Научная статья на тему 'Совершенствование технико-тактической подготовки связующих игроков при выполнении вторых передач в волейболе'

Совершенствование технико-тактической подготовки связующих игроков при выполнении вторых передач в волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / СВЯЗУЮЩИЕ ИГРОКИ / ТОЧНОСТЬ / ПЕРЕДАЧА МЯЧА / VOLLEYBALL / CONNECTING PLAYERS / ACCURACY / PASSING THE BALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич, Ковыршина Елена Юрьевна, Кондрашова Алена Александровна, Ходус Денис Вячеславович

В настоящее время в современной теории и методике подготовки связующих игроков в волейболе существуют разработанные методические подходы по формированию точности вторых передач, в тренировочной деятельности связующих игроков. Однако это не позволяет обеспечивать решение задач в условиях непосредственно соревновательной деятельности, где при выполнении вторых передач, необходим учет трудности их осуществления в различных игровых ситуациях и различных положений тела при выполнении передач. Это определяется вариацией мест встречи с мячом, необходимостью согласования передач с темпом выхода партнеров на удар и учета противодействий блокирующих противников. Отсюда следует необходимость разработки подходов к направленному построению подготовки игроков связующего плана, с учетом конкретных требований, предъявляемых к такой деятельности в соревновательных условиях.Currently, in the modern theory and methodology of training connecting players in volleyball, there are developed methodological approaches to the formation of the accuracy of the second passes, in the training activities of connecting players. However, this does not allow for the solution of tasks in conditions of direct competitive activity, where when performing the second passes, it is necessary to consider the difficulty of their implementation in different game situations and different body positions when performing transfers. This is determined by the variation of the meeting places with the ball, the need to coordinate passes with the pace of the partners ' exit to the strike and consider the counteractions of blocking opponents. Hence, it is necessary to develop approaches to the directed construction of the training of players of the connecting plan, considering the specific requirements for such activities in competitive conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич, Ковыршина Елена Юрьевна, Кондрашова Алена Александровна, Ходус Денис Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технико-тактической подготовки связующих игроков при выполнении вторых передач в волейболе»

Статья поступила в редакцию 06.04.2020

УДК 796.325

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВТОРЫХ ПЕРЕДАЧ В

ВОЛЕЙБОЛЕ

Юрий Николаевич Эртман, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Юрьевна Ковыршина, кандидат педагогических наук, доцент, Алена Александровна Кондрашо-ва, магистрант, Денис Вячеславович Ходус, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В настоящее время в современной теории и методике подготовки связующих игроков в волейболе существуют разработанные методические подходы по формированию точности вторых передач, в тренировочной деятельности связующих игроков. Однако это не позволяет обеспечивать решение задач в условиях непосредственно соревновательной деятельности, где при выполнении вторых передач, необходим учет трудности их осуществления в различных игровых ситуациях и различных положений тела при выполнении передач. Это определяется вариацией мест встречи с мячом, необходимостью согласования передач с темпом выхода партнеров на удар и учета противодействий блокирующих противников. Отсюда следует необходимость разработки подходов к направленному построению подготовки игроков связующего плана, с учетом конкретных требований, предъявляемых к такой деятельности в соревновательных условиях.

Ключевые слова: волейбол, связующие игроки, точность, передача мяча.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p531-535

IMPROVING THE TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF CONNECTING PLAYERS WHEN PERFORMING SECOND PASSES IN VOLLEYBALL

Yury Nikolaevich Ertman, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Yur-evna Kovyrshina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alena Alexandrovna Kondrashova, the master student, Denis Vyacheslavovich Khodus, the master student, Siberian State University of Physical education and Sports, Omsk

Abstract

Currently, in the modern theory and methodology of training connecting players in volleyball, there are developed methodological approaches to the formation of the accuracy of the second passes, in the training activities of connecting players. However, this does not allow for the solution of tasks in conditions of direct competitive activity, where when performing the second passes, it is necessary to consider the difficulty of their implementation in different game situations and different body positions when performing transfers. This is determined by the variation of the meeting places with the ball, the need to coordinate passes with the pace of the partners ' exit to the strike and consider the counteractions of blocking opponents. Hence, it is necessary to develop approaches to the directed construction of the training of players of the connecting plan, considering the specific requirements for such activities in competitive conditions.

