Научная статья на тему 'Интеграция личностно-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста'

Интеграция личностно-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY ORIENTED APPROACH / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SYNERGETIC APPROACH / МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / THE METHODOLOGY OF TRAINING MODERN SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Е. В.

В статье рассмотрена интеграция личностно-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста. Отмечено, что применение личностно-ориентированного подхода обеспечит личностную ориентацию и вариативность образовательного процесса, позволит создать условия для личной значимости подготовки, возможности выбора обучающимися необходимого им уровня образования, путей и способов получения этого образования, повышения квалификации; синергетический подход обеспечит предоставление обучающимся разнообразия устойчивых путей профессионального и личностного развития (аттракторов) в процессе подготовки и возможность выбора наилучшего из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the personally oriented and synergetic approaches as a methodological basis of training modern specialist

The article describes the integration of personal-oriented and synergetic approaches as methodological basis of training modern specialists. The application of personality-oriented approach will provide a personal orientation and variability of educational process. It will allow to create conditions for the personal importance of training, the choice of studying the necessary level of education, ways and means of obtaining this education, training; synergistic approach will provide students a variety of sustainable tracks for professional and personal development (attractors) in the process of training and select the best of them.

Текст научной работы на тему «Интеграция личностно-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста»

Богомолова Е.Б.

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Система подготовки современных специалистов является сложной открытой динамической системой. К важным факторам, влияющим на ее изменение, можно отнести основные аспекты совершенствования современного российского и мирового образования, науки, экономики; изменение технического оснащения учебных заведений, развитие информационных и коммуникационных технологий.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг., Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 гг., перед современными специалистами стоят задачи по реализации инновационных проектов, выполнению научно-исследовательской деятельности, осуществлению профессиональной деятельности в условиях некоторой неопределенности и неполной прогнозируемости ситуаций. Формирование необходимых для этого компетенций должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки.

Однако высшее образование пока не в полной мере учитывает потребности общества, инновационной экономики. Для современного российского образования характерно несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда.

Одна из причин заключается в том, что преподаватели часто не владеют методологией личностно-ориентированного подхода и не применяют в своей деятельности идеи синергетики, развиваемые в педагогике. Социальный заказ на современных специалистов требует развития методической системы их подготовки на основе соответствующей методологии.

Рассматривая процесс развития методической системы как совокупность качественных, необратимых, направленных изменений системы, обусловленных ее противоречиями, можно выделить две группы принципов развития системы: внешние и внутренние. Внешние принципы развития основываются на том, что развитие системы является следствием того, что любая методическая (или педагогическая) система функционирует на определенном социальном и культурном фоне, оказывающем на нее решающее воздействие. Внутренние принципы развития отражают тот факт, что изменения одного или нескольких компонентов методической системы ведут к необходимости изменения всей системы в целом [1].

Проведенный нами анализ изменений в системах образования разных стран, педагогической теории и практики показал, что сегодня важным внешним факто-

ром развития системы подготовки специалистов является личностно-ориентиро-ванный подход, реализуемый как в современном образовании, так и в концепциях обучения различным дисциплинам.

На основе анализа идей и закономерностей личностно-ориентированного обучения, применения его в системе подготовки специалистов можно систематизировать основные принципы личностно-ориентированного подхода:

- признание личности обучающегося целью, субъектом, результатом и главным критерием эффективности образовательной системы;

- выдвижение в центр педагогической системы личности обучаемого;

- направленность образования на развитие и саморазвитие индивидуальных возможностей, способностей и интересов учащихся;

- организация развивающего образовательного пространства на основе лич-ностно-ориентированных педагогических технологий;

- осуществление субъект-субъектного типа взаимодействия, реализуемого в совместной деятельности.

Эти принципы следует использовать при разработке методологии подготовки специалистов на основе комплексного использования личностно-ориентирован-ного и синергетического подходов.

Применение личностно-ориентированного подхода в качестве методологической основы подготовки специалистов обеспечит личностную ориентацию и вариативность образовательного процесса, позволит создать условия для личной значимости подготовки, возможности выбора студентами (курсантами) необходимого им уровня образования, путей и способов получения этого образования, а также повышения своей квалификации, обеспечит преемственность подготовки.

Личностно-ориентированный подход поможет скорректировать содержание обучения в соответствии с потребностями обучаемых, их интересами, субъективным опытом, обеспечить наиболее целесообразные способы организации его усвоения; создать эффективные условия для развития личностных качеств обучающихся, овладения ими собственно профессиональными и надпредмет-ными мыслительными, творческими, рефлексивными, коммуникативными, социально-культурными способностями; сформировать у обучаемых способности к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоактуализации на основе развития их познавательной активности, умения решать новые задачи; вооружить методами самостоятельных открытий; выработать творческое знание.

Важным внешним фактором развития системы подготовки современных специалистов является также нарастание неопределенности в деятельности, снижение возможности точного прогнозирования профессиональных ситуаций. Поэтому личностно ориентированный подход должен быть методологически и практически «поддержан» синергетическим подходом.

То, что личность специалиста представляет собой, согласно положениям синергетики (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Хакен, И. Стен-герс), сложную самоорганизующуюся систему, является внутренним принципом

развития системы подготовки специалистов, что приводит к необходимости применения в качестве методологической основы их подготовки, наряду с личностно-ориентированным подходом, синергетического подхода.

