ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В.В. Орлова
Кафедра культурологии и социологии Томский университет систем управления и радиоэлектроники ул. Ленина, 40, Томск, Россия, 634000
Анализируются ценностные ориентации молодежи, факторы, влияющие на их становление и специфика на современном этапе развития российского общества. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о характере различных форм жизнедеятельности молодежи.
Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям и, соответственно, имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижение успеха, а с другой стороны, она более подвержена деструктивному влиянию макросоци-альных процессов. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как переходный период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни.
Проблема ценностей является одной из самых давно изучаемых в отечественной и зарубежной науке. Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» имеют сложную природу, определяющуюся единством объективных и субъективных факторов. Предпосылкой формирования ценностных ориентаций субъекта является система социальных ценностей. Ценностное сознание индивида определяется и развивается в процессе социализации, когда им усваиваются ценности в обществе. В то же время в процессе усвоения тех или иных объективно существующих ценностей в сознании индивида формируются определенные оценки как внешней социальной действительности, так и самого себя как субъекта. В результате те или иные общественные ценности могут либо разделяться, приниматься, либо не разделяться индивидом, истолковываться им как полезные или вредные, желаемые или нежелаемые. Должные, более значимые для индивида ценности приобретают характер потребности, обусловливающей его ориентации, которые выступают в момент жизненного решения фактором, побуждающим человека к действию, определяющим мотивацию его поступка. Ценностные ориентации представляют собой существенные, важные для индивида (социальной группы) ценностные установки, сформированные под влиянием его ценностного сознания, оценок, суждений, убеждений, потребностей, переживаний, ценностей, и в первую очередь под влиянием объективно существующей в обществе системы общепринятых («для всех») ценностей.
Результаты социологического исследования, проведенного Центром социального прогнозирования под руководством Ф.Э. Шереги в 2004 г., показывают, что,
по мнению опрошенных молодых людей, права личности в российском обществе защищены слабо, а порой и вовсе не защищены государством. Позиция по поводу защищенности своих прав дифференцируется дихотомически: положительную оценку степени защищенности своих прав дали 35,3%, отрицательную — 64,7% молодежи [12. С. 325—326]. Выводы Ф.Э. Шереги разделяет и Е.А. Певцова, которая отмечает, что современная российская молодежь склонна оправдывать свою активность во внеправовом пространстве нарушением в обществе прав человека [10. С. 111—112].
В 2007 г. автором был проведен социологический анкетный опрос среди молодежи по теме: «Традиции и ценности молодежи». Использовалась специально разработанная анкета. Общий объем выборки составил 358 человек. В соответствии с многоступенчатой, целенаправленной квотной выборкой в схему исследования были включены пять из шестнадцати районов Томской области, в том числе г. Томск.
В современных индустриальных обществах молодым людям очень трудно проявить себя, самоутвердиться. Поиски самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора. Сегодня молодой человек, насыщенный знаниями, созревает гораздо раньше. Однако положение его в обществе характеризируется тем, что он не может сказать свое Я, что связано с отсутствием весомого участия в институтах взрослых. В первую очередь это связано с длительным периодом овладения профессией. В результате самостоятельность приходит к молодым людям очень поздно: нет профессии и собственного жилья, материально очень многие зависят от родителей. Так, на вопрос «Какую работу должно проводить государство в отношении молодежи?» 34% молодых людей года ответили «создавать условия для самовыражения, самореализации молодежи», 21% — «оказывать молодежи социальную поддержку, защищать ее интересы». Большинство молодых людей понятие «справедливость» рассматривает как возможность получать общественные блага в прямой зависимости от их способностей, инициативы, деловых качеств, но при этом делиться со слабыми и бедными.
Безуспешные попытки молодежи интегрироваться в общественные структуры ставят ее перед необходимостью поиска альтернативных каналов интеграции и выбора между самореализацией в социально одобряемых формах (учеба, труд) и самоутверждением в рамках молодежной культуры. Молодежная культура в данном случае выполняет функции социализации молодых людей.
