НЕКЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ И ДРУГАЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ1
Донцов Дмитрий Александрович,
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва
Веракса Александр Николаевич,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва
в настоящей методологической статье подвергнуты детальному анализу разнообразные неклассические социометрические тестовые методики социАльно-психологичЕской и в большей степени психосоциАльной диагностики, применяющиеся в практической социальной психологии с целью исследования разнообразных учебных детских и подростковых групп и коллективов. представлены собственные методические диагностические разработки, отображающие авторские модификации для сферы спорта тестов-заданий неклассического социометрического плана (автор я.л. коломинский); а также тестов-заданий другого психосоциАльного контекста (авторы с.в. левченко, а.а. Андреев, в.с. ивашкин, д. лампен). приведён авторский тест-задание «круг группы» в приложении для спортивной области.
• диагностика • тест-опросник • тест-задание • социометрия • референтометрия • социально-психологическое • психосоциальное • исследование • изучение • группа • коллектив • дети
• подростки • школьники • спорт • сфера спорта • спортивный процесс • секция • команда
• чувство • отношение • член команды • участник спортколлектива • игрок • спортсмен
Сразу же подчеркнём, что в изучении учебных и любых других, в том числе и спортивных, групп и коллективов школьников разного возраста обязательно применяются, наряду с классическими социометрическими методиками, и так называемые поведенческие («деятельностью») социально-психологические тесты-задания (не являющиеся классической социометрией), интенсивно использующиеся в различных практических исследованиях учащихся или любого другого рода одногруппников: «Выбор товарища по парте», «Выбор в действии» и т.д. Рассмотрим в деталях и проанализируем названные два теста-задания, используя содержательную канву их автора Я.Л. Коломинского и приводя наши дополнения, объяснения и интерпретации к этим двум методикам.
1 Работа выполнена в рамках НИР по гранту РФФИ «Влияние психологической регуляции сна на динамику функционального состояния и результативность спортсменов». Номер договора: 18-013-01211\18.
Социально-психологическая методика «Выбор товарища по парте» Я.Л. Коломинского [17] в нашей модификации для сферы спорта. Данная методика хорошо дополняет собой классическую социометрию. Применение этого деятельностного (поведенческого) социально-психологического теста основывается на том соображении, что ученик или любой член формализованной, контактной, реальной группы, например игрок какого-либо спортколлекти-ва, испытывая симпатию к какому-либо своему однокласснику (одногруппнику), стремится к общению с ним и хочет сидеть с ним за одной партой (или играть в одной спортивной связке). Используя этот важный социально-психологический критерий непосредственного общения и взаимодействия, комплексно значимый для каждого младшего школьника, ребёнка и младшего подростка, исследователи выявляют непосредственные очные учебные или любые другие, напри-
мер спортивные, деятельностью отношения испытуемых.
Инструкция (говорит, как правило, тренер или помощник тренера, проводящий тест).
Ребята, мы хотим учесть ваши игровые спортивные предпочтения и в следующем спортивном сезоне (или на определённом этапе спортивного сезона) распределить вас по спортивным игровым связкам, учитывая ваши пожелания. Напишите на выданных вам бланках: сначала фамилию и имя того одногруппника (члена команды), с кем вы хотите играть (взаимодействовать в игре) в первую очередь; потом фамилию того, с кем бы вы хотели быть в связке, если с первым не получится; потом фамилию того, с кем бы вы играли в спортивном взаимодействии, если нам не удастся поставить вас в игровую спортивную парную связку ни с первым, ни со вторым из тех, кого вы сначала выбрали. После этого сдайте мне свои бланки и, если у вас не будет вопросов, сразу выходите на тренировку.
Респондентам предъявляются заранее приготовленные бланковые карточки, которые имеют следующий вид.
Выбери товарища по спортивной связке
Твои фамилия и имя_
Дата _Команда
С кем бы ты хотел играть в одной спортивной связке?
1._
2._
3._
Далее ведущий отвечает на возможные вопросы тестируемых игроков-спортсменов, проводит этот тест-задание, собирает листки с ответами (в первоначальном варианте данной экспресс-методики каждый респондент кладёт свой бланк на своё учебное место на ученической парте; нам представляется этот момент, во-первых, не принципиальным для достижения цели данного теста-задания, а во-вторых, мы полагаем, что сам процесс взаимодействия участников, имеющий место в ходе выполнения на-
стоящей методики, обеспечивает собою смысловой контекст действия).
Социально-психологическая методика Я.Л. Коломинского «Выбор в действии», вариант «<У кого больше?» [16] в нашей модификации для области спорта. Методика представляет собой вариант социально-психологического практического теста-задания, который даёт фактическую информацию о личностных взаимоотношениях любого рода одногруппников, дополняющую социометрический тест, и вместе с тем приносит результаты, допускающие однотипную с ним качественную и количественную отработку. Тест-задание «Выбор в действии» (вариант «У кого больше?») методически заключается в следующем. В качестве инструментария готовятся красочные открытки-картинки - по три на каждого ребёнка, подростка. На оборотной стороне картинки ставится номер, присвоенный каждому члену группы. Тест начинается с краткой вступительной беседы тестирующего с командой, которая, согласно спортивной сфере взаимодействия, проходит, как правило, в спортивной раздевалке (в которой у каждого игрока имеется свой шкафчик).
Инструкция (говорит, как правило, тренер данной спортивной команды, являющийся ведущим; отметим, что для проведения этого теста ему нужен соведущий, в качестве какового выступает в большинстве случаев помощник тренера).
Ребята, сегодня мы с вами выполним очень интересное задание. Вы должны соблюдать порядок и дисциплину. Теперь пусть каждый из вас подпишет (на всякий случай у ведущего при себе имеется несколько маркеров) свой шкафчик в раздевалке (в подавляющем большинстве случаев это уже бывает сделано заранее), и выйдите пока, пожалуйста, в коридор.
Помощник тестирующего (соведущий) выводит всех детей/подростков в коридор и/ или в любое соседнее помещение, где пока занимает их чем-то интересным, например рассказывает им о важности взаимодействия защитников, нападающих и т.п. Затем ребята по очереди входят в раздевалку, а после выполнения задания снова уходят, но уже в другое смежное помещение -
с целью пресечения их взаимодействия с теми членами команды, которые ещё не выполнили задание. До нового захода в раздевалку, в которой ожидает тренер-ведущий, каждый ребёнок/подросток не знает, в чём именно заключается конкретное задание. Так исключается возможность информирования ещё не прошедших настоящий тест-задание участников о сути задания и обеспечивается строгая индивидуальность прохождения испытуемыми данной конкретной «поведенчески-деятельност-ной» методики.
