Бормотов И.В.
к.филос.н., доцент, заведующий кафедрой Тульского филиала Финансового университета
ЦЕННОСТНЫЙ МИР МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: ценности, молодежь, система, особенности, идеал, проблемы.
Key words: youth values, system, peculiarities, ideal, problems.
Строительство новых социальных отношений всегда начинается со смены ориентации ценностных парадигм, которые кардинально меняют представления людей об обществе и о себе. Это происходит потому, что ценности представляют собой обобщенные ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия и конкретные типы поведения.
Наиболее активным субъектом ценностных изменений выступает молодежь, которая является ниспровергателем старых социальных отношений и творцом новых. Такое её двоякое положение объясняется, с одной стороны, устремленностью в будущее, а с другой стороны, ориентацией на настоящее. Эта раздвоенность ценностей российской молодежи по-особому проявляется в современном обществе.
Содержание статьи направлено на то, чтобы показать особенности ценностного мира российской молодежи в построении собственной системы ценностей, в образовательной среде и в профессиональной деятельности.
1. Определение перспективных направлений реализации ценностей молодежи
в российском обществе
Реальная российская действительность еще далека от совершенства, молодые люди живут в искаженном социальном пространстве, в котором господствуют ложные идеалы и идеологические идолы. В этом качестве выступают такие негативные явления, как: конформизм, насилие, право сильного, цинизм, унижение слабого, обогащение всеми доступными и недоступными средствами. На фоне сложившейся ситуации происходит крушение старых идеалов, на которые общество в течение долгого времени ориентировало население, и отсутствие им адекватной замены. Все это приводит к разбалансированию социальной системы российского общества, для которой становятся характерными такие явления, как:
- общая нестабильность, частичная утрата традиционными ценностями своей регулирующей роли;
- отсутствие внятной государственной идеологии, плюрализм идеологических установок и норм;
- увеличение социальной поляризации, продолжающийся процесс вымывания национальных духовных традиций;
- деградация культурного сознания подрастающих поколений, распространение худших образцов зарубежной эрзацкультуры.
Все это не могло не отразиться на содержание ценностей современной российской молодежи. Преодолению этих негативных явлений, поиску новых перспектив развития общества будет способствовать наполнение ценностного мира новым содержанием.
Во-первых, преодоление имеющейся раздвоенности между внутренним миром, духовными запросами (традиций, ценностей, норм) молодежи и современной российской действительностью. Она, по образному выражению российского философа А.В. Миронова, представляет собой дихотомический ряд понятий: добра и зла, добродетели и порока, духовного и физического здоровья и гибельного удовлетворения элементарных, низменных инстинктов, поиска наслаждения и реализации потребительских интересов1.
Во-вторых, адекватное восприятие молодыми людьми современной российской действительности возможно только в новой системе ценностных координат. Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию промежуточного развития между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только нарождается. Говоря словами М. Гершензона, «настает время, когда юноше на пороге жизни уже не встретить готовый идеал, а каждому придется самому определять для себя смысл и направление своей жизни, когда каждый будет чувствовать себя ответственным за все, что он делает, и все, чего он не делает»2.
2. Актуализация проблемы построения новой системы ценностей российской молодежи
Такая постановка проблемы обусловлена взаимодействием социального бытия и социального сознания, в котором общественное сознание, с одной стороны, может опережать социальное бытие, а с другой - отставать от него. Эта двойственность общественного сознания обусловлена сложностью, вариативностью, изменчивостью социального бы-
1 Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. - С. 51.
2 Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Правда, 1991. - С. 94.
тия. Предложенная методология позволяет понять, что новая система ценностей молодежи должна отображать не только изменившуюся внешнюю социальную среду, но и внутренние процессы, которые происходят на уровне субкультуры и личности.
Во-первых, построение новой системы ценностей российской молодежи является сложной теоретической задачей, это связано с тем, что современная молодежь представляет собой многоуровневое и дифференцированное явление, которое ориентировано на различные часто противоположные ценностные ориентации. Вместе с тем есть и то общее, что объединяет разрозненные группы молодых людей. Оно проявляется в том, что в молодости человеку приходится принимать судьбоносные решения. Иными словами, этот отрезок жизненного пути посвящен самоопределению молодых людей в таких сферах общественной жизни, как выбор профессии и образовательной среды.
