Научная статья на тему 'Тенденции развития игровой деятельности в профессиональном женском волейболе'

Тенденции развития игровой деятельности в профессиональном женском волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРИЕМЫ ИГРЫ / VOLLEYBALL / COMPETITIVE ACTIVITY / GAME ACTIVITY / TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS / GAME TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочкина Наталья Андреевна, Губа Владимир Петрович, Булыкина Лариса Владимировна

Рассмотрены основные тенденции игровых действий в нападении и защите волейболисток различной квалификации с учетом изменения правил игры и новых технологий в подготовке спортсменок. Получены данные степени значимости конкретных игровых действий в итоговом результате матча с помощью педагогических наблюдений, включающих видеосъемку игровой деятельности спортсменок в ходе соревнований, что дает возможность тренеру более детально подходить к процессу планирования и управления технико-тактической подготовкой на этапах многолетней тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курочкина Наталья Андреевна, Губа Владимир Петрович, Булыкина Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF DEVELOPMENT OF PLAYING ACTIVITY IN PROFESSIONAL FEMALE VOLLEYBALL

The main trends of game actions in attack and defense of volleyball players of various qualifications are considered, taking into account changes in the rules of the game and new technologies in the training of athletes. The data on the degree of significance of specific game actions in the final result of the match were obtained using pedagogical observations, including video filming of the athletes' game activity during the competition, which allows the coach to more closely approach the planning and management of technical and tactical training at the stages of a multi-year training.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития игровой деятельности в профессиональном женском волейболе»

СПОРТ

УДК 796.325

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ ВОЛЕЙБОЛЕ

Н.А. Курочкина, В.П. Губа, Л.В. Булыкина

Рассмотрены основные тенденции игровых действий в нападении и защите волейболисток различной квалификации с учетом изменения правил игры и новых технологий в подготовке спортсменок. Получены данные степени значимости конкретных игровых действий в итоговом результате матча с помощью педагогических наблюдений, включающих видеосъемку игровой деятельности спортсменок в ходе соревнований, что дает возможность тренеру более детально подходить к процессу планирования и управления технико-тактической подготовкой на этапах многолетней тренировки.

Ключевые слова: волейбол, соревновательная деятельность, игровая деятельность, технико-тактические действия, приемы игры.

Современный женский волейбол характеризуется достаточно высокой интенсивностью игровых действий, которые необходимо выполнять эффективно и результативно как в фазе атаки, так и в фазе защиты [3, 8, 9].

В настоящее время в теории и практике волейбола анализ технико-тактических действий в процессе игры изучен специалистами [1, 5, 6] достаточно подробно. Однако эти данные в основном относятся к мужскому волейболу. Зачастую основные тенденции развития этого направления перекладывались на женскую игру, что является не совсем правильным, так как игровая деятельность в женском профессиональном волейболе имеет свою собственную структуру, содержание и основные направления развития. Развитие игры во многом определяется за счет эффективного планирования процесса подготовки на этапах многолетней тренировки, а также изменений и дополнений в правилах игры, которые трансформируются каждый олимпийский цикл с целью повышения зрелищности с помощью увеличения времени непосредственных манипуляций с мячом во время игровых действий [2, 4, 7].

Комплексный анализ игровой деятельности волейболисток женских профессиональных команд позволяет сравнить технико-тактические характеристики у победителей и проигравших, что в конечном итоге позволяет выявить наиболее весомые факторы и тенденции, определяющие победу одной команды над другой [5, 7].

Цель исследования - выявить факторы и основные тенденции, определяющие развитие игровой деятельности в профессиональном женском волейболе.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на протяжении четырех лет в период с 2015 по 2019 г. Основным методом исследования явилось педагогическое наблюдение, которое включало видеосъемку игровой деятельности волейболисток в процессе соревнований. Для получения более детальной информации, характеризующей основные тенденции развития современного волейбола, применялась автоматизиро -ванного система регистрации Data Volley 2007. В исследовании приняли участие волейболистки (n=126 чел.) профессиональных команд, участвующих в чемпионате России (Суперлига и Высшая лига «А»).

