МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛЬНИКОВ
Дмитрий Александрович Донцов, доцент кафедры социальной и общей психологии ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет", кандидат психологических наук, доцент, [email protected].
Наталья Юрьевна Драчёва, директор МБОУ «Одинцовская гимназия № 11» Светлана Викторовна Власова, заместитель директора МБОУ «Одинцовская гимназия № 11» по учебно-воспитательной работе
• сбор информации • социальная выборка • социометрия • социально-психологическое исследование • методический инструментарий
Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей определённых закономерностей, обусловленных фактом вхождения этих людей в социальные группы.
Также в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных) объединений людей.
Эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования — это группы людей (прежде всего — малые группы), понимаемые как совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности, — от 2 до 40 человек.
Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются
специфичными для социально-психологического исследования.
Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии — это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений: фактов поведения и деятельности людей.
Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
Включённое наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного её члена. Исследователь входит в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Объектом наблюдения, как правило, являются отдельные люди, малые группы и социальные процессы, происходящие в них. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты со-
циального поведения индивида или группы в целом в определённой ситуации. Пути повышения надёжности результатов наблюдения связаны с использованием надёжных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.
Приводим наш авторский пример стандартизированного наблюдения.
«Протокол ведения стандартизированного систематического наблюдения за психологическими и «деятельностными» реакциями субъекта (субъектов)»
Объект Высказывание Действие Экспрессивная Вид, тип, Выражение
(субъект, (направленность (движение, акт (невербальная, форма (проявление)
явление, вербальной поведения, двигательная) (харак- чувствен-ного и/
процесс) активности; поступок) реакция теристика) или когнитив-
внимания, локализация, (пантомимика) прояв- ного отношения
поведения, конкретизация ляемой (к явлению,
деятельности речевой эмоции процессу,
наблюдаемого деятельности) объекту,
субъекта другому субъекту)
текст текст текст текст текст текст
Анкета, анкетирование. Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое анкетирование), по месту проведения, по способу распространения анкет (анкетирование раздаточное, почтовое, через прессу). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного и особенно почтового и проводимого в прессе анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объёму анкет. Предпочтение типа анкетного опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Приводим ниже пример социально-психологической анкеты.
НАША АВТОРСКАЯ АНКЕТА «ОТНОШЕНИЕ ЮНОШЕСТВА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»
1. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст_
2. Ваш пол: мужской □ женский □
3. Вы выросли в полной или в неполной родительской семье (пожалуйста, напишите)?
4. Ваше семейное положение:
замужем (женат) □ не замужем (холост) □ разведен(а) □
5. Хотели бы Вы создать семью? да □ нет □ ещё не думал(а) об этом □
6. Считаете ли Вы себя готовым(ой) к семейной жизни?
да □ нет □ затрудняюсь ответить □
7. Какой возраст Вы считаете наиболее подходящим для создания семьи?
до 20 лет □ 20-25 лет □ 25-30 лет □ 30-35 лет □ после 35 лет □
8. Хотели бы Вы иметь в своей семье детей?
да □ нет □ ещё не думал(а) об этом □
9. Как Вы полагаете, какой брак более надёжный (длительный)?
официально зарегистрированный □ незарегистрированный (т.н. «гражданский») □
10. Какой брак, на Ваш взгляд, наиболее устойчивый?
по любви □ по расчёту □
11. Имеет ли смысл перед тем, как вступать в брак, предварительно пожить вместе?
да □ нет □ это не имеет значения □
12. Является ли для Вас сексуальное удовлетворение однозначно необходимым условием брака? да □ нет □ затрудняюсь ответить □
13. Как Вы полагаете, является ли супружеская верность одним из основных параметров счастливого брака?
да □, безусловно нет □, не обязательно □ затрудняюсь ответить □
14. Кто, по-вашему, должен материально содержать семью?
