МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СПОРТИВНЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ И ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Дмитрий Александрович Донцов,
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва
Зурида Айсовна Сагова,
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва
в статье подробно рассмотрены, в авторской модификации для области спорта, социометрические методики диагностики спортивных дЕтско-подростково-юношЕских групп и коллективов. проанализированные методики служат научно-практически добротной и верной основой для социАльно-психологичЕской деятельности спортивного психологА. в статье имеют место такие содержательные параметры, как понимание групп и коллективов в социальной психологии; основные возраста, с которыми взаимодействуют спортивные психологи; метод и методика «социометрия» (В модификации в рамках спортивной сферы); метод и методика «референтометрия» (в модификации в рамках сферы спорта); комплексная соци-ореферентометрическая методика (в модификации в рамках спортивной области).
• спорт • психология • сфера спорта • социальная психология • микрогруппы • спортивные группы • спортивные коллективы • внутригрупповые отношения • межличностные отношения • социометрия • референтометрия • социометрический статус • референтность • аутосо-циометрия • иерархия • значимость • социограмма • референтограмма
В практической социальной психологии исследуется и диагностируется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных), спортивных и иных разных объединений людей. Совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность - личность, личность
- микрогруппа (в рамках какой-либо малой группы), личность - малая группа, личность
- средняя группа, личность - большая группа, личность - общество, а также внутриг-рупповые и межгрупповые отношения на всех указанных уровнях. Эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования - это, как правило, малые группы, понимаемые как совокупность индивидов, непосредственно взаи-
модействующих друг с другом для достижения общих целей, осуществляющих какую-либо совместную деятельность и осознающих свою принадлежность к данной общности. Типичные малые группы и коллективы (малые группы, численно приближающиеся к средним группам) составляют сообщества людей приблизительно от двух-трёх (диада - триада) до сорока - пятидесяти человек.
Что касается коллективов и групп школьников и студентов, составляющих подавляющее большинство спортивных команд в массовом спорте, то это, как правило, так называемые малые группы, организованные, первично, по формальному признаку обучения в сузах, ссузах или вузах (т. н. формализованные группы), имеющие общие
возрастные параметры (см. здесь, ниже) и объединённые общей спортивной деятельностью и общими спортивными целями. Типовые спортивные детско-подростково-юношеские группы и коллективы имеют, как правило, состав от 10-15 до 25-30 человек. По количественному составу имеется определённая специфика, зависящая от игровых или неигровых, индивидуальных или коллективных видов спорта (при всей условности такого видового спортивного деления).
Рамки основных возрастов, с которыми имеют дело спортивные психологи, следующие:
Младший школьный возраст: с 6-7 до 11 лет. Имеет две стадии. 1-я стадия: от 6-7
до 8 лет - так называемый ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от 8 до 11 лет - так называемый поздний младший школьный возраст.
Подростковый возраст: с 11 до 17 лет.
Имеет три стадии. 1-я стадия: от 11 до 13 лет - младший подростковый возраст. 2-я стадия: от 13 до 15 лет - средний подростковый возраст. 3-я стадия: от 15 до 17 лет -
старший подростковый возраст.
Юношеский («студенческий») возраст: 17 лет - 23 года. Имеет две стадии. 1-я стадия: с 17 лет по 20 полных лет (включительно) - собственно (в узком смысле) юность. 2-я стадия: с 21 года до 23 лет -так называемая поздняя юность.
В качестве научно-практического знаменателя для дальнейшего содержания заявим, что мотивационно-ценностное единство любых, в том числе спортивных и других коллективов и групп как социальных образований и социальных субъектов, - является несомненным причинным фактором, характеризующим их качественное развитие. Это утверждение мы делаем согласно широко известным классическим научным трудам Артура Владимировича Петровского, Галины Михайловны Андреевой, Михаила Юрьевича Кондратьева, Якова Львовича Коло-минского, Артура Александровича Реана, Александра Ивановича Донцова и целого ряда других отечественных и иностранных учёных - социальных психологов.
