Научная статья на тему 'Особенности точности передач связующего игрока'

Особенности точности передач связующего игрока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ВОЛЕЙБОЛИСТЫ 12-14 ЛЕТ / СВЯЗУЮЩИЙ ИГРОК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТОЧНОСТЬ ПЕРЕДАЧ / VOLLEYBALL / VOLLEYBALL PLAYERS 12-14 YEARS OLD / BINDING PLAYER / PHYSICAL TRAINING / TECHNICAL TRAINING / TACTICAL TRAINING / ACCURACY OF GEAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Надежда Валентиновна, Кулешов Роман Сергеевич, Иксанова Кристина Валериевна, Данилов Александр Викторович

Представлен экспериментальный комплекс специальных упражнений для сопряженного развития физических качеств и освоения навыка передачи юных связующих игроков с учетом особенностей, влияющих на точность передач. Показаны результаты педагогического эксперимента по внедрению комплекса упражнений в тренировочные занятия волейболистов 12-14 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Надежда Валентиновна, Кулешов Роман Сергеевич, Иксанова Кристина Валериевна, Данилов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ACCURACY TRANSMISSION OF PLAYER PLAYER

An experimental set of special exercises is presented for the interconnected development of physical qualities and the mastering of the skill of transmitting young binding players, taking into account the features affecting the accuracy of transmissions. The results of the pedagogical experiment on the introduction of a set of exercises in volleyball players' training sessions of 12-14 years are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности точности передач связующего игрока»

УДК 796.325:303.833

ОСОБЕННОСТИ ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАЧ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА

Н.В. Макарова, Р.С. Кулешов, К.В. Иксанова, А.В. Данилов

Представлен экспериментальный комплекс специальных упражнений для сопряженного развития физических качеств и освоения навыка передачи юных связующих игроков с учетом особенностей, влияющих на точность передач. Показаны результаты педагогического эксперимента по внедрению комплекса упражнений в тренировочные занятия волейболистов 12-14 лет.

Ключевые слова: волейбол, волейболисты 12-14 лет, связующий игрок, физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, точность передач.

Современный волейбол подразумевает разделение игроков на конкретные амплуа, самым сложным из них является позиция связующего игрока (Кунянский В.А., 2014). Его игровую подготовку характеризуют следующее качества: точная и мягкая передача, тонкое понимание игровой ситуации, принятие правильного решения в игровом моменте, сообразительность, быстрота реакции, самообладание, развитое периферическое зрение, лидерские способности [8].

По мнению А.В. Беляева и М.В. Савиной (2011), главной особенностью данного амплуа является выполнение передачи мяча, преимущественно для последующего атакующего удара нападающим игроком. В игровом моменте связующий игрок должен отдать пас в самый незащищенный участок сетки, опережая защитные действия соперников. Как правило, выполнению передач предшествуют быстрые перемещения из разных исходных положений, а также другие приемы, требующие мгновенного переключения внимания и моментальной оценки игровой ситуации и правильного решения в зависимости от игрового момента [3].

Следовательно, основа успешных действий связующего игрока состоит из быстроты перемещения, мгновенной и правильной оценки игровой обстановки, умения контролировать несколько объектов, своевременности принятия решений, умения скрывать преднамеренность действий, своевременности, мягкости и меткости передач мяча, быстрого переключения интенсивного и устойчивого внимания в течение длительного периода времени, умения поддерживать положительное эмоциональное настроение партнеров по команде. Немаловажным показателем успешности связующего игрока является личностные качества, способствующие организации более успешного взаимодействия с игроками в команде.

Ю.Д. Железняк с соавторами (2005) считают, что в настоящее время не остается сомнений в необходимости универсальной подготовки связующих игроков. Оптимальным возрастом для ее начала является период с 12-14 лет, так как в этом возрасте формируется стабильность игры, сосредоточенность, мышечная память и логическое мышление. Деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем увеличивает свои показатели, что способствует развитию большинства необходимых связующему игроку физических способностей [4].

Анализируя вышеперечисленное, очевидно, что в подготовке волейбольной команды к соревновательной деятельности уровень игры связующего игрока как ведущего звена в команде является одной из актуальных проблем, решение которой найдено в нашем комплексе упражнений, направленных на повышение точности передач в сочетании со специальной физической подготовкой и совершенствованием техническо-тактических действий игрока.

