lishing house St. Petersburg scientific research Institute of physical culture, St. Petersburg.
3. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A. A. (2007), Comprehensive program of physical education of the students of I-XI classes, Education, Moscow.
4. Simonenko, S. M. (2009), “The Physical Education and the Pupils’ Health”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, pp. 86-89.
5. Solodkov, A. S. (2011), “Health of children in St. Petersburg”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, pp. 165-169.
6. Solodkov, A. S. (2013), “Physical and functional development and state of health of schoolchildren and students in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, pp. 163-171.
7. Maslowski, E. A., Yakovlev, A. N., Stadnik, V. I., Kravchenin, A. A. and Nozhka, I. N. (2013), “Theoretically-methodological Bases to Conservation of Physical and “Bodily” health and Primary Prevention of the Diseases in Educational Space of school children”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, pp. 83-89.
Контактная информация: syhareva_sm@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.03.2014.
УДК 796.325
ТРЕНИРОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В
ВОЛЕЙБОЛЕ
Александр Евгеньевич Труш, преподаватель,
Тюменский государственный университет
Аннотация
В статье говорится об особенностях тренировки волейболисток высокой квалификации, а также, о факторах, обуславливающих спортивные результаты в волейболе. Упоминаются такие факторы как: арсенал техники; арсенал тактики; применяемость технико-тактических арсеналов; эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности; мастерство; активность и творчество волейболистки высокой квалификации; уровень развития физических и психических качеств спортсмена; возраст и спортивный стаж волейболиста и др. Рассказывается об организации тренировочного процесса волейболисток высокой квалификации, а именно, что это сложный и многогранный процесс, который требует от тренера большого педагогического мастерства и проявления творческих усилий. Также, в статье приводятся результаты исследований спортсменов высокой квалификации, в том числе волейболисток - игроков команды молодежной лиги чемпионата России Тюмень-ТюмГУ-2.
Ключевые слова: тренировка, оснащенность, уровень, показатели, нагрузка, арсенал, уровень максимального потребления кислорода, предсоревновательный период, подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p168-171
COACHING OF THE FEMALE HIGH QUALIFICATION VOLLEYBALL PLAYERS AND FACTORS DETERMINING SPORTS RESULTS IN VOLLEYBALL
Aleksandr Evgenevich Trush, the teacher,
Tyumen State University
Annotation
The article is devoted to the particular qualities of coaching of the female high qualification volleyball players and also factors determining the sports result in volleyball. There were mentioned in the article such factors as equipment arsenal; applicability of equipment- tactical arsenal; efficiency of equipment- tactical actions in conditions of the competition activities; mastery; activity and creativity of high qualification volleyball player; the level of sportswoman’s physical and mental development; age and sports experience of the volleyball player and the others. It is said about the training process organization of high qualification volleyball players, exactly as a difficult and many-sided process, which demands
much pedagogical skills and demonstration of creative efforts from the trainer. The results of investigation of female high qualification volleyball players, including team players from the youth league of Russian championship Tyumen - TyumSU-2 are also noticed in this article.
Keywords: coaching, equipment, level, rates, physical activity, arsenal, level of maximum oxygen consumption, pre-competitions period, preparation.
Тренировка волейболисток высокой квалификации представляет собой сложный и многогранный процесс, направленный на развитие функциональных возможностей организма и овладения техникой волейбола, необходимых для достижения запланированного спортивного результата.
Волейбол относится к зоне работы максимальной мощности, в связи с этим, специалисты выделяют следующие факторы, обуславливающие спортивные результаты в волейболе:
1. Оснащенность волейболистов приемами игры (арсенал техники);
2. Оснащенность волейболистов тактическими действиями (арсенал тактики);
3. Применяемость технико-тактического арсенала;
4. Эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности;
5. Мастерство выполнения игровой функции волейболистом, которая определяется ему с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности по компонентам игры и т. д.;
6. Активность (агрессивность), творчество (игровой интеллект), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований;
7. Уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в волейболе;
8. Уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности волейболистов;
9. Возраст и спортивный стаж волейболистов;
10. Эффективное функционирование системы многолетней подготовки волейболистов, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку волейболистов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов на использование волейбола в качестве средства массовой физкультурно-спортивной работы.
(http://cskavolley.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=41&Itemid=99999999&li mit=1 &limitstart=3)
Влияние перечисленных факторов на соревновательный результат в конечном итоге и определяет содержание тренировочного процесса волейболисток высокой квалификации , которое отражается в использовании широкого спектра средств и методов спортивной тренировки, значительно различающихся по своей ценности, поэтому одной из основных задач тренера будет являться отбор наиболее эффективных при решении поставленных задач.
Говоря об организации тренировочного процесса волейболисток высокой квалификации, следует указать на его значительную сложность и многогранность, что требует от тренера большого педагогического мастерства и проявления творческих усилий. «Успешная тренировка включает умелое обучение, грамотное развитие, творческое воспитание и четкую организацию этого процесса ». Сложность отбора средств и методов тренировки волейболисток (это касается и представителей других видов спорта) исходит из того, что тренировка, это не просто сделанная работа, которая существует сама по се-
бе. Главное, какое воздействие на организм она оказала и какова стоимость этой нагрузки для организма, что особенно актуально при подготовке волейболисток высокой квалификации, тренировочный процесс которых включает в себя значительные по объему и интенсивности нагрузки. Если, например, семь волейболисток выполнили вместе тренировку, можно с уверенностью сказать, что они получили разную нагрузку. Поэтому при отборе средств и методов подготовки волейболисток высокой квалификации тренер должен учитывать достаточно большое количество факторов, обуславливающих эффективность их применения для каждого спортсмена в отдельности.
