Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СВЯЗУЮЩИЙ ИГРОК / "КОМБИНАЦИЯ" / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ВОЛЕЙБОЛ / TRAINING PROCESS / CONNECTING PLAYER / "COMBINATION" / CORRELATION ANALYSIS / VOLLEYBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров Комил Мажитович, Абдурахимов Зиёдулло Хожиакбар Оглы, Насимов Улугбек Ариф Оглы

В данной статье рассматриваются особенности волейболиста в процессе развития точности передачи мяча. Был проведен педагогический эксперимент по эффективности передачи мяча волейболистом в возрасте 13-14 лет, в ходе которого был разработан комплекс тренировочных микроциклов и упражнений для повышения эффективности передачи мяча игрокам, соединяющим мяч. Этот комплекс упражнений широко использовался выбранной исследовательской группой во время обучения, в результате чего работа участников этой группы после педагогического опыта улучшилась. Анализ полученных результатов, точность проходящих движений соединяющих игроков, точность достигаемого мяча и малая высота были отражены в результатах экспериментов. Было изучено, насколько важно уделять особое внимание правильному формированию проходящих движений соединяющих игроков с самого начала фазы тренировки, и результаты педагогического эксперимента оказались важными. Во время турнира и тренировки были проанализированы точность передачи мяча от игрока к игроку и скорость выполнения тактических комбинаций и даны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умаров Комил Мажитович, Абдурахимов Зиёдулло Хожиакбар Оглы, Насимов Улугбек Ариф Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE ACCURACY OF TRANSMISSION THE BALL OF CONNECTING PLAYERS IN THE PROCESS OF VOLLEYBALL TRAINING

This article explores the features of a volleyball player in the process of developing the accuracy of passing the ball. A pedagogical experiment was conducted on the effectiveness of passing the ball to 13-14 years old, and during the pedagogical experiment, a series of training microcycles and exercises were developed to increase the effectiveness of passing the connecting players. This set of exercises was widely used by the selected research group during the training, as a result of which the accuracy of passing the ball to the participants in the research group after the pedagogical experience was significantly increased. The analysis of the results obtained, the accuracy of the passing movements of the connecting players, the accuracy of the transmitted ball and the low altitude were reflected in the results of the experiments. It has been studied how important it is to pay special attention to the correct formation of the passing movements of the connecting players from the very beginning of the training phase, and the results of the pedagogical experiment proved to be important. During the tournament and training, the accuracy of passing the ball to the connecting players and the speed of performing tactical combinations were analyzed and recommendations were given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

МЕТОДОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА

СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

К.М. УМАРОВ, З.Х. АБДУРАХИМОВ,

У.А. НАСИМОВ, СГУ, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности волейболиста в процессе развития точности передачи мяча. Был проведен педагогический эксперимент по эффективности передачи мяча волейболистом в возрасте 13-14 лет, в ходе которого был разработан комплекс тренировочных микроциклов и упражнений для повышения эффективности передачи мяча игрокам, соединяющим мяч. Этот комплекс упражнений широко использовался выбранной исследовательской группой во время обучения, в результате чего работа участников этой группы после педагогического опыта улучшилась. Анализ полученных результатов, точность проходящих движений соединяющих игроков, точность достигаемого мяча и малая высота были отражены в результатах экспериментов. Было изучено, насколько важно уделять особое внимание правильному формированию проходящих движений соединяющих игроков с самого начала фазы тренировки, и результаты педагогического эксперимента оказались важными. Во время турнира и тренировки были проанализированы точность передачи мяча от игрока к игроку и скорость выполнения тактических комбинаций

и даны рекомендации.

Ключевые слова: тренировочный процесс, связующий игрок, «комбинация», корреляционный анализ, волейбол.

A METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE ACCURACY OF TRANSMISSION THE BALL OF CONNECTING PLAYERS IN THE PROCESS OF VOLLEYBALL TRAINING

K.M. UMAROV, Z.K. ABDURAKHIMOV,

U.A. NASIMOV, SSU, Samarkand, Republic of Uzbekistan

Abstract

This article explores the features of a volleyball player in the process of developing the accuracy of passing the ball. A pedagogical experiment was conducted on the effectiveness of passing the ball to 13-14 years old, and during the pedagogical experiment, a series of training microcycles and exercises were developed to increase the effectiveness of passing the connecting players. This set of exercises was widely used by the selected research group during the training, as a result of which the accuracy of passing the ball to the participants in the research group after the pedagogical experience was significantly increased. The analysis of the results obtained, the accuracy of the passing movements of the connecting players, the accuracy of the transmitted ball and the low altitude were reflected in the results of the experiments. It has been studied how important it is to pay special attention to the correct formation of the passing movements of the connecting players from the very beginning of the training phase, and the results of the pedagogical experiment proved to be important. During the tournament and training, the accuracy of passing the ball to the connecting players and the speed of performing tactical

combinations were analyzed and recommendations were given.

Keywords: training process, connecting player, "combination", correlation analysis, volleyball.

Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мир-зиёева от 5 марта 2018 года № ПФ-5368 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта» направлен на популяризацию физической культуры и спорта среди населения страны, особенно молодежи, на разработку и реализацию последовательных мер по созданию необходимых условий и инфраструктуры для про-

паганды здорового образа жизни среди молодежи и обеспечения их достойного участия на международной арене страны. На уровне государственной политики в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по нескольким приоритетным направлениям развития Узбекистана, одним из основных являются комплексные меры, направленные на всестороннюю физическую, духовную и умственную подготовку личности [1, 2, 3].

Говоря о спорте вообще, и о волейболе, в частности, необходимо понимать, что для подготовки спортсменов данного вида спорта также необходим комплексный подход.

Главной составляющей успешного результата игры в волейбол является точность передачи мяча связующего (соединяющего) игрока. Тренировка в волейболе требует создания особого комплекса упражнений, развивающих точность паса этого игрока. В каждой команде должен быть свой сввязующий игрок. Соединение игроков -решающий фактор в атакующей игре. Единственная цель такого игрока - правильно и точно доставить мяч нападающим в любой ситуации. Волейбол сегодня отличается частыми и короткими атаками. В современном волейболе скорость и точность соединяющих тактических комбинаций игроков улучшаются день ото дня. В результате время выполнения технических приемов сокращается [4, 5].

Мы попытались изучить эффективность передачи мячей в тренировочном процессе волейболистов 13-14 лет, определить эффективность передачи мячей их в играх с помощью анализа и дать практические советы.

Для успешного достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:

Изучить тренировочный процесс юных волейболистов во время предтурнирной подготовки.

Определить эффективность прохождения связующего игрока в деятельности юных волейболистов, а также проанализировать полученные результаты.

•/ На основе анализа тренировочной и соревновательной деятельности определить пути повышения эффективности паса соединяющего игрока.

Цель исследования: предоставить методические рекомендации по развитию и повышению точности передачи мяча связующим игрокам в виде упражнений для их использования во время тренировки.

Методы исследования. Работа проводилась в Самаркандском городском спортивном легкоатлетическом центре. В этом исследовании приняли участие 10 юных спорстменов в возрасте 13-14 лет, занимающихся на начальной фазе специализации.

Исследование состояло из двух этапов. Были проанализированы теоретические аспекты проблемы, а научно-теоретические исследования выявили ее текущее состояние и необходимость работы над необходимыми аспектами.

1. В ходе посещения тренировки изучалась точность паса игрока, связывающего юных волейболистов в тренировочном процессе, с этой целью и были проведены эксперименты.

2. Получение окончательных результатов исследования, их обобщение и анализ, а также даны практические рекомендации.

Согласно данным таблицы 1, результаты 10 участников, которые прошли 5 разных тестов, не дали ожидаемых результатов. В связи с этим мы порекомендовали этой группе использовать показанные нами упражне-

ния.