Цель нашего исследования - разработать комплекс специальных упражнений для сопряженного развития физических качеств и освоения навыка передачи юных связующих игроков с учетом особенностей, влияющих на точность передач и проверить его эффективность.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие

задачи:

1. Определить особенности, влияющие на точность передач связующего игрока.

2. Разработать комплекс разнообразных упражнений, направленных на совершенствование точности второй передачи и двигательных способностей связующего игрока.

3. Определить эффективность разработанного комплекса в процессе педагогического эксперимента.

Анализ научно-методической литературы позволил нам выявить основные факторы, влияющие на точность передач связующего игрока в волейболе:

1. Положение кистей рук на мяче. Необходимо, чтобы основная нагрузка приходилась на первые две фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев. Все фаланги расставлены оптимально широко, безымянный и мизинец поддерживают мяч сбоку, кисти рук встречают мяч над лицом, руки в локтях и колени сгибаются незначительно, ноги вместе, либо одна нога впереди, ступни - параллельно. Передача мяча осуществляется синхронными и последовательными действиями, плавным выпрямлением ног, туловища и рук. Усилие в ногах обусловлено расстоянием, на которое выполняется передача. При передачах в прыжке на среднее и большое расстояние руки в локтях сгибают больше, что объясняется необходимостью компенсировать отсутствие усилия в ногах. Особенность выполнения передачи такова, что основные усилия для

посыла мяча приходятся на кисти рук. Для этого выход к летящему мячу необходимо завершать как можно раньше, что создаст условия не только для точной передачи, но и для лучшей ориентировки в игре [1].

2. Выбор правильной позиции. В зависимости от расположения блокирующих на другой стороне, расположение противника на площадке, уровня их сыгранности и расположения своих нападающих, а также от «доводки», целесообразно выполнять передачу тому игроку, который, вероятнее всего, забьет и принесет очко команде.

Ю.Л. Кислицын с соавторами (2015) в своей работе отмечают, что эффективность действий «связки» во многом зависит от:

1) точной и мягкой передачи мяча;

2) тонкого понимания игровой ситуации, сообразительности;

3) быстроты реакции;

4) самообладания связующего;

5) развитого периферического зрения.

Специальная профессиограмма игровой деятельности связующего показывает, что основу его успешных действий составляют:

1) быстрые перемещения;

2) мгновенная и правильная оценка игровой обстановки;

3) быстрота ответных действий;

4) умение контролировать несколько объектов и принимать решения;

5) скрывать преднамеренность действий;

6) своевременность;

7) мягкость и меткость передач мяча;

8) быстрое переключение от одних действий к другим;

9) интенсивное и устойчивое внимание в течение длительного периода времени;

10) умение поддерживать положительное эмоциональное настрое -ние партнеров по команде и постоянно личными действиями способствовать их организации для более успешного взаимодействия.

11) вариативность двигательных действий [5].

Изучив основные факторы эффективности действий связующего игрока, нами был разработан комплекс упражнений, который включал в себя три этапа подготовки.

Первый этап направлен на сопряженное развитие физических качеств и освоения навыка второй передачи.

Упражнения для развития быстроты передвижения:

1) бег с высокого и низкого старта на различные отрезки (10-20 м);

2) бег «елочкой», челночный бег (отрезки 5-10 м);

3) бег с остановками и ускорениями с места в пределах границ площадки: например, бег из-за лицевой линии к сетке, остановка, передвижение спиной вперед до линии нападения, остановка и бег вперед к сетке и т. д.;

4) передвижения на скорость в структуре «выходов» связующего: например, бег из зоны 1 к сетке, остановка, передвижение приставными шагами левым боком до зоны 6, остановка, бег к зоне 4, остановка, передвижение спиной в зону 1 и т. д.

Упражнения для развития силы и скорости сокращения мышц, принимающих участие в выполнении передачи мяча:

1) сжимание кистевого эспандера;

2) сгибание и выпрямление рук в упоре лежа;

3) передвижения на руках: вправо, влево; ноги удерживает партнер;

4) толчки набивного мяча массой 1-2 кг вперед-вверх и за голову;

5) передача двумя руками в стену утяжеленного волейбольного, баскетбольного мяча. Данное упражнение повторяется многократно, расстояние до стены и скорость передач постепенно увеличивается.

