Научная статья на тему 'Обоснование формирования механизма ценностей современной российской молодежи'

Обоснование формирования механизма ценностей современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЦЕЛЬ / НОРМА / МОТИВ / ВЫБОР / УСТАНОВКА / ЦЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ASSESSMENT / TARGET / NORM / MOTIVE / CHOICE / TARGETING / VALUE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бормотов И. В.

Рассматриваются основные этапы механизма формирования ценностей молодежи : ценностно идеальная основа ценностей, на этом этапе происходит развертывание понятий оценка, цель и норма; объективация ценностей молодежи в различных сферах общественной жизни, которая характеризуется мотивацией, выбором молодыми людьми средств достижения поставленных целей и конкретных результатов. Его сущность заключается в интериоризации, или превращении социальных ценностей во внутренние устойчивые структуры человеческой психики; это превращение переводит во внутренний план сознания молодых людей формы массового поведения, осуществляется этот процесс не автоматически, а в самостоятельном поиске индивидами приоритетных для них ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE MODERN RUSSIAN YOUTH VALUES MECHANISM

The article conveys the main stages of the youth values forming mechanism : the value perfect base of values, defamations of the concepts purpose, assessment, norm being given at this stage. The objectivities of the youth values in various spheres of social life is defined by motivation, the choice by the youth of the marked target achieving means as well as given results. Its main idea deals with interiorisation or converting of social into internal human psychics’ fim structures; the form of the young people massive behavior being converted into internal mind, this process is not done automatically, but in individuals self search of values, which are their priority.

Текст научной работы на тему «Обоснование формирования механизма ценностей современной российской молодежи»

12. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Издательская группа "Прогресс"; "Прогресс-Академия", 1992. 464 с.

Богомазова Наталия Леонидовна, канд. филос. наук., доц. nataliyabogomazova@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

THE REFLECTION OF THE PHILOSOPHY OF «CODE OF HONOR «BUSHIDO» IN THE JAPANESE MENTALITY: TRADITION AND MODERNITY

N.L. Bogomazova

The article reveals the origins of the Japanese mentality in the context of the philosophy of the code of honor «Bushido», the reason of which is the philosophy of Zen Buddhism. Examines the existence and consciousness, moral and ethical aspects of the national character of the Japanese people. Conducted a retrospective analysis of the traditional and modern Japanese philosophy of life.

Key words: Japanese culture, code of honor «Bushido», the philosophy of Zen Buddhism, the samurai, human values, tradition, modernity.

Bogomazova Natalia Leonidovna, candidate of philosophical science nataliyabogoma-zova@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state pedagogical University. L.N. Tolstoy.

УДК 1(091) +(316.6)

ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

И.В. Бормотов

Рассматриваются основные этапы механизма формирования ценностей молодежи: ценностно-идеальная основа ценностей, на этом этапе происходит развертывание понятий оценка, цель и норма; объективация ценностей молодежи в различных сферах общественной жизни, которая характеризуется мотивацией, выбором молодыми людьми средств достижения поставленных целей и конкретных результатов. Его сущность заключается в интериоризации, или превращении социальных ценностей во внутренние устойчивые структуры человеческой психики; это превращение переводит во внутренний план сознания молодых людей формы массового поведения, осуществляется этот процесс не автоматически, а в самостоятельном поиске индивидами приоритетных для них ценностей.

Ключевые слова: оценка, цель, норма, мотив, выбор, установка, ценность, молодежь.

Важным направлением теоретического поиска является развертывание механизма ценностей современной российской молодежи [2, с. 15-26]. В нем условно можно выделить два взаимосвязанных этапа - ценностно-идеальная основа формирования ценностей и объективация ценностей молодежи в различных сферах общественной жизни.

На первом этапе происходит развертывание понятий (оценка, цель, норма), которые направлены на раскрытие смысла и значения идеальной осно-

вы ценностей современной российской молодежи. В содержательном плане на данном этапе осуществляется оценка молодыми людьми социальных требований общества, уясняется смысл и значение основных целей и идеалов деятельности и поведения российской молодежи, формируются нормы, которые закрепляют позитивные образцы в действиях и поведенческих актах молодых людей.

Важнейшим звеном рассматриваемого этапа является оценка. В оценке как в феномене раскрывается единство значения и личностного смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей молодежи. Оценка (как факт) феноменологически выступает проявлением ценности (как сущности), другими словами посредством оценок осуществляется познание, представление в сознании сущности ценностей (как вещей), ценностного бытия, которое является одним из способов актуализации ценности в действительности. Оценивание невозможно вне субъекта, так как представляет собой проявление той ценностной предметности, которая становится средством изучения оценки [7, с. 50-53]. Вместе с тем оценка несет информацию об этой ценностной предметности, то есть отражает специфические стороны общественного бытия. Необходимость оценивания диктуется в первую очередь потребностями общественной практики, вынуждающей решать вопрос о предпочтениях одних предметов перед другими.

