Научная статья на тему 'Оценка готовности волейболисток школьной команды к игровой деятельности связующего игрока'

Оценка готовности волейболисток школьной команды к игровой деятельности связующего игрока Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / СВЯЗУЮЩИЙ ИГРОК / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красникова Ольга Сергеевна

В данной статье представлены результаты отбора волейболисток школьной команды на роль связующего игрока при помощи комплексной педагогической оценки. Для получения комплексной педагогической оценки проводилось исследование технической и специальной физической подготовленности волейболисток. По методике Г. Айзенка изучались психологические особенности кандидаток с целью выявлению типа темперамента и уровня экстравертированности. В исследовании приняли девушки школьной команды, результаты которых были переведены в оценку и обработаны методами математической статистики. На основе анализа полученных данных были выявлены волейболистки, способные успешно решать игровые задачи связующего игрока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of readiness of female volleyball school team for gaming activities of setter

This article presents the results of the selection of the female volleyball school players for the position of setter by using the comprehensive educational evaluation. For getting the comprehensive educational evaluation the authors have conducted the study of the technical and special physical training of volleyball players. According to the method of G. Eysenck the psychological characteristics of the candidates have studied with the aim to identify the type of the temperament and extraversion level. The girls of the school team took part in the research, the results of which have been translated into the assessment rating and processed by the methods of mathematical statistics. Based on the analysis of the data received the authors have identified the volleyball players capable to solve successfully the setter problems.

Текст научной работы на тему «Оценка готовности волейболисток школьной команды к игровой деятельности связующего игрока»

REFERENCES

1. Azarov, R.N. and Zolotarev, N.M. (2010), Developing competence passports: Methodological recommendations for the organizers of the project works and professors teaching groups of universities, Research center ofproblems of quality of training, The Coordination Council of educational associations and scientific methodical councils of high school, Moscow.

2. Kozlov, A.V., Budarnikov, A.A. and Szymanski, O.V. (2016), "General cultural competence on physical training in educational standards of modern trades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 122-127.

3. Pryamikova, E.V. (2012), Competence approach in the modern educational space: functional and structural thesis content, dissertation, Ekaterinburg.

Контактная информация: alexkozlov56@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2016

УДК 796.325

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ШКОЛЬНОЙ КОМАНДЫ К ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА

Ольга Сергеевна Красникова, кандидат педагогических наук, доцент, Нижневартовский государственный университет (НВГУ), г. Нижневартовск

Аннотация

В данной статье представлены результаты отбора волейболисток школьной команды на роль связующего игрока при помощи комплексной педагогической оценки. Для получения комплексной педагогической оценки проводилось исследование технической и специальной физической подготовленности волейболисток. По методике Г. Айзенка изучались психологические особенности кандидаток с целью выявлению типа темперамента и уровня экстравертированности. В исследовании приняли девушки школьной команды, результаты которых были переведены в оценку и обработаны методами математической статистики. На основе анализа полученных данных были выявлены волейболистки, способные успешно решать игровые задачи связующего игрока.

Ключевые слова: волейбол, связующий игрок, техническая подготовленность, физическая подготовленность, психологические особенности, комплексная оценка.

ASSESSMENT OF READINESS OF FEMALE VOLLEYBALL SCHOOL TEAM FOR GAMING ACTIVITIES OF SETTER

Olga Sergeevna Krasnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Annotation

This article presents the results of the selection of the female volleyball school players for the position of setter by using the comprehensive educational evaluation. For getting the comprehensive educational evaluation the authors have conducted the study of the technical and special physical training of volleyball players. According to the method of G. Eysenck the psychological characteristics of the candidates have studied with the aim to identify the type of the temperament and extraversion level. The girls of the school team took part in the research, the results of which have been translated into the assessment rating and processed by the methods of mathematical statistics. Based on the analysis of the data received the authors have identified the volleyball players capable to solve successfully the setter problems.

Keywords: volleyball, setter, technical readiness, physical fitness, psychological characteristics, comprehensive assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня волейбол по праву занимает достойное место среди популярных игровых видов спорта. На протяжении многих лет, остается на лидирующих позициях в отечественной системе физического воспитания и спорте и, в первую очередь, из-за своей доступности, не требующей особых приготовлений и расходов. Физическая нагрузка в во-

лейболе легко дозируется, а игровая деятельность способствует совершенствованию физических качеств и функциональных систем организма [2, 6].