Упражнения для освоения навыка второй передачи - техническая подготовка:

1) передачи двумя руками на различном расстоянии от стены, с различной скоростью, из разных исходных положений: лицом, боком, спиной к направлению передачи, сидя, в прыжке, переходя из одного исходного положения в другое;

2) передача на точность. С этой целью необходимо применять различные мишени, которые чертятся на стене, на разной высоте от пола;

3) работа с мячом после отскока от стены - передача над собой, поворот на 180 ° - передача за голову, поворот лицом, передача двумя руками над собой и т. д.;

4) верхняя передача руками в стену, чередуя с передачами, используя специальные приспособления, такие, как переносные и подвесные кольца, баскетбольные кольца и т. п.;

5) работа тренера со связующим игроком. Партнер располагается в зоне 3, связующий в одной из тыловых зон. Тренер подбрасывает мяч на высоту 3-5 м. Связующий быстро перемещается к мячу и выполняет передачу по заданию тренера.

Второй этап включал в себя подвижные игры с элементами волейбола: игра «Теннис», чередование количества игроков: 1x1, 2*2, 3*3, 4^4, количество возможных касаний; игры на быстроту реакции: «Китайский дракон», «Вышибалы» и др.

Третий этап состоял из упражнений на взаимодействие связующего игрока с нападающими, моделирующие всевозможные игровые ситуации.

Разработанный комплекс упражнений тестировался в ходе педагогического эксперимента на базе СДЮСШОР «Юность» г. Сызрань. Всего в эксперименте приняли участие 24 спортсмена в возрасте 12-14 лет. Экспериментальная группа - 12 чел., контрольная - 12 чел. На тренировочных занятиях в экспериментальной группе применялся разработанный нами комплекс специальных упражнений, способствующий повышению показа-

телей точности передачи связующего игрока. Контрольная группа занима -лась по программе ДЮСШ, согласно которой упражнения для связующего игрока входят в состав технико-тактических упражнений группового характера. Результаты эксперимента представлены в таблице.

Показатели точности передачи связующего игрока до и после педагогического эксперимента

Срез Показатели КГ(П=10) ЭГ(П=10) Р2

До эксперимента M±m Ко 130,02±3,12 128,16±2,25 >0,05

Кр 63,34±1,16 64,13±2,45 >0,05

Кр, % 48,72 50,03 >0,05

После эксперимента M±m Ко 135,25±3,14 133,84±2,49 >0,05

Кр 65,11±1,98 72,64±1,51 <0,05

Кр, % 48,14 54,27 <0,05

Pl >0,05 <0,05

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; Ко - коэффи-

циент объема, Кр - коэффициент результативности; М - среднее арифметическое; т - стандартная ошибка среднего арифметического; Р]- достоверность различий внутри групп по критерию Вилкоксона; Р2- достоверность различий между группами по критерию Мана-Уитни.

Из результатов таблицы следует, что до педагогического эксперимента достоверных различий в объёме совершенных передач связующих игроков контрольной и экспериментальных групп обнаружено не было (130,02±3,12; 128,16±2,25; Р2>0,05). Также не было обнаружено статистических достоверных различий в показателях результативности совершенных передач (63,34±1,16; 64,13±2,45; Р2>0,05). Следовательно, до педагогического эксперимента группы были статистически однородны, что говорит о возможности проведения педагогического эксперимента.

После педагогического эксперимента достоверных различий в коэффициенте объёма передач связующих игроков не выявлено (135,25±3,14; 133,84±2,49; Р2>0,05). В показателях коэффициента результа -тивности передач связующих игроков обнаружены достоверно значимые различия (65,11±1,98; 72,64±1,51; Р2<0,05).

Таким образом, результаты проведенного педагогического экспе -римента свидетельствует о том, что разработанный комплекс упражнений можно считать эффективным.

Ведущими качествами связующего игрока являются: быстрые перемещения, мгновенная и правильная оценка игровой обстановки, принятие правильного решения в той или иной ситуации, быстрота ответных действий, умение вести контроль нескольких объектов: летящий мяч, перемещения партнеров и игроков соперника, вариативность двигательных действий и принятие быстрого решения, скрывать предна -меренность действий, своевременность, мягкость и меткость передач мяча,

быстрое переключение от одних действий к другим, интенсивное и устойчивое внимание в течение длительного периода времени, умение поддерживать положительное эмоциональное настроение партнеров по команде и постоянно личными действиями способствовать их организации для более успешного взаимодействия.

