Научная статья на тему 'Социально-психологические и социально-педагогические характеристики материнства и отцовства как феномена'

Социально-психологические и социально-педагогические характеристики материнства и отцовства как феномена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3066
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО / ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ И ОТЦОВСТВУ / РОДИТЕЛЬСТВО / ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гукасова Гаянэ Сергеевна

в данной статье рассмотрены понятия феномена материнства и отцовства в современной педагогической и психологической науке. Детальное рассмотрение понятия родительства дает возможность социальным педагогам ознакомиться с особенностями понятийного аппарата родительства в современной науке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические и социально-педагогические характеристики материнства и отцовства как феномена»

УДК 37.0+316.3/.4+159.9

Гукасова Гаянэ Сергеевна

Соискатель кафедры воспитания, социализации и развития личности, ГБОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт, gaya.86@hotmail. com, Ставрополь

социально-психологические и социальнопедагогические характеристики материнства И ОТЦОВСТВА КАК фЕНОМЕНА

Аннотация. В данной статье рассмотрены понятия феномена материнства и отцовства в современной педагогической и психологической науке. Детальное рассмотрение понятия родительства дает возможность социальным педагогам ознакомиться с особенностями понятийного аппарата родительства в современной науке.

Ключевые слова: материнство и отцовство; готовность к материнству и отцовству; родительство; осознанное родительство; естественное родительство.

Gukasova Gayane Sergeevna

^mpetitor the Department of Education and the socialization of the individual, GBOU VPO the Stavropol State Pedagogical Institute, gaya.86@hotmail. com, Stavropol

SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND SOCIO-EDUCATIONAL CHARACTERISTICS OF MOTHERHOOD AND FATHERHOOD AS A PHENOMENON

Abstract. This article discusses the concept of the phenomenon of motherhood and fatherhood in modern pedagogical and psychological science. A detailed analysis of the concept of social parenthood allows teachers to become familiar with the conceptual apparatus of parenting in modern science.

Keywords: motherhood and fatherhood; ready for motherhood and fatherhood, parenting, conscious parenting, natural parenting.

Понятие материнства и отцовства рассматривается как исторический и социальный комплекс установок и практик, связанных с планированием семьи, отношением к детям, самоотношением взрослых к себе как к родителям [2]. Материнства и отцовство -феномен и микро-, и макросоциальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием.

Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной специальной и научной литературе [1; 2; 4-6]. В них раскрыты различные характеристики семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотно-

шения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания и многое другое. При большом научном интересе к развитию детей в семье самим родителям уделяется намного меньше внимания.

Материнство и отцовство можно понимать как социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

Важно остановиться на понятии «готовность к материнству и отцовству», под которой понимают, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка после того, как он ро-

дится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни. Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. На разных этапах соотношение ролей «природного обеспечения» и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей, неодинакова. И одна, и другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей «готовностью», могут быть «подкорректированы» извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри. С одной стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания помогают формированию родительских чувств и компетентности, а с другой стороны, сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии.

Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень этой готовности к материнству и отцовству [1-3; 5; 6].

1. Должны хотеть ребенка на уровне потребности в заботе, ухаживании, которая будет удовлетворяться при появлении малыша. Материнство (отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь оно всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради ребенка, особенно когда он полностью зависит от родителей.

2. Должны уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с родами) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.

3. Будущая мама должна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и ценности, чтобы растить самим своего ребенка.

4. Способность самим обеспечить ребенка.

5. Иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье. Если его нет, нужно осознать и переработать негативный опыт, освободиться от обид на своих родителей.

Итак, когда стать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью поменять ритм жизни, отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами.

Материнство и отцовство изучается с позиций разных наук (медицинских, культурологических, генетических и т.д.). Предметом изучения стала и роль отца, фигура

которого в научных исследованиях первое время оставалась в тени. Благодаря этим работам оформилась еще одна часть психологии родительства - психология отцовства. В научной и научно популярной литературе рассматривалась общность родителей и детей. Обсуждение результатов исследований спровоцировали рост психолого-педагоги-ческой грамотности населения, интерес к возможной помощи, подготовке к родительству, раннему развитию детей и т.п. [3; 4].

Современная концепция материнства и отцовства основывается на идее о том, что оно, должно рассматриваться с двух позиций:

- роль, которую оно исполняет (обеспечение условий для развития ребенка);

- часть личности женщины и мужчины (их потребности, ценности, мотивы, переживания и поступки, связанные с родительством) [1].

Психология материнства и отцовства -молодое направление в науке, которое имеет междисциплинарную направленность и характеризуется системностью подхода. Становление ее теоретической модели и подтверждение экспериментальным материалом продолжается.

Важная особенность концепции материнства и отцовства состоит в ее профилактической направленности: подготовка подростков и молодых людей к родительству; супружеских пар - к зачатию, беременности, родам и воспитанию ребенка; а также профилактика с самых ранних этапов развития ребенка проблем, которые становятся причиной нарушения репродуктивной системы.

Ряд теоретических вопросов материнства и отцовства еще не до конца прояснен, ситуация усложняется бурным развитием и нестабильностью в научно-психологической парадигме в целом. Практическое применение, несмотря на спрос, находится на первичных стадиях развития, не все практические методы работы объяснены с точки зрения теории.

Стало популярным называть рождение и взращивание детей «родительством» в сопровождении различных эпитетов, которые отражают культурную, политическую, экономическую или социальную среду родителей. Как правило, «родительство» означает осознанный подход к рождению и воспита-

нию. В современных журналах о детях и родителях популярно выражение «осознанное родительство» [4], оно включает информированность молодых людей об ответственности, которую они берут на себя. Об этом написано очень много на данный момент, учитывая любые предпочтения (религиозные, социальные, экономические, духовные) [5].