Различные формы альтернативной молодежной субкультуры — это своего рода эксперимент, позволяющий выработать новые формы обращения с социальными условиями и пути формирования социокультурных общностей. Возможные тенденции будущего развития этих общностей можно выявить на примере полулегальных, официально не зарегистрированных радикальных экологических организаций, пытающихся помешать строительству вредных производств. Для них характерно отсутствие регламентирующих документов и четкой структуры. Связующим звеном может являться сайт в Интернете. Как правило, в акциях радикальных экологов принимают участие представители разных социальных групп: студенты, профессиональные экологи, бизнесмены. В организациях такого типа
происходит естественная для размытой структуры постоянная смена участников (длительность участия тоже может быть разной), кроме тех, кто является организационным ядром. Их действия направлены не только на оппонентов, но и на то, чтобы привлечь к проблеме местное население. С помощью новых информационных технологий могут формироваться социокультурные общности, отличительной чертой которых является их лабильность, сетевая структура и в то же время направленность на решение конкретных проблем. Доминирующая логика социокультурных общностей с сетевой структурой приводит к развитию «самобытности сопротивления» [6. С. 300] как культурному феномену.
Роль молодежной субкультуры возрастает тогда, когда основные социальные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, образовательные и культурные учреждения, общественные и религиозные организации, средства массовой информации) пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс самоидентификации, обретение социального статуса, интеграцию молодежи в общество.
Молодые люди воздвигают границы и обосабливаются от других поколений внешним видом и молодежным сленгом, музыкальными пристрастиями, новым способом коммуникации (Интернет, сотовые телефоны), самоорганизациями в рамках субкультур (не всегда одобряемыми в обществе и нередко деструктивными).
Каждое молодое поколение меняет структуру социальных связей, освобождаясь от «пут» старых связей и создавая молодежную субкультуру. В настоящее время инновационность любого гражданского общества, а российского особенно, состоит в стремлении поддерживать связь поколений на основе партнерской заинтересованности. Негативизм, высокомерие, скептицизм и нетерпимость между поколениями разрушительны для развития. Взаимоотношения «старших» и «младших» должны строиться на взаимной терпимости, умении сохранять связь времен, не отвергая прошлого, но и не отрицая новое, как недостойное. Любые формы организации и самоорганизации молодых поколений в рамках молодежных субкультур должны быть поддержаны обществом и государством, если они не противоречат действующему законодательству.
Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения — своеобразная форма общения и жизни групп или компаний подростков, молодежи, объединенных общими интересами, ценностями и симпатиями [2. С. 23—27].
Молодежь была всегда объектом социального контроля, так как с ней не только связаны надежды любого общества на будущее, но и различные варианты отклоняющегося поведения. В отличие от старших поколений молодежь очень нетерпелива. Она ждет от власти достаточно быстрого улучшения своего положения. Время реформ в нашей стране сопровождается кризисными явлениями в области образования, в сфере деятельности тех социальных институтов, которые и призваны осуществлять воспитательную и образовательную функции.
В качестве определяющего условия трансформации духовно-нравственных ценностей молодежи выступает жизнедеятельность общества в целом. Она ока-
зывает влияние на все сферы жизненного уклада, общественное мнение, мировоззренческие ориентации людей. Условия жизнедеятельности общества определяются во многом процессами, протекающими в политической, экономической, социально-культурной сферах. Эти процессы становятся важными факторами социализации, формирования и трансформации духовно-нравственных ценностей молодежи. Данные факторы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на эти процессы. К группе негативных факторов формирования системы ценностей молодежи относятся глубокий социально-экономический кризис на региональном уровне, способствующий распространению в ее среде негативных процессов (снижение репродуктивной функции, миграция, ухудшение физического здоровья, социально-психологического самочувствия, неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, безработица, пьянство и др.); противоречивость и сложность процессов социализации личности, затрудняющей ориентацию молодого человека в мире социальных ценностей; социальная расслоенность российского общества, препятствующая реализации жизненных планов молодежи в силу их низкого социально-психологического статуса. Социально-экономические, культурные реалии препятствуют полноценному духовно-нравственному, интеллектуальному развитию молодежи, не способствуют закреплению в регионах высококвалифицированной, образованной части молодежи.