Проанализируем важнейшие основополагающие и актуальные на современном этапе тестовые психодиагностические методы и методики, применяющиеся в исследованиях и диагностике различных спортивных групп и коллективов, состоящих из школьников и студентов (по возрастной и социальной принадлежности и статусу). Все информационные аспекты социально-психологического анализа и интерпретации разнообразных информационных данных, полученных посредством этих методик, могут быть с успехом применены спортивными психологами в организации своей профессиональной деятельности со спортивными группами и командами. Начнём данный анализ с наиболее распространённого и специфичного в социальной психологии - в контексте изучения любых групп и коллективов - социометрического метода и теста (информативная по своему качеству методика социометрии). Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических психосоциальных результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику социальных отношений в данной группе. Наряду с этим базовая область измерения социометрической техники - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы [12]. Измерение социально-психологических параметров группы (коллектива) предполагает опрос каждого
члена этой, как правило, малой контактной реальной группы - с целью установления тех членов группы, с которыми участник группы предпочёл бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности и/или взаимодействовать в какой-либо ситуации (в каких-то условиях).
Одной из самых значимых научно-практических инноваций Дж. Морено является со-циограмма. Социограмма - это рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов разного диаметра, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов по смыслу соответствует количеству предпочтений у определённых лиц в данной группе: чем ближе к центру схемы человек, тем больше у него предпочтений. Предпочтения членов группы выявляются путём специальных опросов (см. далее, ниже). В центр (внутрь самого малого круга) помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее - «средне» и менее популярные, по мере убывания, вплоть до самых непопулярных (самый крайний круг). Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень.
Типовой пример так называемой социограммы-мишени
Далее во всех деталях предметно рассмотрим практическое применение социометрического метода, показанного для социаль-
но-психологической диагностики детских, подростковых и юношеских спортивных групп и коллективов.
Методика «Социометрия» Дж. Морено (в адаптации ЯЛ. Коломинского) в нашей модификации
При проведении методики «Социометрия» в спортивных группах и коллективах (в детских, подростковых и юношеских спортивных секциях, спортивных командах и т.д.) участникам предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые служат фамилии членов данной конкретной контактной группы. Обычно на каждый вопрос ответом являются три любые фамилии одногруппников, кроме, конечно, собственной фамилии. Приведём здесь несколько модифицированную и дополненную нами социометрическую методику известного исследователя в данной области - Якова Львовича Коломинского [8].
Инструкция. «Ответьте на поставленные \ вопросы, записав под каждым из них 3 (три) фамилии своих одногруппников (участников спортивной секции, команды), ! с учётом отсутствующих сегодня членов группы (команды)».
1. С кем из группы (команды) ты бы хотел(а) обязательно продолжить совместно тренироваться (играть) в следующем году?
1)_
2)_
3)_■
2. Кого из группы (команды) ты обязательно пригласил(а) бы на свой день рождения?
1)_
2)_
3)_■
3. С кем из своей группы (команды) ты с удовольствием пошёл бы в кино, в театр, на концерт и т.д.?
1)_
2) 3)
4. С кем из группы (команды) ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в следующем спортивном сезоне?
1)
2) 3)
5. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя твоими одногруппниками (членами команды), то кто бы это был?
1)
2) 3)
6. Кому из группы (команды) ты, при необходимости, дашь свою запасную спортивную форму или обувь в первую очередь?
1) 2) 3)
7. Кому из группы (команды) ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?
1)
2) 3)
8. Без кого ты вообще не представляешь свою группу (команду)?
1) 2)
3)
9. С кем из группы (команды) ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?
1) 2) 3)
10. С кем из группы (команды) ты бы хотел(а) дружить всю жизнь?
1)
2) 3)
11. С кем из твоей группы (команды) ты хотел(а) бы сделать совместную спортивную карьеру?
1)
2) 3)
12. Кого из группы (команды) ты обязательно хотел(а) бы взять в свою команду, будь ты тренером?
1) 2) 3)
13. С кем из своей группы (команды) ты очень хотел(а) бы всегда совместно тренироваться и выступать (играть)?
1)
2) 3)
14. С кем из твоей группы (команды) ты хотел(а) бы делать вместе абсолютно всё, что нужно для успеха в спорте?