Далее тестирующий (как правило - тренер) обращается к каждому ребёнку/подростку, который повторно входит в спортивную раздевалку, со следующими словами: «Вот тебе три картинки-открытки. Можешь положить их, только по одной, любым трём членам твоей команды на их спортивные шкафчики. Если ты не захочешь, то никто не будет знать, что именно ты кому-то положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь (чаще всего в этот момент ведущий отворачивается)».
Затем каждый спортсмен - участник этого действа берёт картинки и по одной кладёт их на спортивные шкафчики трём разным одногруппникам. Отметим из нашей практики проведения социально-психологической диагностики, что в подавляющем большинстве случаев дети, подростки, да и ребята юношеского возраста не скрывают и не считают нужным скрывать свои личностные предпочтения в межличностных внутригрупповых отношениях. После того как данный член спортивного коллектива распределит открытки, тестирующий может спросить у него: «А как ты думаешь, кто из твоей команды тебе положит картинки (открытки)? Назови, пожалуйста, мне трёх человек». Затем тренер-ведущий (или, возможно, присутствующий при нём в качестве помощника спортивный психолог) быстро записывает ответ каждого спортсмена.
Указанный дополнительный вопрос имеет целью выяснить, как спортсмены осознают свои взаимоотношения с членами команды, и позволяет выявить, наряду с социометрической, также и референтоме-трическую составляющую. Тем не менее
данный референтометрический аспект не является строго обязательным при проведении анализируемого теста-задания. Можно вполне ограничиться только социометрической составляющей (разложенными на индивидуальные шкафчики картинками).
Проводя данную методику, можно добиться следующего. Выбор осуществляется не словом, а действием, что, согласно известным положениям экспериментальной социальной психологии, обеспечивает более точный результат, так как поведенческое действие - очень надёжный показатель отношения. Следовательно, обеспечивается выявление максимально непосредственных взаимоотношений участников. По этой методике в лидерах оказывается тот участник, у кого было в итоге больше всего картинок (открыток). Результаты описанного теста-задания «Выбор в действии» (вариант «У кого больше») являются весьма сопоставимыми с данными методики «Выбор товарища по парте» («Выбери товарища по спортивной связке) и, как мы уже сказали, существенно дополняют классический социометрический тест [18, 19, 20].
С целью научно-практического уточнения полученных данных, наряду с различными социометрическимии «поведенческими» тестами, в других социально-психологических исследованиях учебных и иных, например спортивных, коллективов и групп применяются разнообразные тесты-опросники, направленные на выявление эмоционального психосоциального отношения обучающихся к школе (спортсменов к секции или к команде, или даже к тренировочному процессу), например методика «Чувства в школе» («Мои чувства в школе») С.В. Левченко [21].
Методика «Мои чувства в школе» (что я чувствую по отношению к школе) С.В. Левченко практически универсальна в изучаемом социально-психологическом контексте и применяется в психолого-педагогической деятельности, начиная с 3-4-го классов и заканчивая 10-11-ми классами. Далее мы приведём эту методику в форме наших инструктивных и технических дополнений и модификаций для спортивной сферы.
Анкета эмоционального отношения спортсмена к спортивной секции
(к спортивной команде)
Инструкция. Отметь, пожалуйста, значком «+» или «галочкой» те эмоции и чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в спортивной секции (по отношению к спортивной секции)2. Внимание! Всего тебе нужно выбрать только 8 ответов (пунктов) из всех возможных 16 ответов (представленных в табличке от «а» до «п»).
ФИО_
Спортсекция (команда)_
Пол_ Возраст_
Я чаще всего испытываю в спортивной секции (по отношению к спортсекции) или в спорткоманде (по отношению к команде) «Да»
а) Спокойствие
б) Усталость
в) Скуку
г) Радость
д) Уверенность в себе
е) Беспокойство
ё) Неудовлетворённость собой
ж) Раздражение
з) Сомнение
и) Обиду
к) Чувство унижения
л) Страх
м) Тревогу за будущее
н) Благодарность
о) Симпатию к тренерам
п) Желание приходить сюда
Результаты методики «Чувства в школе» («Мои чувства в школе») С.В. Левченко, включая, разумеется, и нашу содержательно-бланковую её модификацию, подлежат как количественному (арифметическому и процентному), так и качественному (психосоциальному) анализу. Причём названный анализ может и, по нашему мнению, должен быть как индивидуальным, так и групповым. При групповом анализе результатов анализируется удельный вес, указывающийся в процентах, каждого «чувства» в группе в целом. Групповой анализ позволяет дополнить картину эмоциональных взаимоотношений и климата (атмосферы) в группе (классе, спортсекции, спорткоманде или даже в ходе некоего спорт-процесса).
Принципиально схожей с методикой «Мои чувства к школе» является методика
«Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева [22], применяющаяся, как правило, в школе основной ступени (в средних классах школы), а чаще всего в 5-6-х классах (в частности, как показатель адаптации учеников к обучению в школе основной ступени).
Далее мы проанализируем данную методику, включая наши существенные дополнения, разъяснения, модификации и интерпретации в контексте спортивной области. Модифицированные нами для сферы спорта утверждения методики А.А Андреева (7 вопросов, содержащих эмоциональные оценки обучения в школе учащимися), направленные на изучение удовлетворённости ребят своей спортивной жизнью и деятельностью, следующие (10 утверждений, отражающих эмоциональное отношение испытуемых к своей секции, команде, спортивному процессу):
«Удовлетворённость спортсмена (игрока) своей спортивной деятельностью в команде (секции)».
✓ Я иду на тренировку (на соревнование) с радостью.
✓ В секции (команде), в спортивном процессе у меня обычно хорошее настроение.
✓ У нашей команды (секции) хороший тренер (главный тренер).
✓ К нашим тренерам и спортивным специалистам можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
✓ У меня в команде (секции) есть любимый тренер (помощник тренера).
✓ В моей команде (секции) я могу всегда свободно высказать своё мнение.
✓ Я считаю, что в нашей секции (команде) созданы все условия для развития моих спортивных способностей.