С 2013 года в Нижневартовске проводится чемпионат города по волейболу, получивший название «Школьная волейбольная лига». Организаторы соревнований смогли привлечь большое количество школьников, так как команды-участницы поделены на дивизионы: «Супер лигу» (школьники-спортсмены) и «Лайт-лигу» (школьники-любители). Благодаря такому делению игроки школьных команд получили возможность соревноваться с командами себе подобных [5]. Это не только повышает интерес школьников к соревнованиям, но и формирует мотивы для успешного овладения техническо-тактическими и игровыми навыками и открывает перспективы дальнейшего игрового и спортивного роста.

Развитие школьной волейбольной лиги способствовало сохранению традиций волейбола и вывело его на новый качественный уровень. Анализируя соревновательную деятельность участников школьной волейбольной лиги, следует отметить, что значительно выросла специализация игровых действий по амплуа. Несмотря на универсальную подготовку школьников, в командах, отмечается разделение на игроков связующих и нападающих.

Основным организатором игровых действий команды является связующий игрок, который, по мнению О.В. Романенко и Е.В. Фомина, должен обладать не только виртуозной техникой и незаурядным тактическим мышлением, но также иметь сниженную чувствительность к внешним воздействиям отрицательного характера. Последнее обстоятельство делает его полной противоположностью нападающим, чувствительность которых очень высока и все время требует, как отмечают в своей работе авторы, положительной психологической подкачки [4].

Очевидно, что отбор на роль связующего игрока в детских командах происходит с учетом принципа - выполнение хорошей, стабильной передачи сверху, при этом часто во внимание берутся антропометрические данные, одним из которых является средний рост игрока. В отборе кандидатов, на уровне школьных команд, недостаточно оценены показатели игровой подготовленности, и отсутствует учет личностных особенностей. Следовательно, на передний план выступают индивидуальные особенности волейболисток, которые в комплексе позволяют определить их игровую функцию. Стоит согласиться с мнением специалистов, что в период определения игровой специализации, важно использовать способности игрока в интересах команды [1, 3, 4].

Перед исследованием была поставлена задача отбора кандидаток на роль связующего игрока из числа волейболисток школьной команды, на основе комплексной педагогической оценки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Комплексная педагогическая оценка позволит учитывать индивидуальные особенности каждой волейболистки, дифференцированно определить их уровень игровой подготовленности и провести отбор кандидаток на выполнение игровых функций связующего игрока. С этой целью были отобраны тестовые упражнения, которые, на наш взгляд, отвечают требованиям к игровой деятельности связующего игрока, так как определяют качество технической и особенности физической подготовки. Всего было выбрано 7 тестовых упражнений, которые представлены в таблицах 1 и 2. В программу технических нормативов вошли тестовые упражнения по структуре схожие с соревновательными упражнениями игроков связки. Наряду с этим изучались психологические особенности личности, в частности, тип темперамента и уровень экстравертированности, по методике Г. Айзенка.

В исследовании приняли участие волейболистки команды школьниц 13-15 лет, представительницы «Лайт-лиги». Результаты тестирований были переведены в баллы

при помощи стандартной Т-шкалы педагогических оценок, используемой в спортивной метрологии. Комплексная педагогическая оценка, определялась как сумма баллов за виды подготовки. Эмпирические данные обрабатывались методами математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Техническая подготовка, при отборе кандидаток для выполнения функции связующего игрока, является первостепенной и значимой (таблица 1). По сумме педагогической оценки технической подготовленности, из числа девушек школьной команды, выделились четыре претендентки на роль связующего игрока, набравшие соответствующие баллы по следующему рейтингу: 189 (связующий 1), 177 (связующий 2), 175 (связующий 3) и 161 (связующий 4).

