Научная статья на тему 'Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток'

Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ / ВОЛЕЙБОЛ / VOLLEYBALL / ПСИХОМОТОРНЫЙ ЦИКЛ / PSYCHOMOTOR CYCLE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ / TWO-HAND OVERHEAD PASS / PLAYING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешева Н.С., Гетьман В.Д., Луткова Н.В., Колесников М.Б., Гринева Т.А.

В статье раскрывается содержание учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху волейболистками на базе освоения психомоторного цикла. В основе подхода лежат формирование знаний психомоторного цикла и выполнение практических заданий, предусматривающих применение этих знаний у волейболисток при выполнении передачи мяча двумя руками сверху. Цель исследования совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху волейболистками 17-18 лет на основеразработки содержания психомоторного цикла и его применения. В исследовании приняли участие 30 волейболисток 17-18 лет ДЮСШОР «Экран» г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Было проведено педагогическое наблюдение в ходе соревновательной деятельности волейболисток 17-18 лет, на основании которого определена эффективность выполнения передачи мяча двумя руками сверху в группах А и Б. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что разработку содержания и формирования знаний психомоторного цикла при выполнении передачи мяча двумя руками сверху целесообразно осуществлять, выделяя четыре фазы психомоторного цикла: готовность к действию; определение правильного времени и места действия; контроль мяча; объединение отдельных действий и их завершение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лешева Н.С., Гетьман В.Д., Луткова Н.В., Колесников М.Б., Гринева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток»

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО ЦИКЛА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК

УДК/UDC 796.325

Поступила в редакцию 31.05.2015 г.

Информация для связи с автором: nataliya_lutkova@mail.ru

Н.С. Лешева1

Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Гетьман1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова2 М.Б. Колесников1 Т.А. Гринева1

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

CONTENT OF PSYCHOMOTOR CYCLE AND ITS APPLICATION WHEN PRACTICING TWO-HAND OVERHEAD PASS IN WOMEN'S VOLLEYBALL

N.S. Lesheva1

Professor, Ph.D. V.D. Get'man1 Associate professor, Ph.D. N.V. Lutkova 2 M.B. Kolesnikov1 T.A. Grineva1

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

2

National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg

и

га у

г.

ч—

. О OJ

Аннотация

В статье раскрывается содержание учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху волейболистками на базе освоения психомоторного цикла. В основе подхода лежат формирование знаний психомоторного цикла и выполнение практических заданий, предусматривающих применение этих знаний у волейболисток при выполнении передачи мяча двумя руками сверху. Цель исследования - совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху волейболистками 17-18 лет на основераз-работки содержания психомоторного цикла и его применения. В исследовании приняли участие 30 волейболисток 17-18 лет ДЮСШОР «Экран» г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Было проведено педагогическое наблюдение в ходе соревновательной деятельности волейболисток 17-18 лет, на основании которого определена эффективность выполнения передачи мяча двумя руками сверху в группах А и Б.

По результатам исследования авторы пришли к выводу, что разработку содержания и формирования знаний психомоторного цикла при выполнении передачи мяча двумя руками сверху целесообразно осуществлять, выделяя четыре фазы психомоторного цикла: готовность к действию; определение правильного времени и места действия; контроль мяча; объединение отдельных действий и их завершение.

Ключевые слова: передача мяча двумя руками сверху, волейбол, психомоторный цикл, эффективность игровых действий.

Annotation

Modern volleyball is characterized by the fact that all teams try to put through a complex combination at the net, if possible. Therefore, the efficiency of the player who performs a pass for the purpose of arranging an attack, and his training are among the important tasks of the training process.

The purpose of the research was to develop the content of the psychomotor cycle aimed at improving the effectiveness of the two-hand overhead pass performed by volleyball players aged 17-18 years.

30 female volleyball players aged 17-18 years of the Children's and Youth Sports School of Olympic Reserve "Ekran" (St. Petersburg) and St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering were involved in the study.

Keywords: two-hand overhead pass, volleyball, psychomotor cycle, playing efficiency.

с

га

^

О (U .c I—

Введение. Современный волейбол характеризуется тем, что все команды стараются разыграть у сетки по возможности сложную комбинационную игру. Поэтому эффективность

действий игрока, выполняющего передачу для организации атаки, и его подготовка, являются одной из важных задач учебно-тренировочного процесса [5].

