другие.

Для определения содержательного аспекта ценностей материнства и отцовства мы будем исходить из общей формообразующей структуры ценностей, включающей в себя смысловой компонент, функциональную значимость и индивидуально-психическое переживание.

В-первых, отметим, что «ценности материнства» и «ценности отцовства» неотъемлемо связаны с духовной религиозной традицией и идеей божественного начала, а значит, относятся к разряду тех абсолютных ценностей, которые в своем высшем смысле выражают идеальное значение и смысл бытия, имеют первостепенное значение для существования

человека, определяют образ его мыслей и поведения. В этом случае высшими ступенями иерархии ценностей могут быть названы: любовь, справедливость, истина, мудрость.

Во-вторых, если акцентировать внимание на функциональной значимости ценностей материнства и отцовства, то главным будет оценка с позиции применимости идеалов в повседневной жизни и в этой связи оценка каждого поступка относительно важности для всего общества: мужественность, женственность, нравственность, заботливость, отзывчивость, чадолюбие, добросердечие.

В-третьих, если центральным компонентом ценностей материнства и отцовства признать субъективное переживание, то на первый план выходят эмоциональное, нравственное, психологическое восприятия и освоения: удовлетворенность, радость, нежность, удовольствие, теплота, покой, счастье, защищенность, самоуважение.

Итак, ценность понимается нами как единство трех компонентов, воплощающих смысловую заданность, значимость и выражающих переживание субъекта.

Сущность аксиологического подхода в формировании ценностей материнства и отцовства у студенческой молодежи в нашем исследовании заключается в разработке теоретической модели процесса включения ценностей в духовно-практическую сферу деятельности человека, с целью эмоционального воздействия на личность, поведение которой связано с возникновением проблем родства и родительства и может повлиять на разрешение указанных проблем. Теоретическая модель описывает порядок действий по формированию внутренних структур человеческой психики, помогает ответить на вопрос: «Что надо делать для достижения поставленной цели?». Соблюдение временной последовательности этапов процесса помогает понять логику процесса и осмыслить соответствующую функцию.

Исходя из концептуальных положений педагогической аксиологии, процесс формирования у студенческой молодежи ценностей материнства и отцовства можно представить в порядке следующих действий:

- включение в социокультурную коммуникацию и непосредственно в образовательный процесс ценностей материнства и отцовства как объектов ценностно-смыслового познания;

- предъявление студенческой молодежи ценностей материнства и отцовства в условиях развивающей социально-образовательной среды;

- обеспечение взаимодействия студенческой молодежи с системой семейных ценностей: традициями, правилами, нормами, принципами внутрисемейных отношений, с ролевыми функциями матери и отца и т.п.;

- вызов эмоциональной реакции и положительного восприятия ценностей материнства и отцовства через переживание ситуаций ценностного самоопределения;

- закрепление положительной реакции в учебно-воспитательных ситуациях осмысления ценностей материнства и отцовства;

- воспроизведение поведенческой реакции на предъявляемые ценности материнства и отцовства в сходных ситуациях;

- оценка аксиологической значимости материнства и отцовства в их способности отвечать субъективным потребностям и запросам;

- коррекция эмоционального отношения студенческой молодежи к формируемым ценностям.

Таким образом, осознание и принятие ценностей происходит в процессе формирования внутренних структур человеческой психики (ощущений, эмоций, мотивов), посредством усвоения внешней социальной деятельности, обогащения жизненного опыта. В результате формируется позитивное ценностное отношение молодежи к материнству и отцовству, основанное на знаниях, эмоциях, опыте и готовности к их осуществлению в собственной жизнедеятельности.

В качестве социальной технологии мы предлагаем социальный проект, целью которого является создание условий формирования ценностей материнства и отцовства у студенческой молодежи. В связи с чем, особую значимость приобретает процедура аксиологического анализа системы ценностей молодежи в сфере детско-родительских отношений, суть которого заключается в следующем:

- определение места ценностей материнства и отцовства в общей структуре ценностей и идеалов студенческой молодежи;

- характеристике ценностного отношения молодежи к функциям материнства и отцовства;

- разработке критериев и показателей сформированности у молодежи ценностей материнства и отцовства;

- оценке сформированности ценностей материнства и отцовства у студенческой молодежи.

Аксиологический подход в исследовании ценностей материнства и отцовства дает возможность целенаправленно анализировать социокультурные особенности конкретной социально-демографической группы, вникать в специфику их жизненных проблем, выявлять антиценностные тенденции в молодежной среде, оценивать, регулировать и корректировать социальное поведение молодежи. На практике это требует осознания и принятия субъектами социальной работы многообразия позиций, жизненных ориентаций и ценностных установок молодых людей, использование, при необходимости разработку социальных технологий, учитывающих специфику конкретной категории молодых людей и создающих формирующую, развивающую образовательную среду.

