О.Ю. Карташова
Взаимоотношения детей в общеобразовательной и православной школе
В статье описаны некоторые результаты исследования взаимоотношений со сверстниками детей 6-7 лет, обучающихся в православной и общеобразовательной школах. Выделены типы поведения учащихся младшей школы со сверстниками, описана дифференциация детей в коллективе. Ключевые слова: православная школа, общеобразовательная школа, взаимоотношения младших школьников, взаимоотношения детей в православной школе, дифференциация детей в коллективе.
В настоящее время в России существуют много типов школ, позволяющих детям получить общее образование. В связи с этим родители зачастую сталкиваются с очень сложной ситуацией: куда отдать ребенка, где для него будут созданы самые благоприятные условия для интеллектуального и личностного развития? Совершая выбор учебного заведения, родители также исходят из желания встретить со стороны педагогического коллектива заботливое, заинтересованное и ответственное отношение к детям, при котором, в случае необходимости, со стороны школы им будет оказана помощь и содействие. Остановимся на сравнении двух вариантов общеобразовательных учреждений: государственной школы и негосударственной православной школы.
Отдавая ребенка в общеобразовательную школу, родитель понимает, что в ней действуют следующие правила, установленные государством: в классе, как правило, не менее 25 детей; в одной параллели могут существовать разные программы; дополнительные предметы (религиозные с 2013 г.) вводятся только пожеланию родителя; проводит их учитель, отучившийся на курсах, которые предоставило государство; нагрузка на школьника рассчитана и установлена строго по государственным нормам; отмечаются только традиционные для школы и государственные праздники (День знаний, День учителя, Новый Год, 8 марта и др.). Сама школа может вносить коррективы, но только по согласованию с государственными органами.
Родителей привлекают православные школы тем, что обучение в них явным образом сочетается с воспитанием. Многие вопросы воспитания решаются в православной школе через рассмотрение религиозных
о о
ш
л
сс ^
2 Е аспектов человеческого бытия. В таких школах есть не просто учитель, |о но учитель - духовный наставник, который, как правило, является свя-о 5 щенником. В программу православной школы, помимо общеобразователь-§ ^ ных дисциплин, включен еще особый вероучительный предмет - «Закон с Божий». На уроках по этой дисциплине священник рассказывает детям о Боге, мире и человеке, прививает им христианское мировоззрение.
Родители, которые отдают детей в православную школу, являются как правило, верующими, воцерковленными людьми, осознающими необходимость не только обучения, но и православного воспитания детей. В православных школах отмечается более тесная связь педагогического коллектива с семьями учащихся и более заботливое и ответственное отношение к детям. Классы в православной школе, как правило, небольшие: они насчитывают 10-12 учеников, что позволяет учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Преподаватели православной школы довольно часто приводят детей в храм, готовят их к участию в Таинствах Церкви, а также заботятся о том, чтобы дети в классах были дружны, внимательны друг к другу и не проявляли агрессивности.
Прежде всего, для дальнейшего изложения необходимо развести понятия «воспитание» и «социализация», которые, хотя и близки по смыслу, но все же отличаются друг от друга. Процесс социализации неразрывно связан с представлением о том, что человек является не только природным, но и общественным существом. Согласно представлениям социальной психологии, социализация - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях и социальных группах. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, видов деятельности и форм общения. Они могут влиять на личность по-разному: положительно, нейтрально или негативно. Источниками социализации являются: семья, система дошкольного, школьного образования и высшего образования, средства массовой информации и общественные организации.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, человек усваивает влияния социальной среды, а с другой - воспроизводит в своем мировоззрении, общении с другими людьми и в личном поведении то, что стало для него ценным, значимым и привлекательным. Таким образом, любой человек не только усваивает, впитывает в себя влияние общества, но еще и имеет возможность отфильтровывать, выбирать, а также преобразовывать по своему усмотрению это влияние и даже противопоставить себя тем нормам и ценностям общественной жизни, которые социум ему навязывает.
о ^
ш
о
Сложность процесса социализации состоит в том, что в основном он совершается стихийно, неупорядоченно. Родители, при всей любви к ребенку и желании защитить его от имеющихся вредных влияний социума, не в состоянии все время контролировать эту ситуацию. В про- ^ | цессе жизни и получения образования ребенок ежедневно сталкивается | 2 как с положительными, так и отрицательными явлениями социальной о й жизни.
Дополнительным соблазном является еще и то, что сверстники, окружающие ребенка в детском саду, школе или на улице, часто становятся проводниками вредных и пагубных для детской души интересов и привычек. В связи с этим становится понятно, что противодействовать таким воздействиям ребенок сможет только при условии, что у него будет выработан «нравственный иммунитет» против зла, с которым он сталкивается в обществе. Мы полагаем, что этот иммунитет создается родителями в условиях семейного воспитания.
Воспитывая детей в кругу семьи, родители закладывают в душе ребенка определенную психологическую позицию по отношению к окружающему миру, которая впоследствии выявляется в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребенок перешагивает порог семьи и начинает постепенно создавать пространство самостоятельной жизни, в котором он уже сам активно включается в процесс общения с другими людьми.
Очевидно, что взаимоотношения ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от взаимоотношений со взрослыми и является необходимым условием социализации и развития личности.
