Научная статья на тему 'Ценностные основания современного человека: парадигмальный сдвиг'

Ценностные основания современного человека: парадигмальный сдвиг Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
728
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ / ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ СДВИГ / КОНСЕРВАТИЗМ / ПРАГМАТИЗМ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / VALUE GROUNDS / PARADIGM CHANGE / CONSERVATISM / PRAGMATISM / PUBLIC IDEAL / MODERN MAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бормотов Игорь Владимирович

В статье дается социально-философский анализ ценностных оснований современного человека в условиях парадигмального сдвига. Рассматриваются основные группы противоречий, возникающие как в современном мире, так и в российском обществе, внутри которых оказывается современный человек со своими ценностными предпочтениями и интересами, субъективными установками и переживаниями. Обосновываются методологические принципы парадигмального сдвига в ценностных основаниях современного человека. Предпринимается попытка поиска нового общественного идеала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE GROUNDS OF A MODERN MAN: PARADIGM CHANGE

The article gives social and philosophic analysis of value grounds of a modern man in the context of paradigm change. The author considers the main groups of contradictions taking place both in the modern world and in the Russian society inside which there appears a modern man with his value preferences and interests, subjective directives and experience. The author proves methodological principles of paradigm change in value grounds of a modern man. An attempt of searching a new public ideal is taken.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания современного человека: парадигмальный сдвиг»

УДК 124.5

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ СДВИГ

Бормотов Игорь Владимирович,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал), заведующий кафедрой философии, истории и права, кандидат философских наук, доцент, г. Тула, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье дается социально-философский анализ ценностных оснований современного человека в условиях парадигмального сдвига. Рассматриваются основные группы противоречий, возникающие как в современном мире, так и в российском обществе, внутри которых оказывается современный человек со своими ценностными предпочтениями и интересами, субъективными установками и переживаниями. Обосновываются методологические принципы парадигмального сдвига в ценностных основаниях современного человека. Предпринимается попытка поиска нового общественного идеала.

Ключевые понятия: ценностные основания, парадигмальный сдвиг, консерватизм, прагматизм, общественный идеал, современный человек.

Обращение к данной теоретической проблеме было вызвано следующими обстоятельствами:

- во-первых, обострением ценностных противоречий между Россией и Западом;

- во-вторых, изменением сущностных основ аксиологической парадигмы (от либеральной к консервативной) внутри российского общества;

- в-третьих, наполнением ценностных парадигм новым содержанием и поиском нового, адекватного социальному развитию общественного идеала.

Эти и другие обстоятельства обуславливают новый парадигмальный сдвиг, который состоит во взаимовлиянии и столкновении двух подходов.

Первый вызван тем, что современный человек рассматривается как часть установленного миропорядка, в котором всё сущее регулируется высшим бытием, где господствует установленный строй ценностей.

Второй переносит внимание на проявление индивидуальности, свободы и независимости личностного бытия и мира ценностей.

Предложенные альтернативы не могут не оказывать влияния на состояние ценностных оснований современного человека. Под ценностными основаниями в статье понимается аксиологический смысл, который индивид вкладывает в обоснование своих ориентаций и действий.

Важный шаг по теоретическому обобщению существующих аксиологических парадигм сделал В.Г. Лукьянов, который, сопоставляя методологические позиции М.С. Кагана и Г.П. Выжлецова (первый утверждает субъектно-объектный характер ценностей; второй полагает, что специфику ценностей следует искать в межсубъектных отношениях), выделил структуру и процесс ценностного взаимодействия. Структура включает в себя такие компоненты, как субъекты ценностного взаимодействия (или же субъект - в случае эстетического восприятия природы); объект - носитель ценности; значение как идеальный аспект ценности; ценность как предпосылка и результат ценностного взаимодействия. Процесс характеризует ценностные ориентации людей в деятельности и поведении [3, с. 29, 31].