мужчина □ женщина □ оба супруга □ не имеет значения □
15. Кто, по-вашему, должен вести домашнее хозяйство?
мужчина □ женщина □ оба супруга □ не имеет значения □
16. Создавая семью, будете ли Вы рассчитывать на помощь?
родителей/родственников □ государства □ будем обходиться своими силами □
17. При вступлении в брак имеет ли для Вас важное значение следующее:
а) материальное положение будущего мужа/жены: да □ нет □
б) социальный статус будущего мужа/жены: да □ нет □
в) образование/культура будущего мужа/жены: да □ нет □
г) материальное положение и социальный статус его (её) родителей: да □ нет □
д) отношение Ваших родителей к этому браку: да □ нет □
е) отношение его (её) родителей к этому браку: да □ нет □
ё) другое (напишите что):__
18. Когда Вы выйдете замуж (женитесь), Вы бы хотели жить:
со своими родителями/родственниками □ с его (её) родителями/родственниками □ не имеет значения □ отдельно от родителей/родственников □
19. Является ли жилищный вопрос для Вас значимым при решении вступить в брак?
да, это многое решает □ нет, это не важно □ это важно, но не имеет решающего значения □
20. Согласны ли Вы с тем, что брак обязательно требует компромиссов от обоих супругов?
да □ нет □ затрудняюсь ответить □
21. Приемлемо ли для Вас в брачных отношениях демонстрировать более сильную любовь, чем Вы испытываете на самом деле?
да □ нет □ зависит от обстоятельств □
22. Готовы ли Вы ради семьи отказаться от того, чтобы делать карьеру?
да, семья однозначно важнее □ да, но только на какое-то время □ нет, карьера — это самое главное □
23. Готовы ли Вы отказаться от больших заработков ради того, чтобы больше проводить времени с семьёй?
да □ нет □ не думал(а) об этом □
СПАСИБО ВАМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ! ©
Тесты. Тест — стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание (задание или опросник). С помощью тестов в социальной психологии определяются межличностные, внутригрупповые и межгрупповые различия. Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).
Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испыту-
емых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определёнными параметрами оценки, например, с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.
Классификация тестов может быть по нескольким основаниям:
• по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные);
• по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплочённости);
• по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты);
• по исходной точке отсчёта оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений).
Имеют место известные и популярные социально-психологические тесты-опросники, например, тест-опросник КОС или КОС 2 (определение коммуникативно-организаторских склонностей личности). Также применяются тесты-опросники, направленные на выявление эмоционального социально-психологического отношения учащихся к школе, например, «Чувства к школе» (См. в конце данной статьи пример методического инструментария социально-психологического исследования учебной группы).
Имеются проективные социально-психологические методики, например, тест-задание «Дерево» или «Дерево с человечками», активно применяющиеся для исследования учебных групп. Используются также так называемые поведенческие социально-психологические тесты-задания, интенсивно применяющиеся в изучении групп учащихся, — «Выбор в действии», «Выбор товарища по парте» и пр. (См. в конце статьи развёрнутый пример методического инструментария социально-психологического исследования учебной группы).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ВЫБОР ТОВАРИЩА ПО ПАРТЕ»1
Применение этого специализированного для школьных условий социально-психологического психодиагностического теста основывается на том соображении, что ученик, испытывая симпатию к какому-то своему однокласснику, стремится к общению с ним и хочет сидеть с ним за одной партой. Наиболее важная область общения для уче-
ника — это общение и взаимодействие в процессе предметно разнообразной учебной деятельности: от урока литературного чтения до урока трудового обучения. Отсюда особенно важным для ученика является вопрос о том, с кем вместе сидеть за одной партой. Используя этот социально-психологический критерий, комплексно значимый для каждого младшего школьника, исследователи выявляют непосредственные очные учебные отношения испытуемых. Такая форма опроса удобна тем, что тестирующий сразу получает данные выборов.
