Научная статья на тему 'Формирование детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения'

Формирование детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Т. Н.

Эксперимент проводился с целью изучения условий формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида. Разработаны рекомендации для воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения»

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Кириллова Т.Н.*

Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат VIII вида, Кемеровская область, Яшкинский район, ст. Тутальская

Эксперимент проводился с целью изучения условий формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида. Разработаны рекомендации для воспитателей.

Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий, вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующее духу времени решение, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Образовательное учреждение является основным звеном, которое должно обеспечивать комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществлять единство обучения и воспитания.

Своеобразие задач и методов воспитания детей с недостатками в интеллектуальном развитии обусловлено особенностями психики этих детей, отклонениями в умственном, эмоционально-волевом и физическом развитии. Дети с недостатками интеллектуального развития характеризуются не только своеобразием формирования познавательных процессов, но и особенностями эмоционально-волевой сферы.

В силу компенсаторных возможностей, и пластичности нервной системы, способностей развивающегося организма, в процессе воспитания происходит развитие самых сложных сторон личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в частности формируется умение работать и жить в коллективе.

Коллектив оказывает влияние на поведение человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С. Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место, как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка. Поэтому важной задачей воспитания является организация детского коллектива.

В коррекционно-образовательных учреждениях организацию коллектива нужно начинать с изучения каждого ребенка и индивидуальной работы с

* Воспитатель.

ним. При этом важно, чтобы педагог не проявлял излишней опеки, поверил бы в детей.

Возникает противоречие между необходимостью формирования детского коллектива и недостаточностью методов для организации коллектива в условии коррекционного образовательного учреждения.

Целью данного исследования является выявить и экспериментально проверить условия формирования детского коллектива в специальном коррек-ционном образовательном учреждении.

Задачи:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования детского коллектива.

2. Разработать критерии и показатели оценки уровня сформированно-сти детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.

3. Выявить и экспериментально апробировать условия формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.

4. Разработать рекомендации для воспитателей по формированию детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.

Объект: процесс формирования детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Предмет: условия формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждении. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что коллектив детей в специальном коррекцион-ном образовательном учреждении будет формироваться успешнее, если:

- работа будет начинаться с индивидуального изучения каждого ребенка;

- успешному формированию коллектива детей будет способствовать учебно-трудовая деятельность;

- создать такие условия, когда каждый член коллектива сохранил бы свою индивидуальность и сумел бы согласовать свои интересы с интересами коллектива.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач, провели экспериментальное исследование на базе школы МКС(К) «Тутальская С(К)ОШИ-УШ вида» в 3 классе.

В классе обучается 8 человек, дети разновозрастные, со своими особенностями психического развития.

На тот момент класс еще не был сформирован в дружный коллектив. Дети разделились на микрогруппы со своим неофициальным лидером. Между детьми часто возникали споры, размолвки в играх, отказ от совместного труда, трудовые задания в классе выполняли без желания, взаимопомощь отсутствовала.

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированное™ детского коллектива.

Для достижения поставленной цели нами использовался социометрический метод исследования детского коллектива. Суть, которого заключается в том, что каждый школьник получал лист бумаги, в правом верхнем углу, которого писал свою фамилию. Учащимся зачитывался вопрос: «Представьте, что вам предстоит интересное путешествие. С кем из одноклассников ты хотел бы его совершить?» и предлагалось ответить на него, записав фамилии трех свои одноклассников, кого они хотели бы выбрать для совместной деятельности.

Для снижения эмоционального напряжения использовались следующие средства:

- доступная формулировка целей тестирования;

- доверительный тон в общения с детьми;

- стиль подачи информации доброжелательный, спокойный.

В процессии обработки результатов первоначально был определен статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, были занесены в матрицу, которая представлена в табл. 1.

Таблица 1

Матрица взаимных выборов в начале эксперимента

№ п/п Кто выбирает Кого выбирают

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Баранов Игорь + + +

2 Суханов Владимир + + +

3 Федотов Виктор + + +

4 Худяков Виктор + + +

5 Чеботарев Евгений + + +

6 Шахов Владислав + + +

7 Эшотс Айвар + + +

8 Скробот Дарья + + +

Кол-во взаимных выборов 0 2 1 0 4 4 1 0 12

Всего выборов 0 4 4 0 6 6 4 0 24

Проанализировав полученные результаты, была дана характеристика социометрического статуса школьников на основании полученных ими выборов:

- «Социометрические звезды» - первый круг учеников, получивших в результате эксперимента наибольшее количество выборов. К этой группе относятся два ученика получивших наибольшее количество выборов;

- «Предпочитаемые» - второй круг, который включает учеников, получивших больше среднего количества выборов, но не больше максимума. К этой группе относится трое учеников;

- «Принятые» - третий круг, который составляют те, кто набрал меньше среднего количества выборов. В данной группе учеников не было;

«Изолированные» - четвертый круг. К данной группе относятся трое учеников, не получивших ни одного выбора. Результаты представлены на рис. 1 дифференцированная социограмма в начале эксперимента. В результате проведенного исследования были получены следующие данные: уровень благополучия составил 62.5 %, а коэффициент изолированности 12 %.