1) 2) 3)
Дальше заметим, что в контексте принципиального определения высоко-, средне-и низко- статусных в социометрическом (психосоциальном) плане членов группы Михаил Юрьевич Кондратьев и Юрий Михайлович Кондратьев заявляют следующее: «...По сути дела, речь идёт об уже выявленных на практике нормах распределения социометрических выборов, позволяющих без дополнительных вычислений определить социометрический статус того или иного конкретного испытуемого. Так, Я.Л. Коломинский на вполне репрезентативной выборке показал, что в условиях практически любой учебной или внеучебной группы школьников наиболее правомерно выделять как минимум четыре статусные категории. Это: 1) социометрически (эмоционально) привлекательные высокостатусные члены группы - «социометрические «звёзды», или «эмоциональные звёзды» (шесть и более выборов); 2) принятые, или предпочитаемые в группе (три - пять выборов); 3) не принятые группой, но имеющие свою микрогруппу (один-два выбора); 4) прене-брегаемые, или изолированные (ни одного выбора). Учитывая тот факт, что все эти разнообразные группы школьников имеют в своей численности порядка 30 членов, именно этот количественный «формат» и рассматривается как определяющий эти нормы» [10, с. 199].
Далее отметим, что согласно научному взгляду Я.Л. Коломинского имеются следующие специфические социометрические параметры (коэффициенты, индексы), характеризующие собою определённые вторичные социально-психологические параметры различных детско-подростково-юно-шеских групп и коллективов [9]. Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО). КБО = (С1 + С2) : N х 100 %, где С1 - количество лидеров, С2 - количество предпочитаемых, N - число членов группы. Например: КБО = (4 + 10) : 20 х 100 % = 70 %. В этом случае КБО (равный 70 %) исследуемого коллектива определяется как высокий. Коэффициент оптимальности отношений (КОО). КОО = (С2 + С3) : N х 100 %, где С2 - количество предпочитаемых, С3 - количество не принятых, N - число членов группы. Например: КОО = (С2 + С3) : 20 х 100 % = (10 + 6) : 20 х 100 % = 80 %. В данном случае КОО (равный 80 %) исследуемого коллектива выявляется как высокий.
Коэффициент «звёздности» (КЗ). КЗ = С1 : N х 100 %, где С1 - количество лидеров, N - число членов группы. Например: КЗ = С1 : N х 100 % = 4 : 20 х 100 % = 20 %. В настоящем случае КЗ (равный 20 %) исследуемого коллектива диагностируется как высокий.
Далее проанализируем метод и методику референтометрии, понимаемые нами в качестве неотъемлемой стороны метода социометрии и научно-практически оцениваемые нами, в частности, в качестве ау-тосоциометрии и аутореферентометрии. Референтность - это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Основанием референтного выбора является ценностный фактор значимости для конкретной личности каких-либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна. Мера референтности какого-либо члена группы - это «удельный вес» предпочтительности этого субъекта для другого лица или лиц. Имеет место научное мнение известного классика отечественной социальной психологии Артура Владимировича Петровского о том, что референтность -это «...зависимость субъекта от других лиц, выступающая как избирательное отношение к ним в условиях, когда необходимо понять, оценить объект, вообще как-то отнестись к нему» [18, с. 301]. Основываясь на данном подходе, М.Ю. Кондратьев и Ю.М. Кондратьев утверждают, что «...в любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится «перебрать» мнения всех своих партнёров по сообществу, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и утвердиться в правильности выбранных им стратегии и тактики поведения. Для решения этой задачи он, как правило, обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых в этом плане для него. Именно они и выступают для него в качестве референтных лиц в данной сфере взаимодействия» [10, с. 33].
Далее мы рассмотрим референтометри-ческую методику согласно выдающемуся представителю отечественной социальной психологии Артуру Александровичу Реану [13].
Методика «Референтометрия»
по A.A. Реану в нашей модификации [14]
Как нам представляется, А.А. Реан полагает, что референтометрия как методика по сути заключается, прежде всего, в ранжировании субъектом своих же социометрических выборов [15]. В целом мы разделяем этот постулат именно с логической точки зрения, исходя из нашего понимания социальной психологии личности. По нашему авторскому мнению, при определённой модификации референтометрической методики А.А. Реана для сферы спорта могут быть применены нижеследующие референ-тометрические вопросы.
1. Если Вашу спортивную секцию (команду) будут переформировывать, как Вы думаете, кто из Ваших одногруппников обязательно захотел бы продолжить совместно тренироваться и выступать (играть) с Вами в новом спортивном коллективе?
1)_
2)_
3) _.