С другой стороны, в силу большого влияния микро- и мезосоциальной среды на процессы социализации молодежи, сохраняется ориентация на общечеловеческие, этнонациональные, духовно-нравственные ценности и в меньшей степени обнаруживается влияние западных, прагматических ценностей. Распространение ценностей гражданского общества способствовало тому, что иждивенческие настроения постепенно заменяются в сознании и поведении молодежи установками на собственную активность, самостоятельность. В ее ориентациях значительное место стали занимать не только ценности семьи (81,7%), но и ценности самореализации (61,2%). Профессиональная реализация стала важным составляющим в представлении молодежи о жизненном успехе (65,1%).
Кроме этого, отмечается усиление значимости общечеловеческих, духовнонравственных ценностей, ориентации на ценности общества. В сложных социально-экономических условиях жизнедеятельности, духовно-нравственные ценности (семья — 85,7%, любовь — 73,4%, дружба — 72%, доброта — 76,7%, порядочность — 65%, честность — 71,1%, образованность, интеллигентность — 56,3%, трудолюбие — 83,4%) в ориентациях молодежи преобладают над утилитарными, прагматическими. Только 9,8% от числа опрошенной молодежи считают, что политика государства должна быть направлена на распространение утилитарных ценностей.
Вместе с тем исследование обнаружило некоторые расхождения между моральным сознанием и моральным поведением. Признавая высокую значимость ценностей добра, бескорыстия, интеллигентности, образованности, молодые люди считают, тем не менее, допустимым в некоторых случаях поступки, которые «подрывают» их авторитетность. Более 38% опрошенных считают, что в некоторых случаях может допускаться: ложь в личных интересах, использование связей с влиятельными людьми в личных интересах и т.д. Более 30% молодых людей допуска-
ют (хоть и иногда) употребление в речи бранных выражений, нецензурной лексики, грубую прямолинейность, нетактичность в общении. Уровень морального поведения молодежи пока отстает от уровня ее морального сознания. Данное обстоятельство, обусловленное объективными причинами неблагоприятной социализации, требует внимания со стороны агентов социализации, поскольку содержит в себе опасность углубления и развития этих противоречий.
Всестороннее изучение молодого поколения имеет принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. — Электронная версия на: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon1.11/sek2/2/
[2] Воронов В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? // Воспитание школьников. — 2001. — № 4, № 5.
[3] Грачев М. Сленг компьютерщиков // Интернет — Лоцман. — 2003. — № 9.
[4] Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1986.
[5] Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни: опыт историко-этического исследования. — Минск, 1988.
[6] Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М.: Academia, 1999.
[7] Лапин Н.И. Динамика ценностей реформируемой России // Вестник РАН. — 1997. — Т. 64. — № 2.
[8] Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. — 2004. — № 7.
[9] Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева — Нижний Новгород, 1993.
[10] Певцова Е.А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи (теоретико-правовые аспекты) // Государство и право. — 2006. — № 12.
[11] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. — СПб., 1909.
[12] Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. — М., 2004.
SYSTEM OF VALUES AND PATRIOTIC UPBRINGING AT THE CONTEMPORARY STAGE OF RUSSIAN SOCIETY DEVELOPMENT
V.V. Orlova
Sociology and Cultural Studies Chair Tomsk State University of Control Systems and Radio Electronics Lenin str., 40, Tomsk, Russia, 634000
The article is devoted to the analysis of youth value system, the factors influencing its formation and acquisition as well as its specificity at the contemporary stage of Russian society development. The accomplished analysis serves as the basis for the conclusions regarding different forms of youth activity.