✓ У меня есть любимые спортивные занятия (роли, функции, компоненты, элементы).
✓ Я считаю, что моя секция (команда) по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни в будущем.
✓ На летних каникулах, когда я уезжаю, я скучаю по _
своей команде (секции), тренерам и спортивным специалистам.
2 Заявим, что вместо спортивной секции может быть указана спортивная команда или даже весь спортивно-тренировочный и/или спортивно-соревновательный процесс в целом.
В авторском варианте А.А. Андреева оценочный инструментарий названной методики выглядит следующим образом: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2- трудно сказать; 1 -не согласен; 0 - совершенно не согласен.
Респонденту предлагается поставить цифровую оценку от 4 до 0 в соответствующую ячейку таблицы, по каждому утверждению/ вопросу отдельно, согласно степени своего согласия/не согласия с ним. Таким образом, А.А. Андреевым предлагается следующий простой и ясный бланк методики:
12 34 5 678 9 10 Итого
Вариант данного теста, предложенный современным классиком в изучаемой сфере исследований А.А. Андреевым, выраженный в сумме утверждений (вопросов) данной методики, оценочного инструментария и критериев оценки результатов, представляется нам по смыслу адекватным и достаточно информативным. При этом мы предлагаем и свой, модификационный, вариант этой методики, преобразованный именно для сферы спорта, утверждения (вопросы) которого были приведены нами выше. Наряду с этим мы предлагаем и свой, авторский, методический бланк данного теста, содержащий для удобства респондентов и вопросы этого теста, и критерии оценки вопросов (утверждений) рассматриваемой методики, которые мы также немножко подкорректировали для простоты использования испытуемыми.
Бланк-таблицу методики изучения удовлетворённости спортсменов своей спортивной деятельностью мы приводим ниже, с определённой авторской модификацией содержания вопросов (утверждений) и оценочного инструментария методики А.А. Андреева.
Удовлетворённость спортсменов (игроков) своей спортивной деятельностью в команде (секции)
ФИО_
Спортсекция (команда) _
Пол_ Возраст_Дата заполнения_
Инструкция. Дорогой друг, в нашей спортивной секции (команде) проводится исследование удовлетворённости спортсменов своей спортивной деятельностью и жизнедеятельностью нашего спортивного коллектива. Твои ответы станут основой для улучшения жизни и деятельности нашей команды (спортивной секции). Пожалуйста, прочитай утверждения-вопросы в таблице и оцени степень своего согласия с их содержанием. Поставь знак, например +, в соответствующую ячейку таблицы, по каждому утверждению отдельно, согласно степени (уровня) твоего согласия/несогласия с ним. Итак, отметь, пожалуйста, каким-либо значком в графе «да», в графе «нет» или в графе «бывает по-разному» (приблизительно 50/50) своё мнение по каждому имеющемуся в следующей ниже таблице вопросу/ утверждению.
Бывает
№ ВОПРОС/УТВЕРЖДЕНИЕ ДА НЕТ по-разному (примерно 50/50)
1 Я иду на тренировку (на соревнование) с радостью
2 В секции (в команде), в спортивном процессе у меня обычно хорошее настроение
3 У нашей команды (секции) хороший тренер (главный тренер)
4 К нашим тренерам и спортивным специалистам можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации
5 У меня в секции (в команде) есть любимый тренер (помощник тренера)
6 В моей команде (секции) я могу всегда свободно высказать своё мнение
7 Я считаю, что в нашей секции (команде) созданы все условия для развития моих спортивных способностей
8 У меня есть любимые спортивные занятия (роли, функции, компоненты, элементы)
9 Я считаю, что моя секция (команда) по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни в будущем
10 На летних каникулах, когда я уезжаю, я скучаю по своей команде (секции), тренерам и спортивным специалистам
Обработка результатов. Отметим, что с целью уточнения как индивидуального, так и в особенности группового анализа результатов данной методики можно применить идентичный предложенному А.А. Андреевым оценочный инструментарий. В таком случае обработка полученных данных, согласно авторским установкам А.А. Андреева, а также по нашему варианту анализируемой методики, должна осуществляется нижеследующим образом.
В нашей модификации анализируемой методики каждому ответу «да» присваивается один балл («1»), каждому ответу 50/50 присваивается половина балла («0,5»), соответственно ответы «нет» оцениваются как ноль баллов («0»). Нетрудно предположить, что теоретически максимальным баллом, набранным по данной методике каждым испытуемым, может быть 10. Если, что маловероятно, но возможно, это именно так, то мы имеем максимальный уровень удовлетворённости («У»). Тогда, при классическом разделении имеющегося максимально возможного показателя на три уровня, получается: 8-10 - высокий, 5-7 - средний, 0-4 -низкий уровень удовлетворённости. Тем не менее мы всегда помним о степени выраженности любого показателя как о его качественном аспекте. Таким образом, если показатель «У» равняется, например, 4, то мы формально относим его к низкому уровню «У», но обязательно имеем в виду явно выраженную тенденцию к среднему уровню «У», проявляющуюся в данном показателе.
Затем производится подсчёт числа участников, имеющих высокий, средний и низкий уровни удовлетворённости. Полученные данные вносятся в сводную таблицу, построенную по образцу социоматрицы [2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. Подчеркнём, что анализ результатов методики «Удовлетворённость спортсменов (игроков) своей спортивной деятельностью в команде (секции)» может и, по нашему мнению, должен быть как индивидуальным, так и групповым. Тогда, вероятно, анализируется и удельный вес, указывающийся в процентах, каждого ответа (по каждому вопросу/ утверждению) по группе в целом. Групповой анализ позволяет дополнить картину эмоционально-когнитивного отношения спортсменов-участников (членов команды, секции) ко всему спортивному процессу в
целом, осуществляющемуся в данной спортивной секции (команде).
Полагаем, что при использовании именно нашей модификации детально проанализированной методики, подробно описанной выше, результаты методики «Удовлетворённость спортсмена (игрока) своей спортивной деятельностью в команде (секции)» должны оцениваться по аналогии с результатами методики «Анкета эмоционального отношения спортсмена к спортивной секции (спортивной команде)». В этом случае результаты методики «Удовлетворённость спортсмена (игрока) своей спортивной деятельностью в команде (секции)», так же как и результаты методики «Анкета эмоционального отношения спортсмена к спортивной секции (к спортивной команде)», подлежат аналогичному - количественному (арифметическому и процентному) и качественному (психосоциальному) - анализу.
