Научная статья на тему 'Особенности содержания тактической подготовки волейболисток тренировочных групп в подготовительном периоде годичного цикла'

Особенности содержания тактической подготовки волейболисток тренировочных групп в подготовительном периоде годичного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даценко Светлана Станиславовна, Дмитренко Людмила Анатольевна

Анализ соревновательной деятельности волейболисток тренировочных групп выявил недостаточно высокую эффективность атакующих действий, особенно в игровых ситуациях, когда передачу на удар выполняет либеро. Проведенное исследование показало, что для повышения эффективности этого вида взаимодействия в тренировочном микроцикле необходимо отводить не менее 5% времени ежедневно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даценко Светлана Станиславовна, Дмитренко Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents peculiarities of volleyball players' tactical training in groups during the preparatory period of the year cycle

The analysis of the competitive activity of the volleyball players in training groups revealed insufficiently high effectiveness of attacking actions, especially in game situations, when the transfer is carried out by libero. The conducted research showed that to increase the effectiveness of this type of interaction in the training microcycle, it is necessary to devote at least 5% of the time daily to it.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания тактической подготовки волейболисток тренировочных групп в подготовительном периоде годичного цикла»

Исследование полученных результатов методики «Самооценка личности» за период эксперимента показывает, что положительные изменения произошли в основном в экспериментальной группе: общая самооценка позитивности развития личности (26,5%, p <0,05), уровень выраженности оценивался как высокий; гармоничность (153,8%, p <0,05), уровень выраженности оценивался как высокий; креативность (115,4%, p <0,05), уровень выраженности оценивался как средний; экстраверсия (54,2%, p <0,05), уровень выраженности оценивался как средний; самостоятельность и чувство реальности (45,8%, p <0,05), уровень выраженности оценивался как средний.

У занимающихся контрольной группы существенно улучшился только показатель гармоничности (76,9%, p <0,05), уровень выраженности оценивался как средний.

Таким образом, применение методик психорегуляции способствовало нормализации психоэмоционального состояния занимающихся экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ

Целенаправленное использование средств оздоровительной физической культуры и методик психорегуляции в процессе двигательной реабилитации позволило значительно повысить уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и психоэмоционального состояния мужчин пожилого возраста с ише-мической болезнью сердца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазкова, Е.И. Теоретико-методологические аспекты дифференцированной двигательной реабилитации лиц пожилого возраста с ишемической болезнью сердца / Е.И. Глазкова, И.Н. Иванов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 3 (13). - С. 49-52.

2. Глазкова, Е.И. Комплексная физическая реабилитация мужчин пожилого возраста с ишемической болезнью сердца // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 46-51.

3. Здравоохранение в России. 2017 : статистический сборник / Росстат. - М. : [б.и.], 2017. -

170 с.

REFERENCES

1. Glazkova, E.I. and Ivanov, I.N. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the differentiated motor rehabilitation of elderly patients with coronary heart disease", Physical Education and sports training, Vol. 13, No. 3, pp. 49-52.

2. Glazkova, E.I. (2018), "Complex physical rehabilitation of men of aged age with ischemic heart disease", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 46-51.

3. Rosstat (2017), Healthcare in Russia. 2017: statistical digest, p. 170.

Контактная информация: glazkova666@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2018

УДК 796.325

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА

Светлана Станиславовна Даценко, кандидат педагогических наук, доцент,

Людмила Анатольевна Дмитренко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар

Аннотация

Анализ соревновательной деятельности волейболисток тренировочных групп выявил недостаточно высокую эффективность атакующих действий, особенно в игровых ситуациях, когда

передачу на удар выполняет либеро. Проведенное исследование показало, что для повышения эффективности этого вида взаимодействия в тренировочном микроцикле необходимо отводить не менее 5% времени ежедневно.

Ключевые слова: волейбол, тактическая подготовка, тренировочные группы, подготовительный период.

CONTENTS PECULIARITIES OF VOLLEYBALL PLAYERS' TACTICAL TRAINING IN GROUPS DURING THE PREPARATORY PERIOD OF THE YEAR

CYCLE

Svetlana Stanislavovna Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lectures, Ludmila Anatolyevna Dmitrenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lectures, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

The analysis of the competitive activity of the volleyball players in training groups revealed insufficiently high effectiveness of attacking actions, especially in game situations, when the transfer is carried out by libero. The conducted research showed that to increase the effectiveness of this type of interaction in the training microcycle, it is necessary to devote at least 5% of the time daily to it.

