ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© Кириллова Т.Н.*
Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат VIII вида, Кемеровская область, Яшкинский район, ст. Тутальская
Эксперимент проводился с целью изучения условий формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида. Разработаны рекомендации для воспитателей.
Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий, вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующее духу времени решение, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.
Образовательное учреждение является основным звеном, которое должно обеспечивать комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществлять единство обучения и воспитания.
Своеобразие задач и методов воспитания детей с недостатками в интеллектуальном развитии обусловлено особенностями психики этих детей, отклонениями в умственном, эмоционально-волевом и физическом развитии. Дети с недостатками интеллектуального развития характеризуются не только своеобразием формирования познавательных процессов, но и особенностями эмоционально-волевой сферы.
В силу компенсаторных возможностей, и пластичности нервной системы, способностей развивающегося организма, в процессе воспитания происходит развитие самых сложных сторон личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в частности формируется умение работать и жить в коллективе.
Коллектив оказывает влияние на поведение человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С. Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место, как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка. Поэтому важной задачей воспитания является организация детского коллектива.
В коррекционно-образовательных учреждениях организацию коллектива нужно начинать с изучения каждого ребенка и индивидуальной работы с
* Воспитатель.
ним. При этом важно, чтобы педагог не проявлял излишней опеки, поверил бы в детей.
Возникает противоречие между необходимостью формирования детского коллектива и недостаточностью методов для организации коллектива в условии коррекционного образовательного учреждения.
Целью данного исследования является выявить и экспериментально проверить условия формирования детского коллектива в специальном коррек-ционном образовательном учреждении.
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования детского коллектива.
2. Разработать критерии и показатели оценки уровня сформированно-сти детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.
3. Выявить и экспериментально апробировать условия формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.
4. Разработать рекомендации для воспитателей по формированию детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.
Объект: процесс формирования детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Предмет: условия формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждении. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что коллектив детей в специальном коррекцион-ном образовательном учреждении будет формироваться успешнее, если:
- работа будет начинаться с индивидуального изучения каждого ребенка;
- успешному формированию коллектива детей будет способствовать учебно-трудовая деятельность;
- создать такие условия, когда каждый член коллектива сохранил бы свою индивидуальность и сумел бы согласовать свои интересы с интересами коллектива.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач, провели экспериментальное исследование на базе школы МКС(К) «Тутальская С(К)ОШИ-УШ вида» в 3 классе.
В классе обучается 8 человек, дети разновозрастные, со своими особенностями психического развития.
На тот момент класс еще не был сформирован в дружный коллектив. Дети разделились на микрогруппы со своим неофициальным лидером. Между детьми часто возникали споры, размолвки в играх, отказ от совместного труда, трудовые задания в классе выполняли без желания, взаимопомощь отсутствовала.
Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированное™ детского коллектива.
Для достижения поставленной цели нами использовался социометрический метод исследования детского коллектива. Суть, которого заключается в том, что каждый школьник получал лист бумаги, в правом верхнем углу, которого писал свою фамилию. Учащимся зачитывался вопрос: «Представьте, что вам предстоит интересное путешествие. С кем из одноклассников ты хотел бы его совершить?» и предлагалось ответить на него, записав фамилии трех свои одноклассников, кого они хотели бы выбрать для совместной деятельности.
Для снижения эмоционального напряжения использовались следующие средства:
- доступная формулировка целей тестирования;
- доверительный тон в общения с детьми;
- стиль подачи информации доброжелательный, спокойный.
В процессии обработки результатов первоначально был определен статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, были занесены в матрицу, которая представлена в табл. 1.
Таблица 1
Матрица взаимных выборов в начале эксперимента
№ п/п Кто выбирает Кого выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Баранов Игорь + + +
2 Суханов Владимир + + +
3 Федотов Виктор + + +
4 Худяков Виктор + + +
5 Чеботарев Евгений + + +
6 Шахов Владислав + + +
7 Эшотс Айвар + + +
8 Скробот Дарья + + +
Кол-во взаимных выборов 0 2 1 0 4 4 1 0 12
Всего выборов 0 4 4 0 6 6 4 0 24
Проанализировав полученные результаты, была дана характеристика социометрического статуса школьников на основании полученных ими выборов:
- «Социометрические звезды» - первый круг учеников, получивших в результате эксперимента наибольшее количество выборов. К этой группе относятся два ученика получивших наибольшее количество выборов;
- «Предпочитаемые» - второй круг, который включает учеников, получивших больше среднего количества выборов, но не больше максимума. К этой группе относится трое учеников;
- «Принятые» - третий круг, который составляют те, кто набрал меньше среднего количества выборов. В данной группе учеников не было;
«Изолированные» - четвертый круг. К данной группе относятся трое учеников, не получивших ни одного выбора. Результаты представлены на рис. 1 дифференцированная социограмма в начале эксперимента. В результате проведенного исследования были получены следующие данные: уровень благополучия составил 62.5 %, а коэффициент изолированности 12 %.