Респондентам предъявляются заранее приготовленные бланковые карточки, которые имеют следующий вид:
«Выбор товарища по парте»
Фамилия________
Дата_Класс_
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
1._2._
3._
Инструкция (говорит учительница данного класса):
— Ребята, я хочу в следующей четверти рассадить вас по партам, учитывая ваши желания. Напишите на листке выданных вам карточек: сначала фамилию того одноклассника, с кем вы хотите сидеть в первую очередь; потом фамилию того, с кем бы вы хотели сидеть, если с первым не получится; потом фамилию того, с кем бы вы сели, если мне не удастся посадить вас ни с первым, ни со вторым из тех, кого вы сначала выбрали.
Далее учительница отвечает на возможные вопросы тестируемых учеников, проводит этот тест-задание, собирает листки с ответами.
Социально-психологическая методика «Выбор в действии» (вариант «У кого больше?»)2
1 Автор - Я.Л. Коломинский
2 Автор - Я.Л. Коломинский.
Данная методика — это такой вариант теста-задания, который несёт фактическую информацию о личных взаимоотношениях учеников, дополняющую социометрический тест, и вместе с тем даёт результаты, допускающие однотипную с ним качественную и количественную отработку. Тест-задание «Выбор в действии» (вариант «У кого больше?») методически заключается в следующем. В качестве инструментария готовятся красочные открытки-картинки — по три на каждого ребёнка. На оборотной стороне картинки ставится номер, присвоенный каждому ученику. Методика начинается со вступительной беседы тестирующего с классом.
Инструкция (говорит учительница данного класса, проводящая тест):
— Ребята, сегодня мы с вами выполним очень интересное задание. Вы должны соблюдать порядок и дисциплину. Теперь пусть каждый из вас положит на свою парту свой дневник, и можете пока выйти в рекреацию.
Помощник тестирующего выводит всех детей в рекреацию, где пока занимает их чем-то интересным, например, читает им увлекательную книгу. Ребята по очереди входят в класс, а после выполнения задания уходят в другое, смежное помещение. Таким образом, ученики, которые уже участвовали в методике, не встречаются с теми, кто ожидает своей очереди: до прихода в класс к тестирующему ребёнок не знает, в чём заключается задание. Так исключается возможность информирования ещё не прошедших тест учеников о сути задания и обеспечивается строгая индивидуальность прохождения учащимися методики.
Тестирующий обращается к ребёнку, который входит в класс:
— Вот тебе три картинки-открытки. Можешь положить их по одной любым трём ученикам твоего класса в дневники, лежащие на партах. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь. Школьник берёт картинки и по одной кладёт их трём одноклассникам.
Автор - Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко.
После того, как ученик распределяет открытки, тестирующий у него спрашивает: «А как ты думаешь, кто из твоего класса тебе положит картинки (открытки)?». Этот вопрос преследует цель выяснить, как ученики осознают свои взаимоотношения с одноклассниками, и выявить референтоме-трическую составляющую.
Проводя данную методику, можно добиваться следующего. Выбор осуществляется не словом, а действием, что, согласно известным положениям экспериментальной психологии, обеспечивает более точный результат, так как поведенческое действие — очень надёжный показатель отношения. Наряду с этим «снимаются» те утилитарные учебные мотивы (например, возможность списывать контрольные работы), по которым, возможно, учениками производился выбор товарища по парте (предыдущая методика). Следовательно, обеспечивается выявление максимально непосредственных взаимоотношений.
По этой методике в лидерах оказывается тот ученик, у кого было больше всего картинок (открыток). Результаты описанного теста-задания «Выбор в действии» (вариант «У кого больше») являются весьма сопоставимыми с данными методики «Выбор товарища по парте».
Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками»3
Для изучения социально-психологических аспектов самооценки респондентов в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников используется известная проективная методика (тест-задание) «Дерево с человечками», дающая достаточно достоверные результаты в совокупности с другими социально-психологическими методиками. В методике «Дерево с человечками» обследуемый выбирает тех человечков, с которыми он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение в учебной группе.
