Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лосев А.В., Лосев В.Ю.

Цель исследования - оценка эффективности использования тренажерных устройств для совершенствования техники выполнения передачи мяча сверху и снизу двумя руками волейболистов, не являющихся связующими игроками. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 квалифицированных волейболистов, не являющихся связующими игроками. На протяжении восьми недель в ЭГ-1 для совершенствования точности вторых передач применялся специальный тренажер, создающий визуальную обратную связь. В ЭГ-2 в качестве обратной связи использовались вербальные указания тренера. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что использование в тренировочном процессе волейболистов тренажерных устройств, с целью конкретизации места передачи мяча, повысило эффективность упражнений, направленных на совершенствование точности выполнения передач мяча снизу и сверху двумя руками, что выразилось в значительном повышении точности выполняемых передач. Перспектива дальнейших исследований связана с выявлением взаимосвязи точности выполнения вторых передач игроками, не являющимися связующими, в тренировочной деятельности с использованием тренажерных устройств и эффективностью нападающих ударов, выполняемых со второй передачи не от связующего, в соревновательной деятельности волейболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лосев А.В., Лосев В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLLEYBALL SETTING SKILLS (SECOND CONTACT) TRAININGS WITH PRACTICE TARGETS

Objective of the study was to analyze benefits of special practice target for the overhand/ underhand setting skills training by non-setter players. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 21.3±4.7 year-old 187±9.7cm tall volleyball players (n=20) with the 5-plus-year experiences trained 3-plus times a week including 3 liberos, 6 central blockers, 7 side players and 4 diagonal players. The sample was randomly grouped into a visual feedback group (Experimental Group-1) and verbal feedback group (Experimental Group-2) tested virtually the same (with statistically insignificant differences) by the pre-experimental tests. During the eight-week experiment, the groups were trained three times a week. The Experimental Group-1 trainings were assisted by visual feedback with practice targets; and the Experimental Group-2 trainings included verbal/ instructive feedback from the coach. The group progresses in overhand/ underhand setting skills were rated on the following scale Results and conclusion. The pre- versus post-experimental underhand set test data analysis showed significant (p <0.05) benefits of the practice-target-assisted feedback training versus the verbal/ instructive feedback procedure. It should be mentioned, however, that the latter also ensured statistically significant (p <0.05) progress in game techniques. The study found the practice-target-assisted training system being beneficial for the setting skills training in volleyball as verified by the pre- versus post-experimental setting accuracy tests. Further practice-target-assisted trainings and studies are recommended giving a special priority to the setting skills training by non-setter players and attack success tests and analyses for combinations with sets from non-setters in trainings and competitions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 20.04.2021 г.

Кандидат педагогических наук А.В. Лосев1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

VOLLEYBALL SETTING SKILLS (SECOND CONTACT) TRAININGS WITH PRACTICE TARGETS

PhD A.V. Losev1

PhD, Associate Professor V.Y. Losev1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: peshkova_ffk@mail.ru

(U □

. ±i □

и

га у

г. CL

ч—

. О OJ

CL

' "О С га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - оценка эффективности использования тренажерных устройств для совершенствования техники выполнения передачи мяча сверху и снизу двумя руками волейболистов, не являющихся связующими игроками.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 квалифицированных волейболистов, не являющихся связующими игроками. На протяжении восьми недель в ЭГ-1 для совершенствования точности вторых передач применялся специальный тренажер, создающий визуальную обратную связь. В ЭГ-2 в качестве обратной связи использовались вербальные указания тренера.

Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что использование в тренировочном процессе волейболистов тренажерных устройств, с целью конкретизации места передачи мяча, повысило эффективность упражнений, направленных на совершенствование точности выполнения передач мяча снизу и сверху двумя руками, что выразилось в значительном повышении точности выполняемых передач. Перспектива дальнейших исследований связана с выявлением взаимосвязи точности выполнения вторых передач игроками, не являющимися связующими, в тренировочной деятельности с использованием тренажерных устройств и эффективностью нападающих ударов, выполняемых со второй передачи не от связующего, в соревновательной деятельности волейболистов.