2. Кто из Вашей спортивной секции (команды) пригласил бы Вас на свой день рождения?
4. Как Вы считаете, кто из Вашей спортивной секции (команды) хочет поддерживать с Вами дружеские отношения вне спортивной деятельности?
1)_
2)_
3)_■
5. Кто из Вашей спортивной секции (команды) будет согласен пользоваться вместе с Вами одним и тем же спортивным инвентарём?
1)_
2)_
3)_■
6. Если бы кому-то из Вашей спортивной секции (команды) дали большую сумму денег и сказали поделиться ею со всеми членами Вашего спортивного коллектива, кто из одногруппников поделился бы деньгами именно с Вами в первую очередь?
1)_
2)_
3)_■
7. Кто из Вашей спортивной секции (команды) даст Вам, в первую очередь, в случае такой необходимости, попользоваться своей личной спортивной формой (обувью)?
1)_
2)_
3) _.
3. Кто из Вашей спортивной секции (команды) пошёл бы с Вами в многодневный туристический поход?
1)_
2)_
3) _.
1)_
2)_
3)_■
8. Кто бы из Вашей спортивной секции (команды) именно Вам доверил свой самый сокровенный секрет?
1)_
2)_
3)_■
Референтограмма
9. Как Вы думаете, кто из Вашей спортивной секции (команды) без Вас себе совсем не представляет вашу общую спортивную секцию (команду)?
1)
2) 3)
10. Как Вы полагаете, кто из Вашей спортивной секции (команды) хотел бы с Вами чаще видеться в свободное время?
1) 2)
3)
11. Как Вам представляется, кто из Вашей спортивной секции (команды) хотел бы с Вами дружить всю жизнь?
1)
2) 3)
По результатам проведения референтоме-трии может быть составлена предметная графическая схема, так же как и по результатам проведения социометрии. В случае отображения результатов референтометрии эта рисуночная схема может быть названа референ-тограммой (по аналогии с социограммой; см. рис.) данной конкретной группы [10, с. 209].
Заявим, что с целью системной и оперативной социально-психологической диагностики каких-либо, в том числе и спортивных, коллективов и групп может быть применена
и комплексная социо-референто-метриче-ская методика (см. далее используемую нами и нашими коллегами на практике нашу авторскую методику-модификацию).
Инструкция. Ребята! На каждый вопрос ответом вам должны служить фамилии и имена трёх ваших одногруппников (участников секции, членов команды), включая тех, кто, возможно, отсутствует прямо сейчас. Отвечая на каждый вопрос по порядку, обязательно имейте в виду следующее: 1) по каждому вопросу сверяйтесь со списком группы (секции, команды), имеющимся у вас; 2) заполняйте свой опросный лист самостоятельно, не советуясь с товарищами; 3) учитывайте всех членов группы (секции, команды), а не только присутствующих в данный момент; 4) избегайте ответов типа «выбираю всех», «выбираю любого», «не выбираю никого»; 5) пишите в ответ на каждый из вопросов фамилии (имена и фамилии) трёх ваших одногруппни-ков (участников секции, членов команды).
Ваши ФИО_
_Дата_
Авторская комплексная анкета-опросник по методикам «Социометрия» и «Референтометрия»
1. С кем ты больше всего хотел бы дружить из твоего спортивного коллектива?
2. Про кого из твоего спортивного коллектива ты очень хотел бы узнать, с кем он очень хочет дружить?
3. Кого из твоего спортивного коллектива ты обязательно пригласил бы на свой день рождения?
4. Про кого из твоего спортивного коллектива ты обязательно хотел бы узнать, стремится ли он на твой день рождения?
6.
7.
5. С кем из твоего спортивного коллектива тебе больше всего нравится тренироваться, играть, выступать?
Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, с кем ему больше всего нравится тренироваться, играть, выступать, ты очень хотел бы узнать? С кем из лиц твоего спортивного коллектива бы ты хотел быть в одной спортивной связке больше всего?
8. Чей ответ на вопрос, с кем бы ему хотелось быть в одной спортивной связке из членов твоего спортивного коллектива, ты хотел бы обязательно узнать?
9. Чьим мнением, из всех ребят твоего спортивного коллектива, ты дорожишь больше всего?
