Научная статья на тему 'Динамика взаимоотношений младших школьников в контексте гендерных установок'

Динамика взаимоотношений младших школьников в контексте гендерных установок Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
605
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯВНЫЙ И СКРЫТЫЙ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ВЫБОР / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / OBVIOUS AND HIDDEN SOCIOMETRIC CHOICE / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / COMMUNICATION / GENDER ATTITUDES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В статье рассматриваются результаты оценки учащихся младшего школьного возраста. Проанализированы явные и скрытые причины выбора учащимися представителей своего и противоположного пола. Выявлена динамика гендерных предпочтений в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Junior Pupils’ Relationship in the Context of Gender Sets

The article deals with the assessment results of pupils of primary school age. Are analyzed obvious and hidden reasons of pupils’ choice of representatives of their and opposite sex. Dynamics of gender preferences at elementary school is revealed.

Текст научной работы на тему «Динамика взаимоотношений младших школьников в контексте гендерных установок»

УДК 159

А. И. Коротаева

Динамика взаимоотношений младших школьников в контексте гендерных установок

В статье рассматриваются результаты оценки учащихся младшего школьного возраста. Проанализированы явные и скрытые причины выбора учащимися представителей своего и противоположного пола. Выявлена динамика гендерных предпочтений в начальной школе.

Ключевые слова: явный и скрытый социометрический выбор, межличностные отношения, общение, гендерные представления.

А. I. Korotaeva

Dynamics of Junior Pupils' Relationship in the Context of Gender Sets

The article deals with the assessment results of pupils of primary school age. Are analyzed obvious and hidden reasons of pupils' choice of representatives of their and opposite sex. Dynamics of gender preferences at elementary school is revealed.

Key words: obvious and hidden sociometric choice, interpersonal relationships, communication, gender attitudes.

Появление ребенка в школе - это начало одного из самых важных для социализации личности возрастного периода, начало формирования класса как контактной группы, в которой будут усвоены многие нормы, ценности, стереотипы поведения, получение уникального опыта отношений. От того, каким будет это начало, зависит не только уровень групповых отношений, но и содержание социального опыта каждой личности. В целом в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. У ребенка появляется общественно значимая деятельность - учебная, способствующая формированию системы деловых отношений. Структура этих отношений задается во многом педагогом извне. На предыдущей ступени - в детском саду деловые отношения существуют, но они еще не представляют собой организованной системы. И личные, и деловые отношения появляются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. В дальнейшем две системы отношений -деловых и личных - развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами и воспитателями. Они определяют форму и структуру деловых отношений. Таким образом, деловые отношения во многом программируются и управляются педагогами.

Система личных отношений, возникающая на основании симпатий и привязанностей, не имеет организации. Ее структура складывается стихийно. Проявляя потребность в общении, мальчики и

девочки демонстрируют индивидуальные различия.

Младший школьный возраст уникален наличием опыта произвольного общения, его значимостью для ребенка. В подростковом возрасте, когда на первый план выходит свободное интимно-личностное общение, опыт, полученный в младшем школьном возрасте, не исчезает, а ценность усвоенных вариантов отношений между мальчиками и девочками проверяется в самых разнообразных ситуациях общения подростка.

Развитие отношений младших школьников разного пола связано с особенностями образовательной среды, феминизацией школы. Гендерная идентичность девочек развивается быстрее и эффективнее, чем у мальчиков. Первые контакты ребенка происходят с матерью, затем с педагогами и группой сверстников. Мальчики могут воспринимать модель поведения отца, который появляется в жизни ребенка позднее, чем мать; и формироваться под влиянием сверстников своего пола.

Обратимся к данным социометрии в начальной школе, которая являлась частью исследования гендерных аспектов отношений младших школьников и была направлена на изучение роли ген-дерных стереотипов в конструировании отношений младших школьников. Результаты исследования представлены в таблице.

© Коротаева А. И.., 2012

Таблица

Результаты социометрического выбора в действии (модификация Я. Л. Коломинского)

Сред. значение частоты выбора своего пола Сред. значение частоты выбора другого пола Сред. значение частоты взаимн. выбора Сред. значение частоты невзаим. выбора