Таблица 1

Оценка меткости игроков, прошедших специальные тесты (до эксперимента)

№ п/п Игрок Точность передачи мяча в цель на стене на расстоянии 3-4 м (10 раз) Точность броска мяча из штрафной на баскетбольную площадку (10 раз) Точность передачи мяча из 3-й в 4-ю зону (10 раз) Передача и прием мяча сверху по заданному кругу в течение 30 с Точность передачи мяча назад из зоны 3 в специальную корзину в зоне 2 (10 раз)

1 М.Ш. 4 3 3 16 2

2 Н.А. 5 4 4 17 3

3 М.А. 4 4 5 16 3

4 Р. А. 6 5 5 17 4

5 А.Д. 5 5 6 16 4

6 М.С. 4 4 3 15 2

7 А.З. 6 5 5 17 3

8 С.Н. 6 4 5 15 3

9 Е.Г. 5 5 4 15 2

10 Т.У. 6 5 4 14 2

^ 51 : 10 = 5,1% 44 : 10 = 4,4% 44 : 10 = 4,4% 158 : 10 = 15,8% 28 : 10 = 2,8%

Min/max 4/6 3/5 3/6 14/17 2/4

X ± а 6,0 ± 0,2 5,0 ± 0,2 6,0 ± 0,3 17,0 ± 0,3 4,0 ± 0,2

Методы работы определяются описанием конкретной игровой формулы. Заранее усвоенные игровые приемы улучшают командную игру, физическую форму и индивидуальное владение материалами.

Тренировка передачи мяча обеими руками сверху

1. Имитируйте передачу мяча обеими руками сверху, стоя и двигаясь. Упор делается на следующие приемы: при приближении мяча - поднять руки и выпрямить их; замедление скорости мяча - немного согнуть руки в локтях и ноги в коленях; передача мяча - выпрямление рук и ног и вытягивание их вперед и вверх; вернуться в предыдущее состояние.

2. Научитесь держать мяч кончиками пальцев рук. Ладони рук расположены так, чтобы большие пальцы «смотрели» друг на друга, указательные пальцы были направлены друг на друга под углом, а остальные пальцы держали мяч с обеих его сторон.

3. Передайте мяч вверх и вниз через ту же сетку. Акцент делается на правильное движение туловища, ног и рук.

4. Подбросьте мяч над собой и передавайте его вперед и назад.

5. То же упражнение, только мяч бросает партнер.

6. Бросайте мяч в стену. Это упражнение используется после того, как участники овладеют передачей мяча.

7. Упражнение в паре. Расстояние между партнерами 3 м, мяч передается на средней высоте.

8. Подбросьте мяч над собой и передайте партнеру. Высота передачи мяча: 1-1,5 м.

9. Передача мяча партнеру через сетку. Расстояние: 2-3 м.

10. Передайте мяч с разного расстояния, по разным траекториям и направлениям.

11. Передача мяча в сочетании с наблюдением за перемещающимся партнером; передача мяча в ответ на действия своего партнера: сидя - на себя; при движении правой руки в сторону - передача мяча вправо; при движении рук вверх - передавать мяч по высокой траектории и так далее.

12. Передача мяча в затылок. Три игрока выстраиваются в ряд. Тренировочная дистанция 2-3 м. Игрок на краю передает мяч полузащитнику, который в свою очередь передает мяч следующему игроку сзади. Через некоторое время игрок в центре будет заменен.

13. Попарная передача мяча из-за головы. После прохождения мяча над собой практикующий поворачивается на 180о и передает мяч за голову.

14. Прыжки и передача мяча друг другу. Партнеры находятся по одну сторону от сетки. Расстояние между ними 3 м.

Приемы, использованные во время обучения

Уроки волейбола организуются и проводятся с использованием уникального оборудования и инструментов, которые в свою очередь являются эффективным инструментом для тренировки волейбольных движений, а также улучшения приобретенных навыков, развития

физической подготовки и физических качеств участников. Оборудование и инструменты можно разделить на две группы в зависимости от характера воздействия:

1) для технико-тактической подготовки;

2) для общей подготовленности.

Первая группа оборудования - подвесные мячи и устройства для удержания мячей, которые используются для тренировки и улучшения движений.

Ко второй группе относятся различные приспособления, используемые для развития ловкости и прыжковых навыков - мячи с наполнителем, гантели, специальные палки, используемые в прыжках.

