ТЕМА 2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ
METHODS OF TEACHING VOLLEYBALL IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL EDUCATION WITH FIRST-YEAR STUDENTS
Батова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
Орел, Россия Batova Elena natolievna candidate of pedagogic sciences, associate Professor department of applied physical culture Orel state university named after I S. Turgenev
Orel, Russia
Маков Игорь Владимирович
доцент
кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Орел, Россия Makov Igor Vladimirovich associate Professor department of applied physical culture Orel state university named after I S Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматривается начальный этап обучения технике игры в волейбол в высших учебных заведениях. Представлена техника выполнения основных технических приемов и методика обучения базовым элементам игры в волейбол. Приведены примерные подводящие упражнения для освоения технических элементов.
Abstract. The article considers the initial stage of learning the technique of playing volleyball in higher education institutions. Presents the technique of basic techniques and methods of teaching basic elements of volleyball. Given the approximate lead-in exercises for the development of technical elements.
Ключевые слова: волейбол, студент, обучение, техника игры, упражнение.
Keywords: volleyball, student, training, technique, exercise.
Волейбол занимает одно из ведущих мест на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях. Систематические занятия волейболом
оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, развитие основных физических качеств - быстроты, ловкости, выносливости, координации, силы; способствуют формированию здорового образа жизни, быстрому и успешному освоению жизненно важных двигательных умений и навыков. Кроме того, занятия волейболом предусматривают формирование положительных личностных качеств, необходимых каждому человеку. Они развивают такие качества, как дисциплинированность, коммуникабельность, исполнительность, чувство товарищества, коллективизма и взаимопомощи. Главная задача занятий: обучение студентов техническим приемам игры в волейбол.
Эффективность занятий волейболом во многом зависит от грамотного планирования. Центральное место занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов.
Для правильного построения учебного процесса важное значение имеет последовательность изучения программного материала по принципу «от простого к сложному». Главным образом учитываются состояние материально-технической базы и уровень физической подготовленности обучающихся. Исходя из этого, определяется допустимая нагрузка при выполнении упражнений на занятиях физической культурой при изучении технико-тактического материала.
На каждом учебном занятии студенты не только изучают новое двигательное действие, но и закрепляют ранее изученный материал, совершенствуют полученные двигательные навыки. Кроме изучения технико-тактических действий и совершенствования навыков, уделяется внимание физической подготовке, как общей, так и специальной. Эта оздоровительная направленность прослеживается на каждом учебном занятии.
Базовыми составляющими техники игры в волейбол являются стойки и передвижения. От степени овладения ими зависит успешность различных действий. Стойка - это наиболее рациональное положение волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры. В зависимости от игровой ситуации различают высокую стойку (при выполнении второй передачи), среднюю стойку (при приеме мяча с подачи) и низкую стойку (при приеме силовой подачи или после нападающего удара). Передвижения включают ходьбу, бег, перемещения приставными шагами в стороны и спиной вперед, остановку в шаге и др.
Для студентов очень важно научиться сочетать различные способы передвижения с остановками и принятием необходимой стойки. Кроме того, они должны уметь выбирать способы перемещения в зависимости от игровой ситуации.
При выполнении любой стойки студентам следует помнить, что ноги должны быть полусогнуты, стопы располагаются на ширине плеч, одна нога впереди другой, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах.
Примерные подводящие упражнения при обучении стойкам и перемещениям:
1. Бег: обычный, приставными шагами в сторону, спиной вперед, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, с изменениями направления, с ускорениями, челночный бег.
2. Прыжки с продвижением вперед: отталкиваясь ногами поочередно, отталкиваясь ногами одновременно.
3. Ходьба и прыжки в полуприседе и приседе.
4. Упражнения с мячом для развития ловкости.
Одним из главных технических приемов игры в волейбол является верхняя передача мяча. Обучающийся принимает положение ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах, кисти расположены перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед-в стороны.