Предложенный В.Г. Лукьяновым философский анализ основных аксиологических парадигм положен нами в основу исследования ценностных оснований современного человека как в современном мире, так и в российском обществе.

В центре аксиологических коллизий России и Запада находятся люди, в ценностных основаниях которых доминируют противоположные тенденции, например: национализма и патриотизма, религиозного экстремизма и мультикультурализма.

Суть национализма проявляется в ценностном превосходстве той или иной нации. Можно выделить различные формы проявления национализма в современном мире:

- гражданский национализм основан на демонстрации лояльности определенным идеям и ценностям;

- этнический (религиозный) национализм опирается на историческую, кровную, культурную, религиозную и языковую общность;

- революционный национализм нацелен на защиту радикальных изменений в обществе;

- контрреволюционный национализм направлен на восстановление прежних отношений в обществе, разрушенных в результате революционного переворота.

«В качестве ценностных оснований патриотических ориентаций современного человека выделяют:

- образы, влияющие на мировоззрение и мышление современного человека;

- чувства по отношению к Родине, выражающиеся в уважении к истории, традициям, культуре своего народа;

- составляющие той или иной культуры, формирующие отношение индивида к этносу, государству, территории» [1, с. 3231].

Сущностными характеристиками религиозного экстремизма, в т.ч. исламского фундаментализма, являются: нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и пр.); попытки идеологически обосновать применение насилия как к противникам, так и к тем, кто разделяет убеждения экстремистов; апелляция к известным идеологическим или религиозным учениям и претензии на их истинное толкование; доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей; создание харизматического образа лидеров экстремистских движений; стремление к захвату территорий суверенных государств с целью создания на них различных прообразов халифата.

Ориентация на мультикультурализм может проявляться в достижении следующих позитивных моментов:

- в поиске реальных путей эволюционного развития через принятие продуманных экономических реформ, решение конкрет-

ных социально-экономических проблем всех (без деления на этнические группы и представителей титульных наций);

- в уважении к ценностям и культуре иммигрантов, которых зачастую используют в качестве исполнителей наиболее неквалифицированных видов труда. Средний класс и элита иммигрантов, приносящие на Запад «интеллект» и «инвестиции», продуманно не упоминаются;

- в отказе от наиболее агрессивного отношения к этническим группам, представляющим исламский мир, продуманной фальсификации системы исламских ценностей и, в частности, истории философии исламского мира;

- в позитивной роли гармонизации этнокультурных отношений, являющейся универсальным феноменом глобального социокультурного развития.

Необходимо указать, что углубление ци-вилизационного и аксиологического разрыва между Востоком и Западом является своеобразным эпицентром политико-правового, геополитического противостояния не только на постсоветском пространстве, но и в рамках Большой Европы и даже в глобальном мире. Указанное обстоятельство также необходимо учитывать в ряду основополагающих факторов парадигмального сдвига в ценностных основаниях современного человека.

Это связано с тем, что в течение более двадцати лет наша страна ориентировалась на «демократические» ценности Запада, и только в последние годы началось становление собственной системы ценностей, опирающейся на консервативный выбор русского народа. «В качестве такого выбора может выступать «современный российский консерватизм». Данное словосочетание может выражать определенный уровень развития консерватизма (например, старый или новый, традиционный или современный). Такой выбор является обоснованным в силу следующего ряда причин:

- во-первых, консерватизм не появляется ниоткуда, он результат складывающихся в течение определенного времени традиций, религиозных взглядов, семейных отношений. В консервативной идеологии изначально проявлялись две различные по содержанию и формам реализации установки: апология существующего общественного порядка и ностальгическое переживание утраченного социального статуса. При этом такие идейные установки, как: признание всеобщности морального порядка; онтологического статуса социальной иерархии; ограниченности человеческого разума и не-

совершенства человеческой природы в целом; предпочтение устоявшимся институтам и общностям - могут различным образом сочетаться в зависимости от исторической ситуации, в которой находится конкретное общество на определенной стадии своего развития» [1, с. 3228-3229].