Keywords: volleyball, tactical training, training groups, preparatory period.

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол высшего уровня очень динамичен и строится на точных разнообразных взаимодействиях между игроками команды. Соперничество между равными по классу игры командами делает необходимым поиск более рациональных способов построения стратегии и тактики игры. Поэтому, хорошо сбалансированная модель тренировки может существовать только определенное время. Распределение различных компонентов и элементов спортивной подготовки имеет большое значение для рациональной организации учебно-тренировочного процесса, что приводит к значительной экономии времени и энергии для достижения планируемого спортивного результата.

Нахождение баланса в тренировке включает все ее элементы, которые являются частями сложного комплекса физической, технической, тактической и психологической подготовки игрока. Следовательно, умение разработать наиболее эффективную, оптимальную по объему и интенсивности тренировку и будет обеспечивать высокий спортивный результат. При этом необходимо учитывать высокие требования, предъявляемые современным волейболом к узкой специализации игроков, которая должна осуществляться на основе необходимого уровня универсальной технико-тактической подготовки.

Успешность же технико-тактических действий команды как в защите, так и в нападении во многом обусловлена четким и качественным взаимодействием всех ее игроков.

Цель исследования - на основе анализа соревновательной деятельности волейболисток тренировочных групп оптимизировать процесс их технико-тактической подготовки, что позволит повысить эффективность атакующих действий команды.

Задачи исследования:

1. Провести анализ эффективности атакующих действий волейболисток тренировочных групп в условиях соревновательной деятельности.

2. Определить задачи, подобрать эффективные средства совершенствования технико-тактических действий в нападении и уточнить их тренировочные объемы на предстоящий этап подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении анализа соревновательной деятельности нами рассматривались три варианта групповых взаимодействий в нападении (таблица 1). Самой часто возникающей игровой ситуацией у спортсменок данной квалификации является организация атаки после

приема мяча в защите через связующего игрока, на которую приходится около 42% действий. Волейболистки не владеют достаточно мощными и эффективными нападающими ударами и один розыгрыш может состоять из нескольких контратак. Эффективность атаки в этой игровой ситуации соответствует 54%.

Таблица 1 - Показатели объема и эффективности атакующих действий волейболисток за партию, (%)___

Вид взаимодействия Объем Эффективность

Организация атакующих действий после приема подачи через связующего игрока 30 61

Организация атакующих действий после приема мяча в защите через связующего игрока 42 54

Атакующие действия с передач либеро 10,5 33

Другие действия 17,5 -

На организацию атаки после приема подачи через связующего игрока первой или второй линии приходится 30% всех тактических командных действий, эффективность которых составляет 61%. Полученные показатели соревновательной деятельности недостаточно высоки для достижения стабильного спортивного результата.

Общеизвестно, что успешность атаки во многом зависит от качества первого приема. При неточном приеме, когда мяч остается в «глубине» площадки или уходит за ее пределы связующему игроку сложно переместиться и выполнить качественную передачу. В этих игровых ситуациях к организации атаки целесообразно подключать игрока «либеро».

Та же проблема возникает и при реализации контратак, особенно при участии связующего в блокировании. В тех игровых ситуациях, когда либеро расположен к мячу значительно ближе, чем разыгрывающий игрок, он должен быстро переключиться от защиты к нападению и выполнить точную передачу для завершающего удара. На этот вариант организации атаки приходится до 10,5% тактических действий. Их эффективность у волейболисток тренировочных групп составляет всего 33%, что на наш взгляд связано с недостаточным объемом специализированных тренировочных упражнений, направленных на совершенствование передач игрока либеро и взаимодействий с нападающими игроками команды.

По результатам анализа соревновательной деятельности были сформированы задачи технико-тактической подготовки на тренировочный этап:

1. Повысить эффективность атакующих действий при системе игры в нападении через связующего игрока передней линии и связующего игрока, выходящего с задней линии.

2. Разработать комплекс средств для повышения эффективности подготовки игрока либеро при организации атаки после приема подачи и в доигровочных ситуациях.

3. Совершенствовать групповые и командные технико-тактические взаимодействия в нападении после приема подачи и при реализации доигровочных ситуаций через игрока либеро.

Обучение групповым тактическим действиям в нападении происходит на основе подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.