Наряду с рассмотренным выше инструментарием в контексте психосоциальной диагностики атмосферы в спортивной дет-ско-подростково-юношеской группе может быть использована распространённая тестовая методика современного исследователя-практика В.С. Ивашкина, также являющегося классиком в рассматриваемых вопросах.
Методика «Исследование психологического климата классного коллектива» В.С. Ивашкина [15] в нашей модификации для спортивной области. Приводим далее названную методику с нашим «расширением», объяснением и интерпретацией получаемых данных. Соответственно, для сферы спорта наша вариация наименования методики: «Психологический климат спортивного коллектива».
Согласно нашей содержательной и смысловой модификации вопросов по данной методике, членам спортивных групп и коллективов предлагается ответить на три комплексных вопроса.
1. Насколько точно можно утверждать, что спортсменов вашей команды (участников вашей спортивной секции) очень волнуют успехи и неудачи друг друга в спорте, спортпроцессе? (Вопрос «А»)
2. Насколько однозначно можно утверждать, что спортсмены вашей команды (участники вашей спортивной секции) постоянно оказывают помощь друг другу в спорте, спортпроцессе? (Вопрос «Б»)
3. Насколько уверенно можно утверждать, что все спортсмены вашей команды (участники вашей спортивной секции) всегда ответственно относятся к спорту, спортпроцессу? (Вопрос «В»)
По авторским установкам В.С. Ивашкина, данная методика имеет оценочную пятибалльную шкалу, которая охватывает по смыслу все базовые формы отношения членов учебного коллектива друг к другу и представляет собой содержательно следующее: 5 - «всегда волнует»; 4 - «чаще волнует»; 3 - «волнует в половине случаев»; 2 - «чаще не волнует»; 1 - «совсем не волнует».
Исходя из инструктивных установок этой методики В.С Ивашкина, в нашем варианте, включающем содержательно модифицированную шкалу оценки вопросов (утверждений), испытуемые должны по каждому вопросу оценить свой спортивный коллектив, также пользуясь общей пятибалльной шкалой оценки. Модифицированный нами вопросный бланк представленной методики В.С. Ивашкина мы приводим ниже. Отметим, что для полноты психологической картины респондентам можно предложить написать краткое примечание по каждому из трёх вопросов, раскрывающее их ответ.
«Психологический климат спортивного коллектива»
ФИО_
Спортсекция(команда)_
ОЦЕНИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АТМОСФЕРУ В НАШЕЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ (КОМАНДЕ)
ВОПРОС 5 баллов: «целиком и полностью согласен» 4 балла: «в общем и целом согласен» 3 балла: «в большинстве случаев согласен» 2 балла: «в меньшинстве случаев согласен» 1 балл: «очень редко, когда согласен»
А. Насколько точно можно утверждать, что спортсменов вашей команды (участников вашей спортивной секции)очень волнуют успехи и неудачи друг друга в спорте, спортпроцессе?
Б. Насколько однозначно можно утверждать, что спортсмены вашей команды (участники вашей спортивной секции) постоянно оказывают помощь друг другу в спорте, спорт-процессе?
В. Насколько твёрдо можно утверждать, что все спортсмены вашей команды (участники вашей спортивной секции) всегда ответственно относятся к спорту, спорт-процессу?
Обработка результатов. Согласно авторским установкам В.С. Ивашкина, а также и в нашей модификации названной методики при обработке результатов надо сначала вычислить условный средний балл каждого испытуемого по следующей формуле:
X = (а + б + в) : 2 х N, где а, б, в - это балльные оценки по трём вопросам методики, N - общее число испытуемых.
Таким образом, сначала считаются все набранные каждым респондентом баллы, что
служит, согласно анализируемой методике, показателем отношения/мнения/ощущения конкретного испытуемого.
Далее осуществляется подсчёт общегрупповых результатов исследуемого по данной методике коллектива. Итоговый групповой подсчёт результатов производится по несколько другой формуле:
X = Е : (3 х N,
где Е - общая сумма балльных оценок по всем трём вопросам методики, набранная всеми респондентами, N - общее число испытуемых.
Допустим, для примера, что общая сумма баллов по данной методике, набранная всей группой испытуемых из 20 человек, равна 263. Тогда мы имеем следующее математическое выражение:
X = 263 : (3 х 20) = 263 : 60 = 4,4.
Критерии оценки результатов методики.
В том случае, если X > 4,5 - показатель психологического климата высокий. Когда X > 3,5 - показатель психологического климата средний. Во всех остальных случаях показатель психологического климата коллектива считается низким. Отметим некоторую усреднённость и «грубость» итоговой оценки результатов методики выявления уровня выраженности («проявленности») психологического климата коллектива. Так, в нашем эмпирическом исследовании (см. пример выше) совокупный показатель психологического климата коллектива оказался равен 4,4 - до высокого показателя (уровня) не хватило всего лишь одной десятой. Этот результат формально соответствует среднему показателю (уровню) психологического климата коллектива, но на деле должен считаться, как минимум, имеющим явно выраженную тенденцию к высокому уровню.
Интерпретация результатов методики.
Итак, как и во всех других случаях анализа и интерпретации итоговых результатов по всем проанализированным выше методикам мы обязательно предметно рассматриваем степень (уровень) выраженности итогового показателя, получаемого «в результате всех результатов» проведения любой
методики. Таким образом, мы оцениваем имеющийся показатель не только по трём уровневым ступеням его проявления: низко (слабо), средне (умеренно), высоко (сильно), но и по степени выраженности данного показателя. Так мы отмечаем степень выраженности показателя, характеризуя его тенденцию. Скажем, в нашем примере (см. выше), при формально среднем уровне психологического климата коллектива, имеющийся «атмосферный» показатель (4,4) точно имеет явную (сильную, ярко выраженную) тенденцию к высокому уровню.
В качестве уточнения рассматриваемой интерпретации данных изучаемой методики заметим, что, согласно мнению автора методики В.С. Ивашкина и по взглядам ряда других авторов, показатель (уровень) психологического климата коллектива несколько условно соответствует параметру (уровню, степени) групповой сплочённости данной конкретной группы, с чем мы, в свою очередь, полностью согласны [1, 2, 6, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22].