Подвешенные мячи - важный инструмент в раннем обучении. Волейбольный мяч прикреплен к кожаной петле, прикрепленной к резинке. Блок или крючок, прикрепленный к кронштейну, монтируется на нужной высоте.

Знак на стене

Во время тренировки используются разные символы - простые цифровые символы в форме круга. Расстояние между кругами - 20 см (в зависимости от диаметра мяча), ширина линии - 1 см. Номера варьируются от 1 до 10-12 и могут быть расположены в случайном порядке или по порядку. Мишени используются для улучшения точности движений, периферического зрения и методов присвоения мяча.

Переносные и подвесные кольца

Есть два типа обручей: переносные - для повышения скорости мяча и подвесные - для повышения точности мяча. Переносные кольца имеют диаметр 80-100 см и размещаются вертикально на расстоянии 3,5-4,0 м от пола. Подвесные кольца имеют диаметр 50-80 см и крепятся возле сетки или горизонтально на сетке (или веревке) (в зонах 4 и 2).

Мячи с наполнителем

Обычно для тренировки основных и специальных физических качеств используют мячи с наполнителем (1-2 кг). Они способствуют развитию движений, близких к игровой среде, и особенно качества скорости и мощности броска, а также формированию биомеханического аппарата движения. Помимо вышеперечисленного оборудования, в тренировку включены теннисные мячи (обычные и утяжеленные), резиновые ленты, пружинные эспандеры, утяжеленные ремни, утяжеленные связки на ногах и руках и другое оборудование. Также используются инструменты, приспособления, оборудование, описанные в литературе [4, 5, 6, 7].

В течение 4 месяцев проводились дополнительные тесты для определения эффективности упражнений, включенных в тренировочную программу. Результаты приведены в табл. 2.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что результативность подключившихся игроков после эксперимента была значительно выше, чем до эксперимента. Без преувеличения можно сказать, что хорошая подготовленность спорстменов - это результат тренировочных циклов и комплекса упражнений, которые мы рекомендуем для их тренировочного процесса.

Таблица 2

Оценка точности пасов игроков по специальным тестам (после эксперимента)

№ п/п Игрок Точность передачи мяча в цель на стене на расстоянии 3-4 м (10 раз) Точность броска мяча из штрафной на баскетбольную площадку (10 раз) Точность передачи мяча из 3-й в 4-ю зону (10 раз) Передача и прием мяча сверху по заданному кругу в течение 30 с Точность передачи мяча назад из зоны 3 в специальную корзину в зоне 2 (10 раз)

1 М.Ш. 6 5 5 18 4

2 Н.А. 6 4 6 17 4

3 М.А. 5 5 6 18 3

4 Р.А. 6 5 7 19 3

5 А.Д. 7 6 8 19 4

6 М.С. 7 6 6 20 4

7 А.З. 7 6 5 20 4

8 С.Н. 6 5 5 20 3

9 Е.Г. 5 5 6 19 5

10 Т.У. 7 6 5 18 5

^ 62 : 10 = 6,2% 53 : 10 = 5,3% 59 : 10 = 5,9% 188 : 10 = 18,8% 39 : 10 = 3,9%

Min/max 5/7 4/6 5/8 17/20 3/5

X ± а 7,0 ± 0. 2 6,0 ± 0,2 8,0 ± 0,3 20 ± 0,3 5,0 ± 0,2

Согласно современным представлениям, в волейболе тренировочные упражнения для повышения точности передачи подключающегося игрока выполняются с использованием двух основных методов подготовки -непрерывного и интервального. Оба метода можно использовать как параллельно, так и поочередно. Таким образом, основной анализ усилий игроков по повыше-

нию точности передачи мяча заключается в определении основных характеристик передачи. Несомненно, результаты, полученные при педагогическом контроле соревновательной деятельности, являются основным инструментом тренировочного процесса, особенно на этапе развития индивидуальных технических движений спортсменов [7, 8, 9].

