Научная статья на тему 'Методология построения образовательной среды университета: анализ современных подходов организации обучения'

Методология построения образовательной среды университета: анализ современных подходов организации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / UNIVERSITY / INTER-ETHNIC TOLERANCE / PERSONALITY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арчакова Р. А., Арчаков Р. А.

В статье предложен анализ современных методологических подходов, составляющих основу организации профессионального образования, развития поликультурной воспитательной среды университета и выстраивания стратегии профессионально-личностного развития каждого студента. Подробно представлены системный, личностно-ориентированный, информационно-технологический, деятельностный, синергетический, проективный, компетентностный подходы, реализация которых позволяет решать комплекс актуальных педагогических задач подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of constructing educational environment of the University: analysis of modern approaches to learning

In the article the analysis of methodological approaches that form the basis of the organization of professional education, development of multicultural educational environment of the University and building strategies of professional and personal development of each student. Described systemic, student-centered, information technology, activity, synergetic, projective, competency-based approaches, the implementation of which allows to solve a complex of actual pedagogical problems of training.

Текст научной работы на тему «Методология построения образовательной среды университета: анализ современных подходов организации обучения»

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Арчакова РА.1, Арчаков Р. А.2

Ингушский государственный университет, г. Магас, Российская Федерация Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация

В статье предложен анализ современных методологических подходов, составляющих основу организации профессионального образования, развития поликультурной воспитательной среды университета и выстраивания стратегии профессионально-личностного развития каждого студента. Подробно представлены системный, личностно-ориенти-рованный, информационно-технологический, деятельностный, синергетический, проективный, компетентностный подходы, реализация которых позволяет решать комплекс актуальных педагогических задач подготовки специалиста.

Ключевые слова: воспитание; университет; межэтническая толерантность; личность; образовательные технологии.

THE METHODOLOGY OF CONSTRUCTING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: ANALYSIS OF MODERN

APPROACHES TO LEARNING

Archakova R.A.1, Archakov R.A.1

Ingush state university, Magas, Russian Federation 2Russian state social university, Moscow, Russian Federation

In the article the analysis of methodological approaches that form the basis of the organization ofprofessional education, development of multicultural educational environment of the University and building strategies ofprofessional and personal development of each student. Described systemic, student-centered, information technology, activity, synergetic, projective, competency-based approaches, the implementation of which allows to solve a complex of actual pedagogical problems of training.

Keywords: education; University; inter-ethnic tolerance; personality; educational technology.

Формирование и развитие эффективной воспитательной среды современного университета невозможно без организации деятельности по ее моделированию и построению. В данную деятельность включены как педагоги, так и студенты. При этом результативность совместной работы в подавляющей степени зависит от правильного выбора исходных методологических подходов и принципов.

В современной науке под методологическим подходом понимают комплекс понятий, идей, приемов и способов, используемых в процессе познания или преобразования определенного объекта, под которым имеют в виду природную или социальную действительность [7]. Причем в подавляющем большинстве случаев любая деятельность, в том числе, образовательная, строится на основе нескольких методологических подходов, которые дополняют друг друга и формируют стратегию и тактику достижения поставленной цели. В процессе построения поликулыурной воспитательной среды университета и выстраивания стратегии профессионально-личностного развития каждого студента нами выделяются несколько подходов - системный, личностно-ориентированный, информационно-технологический, деятельностный, синергетический, проективный, компетентностный (таблица 1).

Данные компетенции формируются в процессе построения поликулыурной воспитательной среды университета как системы профессионально-личностного развития студентов [8]. Ключевым понятием для нас является понятие «система». Система характеризуется двумя основными элементами - составом и структурой. Элементы образовательной системы, связи и отношения, благодаря которым обеспечивается ее функционирование, являются системообразующими.

Основные положения системного подхода в решении педагогических проблем рассмотрены и реализованы в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, Ф.Ф. Королева, JI.M. Панчешниковой, A.B. Усовой, В.А. Черкасова, и др. [9].

Развитие системы возможно определить как процесс качественных и количественных изменений, обусловливающий ее переход с одного уровня целостности на другой. При этом каждая система проходит в своем развитии основные этапы - возникновение, становление, зрелость, преобразование. Использование системного подхода в решении проблем развития образовательного процесса предполагает выполнение следующих основных требований:

• определять образовательный процесс как систему;

• исследовать каждый компонент образовательной системы в целях определения и обеспечения полноты ее состава и согласованности структурных элементов;

• определять всю совокупность структурных связей, и, в случае необходимости, изменять и корректировать их, делая образовательную структуру более совершенной;

• анализировать тенденции и предвидеть особенности развития образовательной системы как основы ее совершенствования.

Таблица 1.

Методологические подходы, определяющие эффективность решения педагогических задач в контексте профессионально-личностного развития студентов университета

Методологический подход Характерные особенности

системный поликулыурная воспитательная среда университета представляет собой динамичную систему, развитие которой предполагает учет системных изменений и ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как отношение, связь, взаимодействие.