Методика «Дерево с человечками» направлена, в широком смысле, на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе. В узком
3
смысле, данная методика предназначена для выявления степени школьной адаптации учащегося в учебной группе (классе). Интерпретация результатов выполнения методики производится исходя из того, какие позиции на стимульном материале выбирает данный ученик, с каким социально-психологическим положением он отождествляет своё реальное и идеальное положение в учебной группе, есть ли различия в выявленных параметрах.
Итак, данная методика проводится в два этапа. На первом этапе (имеющееся собственное социальное положение в группе в представлениях учащихся), учащиеся определяют себя в имеющихся в настоящее время, по их мнению, групповых условиях, в имеющейся в текущий момент вну-тригрупповой ситуации. На втором этапе (желаемое собственное социальное положение в группе в представлениях учащихся), учащиеся проясняют своё представление о желаемом ими своём социальном положении в группе, о своём желаемом месте в группе (см. в конце статьи пример методического инструментария социально-психологического исследования учебной группы).
Метод социометрии. Метод социометрии является абсолютно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности систем неформальных отношений в группе; степень психологической совместимости конкретных людей; внутригрупповые статусы участников процедуры; качество психологической атмосферы группы в целом.
Социометрия — теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия — это способ первичной диагностики наличия проблем в меж-
личностных внутригрупповых взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин.
Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.
Таким образом, область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочёл бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации.
Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.
Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предпо-
лагаемые членами группы, а также в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, и оценку группы в целом.
Типичный пример социометрической трицы мы приводим ниже.
ма-
Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят:
• социометрический статус — величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, полученных индивидом, к их максимально возможному числу;
• индекс эмоциональной (психологической) экспансивности — степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу.
Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации,
сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями.
К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), показатели инте-грированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели групповой сплочённости и ряд других.
Имеются следующие специфические социометрические параметры:
• Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО). КБО = (С1 + С2): N - 100%, где С1 — количество лидеров, С2 — количество предпочитаемых, N — число учеников в классе. Например, КБО = (4 + 10): 20 -100% = 70%. КБО (70%) исследуемого класса определяется как высокий.
• Коэффициент оптимальности отношений (КОО). КОО = (С2 + С3): N - 100%, где С2 — количество предпочитаемых, С3 — количество пренебрегаемых, N — число учеников в классе. Например, КОО = (С2 + С3): 20 -100% = (10 + 6): 20 - 100% = 80%. КОО (80%) исследуемого класса определяется как высокий.
• Коэффициент «звёздности» (КЗ). КЗ = С1: N - 100%, где С1 — количество предпочитаемых, N — число учеников в классе. Например, КЗ = С1: N - 100% = 4: 20 - 100% = 20%. КЗ (20%) исследуемого класса определяется как высокий.
Социометрическая матрица
№ 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
всего
Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения со-циограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки) положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы.
Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют так называемую социо-грамму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 2), в центр которых помещают «популярных» индивидов, во внутреннее кольцо — «средне популярных», в наружное кольцо — «совсем не популярных».
Рис. 1. Социограмма
Подчеркнём, что одной самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).
Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до самых непопулярных (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками (девочки) и треугольниками (мальчики), прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию (рис. 1).
Рис. 2. Пример «социограммы-мишени»
Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следующему аспекту — кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.
1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться в следующем классе?
2. Кого из класса ты обязательно бы пригласил(а) на свой день рождения?
3. С кем из своего класса ты с удовольствием пошёл(ла) бы в кино?
4. С кем из класса ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в средних и старших классах школы?
5. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя одноклассниками, кто бы это был?
6. Кому из класса ты дашь списать контрольную работу в первую очередь?
7. Кому из класса ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?
8. Без кого ты вообще не представляешь свой класс?
9. С кем из класса ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?
10. С кем из класса ты хотел(а) бы дружить всю жизнь?