Всего в процессе исследования было зарегистрировано 98 игр чемпионата России и проведен последующий детальный анализ игровой деятельности волейболисток в нападении и защите с целью формирования адекватных и содержательных рекомендаций по повышению технико-тактической подготовленности спортсменок.

Все технико-тактические действия оценивались по степени эффективности и распределялись по группам: подача, прием подачи, нападение, блок, передача на удар, защита.

Подача оценивалась по 18 показателям: «1-6 зоны» - с каких и в какие зоны была выполнена подача; «подача выиграна» - было заработано очко командой с подачи; «подача проиграна»;

«в сетку» - подача была выполнена в сетку;

«в аут» - подача была выполнена за пределы волейбольного поля; «оставил в игре» - была выполнена подача в поле противника, но мяч был успешно обработан принимающим;

«выбил с приема» - была выполнена подача в поле противника, мяч был принят, но не доведен до связующего игрока.

Анализ технико-тактических действий на приеме подачи осуществлялся по 17 критериям:

«1-6, в аут, в сетку» - с каких и в какие зоны был выполнен прием подачи;

«выигран» - мяч был доведен до связующего игрока;

«проигран» - мяч был проигран при приеме подачи;

«оставлен в игре» - мяч был принят, но не доведен до связующего

игрока.

Технико-тактические действия в нападении оценивались по 17 показателям:

«1-6» - с каких и в какие зоны было выполнено нападение; «выиграно» - мяч был забит в поле противника или не принят принимающим игроком; «проиграно»;

«в аут» - нападение было выполнено за пределы волейбольного

поля;

«в блок» - нападение было выполнено в блок противника и проиграно;

«в сетку» - нападение было выполнено в волейбольную сетку. «выбил с приема» - нападение было выполнено в принимающего игрока противника и не было доведено им до связующего игрока;

«оставил в игре» - нападение было выполнено в принимающего игрока противника и доведено до связующего игрока. Было выполнено нападение в блок с последующим касанием защитников обеих команд. Передача на удар оценивалась по 15 категориям: «1-6» - с каких и в какие зоны была выполнена передача; «выигран» - была выполнена передача меча нападающему игроку без ошибок и в точку нападения;

«проигран» - была выполнена ошибка при выполнении передачи; «оставлен в игре» - передача была выполнена без ошибки, но не передана атакующему игроку в точку нападения.

На блоке технико-тактические действия оценивались по 16 критериям:

«1-6» - с каких и в какие зоны был выполнен блок; «выиграл» - было выиграно очко блоком; «проиграл» - была выполнена ошибка при выполнении блока; «оставил в игре» - был выполнен блок, но с последующим техническим действием защитника;

«выбил из игры» - блок был выполнен в защитника команды противника, но не доведен им до связующего игрока в точку пасса.

Также оценивались техническо-тактические действия при защите мяча по 18 категориям:

«1-6, в аут, в сетку» - с какой и в какую зону было выполнено техническое действие;

«выиграл» - мяч был доведен до связующего игрока в точку пасса; «проиграл» - при выполнении защиты мяч был проигран; «оставил в игре» - был выполнен технический элемент, но не доведен до связующего игрока в точку пасса.

В общей сложности, используя данную модель, можно идентифицировать игровую деятельность по 101 показателю.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ структуры игровой деятельности профессиональных волейболисток позволяет оценить уровень технико-тактической подготовленности спортсменок при игре в нападении и защите.

Исследованиями установлено (рис. 1), что наибольшее количество (46 %) подач выполняется из правой части площадки, достоверно ниже эти показатели при выполнении из левой (31 %) и средней (23 %) частей площадки (р<0,05).

^ % 46%

23 %

18 % 25 %

■ Правая ■ Средняя ■ Левая Место зоны подачи

■ Зона № 1 ■ Зона №6 ■ Зона №5

Зоны игровой площадки соперника

Рис. 1. Количественные характеристики выполнения подач профессиональными волейболистками

Характерно, что эффективность подач имеет низкие значения, которые характеризуют чисто выигранные мячи без розыгрыша. Так, эффективность подач в зону № 6 имеет наибольшие значения и составляет 6 %, в зону № 5 - 4 % и в зону № 1 - 2 %.