10. Про кого из членов твоего спортивного коллектива ты очень хотел бы узнать, чьё мнение, из ребят вашего коллектива для него дороже всего?
11. С кем из членов твоего спортивного коллектива ты обязательно хотел бы продолжить вместе заниматься спортом в следующем году (сезоне)?
12. Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, с кем бы он хотел продолжать вместе заниматься спортом в следующем году (сезоне), ты бы обязательно хотел узнать?
13. С кем из членов твоего спортивного коллектива ты бы хотел вместе дополнительно тренироваться?
14. Про мнение кого из членов твоего спортивного коллектива ты хотел бы узнать, с кем ему бы хотелось совместно дополнительно тренироваться?
15. С кем из членов твоего спортивного коллектива, в первую очередь, ты бы хотел вместе участвовать в соревнованиях?
16. Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, с кем вместе ему хочется прежде всех участвовать в соревнованиях, ты хотел бы узнать?
17. С кем из членов твоего спортивного коллектива ты бы хотел вместе постоянно быть в одной команде?
18. Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, с кем вместе он бы хотел постоянно быть в одной команде, ты бы обязательно хотел узнать?
19. С кем вместе из членов твоего спортивного коллектива ты бы хотел участвовать в подготовке и проведении какого-либо спортивного проекта?
20. Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, с кем вместе ему хотелось бы участвовать в подготовке и проведении какого-либо спортивного проекта, ты хотел бы узнать?
21. С кем из членов твоего спортивного коллектива тебе больше всего нравится вместе посещать спортивную секцию, тренироваться, выступать (играть) в одной команде?
22. Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, с кем ему больше всех нравится посещать спортивную секцию, тренироваться, выступать (играть) в одной команде, ты бы хотел узнать?
23. С кем из членов твоего спортивного коллектива ты бы с удовольствием отправился в туристический поход?
24. Про кого из членов твоего спортивного коллектива ты хотел бы узнать, с кем он обязательно пошёл бы в туристический поход?
25. С кем из членов твоего спортивного коллектива ты бы очень хотел постоянно жить по соседству в твоём доме?
26. Чей ответ из членов твоего спортивного коллектива на вопрос о том, с кем бы он очень хотел постоянно жить по соседству в своём доме, ты очень хотел бы узнать?
27. Кому из членов твоего спортивного коллектива ты бы доверил свою самую важную тайну?
28. Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, кому бы он доверил свою самую важную тайну, для тебя самое интересное?
29. Если бы ты выиграл как приз большой вкусный торт, то с кем из членов твоего спортивного коллектива ты бы поделился им в первую очередь?
30. Как ты думаешь, кто из членов твоего спортивного коллектива точно поделился бы с тобой своим призом - тортом, если бы он выиграл его?
31. Без кого из членов твоего спортивного коллектива ты вообще не представляешь себе свой спортивный коллектив?
32. Чьё мнение из членов твоего спортивного коллектива о том, без кого он совсем не представляет себе ваш общий коллектив, для тебя самое важное?
33. С кем из членов твоего спортивного коллектива ты бы отправился в кругосветное путешествие?
Сводная социо-референто-метрическая матрица
взаимные
Примечание. В данной социореферентометрической таблице-матрице внизу, горизонтально, располагаются две практически важные графы: 1) общее количество полученных спортсменом (или каким-либо лицом) выборов; 2) количество взаимных выборов из общего числа выборов в группе. Выборы, которые получает спортсмен (какой-либо субъект) от других лиц, подсчитываются и выставляются по вертикали под номером, соответствующим фамилии спортсмена по списку (отсутствие выборов себя самого обозначено закрашенными клетками).
34. О ком из членов твоего спортивного коллектива ты очень хотел бы узнать, с кем из вашего общего коллектива ему хотелось бы отправиться в кругосветное путешествие?
35. Кто из членов твоего спортивного коллектива при встрече с хулиганами обязательно пришёл бы тебе на помощь?
36. Про кого из членов твоего спортивного коллектива ты очень хочешь узнать, что он точно пришёл бы тебе на помощь при встрече с хулиганами?
Далее, в качестве регистрационной формы к вышеуказанной методике, мы приводим наш практический пример типовой сводной социометрической и референтометрической матрицы - это так называемая таблица выборов и взаимных выборов (см. выше).