2 класс

девочки 0,67 0,52 0,52 0,56

мальчики 0,86 0,48 0,57 0,67

все 0,76 0,50 0,54 0,61

4 класс

девочки 0,52 0,63 0,50 0,57

мальчики 0,48 0,61 0,61 0,37

все 0,50 0,62 0,55 0,48

Данные результаты отличаются от той точки зрения, которая существует во многих исследованиях, свидетельствующих о существовании строгой гендерной сегрегации в классных коллективах младших школьников. Подобная ситуация отражает противоречия данной возрастной группы. При проведении социометрии для младших школьников крайне важным является выбор критерия. Традиционно различают «сильные» и «слабые» критерии [5, с. 167]. Под критериями выбора понимают вопросы о желании ребенка совместно с кем-либо участвовать в какой-либо деятельности. Соответственно, чем важнее для младшего школьника деятельность, чем более длительное и сильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Так, для младшего школьника вопрос: «С кем ты хочешь сидеть за одной партой?» - более важен, чем вопрос «С кем ты хочешь пойти сегодня в кино?». Однако, кроме того, что «выбор товарища по парте» является более сильным критерием, он дает представления об обобщенных взаимоотношениях в конкретном классе. При выборе друга по парте, для ребенка могут выступать основными мотивы личной выгоды: могу выбрать того, кто хорошо учится, можно будет «списать». Кроме того, у детей в таком случае есть возможность заранее договориться о взаимных выборах. Кроме того, при использовании данного критерия, трудно обеспечить тайну информации о выборе.

Отмеченные сложности были устранены в эксперименте «Выбор в действии». Модификация Я. Л. Коломинского для младших школьников получила название «У кого больше?». Для класса готовятся картинки (наклейки) по три на

каждого ребенка. На оборотной стороне картинки ставится номер, присвоенный каждому ученику. Помощник психолога (как правило, учитель данного класса) выводит всех детей в другое помещение. Затем младшие школьники по одному входят в класс, а после эксперимента уходят в третье помещение. Таким образом, ученики, которые уже участвовали в эксперименте, не встречаются с теми, кто ожидал своей очереди: до прихода в класс ребенок не знает почему школьнику, вошедшему в класс, предлагается положить картинки на парту любым трем ученикам в классе. После этого ребенку задавали вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил, или еще положит картинки?». Эта часть опыта помогла установить, как ученик осознает свои отношения с одноклассниками.

«Выбор в действии» более соответствует возрастным особенностям младших школьников, так как выбор осуществляется не словом, а действием. Кроме того, в данном случае отсутствовали «меркантильные» мотивы, по которым может производиться выбор товарища по парте, и определялись наиболее непосредственные отношения, истинные симпатии и предпочтения. Одним из самых значимых условий являлось обеспечение конфиденциальности: младшие школьники не знают, кто ему положил картинку, при этом каждый учащийся уверен, что никто не узнает о его выборе.

В целом по классу эта разница в характере выявляемых отношений в ряде случаев не сказывается: ученик хочет сидеть именно с тем одноклассником, к которому испытывает симпатию. Однако при выяснении отношений с противоположным полом в среде младших школьников это

различие учитывается. Позицию младшего школьника возможно выразить следующим образом: «Мне нравится это девочка (этот мальчик), но сидеть я предпочитаю с мальчиком (девочкой)».

Таким образом, данный вариант социометрии позволяет выявить не только явные, а иногда и латентные выборы внутри классного коллектива.

Латентные предпочтения младших школьников в выборе противоположного пола в большинстве случаев полярны тем, что являются «публичными». Стремясь избежать осуждения, девочки, а особенно мальчики, поддерживают «установленный» порядок гендерной сегрегации, который выражается в создании гомогенных групп. Особенностью данных групп является тот факт, что если девочки нарушают однополый характер отношений и начинают общение с мальчиками - такое явление не вызывает осуждения. Мальчик, который ищет контактов с девочками, скорее всего, будет высмеян или отвергнут группой мальчиков.

От 2 к 4 классу сокращается число невзаимных выборов у мальчиков, то есть они более осознанно подходят к выбору партнера по общению. Девочки обнаруживают примерно одинаковый уровень взаимных и невзаимных выборов как во 2, так и 4 классе. Вместе с тем уменьшается число выборов своего пола, причем девочки выбирают свой пол реже, чем мальчики мальчиков, обнаруживая при этом значимость различий (и=891,000, при р<0,05).

Подобный интерес к противоположному полу и увеличение взаимных выборов позволяет выявить у четвероклассников процесс активного формирования рефлексии (оценивания) как средства установления межличностных отношений между мальчиками и девочками. На данном этапе как мальчики, так и девочки более осознанно подходят к выбору партнера по общению. Важным является значимый скачок в развитии осознания выбора у мальчиков по сравнению с девочками. Динамика в изменении самосознания у девочек в отношении к выбору партнера не настолько значительная. Значимые различия обнаруживаются в сокращении невзаимных выборов у мальчиков от 2 к 4 классу (и=679,000, при р<0,01). При этом значимо уменьшается выбор своего пола (и=600,000, при р<0,000) и увеличивается выбор противоположного статистически незначимо. В 4 классе мальчики значительно реже совершают невзаимные выборы в отличие от

девочек того же возраста (и=988,000, при р<0,05).

