Научная статья на тему 'Взаимоотношения детей в общеобразовательной и православной школе'

Взаимоотношения детей в общеобразовательной и православной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
345
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ / ORTHODOX SCHOOL / SECONDARY SCHOOL / RELATIONSHIP OF PEERS / RELATIONSHIP OF CHILDREN IN ORTHODOX SCHOOL / DIFFERENTIATION OF CHILDREN IN THE COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карташова Ольга Юрьевна

В статье описаны некоторые результаты исследования взаимоотношений со сверстниками детей 6-7 лет, обучающихся в православной и общеобразовательной школах. Выделены типы поведения учащихся младшей школы со сверстниками, описана дифференциация детей в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationships of children enrolled in the Orthodox and secondary school

This article describes some of the results of research of relationships of 6-7 year-olds with their peers enrolled in Orthodox and secondary schools. The author presents types of behavior of elementary school students with their peers, as well as differentiation of children in the team.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения детей в общеобразовательной и православной школе»

О.Ю. Карташова

Взаимоотношения детей в общеобразовательной и православной школе

В статье описаны некоторые результаты исследования взаимоотношений со сверстниками детей 6-7 лет, обучающихся в православной и общеобразовательной школах. Выделены типы поведения учащихся младшей школы со сверстниками, описана дифференциация детей в коллективе. Ключевые слова: православная школа, общеобразовательная школа, взаимоотношения младших школьников, взаимоотношения детей в православной школе, дифференциация детей в коллективе.

В настоящее время в России существуют много типов школ, позволяющих детям получить общее образование. В связи с этим родители зачастую сталкиваются с очень сложной ситуацией: куда отдать ребенка, где для него будут созданы самые благоприятные условия для интеллектуального и личностного развития? Совершая выбор учебного заведения, родители также исходят из желания встретить со стороны педагогического коллектива заботливое, заинтересованное и ответственное отношение к детям, при котором, в случае необходимости, со стороны школы им будет оказана помощь и содействие. Остановимся на сравнении двух вариантов общеобразовательных учреждений: государственной школы и негосударственной православной школы.

Отдавая ребенка в общеобразовательную школу, родитель понимает, что в ней действуют следующие правила, установленные государством: в классе, как правило, не менее 25 детей; в одной параллели могут существовать разные программы; дополнительные предметы (религиозные с 2013 г.) вводятся только пожеланию родителя; проводит их учитель, отучившийся на курсах, которые предоставило государство; нагрузка на школьника рассчитана и установлена строго по государственным нормам; отмечаются только традиционные для школы и государственные праздники (День знаний, День учителя, Новый Год, 8 марта и др.). Сама школа может вносить коррективы, но только по согласованию с государственными органами.

Родителей привлекают православные школы тем, что обучение в них явным образом сочетается с воспитанием. Многие вопросы воспитания решаются в православной школе через рассмотрение религиозных

о о

ш

л

сс ^

2 Е аспектов человеческого бытия. В таких школах есть не просто учитель, |о но учитель - духовный наставник, который, как правило, является свя-о 5 щенником. В программу православной школы, помимо общеобразователь-§ ^ ных дисциплин, включен еще особый вероучительный предмет - «Закон с Божий». На уроках по этой дисциплине священник рассказывает детям о Боге, мире и человеке, прививает им христианское мировоззрение.

Родители, которые отдают детей в православную школу, являются как правило, верующими, воцерковленными людьми, осознающими необходимость не только обучения, но и православного воспитания детей. В православных школах отмечается более тесная связь педагогического коллектива с семьями учащихся и более заботливое и ответственное отношение к детям. Классы в православной школе, как правило, небольшие: они насчитывают 10-12 учеников, что позволяет учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Преподаватели православной школы довольно часто приводят детей в храм, готовят их к участию в Таинствах Церкви, а также заботятся о том, чтобы дети в классах были дружны, внимательны друг к другу и не проявляли агрессивности.