Существует несколько психологических позиций, которые определяют общение детей со сверстниками. Первую позицию можно назвать эгоистической. Она заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, его интересы сосредоточены в основном на предметах. Поэтому ребенок с эгоистической позицией обычно ничего не знает о других детях в классе, даже имена их не всегда помнит, зато игрушки, которые они приносят, он замечает всегда. Эгоистичных детей сверстники не любят. Они не хотят с ними играть, а тем более дружить - это неинтересно и опасно. Отчужденность от сверстников и эгоистичность ребенка нарастают как снежный ком.
Вторую позицию можно назвать конкурентной. Ребенок с такой позицией считает, что самое главное в жизни - это чтобы тебя ценили, уважали и хотели с тобой дружить. А для этого нужно быть хорошим: все делать правильно, со всеми делиться, никого не обижать. И ребенок нередко действительно добивается признания и становится
2 Е популярным в своей группе. Ребенка любят и хвалят воспитатели в дет-¥ § ском саду и учителя в школе. Но когда другие в чем-то превосходят
видит, прежде всего, конкурента, которого нужно хоть в чем-то превзойти. Такая позиция не может дать настоящей радости во взаимоотношениях, потому что она держит ребенка (а потом и взрослого) в постоянном напряжении: как бы кто его не опередил. И любые успехи других вызывают огорчение, обиду, зависть.
Если у ребенка сложилась гуманная психологическая позиция, во взаимоотношениях со сверстниками, как правило, проблем у него не возникает. Такой ребенок очень чувствителен к внутреннему состоянию другого ребенка, к его желаниям, интересам, настроениям. Он хорошо знает окружающих его близких людей не только с внешней и поведенческой стороны (какого цвета волосы, во что одет, как ведет себя в группе и т.д.), но и со стороны внутреннего мира. Поэтому он почти всегда положительно относится к остальным, считает всех хорошими, добрыми, умными. Ребенок по собственной инициативе охотно помогает другим, делится тем, что имеет сам. И делает это не потому, что так принято и за это похвалят, а потому, что сам получает от этого радость и удовлетворение. Он умеет сопереживать другим, чувствовать то же, что чувствуют они.
В период младшего школьного возраста у детей происходит отчетливая дифференциация состава ученической группы: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью либо вообще отвергаются или остаются незамеченными.
Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности.
Данное понимание достаточно трудно приложить к группе ранних школьников, в частности, к первоклассникам. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие
его - в успехах на занятиях, в популярности у сверстников или в признании взрослого - ему становится очень обидно. В сверстнике ребенок
от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.
Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные, их не принимают в игры, у них мало взаимоотношений. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для раннего школьного ч возраста. с
Вопрос о популярности детей раннего школьного возраста решался в психологических исследованиях преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности раннего школьника в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах В.С. Мухиной и др. Эти исследования показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково: одни выступают в роли ведущих, другие ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.
Во-первых, «популярные» дети, в отличие от «непопулярных», практически никогда не бывают безразличны к действиям сверстников, они постоянно проявляют интерес к тому, что они делают. Причем эта эмоциональная вовлеченность, как правило, имеет положительную окраску. «Популярные» дети, как правило, одобряют и поддерживают других детей, в то время как «непопулярные» осуждают и навязывают свое мнение и желание.
Во-вторых, «популярные» дети способны к сопереживанию сверстникам: успехи сверстников радуют их, а промахи огорчают. «Непопулярные» дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно (радовались неудачам и обижались при похвале другого).
В-третьих, все «популярные» дети, независимо от уровня общительности и инициативности, реагируют на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно помогают им. «Непопулярные» не делают этого практически никогда.
В-четвертых, «популярные» дети, даже в позиции «обиженного», предпочитают разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. «Непопулярные» ученики, как правило, находят разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах в сторону сверстников.
Нами был проведен эксперимент с помощью методики «Социометрия - Секрет» в начале и в конце учебного года. Результаты показали, что уровень благополучия взаимоотношений в группе (коэффициент взаимности) в православной школе в начале учебного года равен 58%,
о ^
о.
о
сс ^
а в конце - 64%, рост равен 6%. В общеобразовательной школе в нача-|§ ле учебного года этот коэффициент равен 70%, а в конце - 71%; рост 2 5 всего 1%.
й Проведя социометрию в православной школе, мы выявили, что в ней
с есть отверженный ребенок: это девочка, ей 8 лет. Сначала девочка училась в общеобразовательной школе (около 2 месяцев), после чего родители забрали ее из-за жесткого обращения с ней классного руководителя и одноклассников. Остаток учебного года девочка провела дома. И только в следующем году ее отдали в православную школу. К концу учебного года у девочки появилась подруга.
Проведя социометрию в общеобразовательной школе, мы выявили двоих отверженных. Первый ребенок - девочка, пришедшая в школу в ноябре. Девочка очень стеснительная, спокойная. Второй ученик -мальчик. Он пришел в октябре, очень плохо владеет русским языком, общается только с мальчиком одной с ним национальности. У каждого из них есть только один друг.
Также мы отметили следующее отличие общеобразовательной школы от православной. В общеобразовательной школе в классе сложились микрогруппы. Можно предположить, что причиной этого является гораздо большее число учеников в классе общеобразовательной школы, чем у православной: 25 против 10-12. Из-за малого количества учеников в классе православный школы он выглядит как микросемья.
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2014.
2. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
3. Поддьяков А. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12.
4. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология, М., 2005.
6. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М., 2006.