личностно-ориентированный воспитательная среда университета ориентирована на профессионально-личностное развитие студента. Каждая воспитательная ситуация предполагает проявление тех или иных свойств и особенностей личности. Каждый студент выступает активным субъектом образовательной деятельности, для которого свойственны выбор ценностей, рефлексия смысла собственной деятельности, реализация способностей и задатков. Данный подход предполагает приоритетные субъект-субъектные отношения, организацию обучения в зоне ближайшего развития с опорой на актуальный уровень, использование личностно-ориентиро-ванных образовательных технологий.

информационно-технологический основным результатом вузовского обучения является формирование необходимых компетенций, среди которых важной является способность использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Необходимо научить приемам самостоятельного поиска информации, решения целого комплекса профессиональных задач, в том числе, в измененных условиях действительности. Образовательный процесс должен гарантировать достижение высоких результатов обучения, зафиксированных в конкретных учебных единицах и обусловленных целями и задачами обучения. Повышенной инструментально-стью обладают педагогические технологии, освоение которых необходимо в контексте развития профессионализма.

деятельностный овладение учебным материалом по общеобразовательным и специальным дисциплинам предполагает непосредственное и активное участие студентов в поисковой и проектной деятельности, ориентированной на овладение необходимьми компетенциями, в том числе, в процессе самостоятельной работы.

синергетический подход предполагает рассмотрение процесса развития личности студента во взаимосвязи с системой его внутренней самоорганизации, направленной на актуализацию собственных возможностей и интересов как основы мотивации к освоению профессиональных знаний.

проективный ориентирует на разработку моделей процессов и явлений, которые могут получить развитие в будущем. Разработка моделей предполагает включение студентов в проектную деятельность.

компетентностный предполагает создание необходимых педагогических условий для формирования и развития у студентов необходимых профессиональных и личностных компетенций.

Второй подход базируется на системе личностно-ориентированного обучения студентов в контексте управления их профессионально-личностным развитием.

В основу личностно-ориентированного подхода заложены идеи, принципы и технологии гуманистической педагогики, индивидуального и дифференцированного подходов к решению педагогических проблем. Основные положения вышеуказанных подходов выступили ядром концепции личностно-ориентированного образования. В качестве основных целевых установок выступают следующие:

• в центре образовательного процесса находится личность студента, его запросы, интересы, возможности;

• в основу образовательного процесса необходимо заложить принципы индивидуализации и дифференциации, а также вариативности подготовки;

• каждый студент является субъектом собственного профессионально-личностного развития, выстраивает собственную траекторию профессионального роста.

В основе личностно-ориентированного подхода в образовании заложен переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в процессе обучения и воспитания.

Основные идеи личностно-ориентированного образования сводятся к следующему:

— обеспечение развития личности студента через организацию учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности;

— взаимодополнение личностной и профессионально-предметной сторон деятельности;

- подчинение образовательных потребностей студента его интересам, способностям, возможностям;

- формирование представления об образовательной деятельности как личностно значимой.

В качестве основы реализации личностно-ориентированного подхода является познавательный процесс, который предполагает использование технологии разрешения проблемной ситуации; технологии организации учебного диалога; технологии построения имитационных игр (Т.Е. Климова, П.Ю. Романов, В.В. Сериков, Н.В. Сычкова) [3; 6]. Особенно значимы данные технологии в процессе преподавания иностранного языка.

Реализация личностно-ориентированного подхода требует организации инновационной деятельности, что предусматривает реорганизацию основных компонентов образовательного процесса:

• изменение позиции преподавателя в контексте построения субъект-субъектных отношений;

• изменение принципов передачи знаний - от репродуктивных форм до реализации проектного подхода и проблемного метода;

• ориентация образовательного процесса на совместную деятельность;

• изменение критериев оценивания результатов обучения в контексте реализации компе-тентностного подхода.

Как показывает практика работы со студентами университета, для реализации личностно-ориентированной модели организации образования необходимо выполнить следующий комплекс мероприятий:

1) разработать и принять в качестве ведущей концепцию образования как целостного процесса, обеспечивающего развитие индивидуальности студента, становления его способностей;

2) определить характер взаимоотношений всех участников образовательного процесса в университете, обеспечить установление взаимоотношений по типу равноправного взаимодействия и взаимодополнения;

3) установить критерии эффективности реализуемых в образовательном процессе инноваций, разработать педагогическую технологию их отслеживания.

Таким образом, признание личности студента главным субъектом образовательной деятельности составляет основную установку реализации личностно-ориентированного подхода.

К развивающим образовательным технологиям относятся:

• деятельностно-ориентированные технологии - методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, деловые игры, дидактические задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;

• когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары, дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;

• личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.

Третий подход - информационно-технологический. Образовательная практика свидетельствует, что проблемы выпускников учреждений профессионального образования, в том числе вузов, заключаются не столько в недостаточном получении профессиональных знаний, сколько в отсутствии необходимого для специалиста связующего звена между знаниями и реалиями профессиональной деятельности.