Большинство тренеров при обучении тактическим взаимодействиям сразу начинают выполнять специализированные командные упражнения с мячом, упуская важный этап изучение групповых взаимодействий игроков без мяча, отработку направления перемещений. Однако, формирование навыков взаимодействия игроков должно начинаться со следующих действий:

- объяснение места и направления перемещений игроков при выполнении разучиваемого взаимодействия;

- выполнение взаимодействия на площадке без мяча;

- выполнение взаимодействия в упрощенных условиях со второй передачи связующего игрока.

Взаимодействия в групповой тактике нападения очень разнообразны. При обучении волейболисток тренировочных групп нами использовалась следующая последовательность изучения взаимодействий:

1) между игроком, принимающим мяч после подачи (нападающего удара) и связующим игроком передней линии;

2) между игроком, принимающим мяч после подачи (нападающего удара) и связующим игроком, выходящим с задней линии;

3) между связующим игроком и нападающими игроками сначала 1-го и затем 2-го

темпа;

4) взаимодействие нападающих игроков между собой;

5) взаимодействие в условиях, приближенных к игровым: с противодействием блокирующих (последовательно одиночный, групповой блок; активный, пассивный) и защитников;

6) взаимодействие в доигровочной ситуации при второй передаче игрока либеро из глубины площадки.

В процессе игры возникают ситуации, когда при неточном приеме подачи или нападающего удара одним из игроков команды роль пасующего из глубины площадки должен взять на себя «либеро». Без совершенной техники передачи способом сверху и отработанного взаимодействием игрока либеро с нападающими реализация этих ситуаций будет неэффективна. Поэтому, данному виду деятельности «либеро» в тренировках должно уделяться определенное внимание.

Для решения частных задач технико-тактической подготовки на тренировочный этап были разработаны варианты микроциклов, где согласно рекомендациям Беляева А.В. [1] тактической подготовке уделялось от 35 до 45% общего тренировочного объема. В традиционном содержании раздела тактической подготовки было перераспределено соотношение средств в сторону увеличения объема времени на совершенствование атакующих действий через игрока либеро после приема подачи и в доигровочных ситуациях (таблица 2).

На наш взгляд, первый тренировочный день целесообразно начинать с совершенствования атакующих действий после приема подачи. При этом треть времени необходимо отвести на организацию атаки через игрока либеро.

Во второй день микроцикла больше внимания (до 15%) уделять организации атак через связующего игрока, выходящего с задней линии, так как эти ситуации чаще всего встречаются в игровой деятельности и представляют наибольшую сложность для волейболисток данного уровня подготовленности. До 10% тренировочного времени можно отвести на отработку взаимодействий в нападении через игрока либеро, поскольку его участие более целесообразно при неточном приеме, когда связующий находится на первой линии.

Таблица 2 - Распределение объема средств по видам командных тактических взаимодействий в нападении в недельном микроцикле, (%)_

___ Дни недели Взаимодействие -- 1 2 3 4 5 6

Организация атакующих действий после приема подачи через связующего игрока передней линии 5 5 Интегральная подготовка

после приема подачи через связующего игрока, выходящего с задней линии 5 5 5

после приема подачи через игрока либеро 5 5

после приема мяча в защите через связующего игрока передней линии 5 10 10

после приема мяча в защите через связующего игрока, выходящего с задней линии 15 10 15

после приема мяча в защите через игрока либеро 10 5 10

На третьем и четвертом занятиях циклично повторяется программа предыдущих тренировочных дней с некоторым перераспределением объема упражнений.

В пятый день, как итоговый перед игровым, в тренировочное занятие включаются комбинированные упражнения (преимущественно командные), по своей структуре максимально приближенные к соревновательным.

Эффективность внедрения в тренировочный процесс микроциклов подтверждают результаты повторного анализа соревновательной деятельности, который был проведен через 3 месяца. В параметрах объема отмечается несущественное изменение показателей, более выраженные изменения выявлены в эффективности игровых действий (таблица 3).

Достоверное повышение эффективности выявлено при организации атакующих действий после приема мяча в защите через связующего игрока (1=3,58; Р <0,05) и в атакующих действиях с передачи игрока либеро (1=2,37; Р <0,05).