Keywords: volleyball, connecting players, accuracy, passing the ball.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о важности и необходимости подготовки связующего игрока как ключевой фигуры в системе тактической подготовки команды, и как следствие необходимость проведения трудоёмкой, целенаправленной работы по совершенствованию подготовленности связующего игрока, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов при формировании мастерства, индивиду-

ального стиля спортивной деятельности, раскрытия возможностей для формирования спортивной творческой индивидуальности [1, 2, 4].

Связующие игроки должны обладать определенным набором качеств, которые позволяли бы ему действовать эффективно в соревновательной деятельности [3,5]. Основные его обязанности: точно направлять передачу для удара в простых и сложных тактических комбинациях, учитывая особенности каждого нападающего; разыгрывать ситуации с учетом расположения блокирующих противника; умело выходить из разных зон для передачи на удар. Проблема исследования заключается в недостатке научных знаний об оценке точности выполнения технико-тактических действий при выполнении передач мяча связующими игроками в соревновательной деятельности.

Целью исследования является повышение точности выполнения передач связующими игроками в различных условиях деятельности.

Задачи исследования

1. Разработать комплексы упражнений для совершенствования технико-тактических действий связующих игроков при выполнении вторых передач.

2. Экспериментально проверить эффективность влияния разработанных комплексов упражнений для совершенствования технико-тактической подготовки при выполнении вторых передач связующих волейболисток высокой квалификации.

Методы исследования: Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследования проводились в женской волейбольной команде «Самрау-УГНТУ» г Уфа. В эксперименте принимали участие три волейболистки амплуа «связующие», квалификация двух - КМС и одной - 1 разряд. Для определения точности выполнения передач в тренировочном и соревновательном процессе применились тесты по методике Фомина В.Е. (2016). Регистрируемые показатели в разработанный бланк вносила группа экспертов, в которую входили тренеры команды «Самрау УГНТУ» в количестве 3 человек.

В первом тесте оценивалась меткость передач стоя лицом к мишени на стене (рисунок 1). Мишень обычная в виде концентрических окружностей, различные по диаметру от 50 до 90 сантиметров, расстояние между кругами - 20 сантиметров, ширина линии 1 сантиметр. Мишень расположена на стене так, чтобы центр мишени был на высоте 2,8 метров от пола. В исходном положении лицом к мишени связующий выполняет 20 передач в следующей последовательности: передача над собой, передача в мишень, передача над

Рисунок 1 - Настенная мишень Собой И Т.Д.

для совершенствования точно- Во втором тесте связующий располагается на рассто-

еги вып°лнений передачи мэта янии трех метров от мишени при этом находится в кругу

сверху и снизу диаметром 3 метра. Слева от него, на расстоянии 4 метра

располагается помощник с мячом. Задача связующего - выполнить передачу точно в мишень в безопорном положении (в прыжке) после первой передачи партнера. Попытка не засчитывалась в двух случаях:

1. Если связующий вынужден выйти из круга из-за некачественной первой передачи.

2. Если первая передача направлена по низкой траектории, из-за чего прыжок невозможен. Учитывалась меткость 10 передач.

Третий тест предполагал оценку меткости при передаче в мишень в опорном положении на расстоянии 6 метров. Условия те же, что и во втором упражнении. Определение результативности вторых передач связующего игрока через оценку точности передач

проводилось дважды: до проведения тренировочного процесса с использованием рассмотренного комплекса средств по основным направлениям подготовки связующего и после при этом точность передач оценивалась в двух условиях: при передачах сверху двумя руками в тренировочном процессе и в соревновательных условиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения начального уровня точности выполнения передач связующими игроками в тренировочном процессе мы провели тестирования исследуемых показателей (рисунок 2).