Ценностный фактор указывает направление движения, траекторию развития общества, находящегося под влиянием природных, социальных, экономических, политических сил. Ценности аккумулируют потенциально разнородные силы, их сильные и слабые стороны, придают им единую направленность и определяют вектор развития. Любая деятельность, будь то труд, учеба или творчество, обретает многократное ускорение качественного протекания процессов, если обусловлена ценностным мотивом, связанным с личностным переживанием. Ценностный фактор выражает субъективно-значимое стремление личности к осуществлению жизненно-значимых целей.

В социогуманитарном исследовании аксиология выступает методологической основой, определяющей онтологический смысл ценностей, а также мировоззренческим основанием всей работы. Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем фазу обострения конфликта ценностей, который, как эпидемия, получил глобальное распространение, поразив все системы и структуры общественной действительности, общественное и индивидуальное сознание. Ценность как главный компонент и инструмент общественного развития, его движущая сила, стала декларативным понятием, торжественным, но не достаточно востребованным в практическом воплощении. Современное общество быстро меняется, доминирует принцип неопределенности, человек оказался в мире новых проблем. Именно поэтому, приоритетное значение в методологии социогуманитарного исследования принадлежит аксиологическому подходу, выдвигающему на первый план раскрытие сущностных сил личности, ее деятельный характер через приобщение к системе социальных ценностей, оказывающих факторное влияние на определение жизненных установок, мотивов и потребностей, осмысление своего места и роли в системе общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии ХХ века (Очерк философии) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1994. № 4. С 34-42.

2. Гостев А.Г., Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессионально педагогической деятельности: Учеб. пособие. Челябинск: ЧелГУ, 1996. 72 с

3. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 202-212.

4. Кизилова С. Н., Ращикулина Е. Н. Ценности материнства и отцовства: подходы к определению // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия: сборник материалов II Международной научно-практической (10 февраля ) конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 280-284.

5. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург. 1996. 187 с.

E. Н. Rashchikulina (Magnitogorsk, Russia) S. Н. Kizilova (Magnitogorsk, Russia)

AXIOLOGICAL APPROACH IN SOCIO-HUMANISTIC RESEARCH OF RESPONSIBLE PARENTHOOD

Abstract. The article substantiates the priority importance of the axiological approach in the methodology of social and humanitarian research, which highlights the disclosure of the essential forces of the individual, its active character through the attaching to the system of social values that have a factor impact on the definition of life attitudes, motives and needs, understanding of one's place and role in the system of social relations. The purpose of the article is to substantiate the methodological significance of the axiologi-cal approach in the study of responsible parenting. The main categories, principles and functions of the axio-logical approach are analyzed and generalized. The classifications emphasize the position that values are the structural element of the personality, the basis of its orientation, the factor of its development and they ensure the stability of the functioning of present social institutions. The conceptual and semantic analysis of the categories of "value of motherhood" and "value of paternity" is carried out on the example of values of motherhood and paternity. Results and scientific novelty. Methodological features of the construction of the sequence of actions for the formation of the values of motherhood and paternity among students are revealed. The necessity of internal structures forming of the human psychology (sensations, emotions, motives) through the assimilation of external social activity and enriching life experience is proved. As a result, the positive value attitude of young people to motherhood and paternity is formed. It is based on knowledge, emotions, experience and readiness for their implementation in their own vital activity. The procedure of axiological analysis of the value system is considered. It is aimed at revealing the real values and ethical principles of youth in the sphere of formation of responsible parenting. The authors consider that suggested theoretical and methodological reasons for the application of the axiological approach in the process of forming the values of responsible parenthood for young students are real.

Key words: Axiology, axiological approach, pedagogical axiology, social and humanitarian research, values.

REFERENCES

1. Anisimov S. F. Teoriya tsennostei v otechestvennoi filosofii KhKh veka (Ocherk filosofii) // VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy], 1994, No 4. pp. 34-42.

2. Gostev A. G., Duranov M. E. Issledovatel'skii podkhod k professional'no pedagogicheskoi deyatel'nosti: Ucheb. posobie. Chelyabinsk, ChelGU, 1996, 72 p

3. Maslov S. I., Maslova T. A. Aksiologicheskii podkhod v pedagogike // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universiteta] 2013, No 3-2. pp. 202-212.

4. Kizilova S. N., Rashchikulina E. N. Tsennosti materinstva i ottsovstva: podkhody k opre-deleniyu // Politika, ekonomika i sotsial'naya sfera: problemy vzaimodeistviya: sbornik materialov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi (10 fevralya ) konferentsii / pod obshch. red. S. S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo TsRNS, 2016. pp. 280-284.

5. Kir'yakova A. V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostei. Monografiya. Orenburg, 1996, 187 p.

Ращикулина Е. Н., Кизилова С. А. Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1.С. 101-107.

Rashchikulina E. N., Kizilova S. A. Axiological approach in socio-humanistic research of responsible parenthoo. Gumanitarno-pedagogicheskie Issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 1, pp. 101-107

Authors:

Elena N. Rashchikulina, Professor, Doctor of Science in Pedagogy, Professor at the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), El.Rashchikulina@gmail.com

Svetlana A. Kizilova, Master's Degree Student in Social Work, Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), svetlana10241@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.