В механизме функционирования ценностей современной российской молодежи оценка занимает промежуточное положение. С одной стороны, является неотъемлемым компонентом группового сознания, зависимым от субъекта, а с другой - выступает как ценность, то есть зависит от объективных условий своего существования. Такое ее промежуточное положение позволяет соединять внешнее (с точки зрения социальной необходимости) требование с ценностными ориентациями молодых людей.

В механизме функционирования ценностей современной российской молодежи осуществляется тесное взаимодействие оценки и цели. Специфика процесса формирования целей поведения и сознания молодежи такова, что проявляется в качестве идеального предвосхищения результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств[1, с. 44]. На основе цели возникает целая система ценностей, идеалов, благодаря которым деятельность различных групп молодежи приобретает целеполагающий характер. Принимая решение о совершении того или иного поступка, молодой человек каждый раз решает «смысловую задачу», то есть пытается найти ответ на вопрос: ради какой цели совершается то или иное действие.

Одним из средств воплощения целей в молодежной деятельности выступает воля [5, с. 40-46]. Воля - это могучий творческий принцип, благодаря своей активности она порождает многие процессы. В воле заложена огромная жизненная энергия, но волевое усилие появляется не само по себе, ниоткуда, а возникает там, где существует осознаваемая иерархия ценностей. Воля как средство достижения цели в молодежной среде напрямую связана с такими ценностями-средствами, как знание, мастерство и труд, которые позволяют молодым людям быть успешными в современном российском обществе.

Проводником высших ценностей, идеалов в сознание молодого человека является норма. Она тесно связана с оценкой и выступает как критерий оценивания мыслей, намерений через призму ценностей современной российской молодежи. Соотнося цели деятельности с критериями нормы, человек оценивает это отношение как положительное или отрицательное. Логическая формула нормы выражает общеобязательность и безличность требования, имеет такой вид: «Все люди должны (не должны) поступать так-то». Как явление ценностного сознания норма - это «застывшая мысль», которая должна быть записанной или воспроизводимой мысленно или словесно всякий раз, когда создается ситуация, требующая совершения действия или воздержания от него.

Именно с познания норм начинается история формирования ценностей молодежи. Нормы указывают молодому человеку на то, что есть сущее и должное, добро и зло, достойное и недостойное, эти свойства нормы находят свое отражение в ценностном сознании.

Второй этап механизма функционирования ценностей современной российской молодежи характеризуется мотивацией, выбором молодыми людьми средств достижения поставленных целей и конкретных результатов. Содержанием данного этапа выступают конкретные ценности, ценностные ориентации и поступки, связанные с устремлениями различных групп молодежи.

Этимологически понятие «мотив» используется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта посредством выбора, установок и результатов деятельности. Являясь внутренней побудительной причиной, он непосредственно вызывает какое-то действие. В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания, в которых выражается его ценностное отношение к действительности, к другим людям, к самому себе [6, с. 4-7].

Объективной основой формирования мотивов являются социальные потребности и интересы. Они возникают и существуют как «идеальные стремления» и направления нормативно-ценностного сознания на субъективную заинтересованность в объективном действии.

В структуре мотивов поведения молодых людей, охватывающих ценности современной российской молодежи, самостоятельное значение имеет лич-ностно-групповая сфера. Она включает в себя, по крайней мере, три группы мотивов:

- мотивы, связанные с выполнением функциональных обязанностей;

- мотивы, обуславливающие влечения, стремления и выбор жизненной программы действия;

- мотивы, определяющие оценочное отношение молодых людей к различным группам молодежи.

Степень выраженности данных мотивов у разных молодых людей неодинакова и находится в тесной зависимости от их индивидуальной предрасположенности к усвоению новых ценностей и требований со стороны общества или социальной группы.

В процессе реализации мотивов молодые люди осуществляют выбор желательных и необходимых ценностей в соответствии с представлениями о должном и сущем. Осуществляется постоянное сравнение личного поведения молодого человека с ценностями современной российской молодежи. «Ситуа-

ция выбора, - отмечает Н.Ф.Наумова, - предполагает обеспечение индивида разнообразными элементами (потребностями, ценностями, ресурсами), которые направлены на реализацию двух основных требований: обеспечение внутренних личностных предпосылок для построения нового выбора и обеспечение внешних личностных предпосылок и осуществление выбора ценностей» [4, с. 65].