Наряду со всем содержанием, проанализированным в данном информационном материале выше, в общем исследуемом практическом контексте имеются также проективные социально-психологические методики, тесты-задания (например, «Дерево с человечками»), активно применяющиеся для диагностического исследования учебных и всех других групп школьников разного возраста, например, для изучения спортивных групп (секций) и спортивных коллективов (команд). Мы предметно и подробно рассмотрим ниженазванную распространённую проективную методику в нашем исследовательском «измерении» в области спорта и спортивной детальности.
Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками» (автор - Д. Лампен, адаптация - Л.П. По-номаренко [22]) в нашей модификации для сферы спорта. Методика «Дерево с человечками» подходит абсолютно для всех детских и подростковых групп и коллективов. Приводим далее указанную методику с нашим весьма существенным содержательным и смысловым «развёртыванием», модифицированием, объяснением и интерпретацией данных настоящей методики.
Итак, с целью исследования социальной компетентности испытуемых, для изучения социально-психологических «внутригруппо-вых» аспектов самооценки и уровня притязаний респондентов, в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников или в любой другой устойчивой (реальной, контактной) группе, например в спортивной команде, используется известная проективная методика (тест-задание) «Дерево с человечками». Данный тест-задание даёт достаточно достоверные результаты, особенно в совокупности с другими, уже рассмотренными в этом методическом материале социально-психологическими методиками.
При выполнении методики «Дерево с человечками» обследуемый сам последовательно выбирает на дереве тех человечков, с которыми он отождествляет своё реальное (имеющееся на текущее время) социальное положение в учебной или иной группе, например в спортивном коллективе, а также своё идеальное (желаемое) социальное положение в любой формальной, контактной группе, связанной общей деятельностью (в наших случаях занятиями спортом). Таким образом, анализируемая методика направлена, в широком смысле, на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в любой реальной, контактной, формализованной группе.
Подчеркнём, что «технологически» данная методика проводится в два (!) этапа. На
первом этапе выявляется имеющееся, по мнению самих тестируемых, на данный момент времени их собственное социальное положение в группе (в их индивидуальных представлениях). Здесь респонденты определяют себя в конкретных групповых условиях, в имеющейся на текущий момент (в их собственном видении) внутриг-рупповой ситуации. На втором этапе определяется желаемое испытуемыми социальное положение в группе (опять-таки в представлении их самих). Таким образом, на втором этапе проведения методики все участники проясняют своё представление о желаемом ими, «идеальном» для себя самих, социальном положении и месте в данной группе.
Рассмотрим названную методику во всех важных подробностях.
Инструкция. Говорит взрослый и знакомый ребятам человек, проводящий данный тест; как правило, в случаях с проективными методиками, это спортивный психолог. «Посмотри, пожалуйста, внимательно на рисунок на листе (перед респондентом находится рисунок «Дерево с человечками», приведённый ниже). Перед тобой дерево и лесные человечки на нём. У каждого из человечков разное настроение, каждый из них занят делом, которое ему нравится, каждый занимает своё собственное положение на их общем дереве. Возьми, пожалуйста, коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. Когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотри местонахождение каждого человечка на дереве: где он расположен, чем именно он занят (или может быть занят). Сделал? Теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась, пожалуйста, именно того человечка, который напоминает тебе себя самого, похож на тебя, у него твоё обычное настроение и состояние, когда ты находишься в спортивной секции (спортивной команде). То есть закрась красным цветом того человечка, который символизирует и отражает, по твоему личному мнению, твоё реальное положение, которое ты занимаешь сейчас в спортивном коллективе. Сделал? Затем, пожалуйста, возьми зелёный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьём месте ты хотел бы находиться, если бы сам мог выбирать любое желаемое то-
бой положение в этом спортколлективе когда-либо в будущем. В случае совпадения твоих первого и второго выборов обведи зелёным цветом красного человечка по контуру. Если у тебя есть какие-то вопросы, обязательно задай их перед выполнением этого задания».
«Дерево с человечками»
ФИО_
Спортсекция(команда)_
Анализ результатов проведения методики «Дерево с человечками», согласно взглядам Д. Лампена и Л.П. Пономарен-ко, и развёрнутые примечания, объяснения и интерпретации авторов данного материала (из обширной практики применения данной методики).
Прежде всего, выбор респондентом того или иного человечка (то есть той или иной психосоциальной позиции в группе) как на первом, так и на втором этапе проведения методики (см. выше) определяется исходя из здравого смысла и общепсихологических знаний. Соответственно, оценивается пространственное положение человечка на дереве (занимаемая им позиция на дереве): низко, средне, высоко, что свидетельствует в каждом конкретном случае об определённом уровне самооценки (первый этап проведения методики) и уровне притязаний (второй этап проведения).
Итак, во всех случаях применения анализируемой методики в контексте изучения любого рода реальных групп и коллективов детей и подростков интерпретация результатов выполнения этой проективной социально-психологической методики производится исходя из того, какие позиции на сти-мульном материале (на рисунке «Дерево с человечками») выбирает данный тестируемый на первом и на втором этапах своей личностной проекции (см. на рисунке выше). Конечно, учитывается то, с какой именно конкретной социально-психологической позицией данный респондент содержательно отождествляет своё «реальное» и «идеальное» положение в группе, есть ли различия в этих выявленных параметрах и каковы они, эти различия, насколько велика разница между ними. Таким образом, в ходе диагностики любых детских и подрост-
ковых групп и коллективов вышеописанный принцип психосоциальной поступательной смысловой оценки остаётся неизменным.
Приведём здесь и детальный анализ всех графических социальных позиций в рассматриваемой проективной методике (исходя из классической интерпретации Д. Лампена и Л.П. Пономаренко и добавляя свои существенные практические наблюдения) с общей оговоркой о том, что конкретную оценку испытуемого всегда надо осуществлять индивидуально в каждом данном случае. Отметим, что нижеследующий анализ соответственно верен - в каждом пункте, как для первого этапа выбора, который характеризует самооценку, так и для второго этапа выбора, который отображает уровень притязаний. Понятно, что те или иные выводы, которые будут сделаны исследователями, разумеется, зависят от того, на каком именно этапе осуществления методики выбрана та или иная позиция (на этапе оценки своего положения в группе в настоящее время или на этапе осмысления своего желаемого положения в группе в будущем).