400

300

о

13

£ 200

о

И

100

13

атака на групповом блоке атака на одиночном блоке

атака без блока

Рисунок 2 -

Суммарные показатели соревновательной деятельности связующих игроков в начале исследования

(сентябрь, октябрь)

Из представленного рисунка видно, что точность попадания в мишень невысокая и требовать высокой эффективности нападающих действий очень сложно, так как нет требуемого качества выполнения передачи связующими игроками. Таким образом, мы выявили, что суммарные показатели всех передач, выполненных связующими игроками за 12 игр, составляют 534, из них 370 нападающих действий были выполнены на групповом блокировании, 151 на одиночном блоке и 13 без сопротивления соперника. Всё это позволяет нам сделать вывод о необходимости повышения точности выполнения передач у связующих игроков.

При подготовке связующих использовались шесть комплексов упражнений, которые включали в себя как упражнения для развития физических качеств (быстроты ответных действий на условные раздражители, быстроты перемещений, силовых способностей), так и упражнения для совершенствования технических навыков (индивидуальная и групповые действия). Они применялись при подготовке связующих в той части занятий, когда выполнялись задания для игроков каждого амплуа отдельно, это составляло от 12 до 25 минут. В одном микроцикле таких занятий было от 6 до 7.

В ходе эксперимента было сформулировано предположение, что улучшение показателей точности вторых передач в моделируемых условиях, позволит улучшить показатели точности вторых передач в соревновательной деятельности.

За 8 экспериментальных месяцев было проведено три контрольных исследования, позволяющих проследить динамику точности вторых передач связующего игрока: на начало эксперимента -сентябрь 2018 г., в середине эксперимента - январь 2019, в конце эксперимента - апрель 2019. Оценка результатов проводилась по разработанной нами методике регистрации данных во время матча и опрос игроков после каждой игры.

Оценке подвергается только первая передача после приёма подачи или защитных действий, т.к. во всех «доигровках» от связующего требуется выполнить передачу «удоб -ную» для нападающего. Оценивается только игра в «стандартных условиях» (запланированных и оговоренных с тренером). При этом учитывались все передачи, когда мяч был принят защитниками и находился в передней зоне своей игровой площадки.

Из представленных данных следует повышение целевой точности передач на втором этапе эксперимента. Так в первом тесте прирост показателей составил от 2 до 12 баллов, во втором от 4 до 14 баллов, что касается третьего теста, то у двух связующих прирост был очевидным и составлял 13 и 17 баллов, а у третьего мы наблюдали сниже-

0

ние точности попадания на 3 балла. Возможно, это было в результате высокого утомления игрока.

Таблица 1 - Показатели точности передач мяча в тренировочной деятельности связую-

щих игроков до и после эксперимента

«Меткость передач стоя лицом к мишени на стене» (количество передач 20)

Испытуемый Результаты, баллы Достоверность

До эксперимента После эксперимента

К.А. 35±0,6 47±0,4 р<0,05

У.М. 36±0,5 38±0,8 р<0,05

К. Р. 29±0,5 38±0,6 р<0,05

«Передача в мишень в безопорном положении (в прыжке) после передачи партнера» (количество передач 10)

К.А. 13±0,7 19±0,5 р<0,05

У.М. 12±0,6 16±0,5 р<0,05

К. Р. 10±0,7 24±0,5 р<0,05

«Передача в мишень в опорном положении на расстоянии 6 метров» (количество передач 10)

К.А. 9±0,6 22±0,9 р<0,05

У.М. 8±0,4 25±0,5 р<0,05

К. Р. 11±0,9 8±0,9 р<0,05

Для подтверждения эффективности разработанного подхода при развитии точности передач в соревновательной деятельности мы провели сравнение результатов прошлого сезона с сезоном 2018-2019 гг. (рисунок 3).

400 300

200 100

359

370

337

157

15

151

13

285

212

247

22

34

ГХХХ1

средние показатели сезона 2017-2018

начальное (сентябрь, октябрь)

Рисунок 3

промежуточное итоговое (февраль,

(ноябрь, декабрь, март, апрель)

январь)

□ атака на групповом блоке □ атака на одиночном блоке П атака без блока

- Динамика показателей соревновательной деятельности связующих игроков в сезоне 2018-2019 гг.