Прежде всего, для дальнейшего изложения необходимо развести понятия «воспитание» и «социализация», которые, хотя и близки по смыслу, но все же отличаются друг от друга. Процесс социализации неразрывно связан с представлением о том, что человек является не только природным, но и общественным существом. Согласно представлениям социальной психологии, социализация - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях и социальных группах. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, видов деятельности и форм общения. Они могут влиять на личность по-разному: положительно, нейтрально или негативно. Источниками социализации являются: семья, система дошкольного, школьного образования и высшего образования, средства массовой информации и общественные организации.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, человек усваивает влияния социальной среды, а с другой - воспроизводит в своем мировоззрении, общении с другими людьми и в личном поведении то, что стало для него ценным, значимым и привлекательным. Таким образом, любой человек не только усваивает, впитывает в себя влияние общества, но еще и имеет возможность отфильтровывать, выбирать, а также преобразовывать по своему усмотрению это влияние и даже противопоставить себя тем нормам и ценностям общественной жизни, которые социум ему навязывает.

о ^

ш

о

Сложность процесса социализации состоит в том, что в основном он совершается стихийно, неупорядоченно. Родители, при всей любви к ребенку и желании защитить его от имеющихся вредных влияний социума, не в состоянии все время контролировать эту ситуацию. В про- ^ | цессе жизни и получения образования ребенок ежедневно сталкивается | 2 как с положительными, так и отрицательными явлениями социальной о й жизни.

Дополнительным соблазном является еще и то, что сверстники, окружающие ребенка в детском саду, школе или на улице, часто становятся проводниками вредных и пагубных для детской души интересов и привычек. В связи с этим становится понятно, что противодействовать таким воздействиям ребенок сможет только при условии, что у него будет выработан «нравственный иммунитет» против зла, с которым он сталкивается в обществе. Мы полагаем, что этот иммунитет создается родителями в условиях семейного воспитания.

Воспитывая детей в кругу семьи, родители закладывают в душе ребенка определенную психологическую позицию по отношению к окружающему миру, которая впоследствии выявляется в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребенок перешагивает порог семьи и начинает постепенно создавать пространство самостоятельной жизни, в котором он уже сам активно включается в процесс общения с другими людьми.

Очевидно, что взаимоотношения ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от взаимоотношений со взрослыми и является необходимым условием социализации и развития личности.

Существует несколько психологических позиций, которые определяют общение детей со сверстниками. Первую позицию можно назвать эгоистической. Она заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, его интересы сосредоточены в основном на предметах. Поэтому ребенок с эгоистической позицией обычно ничего не знает о других детях в классе, даже имена их не всегда помнит, зато игрушки, которые они приносят, он замечает всегда. Эгоистичных детей сверстники не любят. Они не хотят с ними играть, а тем более дружить - это неинтересно и опасно. Отчужденность от сверстников и эгоистичность ребенка нарастают как снежный ком.

Вторую позицию можно назвать конкурентной. Ребенок с такой позицией считает, что самое главное в жизни - это чтобы тебя ценили, уважали и хотели с тобой дружить. А для этого нужно быть хорошим: все делать правильно, со всеми делиться, никого не обижать. И ребенок нередко действительно добивается признания и становится

2 Е популярным в своей группе. Ребенка любят и хвалят воспитатели в дет-¥ § ском саду и учителя в школе. Но когда другие в чем-то превосходят

видит, прежде всего, конкурента, которого нужно хоть в чем-то превзойти. Такая позиция не может дать настоящей радости во взаимоотношениях, потому что она держит ребенка (а потом и взрослого) в постоянном напряжении: как бы кто его не опередил. И любые успехи других вызывают огорчение, обиду, зависть.