Ключевые слова: волейбол, тренажерные устройства, тренировка.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits of special practice target for the overhand/ underhand setting skills training by non-setter players. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 21.3±4.7 year-old 187±9.7cm tall volleyball players (n=20) with the 5-plus-year experiences trained 3-plus times a week including 3 liberos, 6 central blockers, 7 side players and 4 diagonal players. The sample was randomly grouped into a visual feedback group (Experimental Group-1) and verbal feedback group (Experimental Group-2) tested virtually the same (with statistically insignificant differences) by the pre-experimental tests. During the eight-week experiment, the groups were trained three times a week. The Experimental Group-1 trainings were assisted by visual feedback with practice targets; and the Experimental Group-2 trainings included verbal/ instructive feedback from the coach. The group progresses in overhand/ underhand setting skills were rated on the following scale Results and conclusion. The pre- versus post-experimental underhand set test data analysis showed significant (p <0.05) benefits of the practice-target-assisted feedback training versus the verbal/ instructive feedback procedure. It should be mentioned, however, that the latter also ensured statistically significant (p <0.05) progress in game techniques. The study found the practice-target-assisted training system being beneficial for the setting skills training in volleyball as verified by the pre- versus post-experimental setting accuracy tests. Further practice-target-assisted trainings and studies are recommended giving a special priority to the setting skills training by non-setter players and attack success tests and analyses for combinations with sets from non-setters in trainings and competitions.

Keywords: volleyball, exercise machines, training session.

Введение. На сегодняшний день в волейболе достаточно широко используются различные тренажерные устройства, в частности для повышения физической подготовленности игроков, совершенствования техники ударных движений и приема мяча [2, 4, 5].

Специальные тренажерные устройства в тренировочном процессе волейболистов, в том числе, могут использоваться для создания у игроков зрительной обратной связи (ОС), которая выполняет важнейшую функцию при обучении и совершенствовании техники выполнения игровых элементов

в любом виде спорта. В общих чертах ОС можно описать как информацию, получаемую занимающимися в течение или после выполнения двигательного действия. Д. А. Владимиров доказал, что применение ОС в удобном для спортсменов варианте обеспечивает более высокий уровень освоения двигательного навыка [3].

Сенсорно-перцептивная система человека обеспечивает внутреннюю составляющую ОС и является естественным следствием двигательного действия. ОС, поступающая от источника, который является внешним для занимающе-

гося, является дополнительным каналом ОС, что позволяет расширить информацию, поступающую от внутреннего канала ОС [1, 6]. Тренеры, как правило, стараются обеспечить своих занимающихся ОС в полной мере, чтобы помочь им исправить совершаемые ошибки, закрепить правильную технику двигательного приема, а также улучшить его выполнение, как в тренировочной, так и соревновательной деятельности.

Цель исследования - оценка эффективности использования тренажерных устройств для совершенствования техники выполнения передачи мяча сверху и снизу двумя руками волейболистами, не являющимися связующими игроками.

Методика и организация исследования. В научном исследовании приняли участие 20 игроков (3 либеро, 6 центральных блокирующих, 7 доигровщиков, 4 диагональных игрока) в возрасте 21,3±4,7 лет, ростом 187±9,7 см, тренирующихся не менее трех раз в неделю, опыт занятий волейболом - более пяти лет.

Занимающиеся были случайным образом распределены на группы визуальной обратной связи (ЭГ-1) и вербальной обратной связи (ЭГ-2), таким образом, чтобы не было статистически значимой разницы между результатами предварительного тестирования между группами. В течение восьми недель обе группы тренировались три раза в неделю, содержание тренировочных занятий различалось тем, что в ЭГ-1 в определенных упражнениях использовался специальный тренажер, позволяющий создать для волейболистов визуальную обратную связь, у группы ЭГ-2 корректировка точности передач производилась с помощью вербальных указаний тренера.

Эффективность выполнения передачи мяча снизу и сверху двумя руками была определена с помощью разработанной оценочной шкалы (табл. 1).

Процедура контрольного испытания: передачи выполнялись после наброса тренером мяча в шестую зону. Движение под мяч осуществлялось из 5-й зоны в случае передачи мяча во 2-ю зону, и из 1-й зоны при передаче в 4-ю зону. Передача мяча сверху и снизу выполнялись в тренажер - цель, которые находились в соответствующих зонах на высоте 3 м, на расстоянии 0,5 м от сетки. Цель представляет собой внутренний круг с радиусом 0,5 м и внешний круг с радиусом 1 м, устанавливаемые на различной высоте.

Каждая успешная передача во внутренний круг оценивалась в 10 баллов, точная передача во внешний круг -в 5 баллов. Участниками было выполнено из 6-й зоны

Таблица 1. Шкала оценки качества передач

Баллы Оценка

81-100 Отлично

51-80 Хорошо

31-50 Удовлетворительно

0-30 Неудовлетворительно

по 10 передач сверху и снизу двумя руками во 2-ю игровую зону, аналогично по 10 в 4-ю зону. Успешная передача определялась с помощью использования тренажерного устройства. Выполнение передач мяча записывалось на видеокамеру и в дальнейшем результаты обрабатывались для обеих групп. Результаты контрольного испытания представлялись в виде суммы баллов, набранных за 10 передач для каждой зоны и способа выполнения передачи мяча в отдельности.

Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 2 представлены результаты ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после эксперимента для передач мяча снизу двумя руками во 2-ю и 4-ю зоны.

На основании результатов выполнения передач снизу двумя руками после восьми недель педагогического эксперимента можно сделать вывод о том, что использование тренажерного устройства в качестве визуальной обратной связи является более эффективным средством увеличения точности выполнения передач по сравнению с вербальной обратной связью со стороны тренера (р<0,05). При этом необходимо отметить, что вербальная обратная связь также является статистически эффективным средством коррекции двигательного действия игроков (р<0,05).

В табл. 3 представлены результаты ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после эксперимента для передач мяча сверху двумя руками во 2-ю и 4-ю зоны.

По результатам исследования точности выполнения передачи сверху двумя руками можно сделать вывод о том, что и при совершенствовании данного технического элемента использование тренажерного устройства в качестве средства визуальной обратной связи для волейболистов показывает большую эффективность по сравнению с использованием вербальной обратной связи для спортсменов (р<0,05).

Также наше исследование показало, что выполнение передач мяча сверху двумя руками игроками, не являющимися связующими, имеет большую точность по сравнению с передачами мяча снизу двумя руками (р<0,05) (табл. 4).

Таблица 2. Результаты контрольного испытания передача мяча снизу двумя руками в ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после 8 недель педагогического эксперимента (баллы)

Группа Передача во 2-ю зону Передача в 4-ю зону Достоверность различий между результатами до и после эксперимента для передач мяча

До После До После Во 2-ю зону В 4-ю зону

ЭГ-1 27,1±5,9 52,4±4,9 28,5±8,2 52±4,9 р<0,05 р<0,05

ЭГ-2 29±10,7 42,6±10,3 27±10,1 42±11,4 р<0,05 р<0,05

Достоверность различий между ЭГ-1 и эГ-2 р>0,05 р<0,05 р>0,05 р<0,05

Таблица 3. Результаты контрольного испытания передача мяча сверху двумя руками в ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после 8 недель педагогического эксперимента (баллы)

Группа Передача во 2-ю зону Передача в 4-ю зону Достоверность различий между результатами до и после эксперимента для передач мяча

До После До После Во 2-ю зону В 4-ю зону

ЭГ-1 44,5±6 65,6±5,2 50,5±6 71±7,4 р<0,05 р<0,05

ЭГ-2 41,1±5,6 58,6±5,2 47,4±9,8 64,5±5,5 р<0,05 р<0,05

Достоверность различий между ЭГ-1 и ЭГ-2 р>0,05 р<0,05 р>0,05 р<0,05

№7 • 2021 Июль | July

http://www.teoriya.ru

99

Таблица 4. Сравнительный анализ точности выполнения передач мяча сверху и снизу двумя руками в ЭГ-1 и ЭГ-2 по зонам после эксперимента

Контрольное испытание ЭГ-1 ЭГ-2

Передача сверху в 4-ю зону 71±7,4 64,5±5,5

Передача снизу в 4-ю зону 52±4,9 42±11,4

Достоверность различий между результатами p<0,05 p<0,05

Передача сверху во 2-ю зону 65,6±5,2 58,6±5,2

Передача снизу во 2-ю зону 52,4±4,9 42,6±10,3

Достоверность различий между результатами p<0,05 p<0,05

Необходимо отметить, что при выполнении передач мяча сверху двумя руками точность выполнения передач в 4-ю зону значительно выше передачи мяча во 2-ю зону, как по результатам ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после эксперимента (р<0,05), при том, что точность передач в обе зоны способом двумя руками сверху выросла в обеих группах, точность передач в 4-ю зону осталась выше относительно передач во 2-ю зону. Однако, при передаче мяча снизу двумя руками в обеих группах такой значительной разницы между передачами в 4-ю и 2-ю зону не наблюдалось, как до, так и после эксперимента.

Данный факт можно связать с тем, что во время соревновательной деятельности волейболистов в ситуациях, когда связующий игрок не может отдать вторую передачу или связующий выполнил первое касание, у игроков есть установка выполнять передачу в 4-ю зону доигровщику. Следовательно, таким ситуациям уделяется больше внимания в тренировочном процессе, то есть этот элемент является у игроков более «отработанным».

Однако, результаты испытуемых с амплуа «либеро» показывают, что точность выполняемых спортсменами передач во 2-ю зону значительно выше, чем в 4-ю зону. Мы это связываем с тем, что игроки «либеро» преимущественно выполняют свои функции в 5-й игровой зоне и чаще в «до-игровках» выполняют передачу во 2-ю зону, что так же находит свое отражение и в тренировочной деятельности. Однако количество испытуемых с амплуа «либеро», принявших участие в исследовании, было нерепрезентативно(три человека), что не позволяет делать достоверные выводы по данным игрокам.