11. С кем из класса ты хотел(а) бы сделать какую-либо совместную поделку на художественную выставку?
1 2. Кого из своего класса ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо подвижных играх?
13. С кем из класса ты очень хотел(а) бы посещать группу продлённого дня?
14. С кем из своего класса ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?
Итак, наиболее часто социометрией называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания (при сохранении принципа выделения рангов), методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.
Методика «Социометрия» Дж. Морено, в адаптации Я.Л. Коломинского
При проведении методики «Социометрия» в учебных группах (классах) учащимся предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос — 3 фамилии одноклассников, кроме собственной).
Инструкция. «Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии своих одноклассников с учётом отсутствующих сегодня учеников».
Референтометрия. При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии. Качественная социально-психологическая модификация метода социиометрии, — ре-ферентометрия. Референтометрия — это социально-психологический методический приём выявления факта референтной (личностной) предпочтительности (значимости). Люди, к которым индивид очень внимательно прислушивается, являющиеся авторитетными для него, — это его референтная группа (группа особо значимых для субъекта лиц).
Референтность — это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Референтная процедура весьма информативна, она даёт точность представления о статусной структуре, взаимности
предпочтений. Основанием выбора является ценностный фактор значимости для конкретной личности каких-либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна. Мера рефе-рентности какого-либо члена группы — это «удельный вес» предпочтительности этого субъекта для другого лица (для других лиц).
Методика «Референтометрия» по А.А. Реану
А.А. Реан полагает, что референтометрия заключается прежде всего в ранжировании субъектом социометрических выборов.
По нашему авторскому мнению, могут быть составлены и применены, например, следующие референтометрические вопросы:
1. Если Ваш класс будут расформировывать, как Вы думаете, кто из Ваших одноклассников обязательно захотел бы продолжить совместно учиться с Вами в новом учебном коллективе?
2. Кто из класса пригласил бы Вас на свой день рождения?
3. Кто из Вашего класса пошёл бы с Вами в многодневный туристический поход?
4. Кто из класса захочет поддерживать с Вами дружеские отношения после окончания школы?
5. Кто из класса согласился бы пользоваться вместе с Вами одним спортивным инвентарём?
6. Если бы кому-то из Вашего класса дали большую сумму денег и сказали поделиться ею с Вами, кто из одноклассников поделился бы с Вами в первую очередь?
7. Кто из класса даст Вам списать контрольную в первую очередь?
8. Кто из класса доверил бы Вам свой самый сокровенный секрет?
9. Кто без Вас не представляет свой класс?
10. Кто из класса хотел бы с Вами чаще видеться в свободное время?
11. Кто из класса хотел бы с Вами дружить всю жизнь?
Пример типичной референтометрической матрицы мы приводим ниже.
Подчёркиваем, что может быть применена комплексная социо-референто-метриче-ская методика (см. пример ниже).
Наша авторская анкета-опросник по методикам «Социометрия» и «Референто-метрия»
1. С кем ты больше всего хотел бы дружить из твоего класса?
2. Про кого из твоего класса ты хотел бы узнать то, с кем он очень хочет дружить?
3. Кого из класса ты обязательно пригласил бы на свой день рождения?
Референтометрическая матрица
№ 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
взаимные
4. Про кого из класса ты обязательно хотел бы узнать, стремится ли он на твой день рождения?
5. С кем больше всего тебе нравится учиться в твоём классе?
6. Чьё мнение о том, с кем ему нравится учиться в одном классе, ты очень хотел бы узнать?
7. С кем ты хотел бы сидеть за одной партой больше всего?
8. Чей ответ на вопрос, с кем ему хотелось бы сидеть за одной партой, ты хотел бы обязательно узнать?
9. Чьим мнением из всех ребят твоего класса ты дорожишь больше всего?
10. Про кого из одноклассников ты хотел бы узнать, чьё мнение для них дороже всего?