Примечательным моментом является тот факт, что у профессиональных волейболисток наибольшее количество выигранных подач отмечается тогда, когда мяч попадает в зону № 1 или 5. Установлено, что наибольшее количество совершенных ошибок при подаче возникает при направленной подаче в зоны № 5 и 1 и меньше -в зону № 6.

Анализ игровой деятельности профессиональных волейболисток в нападении позволил установить, что завершение нападающего удара осуществляется из зон № 4, 3, 2, а также из глубины площадки (с задней линии).

В процентном эквиваленте наибольшее количество нападающих ударов выполнено из зоны № 4 - 41 %, из них 22 % выиграно из зоны № 2 - 21 %, из них 10 % выиграно из глубины площадки - 21 %, из которых 11 % выиграно, значительно меньше атак осуществляется из зоны № 3 -19 %, из них 12 % выиграно (рис. 2). Разница между количеством нападающих ударов из зоны № 2 и из глубины площадки недостоверна (при р>0,05). Полученные данные свидетельствуют, что у профессиональных волейболисток отмечается тенденция уменьшения удельного веса нападающего удара в зоне № 3. Это связано с тем, что подобное проведение атакующих действий во многом зависит от результативности приема подачи, а вот атаки из глубины площадки в современном волейболе приобретают всё большее значение, позволяя во всех расстановках иметь трёх-четырёх полноценных нападающих.

■ Из глубины площадки ■ Зона №2 ■ Зона №3 ■ Зона №4

Рис. 2. Загруженность зон при выполнении нападающего удара профессиональными волейболистками

При анализе результативности атакующих действий диагональных, блокирующих и доигровщиков из различных зон нами выявлено, что наибольшей эффективности в атаке достигают игроки, выполняющие функции доигровщиков в зоне № 4 и из глубины площадки - 53 и 47 % соответственно.

У диагональных игроков наибольшая эффективность атак отмечается при выполнении удара из зоны № 2 - 39 %, но она также ниже, чем у доигровщиков. Интересным фактом является то, что диагональным игрокам часто приходится осуществлять атаку из глубины площадки в сложных игровых эпизодах. Исследования показали, что при таких атаках у диагональных игроков отмечаются низкие показатели эффективности -8 %.

Эффективность нападающего удара из зон № 2, 3, 4 и из глубины площадки у профессиональных волейболисток

Амплуа Эффективность, %

Зона № 2 Зона № 3 Зона № 4 Из глубины площадки

Диагональные 39 21 32 8

Блокирующие 3 40 10 6

Доигровщики 35 19 53 47

Среди наиболее важных технических приемов защиты в современном волейболе считается эффективное выполнение приема мяча с подачи и в защите, а также использование индивидуального и коллективного блокирования.

В результате анализа изучаемых показателей установлено, что в победных матчах официальных игр команда профессиональных волейболисток выполняет достоверно больше общего количества приемов мяча - 503 по сравнению с проигранными матчами - 394 (р<0,05). Оценка суммарных показателей общего количества блокирований свидетельствует о достоверном (р<0,05) увеличении этого показателя в случае выигранных матчей до 204 по сравнению с проигранными матчами - 132. Весьма примечательным является то, что в выигранных матчах совершается достоверно меньше ошибок при приеме мяча - 39, чем в проигранных - 72 (р<0,05).

Приведенные выше факты свидетельствуют, что выигрыш матчей зависит от количества эффективно выполненных приемов мяча и блокирований.

По итогам количественного анализа игровой деятельности профессиональных волейболисток можно сделать вывод о том, что современные спортсменки имеют большой потенциал в увеличении эффективности и результативности технико -тактических действий в процессе соревнований. Характерно, что вклад каждого игрока в игровой процессе обусловлен его технико-тактическим мастерством и выполняемыми функциями на площадке.