Анализируя результаты, можно видеть, что девушки хорошо справляются с выполнением короткой передачи двумя руками сверху и первые две кандидатки набрали одинаковые очки равные 64 балла, третья чуть меньше - 58 балла, а четвертая на уровне среднего показателя по команде, с результатом в 53 балла. Похожая тенденция наблюдается при выполнении передачи мяча сверху над собой. Высокие баллы девушек указывают на степень стабильности изучаемого технического приема.

Таблица 1 - Показатели и оценка технической подготовленности волейболисток школьной команды_

№ п/п ФИО Передача сверху из 2 зоны в 3-ю на точность, кол-во из 10-ти Т 1 - баллы Передача сверху из 2 зоны в 4-ю на точность, кол-во из 10-ти Т 2 - баллы Верхняя передача над собой за 1 мин, кол-во Т 3 -баллы Пед. оценка, сумма баллов

1 Гал. Регина 4 31 4 50 40 40 122

2 Джаб. Мил. 8 53 2 42 36 37 132

3 Зейн. Гуз. (2) 10 64 5 53 64 60 177

4 Леон. Анаст. 6 42 7 61 53 51 154

5 Маз. Полина 7 48 2 42 31 33 123

6 Мал. Дарья 8 53 2 42 41 41 137

7 Мар. Даян. (4) 8 53 4 50 62 59 161

8 Ник. Дарья 6 42 6 57 50 49 148

9 Сем. Дарья 6 42 1 39 61 58 139

10 Хазг. Вик.(1) 10 64 8 64 65 61 189

11 Чемб. В.(3) 9 58 6 57 63 60 175

12 Шаг. Эльвина 4 31 4 50 52 50 132

М 7,17 4,25 51,5 149,08

о 2,04 2,22 11,98 22,27

т 0,58 0,63 3,42 6,4

Наиболее трудоемким оказалось выполнение второго тестового упражнения, и не все волейболистки успешно справились с данным нормативом, в том числе и отобранные нами, как связующие. Успешнее всех оказалась волейболистка, по рейтингу связующих занимающая 1 место, с результатом в 64 балла, а трое остальных - соответственно 53, 57 и 50 баллов, что указывает на средний уровень по команде.

Физическими данными, которыми должен обладать связующий игрок являются: быстрота перемещений, координация и скоростно-силовые способности мышц принимающих участие в выполнении передачи сверху [4]. В исследовании по определению уровня физической подготовленности волейболисток, наивысшую оценку установила школьница, выбранная нами как связующий 1, сумевшая набрать 266 балла, что указывает на высокий уровень ее физической подготовленности (таблица 2). Она показала высокий уровень развития мышц верхнего плечевого пояса - 71 балл, чуть меньше, но с одинаковым баллом (66) развиты координационные и скоростные качества, а так же скоростно-силовые способности мышц ног, при выполнении прыжка в длину (63).

Таблица 2 - Показатели и оценка физической подготовленности волейболисток школьной команды_

№ п/п ФИО Прыжки в длину, см Т 4 - баллы Челночный бег, 3 x10м, с Т 5 -баллы Бег 30 м, с Т 6 -баллы Метание набив. мяча (1кг) из-за головы стоя, м Т 7 -баллы Пед. оценка, сумма баллов

1 Гал. Рег. 173 46 9,0 50 6,4 30 5,3 54 180

2 Джаб. Мил. 167 41 9,8 38 5,5 52 3,7 38 168

3 Зейн. Г.(2) 176 48 8,8 53 5,2 59 6,1 62 222

4 Леон. Анас. 208 73 9,6 41 5,7 47 4,5 46 207

5 Маз. Пол. 173 46 8,8 53 5,3 56 4,1 42 197

6 Мал. Дарья 170 43 10,1 33 6 40 4,2 43 159

7 Мар. Д. (4) 177 49 9,3 45 5,8 45 5 51 189

8 Ник. Дар. 175 47 8,1 63 5,2 59 5,4 55 224

9 Сем. Дар. 170 43 8,5 57 5,7 47 5 51 198

10 Хазг. В.(1) 195 63 7,9 66 4,9 66 7 71 266

11 Чемб. В.(3) 180 51 9,1 47 5,7 47 3,6 37 182

12 Шаг. Эльв. 177 49 8,7 54 5,6 49 4,8 49 201

М 178,42 8,98 5,58 4,89 199,5

о 11,70 0,66 0,40 0,99 28,66

т 3,34 0,19 0,11 0,28 8,19

Педагогическая оценка физической подготовки, кандидатки на роль связующего игрока под номером 2, составила 222 балла. У нее наибольшие баллы диагностировались аналогичным образом, как и у первой волейболистки, при выполнении скоростно-силового теста в метании набивного мяча - 62 балла, при выявлении координационных и скоростных способностей соответственно 53 и 59 балла и ниже среднего уровня был показан результат в прыжках в длину с места - 48 балла.

