Научная статья на тему 'Особенности проявлений межличностных отношений старших дошкольников'

Особенности проявлений межличностных отношений старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявлений межличностных отношений старших дошкольников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тхазеплова Д.Ф.1, Ногерова М.Т.2

1Тхазеплова Дана Феликсовна — студент, направление: дошкольное образование;

2

Ногерова Марьям Татуевна - кандидат психологических

наук, доцент, Институт психологии, педагогики и физкультурно-спортивного образования,

Кабардино- Балкарский государственный университет,

г. Нальчик

ВО!: 10.24411/2542-081Х-2019-10901

Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей средой [4, с. 136]. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи строго распределены. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Когда люди общаются друг с другом, проявляются их личные качества: доброта, симпатия и т.д. Следовательно, проявляются и межличностные отношения [1, с. 97]. Эмоциональная основа-главная основа межличностных отношений. Они проявляются на основе определенных чувств, которые люди имеют по отношению друг к другу.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка [5, с. 123]. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом

51

влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками [3, с. 54].

Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня), но это общение - необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия [2, с. 105].

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывает, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества [6].

Объект исследования: взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: межличностные отношения в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить гендерные особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Выявить уровень разработанности проблемы межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить структуру межличностных отношений в группе дошкольников.

3. Определить структуру межличностных отношений в группе девочек и в группе мальчиков.

4. Установить влияние пола на структуру межличностных отношений.

Гипотеза данного исследования: в структуре межличностных отношений мальчиков и девочек не будут различаться на фоне преобладания положительных взаимоотношений.

Методы исследования:

1. Анализ, обобщение психолого-педагогической литературы;

2. Тестирование;

3. Методы математической обработки.

Методические инструментарии:

1. Социометрический метод Дж. Морено.

Сроки выполнения: общий срок один месяц. Две недели на исследование, две недели на обработку полученных данных и на подведение итогов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ СОШ с.п. Нижний-Черек «Дошкольный блок». В ней участвовали 17 детей старшего дошкольного возраста. Уровень их физического и психического развития соответствовал требованиям. Мы использовали социометрическую технику, разработанная Дж. Морено, которая применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально -психологической совместимости членов конкретных групп.

Для получения информации о взаимоотношениях в этой группе мы сформулировали инструкцию следующим образом.

"Представьте, что ваша группа в ближайшее время будет переформирована. Оцените каждого члена группы исходя из того, с кем вы хотели бы остаться во вновь создавшемся коллективе, с кем не хотели бы и кого можно, было бы оставить или убрать? По существу, каждому из вас необходимо самому подобрать состав новой группы. Свои

ответы занесите в карточки, поставив знак «+» против каждой фамилии в соответствующей колонке. Себя оценивать не нужно, то есть, против своей фамилии никаких отметок не ставьте". После инструктажа были розданы карточки опроса для их заполнения.

На основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса мы составили социограмму.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.

Результаты диагностики особенностей межличностных отношений в группе мальчиков и в группе девочек старших дошкольников МКОУ СОШ с.п. Нижний-Черек «Дошкольный блок» приведены в социограммах.

Взаимный выбор«—► Односторонний выбор —► Рис. 1. Межличностные отношения мальчиков

54

Анализируя первую социограмму, мы можем выяснить кого группа отвергает, (например, ЭльдарХ.) и кого не допускает в свой «узкий круг» (например, Расим К. и Инал Ф.), что составляет 30% от общей суммы Социограмма показывает, что Дамир Г. является лицом, наиболее приобщенным к группе: у него 8 разнообразных связей - это 70% (43,75% составляют взаимовыборы, 8,75% взаимоотрицание, 8,75% это то, что направлен к нему и 8,75% составляют исходы от него). Возможно, что он и является лидером группы.

Рис. 2. Межличностные отношения девочек

Социограмма девочек показывает, что группа никого не отвергает, однако среди них тоже есть 2 человека, т.е. 28,6% составляют девочки, которых они не допускают в свой «узкий круг» - это Ясмина Ш. и Алина Ш. Лидером среди девочек является Карина Г., она в основном со всеми взаимодействует. У нее 5 разнообразных связей, что составляет 71,4% (57,1% составляют взаимовыборы и то, что направлен к ней составляет 14,3%).

В таблице 1 представлена процентное соотношение статусных категорий в группе мальчиков и в группе девочек.

Таблица 1. Процентное соотношение статусных категорий в группе мальчиков и в группе девочек

Значение окружностей Девочки Мальчики

Зона звезд 14,2 10%

Зона предпочитаемых 28,6 30%

Зона пренебрегаемых 28,6 30%

Зона изолированных 28,6 30%

Сравнительный анализ структуры межличностных отношений групп мальчиков и девочек показал, что отличий нет. В обеих группах примерно одинаковое соотношение всех статусных категорий: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные».

Таким образом, можно сделать вывод, что цель достигнута, задачи выполнены, а гипотеза о том, что в структуре межличностных отношений мальчиков и девочек не будут различаться на фоне преобладания положительных взаимоотношений, подтверждена.

Список литературы

1. Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 2005.

2. Воспитание дружеских чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. Киев: Педагогическая школа, 2005.

3. Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. М.: Просвещение, 2010.

4. Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание,- 1990. № 7.

5. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 2008.

6. Библиотека детских игр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru./ (дата обращения: 22.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.