Цель исследования - разработать содержание психомоторного цикла, направленного на повышение эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху волейболистками 17-18 лет.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 30 волейболисток 17-18 лет ДЮСШОР «Экран» г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Было проведено педагогическое наблюдение в ходе соревновательной деятельности волейболисток 17-18 лет, на основании которого определена эффективность выполнения передачи мяча двумя руками сверху в группах А и Б. Сравнительный анализ полученных данных позволяет сделать заключение, что средние показатели эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху в группе А выше, чем в группе Б (34,1±5,5 и 30,1±4,8 соответственно). Различия статистически достоверны (р<0,05). В ходе исследования было проведено спортивно-педагогическое тестирование, состоящее из контрольных упражнений для определения физической, технической и тактической подготовленности волейболисток в соответствии с программой ДЮСШОР по волейболу. Анализ результатов тестирования позволяет сделать заключение, что средние показатели физической и технической подготовленности в группах не имеют статистически достоверных различий (р>0,05). Средние показатели тактической подготовленности в группах имеют статистически достоверные различия (р<0,05), соответ-

ственно 3,0± 0,5 в группе А и 2,6± 0,7 в группе Б. Последняя была определена нами как экспериментальная, группа А -как контрольная.

Результаты исследования и их обсуждение. Для достижения цели исследования было разработано содержание психомоторного цикла для выполнения передачи мяча двумя руками сверху. Психомоторный цикл - это число ментальных и двигательных навыков, которые лежат в основе выполнения каждого технико-тактического действия в волейболе [4]. Эти действия последовательно повторяются при выполнении технического приема и имеют основные фазы. Таких фаз четыре:

- готовность к действию;

- определение правильного времени и места действия;

- контроль мяча;

- объединение отдельных действий и их завершение [4] (см. рисунок).

Нами было разработано содержание психомоторного цикла при выполнении передачи мяча двумя руками сверху с учетом четырех фаз действия:

Первая фаза - готовность к действию.

Исходная позиция: игрок должен находиться на игровой площадке в позиции, самой подходящей для выполнения передачи мяча и по отношению к партнерам по команде;

Положение тела: готов ли игрок физически к тому, чтобы быстро двигаться для передачи мяча: ступни ног на ширине плеч, высокая стойка, тело сбалансировано.

Психомоторный цикл

№ 9 • 2015 Сентябрь | September http://www.teoriya.ru 57

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с га

О (U .с I—

Психологическая готовность: сосредоточен ли игрок на предстоящих действиях. Сбор информации: куда после действий принимающего партнера полетит мяч, как высоко?

Принятие решения: куда летит мяч, куда сделать его передачу (в какую зону).

Вторая фаза - определение правильного времени и места действия.

Оценка полета мяча: правильно, точно просчитать полет мяча и предугадать ту позицию, на которую игрок должен переместиться для выполнения передачи мяча двумя руками сверху, контролируя его;

Движение: двигаться ли для передачи мяча двумя руками сверху, правильно используя работу рук и ног. Глаза и руки во время движения надо держать на одном уровне.

Удар по мячу: определить время своего движения так, чтобы оказаться на позиции для передачи мяча, прежде чем мяч будет готов к этому контакту.

Третья фаза: контроль мяча.

Точка контакта - игрок должен быть позади мяча, чтобы осуществить передачу мяча двумя руками сверху, руки в момент контакта должны быть согнуты в локтях и подняты, кисти надо лбом, так, чтобы указательные и большие пальцы образовали треугольник.

Концентрация перед контактом: надо сохранять равновесие перед передачей мяча двумя руками сверху; необходимо психологически сконцентрироваться на цели, в направлении которой игрок собирается послать мяч;

Использование массы тела: контроль скорости и траектории полета мяча посредством переноса всей массы своего тела в направлении цели; руки и ноги полностью выпрямляются для выполнения передачи мяча двумя руками сверху.

Четвертая фаза - объединение отдельных действий и их завершение.

Фокусирование массы тела: игроку необходимо сфокусировать всю массу тела там, где его руки соприкоснутся с мячом;

Мысленная связь действий с целью: игрок должен завершить свои действия в том направлении, в котором хочет послать мяч; мысленно он должен видеть мяч летящим по избранному пути;

Предвидение ближайших действий: выполнив передачу мяча двумя руками сверху, игрок должен двинуться на помощь атакующему игроку;

Возращение к исходной позиции: мяч ушел на половину соперников; игрок должен вернуться на свою позицию, чтобы вновь сделать передачу мяча двумя руками сверху.