Отметим и подчеркнём, что, несмотря на графическую сложность, может быть составлена и сводная схема по результатам комплексной авторской социореференто-метрической методики, описанной нами выше. Между индивидами, обозначенными
на схеме кружками (девочки, женщины) и треугольниками (мальчики, мужчины), прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Приводим сводную социореферентограмму, являющуюся отражением одного из наших социорефе-рентометрических исследований (см. рис. ниже.)
Наряду со всем социально-измерительным методическим содержанием, указанным выше, в контексте изучения и диагностики каких-либо, в том числе и спортивных, коллективов и групп также имеет место скри-нинговая экспресс-методика, состоящая из пяти системных и исключительно информативных вопросов известного современного исследователя - Марины Ростиславовны Битяновой. Ею проведена полноценная адаптация классической социометрической методики к отечественным условиям для изучения отношений в детских, подростковых, юношеских группах и коллективах, подробно описаны процедуры проведения методики и обработки результатов, дан автор-
Рисуночная (рисованная) сводная социореферентограмма
ский алгоритм анализа полученных данных. Относительно отображения подчёркнутой нами системности анализируемой методики приведём слова самого автора: «Итак, перед вами комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию (1-й, 2-й вопросы), аутосоциометрию (3-й, 4-й вопросы) и ре-ферентометрию (5-й вопрос). Если охарактеризовать суть этих процедур коротко, то первая изучает структуру эмоциональных отношений в группе, вторая - адекватность представлений членов группы о своём положении в эмоциональной структуре группы, третья выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. Каждая из этих процедур самостоятельна с точки зрения обработки и представления данных, объединение которых происходит на этапе качественного анализа результатов» [1, с. 5]. Автор подчёркивает следующее: «Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус - позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе
оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчёт числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах. Её изучение, формирование и коррекция - важное дело психолога. Особенно важно психологу знать о четырёх параметрах социометрической структуры группы» [1, с. 6]. В качестве таковых М.Р. Битянова указывает:
1. Систему социометрических статусов членов группы.
2. Взаимность социометрических выборов.
3. Систему отвержений в группе.
4. Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотношения. Относительно четвёртого параметра автор пишет следующее: «Любая малая группа численностью более 5-7 человек тяготеет к внутреннему разделению на ещё более мелкие сообщества - микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда - своих высокостатусных и "звёзд". Внутри общей
устойчивой группы может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом отдельными парами и тройками, а также имеются отверженные, изолированные. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами определяют «погоду» в эмоциональном климате всего коллектива. Микрогруппы могут быть конфликтны или позитивны, могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одну «звезду» или на разных «звёзд» и т.д. Всё это необходимо выявлять и изучать» [1, с. 8]. Нам данный микрогрупповой параметр диагностического исследования также представляется весьма практически важным именно вследствие того, что он иллюстрирует внутригрупповые отношения, показывая «центры силы» в группе. Проанализируем далее основное содержание методики М.Р. Битяновой - в нашей содержательной, но не смысловой модификации формулировок вопросов методики. Отметим, что она предложила указывать пять фамилий одногруппни-ков в качестве ответов на вопросы. Это нам представляется, в определённой мере, более целесообразным, нежели указание только трёх фамилий, так как охват внутригрупповых межличностных связей больше (шире), выбор респондентом своих товарищей производится легче, и вся картина социометрических взаимосвязей оказывается полнее.
Методика диагностики межличностных и внутригрупповых отношений «Социометрический тест» М.Р. Битяновой в нашей модификации [1, с. 4]
Инструкция. «Ответь, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твоё собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернётся тебе во вред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом
порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии твоих одногруппников (членов твоего спортивного коллектива). Прежде чем начинать работу, напиши, пожалуйста, свои имя и фамилию. Успеха!»
I. Если бы тебе пришлось перейти тренироваться в другую спортивную секцию (начать выступать за другую команду), кого из нынешних твоих одногруппников ты бы взял в новый спортивный коллектив? Назови, пожалуйста, пять человек.
1)_
2)_
3 )_
4 )_
5 )_■
II. Теперь ответь, пожалуйста, кого из нынешних твоих одногруппников (членов твоего спортивного коллектива) ты бы не взял в свой новый спортивный коллектив? Укажи пять фамилий.