Во-вторых, имеются трудности методологического характера при построении системы ценностей современной российской молодежи. Социально-философский анализ ценностей основывается на том, что в качестве методологии построения системы закономерно выступает идея целостности, для понимания которой необходимы следующие условия:
- идея целостности, может быть использована в качестве принципа и методологического основания построения системы ценностей современной российской молодежи, это связанно с тем, что она наиболее адекватно отражает фундаментальное свойство системы (быть целостностью), а, следовательно, обладает способностью объединять в единое целое ценности различных молодежных групп и объединений;
- идея целостности предполагает рассмотрение взаимодействия между различными подсистемами системы ценностей современной российской молодежи, которые находятся как в единстве, так и в противоречии друг с другом. Возникает диалектическое взаимодействие, проявляющееся, с одной стороны, в качестве единства элементов системы, а с другой стороны, в качестве противоречия, выступающего источником изменения и развития системы ценностей.
В-третьих, необходимо учитывать при построении системы ценностей сложность самого объекта исследования. Это связано с тем, что современная российская молодежь представляет собой очень «пеструю» и неоднородную по составу, образу жизни, ценностным ориентациям, культурным предпочтениям социальную группу. Для нее свойственна целая палитра разнообразных оттенков, полутонов, взглядов, умонастроений, которые своеобразно проявляются в молодежной субкультуре. Если к этому добавить постоянную обновляемость социально-демографического состава российской молодежи, то можно представить всю ту сложность, которая возникает при построении системы ценностей.
3. Обоснование относительной самостоятельности ценностного мира современной российской
молодежи по отношению к ценностям общества
Данная особенность проявляется в том, что ценности молодых людей обладают уникальностью, своеобразием и отличительными особенностями, среди которых можно выделить следующие: индивидуализм, ориентация на карьеру, богатство, эгоцентрические приоритеты, стремление к экономической независимости, прагматизм, доминирование материальных и витальных ценностей, получение престижного образования, жизненный успех. Однако на другой чаше весов находятся такие ценности молодежи как: одиночество, религиозный синкретизм, антипатриотизм, стремление к эмиграции, социальная апатия, правовой нигилизм.
Во-первых, разрешение данных проблем возможно на основе поиска адекватных критериев, позволяющих упорядочить ценностный мир современной российской молодежи, придать ему логическую завершенность. На их основании необходимо создать наиболее полную типологию ценностей молодежи, которая позволяла бы в наибольшей степени учитывать все многообразие ориентаций молодых людей в современном обществе. В качестве этих критериев могут быть использованы следующие основания:
Таблица 1
Типология ценностей современной российской молодежи
Основания для типологии Ценности Молодежи
По сфере проявления духовные; социальные; материальные ценности
По форме существования общественные идеалы; предметные ценности; личные ценности
По функциональному назначению цели; средства
По месту жизнедеятельности ценности - должного; ценности - сущего
По социальному значению положительные; отрицательные
По характеру выполняемых функций первичные (или ценности блага); вторичные (или ценности продуктов деятельности человека); третичные (ценности средств коммуникации)
По предмету утилитарные; эстетические; моральные; правовые; религиозные
По социокультурному типу терминальные (или целевые); инструментальные (или средства)
По цивилизационному типу традиционные; современные; модернистские; общечеловеческие
Во-вторых, в молодежном сознании происходит ценностный сдвиг, который характеризуется усилением субъективистских тенденций1. Это проявляется в самореализации, самораскрытии молодых людей. При этом их активность распространяется, главным образом, на собственную жизнь, собственные ощущения и суждения, здоровье. Все,
1 Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. - Вып. 1. / Под ред. Парцванеия В.В. - СПб., 2003. - С. 236.
что не связано с жизненным миром молодых людей, является для них незначительным и второстепенным. Такая ярко выраженная эгоистическая направленность проявляется буквально во всем - ориентациях на собственные желания, амбиции, удовольствия, комфорт, богатство, любовь. Субъективизм сверху донизу пронизывает молодежное сознание, искажая при этом ценностные рамки восприятия действительности. Для него являются характерными такие черты как односторонность и ограниченность, одномерность и нонконформизм, которые специфически отражаются в ценностях современной российской молодежи.