Передача мяча начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук. Заключительное движение кистей рук придает необходимое направление полета мяча.
Примерные подводящие упражнения при обучении верхней передачи мяча:
1. Имитация положения кистей на мяче (обхватить мяч).
2. Поднять мяч с пола, сохраняя при этом положение кистей на мяче.
3. Низкий дриблинг мяча в пол двумя руками на месте (10-20 см).
4. Верхняя передача мяча в стену на минимальном расстоянии.
5. Верхняя передача мяча над собой на минимальную высоту.
6. Верхняя передача над собой в приседе.
7. Подбросить мяч над собой, поймать в положении верхней передачи.
8. Верхняя передача мяча над собой на различные расстояния.
9. Верхняя передача над собой с перемещением различными способами.
10. Верхняя передача в парах.
Прием мяча двумя руками снизу используется при приеме подач, нападающих ударов и низко летящих мячей. Обучающийся принимает положение ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, стопы параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, находясь в суппинированном положении на одном уровне, кисти соединены, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет разгибания ног в коленях, выпрямления туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу.
Примерные подводящие упражнения при обучении приему мяча двумя руками снизу:
1. Бросок мяча в стену, прием мяча снизу, направляя его в стену.
2. Многократное выполнение нижней передачи в стену.
3. Бросок партнера, прием мяча снизу.
4. Многократное выполнение передачи снизу над собой.
5. Выполнение нижней передачи с неточного набрасывания партнером мяча вперед, вправо, влево от игрока.
6. Нижняя передача в парах.
7. Нижняя передача над собой с перемещением вперед, назад, в сторону.
После освоения основных технических приемов игры в волейбол,
проводится мониторинг успеваемости студентов по сдаче ими зачетных требований, предусмотренных учебной программой по физической культуре.
Таким образом, определенный объем умений и навыков по разделу программы по волейболу студенты-первокурсники усваивают в течение курса обучения.
Литература
1. Аверин И. В. Специальная подготовка волейболиста // Спорт в школе. - 2000. - №11-12. - С.9-16.
2. Волейбол //Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства /Под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2004. - С. 5-95.
3. Игровые упражнения как средство развития физических качеств волейболистов. - М.: ФОН, 1966.
4. Кириллова Н.В. Обучение технике передачи мяча в волейболе //Спорт в школе. - 2001. - №8. - С. 18-19.
5. Кунянский В.А. Волейбол: О некоторых аспектах игры и судейства. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 72 с.
6. Спортивные игры: техника, методика обучения /Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2002
References:
1. Averin I. V. Special'naya podgotovka volejbolista [Special training volleyball playe]. Sport v shkole - Sports in school, 2000, no. 11-12, pp.9-16.
2. Zheleznyak Yu.D. [ed.], Portnov Yu. M. [ed.]. Volejbol [Volleyball ]. Sportivnye igry: Sovershenstvovanie sportivnogo masterstva [Sports games: Perfection of sports skill]. Moscow, Akademiya Publ., 2004, pp. 5-95.
3. Igrovye uprazhneniya kak sredstvo razvitiya fizicheskih kachestv volejbolistov [Game exercises as a means of developing the physical qualities of volleyball players]. Moscow, FON Publ., 1966.
4. Kirillova N. V. Obuchenie tekhnike peredachi myacha v volejbole [Training in the technique of transferring the ball in volleyball]. Sport v shkole - Sports in school, 2001, no. 8, pp. 18-19.
5. Kunyanskij V. A. Volejbol: O nekotoryh aspektah igry i sudejstva [Volleyball: On some aspects of the game and refereeing]. Moscow, TVT Divizion Publ., 2009, 72 p.
6. Zheleznyak Yu.D. [ed.], Portnov Yu. M. [ed.]. Sportivnye igry: tekhnika, metodika obucheniya [Sports games: technique, teaching methods]. Moscow, Akademiya Publ., 2002.