11. С кем ты обязательно хотел бы продолжить учиться в следующем классе?
12. Чьё мнение о том, с кем он хотел бы учиться в следующем классе, ты бы обязательно хотел узнать?
13. С кем из одноклассников ты бы хотел вместе выполнять домашние задания?
14. Про кого из твоего класса ты хотел бы узнать, с кем ему хотелось бы совместно выполнять домашние задания?
15. С кем из одноклассников в первую очередь ты хотел бы вместе участвовать в школьном спектакле?
16. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в школьном спектакле, ты хотел бы узнать?
17. С кем из одноклассников ты хотел бы вместе участвовать в спортивных соревнованиях?
18. Чьё мнение о том, с кем бы он хотел участвовать в спортивных соревнованиях, ты обязательно хотел бы узнать?
19. С кем из одноклассников ты бы хотел участвовать в подготовке какого-либо школьного проекта?
20. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в подготовке школьного проекта, ты хотел бы узнать?
21. С кем из твоего класса тебе нравится посещать спортивную секцию, танцевальный кружок?
22. Чьё мнение о том, с кем ему нравится посещать спортивную секцию, танцевальный кружок, ты хотел бы узнать?
23. С кем из своего класса ты бы отправился в туристический поход?
24. Про кого ты хотел бы узнать, с кем бы он обязательно пошёл в туристический поход?
Сводная социо-референтометрическая матрица
№ 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
всего
взаимные
Примечание. В данной таблице внизу горизонтально располагаются две важные графы: 1) количество полученных учеником выборов; 2) количество взаимных выборов из общего числа. Выборы, которые получает учащийся от других, подсчитываются и выставляются по вертикали, под номером, соответствующим фамилии ученика по списку (отсутствие выборов себя самого обозначено закрашенными клетками).
25. С кем из класса ты бы очень хотел жить по соседству в твоём доме?
26. Чей ответ из ребят твоего класса на вопрос о том, с кем бы он очень хотел жить по соседству своём доме, ты очень хотел бы узнать?
27. Кому из класса ты бы доверил свой самый важный секрет?
28. Чьё мнение из твоих одноклассников о том, кому бы он доверил свой самый важный секрет, для тебя самое интересное и значимое?
29. Если бы ты выиграл в качестве приза огромный вкусный торт, то с кем из троих одноклассников ты бы поделился в первую очередь?
30. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников точно поделился бы с тобой призом — тортом, если бы выиграл его?
31. Без кого из одноклассников ты вообще не представляешь себе свой класс?
32. Чьё мнение из твоих одноклассников о том, без кого он не представляет себе ваш класс, для тебя самое важное и интересное?
33. С кем из твоих одноклассников ты бы отправился в кругосветное путешествие?
34. О ком из одноклассников ты очень хотел бы узнать, с кем из класса ему хотелось бы отправиться в кругосветное путешествие?
35. Кто из одноклассников при встрече с хулиганом, не раздумывая, точно пришёл бы тебе на помощь?
36. О ком из одноклассников ты больше всего хотел бы узнать, что он обязательно пришёл бы тебе на помощь при встрече с хулиганом?
Пример типичной сводной социометрической и референтометрической матрицы мы приводим ниже.
ПРИМЕР МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Задание 1. Инструкция
Ребята!
— заполняйте свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом;
— учитывайте всех членов класса, а не только присутствующих в данный момент;
— избегайте ответов типа: «выбираю всех», «любого», «не выбираю никого».
ФИО _
класс_дата_
В ответах на все вопросы напиши фамилии и имена трёх разных человек из твоего нынешнего класса.
1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить учиться в следующем классе?
1) 2) 3)
2. Как ты думаешь, кто бы из твоих нынешних одноклассников хотел бы с тобой учиться в следующем классе?
1) 2) 3)
3. Кого из твоего класса ты обязательно пригласил(а) бы на свой день рождения?