Все это позволяет в самом общем смысле представить консервативные ценности как положительную оценку исторической традиции, рассмотрение истории государства и нации как образца для подражания, стремление сохранить преемственность национально-культурных корней народа;

- во-вторых, современный российский консерватизм - это определенная форма самовыражения человека в тех социальных условиях, которые только складываются в современном российском обществе. Ориентация на консерватизм свойственна в большей степени представителям старшего поколения, которые имеют большой жизненный опыт. В то же время какая-то часть современных молодых людей (православная молодежь) вполне восприимчива к консервативной системе ценностей. Правда - это явное меньшинство, составляющее в лучшем случае несколько процентов. По мнению А. Минакова, «в обществе, где отсутствует жесткая регламентация поведения традицией, это неизбежно. Убежден, что роль и значимость такой молодежи будет возрастать по мере того, как роль консервативных ценностей будет становиться весомее в этом brave new world. Ибо, чем сильнее вызов этим ценностям, тем ярче и убедительнее будет обратная реакция» [4, с. 106];

Какими же причинами опосредована поляризация ценностных оснований современного человека?

Во-первых, в современном мире происходит обострение ценностных противоречий, между странами, социальными группами и людьми. В их основе лежит ценностный выбор, определяющий мировоззренческие ориентации современного человека в противоречивой системе координат: демократизм и авторитаризм; либерализм и консерватизм; фашизм и национализм; фундаментализм и экстремизм и др. В результате в ценностных основаниях современного человека постоянно идет процесс выбора той или иной мировоззренческой ориентации, и не всегда этот выбор является оправданным.

Во-вторых, кризис в аксиологической сфере современного человека проявляется:

- в осмыслении последствий «выхода» современного российского общества за пределы западноевропейской системы ценнос-

тей и попытке обоснования своего собственного ценностного выбора;

- в изменении содержательного компонента ценностных оснований современного человека от демократических ориентаций к консервативному (традиционному) выбору;

- в проблеме поиска современным человеком выхода из ситуации ценностной поляризации, лежащей в основе парадигмального сдвига ценностей, в отношениях между государствами, блоками, концессиями, социальными группами и людьми.

Непростая ситуация складывается и внутри российского общества. Она характеризуется относительной самостоятельностью ценностей современного человека по отношению к ценностям общества.

В ценностных основаниях современного человека происходит парадигмальный сдвиг, который характеризуется усилением субъективистских тенденций. Это проявляется в самореализации, самораскрытии человека. При этом его активность распространяется, главным образом, на собственную жизнь, собственные ощущения и суждения, здоровье. Все, что не связано с жизненным миром современного человека, является для него незначительным и второстепенным. Такая ярко выраженная эгоистическая направленность проявляется буквально во всем - ори-ентациях на собственные желания, амбиции, удовольствия, комфорт, богатство, любовь. Субъективизм сверху донизу пронизывает человеческое сознание, искажая при этом ценностные рамки восприятия действительности. Для него являются характерными такие черты, как односторонность и ограниченность, одномерность и нонконформизм, которые специфически отражаются в ценностных основаниях современного человека.

Ценностные основания современного человека уникальны, своеобразны и обладают отличительными особенностями, среди которых в последнее время на первый план все более выдвигаются «индивидуализм, ориентация на карьеру, богатство, эгоцентрические приоритеты, стремление к экономической независимости, прагматизм, доминирование материальных и витальных ценностей, жизненный успех» [5, с. 166].

Другими словами, в содержании ценностей современного человека доминируют прагматические тенденции, которые ориентируют его на обладание, т. е. стремление все превращать в свою собственность, пользу, выгоду и блага. Такая направленность человека делает из него не «созидателя», а «потребителя», который в своих предпочтениях ориентирован не на будущее, а на

настоящее. Сложившаяся ситуация приводит к ослаблению социальных механизмов регуляции поведения людей и усилению тенденций сугубо личностного, прагматического характера: «рвачества», «дикого цинизма», «деловитости», решимости идти по головам для достижения поставленной цели. Логическим итогом этих тенденций зачастую являются одиночество, религиозный синкретизм, антипатриотизм, стремление к эмиграции, социальная апатия, правовой нигилизм и др.