Волейболистки под номерами три и четыре, показали практически одинаковый низкий уровень физической подготовленности в сравнении с двумя предыдущими. Все тестовые упражнения, выполненные ими, указывают на низкий уровень физической подготовленности. С той только разницей, что волейболистка под номером 4 показала результаты скоростно-силовых способностей мышц верхнего плечевого пояса на среднем уровне - 51 балл. Педагогическая оценка девушек с суммой 182 и 189 балла, ниже средней по команде (199,5), что указывает на недостаточную физическую подготовленность к выполнению действий связующего игрока.

Таблица 3 - Комплексная педагогическая оценка кандидаток в связующие игроки среди девушек школьной команды_

ФИО Техническая подготовка Физическая подготовка Общий балл Психологические характеристики Отбор, место

Хазг. Вик. (1) 189 266 455 холерик-экстраверт 3

Зейн. Гуз. (2) 177 222 399 сангвиник-экстраверт 1

Чемб. В. (3) 175 182 357 меланхолик-интроверт не прошла

Мар. Даян (4) 161 189 350 сангвиник-экстраверт 2

Комплексная оценка при суммировании баллов за техническую и физическую подготовку составила: у связующего 1 - 455 балла, у связующего 2 - 399 балла, у связующего 3 - 357 балла, и у связующего 4 - 350 балла (таблица 3). Рейтинг связующих сохранилась, причем у двух последних минимальный разрыв баллов.

В практике волейбола представляет интерес предложенная коллективом авторов [1] модель выбора игрового амплуа, на основе личностных качеств юных волейболистов. Ими определено, что свойства нервной системы, темперамент и характер личности способны оказывать влияние на успешность игровой деятельности. Среди типов темперамента предпочтения ученых отданы сангвинику, как наиболее успешному в выполнении функций связующего игрока, так как он не торопиться и обдумывать свои действия.

Спортсмен-холерик легко возбудим и эмоционален, а значит не всегда подходит для данного амплуа, а вот спортсмена меланхолика считают, как неприспособленного к организации игровых действий команды [2].

Следовательно, комплексную педагогическую оценку связующих игроков необходимо дополнить результатами психологических характеристик личности девушек изученных при помощи методики Г. Айзенка по определению темперамента. Полученные данные указывают на то, что кандидатуры второй и четвертой девушек, будут наилучшим образом соответствовать данному игровому амплуа, так как по типу темперамента они сангвиники с хорошими коммуникативными способностями - экстраверты (таблица 3). Установлено, что волейболистка под номером 1, обладает чертами холерика, вполне может исполнять роль связующего, но лучше подходит для амплуа нападающего, так как имеет отличную физическую подготовку. Выявлено, что девушка под номером 3 не соответствует амплуа связующего, вследствие того, что у нее определены черты меланхолика, обладающего медлительными свойствами личности, да к тому же и интроверт, а значит, не сможет в игре успешно организовать взаимодействие между игроками команды.

ВЫВОДЫ

Таким образом, комплексная педагогическая оценка при отборе кандидаток на роль связующего игрока, должна складываться из результатов технической и специальной физической подготовленности, но определяющим критерием выступают психические свойств личности. Проведение подобной методики диагностики в детских командах позволит определить степень готовности волейболистов к выполнению игровой деятельности связующего игрока и выявить из числа игроков способных к данному игровому амплуа. Как показали результаты исследования, волейболистки прошедшие отбор, имеют хорошую техническую подготовку, но при этом недостаточно высоки показатели специальной физической подготовленности. В связи с чем, физическая подготовка требует корректировки и усиленного педагогического воздействия. Представителям команды были изложены результаты отбора волейболисток для выполнения роли связующего игрока и даны рекомендации по улучшению их игровой подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегметова, М.Х. Основные направления при создании модели выбора амплуа на начальном этапе обучения волейболу / М.Х. Бегметова, А.В. Деманов, Н.П. Ленская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 3 (58). - С. 11-14.