1)_
2)_
3 )_
4 )_
5 )_■
III. Как ты думаешь, кто из нынешних твоих одногруппников (членов твоего спортивного коллектива) взял бы тебя в свой новый спортивный коллектив, если бы он сам перешёл в новый спортколлектив? Укажи, пожалуйста, пять фамилий.
1)_
2)_
3 )_
4 )_
5 )_■
IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех твоих нынешних одногруппников (членов твоего спортивного коллектива), которые, не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый спортколлектив, если сами перейдут в него. Запиши пять фамилий.
1)
2)
3)
4)
5)
V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих нынешних одногруппников (членов твоего нынешнего спортивного коллектива), то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером - фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1) 2)
несении в таблицу данных о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (выборы условно обозначаются знаком «плюс», отвержения -знаком «минус»). После заполнения таблицы (если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации) заполняются ещё две строчки - они обозначаются как «С +» и «С -» (см. далее матрицу-таблицу к методике), - в которых производится подсчёт суммы выборов («С +») и суммы отвержений («С -»), полученных каждым членом группы от других лиц. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли и в каком количестве у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения: строчки «В +» и «В -» (см. далее матрицу-таблицу к методике). По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми (есть ли среди них «звёзды», можно будет понять только после построения социограммы), много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы и к каким конкретно категориям они относятся» [1, с. 13].
3 )_
4) _
5) _.
Подчеркнём, что обработка социометрических данных состоит из нескольких основных этапов: 1) первичного анализа данных, представленных на опросном листе; 2) заполнения социометрической матрицы; 3) подсчёта статусов и 4) построения социограммы. Проанализируем основное содержание второго этапа, в свою очередь состоящее из подэтапов или отдельных последовательных фаз. М.Р. Битянова заявляет следующее: «Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные (см. далее приведённую нами социометрическую матрицу-таблицу). В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы, желательно в алфавитном порядке. Обработка на этом этапе заключается в за-
Таким образом, мы подробно проанализировали заполнение социоматрицы (см. далее матрицу-таблицу) по первым двум социометрическим вопросам (этапам, подэта-пам, фазам) анализируемой показательной методики. Что касается третьего и четвёртого аутосоциометрических вопросов прорабатываемой методики, то мы детально рассмотрим их далее. М.Р. Битянова пишет следующее, представляющееся нам по смыслу обоснованным: «Аутосоциометрия не является самостоятельной диагностической процедурой. Она естественным образом дополняет и углубляет данные классической социометрии и проводится одновременно с ней. В ходе данной процедуры члены группы проявляют свои представления о том, как группа в целом и отдельные её представители относятся лично к ним. Тем самым психолог может оценить, насколько верно каждый человек представляет себе своё место в коллективе. Социально-рефлексивная неадекватность чревата различными проблемами, которые могут возникать у человека в процессе общения. Связаны они могут быть с демонстрацией тако-
Матрица-таблица к методике «Социометрический тест» М.Р. Битяновой [1, с. 14]
Список Список группы
группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
С +
С -
В +
В -
П +
П -
Р +
Р
Примечание. Технически отсутствие выборов (невозможность выбора) себя самого обозначено закрашенными клетками.
го поведения, которое не соответствует ожиданиям группы и, соответственно, ею не поощряется или наказывается. Обработка данных осуществляется в два подэтапа. На подэтапе первичного анализа нужно уделить пристальное внимание всем случаям прямого или скрытого отказа. Аутосоцио-метрия - эмоционально болезненная процедура для любого человека, особенно же для тех, кто знает или переживает определённые сложности во взаимоотношениях. Все случаи уклонения, отказа от ответов нужно рассматривать как возможный симптом социально-психологического неблагополучия личности. На втором подэтапе осуществляется количественный анализ данных. Провести его можно с помощью всё той же социометрической матрицы (см. вышеприведённую матрицу-таблицу). Для этого данные аутосоциометрии нужно занести в вертикальный столбец под фамилией конкретного человека. Сравнивая эти данные с реальными выборами/отвержениями данного лица со стороны других людей (которые тоже представлены в этом столбце в графах «В +» и «В -»), можно подсчитать число совпадений и зафиксировать их в строках «П +» и «П -», которые обозначают правильно предсказанные лицом выборы («П +») и отвержения («П -») его членами группы» [1, с. 22,23].