Необходимость выбора между различными ценностями в пользу одной или нескольких из них обусловлена многовариантностью современного социального развития, противоречивостью направленности различных групп молодежи на ценности и ценностные ориентации. Выбор может проявляться в самых разнообразных формах поведения молодых людей: ответственности или безответственности, верности или предательстве, свободе или необходимости. «Диапазон» присутствия выбора в деятельности молодых людей актуализирует задачу анализа всего многообразия ситуаций такого важного звена, как механизм функционирования ценностей современной российской молодежи. Ситуация выбора возникает при необходимости предпочтения варианта поступка и выражается в целепродуцировании, решении об адекватных цели средствах и практическом исполнении решения, воплощении его в реальном действии и, в конечном счете, в результате.

Поскольку существует зависимость выбора от ситуаций, которые его порождают, необходим анализ этих ситуаций применительно к ценностям современной российской молодежи. Важность этой процедуры состоит в том, что у молодых людей еще не сформировались достаточные навыки по умению правильно ориентироваться и принимать оптимальные решения в сложных условиях современного развития общества.

Наиболее общим основанием для классификации ситуаций выбора могут выступать реальные противоречия, которые возникают в молодежной среде. Эти противоречия специфически преломляются в структуре ценностей и, принимая форму рассогласования между целями и результатами, сущим и должным, сознанием и поведением, наиболее рельефно проявляются в групповых отношениях.

Обоснование внешней детерминации ситуаций ценностного выбора молодого человека не умаляет его готовности к иному типу поведения, которое представляет собой социальную установку. Она выступает в качестве отношения к социальным явлениям и процессам, ориентированным на ценности. Ценность, в свою очередь, представляет объективную сторону установки, а установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности [3, с. 15]. Представленная дилемма дает возможность более четко проследить взаимосвязь между ценностью и установкой, отобразить возможность взаимного перехода этих понятий друг в друга, увидеть то общее и особенное, что свойственно обоим понятиям.

Опираясь на систему социальных установок, молодые люди соотносят свое поведение не только с ценностями, которые культивируются в обществе, но и с ценностными ориентациями, функционирующими в различных группах молодежи. Такое раздвоение социальных установок способствует усилению социальной активности субъектов в общественной и групповой деятельности.

Социальные установки молодежи могут проявляться в зависимости от их смыслового, целевого и операционального назначения:

- установки смысловые - выражаются в проявлении ценностей молодых людей, имеющих личностный смысл;

- установки целевые - направляют ценности молодых людей на достижение определенных образовательных, профессиональных и иных целей имеющих устойчивый и долговременный характер;

- установки операциональные - реализуют ценности молодых людей в зависимости от условий их возникновения в той или иной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий.

Список литературы

1. Ивин А. А. Ценности и целевое обоснование/Мысль и искусство аргументации. М., 2003. С. 43-57.

2. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996. № 4. С. 15-26.

3. Минаева Н.С. Объективные и субъективные условия и факторы формирования социальных установок личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск: Уральский ун-та, 1984. 21 с.

4. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 200 с.

5. Ойгензихт В. А. Воля и риск // Правоведение. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. № 4. С. 40-46.

6. Полякова И.П. Роль ценностей в процессе мотивации: монография. Липецк: Липецкий гос. ун-т, 2004. 168 с.

7. Сутужко В.В. Проблема оценки в философии и науке ХХ века // Известия Саратовского университета. 2010. Вып. 4. С. 47-53.

Бормотов Игорь Владимирович, канд. филос. наук., доц., benaris1954@,yandex.ru, Россия, Тула, Филиал финансового университета при Правительстве РФ.

THE FORMATION OF THE MODERN RUSSIAN YOUTH VALUES MECHANISM

I.V. Bormotov

The article conveys the main stages of the youth values forming mechanism: the value perfect base of values, defamations of the concepts purpose, assessment, norm being given at this stage. The objectivities of the youth values in various spheres of social life is defined by motivation, the choice by the youth of the marked target achieving means as well as given results. Its main idea deals with interiorisation or converting of social into internal human psychics' fim structures; the form of the young people massive behavior being converted into internal mind, this process is not done automatically, but in individuals self-search of values, which are their priority.

Key words: assessment, target, norm, motive, choice, targeting, value, youth.

Bormotov Igor Vladimirovich, candidate of philosophical science, docent, benaris1954@yandex.ru, Russia, Tula, Financial University Department of Tula.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.