Можно заключить, что если испытуемый выбрал позицию номер 1, то, скорее всего, он человек целеустремлённый, не боится сложностей в жизни. При этом он привык полагаться только на свои силы, старается не доверять людям, не просить о помощи.
Выбор позиции под номером 2 характеризует испытуемого как человека общительного, отзывчивого и дружелюбного, готового оказать поддержку друзьям и даже знакомым. При этом зачастую он готов помочь ближнему, игнорируя собственные потребности.
Выбор позиции под номером 3 указывает на то, что испытуемый человек с сильными волевыми качествами, стремящийся к своей цели и достигающий её. Вероятно, в жизни он часто имеет для себя установку на преодоление препятствий. Однако он нуждается в поддержке близкого человека, друга, наставника.
Выбор позиции номер 4 характеризует испытуемого как человека с устойчивой жизненной позицией и желанием добиться успехов без преодоления трудностей. У не-
го много знакомых и приятелей, но ему не просто строить близкие отношения с ними; таким образом, выбор позиции 4 личностно выражает устойчивую жизненную позицию, но и выявляет устойчивость положения как определённую стагнацию (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
Выбор позиции номер 5 говорит о том, что, вероятно, человек сейчас утомлён, запас его жизненных сил на исходе. Такой человек довольно застенчив, сложно «вливается» в коллектив и ему не просто просить помощи у окружающих. К тому же этот выбор «личностно» выражает утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил, социальную застенчивость.
Выбор испытуемым позиций номер 6 и 7 свидетельствует о его целеустремлённости, о том, что он может ставить цели и достигать их. Такой человек легко входит в контакт с людьми и сотрудничает с окружающими для достижения максимальных результатов. Он довольно общителен, хотя полностью довериться другому человеку ему не просто.
Обобщим то, что выбор испытуемым позиций номер 1, 3, 6, 7 личностно характеризует целеустремлённость, установку на преодоление препятствий, уверенность в преодолении преград.
Выбор респондентом позиции номер 8 подтверждает, что он любит уходить в себя, размышлять о чём-то своём и погружаться в собственный мир. Такой человек довольно отстранён от окружающих, и зачастую чувствует себя одиноко. Ему можно дать совет попробовать посмотреть на людей, на окружающий мир с интересом и любопытством, и скорее всего он найдёт много интересного и важного для себя, то есть выбор позиции 8 личностно характеризует определённую отстранённость от деятель-ностного процесса и от общения, уход в себя, погружение в свой собственный мир, склонность к глубоким размышлениям.
Выбор позиции номер 9 означает, что на данный момент у испытуемого есть сильная мотивация на развлечения и он готов «уходить в отрыв». Это весёлый и жизнерадостный человек, любящий яркие впечатления и новые ощущения. Подчёркиваем то, что
выбор данной позиции выявляет у личности мотивацию на развлечения, весёлость характера и излишнюю поверхностность.
Выбор респондентом позиций номер 10 и номер 15 свидетельствует о достаточно хорошей адаптированности в обществе и о том, что он чувствует себя в целом комфортно в социальных отношениях. Такой человек приветлив, доброжелателен, знает, чего хочет, и получает это. У него адекватная самооценка, что позволяет ему иметь хороших друзей.
Выбор респондентом позиций номер 11 и 12 говорит о том, что он общительный человек. Однако для того, чтобы чувствовать себя хорошо, ему необходима поддержка близких, при этом он и сам готов прийти на помощь. Такой человек хорошо адаптирован в обществе и социально востребован, легко знакомится и заводит друзей, а также непринуждённо чувствует себя практически в любой группе.
Выбор респондентом позиции номер 13 свидетельствует о его замкнутости, о том, что он часто подвержен внутренним тревогам и не любит интенсивного общения с людьми. Такой человек чувствует себя лучше, когда находится один. Ему не просто знакомиться с людьми и заводить друзей. Люди подобного рода всегда несколько от-чуждены от общества, от группы.
Выбор респондентом позиции номер 14 говорит о том, что сейчас он находится в глубоком кризисе и буквально «падает в пропасть». Это тот момент, когда стоит попросить поддержки близких людей и обратиться за помощью к друзьям! Выбор данной позиции выражает кризисное состояние личности, «скатывание в безысходность», резкий эмоциональный спад.
Наряду со сказанным выше о позиции номер 15, отметим, что выбор испытуемым этой позиции говорит о его полном социальном довольстве, ощущении максимальной устойчивости и комфорта благодаря своему высокому статусу и уверенности в настоящем и завтрашнем дне.
Совокупно о позициях номер 10 и 15 отметим, что выбор этих позиций проявляет свойственное данной личности комфорт-
ное состояние, нормальную, спокойную адаптацию.
Выбор испытуемым позиции номер 16 свидетельствует о том, что он ощущает себя уставшим от необходимости всё время поддерживать кого-то.
В ином случае респондент, выбравший позицию 16, возможно, увидел на картинке интерпретируемой методики «Дерево с человечками» (см. выше), что номер 17 его обнимает (обхватив сзади руками). Это означает, что респондент, выбравший позицию 16, склонен расценивать себя как человека, окружённого вниманием и одобряемого другими: его обнимает человечек номер 17 и к тому же поддерживает рукою человечек номер 18.
По этому ряду позиций обобщим, что выбор испытуемым позиции номер 16 характеризует усталость от необходимости постоянно поддерживать кого-то - именно в том случае, если испытуемый считает, что номер 16 - это человечек, который несёт на себе (держит на своих плечах) человечка номер 17; если же респондент склонен видеть в позиции номер 16 человечка, обнимаемого другим (номером 17) и поддерживаемого ещё одним (номером 18), то выбор респондентом позиции номер 16 характеризует его желание расценивать себя как человека, окружённого вниманием, и выявляет повышенную потребность в заботе, имеющейся у такого человека.
Выбор испытуемым позиции номер 17 свидетельствует о том, что это общительный человек и он любит находиться в компании. Такой человек легко заводит друзей и быстро сближается с людьми. Вероятно, он довольно эгоистичен и умеет получать пользу от общения с людьми как в личностной, так и, например, в профессиональной сфере. Также, возможно, подобного рода человек будет стремиться, прежде всего, искать какие-либо бонусы во взаимодействии с окружающими людьми не только в какой-либо профессиональной области деятельности, но даже и в досуговом взаимодействии.