Следующей составляющей «осознанного родительства» является информированность «беременной молодой пары» обо всех особенностях беременности на каждом ее этапе: что происходит с организмом будущей мамы, с организмом ребенка, и даже папы. Существенной характеристикой «осознанного родительства» является ответственное отношение к родам, включающей психологическую и физическую подготовку (лекции, гимнастика, бассейн, покупка принадлежностей для ребенка и мамы).

После родов «осознанное родительство» - это информированность об уходе за младенцем, особенностях его развития в первые дни и месяцы жизни. А дальше нужно изучить и принять решение по следующим вопросам: плавание и ныряние с грудничком или купание в кипяченой воде в пеленке, закаливание или шапочка и носочки даже дома, динамическая или пестовальная гимнастика, иммунизация или отказ от нее, грудное или искусственное вскармливание, кормление по часам или по требованию, пеленание или нет, одноразовые подгузники («памперсы»), многоразовые экологичные подгузники или бабушкины марлевые подгузники и обычные пеленки, натуральный или готовый прикорм (из магазина) и многое другое.

А дальше - выбор развивающих занятий и методик развития в зависимости от предпочтений, выбор детского сада или няни, школы, кружков, секций, учитывая врожденные задатки ребенка и современные модные тенденции развития общества. Многие пары выбирают этот подход, даже не подозревая, что именно их такое отношение можно назвать словосочетанием как «осознанное родительство».

В настоящее время зафиксированы многочисленные Интернет-сообщества семей, которые называют свой подход взращивания детей словосочетанием «естественное родительство». Он основывается на желании родителей уберечь детей от вмешательства

внешней среды в развитие своего ребенка, в том числе нянь, новомодных развивающих занятий для дошкольников, детских садов, школ, собственных бабушек и дедушек; телевидения, мультфильмов, книг; а также питания, традиционного лечения, традиционного родовспоможения в роддомах, традиционного ухода за младенцем и т.д. [6].

Если углубится в историю становления данной группы родителей на путь «естественного родительства» (по их собственным рассказам), то становится понятным, что их привело к частичному или полному отказу от принятых в обществе схем вынашивания, рождения и взращивания детей. Как правило, это собственный негативный опыт лечения, воспитания в семье или школе, то есть большинство их них описывают очень подробно и красочно, как они пострадали от неопытного доктора, учителя, собственных родителей употребления тех или иных продуктов и т.д.

Чаще всего, принцип естественности означает отказ от наблюдения в женских клиниках по беременности или сведенные до минимума, больше формально для получения в дальнейшем документов или материальной помощи, отказ от плановых ультразвуковых исследований в виду их вреда организму ребенка, отказ от приема каких-либо неорганических витаминов или микроэлементов при беременности, диета во время беременности. Очень часто это также роды самостоятельные дома или в присутствии духовной акушерки. В последствие это отказ от прививок, неэкологичных игрушек, лечение нетрадиционными методами, приверженность какому-либо из инновационных подходов развития детей (Вальдорфская педагогика, метод Монтессори, Никитина, Зайцева, Щетинина), либо отказ от какого-либо узконаправленного подхода вообще, вплоть до домашнего образования и еще многое другое.

Однако, во-первых, в родительстве не все поддается осознанию, и невозможно от всего застраховаться. Благодаря этому есть вероятность того, что ребенка можно вырастить не односторонней личностью (не только рационально ориентированной). Есть процессы, которые почти или вовсе невозможно осознать или проконтролировать. Например, обида на ребенка, гнев или слезы от бессилия и т.д. Все это, по мнению

рационального подхода в воспитании детей, следует сдерживать и переводить в другую плоскость отношений - игру, беседу, переключение внимания, расслабление.

Во-вторых, как ни готовь себя к родительству, а ситуаций неопределенности каждый день хватает для того, чтобы пребывать в состоянии постоянного поиска решений и ответов. Поэтому информация по воспитанию, уходу, лечению ребенка, советы опытных родителей, консультации докторов, психологов, нутрициологов и т.д. - это большая помощь. Но каждая новая ситуация неопределенности заставляет родителей переоценивать весь свой опыт, знания и умения, накопленные в период подготовки к родительству.

В заключении можно сказать, что феномен родительства, отцовства и материнства -представляет как сугубо теоретический, так и практический интерес. Практическая составляющая обусловлена тем, что диагностика и помощь семье неразрывно связана с выполнением родителями функций, взаимодействии родителей и детей. Изучение родительства нельзя оторвать от совокупности всех объективных и субъективных характеристик личности родителей. Именно в материнстве и отцовстве реализуются важнейшие социально-личностные потребности взрослых мужчин и женщин. Готовность к отцовству и материнству, при этом, являются важными условиями благоприятного семейного взаимодействия.

Библиографический список

1. Борисенко Ю. В. Родительство в контексте личной зрелости // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2008. - №4. - С. 41-57.

2. Жарикова Ж. В. Отношение к беременной в народной традиции. - М.: «Рожана». - 1995. -С. 15.

3. Корчагина Ю. В. Семьи группы риска социального сиротства: характеристика, диагностические критерии, методы профилактики: Методическое пособие для специалистов системы профилактики и преодоления социального сиротства. - М.: МГПИ, 2008. - 106 с.

4. Мещерякова-Замогильная С. Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание, - 2002. - № 11. - С. 3-5.

5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002. -С. 45-53.

6. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева В. В. Столина -М., 1989. - С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.