Подготовка выпускников университета к изменяющимся условиям современной жизни подразумевает усвоение приемов самостоятельного поиска информации, развитие возможностей потенциальной переквалификации на другую специальность, решение неизвестных им ранее профессиональных задач.

Если студент сознательно ставит цели, выбирает необходимые для ее осуществления средства, стремится к достижению индивидуального результата, то в этом случае формируется

зрелая личность, которая приобретает возможность участвовать в профессиональной деятельности. Выпускник вуза выступает как профессионал, компетентный специалист. При этом его компетентность распространяется на собственно профессиональную деятельность, на профессиональное общение, на развитие личностной индивидуальности и определение стиля профессиональной деятельности.

Актуальность деятелъностного подхода в решении проблем подготовки профессиональных кадров определяется следующими факторами:

— учебно-познавательная деятельность выражает уровень профессионально-ориентированной активности личности студента, определяет его возможности в освоении профессиональными компетенциями;

- смена парадигмы современного образования с ориентацией на гуманизацию и гуманитаризацию делает актуальной и значимой проблему развития личности студента. Эффективное развитие студента возможно только в процессе овладения профессиональной картиной мира, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным опытом общественных отношений. Развитие личности возможно только через активную деятельность (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Пятый подход — синергетический. Основоположником синергетического подхода является Г. Хакен. Синергетика - это постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений [2; 4; 5].

Основаниями синергетического подхода в современной науке признаются системный подход, теория управления, теория прогнозирования нелинейных, многомерных, открытых явлений и процессов.

Основным понятием синергетического подхода является понятие открытой системы как целостной совокупности элементов, находящихся в связях и отношениях как между собой, так с элементами внешнего мира.

Основными положениями синергетического подхода являются следующие:

1. Значительное количество существующих в природе систем - системы открытого типа, между которыми происходит обмен энергией, веществом, информацией. Педагогическая система также относится к разряду открытых, следовательно законы синергетики для нее также выполняются.

2. Системы состоят из постоянно флуктуирующих подсистем.

3. Основным элементом системы является человек, который предстает как личность и как индивидуальность. В открытой общественной системе человеческая индивидуальность выступает как основа общественных связей.

Теория синергетики в образовании еще находится в стадии разработки. Вместе с тем, она удачно описывает многие процессы, связанные с профессионально-личностным развитием студентов, формирования профессиональной картины мира.

Рассматривая поликультурную образовательную среду, мы акцентируем внимание на проективном подходе, предполагающем возможность моделирования реальных процессов [1].

В теории педагогического проектирования выделяют прогностическую модель для оптимального и эффективного распределения ресурсов и конкретизации педагогических целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных, программе и алгоритме действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства обучения; модель мониторинга для разработки механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов обучения и воспитания; рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Таким образом, проектирование направлено на создание моделей будущих процессов и явлений.

Шестой подход - компетентностный, который акцентирует внимание на формировании у студентов необходимых компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации. Студенты должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности профессионала в современном мире.

Компетентностный подход предполагает создание необходимых условий для формирования и развития у студентов ключевых компетенций:

— общекультурной (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, способность ориентироваться в пространстве национальной и общечеловеческой культуры);

— учебно-познавательной (способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение способами профессиональной деятельности);

— коммуникативной (способность эффективно строить взаимодействие с преподавателями, студентами, другими людьми).

Современные направления и цели деятельности образовательного учреждения в области качества определены в рамках реализации компетентностного подхода [11; 12].

Компетентностный подход максимально связан с понятием «качество образования» и имеет выходы на оценку развития компетентностей студентов. Преимущество данного подхода состоит в том, что при определении результата профессионального образования логическое ударение делается не на профессиональные знания, а на их применение на практике, развитие у студентов компетентностей.

В заключении сделаем вывод о том, что основополагающая роль современных методологических подходов в проектировании образовательных систем крайне велика. Овладение совокупностью понятий, идей, приемов и способов, используемых в процессе познания и преобразования социальных объектов, становится важным условием обогащения педагогической теории и совершенствования образовательной практики в современном вузе.

Список литературы

1. Белогуров А.Ю. Этногенез и «национально-региональный компонент» II Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. М., 2002. №6. С. 34—38.

2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология (теория самоорганизации индивидуума и социума). СПб: Политехника, 2001. 159 с.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

4. Князева E.H., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.

5. Колесникова H.A. Педагогическая реальность: опыт меж-парадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб.: «Детство-пресс», 2001. 288 с. (Серия «Педагогическое образование»).

6. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. 36 с.

7. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. 240 с.

8. Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов II Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Выпуск 6. Челябинск, 2005. №15 (55). С. 160-169.

9. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления». М.: СИНТЕГ, 2000. 528 с.

10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 312 с.

11. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research // Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14. № 1, pp. 1-6.

12. Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue: UNESCO World Report. Luxemburg: UNESCO Pulishing, 2009. 420 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.