Отмечается возрастание прагматических тенденций в ценностных основаниях современного человека; действие традиционных, классических ценностей, имеющих духовное, нравственное или социальное звучание, зачастую не только не ослабевает, но в отдельных случаях усиливается.

Ценностными составляющими содержания общественного сознания современного человека сегодня являются его безусловная миролюбивость (отсутствие стремлений к различного рода насильственным и силовым методам как способу разрешения своих жизненных проблем), достаточно высокий субъективный интерес к социальным процессам, преобладающее доверие к основным субъектам российской государственности.

Важными чертами ценностного содержания духовной жизни современного человека выступают сегодня способность реально оценить ситуацию в стране и свое положение, психологическая устойчивость, относительно быстрая адаптация к новым реальностям российской действительности, открытость новым воззрениям и ориентация на духовный мир. Реакция значительной части людей на ухудшающиеся в результате антироссийских санкций социально-экономические условия жизни - не паника, не ожесточение, а осознанное противостояние трудностям, поиск новых путей сохранения духовной независимости, соотнесенной с единством нации.

По сути, вопрос должен стоять о создании нового, адекватного социальному развитию общественного идеала, на который мог бы ориентироваться современный человек. Идеалы представлены в сознании людей в качестве объектов человеческих устремлений в достижении еще неизвестного или непознанного. Если идеалы по своему содержанию тяготеют к всеобщности, абсолюту, предполагают должные нормы и правила поведения, то социальные и правовые регулятивы реализуются как воплощение идеалов в деятельности и тяготеют к сущему.

Идеал включает в себя все ценное, что содержится в деятельности человека, и стремится сохранить и приумножить это ценнос-

тное содержание. Являясь интегрирующим началом, идеал стремится к абсолютному значению и объединяет в нем разнообразные духовные и материальные ценности. По своей природе идеалы, как духовные образования, определяют направление деятельности людей, но не имеют силы для реализации их целей. Материальные ценности, наоборот, имеют силу для реализации целей, но не имеют четкой направленности. Поэтому главное предназначение идеала как средства реализации ценностей современного человека состоит в том, чтобы определить, в каком направлении будет осуществляться его развитие.

Во-первых, построение идеала представляет собой сложную футуристическую задачу. В современной науке известны два различных подхода к пониманию идеала: формальный и содержательный.

Первый восходит к кантовскому категорическому императиву, когда выдвигается абстрактная нравственная формула ценностей. Такой идеал не может быть реализован на практике.

В соответствии со вторым, идеал выводится из конкретной действительности в качестве ее ценностной альтернативы. В нем мысленно снимаются или разрешаются реальные противоречия. Неслучайно, что именно этот идеал представляет собой образ ценностей более совершенных, чем те, которые в данный момент существуют в сознании человека. Стремление к созданию идеала для современного человека отражает реальные тенденции общественного развития - своеобразные ростки будущего в настоящем.

Во-вторых, необходимость создания новых ценностных оснований для жизнедеятельности современного человека обусловлена в первую очередь кризисом всех существующих их прообразов в прошлом и настоящем. Это, в свою очередь, привносит изменения в содержание понятия «идеал», которое, по мнению Д.В. Пивоварова, указывает на «гармонизацию чувственноявлен-ной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) граней идеи» [6, с. 304].

Совершенно иную трактовку идеала разрабатывает Г.П. Выжлецов, согласно которой ценностные основания представляют собой «необходимую, должную, желаемую цель», которая впоследствии становится идеалом и при этом участвует «в обратном нормативно-регулирующем воздействии на содержание человеческих отношений» [2, с. 22]. Опираясь на анализ предложенных концепций идеала, можно с уверенностью утверждать,

что ценности современного человека, с одной стороны, представляют собой желаемую цель, на которую направлены усилия людей, а с другой стороны - материально воплощенную деятельность по ее достижению.