Важным показателем у спортсменов является показатель уровня МПК.
При оценке аэробного энергообразования по уровню МПК были выявлены статистически значимые различия у спортсменов в зависимости от вида спорта (табл. 1). Возможности аэробного энергопотенциала отражают резервы биоэнергетики и устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям. Известно, что лица с высоким потенциалом аэробной производительности обладают высоким коронарным резервом.
Таблица 1
Сравнительная характеристика уровня максимального потребления кислорода (МПК) в предсоревновательном периоде тренировочного цикла _______________спортсменов с разной спецификой видов спорта_______________
Низкий уровень МПК Средний уровень МПК Высокий уровень МПК
I Группа 15% 3,8% 0%
II Группа 1,25% 12,5% 11,3%
III Группа 22,5% 2,5% 0%
IV Группа 18,8% 10% 2,5%
Сумма 57,5% 28,8% 13,8%
Примечание. В таблице 1 отражены значения МПК в соответствии с его уровнем при различных видах спорта (Карпман В.Л. и соавт., 1988). I группа (волейбол. баскетбол), II группа (лыжные гонки, биатлон), III группа (пауэрлифтинг), IV группа (борьба).
Нами были проведены исследования, в которых принимали участие 10 девушек, в возрасте от 15 до 26 лет. Все игроки команды молодежной лиги чемпионата России Тю-мень-ТюмГУ-2. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели физической работоспособности волейболисток команды Тюмень-
ТюмГУ-2
№ Возраст Разряд Вес (кг) МЕТЗ Вт МПК мл/мин/кг кгм/мин Абсолютное значение кгм/мин/кг
1. 20 КМС 77 12,4 251,3 43,4 1507,8 19,58
2. 25 КМС 69 14,3 260,6 50 1563,6 22,66
3. 26 МС 71 15,9 302 55,6 1812 25,52
4. 24 КМС 85 13,2 300 46,2 1800 21,17
5. 17 I 80 16 345,9 56 2075,4 25,94
6. 21 I 58 11,3 164,3 39,5 985,8 16,99
7. 17 I 56 10 136,6 35 819,6 14,63
8. 17 I 62 10,8 168,4 37,8 1010,4 16,29
9. 15 I 70 17,3 325,8 60,5 1954,8 27,92
10. 16 I 73 9,2 169 32,2 1014 13,8
Средний показатель по команде 13,04 242,3 45,6 1454,3 20,45
Мы произвели сравнительный анализ и нами было выявлено, что по уровню МПК одна спортсменка имеет высокий, три средний, две низкий и четыре очень низкий результат. Исходя из сравнительного анализа, мы можем корректировать тренировочную нагрузку для каждого спортсмена.
Контактная информация: mkms85@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 27.03.2014.
УДК 796.9
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫХ
СРЕДСТВ
Яна Павловна Тугунова, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражены результаты формирующего исследования, в которых приводятся результаты эффективности трех групп средств процесса овладения основными двигательными навыками юных фигуристов (5-6-ти лет). Однако основное внимание уделено описанию комплекса средств обучения детей технике основных элементов фигурного катания на коньках. В комплекс средств входят: приемы повышения мышечной чувствительности и приемы ускорения обучении технике спортивных упражнений фигуристов. В статье показана эффективность применения этих приемов на практике, а именно - приводятся результаты сравнительного анализа показателей точности мы-щечно-двигательных ощущений фигуристов всех 4-х групп с контрольной группой; изменение показателей точности мышечно-двигательных ощущений фигуристов в 4-й экспериментальной группе до и после обучения; сравнительный анализ уровня выполнения элементов фигурного катания на коньках в экспериментальной и контрольной группах испытуемых.
Ключевые слова: обучение; мышечно-двигательная чувствительность; тазобедренный сустав; коленный сустав; голеностопный сустав; плечевой сустав; локтевой сустав; базовые элементы, вращения и прыжки в фигурном катании; базовые элементы - дуга, перетяжка, тройка; вращения - винт, волчок, либела; прыжки - перекидной прыжок, сальхов, риттбергер, тулуп.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p171-175
INCREASE OF TRAINING PROCESS EFFICIENCY FOR THE YOUNG FIGURE SKATERS WITH USE OF THE SPECIALLY SELECTED MEANS
Yana Pavlovna Tugunova, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article reflected the results of the forming study, that present the results of the effectiveness of three groups of the means for the acceleration of the process of mastery of the basic elements by the young figure skaters (5 and 6 years). However, primary attention is given to the description of the complex of the means for the acceleration of the instruction of children to the basic elements of the technique of figure skating on skates. It includes the complex of means: the methods for increase in the muscular sensitivity and the methods for acceleration of the training to the sports exercises technique of figure skaters. The article shows the effectiveness of the application of these methods in practice, namely -the results of the comparative analysis are given covering the accuracy of the muscular-moving sensitivity of the skaters of all 4 groups with the control group, change of the accuracy of the muscular-moving sensitivity of the figure skating in 4th experimental group before and after training, comparative analysis of the level of the figure skating elements execution in experimental and control groups.
Keywords: instruction, muscular-motor sensitivity, hip joint, knee joint, ankle joint, shoulder joint, elbow joint, basic elements, spins, jumps in figure skating, basic elements - roll, serpentine, three turn, spins - scratch spin, sit spin, camel spin, jumps -waltz jump, salchow, loop jump, toeloop.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ускорения обучения технике фигурного катания на коньках посредством снижения порогов двигательных ощущений, как оказалось, мало изучена. Она в литера-