Вывод. Результаты исследования показывают, что использование в тренировочном процессе волейболистов тренажерных устройств, с целью конкретизации места передачи мяча, повысило эффективность упражнений, направленных на совершенствование точности выполнения передач мяча снизу и сверху двумя руками, что выразилось в значительном повышении точности выполняемых передач.

Перспектива дальнейших исследований связана с выявлением взаимосвязи точности выполнения вторых передач игроками, не являющимися связующими, в тренировочной

деятельности с использованием тренажерных устройств и эффективностью нападающих ударов, выполняемых со второй передачи не от связующего, в соревновательной деятельности волейболистов.

Литература

1. Алексеев М.А. Решение человеком задачи выбора при вероятности подкреплением двигательных реакций / М.А. Алексеев, М.С. Залкинд, В.М. Кушнарев // Биологические аспекты кибернетики: сб. - М.: Изд-во. АН СССР, 1972. - С. 89-97.

2. Ашибоков М.Д. Повышение результативности прямого нападающего удара в волейболе (с использованием машины управляющего воздействия): дис. ... канд. пед. наук / М.Д. Ашибоков. -Майкоп, 2000. - 131 с.

3. Владимиров Д.А. Изучение оперативного мышления игроков амплуа «пасующий» с помощью разработанной методики те-t котирования / Д.А. Владимиров, А.В. Ежова // Перспективы

развития студенческого спорта и Олимпизма: сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. - Воронеж: Научная книга, 2018. - С. 223-229.

4. Новик Е. Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов / Е.Новик // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 12. - С. 42-44.

5. Эртман Ю.Н. Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств / Ю.Н. Эртман, А. А. Гераськин // Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115). - С. 156-160.

References

1. Alekseev M.A., Zalkind M.S., Kushnarev V.M. Reshenie chelovekom zadachi vybora pri veroyatnosti podkrepleniem dvigatelnyikh reaktsiy [Man's solution to problem of choice with likely improvement of motor reactions]. Biologicheskie aspekty kibernetiki [Biological aspects of cybernetics]. Moscow: AS SSSR publ., 1972. pp. 89-97.

2. Ashibokov M.D. Povyshenie rezultativnosti pryamogo napaday-ushchego udara v voleybole (s ispolzovaniem mashiny upravlyay-ushchego vozdeystviya) [Increasing effectiveness of direct spike in volleyball (using control machine)]. PhD diss.. Maikop, 2000. 131 p.

3. Vladimirov D.A., Ezhova A.V. Izuchenie operativnogo myshleniya igrokov amplua «pasuyushchiy» s pomoshchyu razrabotannoy meto-diki testirovaniya [Developed testing methodology to study setter's operational thinking]. Perspektivy razvitiya studencheskogo sporta i Olimpizma [Prospects for development of student sports and Olymp-ism]. Proceedings international research-practical student conference with international participation. Voronezh: Nauchnaya kniga publ., 2018. pp. 223-229.

4. Novik E. Primenenie trenazherov v konditsionnoy i tekhnicheskoy podgotovke voleybolistov [Use of simulators in conditioning and technical training of volleyball players]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2007. No. 12. pp. 42-44.

5. Ertman Y.N., Geraskin A.A. Postroenie protsessa sovershenstvovani-ya podach myacha kvalifitsirovannymi voleybolistkami s primeneniem tekhnicheskikh sredstv [Building process of improving ball serves by qualified volleyball players using technical means]. Omskiy nauchny vestnik. 2013. No. 1 (115). pp. 156-160.

6. Smith R.E. Positive reinforcement, performance feedback, and performance enhancement. In J.M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance. New York: McGraw-Hill Companies. 2006, 5th ed., pp. 41-57.

4

(U □

. ±i □

и

га у

г. CL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч—

. О OJ

CL

' TD С га

Ii

О (U .с Н

НОВЫЕ КНИГИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОМПЕНДИУМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР: ВОЛЕЙБОЛ, БАСКЕТБОЛ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / М.Т. ЛОБЖА, Н.Г. БАРТУНОВА, Т.О. ВЕРХОВЕНКО, Т.И. ХОЛМЕНКО. -САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ПГУПС, 2020. - 44 С. - ISBN 978-5-7641-1481-1.

Рассматриваются дидактические аспекты теории и практики спортивных игр на примере волейбола и баскетбола. Приводятся технико-тактические характеристики этих игр, а также варианты конспектов уроков по обучению и совершенствованию основных навыков игры в волейбол и баскетбол. Предназначено для преподавателей и студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.