Итак, мы детально рассмотрели заполнение социоматрицы (см. матрицу-таблицу) по
двум аутосоциометрическим вопросам (3-й и 4-й системные вопросы анализируемой методики). Нам осталось рассмотреть только референтометрический 5-й вопрос, являющийся единственным вопросом, направленным «чисто» на референтометрию в рассматриваемой комплексной методике. М.Р. Битянова по поводу референто-метрического вопроса (что представляется нам профессионально важным) и относительно заполнения социоматрицы (см. матрицу-таблицу) утверждает следующее: «Референтометрия - измерение ценностной значимости других лиц - существует в различных методических формах. В данном случае используется вариант, содержательно и по форме связанный с социометрией. Предполагается, что, выбирая людей, чьи ответы хотелось бы знать, человек ориентируется не столько на их эмоциональную привлекательность для него (как при социометрии), сколько на их ценностную значимость, на мотивационно-ценностное значение для него личности данного человека (концепция А.И. Донцова). Действительно, опыт показывает, что члены группы, набирающие наибольшее количество баллов по пятому вопросу, очень часто не совпадают ни со «звёздами», ни с высокостатусными лицами. Среди них могут быть потенциальные лидеры (лица, обладающие реальным влиянием на мысли и поступки членов группы), авторитетные для группы люди (за ними, возможно, не пойдут, но их
мнение уважается, принимается в расчёт). Иногда в число референтометрических лидеров попадают даже непопулярные лица. Известны случаи, когда в критических ситуациях группа передавала таким людям лидерские позиции. Это интересный и важный материал для анализа. Однако следует помнить, что высокая референтометрическая позиция не обязательно свидетельствует о лидерских качествах данного лица. Данные референтометрии также заносятся в общую матрицу (см. выше). Отметим, что в горизонтальную строку, в виде условного знака, отличного от уже использованных в таблице, вносится информация о том, кого назвал конкретный человек при ответе на пятый, референтометрический, вопрос («Р +»).
Подчеркнём, что в результате подсчёта общего числа набранных каждым респондентом баллов (любой из выборов всегда оценивается в один балл), заполняется последняя горизонтальная строка, - общая сумма набранных человеком баллов, обозначающая собою тот целостный уровень или ранг («Р»), который имеет человек в данной группе (относительно всей группы в целом). [1, с. 23]. □
Литература
1. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.
2. Донцов Д.А. Комплексное учебно-методическое пособие по учебным дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике» / Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Е.А. Поляков, Л.В. Сенкевич, В.И. Шарагин, С.В. Кононов. - Воронеж: Научная книга, 2013. - 164 с.
3. Донцов Д.А. Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов / Д.А. Донцов, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова // Образовательные технологи. - 2012. -№ 4. - С. 108-125.
4. Донцов Д.А. Методология психологии научного исследования учебных и внеу-чебных групп и коллективов школьников / Д.А. Донцов, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова // Школьные технологии. -2016. - № 1. - С. 138-151.
5. Донцов Д.А. Методы и методики социально-психологического исследования
учебных групп / Д.А. Донцов, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова // Школьные технологии. - 2013.- № 1. - С. 156-172.
6. Донцов Д.А. Социально-психологические методы и методики исследования, диагностики и формирования детских, подростковых и юношеских групп и коллективов. Коллективная монография / Д.А. Донцов, Н.В. Кочётков, Е.В. Молчанова, Н.Ю. Драчёва, Е.В. Сухих. - М.: □1ео, 2015. - 90 с.
7. Донцов Д.А., Поляков Е.А. Измерение отношений межличностной значимости в разнообразных учебных и других детских, подростковых и юношеских группах и коллективах // Российский научный журнал. - 2015. - № 5 (48) - С. 187- 203.
8. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. - М.: АСТ, 2010. - 446 с.
9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). 2-е изд., доп. - Минск: Харвест, 2008. - 218 с.
10. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. - М.: Пер Сэ, 2006. - 272 с.
11. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Спра-вочно-энциклопедическое издание. -М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
12. Морено Дж. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2001. - 383 с.
13. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 409 с.
14. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
15. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. - СПб.: Прайм-Ев-рознак, 2006. - 255 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
17. Сагова З.А. Целевые ориентации в жизненных планах студентов вуза: дис... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 156 с.
18. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 301.