4. В молодежной среде продолжается процесс дальнейшей дегуманизации и деморализации ценностей
По сути, вопрос должен стоять о создание нового, адекватного социальному развитию общественного идеала, на который могла бы ориентироваться современная молодежь. Идеалы представлены в сознании молодых людей в качестве объектов человеческих устремлений в достижении еще неизвестного или непознанного. Если идеалы по своему содержанию тяготеют к всеобщности, абсолюту, предполагают должные нормы и правила поведения, то социальные и правовые регулятивы реализуются как воплощение идеалов в деятельности и тяготеют к сущему.
Идеал включает в себя все ценное, что содержится в деятельности молодых людей и стремится сохранить и приумножить это ценностное содержание. Являясь интегрирующим началом, идеал стремится к абсолютному значению и объединяет в нем разнообразные духовные и материальные ценности. По своей природе идеалы, как духовные образования, определяют направление деятельности людей, но не имеют силы для реализации их целей. Материальные ценности, наоборот, имеют силу для реализации целей, но не имеют четкой направленности. Поэтому главное предназначение идеала как средства реализации ценностей современной российской молодежи состоит в том, чтобы определить в каком направлении будет осуществляться их развитие.
Во-первых, построение идеальной системы ценностей современной российской молодежи представляет собой сложную футуристическую задачу. В современной науке известны два различных подхода к пониманию идеала: формальный и содержательный. Первый восходит к кантовскому категорическому императиву, когда выдвигается абстрактная нравственная формула ценностей. Такой идеал не может быть реализован на практике. В соответствии со вторым идеал выводится из конкретной действительности в качестве ее ценностной альтернативы. В нем мысленно снимаются или разрешаются реальные противоречия. Не случайно, что именно этот идеал представляет собой образ ценностей, более совершенных, чем те, которые в данный момент существуют в сознании молодых людей. Стремление к созданию идеальной системы ценностей современной российской молодежи отражает реальные тенденции общественного развития - своеобразные ростки будущего в настоящем.
Во-вторых, необходимо осуществить поиск взаимоприемлемых условий, в рамках которых возможно построение новых привлекательных социальных идеалов и ценностей. В качестве этих условий могут выступать:
- переход от единого и целостного мировоззренческого идеала к плюрализму ценностей. По сути, такое постмодернистское «недоверие в отношении метарассказов» характерно для большинства современных обществ;
- изменение ориентаций российского общества с либерализма на консерватизм создает предпосылки для построения новой системы ценностей, ориентирующейся на традиции патриотизма, державности, гражданственности;
- существование наряду с консервативными ценностями либеральных, альтернативных, религиозных ценностных ориентаций придает поиску социальных идеалов новое полифоничное звучание.
Таким образом, обоснование условий построения новых социальных идеалов и ценностей позволяет сделать вывод о том, что в системе ценностей современной российской молодежи представлены различные фрагменты либеральных, консервативных, традиционных и иных социальных идеалов. Возрастание роли того или иного идеала в сознании молодежи может зависеть от возрастных особенностей, местожительства, ориентаций различных молодежных групп, господствующей субкультуры, полученного образования, семейного воспитания и др.
5. Воздействие профессионально-образовательной среды на формирование ценностного мира
современной российской молодежи
Основное функциональное назначение этой среды определяется тем, что в молодости человеку приходится делать сознательный выбор в области образовательных и профессиональных ориентаций. В профессиональной сфере основными ценностными предпочтениями молодежи являются работа за границей, в совместных предприятиях или инофирмах, владение собственным делом, готовность трудиться в частных фирмах, на арендных предприятиях, в выборных органах власти.
Ориентация на ту или иную профессиональную сферу определяет и «рыночный ряд» престижных специально -стей у молодых людей: брокер, менеджер, экономист, бизнесмен, банкир, политик, юрист, управленец и т.д.
Для того чтобы реализовать свой профессиональный выбор, молодое поколение должно опираться на такие ценности как материальный достаток, предприимчивость, получение престижной профессии, исполнительность, ответственность, активность, надежность, квалификация и др.