Таким образом, парадигмальный сдвиг в ценностных основаниях человека позволяет выделить общее и особенное как вовне, так и внутри российского общества. Эти взаимодействия отличается противоречивостью, раз-балансированностью и разнонаправленнос-тью ценностных устремлений, характерными чертами которых являются субъективизм, прагматизм, утверждение ценностной свободы, построение нового, адекватного социальному развитию общественного идеала.

1. Бормотов И.В. Консервативные ценности российской молодежи: социально-философский анализ [Текст] / И.В. Бормотов // В мире научных открытий. 2015. № 3.7. С. 3225-3245.

2. Выжлецов, Г.П. Духовные ценности и судьбы России [Текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1994. № 3. С. 16-31.

3. Лукьянов, В.Г. Аксиологическая мысль в Петербурге: две парадигмы - возможен ли синтез? [Текст] / В.Г. Лукьянов // Культурное пространство Петербурга: история и современность. 2001. № 2. С. 29-32.

4. Минаков, А. Консерватизм - это блистательное интеллектуальное направление [Текст] / А. Минаков // Тетради по консерватизму: Альманах Фонда ИСЭПИ. М.: Некоммерческий Фонд - Институт социально-экономических и политических исследований, 2014. № 1. С. 106-112.

5. Смирнов, Л.М. Эмпирическое изучение базовых ценностей [Текст] / Л.М. Смирнов // Мир России. 2002. № 1. С. 166-183.

6. Современный философский словарь [Текст] / Под общ. редакцией. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. 1064 с.

References

1. Bormotov I.V. (2015) Konservativnue tsennosty rossiyskoy molodegi: sotsialno-filosofskiye analis [Conservative values of the rossian youth: social and philosophical analysis] //V mire nauchnykh otkrytiy. Krasnoyarsk: Nauchno-innovazionnykh zentr, no 3.7, pp. 3225-3245 [in Rus].

2. Vizhletsov G.P. (1994) Social'no-politicheskii zhurnal, no. 3, pp. 16-31 [in Rus].

3. Luk'yanov V.G. (2001) Kul'turnoe prostranstvo Peterburga: istoriya I sovremennost, no. 2, pp. 29-32 [in Rus].

4. Minakov A. (2014) Konservatism - eto blestatel'noe intellektual'noe napravlenie [Conservatism is a brilliant intellectual area] // Tetradi po konservatismu: Almanah fonda ISEPI. Moscow, nekommercheskii fond - Institut social'no-ekonomicheskih I politicheskih issledovanii, no. 21, pp. 106-112 [in Rus].

5. Smirnov L.M. (2002) Mir Rossii, no. 1, pp. 166183 [in Rus].

6. Sovremenii philosofskii slovar (1998) Pod obschei redktsiei prof. V.E. Kemerova. London, Frankfurt-na-maine, Paris, Luxembourg, Moscow, Minsk: PANPRINT, 1064 p. [in Rus].

UDC 124.5

VALUE GROUNDS OF A MODERN MAN: PARADIGM CHANGE

Bormotov Igor Vladimirovich,

Financial University under the Government

of the Russian Federation, Chelyabinsk

branch, Tula branch,

Head of the Department Chair of

Philosophy, History and Law,

Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor,

Tula, Russia.

E-mail: [email protected] Annotation

The article gives social and philosophic analysis of value grounds of a modern man in the context of paradigm change. The author considers the main groups of contradictions taking place both in the modern world and in the Russian society inside which there appears a modern man with his value preferences and interests, subjective directives and experience. The author proves methodological principles of paradigm change in value grounds of a modern man. An attempt of searching a new public ideal is taken.

Key concepts: value grounds, paradigm change, conservatism, pragmatism, public ideal, modern man.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.