Рис. 1. Дифференцированная социограмма в начале эксперимента

Данные социометрии показали, что взаимоотношения детей в классе ограничены, неустойчивы, часто приводят к разногласию. Между детьми еще не установилась атмосфера дружбы, взаимопомощи, преобладает тенденция замкнутости, одиночества, отказ или уклонения от коллективной трудовой, игровой деятельности.

Таким образом, для формирования детского коллектива и повышения уровня благополучия необходима дальнейшая работа.

Это позволило нам сформулировать цель формирующего этапа нашего исследования - посредством системы воспитательных мероприятий способствовать формированию коллектива в 3 классе.

Для достижения поставленной цели нами была разработана программа формирующего эксперимента по формированию детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

За период формирующего этапа были проведены следующие воспитательные мероприятия:

- практикум по распределению обязанностей в классе;

- организация, дежурства в классе и, системы самоконтроля, за выполнением общественных поручений и общественно-полезного труда школьников;

- участие в общешкольных мероприятиях;

- игровая деятельность;

- «Час общения»;

- «Товарищества твердые законы» и т.д.

Таким образом, в ходе реализации программы формирующего эксперимента была проведена разнообразная работа по разным направлениям с детьми 3 класса для создания детского коллектива. В ходе проведения эксперимента были созданы необходимые условия для формирования детского коллектива в специальном образовательном учреждении.

Для проверки результативности проведенной работы был проведен повторное социометрическое исследование, цель которого проверить эффективность проведенной работы, направленной на сплочение детского коллектива, все данные полученные в ходе опроса, были занесены в матрицу, которая представлена в табл. 2.

Таблица 2

Матрица взаимных выборов в конце эксперимента

№ п/п Кто выбирает Кого выбирают

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Баранов Игорь + + +

2 Суханов Владимир + + +

3 Федотов Виктор + + +

4 Худяков Виктор + + +

5 Чеботарев Евгений + + +

6 Шахов Владислав + + +

7 Эшотс Айвар + + +

8 Скробот Дарья + + +

Кол-во взаимных выборов 0 2 2 0 2 6 3 4 19

Всего выборов 0 3 3 1 3 6 4 4 24

Результат исследования показал, что коэффициент взаимности вырос до 79 %, а уровень благополучия составил 75 %, а коэффициент изолированности 5 %.

- «Социометрические звезды» - один ученик, получивший наибольшее количество выборов.

- «Предпочитаемые» - пять учеников.

- «Принятые» - один ученик.

- «Изолированные» - один ученик, не получивший ни одного выбора. Результаты представлены на рис. 2 дифференцированная социограмма в

конце эксперимента.

Рис. 2. Дифференцированная социограмма в конце эксперимента

Данные показатели свидетельствует о достаточном большом количестве взаимных выборов.

Таким образом, результат, контрольного эксперимента, говорит о том, что класс сформировался в дружный коллектив, где царит доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное притяжения друг к другу, стремление к совместному переживанию жизненных явлений.

Отсюда можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования верна и нашла свое подтверждения на практике.

Результаты проведенного исследования показали, что уровень сформи-рованности детского коллектива, после проведения ряда воспитательных мероприятий, можно считать высоким, поскольку формирование детского коллектива проходило поэтапно и методически организованно.

Таким образом, при правильно организованной работе, учете индивидуально-личностных особенностей и опоре на сохранные функции ребенка с особыми образовательными потребностями, можно добиться положительных результатов по формированию детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Рекомендации для воспитателей. Успешное развитие детского коллектива возможно при выполнении следующих условий:

- Работа должна начинаться с индивидуального изучения каждого ребенка.

- Все члены коллектива должны быть вовлечены в постоянную активную деятельность и постепенно привлекаться к планированию этой деятельности.

- Необходимо систематически разъяснять цели и задачи коллективной деятельности, постепенно усложнять эти цели. При этом усилия воспитателя должны быть направлены на усвоение учащимися моральных норм жизни в коллективе.

- Необходимо создать систему перспективных линий, т.е. дети должны знать, что и как они будут делать; у них должно быть радостное ожидание завтрашнего дня.

- Деятельность детского коллектива должна быть общественно значимой. Такая деятельность создает радостную перспективу, стимулирует жизнь детского коллектива.

- Дети должны видеть и осознавать результаты своего труда.

Включение в активную жизнь школы всех воспитанников с учетом их

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интересов и психофизических возможностей является одним из важнейших условий успешного развития коллектива.

Список литературы:

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000. - 78 с.

2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970.

3. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутош-кин. - М.: Педагогика, 1988.

4. Немов Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. -С. 67-70, 112-115.

5. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 45-49, 87-91.

6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: книга для воспитателя. Из опыта работы / Т.И. Пороцкая. - М.: Просвещеник, 1984. - 176 с.

7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухом-линский. - М.: Просвещение, 2000. - 53 с.

8. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин. -М.: Просвещение, 2002. - С. 78-81.

9. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение 1982. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.