Если у ребенка сложилась гуманная психологическая позиция, во взаимоотношениях со сверстниками, как правило, проблем у него не возникает. Такой ребенок очень чувствителен к внутреннему состоянию другого ребенка, к его желаниям, интересам, настроениям. Он хорошо знает окружающих его близких людей не только с внешней и поведенческой стороны (какого цвета волосы, во что одет, как ведет себя в группе и т.д.), но и со стороны внутреннего мира. Поэтому он почти всегда положительно относится к остальным, считает всех хорошими, добрыми, умными. Ребенок по собственной инициативе охотно помогает другим, делится тем, что имеет сам. И делает это не потому, что так принято и за это похвалят, а потому, что сам получает от этого радость и удовлетворение. Он умеет сопереживать другим, чувствовать то же, что чувствуют они.

В период младшего школьного возраста у детей происходит отчетливая дифференциация состава ученической группы: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью либо вообще отвергаются или остаются незамеченными.

Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности.

Данное понимание достаточно трудно приложить к группе ранних школьников, в частности, к первоклассникам. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие

его - в успехах на занятиях, в популярности у сверстников или в признании взрослого - ему становится очень обидно. В сверстнике ребенок

от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные, их не принимают в игры, у них мало взаимоотношений. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для раннего школьного ч возраста. с

Вопрос о популярности детей раннего школьного возраста решался в психологических исследованиях преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности раннего школьника в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах В.С. Мухиной и др. Эти исследования показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково: одни выступают в роли ведущих, другие ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

Во-первых, «популярные» дети, в отличие от «непопулярных», практически никогда не бывают безразличны к действиям сверстников, они постоянно проявляют интерес к тому, что они делают. Причем эта эмоциональная вовлеченность, как правило, имеет положительную окраску. «Популярные» дети, как правило, одобряют и поддерживают других детей, в то время как «непопулярные» осуждают и навязывают свое мнение и желание.

Во-вторых, «популярные» дети способны к сопереживанию сверстникам: успехи сверстников радуют их, а промахи огорчают. «Непопулярные» дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно (радовались неудачам и обижались при похвале другого).

В-третьих, все «популярные» дети, независимо от уровня общительности и инициативности, реагируют на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно помогают им. «Непопулярные» не делают этого практически никогда.

В-четвертых, «популярные» дети, даже в позиции «обиженного», предпочитают разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. «Непопулярные» ученики, как правило, находят разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах в сторону сверстников.

Нами был проведен эксперимент с помощью методики «Социометрия - Секрет» в начале и в конце учебного года. Результаты показали, что уровень благополучия взаимоотношений в группе (коэффициент взаимности) в православной школе в начале учебного года равен 58%,

о ^

о.

о

сс ^

а в конце - 64%, рост равен 6%. В общеобразовательной школе в нача-|§ ле учебного года этот коэффициент равен 70%, а в конце - 71%; рост 2 5 всего 1%.

й Проведя социометрию в православной школе, мы выявили, что в ней

с есть отверженный ребенок: это девочка, ей 8 лет. Сначала девочка училась в общеобразовательной школе (около 2 месяцев), после чего родители забрали ее из-за жесткого обращения с ней классного руководителя и одноклассников. Остаток учебного года девочка провела дома. И только в следующем году ее отдали в православную школу. К концу учебного года у девочки появилась подруга.

Проведя социометрию в общеобразовательной школе, мы выявили двоих отверженных. Первый ребенок - девочка, пришедшая в школу в ноябре. Девочка очень стеснительная, спокойная. Второй ученик -мальчик. Он пришел в октябре, очень плохо владеет русским языком, общается только с мальчиком одной с ним национальности. У каждого из них есть только один друг.

Также мы отметили следующее отличие общеобразовательной школы от православной. В общеобразовательной школе в классе сложились микрогруппы. Можно предположить, что причиной этого является гораздо большее число учеников в классе общеобразовательной школы, чем у православной: 25 против 10-12. Из-за малого количества учеников в классе православный школы он выглядит как микросемья.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2014.

2. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.

3. Поддьяков А. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12.

4. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология, М., 2005.

6. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.