Выбор респондентом позиции номер 18 показывает, что это открытый и доброжелательный человек. Такой человек любит
быть в компании, легко адаптируется в обществе. Эти качества помогают ему добиваться желаемых целей в жизни.
Выбор испытуемым позиции номер 19 отображает то, что он из тех людей, которые всегда готовы прийти на помощь, оказать поддержку близким и друзьям. Такие люди общительны и хорошо адаптированы в обществе.
Обобщая значимый аспект, наряду с вышесказанным по данному ряду позиций, подчеркнём, что выбор респондентом позиций под номерами 2, 11, 12, 18, 19 отражает общительность личности, желание оказать друзьям моральную и физическую поддержку.
Выбор испытуемым позиции номер 20 обычно отображает завышенную самооценку. С другой стороны, этот выбор характеризует, как правило, лидера. Подобного склада человек чаще всего хочет, чтобы люди прислушивались именно к нему и ни к кому другому. При этом, вероятно, такой человек имеет для своей позиции определённые веские основания. Вместе с тем есть и вероятность, мягко говоря, мало обоснованного выбора этой позиции. Отметим, что в зависимости от этапа выполнения анализируемой методики позицию номер 20 часто выбирают как имеющуюся данность абсолютно уверенные в себе личности, и вправду являющиеся реальными лидерами; а как желаемую перспективу - личности с завышенной самооценкой и заметной установкой на лидерство, желающие того, чтобы к ним прислушивались все окружающие (что на самом деле не обусловлено их лидерскими качествами).
В дополнение к вышесказанному о позиции номер 13 отметим, что выбор респондентом позиций номер 13 и 21 характеризует его личностную отстранённость, замкнутость, тревожность, нежелание активного общения и т.д. При этом такие личности могут быть весьма самостоятельными в социальной реальности и могут сознательно придерживаться этой отделённой от других позиции в группе.
Кроме представленных выше в данной статье методических диагностических материалов приводим здесь нашу авторскую
проективную психосоциальную тестовую методику «Круг группы», также применяемую нами и нашими коллегами в эмпирических социально-психологических исследованиях разнообразных детских и подростковых групп и коллективов.
Авторский социально-психологический проективный тест-задание
«Круг группы»
Настоящая проективная методика предназначена для выявления межличностных взаимоотношений в любой группе и любом коллективе детей и подростков (классе, курсе, творческом, музыкальном, спортивном коллективе, группе по интересам и т.д.) путём изучения превалирующих эмоциональных предпочтений каждого участника при общении с каждым другим в границах совместной группы (классический социометрический принцип-подход Дж. Морено). Наша методика выявляет межличностные внутригрупповые отношения в любом микро- и мезосообществе людей - от триады до средней группы, хотя предназначена прежде всего для типичной малой контактной реальной и, в подавляющем большинстве случаев (как, например, во всех спор-тколлективах), формальной группы, включающей в себя примерно от 10-15 до 25-30 человек.
Относительно содержательной смысловой составляющей представляемой авторской методики подчеркнём, что в круге группы обязательно должно быть столько равных долей, сколько состоит в этой группе (в этом коллективе) человек! Заявим, что в нашем исследовательском контексте мы предполагаем, что данная методика будет использоваться с целью социально-психологической диагностики спортивной группы (спортивного коллектива).
Стимульный материал. В качестве такового для данной методики применяется индивидуальный бланк с нарисованным кругом, поделенным на равные по размеру доли, а также полный список членов любой реальной контактной, формализованной группы (учебной группы, творческого коллектива, спортивной команды), восемь разноцветных карандашей (фломастеров), подобран-
ных согласно соответствующим цветам из восьмицветового теста Макса Люшера. Как бумажный носитель используется лист А4 альбомного формата, на котором представлены для каждого испытуемого полный списочный состав группы (по алфавиту) и собственно нарисованный круг группы с расчерченными равными долями.
Процедура проведения. Методика проводится в два этапа.
Первый этап. Респондент (ребёнок, подросток) должен сначала найти место для себя (выбрать какую-либо долю) в нарисованном круге на индивидуальном бланке, а затем надписать (подписать внутри) и раскрасить это место (свою долю в круге) тем цветом из предложенных восьми, который, как он полагает, подходит ему самому более других.
Второй этап. Испытуемый обязан найти каждому члену своего коллектива его отдельное место (самостоятельную долю) в круге группы, надписать эту долю круга (сделать надпись внутри этой доли) и раскрасить её тем цветом из предложенных восьми, который, как он считает, подходит для этого человека более всего. После общего инструктивного объяснения данного теста-задания ведущий (целесообразнее, если это будет спортивный психолог) предлагает испытуемым задать ему вопросы, касающиеся процедуры проведения теста, именно перед выполнением данного задания.
Отметим из нашей практики, что наиболее простым и действенным вариантом проведения «круга группы» является предложение респондентам указывать в долях круга номера членов группы, соответствующие их фамилиям в алфавитном списке. Однако называние респондентами долей круга посредством ФИО (в определённом написании самого испытуемого), имени, фамилии или прозвища члена группы является существенно более информативным с позиций социально-психологического анализа группы и анализа психосоциальных параметров личности.
Общий бланк авторского проективного рисованного социально-психологического теста-задания «Круг группы» мы приводим далее.
Примечание. Относительно содержательной графической стимульной составляющей представляемой методики ещё раз отметим, что в нарисованном круге группы обязательно должно быть именно столько равных (!) долей, сколько всего состоит по списочному составу в этой группе (коллективе) человек (см. фактический пример ниже).
ФИО_
Спортсекция (команда)
Пол
Возраст
Список группы:
1._
2._
3 ._
4 ._
5 ._
6 ._
7 ._
8 ._
9 ._
10 ._
11._
12._
13 ._
14 ._
15 ._
16 ._
17 ._
18 ._
19 ._
20 ._
21._
22._
23 ._
24 ._
25 ._
26 ._
27 ._
28 ._
«Круг группы
Объяснение результатов. В качестве пилотажного научно-методологического обоснования анализа результатов авторской методики «Круг группы» и их интерпретации приведём один из практических примеров использования нами данного теста в социально-психологической диагностике спортивной группы. С помощью ряда методик мы провели исследование группы обучающихся в спортивной школе в составе 15 человек. Проективный социально-психологический тест «Круг группы» по данной социальной выборке показал те же самые внутригрупповые взаимосвязи, что и адаптированная Я.Л. Коломинским методика «Социометрия» Дж. Морено, в нашей модификации для спортивной сферы. Укажем результаты социометрии: 15 различных (!) положительных взаимных связей в спортивной группе. Это говорит о том, что в данной спортгруппе происходит достаточно конструктивное общение. Подчеркнём, что тест «Круг группы» выявил то же самое количество позитивных взаимных связей в данной спортгруппе: 15 членов спортгруп-пы при выполнении теста независимо указали друг друга на соседних долях расчерченного круга, что свидетельствует о взаимности межличностных предпочтений этих участников. Отметим: это «идеальный» пример, что бывает достаточно редко, тем не менее описанное сопряжение данных названных методик весьма показательно.