2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. -М. : ТВТ Дивизион, 2011. - 134 с.

3. Родин, А.В. Медико-биологические и психологические аспекты отбора спортсменов в игровых видах спорта / А.В. Родин, Д.В. Губа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 1. - С. 245-251.

4. Романенко, В.О. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач: учебное пособие [Электронный ресурс] / О.В. Романенко, Е.В. Фомин. - М., 2012. - Вып. 9. - URL : http://shkola-savina.ru/images/metodica/38.pdf. - Дата обращения 01.10.2016.

5. Сулэ, Е.Г. Популяризация занятий спортом среди школьников, путем реализации проекта «Школьная волейбольная лига» / Е.Г. Сулэ // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Нижневартовск : [б. и.]. - 2016.- С. 409-411.

6. Фомин, Е.В. Технико-тактическая подготовка волейболистов : методическое пособие. Вып. 13 / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, А.В. Суханов. - М. : Всерос. Федерация волейбола, 2013. - 87 с.

REFERENCES

1. Begmatova, M.H., Demanov, V. A. and Lenskaya, N.P. (2006), "Basic directions to create the model of choice role at the initial stage of learning volleyball", Bulletin of the South Ural State University.

Series: Education, health care, physical culture, Vol. 3 (58), pp. 11-14.

2. Belyaev, A.V. and Bulykina, L.V. (2011) Volleyball: theory and methods of training, TVT Division, Moscow.

3. Rodin, A.V. and Lip, D.V. (2013), "Medico-biological and psychological aspects of selection of athletes in team sports", News of the Tula state University. Physical culture. Sport, Vol. 1, pp. 245-251.

4. Romanenko, O.V. and Fomin, E.V. (2012), The tools and methods of learning and improving technique and tactics second gear: textbook, VFVB, Moscow, Vol. 9, available at: http://shkola-savina.ru/images/metodica/38.pdf.

5. Sule, E.G. (2016), "Popularization of sports activities among students, through the implementation of the project "School volleyball League", Future directions in the field of physical culture, sport and tourism: materials of the VI all-Russian scientific-practical conference with international participation, Nizhnevartovsk, pp. 409-411.

6. Fomin, E.V., Bulykina, L.V. and Sukhanov A. V. (2013), Technical-tactical training of volleyball players: manual, VFVB, Moscow, Vol. 13.

Контактная информация: oskrasnikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2016

УДК 796.332

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олег Сергеевич Ларин, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Игоревич Цыганов, аспирант, Московская государственная академии физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье приведены результаты исследования средств педагогического контроля технической подготовленности юных футболистов 15-16 лет и вариант повышения оперативности процедуры контроля путем исключения эквивалентных тестов.

Ключевые слова: техническая подготовка, юные футболисты, педагогический контроль.

DEFINITION OF EQUIVALENCE OF TESTS FOR ASSESSMENT OF TECHNICAL READINESS OF YOUNG FOOTBALLERS AGED 15-16 YEARS OLD

Oleg Sergeevich Larin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Igorevich Tsyganov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Annotation

This article describes the results of research of the means of pedagogical control of the technical readiness of the young football players aged 15-16 years old and option for increasing the efficiency of control procedure by means of the exception of the equivalent tests.

Keywords: technical conditioning, young footballers, pedagogical control.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных футболистов, особенно на этапе спортивного совершенствования, должно быть основано на объективной информации о степени воздействия тренировочных нагрузок, уровне развития и взаимосвязи различных видов подготовленности, среди которых одной из важнейших является техническая подготовка [2, 4].

Цель исследования - повышение эффективности этапного педагогического контроля технической подготовленности юных футболистов.

В задачи данного исследования входило: 1. Выявить особенности педагогического контроля технической подготовленности юных футболистов. 2. Определить комплекс тестовых заданий для этапного педагогического контроля технической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.