Заключение

Изучены особенности точности пасов игроков в соревновательной деятельности, в том числе соединяющих, выполняемых всеми доступными техническими и тактическими способами. Результаты обработаны с помощью корреляционного анализа. Мы заметили, что после эксперимента, во время которого юные волейболисты выполняли рекомендованные нами упражнения, связующие игроки стали выполнять индивидуальные технические и тактические действия чаще и быстрее, чем другие игроки. Стало понятно, что эти игроки улучши-

ли способность метко прицеливаться и передавать мяч на расстоянии. Поэтому для повышения точности паса связующих игроков мы рекомендуем больше внимания уделять тренировкам.

Важно, чтобы во время тренировок юные волейболисты использовали более специализированный комплекс упражнений, направленный на обучение правильной передачи мяча. Такая целенаправленная тренировка на основе систематического подхода очень эффективна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е*)

Литература

1. Закон Республики Узбекистан от 04.09.2015 № 394 «О физической культуре и спорте» // «Народное слово». -05.09.2015. - № 174 (6327).

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.06.2017 № 3031 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта» // «Народное слово». - 2017 г. - № 111 (6775).

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 05.03.2018 № УП-5368 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта» // КХММБ. -06.03.2018. - № 18.06.5368/0851. Ст. 1.

4. Айрапетьянц, Л.Р., Назарова, Г.О. Методика совершенствования профессиональной подготовки тренеров с тестовых заданий на примере волейбола // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - C. 65-73.

5. Пулатов, А.А., Исроилов, Ш.Х. Методика совершенствования точности игровых приемов волейбола

в условиях действия угловых ускорений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 1. - C. 78-86.

6. Глейзер, М.М. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта. - М.: Спорт, 2016. - 125 с.

7. Романенко, В.О., Фомин, Е.В. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики второй передачи (подготовка связующего игрока): Методическое пособие. - Москва, 2012. - 34 с.

8. Baacke, H. Practical Demonstration of Drills for Coordinative Abilities: Manual for Mini-Volleyball Coaches, (English), Japan Volleyball Association. - 1985. -Pp. 81-86.

9. Клеменс, Т., Макдауэлл, Д. Книга упражнений по волейболу. 125 технических и тактических упражнений. - Американская ассоциация тренеров по волейболу, 2012. - 239 с.

References

1. Government of the Republic of Uzbekistan (2015), Law of the Republic of Uzbekistan "On Physical Culture and Sports" dated 04.09.2015 No. 394, Narodnoe Slovo, no. 174 (6327).

2. President of the Republic of Uzbekistan (2017), Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan "On measures for the further development of physical culture and mass sports" dated 03.06.2017, No. 3031, Narodnoe Slovo, no. 111 (6775).

3. President of the Republic of Uzbekistan (2018), Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On measures to radically improve the system of public administration in the field of physical culture and sports" dated 05.03.2018 No. RP-5368, QXMB. 06.03.2018, No. 06/18/5368/0851. Art. 1.

4. Airapetyants, L.R. and Nazarova, G.O. (2014), Methods of improving the professional preparedness of coaches using test tasks (for example, volleyball), Izvestiya Tul'skogto Gosudarstvennogo Universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, no. 3, pp. 65-73.

5. Pulatov, A.A. and Isroilov, Sh.Kh. (2015), Methods of improving the accuracy of playing techniques of volleyball under the conditions of the action of angular accelerations, Izvestiya Tul'skogto Gosudarstven-nogo Universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, no. 1, pp. 78-86.

6. Glazer, M.M. (2016), Volleyball theory and practice. Textbook for the highest educational institutions of physical culture and sport, Moscow: Sport, 125 p.

7. Romanenko, V.O. and Fomin, E.V. (2012), Means and methods of teaching and improving the technique and tactics of second gears (preparation of the connecting player), Methodical manual, Moscow, 34 p.

8. Baacke, H. (1985), Practical Demonstration of Drills for Coordinative Abilities: Manual for Mini-Volleyball Coaches, (English), Japan Volleyball Association, pp. 81-86.

9. Clemens, T. and McDowell, J. (2012), The volleyball Drill book. 125 technical and tactical Drills, American volleyball coaches association, 239 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.