Рис. 1. Дифференцированная социограмма в начале эксперимента
Данные социометрии показали, что взаимоотношения детей в классе ограничены, неустойчивы, часто приводят к разногласию. Между детьми еще не установилась атмосфера дружбы, взаимопомощи, преобладает тенденция замкнутости, одиночества, отказ или уклонения от коллективной трудовой, игровой деятельности.
Таким образом, для формирования детского коллектива и повышения уровня благополучия необходима дальнейшая работа.
Это позволило нам сформулировать цель формирующего этапа нашего исследования - посредством системы воспитательных мероприятий способствовать формированию коллектива в 3 классе.
Для достижения поставленной цели нами была разработана программа формирующего эксперимента по формированию детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
За период формирующего этапа были проведены следующие воспитательные мероприятия:
- практикум по распределению обязанностей в классе;
- организация, дежурства в классе и, системы самоконтроля, за выполнением общественных поручений и общественно-полезного труда школьников;
- участие в общешкольных мероприятиях;
- игровая деятельность;
- «Час общения»;
- «Товарищества твердые законы» и т.д.
Таким образом, в ходе реализации программы формирующего эксперимента была проведена разнообразная работа по разным направлениям с детьми 3 класса для создания детского коллектива. В ходе проведения эксперимента были созданы необходимые условия для формирования детского коллектива в специальном образовательном учреждении.
Для проверки результативности проведенной работы был проведен повторное социометрическое исследование, цель которого проверить эффективность проведенной работы, направленной на сплочение детского коллектива, все данные полученные в ходе опроса, были занесены в матрицу, которая представлена в табл. 2.
Таблица 2
Матрица взаимных выборов в конце эксперимента
№ п/п Кто выбирает Кого выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Баранов Игорь + + +
2 Суханов Владимир + + +
3 Федотов Виктор + + +
4 Худяков Виктор + + +
5 Чеботарев Евгений + + +
6 Шахов Владислав + + +
7 Эшотс Айвар + + +
8 Скробот Дарья + + +
Кол-во взаимных выборов 0 2 2 0 2 6 3 4 19
Всего выборов 0 3 3 1 3 6 4 4 24
Результат исследования показал, что коэффициент взаимности вырос до 79 %, а уровень благополучия составил 75 %, а коэффициент изолированности 5 %.
- «Социометрические звезды» - один ученик, получивший наибольшее количество выборов.
- «Предпочитаемые» - пять учеников.
- «Принятые» - один ученик.
- «Изолированные» - один ученик, не получивший ни одного выбора. Результаты представлены на рис. 2 дифференцированная социограмма в
конце эксперимента.
Рис. 2. Дифференцированная социограмма в конце эксперимента
Данные показатели свидетельствует о достаточном большом количестве взаимных выборов.
Таким образом, результат, контрольного эксперимента, говорит о том, что класс сформировался в дружный коллектив, где царит доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное притяжения друг к другу, стремление к совместному переживанию жизненных явлений.
Отсюда можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования верна и нашла свое подтверждения на практике.
Результаты проведенного исследования показали, что уровень сформи-рованности детского коллектива, после проведения ряда воспитательных мероприятий, можно считать высоким, поскольку формирование детского коллектива проходило поэтапно и методически организованно.
Таким образом, при правильно организованной работе, учете индивидуально-личностных особенностей и опоре на сохранные функции ребенка с особыми образовательными потребностями, можно добиться положительных результатов по формированию детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Рекомендации для воспитателей. Успешное развитие детского коллектива возможно при выполнении следующих условий:
- Работа должна начинаться с индивидуального изучения каждого ребенка.
- Все члены коллектива должны быть вовлечены в постоянную активную деятельность и постепенно привлекаться к планированию этой деятельности.
- Необходимо систематически разъяснять цели и задачи коллективной деятельности, постепенно усложнять эти цели. При этом усилия воспитателя должны быть направлены на усвоение учащимися моральных норм жизни в коллективе.
- Необходимо создать систему перспективных линий, т.е. дети должны знать, что и как они будут делать; у них должно быть радостное ожидание завтрашнего дня.
- Деятельность детского коллектива должна быть общественно значимой. Такая деятельность создает радостную перспективу, стимулирует жизнь детского коллектива.
- Дети должны видеть и осознавать результаты своего труда.
Включение в активную жизнь школы всех воспитанников с учетом их
интересов и психофизических возможностей является одним из важнейших условий успешного развития коллектива.
Список литературы:
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000. - 78 с.
2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970.
3. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутош-кин. - М.: Педагогика, 1988.
4. Немов Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. -С. 67-70, 112-115.
5. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 45-49, 87-91.
6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: книга для воспитателя. Из опыта работы / Т.И. Пороцкая. - М.: Просвещеник, 1984. - 176 с.
7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухом-линский. - М.: Просвещение, 2000. - 53 с.
8. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин. -М.: Просвещение, 2002. - С. 78-81.
9. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение 1982. - 104 с.