1) 2) 3)
4. Как ты думаешь, кто из твоего класса точно пригласит тебя на свой день рождения?
1) 2) 3)
5. С кем из своего класса ты с удовольствием пошёл(а) бы в кино?
1) 2) 3)
6. Как ты считаешь, кто из твоего класса очень захотел бы пойти с тобой в кино?
1) 2) 3)
7. С кем из твоего учебного класса ты хотел(а) бы сидеть за одной партой?
1) 2) 3)
8. Как ты предполагаешь, кто из твоего класса хотел бы сидеть с тобой за одной партой?
1) 2) 3)
9. Кому из класса ты точно дашь списать контрольную работу?
1) 2) 3)
10. Как ты считаешь, кто из класса точно даст тебе списать контрольную работу?
1) 2) 3)
11. Кому из класса ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?
1) 2) 3)
12. Кто из класса доверил бы тебе свой самый сокровенный секрет?
1) 2) 3)
13. С кем из класса ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное от учёбы время?
1) 2) 3)
14. Кто из класса захочет с тобой видеться чаще в свободное от учёбы время?
1) 2) 3)
15. С кем из класса ты хотел(а) бы дружить всю жизнь?
1) 2) 3)
16. Кто из класса хотел бы с тобой дружить всю жизнь?
1) 2) 3)
17. Кого из своего класса ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо подвижных играх?
1) 2) 3)
18. Кто из класса взял бы тебя в свою команду для участия в разных подвижных играх?
1) 2) 3)
19. С кем из твоего класса ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?
1) 2) 3)
20. Кто из класса захотел бы делать с тобой домашние задания?
1) 2) 3)
21. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег, при условии, что ты поделишься ею с тремя одноклассниками, кто бы это был?
1) 2) 3)
22. Кто из класса поделился бы с тобой в такой же ситуации деньгами?
1) 2) 3)
23. С кем из класса ты очень хотел(а) бы жить по соседству в одном доме?
1) 2) 3)
24. Кто из класса обязательно захотел бы жить с тобой по соседству в одном доме?
1) 2) 3)
25. С кем из класса ты бы не_хотел(а) дружить?
1) 2) 3)
26. Кто из класса не хотел бы с тобой дружить?
1) 2) 3)
Задание 2. Инструкция
Напиши, пожалуйста, на листке: сначала фамилию того одноклассника, с кем ты хочешь сидеть за одной партой в первую очередь; потом фамилию того одноклассника, с кем ты хочешь сидеть за одной партой, если с первым выбранным сесть не получится; затем фамилию того одноклассника, с кем ты захочешь сесть за одну парту, если не удастся сесть ни с первым, ни со вторым из тех, кого ты сначала выбрал(а).
Твоя фамилия_ Дата__
Класс_
С кем ты очень хотел(а) бы сидеть за одной партой? Напиши их фамилии.
1._ 2._ 3.
Задание 3. «Твои чувства к школе»
Класс _ Возраст_
Пол
к) Чувство унижения
л) Страх
м) Тревогу за будущее
н) Благодарность
о) Симпатию к учителям
п) Желание приходить сюда
Задание 4. Инструкция
Инструкция
Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь к школе (в школе). Внимание! Нужно выбрать только 8 ответов.
Посмотри внимательно на рисунок. Перед тобой дерево и лесные человечки на нём. У каждого из человечков разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает своё любимое положение на дереве. Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. Когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотри каждого человечка: где он расположен, чем он занят. Теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя самого, похож на тебя, на твоё настроение в школе и отражает твоё положение в классе. Затем возьми зелёный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьём месте ты хотел бы находиться, если бы мог выбирать желаемое тобой положение в классе. □
Я чаще всего испытываю к школе (в школе) Да
а) Спокойствие
б) Усталость
в) Скуку
г) Радость
д) Уверенность в себе
е) Беспокойство
ё) Неудовлётворенность собой
ж) Раздражение
з) Сомнение
и) Обиду