Таблица 3 - Динамика показателей эффективности атакующих действий волейболисток, (%)____

Взаимодействие Эффективность t P

В начале исследования (M±m) В конце исследования (M±m)

Организация атакующих действий после приема подачи через связующего игрока 60,8±1,48 62,5±1,22 0,95 Р>0,05

Организация атакующих действий после приема мяча в защите через связующего игрока 54,2±1,58 62,3±1,93 3,58 Р <0,05

Атакующие действия с передач либеро 31,7±1,31 37,5±2,34 2,37 Р <0,05

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ соревновательной деятельности показал, что эффективность атакующих действий у волейболисток тренировочных групп недостаточно высока для достижения стабильного спортивного результата.

Особенно низкая эффективность нападения отмечается в игровых ситуациях, когда передачу на удар выполняет либеро. При этом в современном волейболе мощность атакующих действий такова, что часто возникают игровые ситуации, когда он должен подключаться к организации атаки. Этому направлению технико-тактической подготовки в учебно-методической литературе не уделено должного внимания. Наши наблюдения указывают на то, что и в тренировочном процессе данному аспекту подготовки волейболистов отводится недостаточно времени.

Проведенное исследование показало, что для повышения эффективности атакующих действий с передач игрока либеро в тренировочном микроцикле необходимо отводить не менее 5% времени ежедневно на совершенствование этого вида взаимодействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волейбол : учебник для студентов вузов физ. культуры / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 4-е изд. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 359 с.

2. Годунова, Н.И. Критерии оценивания игровых действий в волейболе / Н.И. Годунова, Ю.В. Олейник, Е.В. Суханова // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе : сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / Воронежский государственный институт физической культуры. - Воронеж, 2016. - С. 104-108.

3. Многолетняя динамика эффективности и результативности соревновательных действий высококвалифицированных игроков в пляжном волейболе / В.В. Нирка, В.В. Костюков, Е.А. Колесникова, О.Н. Костюкова // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 2 (62). - С. 39-42.

REFERENCES

1. Ed. Beljaeva, A.V and Savina, M.V. (2009), Volleyball, TVT Divizion, Moscow.

2. Godunova N.I., Olejnik, Ju.V. and Suhanova E.V. (2016), "Criteria for evaluating game actions in volleyball", Physical education, sport and health in modern society: a collection of scientific articles of the All-Russia with the international participation of the full and part time scientific and practical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

conference, Voronezh State Institute of Physical Culture, pp.104-108.

3. Nirka, V.V., Kostyukov, V.V., Kolesnikova, E.A., and Kostyukova, O.N. (2017), "Long-term dynamics of efficiency and effectiveness of competitive actions of highly skilled players in beach volleyball", Physical education and health, No. 2 (62), pp.39-42.

Контактная информация: dmitrenko.la@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2018

УДК 791

СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ РЕЖИССЕРА СПОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Константин Константинович Дементьев, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты, характеризующие производственную практику студента, обучающегося по профилю «Режиссура спортивно-развлекательных программ» в рамках направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», приведены условия и факторы ее реализации.

Ключевые слова: производственная практика, прикладные функции, спортивно-развлекательная программа, зачетное занятие.

STRUCTURAL-ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF PRODUCTION PRACTICE FOR DIRECTOR OF SPORTS AND ENTERTAINMENT

PROGRAMS

Konstantin Konstantinovich Dementiev, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

The article discusses the various aspects that characterize the production practices of students enrolled in "Directing the entertainment and sports programs" in the areas of training 51.03.05 "Direction of the dramatized representations and holidays", the conditions and factors of its implementation have been given.

Keywords: production practice, applied functions, sports and entertainment program, final lesson.

ВВЕДЕНИЕ

В современном высшем профессиональном образовании новый профиль «Режиссер спортивно-развлекательных программ» реализуется в рамках направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (уровень - бакалавриат) в немногочисленных вузах страны, однако при этом является достаточно востребованным, так как специалисты данного профиля обеспечивают разнообразный, активный, здоровый досуг населения, организуя спортивно-развлекательные мероприятия во внеучебное время в образовательных организациях различного уровня, в нерабочее время в организациях и учреждениях различных направлений деятельности, а также во время представлений и праздников на открытых площадках.

Заключительным этапом формирования профессиональных компетенций и проверки уже имеющихся знаний, умений и навыков в избранной профессии является производственная практика, которую студенты проходят, в том числе, и в общеобразовательных школах. Данная практика имеет свои особенности и отличия.

Цель исследования - определить набор функций производственной практики студентов-режиссеров спортивно-развлекательных программ, осуществляемых в условиях средней общеобразовательной школы, и методологические аспекты их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.