СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Installations on realized by motherhood and fatherhood among young people
Erokhina L.1, Erokhin A.2 Установки на осознанное родительство в молодежной среде Ерохина Л. Д.1, Ерохин А. К.2
'Ерохина Людмила Дмитриевна / Erokhina Liodmila - кандидат философских наук, профессор,
кафедра социальных наук, Дальневосточный федеральный университет;
2Ерохин Алексей Константинович / Erokhin Aleksey - кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток
Аннотация: в статье рассматриваются злободневные вопросы ориентаций молодежи к рождению детей. Представлены итоги социологического исследования, предметом которого стало выявление процесса формирования ценностей родительства. Цель исследования - выявить установки на родительство современной молодежи. В ходе опросов была выявлена ценность отцовства и материнства в сознании молодых людей. Результаты исследования могут быть использованы в разработке семейной и молодежной политики.
Abstract:. this article is considered to reveal issues of youth orientations for birth of children. Results of sociological research which subject is process of formation fatherhood and motherhood are presented. A research objective to reveal installations on fatherhood and motherhood of modern youth. During polls the value of paternity and motherhood in consciousness of young people has been revealed. Results of research can be used for development offamily and youth policy.
Ключевые слова: семья, ценностные установки, отцовство, материнство, молодежь. Keywords: family, valuable installations, fatherhood, motherhood, youth.
Изменения, происходящие с социальными институтами в новой российской социально-экономической ситуации можно видеть на примере семьи и родительства. Речь идет, прежде всего о так называемом «кризисе» семьи и детско-родительских отношений, о постоянном увеличении удельного веса матерей-одиночек, числа приемных родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами.
Действительно, увеличение числа разводов и внебрачных рождений характерны для современного института семьи. Расширяется диапазон первородящих матерей: снижается порог рождений за счет юных матерей (удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет 4% в общем числе родившихся), и повышается порог позднородящих - обычно среди тех женщин, кто ориентирован в большей степени на профессиональную карьеру, нежели супружество. В свою очередь возраст родителей в значительной мере влияет на родительские чувства. С точки зрения родительских ролей и социокультурных норм, вероятно, происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми.
Изучение родительства в сегодняшних российских условиях представляется особенно актуальным. Постепенный переход от преимущественно общественных форм воспитания увеличивает нагрузку и ответственность родителей. Исследование родительских норм и поведения в российской постсоветской культуре необходимо для разработки программ обучения матерей и отцов (включая разводящихся, молодых, а также отчимов, приемных родителей), организации социальной работы с семьями, пропаганды сознательного родительства, основанного на партнерстве, и более активном участии отцов в общении с детьми.
Проблематика детско-родительских отношений отражена в исследованиях таких отечественных и зарубежных психологов, как А. И. Захаров, Р. В. Овчарова, Э. Г. Эйдемиллер и другие [1; 2; 3]. Так Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий описали психологические причины отклонений в семейном воспитании, выделили стили воспитания в семье. Р. В. Овчарова с позиции феноменологического подхода дает описание родительства и его компонентов, а также факторов, влияющих на формирование родительства.
Родительские ожидания, установки, особенности детско-родительских отношений и проявлений родительских позиций изучались в работах А. Я. Варга, В. И. Гарбузова, О. Е. Смирновой, Г. Г. Филлиповой и др. [4; 5; 6; 7]. В рамках психолого-педагогического направления такими
авторами, как Д. Винникотт, А. С. Спиваковская [8; 9] разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки родителей.
Термин «родительство» как предметная сфера изучения в отечественной социологии семьи использовался редко, например, лишь несколько исследований было специально посвящено родительским ролям [10]. Чаще было принято говорить о воспитательной функции (потенциале) семьи или семейной социализации с акцентом на реализацию общественных потребностей. «Семейное воспитание» - понятие, которое пересекается с «родительством», но не совпадает с ним.
«Родительство» определяется И. С. Коном как «система взаимосвязанных явлений:
а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям: б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.».
С понятием родительство тесно связано репродуктивное поведение - система действий и отношений, определяющих рождение детей в семье. Одним из основных элементов репродуктивного поведения является потребность в детях. Это главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов. Как социальная потребность высшего уровня потребность в детях не связана прямо и непосредственно с потребностями низших уровней (органическими и потребностью в самосохранении). Именно поэтому не существует никаких границ ее ослабления: никакие физиологические механизмы не в состоянии защитить ее от этого. Потребность в детях не связана и с сексуальной потребностью. Рождение детей имеет лишь своим предусловием, посредником сексуальное поведение. Человек с давних пор может нарушать и нарушает механизм репродуктивного цикла, удовлетворение сексуальной потребности не предполагает обязательного рождения ребенка и чем дальше, тем в меньшей степени сексуальные отношения являются средством деторождения.
Потребность в детях - социально-психологическое свойство личности, проявляющееся в том, что без наличия детей и их необходимого числа она испытывает трудности самоактуализации.