Формирование знаний по содержанию психомоторного цикла проводилось в ходе решения задач теоретического раздела подготовки, перед выполнением практических упражнений, предусматривающих выполнение передачи мяча двумя руками сверху. В одном тренировочном занятии на это отводилось 5-10 мин. Количество времени уменьшалось по мере закрепления полученных знаний. Исходный уровень теоретических знаний относительно содержания психомоторного цикла у волейболисток экспериментальной группе мы приравняли к нулю, так как выбранная нами тема ранее в группе не изучалась. Средний показатель оценки знаний содержания психомоторного цикла равен 78 %. Это говорит о том, что учебный материал на данном этапе обучения усвоен, его можно считать законченным и переходить к изучению учебного материала на более высоких уровнях. Таким образом, процесс формирования знаний по этой теме можно считать законченным [3]. Для решения четвертой задачи исследования нами были разработаны блоки заданий, предусматривающих применение знаний по содержанию психомоторного цикла при выполнении передачи мяча дву-

мя руками сверху. Задания были составлены по 3 блокам [1, 2].

Блок 1 - индивидуальные действия при выполнении передачи мяча двумя руками сверху.

Блок 2 - групповые взаимодействия при выполнении передачи мяча двумя руками сверху.

Блок 3 - командные действия при выполнении передачи мяча двумя руками сверху.

Задания из блока 1 выполнялись на каждом учебно-тренировочном занятии, по два упражнения из блока, на них отводилось по 10 мин в подготовительной части. Задания из блоков 2 и 3 выполнялись на каждом учебно-тренировочном занятии, по два упражнения из блока, в основной части занятия на них отводилось по 20 мин. На каждом учебно-тренировочном занятии при выполнении упражнений по технике и тактике занимающиеся должны были применять полученные знания, а в случае затруднений - проанализировать свои действия с учетом содержания фаз психомоторного цикла и объяснить ошибки. Для проверки эффективности разработанных блоков заданий и сформированных знаний у волейболисток 17-18 лет нами были проведены повторное спортивно-педагогическое тестирование и педагогическое наблюдение. Сравнительный анализ показателя тактической подготовленности в группах дает возможность сделать заключение, что средние показатели в контрольной группе (3,4±1,2) ниже, чем в экспериментальной (4,1 ± 0,65), статистически достоверно различаются (р<0,05) между группами и внутри экспериментальной группы. Анализ показателей эффективности выполнения передачи в ходе соревновательной деятельности после проведения педагогического эксперимента позволяет сделать заключение, что средние показатели в экспериментальной группе (37,0±5,3) выше, чем в контрольной (34,3± 5,5) и статистически достоверно различаются (р<0,05). Таким образом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а цель - достигнутой.

Вывод. Разработку содержания и формирования знаний психомоторного цикла при выполнении передачи мяча двумя руками сверху целесообразно осуществлять, выделяя четыре фазы психомоторного цикла: готовность к действию; определение правильного времени и места действия; контроль мяча; объединение отдельных действий и их завершение.

Литература

1. Беляев А.В. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. - М.: СпортАка-демПресс, 2002. - 368 с.

2. Беляев А.В. Волейбол: учебник для вузов / А В. Беляев, М.В. Савин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -360 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

4. Волейбол / пер. с англ. Н.А. Чупеева. - М.: Астрель: АСТ: Поли-графиздат, 2012. - 32 с.

5. Клещев Ю.Н. Волейбол (Серия «Школа тренера») / Ю.Н. Клещев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 400 с.

References

1. Belyaev, A.V. Voleybol: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy fizicheskoy kul'tury (Volleyball: Textbook for higher education institutions of physical culture) / A.V. Belyaev, M.V. Savin. - Moscow: Spor-tAkademPress, 2002. - 368 P.

2. Belyaev, A.V. Voleybol: uchebnik dlya vuzov (Volleyball: Textbook for universities) / A.V. Belyaev, M.V. Savin. - 3rd ed., rev. and sup. -Moscow: Fizkul'tura i sport, 2006. - 360 P.

3. Bespal'ko, V.P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii (Components of educational technology) / V.P. Bespal'ko. - Moscow: Peda-gogika, 1989. - 192 P.

4. Voleybol (Volleyball) / translated from English by N.A. Chupeeva. -Moscow: Astrel': AST: Poligrafizdat, 2012. - 32 P. (In Russian).

5. Kleshchev, Y.N. Voleybol (Seriya «Shkola trenera») (Volleyball: - (Series "Trainer's School") / Y.N. Kleshchev. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 2005 - 400 P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.