Разработанный комплекс разносторонних упражнений эффективно повлиял на точность передач связующих и позволил повысить техническую подготовленность юных волейболистов.

Список литературы

1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола // Спорт в школе. 2008. № 23. [Электронный ресурс]. URL: https :// spo. 1sept.ru/view article.php?ID=200802305 (дата обращения: 10.06.2019).

2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.: ТВТ Дивизион, 2011. 753 с.

3. Беляев А.В., Савина М.В. Волейбол: учебник для высш. учеб. завед. физ. культуры. М.: Физкультура, образование, наука, 2011. 368 с.

4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол: методическое пособие по обучению игре. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. 112 с.

5. Кислицын Ю.Л., Решетников Н.В., Палтиевич Р.Л. Физическая культура: учебник. М.: Академия, 2015. 176 с.

6. Кобцов С.Н. О технологии обучения волейболу // Физическая культура в школе. 2001. № 3. С. 18-20.

7. Кунянский В.А. Волейбол. О некоторых аспектах игры и судейства. М.: Дивизион, 2015. 322 с.

8. Кунянский В.А. Волейбол. О судьях и судействе. М.: Спорт АкадемПресс, 2014. 944 с.

Макарова Надежда Валентиновна, канд. пед. наук, доц., avramova-84@mail.ru, Россия, Псков, Псковский государственный университет,

Кулешов Роман Сергеевич, аспирант, roman. kuleshov. 92@mail. ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры,

Иксанова Кристина Валериевна, преподаватель, kristina-iksanova@mail.ru Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы,

Данилов Александр Викторович, канд. биол. наук, доц., зав. кафедрой, alexmarina04@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

PECULIARITIES OF ACCURACY TRANSMISSION OF PLAYER PLAYER N.V. Makarova, R.S. Kuleshov, K.V. Iksanova, A.V. Danilov

An experimental set of special exercises is presented for the interconnected development of physical qualities and the mastering of the skill of transmitting young binding players, taking into account the features affecting the accuracy of transmissions. The results of the pedagogical experiment on the introduction of a set of exercises in volleyball players' training sessions of 12-14 years are shown.

Key words: volleyball, volleyball players 12-14 years old, binding player, physical training, technical training, tactical training, accuracy of gear.

Makarova Nadezhda Valentonovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, avramova-84@mail. ru, Russia, Pskov, Pskov State University,

Kuleshov Roman Sergeevich, graduate student, roman. kuleshov. 92@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Education,

Iksanova Kristina Valerievna, lecturer, kristina-iksanova@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Danilov Alexander Viktorovich, candidate of biological sciences, associate professor, head of chair, alexmarina04@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Reference

1. Aginako L. Obuchenie tekhnicheskim elementam volejbola // Sport v shkole. 2008. № 23. [Elektronnyj resurs]. URL: https://spo.1sept.ru/view_article.php?ID=200802305 (data obrashcheniya: 10.06.2019).

2. Belyaev A.V. Volejbol: teoriya i metodika trenirovki. M.: TVT Divizion, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

753 c.

3. Belyaev A.V., Savina M.V. Volejbol: uchebnik dlya vyssh. ucheb. zaved. fiz. kul'tury. M.: Fizkul'tura, obrazovanie, nauka, 2011. 368 s.

4. Zheleznyak Yu.D., Kunyanskij V.A., Chachin A.V. Volejbol: metodicheskoe posobie po obucheniyu igre. M.: Terra-Sport, Olimpiya Press, 2005. 112 s.

5. Kislicyn Yu.L., Reshetnikov N.V., Paltievich R.L. Fizicheskaya kul'tura: uchebnik. M.: Akademiya, 2015. 176 s.

6. Kobcov S.N. O tekhnologii obucheniya volejbolu // Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2001. № 3. S. 18-20.

7. Kunyanskij V.A. Volejbol. O nekotoryh aspektah igry i sudejstva. M.: Divizion, 2015. 322 c.

8. Kunyanskij V.A. Volejbol. O sud'yah i sudejstve. M.: Sport AkademPress, 2014.

944 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.