Для понимания сущности потребности в детях огромную роль играют репродуктивные нормы -детерминированные обществом принципы и образцы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. Важнейшей особенностью репродуктивных норм является их исключительная устойчивость [12].
Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека.
Количественная и качественная определенность потребности в детях соответственно раскрывается в понятиях репродуктивных установок и репродуктивных мотивов.
Репродуктивные установки - это психические качества личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей.
В связи с этим весьма актуально выявление установок на родительство современной молодежи. С целью выявления установок современной молодежи на будущее родительство, было проведено исследование с использованием опросных методов.
В опросе участвовали молодые люди, посещающие Краевой Клинический Центр Охраны Материнства и Детства г. Владивостока, в количестве 50 человек в возрасте 21 - 26 лет. Из них: 20 мужчин, 30 женщин. Социальное положение респондентов составили рабочие и служащие (60 %); безработные (30 %); студенты (10 %). Незамужних (не женатых) респондентов - 40 %; замужних (женатых) - 60 %.
Порядок рождения респондентов распределился таким образом: младший - 58 %; старший - 17 %; единственный ребенок в семье - 13 %; средний - 12 %.
Хотели воспитывать детей в настоящей (будущей) семье, ответили, что двух - 67 %; одного 17 %; трех и более детей - 8%; не хочу иметь детей - 8 % (рис. 1).
Рис. 1. Желательное количество детей в семье
Важными мотивами желания иметь детей, респонденты посчитали: хочется подарить жизнь маленькому человеку, который станет твоим продолжением на Земле - 50 %; считают, что семья невозможна без детей - 33 %; хотят воспитывать ребенка и дарить ему свою любовь и заботу - 17 %; радостно воспитывать ребенка и наблюдать за тем, как он растет - 17 %; супруг (супруга) хочет иметь несколько детей - 17 % (рис. 2).
Рис. 2. Мотивы желания иметь детей
Основными препятствиями к рождению детей в молодых семьях кажутся наиболее существенными: жилищные проблемы семьи - 53 %; необходимость материального содержания ребенка - 45 %; потеря заработка одного из супругов на время ухода за ребенком - 25 %; отсутствие развитой социальной инфраструктуры (дефицит мест в детских садах, низкий уровень медицинского обслуживания) - 23 %; страх беременности и родов, а также ухудшения здоровья матери во время беременности и после рождения ребенка - 25 %; необходимость постоянной заботы о ребенке в течение всей жизни - 20%; постоянная ответственность за воспитание и судьбу своих детей - 20 %; значительное сокращение свободного времени родителей для личного досуга - 15%; дети как помеха карьере родителей, особенно матери - 15 %; отсутствие положительного отношения в обществе к семьям с несколькими детьми - 15%; отсутствие знаний и опыта воспитания детей у молодых супругов - 5 % (рис.3).
Рис. 3. Препятствия к рождению детей в молодых семьях
Семья без детей, по мнению респондентов, имеет свои плюсы и минусы - 58 %; может быть названа неполноценной - 22 %; непрочной - 12; не отличается от семьи с детьми - 8 %.
Видимо это мнение сказывается и на понимании отношений между государством и семьей. Большая часть (83 %) респондентов возлагают на государство основной груз по воспитанию детей; 17 % респондентов считают, что государство не должно помогать в воспитании детей. Конкретные действия государства для помощи в воспитании детей должны появляться в предоставлении материальной помощи (58%); предоставлении места в детском саду (67 %); в оказании бесплатной медицинской помощи ребенку (67%); другое (25 %) (рис. 4).
Рис. 4. Конкретные действия государства для помощи в воспитании детей
Основными источниками информации о воспитании детей, благодаря которым сформировались их представления о родительстве, респонденты назвали: опыт взаимоотношений с собственными родителями, братьями и сестрами (92 %); книги (8 %); кино, театр (8 %); Интернет - сайты (10 %); другое (5 %).
Таким образом, исследование выявило позитивные установки молодых людей на родительство. Укрепляющееся в обыденном сознании мнение о том, что молодые люди теряют понимание ценности детей и родительство для них обременительно, на самом деле обманчиво.
Литература
1. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М.: Издательство: Медицина, 2008. 248 с.
2. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 2009. 192 с.
4. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2011. 144 с.
5. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта. М.: Издательство: КАРО, 2008. 304 с.
6. Смирнова Е. Г.Особенности родительства в молодых семьях / Е. Г. Смирнова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2008. № 3. С. 111-124.
7. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии, 2001. № 2. С. 22-37.
8. Винникотт Д. Теория родительско-младенческих отношений // Журнал практической психологии и психоанализа, 2005. № 2. С. 16-22.
9. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
10. Архиреева Т. В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново - Плес, 6-9 сентября 2002 г. Иваново, 2002. С. 3 - 6.
11. Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М.: Издательство: КАРО, 2008. 264 с.
12. Заливухина Е. В. Малодетность и бездетность в контексте современного родительства //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. Изд.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2011. № 4. С. 375-381.