Одним из основных каналов достижения успеха в профессиональной деятельности является образование1. Оно выполняет по отношению к молодежи социальную, профессиональную, гуманистическую и культурную функции. Следовательно, образование представляет собой социальный регулятор по подготовке поколения к общественно-ориентированной жизни. Однако на этом пути возникает целый ряд издержек, которые обусловлены тем, что бум со-
1 Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? - Томск, 2005. - С. 66.
временного образования в основном связан: с «бегством от армии»; стремлением получить не только хорошо оплачиваемую, но любую работу, поэтому выбирается тот вуз и специальность, куда легче всего поступить; распространением мифа о высшем образовании как о пропуске в элиту; снижением качества обучения; созданием теневой экономики образования. Сложившаяся ситуация порождает целую группу противоречий:
• между усилиями молодежи, направленными на получение образования, и результатами этих усилий в условиях кризиса образования и общества в целом;
• между социальными и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе;
• между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием навыков практического использования полученных знаний;
• между поиском новых вариантов, форм, целей и средств образования и необходимостью ежегодного его получения.
Все это приводит, с одной стороны, к ориентации молодых людей на такие ценности образования как: свободное развитие своих способностей, самореализации, доступ к общечеловеческой культуре, получение профессии и т.д., а с другой стороны, к неспособности современного образования качественно удовлетворить этот ценностный набор.
Во-первых, взаимодействие современного образования и ценностей молодежи может, по мнению В. В. Ильина, осуществляется на трех уровнях: гуманитарность, интегрированность, инновационность1.
Гуманитарность: высшая ценность социального порядка - человеческое развитие, исчисляемое показателями -продолжительность жизни, грамотность (с учетом среднего количества лет обучения), паритет покупательной способности.
Интегрированность: активное заявление несбалансированных частных интересов, развитие.
Инновационность: ведущая ценность этого своеобразного постматериализма - внутренний личностный рост, человеческие качества, самовозвышение индивидуальности на базе творчества.
Как реализуются эти теоретические уровни в практике российской системы образования видно из тех данных, которые приводит В.Н. Бессонов, - «утраты в сфере образования становится все труднее и труднее компенсировать. Дошкольное образование у нас почти разрушено: количество детей, вовлеченных в дошкольное обучение, сократилось за последнее десятилетие с 85 до 45%. Низкие доходы 70% российских семей не позволяют им вкладывать свои средства в систему среднего и высшего образования. Утрачивается статус России как образовательной державы»2.
Во-вторых, метаморфозы современного российского образования связаны, прежде всего, с переходом к рыночным отношениям, которые являются источником смены ценностных парадигм в молодежной среде. Сложившаяся ситуация не может не вызывать тревоги со стороны вузовской общественности. Это связанно с тем, что российское образование изменяется как по форме, так и по содержанию. Изменения по форме характеризуются сменой образовательного вектора «бакалавр - магистр». Модификация содержания образования может осуществляться по нескольким направлениям:
• повышение информационно-технологической и аналитической компетенции;
• выявление состояния психологической устойчивости у молодых людей;
• формирование умения разбираться в сложных хитросплетениях современного общества;
• повышение профессионализма и спроса на высококвалифицированные кадры.
Выделение формы и содержание российского образования не только в корне изменяют подходы к современной подготовке квалифицированных кадров, но и наполняют образовательные ценности молодежи новым смыслом и значением.
Проделанный автором анализ позволяет обозначить круг проблем, характерных для ценностного мира молодежи. Среди них можно выделить следующие:
- противоречивость, разбалансированность и разнонаправленность ценностных устремлений молодежи;
- фрагментация ценностного мира молодых людей, который включает в себя субъективизм, прагматизм, плюрализм;
- раздвоенность ориентаций различных групп молодежи на либерализм и консерватизм;
- актуализация проблемы построения нового, адекватного социальному развитию общественного идеала.
Обозначенные проблемы могут найти свое разрешение только в рамках построения новой системы ценностей.
1 Ильин В.В. Философия: В 2 т. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - Т. 2. - С. 499-500
С. 260.
2
Бессонов В.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: учебное пособие. - М.: Норма, 2006.