Основной проблемой профессиональной волейбольной команды остается вопрос подбора рациональных средств технико-тактической подготовки, так как существует большая вариативность в морфологических характеристиках игроков. При этом необходимо отметить, что подготовка профессиональных волейболисток продолжает оставаться узкоспециализированной, однако тенденции развития современной игры требуют от спортсменок все большего универсализма.

Список литературы

1. Веласко Х Тенденции развития современного волейбола // Время волейбола. 2008. № 1. С. 104-106.

2. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх: монография. М.: Советский спорт, 2010. 336 с.

3. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. 230 с.

4. Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе // Теория и практика физической культуры. 2004. № 4. С. 30-33.

5. Макаров Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 7. С. 78-83.

6. Пустошило П.В., Губа В.П. Эффективность дифференцированного развития психофизиологических способностей волейболистов студенческих команд // Экстремальная деятельность человека. 2017. № 4(45). С. 23-25.

7. Родин А.В. Особенности этапного контроля индивидуальных технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта // Вестник спортивной науки. 2014. №_3. С. 9-12.

8. Усков В.А. Педагогическая технология программирования тактико-технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 2004. 54 с.

9. Хрусталев Г.А., Губа В.П. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 2015. № 6. С. 101-104.

Курочкина Наталья Андреевна, аспирант, kuichkina@,mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК); Дипломатическая академия министерства иностранных дел РФ,

Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., заслуженный работник высшей школы РФ, smolguba67@,mail, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Булыкина Лариса Владимировна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, vsht12@,mail. ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

TRENDS OF DEVELOPMENT OF PLAYING ACTIVITY IN PROFESSIONAL

FEMALE VOLLEYBALL

N.F. Kurochkina, V.P. Guba, L. V. Bulykina

The main trends of game actions in attack and defense of volleyball players of various qualifications are considered, taking into account changes in the rules of the game and new technologies in the training of athletes. The data on the degree of significance of specific game actions in the final result of the match were obtained using pedagogical observations, including video filming of the athletes' game activity during the competition, which allows the coach to more closely approach the planning and management of technical and tactical training at the stages of a multi-year training.

Key words: volleyball, competitive activity, game activity, technical and tactical actions, game techniques.

Kurochkina Natalya Andreyevna, graduate student, kuichkina@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIFK); Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, smolguba67@mail, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIFK),

Bulykina Larisa Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, vsht12@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIFK)

Reference

1. Velasko H Tendencii razvitiya sovremennogo volejbola // Vremya volejbola. 2008. № 1. S. 104-106.

2. Godik M.A., Skorodumova A.P. Kompleksnyj kontrol' v sportivnyh igrah: monografiya. M.: Sovetskij sport, 2010. 336 s.

3. Guba V.P., Marinich V.V. Teoriya i metodika sovremennyh sportivnyh issledovanij: monografiya. M.: Sport, 2016. 230 s.

4. Zheleznyak Yu.D., Shipulin G.Ya., Serdyukov O.E. Tendencii razvitiya klassicheskogo volejbola na sovremennom etape // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2004. № 4. S. 30-33.

5. Makarov Yu.M. Koncepciya formirovaniya igrovoj deyatel'nosti v sportivnyh igrah // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013. № 7. S. 78-83.

6. Pustoshilo P.V., Guba V.P. Effektivnost' differencirovannogo razvitiya psihofiziologicheskih sposobnostej volejbolistov studencheskih komand // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka. 2017. № 4(45). S. 23-25.

7. Rodin A.V. Osobennosti etapnogo kontrolya individual'nyh tekhniko-takticheskih dejstvij kvalificirovannyh sportsmenov v igrovyh vidah sporta // Vestnik sportivnoj nauki. 2014. № 3. S. 9-12.

8. Uskov V.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya programmirovaniya taktiko-tekhnicheskoj podgotovki sportsmenov v igrovyh vidah sporta: avtoref. dis. .. .d-ra ped. nauk. M., 2004. 54 s.

9. Hrustalev G.A., Guba V.P. Koncepciya upravleniya sorevnovatel'noj deyatel'nost'yu vysokokvalificirovannyh komand v sportivnyh igrah // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2015. № 6. S. 101-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.