Интерпретация результатов. Заметим, что наряду с устойчивостью аутосоциоме-трических и взаимностью/различностью ре-ферентометрических выборов (отмечание испытуемым всех других членов данного коллектива) положение (доля) каждого члена группы должно анализироваться на всех бланках других респондентов (социометрическая составляющая первичности-вторич-ности-третьестепенности выбора) - относительно взаимного расположения доли каждого конкретного респондента, выполняющего тест. Постулируем, что помимо указанного выше нужно анализировать наименования долей каждого из членов группы, сделанные каждым конкретным испытуемым (как, конечно, и называние им своей собственной доли); а также, безусловно, надо учитывать и цвета, которыми данный испытуемый раскрасил доли остальных членов коллектива (как, разумеется, и свою
собственную долю). Всё это можно делать исходя как из здравого смысла и общепсихологических понятий, так и используя ва-лидизированные и репрезентативные методики.
Например, для интерпретации подобного рода можно применять методику «Фантастическое (несуществующее) животное», когда анализируются, скажем, возможные шуточные наименования (как известно, «в каждой шутке есть доля правды»), данные респондентами своим товарищам (по аналогии с анализом придуманных испытуемыми, прошедшими полномасштабный вариант методики «Несуществующее животное», названий нарисованных ими фантастических животных) [7].
Кроме того, мы настоятельно рекомендуем производить детальный психологический анализ всех и каждой из раскрашенных испытуемым долей круга группы (включая свою собственную долю), осуществляя эту описательную интерпретацию по известной проективной восьмицветовой методике М. Люшера [7]. Это, безусловно, позволит ещё точнее выявить как собственное психоэмоциональное состояние любого респондента, так и дополнительно охарактеризовать, причём в каждом конкретном отдельном случае, специфические психоэмоциональные особенности социальной перцепции в межличностных отношениях данных членов группы. □
Литература
1. Веракса А.Н., Леонов С.В. Социально-психологические аспекты работы спортивного психолога и тренера с командой // Социальная психология и общество. - 2011. - № 2. - С. 111-122.
2. Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов. Часть 1 // Вестник практической психологии образования. - 2017. - № 1 (50).- C. 77-89.
3. Донцов Д.А. Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов / Д.А. Донцов, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова // Образовательные технологии. -2012. - №4. - С. 108-125.
4. Донцов Д.А. Методология психологии научного исследования учебных и внеу-чебных групп и коллективов школьников / Д.А. Донцов, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова // Школьные технологии. -
2016. - № 1. - С. 138-151.
5. Донцов Д.А. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп / Д.А. Донцов, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова// Школьные технологии. 2013. - № 1. - С. 156-172.
6. Донцов Д.А. Социальная психология: Учёб. метод. пособие по дисциплине «Социальная психология». Специальность: 030301.65 «Психология» / Д.А. Донцов, А.А. Денисов, Л.В. Сенке-вич. - М.: Человек, 2010. - 80 с.
7. Донцов Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике: Учёб. ме-тод.пособие для студентов психолого-педагогических специальностей/направлений подготовки. 2-е изд. / Д.А. Донцов, Л.В.Сенкевич, А.И. Рыбакова, А.Б. Шагидаева. - М.: РУСАЙНС,
2017. - 176 с.
8. Донцов Д.А. Социально-психологические методы и методики исследования, диагностики и формирования детских, подростковых и юношеских групп и коллективов. Коллективная монография / Д.А. Донцов, Н.В. Кочётков, Е.В. Молчанова, Н.Ю. Драчёва, Е.В. Сухих. - М.: Liteo, 2015. - 90 с.
9. Донцов Д.А., Донцова М.В. Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии // Вестник практической психологии образования. - 2013. - № 1(34). - С. 36-48.
10. Донцов Д.А., Леонов С.В. Методика со-цио-референто-метрических исследований спортивных детских, подростковых и юношеских групп и коллективов // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ / Отв. ред. О.В. Соловьёва, Т.Г. Стефаненко. - М., 2017. - С. 307-316.
11. Донцов Д.А., Леонов С.В. Социально-психологические параметры деятельности спортивного психолога. Часть 1, Часть 2 (окончание) // Человеческий капитал. - 2017. - № 6 (102). - С. 3943; № 7 (103). - С. 76-81.
12. Донцов Д.А., Поляков Е.А. Измерение отношений межличностной значимости в разнообразных учебных и других дет-
ских, подростковых и юношеских группах и коллективах // Российский научный журнал. - № 5 (48). - 2015. -С.187-203.
13. Донцов Д.А., Сагова З.А. Социально-психологическая диагностика спортивных детских, подростковых и юношеских групп и коллективов // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ / Отв. ред. О.В. Соловьёва, Т.Г. Стефаненко. - М., 2017. - С. 300307.
14. Донцов Д.А., Сагова З.А. Методики социально-психологической диагностики спортивных групп и коллективов младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Школьные технологии. - 2018. - № 1. - С. 89-103.
15. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников: Учебное пособие. Владимирский гос. пед. институт им. П.И. Лебедева-Полянского. - Владимир: ВГПУ, 2001. - 109 с.
16. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах.
Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. - М.: АСТ, 2010. -446 с.
17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - 2-е изд., доп. - Минск: Харвест, 2008. - 218 с.
18. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. - М.: ПЕР СЭ, 2008. -384 с.
19. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Спра-вочно-энциклопедическое издание. -М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
20. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. - М.: Пер Сэ, 2006. - 272 с.
21. Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? // Практика административной работы в школе. - 2005. - № 5. - С. 65-66.
22. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.Мануйлов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 490 с.