Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для формирования скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток'

Педагогические условия, необходимые для формирования скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТКИ-ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиротинина Раиса Леонтьевна

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогических условий, необходимых для развития скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток. К таким условиям автор относит: структурирование содержания подготовки студенток-волейболисток в интересах обеспечения высокого уровня физической готовности к разнообразным тактико-техническим действиям; высокий уровень методической подготовленности преподавателей кафедры физической культуры и тренеров по развитию скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток; рациональное распределение различных средств развития скоростно-силовых качеств в соответствии с решаемыми задачами подготовки; подбор наиболее эффективных средств, для скоростно-силовой подготовки студенток-волейболисток, с учетом уровня их подготовленности, а также рациональное распределение физической нагрузки для них во время тренировочного процесса. Кроме того, автор отмечает большую роль таких педагогических условий как применение методических приемов во время развития скоростно-силовых качеств, направленных на поддержание высокого уровня мотивации к занятиям у студенток-волейболисток; создание обстановки во время проведения тренировки, требующей высокого уровня у них самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиротинина Раиса Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for formation of high-speed and power qualities at students – volleyball players

The article presents the results of the author`s researches on justification of the pedagogical conditions necessary for development of high-speed and power qualities at students – volleyball players. The author carries to such conditions: structuring of the content of preparation of students – volleyball players in the interests of providing the high level of physical readiness to various tactical and technical actions; high level of the methodical readiness of the teachers of the physical culture department and coaches on development of high-speed and power qualities among the students – volleyball players; rational distribution of the various development tools for the high-speed and power qualities according to the problems of preparation to be solved; selection of the most effective remedies for high-speed and power preparation of the students – volleyball players, taking into account the level of their readiness, and also rational distribution of the their physical loads during the training process. Besides, the author notes a big role of such pedagogical conditions as application of the methodical tools during development of the high-speed and power qualities directed at maintenance of high level of motivation to occupations among the students volleyball players; creation of the situation during carrying out the training, demanding high level of the self-checking from them

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для формирования скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток»

игнорировалось их руководителями как важный фактор управления изменениями.

В заключение можно предложить следующий вывод: спортивные федерации с наибольшей вероятностью станут коммерческими предприятиями социальной направленности в условиях непрерывной адаптации к быстро меняющимся экономическим реалиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация процессного управления спортивной федерацией I Э. Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №3 (37). - С. 3-9.

2. Соколов, Н.Г. Студенческая баскетбольная лига как субъект Спортивной Федерации Российского студенческого спортивного союза I Н.Г. Соколов II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №6 (40). - С. 94-97.

REFERENCES

1. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.

2. Sokolov, N.G. (2008), “Students’ Basketball League as the subject of the Sport Federation of Russian Students’ Sport Union”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 94-97.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.08.2013.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК

Раиса Леонтьевна Сиротинина, соискатель,

Орловский государственный институт искусств и культуры

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора но обоснованию педагогических условий, необходимых для развития скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток. К таким условиям автор относит: структурирование содержания подготовки студенток-

волейболисток в интересах обеспечения высокого уровня физической готовности к разнообразным тактико-техническим действиям; высокий уровень методической подготовленности преподавателей кафедры физической культуры и тренеров по развитию скоростно-силовых качеств у студен-ток-волейболисток; рациональное распределение различных средств развития скоростно-силовых качеств в соответствии с решаемыми задачами подготовки; подбор наиболее эффективных средств, для скоростно-силовой подготовки студенток-волейболисток, с учетом уровня их подготовленности, а также рациональное распределение физической нагрузки для них во время тренировочного процесса. Кроме того, автор отмечает большую роль таких педагогических условий как применение методических приемов во время развития скоростно-силовых качеств, направленных на поддержание высокого уровня мотивации к занятиям у студенток-волейболисток; создание обстановки во время проведения тренировки, требующей высокого уровня у них самоконтроля.

Ключевые слова: педагогические условия; скоростно-силовая подготовка; студентки-волейболистки; физическая готовность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p159-162 PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION OF HIGH-SPEED AND POWER QUALITIES AT STUDENTS - VOLLEYBALL PLAYERS

Raisa Leontyevna Sirotinina, the competitor,

Oryol State Institute of Arts and Culture

Annotation

The article presents the results of the author's researches on justification of the pedagogical conditions necessary for development of high-speed and power qualities at students - volleyball players. The author carries to such conditions: structuring of the content of preparation of students - volleyball players in the interests of providing the high level of physical readiness to various tactical and technical actions; high level of the methodical readiness of the teachers of the physical culture department and coaches on development of high-speed and power qualities among the students - volleyball players; rational distribution of the various development tools for the high-speed and power qualities according to the problems of preparation to be solved; selection of the most effective remedies for high-speed and power preparation of the students - volleyball players, taking into account the level of their readiness, and also rational distribution of the their physical loads during the training process. Besides, the author notes a big role of such pedagogical conditions as application of the methodical tools during development of the high-speed and power qualities directed at maintenance of high level of motivation to occupations among the students -volleyball players; creation of the situation during carrying out the training, demanding high level of the self-checking from them.

Keywords: pedagogical conditions, high-speed and power preparation, students - volleyball players, physical readiness.

Важной составной частью государственной политики в России является развитие студенческого спорта. Доказательством тому явилось достойное выступление российских студентов на Всемирных студенческих играх летом 2013 года в Казани. Вместе с тем, как показала Универсиада в Казани, не все вопросы решены в женском студенческом волейболе. Анализ выступления женской сборной команды России на Универсиаде в Казани свидетельствует о нерешенности ряда вопросов, связанных со скоростносиловой подготовкой студенток-волейболисток. Успехи любой волейбольной команды определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.). Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать своё мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он низко выпрыгивает над сеткой, медленно передвигается по площадке, слабо бьёт по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала [1, 3].

Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной тренировки студенток-волейболисток, свидетельствует о нерешённых вопросах их скоростносиловой подготовки. В современной методической и научной литературе имеющиеся результаты научных исследований и методические рекомендации носят общий характер, без учёта различий женского и мужского организмов [1]. Между тем, студентки-волейболистки слабее мужчин и развитие скоростно-силовых качеств у них имеет свои особенности. По мнению многих опытных специалистов-тренеров, студенческий возраст является наиболее оптимальным для развития скоростно-силовых способностей у сту-денток-волейболисток. Поэтому решение задачи по качественному развитию скоростносиловых качеств у студенток-волейболисток приобретает первостепенное значение.

Исследования, проведённые в последние годы передовыми отечественными и зарубежными специалистами в сфере подготовки студенток-волейболисток, показывают, что умело применяемые педагогические условия в системе скоростно-силовой подготовки, способствуют росту их спортивных результатов [1, 3].

В настоящее время существует две позиции относительно использования средств, при скоростно-силовой подготовке. Одни специалисты считают, что скоростно-силовая подготовка должна включать только упражнения с тяжестями, другие полагают, что часть работы должна проводиться без них [3]. Кроме того, многие специалисты считают важным структурирование содержания подготовки студенток-волейболисток в интересах обеспечения высокого уровня физической готовности к разнообразным тактикотехническим действиям, а также подбор наиболее эффективных средств во время скоростно-силовой подготовки для студенток-волейболисток, с учетом уровня их подготовленности. Учитывая противоречивые мнения специалистов в сфере женского волейбола, нами был проведен опрос тренеров с целью определения педагогических условий, необходимых для развития скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток. Всего в опросе приняли участие 47 специалистов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Педагогические условия, необходимые для развития скоростно-силовых качеств у

студенток-волейболисток (п=47)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %

1 Структурирование содержания подготовки студенток-волейболисток в интересах обеспечения высокого уровня физической готовности к разнообразным тактико-техническим действиям 19,7

2 Высокий уровень методической подготовленности преподавателей кафедры физической культуры, вузов и тренеров по развитию скоростносиловых качеств у студенток-волейболисток 17,8

3 Рациональное распределение различных средств развития скоростносиловых качеств в соответствии с решаемыми задачами подготовки сту-денток-волейболисток 15,5

4 Подбор наиболее эффективных средств во скоростно-силовой подготовки для студенток-волейболисток, с учетом уровня их подготовленности 14,2

5 Рациональное распределение физической нагрузки для студенток-волейболисток во время тренировочного процесса 10,8

6 Применение методических приемов во время развития скоростносиловых качеств, направленных на поддержание высокого уровня мотивации к занятиям у студенток-волейболисток 9,5

7 Создание обстановки во время проведения тренировки, требующей высокого уровня самоконтроля у студенток-волейболисток 7,2

8 Дифференциация и индивидуализация при подборе средств, в процессе скоростно-силовой подготовки студенток-волейболисток 5,3

С целью проверки эффективности этих педагогических условий был проведен педагогический эксперимент. Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности, выявленных педагогических условий для развития скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток. В результате проведенного педагогического эксперимента средний балл физической подготовленности, функционального состояния и эффективности игровой деятельности студенток-волейболисток экспериментальной группы вырос к началу соревновательного периода с 6,23 до 7,52 (9балльная шкала).

ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости использования выявленных педагогических условий в процессе скоростно-силовой подготовки студенток-волейболисток.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабакин, В.Н. Физическая подготовка команды высшего уровня [электронный ресурс] / В.Н. Бабакин // иЯЬ: http://volleyballogy-

2.ucoz.ru/publ/raznoe/video/fizicheskaja_podgotovka_komandy_vysshego_urovnja_babakin_v _n/17-1-0-197 - Дата обращения 31.08.2013.

2. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С.35-41.

3. Идриев, А.И. Педагогическая технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет / А.И. Идриев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 46-50.

REFERENCES

1. Babakin V.N. (2012), Physical preparation of team of the highest level, available at: http://volleyballogy-

2.ucoz.ru/publ/raznoe/video/fizicheskaja_podgotovka_komandy_vysshego_urovnja_babakin_v _n/17-1-0-197 (accessed 31 August 2013).

2. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

3. Idriev, A.I. (2008), “Pedagogical technology of management of high-speed and power preparation of young football players at the age of 15-17 years”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 46-50.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.08.2013.

УДК 612:796

ТЕЛЕСНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА БИОМЕХАНИЧЕСКОГО

ИЗМЕРЕНИЯ

Любовь Николаевна Сляднева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой хореографии,

Александр Алексеевич Сляднев, кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт

Аннотация

Трансформация стереотипа научной рациональности предопределила интерес биомеханики к такому свойству «живого» движения как телесная пластичность. Анализ этого свойства, с одной стороны, приближает биомеханику к своему предмету («живому» движению). С дрогой стороны, -требует отказа от объективных методов измерения, что противоречит принципам классической механики. Цель работы заключается в преодолении этого противоречия. В работе представлен анализ степени разработанности проблемы, дано биомеханическое видение явления «телесная пластичность», обоснованы единицы измерения этого свойства (ЕЗР - едва заметное различие и ЗР -заметное различие), предложены лабораторные и полевые способы его оцифровки. Выделенное противоречие предлагается преодолеть на основе реализации в процессе оценки и шкалирования феноменов телесной пластики стандартизированных процедур сенсорных измерений, разработанных в психофизике.

Ключевые слова: телесность, «живое» движение, телесная пластичность, телесная мелко-вариативность, специфическая вариативность движения, измерение и шкалирование телесной пластичности, экспертная оценка телесной пластичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.