На наш взгляд, подобная ситуация свидетельствует о противоречиях в самосознании младших школьников, особенно ярко выраженных в 4 классе. Так, они демонстрируют в своем поведение изолированность или, зачастую, враждебность к противоположному полу, таким образом, соответствуя представлениям сверстников. Однако к 4 классу как у девочек, так и у мальчиков происходит значительное развитие Я-концепции, которое выражается, в частности, в появлении самоидентификации. Поэтому к данному возрастному периоду ребенок проявляет интерес и пробует новые формы поведения с противоположным полом, которые в конкретных ситуациях «стирают» установившийся порядок между полами, который выражается в жесткой сегрегации. Девочки проявляют большую свободу в общении, чем мальчики, это выражается в принятии ряда девочек в группы мальчиков. В классах, где проводилось исследования, лидерами являлись девочки, демонстрирующие амбивалентность поведения, вступая в отношения как с мальчиками, так и девочками, подобная ситуация считалась нормой в данной группе.

Следует отметить, что данная ситуация не всегда является нормой для современной образовательной среды. Девочки в большей степени, чем мальчики соответствуют социальным ожиданиям педагогов и родителей. Они демонстрируют усидчивость и стремление к взаимодействию со взрослыми (спрашивают их, просят помощи), неконфликтно воспринимают оценку педагога. Поэтому девочки могут с большей легкостью занять позицию лидера.

Однако стремление к взаимодействию как со своим, так и противоположным полом, связано с позицией педагогов, которые осознанно формируют гендерно-эгалитарные отношения. Таким образом, «границы дозволенного» [1, с. 291] в отношении противоположного пола изменяются на протяжении от 2 к 4 классу. Кроме того, увеличенная ориентация на выбор противоположного пола со стороны девочек, может быть вызвана более ранним их взрослением и интенсивным развитием коммуникативности, по сравнению с мальчиками, которые ориентированы на предметный мир. В течение возрастного периода (1011 лет), приходящегося на 4 класс, некоторые игры и контакты между мальчиками и девочками интерпретируются ими как романтические, они, в ряде случаев характеризуют свое состояние как

«влюбленность». Для девочек, опережающих сверстников-мальчиков в психологическом развитии, может являться одним из оснований для выбора партнера противоположного пола.

«Границы дозволенного» в отношениях с противоположным полом индивидуальны для каждого классного коллектива, они устанавливаются значимыми членами группы и корректируются взрослыми-педагогами, психологами и родителями.

Второй частью исследования являлось изучение гендерных представлений о противоположном поле. Для изучения роли гендерных стереотипов в организации взаимодействия младших школьников нами был использован метод свободных описаний, который заключается в характеристике социальных ожиданий и представлений относительно противоположного пола и использование графического метода рисунок другого в авторской модификации.

Анализ результатов этих методик позволяет прийти к заключению, что девочки лучше относятся к своему полу. Мальчики считают девочек более «правильными» чем они сами, соответствующими ценностям школьной жизни, но собственный пол представляется им интереснее, веселее, чем девочки.

Отметим, что к 4 классу актуальным в развитии личности становится ее эмансипация от норм и ценностей, транслируемых взрослыми людьми. Большое значение приобретает взаимодействие, умение контактировать со сверстниками независимо от их пола. От 2 к 4 классу происходит переход от доминирующего мотива совместной игровой деятельности к эмоционально-личностным установкам во взаимодействии с другими.

На протяжении младшего школьного возраста отношения детей к сверстникам противоположного пола имеют ряд особенностей, их отношения становятся более конструктивными. У мальчиков постепенно снижается уровень невзаимно-

го выбора партнера по взаимодействию. Как у мальчиков, так и у девочек увеличивается число выбора партнера противоположного пола, при этом девочки как во 2, так и в 4 классе, чаще выбирают мальчиков, что свидетельствует о заинтересованности и устойчивости в отношениях к сверстникам противоположного пола.

Итак, отношения младших школьников демонстрируют динамику от гендерной сегрегации к неявной консолидации, которая явно проявляется в подростничестве, а также к установлению продолжительных контактов девочками в качестве инициаторов отношений. Таким образом, формирование гендерной идентичности младших школьников в явном и скрытом виде отражается на их актуальных отношениях и динамике.

Библиографический список:

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: учебное пособие [Текст] / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер, 2007 -431 с.

2. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. - СПб. : прайм-еврознак, 2001. - 320 с.

3. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика [Текст] / И. С. Клецина. -СПб. : Алетейя, 2004 - 391 с.

4. Радина, Н. К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях [Текст] / Н. К. Радина // Вопросы психологии. - 1999, № 2. - С. 21-28.

5. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. : Прайм. -еврознак, 2008 - 574 с.

6. Репина, Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду [Текст] / Т. А. Репина // Вопросы психологии. - 1984. - № 4 . - С. 62-69.

7. Романеева, М. П., Цукерман, Г. А., Фокина, И. Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников [Текст] / М. П. Романеева, Г. А. Цукерман, И. Э. Фокина // Вопросы психологии. - 1980. - № 6. - С. 109-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.