Так же из анализа динамики показателей точности вторых передач связующих игроков в соревновательной деятельности мы видим, что количество атак на организованном блоке соперника снизилось с 370 до 285, а количество атак при неактивном сопротивлении и без сопротивления соперника выросло с 151 до 247 и с 13 до 34 соответственно. Хотим обратить внимание на то, что по сравнению со средними показателями сезона 2017-2018 они значительно улучшились. Таким образом, данные выполненного исследования убедительно свидетельствуют о положительной динамике результативности выполнения вторых передач связующих спортсменок под влиянием применения предложенной методики специальной подготовки связующих игроков.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Данные выполненного исследования убедительно свидетельствуют о положительной динамике результативности вторых передач связующих спортсменок под влиянием применения предложенных комплексов упражнений для повышения точности передач у связующих игроков. Так оценка точности вторых передач у связующего игрока в начале проведенного исследования составляла в первом тесте от 29 до 36 баллов суммарном показателе попадания при максимально возможных 60 баллах. Во втором тесте показатели точности варьируются от 10 до 12 при максимально возможных 30 баллах. В третьем тесте сумма баллов была от 8 до 11 при 30 максимально возможных. Результаты проведенного тестирования позволяют нам сделать вывод о необходимости повышения точности выполнения передач у связующих игроков. Кроме того разработанные тесты могут быть рекомендованы для отбора волейболисток при комплектовании состава ко-

0

манды.

2. Разработанные комплексы упражнений для совершенствования технико-тактических действий связующих игроков при выполнении вторых передач показал положительную динамику в соревновательной деятельности связующих игроков на всех этапах игрового сезона 2018-2019, так количество атак на организованном блоке соперника снизилось с 370 до 285, а количество атак при неактивном сопротивлении и без сопротивления соперника выросло с 151 до 247 и с 13 до 34 соответственно. Командная результативность игроков в нападении прямо пропорционально зависит от количества выигранных партий и увеличивается с 42,7% до 53,3%, при этом не всегда выигрыш одной конкретной партии означат успех во всем матче в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврамова, Н.В. Совершенствование спортивной подготовки волейболисток 15-17 лет на основе коррекции ведущих технических приемов / Н.В. Аврамова, А.И. Кардашевский, Е.Г. Кожевникова // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Том 14, № 3. - С. 42-47.

2. Гераськин, А.А. Подготовка связующих игроков в волейболе : учебное пособие для студентов, специализирующихся по волейболу / А.А. Гераськин. - Омск : [б. и.], 2002. - 83 с.

3. Зборовский, П.А. О взаимосвязи показателей точности и силы в волейболе / П.А. Зборовский // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы : научные труды кафедры лёгкой атлетики ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та. - Майкоп, 2005. - С. 198-206.

4. Хорева, Ю.А. Психологическое влияние сбивающих факторов на соревновательную деятельность волейболистов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Хорева Юлия Александровна. -Москва, 2015. - 24 с.

5. Эртман, Ю.Н. Совершенствование точности подач квалифицированных волейболисток с использованием технических средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Эртман Юрий Николаевич. - Омск, 2015. - 23 с.

REFERENCES

1. Avramova, N.V., Kardashevsky, A.I. and Kozhevnikova, E.G. (2019), "Improvement of sports training of volleyball players aged 15-17 years on the basis of correction of leading technical techniques", Psychological-pedagogical and medico-biological problems of physical culture and sport, Vol.14 No.3. pp. 42-47.

2. Geraskin A.A. (2002), Preparation of connecting players in volleyball, manual, Omsk.

3. Zborovsky, P.A. (2005), "On the relationship of accuracy and strength indicators in volleyball", Problems ofphysical education and sports: realities and prospects: scientific works of the department of athletics of institute of physical culture and judo of the Adyghe State University, Maykop, pp. 198-206.

4. Khoreva, Yu.A. (2015), Psychological influence of knocking factors on the competitive activity of volleyball players, dissertation, Moscow.

5. Ertman, Yu. N. (2015), Improving the accuracy of serves of qualified volleyball players using technical means, dissertation, Omsk.

Контактная информация: trener-ertmann@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 796.56

АНАЛИЗ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И ДИСТАНЦИОННОЙ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ В ПЕРИОД

САМОИЗОЛЯЦИИ

Анна Михайловна Яблонских, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.