На основе анализа идей и закономерностей синергетики, применения си-нергетического подхода в педагогике, можно выделить следующие принципы и правила для педагогики:

- общество и его подсистемы, в том числе личность и образование, представляют собой сложные, нелинейные, открытые системы, у которых может существовать несколько альтернативных путей развития;

- настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего в соответствии с грядущим порядком;

- действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы в особых состояниях неустойчивости социальной среды;

- изменения индивида и/или коллектива могут вести к изменению системы обучения, образования или даже всего общества (принцип связи микро- и макроуровня);

- коллективные действия не сводятся к простой сумме индивидуальных независимых действий; учет коллективных взаимодействий приводит к нелинейным откликам на административные воздействия (принцип нелинейности);

- точки неустойчивости систем, в том числе и образовательных, и есть самые эффективные состояния для управления ими (принцип неустойчивости);

- гармонизация элементов педагогической системы в структурное целое протекает через взаимное сочетание, взаимное согласование, взаимное дополнение элементов системы;

- во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения происходит синтез многофакторных взаимодействий.

На эти принципы следует опираться в процессе развития системы подготовки современных специалистов.

Синергетический подход позволит обеспечить предоставление будущим специалистам разнообразия устойчивых путей профессионального и личностного развития (аттракторов) в процессе подготовки и возможность выбора наилучшего из них. Механизмом быстрейшего выхода на нужный аттрактор должна стать некоторая неопределенность, случайность, возникающая в точке ветвления путей развития (бифуркации).

Рассмотрение личности обучаемого как синергетической системы позволяет сделать выводы, согласно которым при подготовке должна осуществляться синергия методов, приемов средств и форм обучения. Это даст возможность оптимально перейти от традиционной парадигмы образования к личностно ориентированной парадигме, в центре которой находится личность обучаемого; обеспечить условия для интенсификации процессов самоорганизации и саморазвития личности обуча-

емого, создать наилучшие условия для развития личности будущих специалистов.

Синергетический подход также обеспечит открытость целей и содержания системы подготовки (наполнение содержания в зависимости от темпов изучения, траектории развития будущих учителей и т. д.); оптимальную комбинированность инвариантного и вариативного блоков программ; сложность блоков в зависимости от интересов и позиции обучающих и обучающихся; процесс гармонизации элементов системы подготовки в структурное целое, объединение процессов воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения.

Так как синергетика является синтетической наукой, применение синерге-тического подхода позволит более эффективно организовать личностно ориентированный подход в обучении. Поэтому данные подходы следует применять в комплексе.

Это позволит создать образовательное пространство, в условиях которого происходит синтез многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; сформировать у обучающихся способности к рефлексивной самоорганизации. Синергетический подход, таким образом, включает в действие внутренний фактор самоорганизации и саморазвития личности в образовательном пространстве.

Поэтому именно комплексное применение личностно-ориентированного и синергетического подходов позволит создать условия для более эффективного обучения специалистов.

Личностно-ориентированный подход, являющийся базовым для реализации идей личностно ориентированного обучения в подготовке специалистов, следует использовать на этапах анализа системы подготовки как объекта исследования; структурирования подготовки; уточнения и конкретного наполнения методической системы подготовки с учетом этапов подготовки; отбора компонентов содержания, выбора приоритетных форм, методов и средств обучения.

Синергетический подход приближает нас к пониманию поведения и развития такой сложной системы как личность специалиста, расширяет наши представления о возможностях управления ее развитием, позволяет рассматривать профессиональную деятельность как процесс непрерывного совершенствования.

Синергетический подход используется для регулирования процесса подготовки, интенсификации процессов самообучения, самовоспитания, самоорганизации и саморазвития специалистов; интеграции разнородных составляющих системы подготовки; расширения и обобщения достижений личностно ориентированного подхода.

Для структурирования самой методической системы подготовки, обеспечения взаимодействия ее частей следует использовать и системный подход.

В связи с необходимостью обобщения подходов к подготовке современных специалистов, опираясь на наше положение о том, что в условиях модернизации российского образования личностно-ориентированный и синергетический подходы при условии их комплексного применения выступают наиболее адекватной

методологической базой подготовки и переподготовки специалистов, сформулируем и обоснуем принципы подготовки. К числу методологических принципов подготовки современных специалистов на основе использования личност-но-ориентированного и синергетического подходов нами отнесены принципы: развивающего потенциала подготовки; соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучаемого выбранному уровню образования; эффективного сочетания аттракторов и бифуркаций в процессе подготовки; преемственности подготовки; когерентности компонентов подготовки; открытости подготовки; синергии методов, приемов, средств и форм подготовки [2].

Принцип развивающего потенциала проявляется в двух основных аспектах: направленности на развитие личности преподавателя и его подготовку к развитию личности студента.

Принцип соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучаемого выбранному уровню образования подразумевает, что развитие системы непрерывной подготовки специалистов осуществляется в соответствии с требованиями современности при сохранении лучших традиций российского образования.

Принцип эффективного сочетания аттракторов и бифуркаций в процессе подготовки предполагает предоставление будущим специалистам различных устойчивых путей профессионального и личностного развития (аттракторов) в процессе подготовки и возможностей выбора наилучшего из них. Механизмом быстрейшего выхода на нужный аттрактор должна стать некоторая неопределенность, случайность, возникающая в точке ветвления путей развития (бифуркации).

Принцип преемственности обусловливает непрерывность образования, обеспечение возможности перехода с одного уровня на другой, баланс фундаментальной и прикладной подготовки, преемственность между программами подготовки, наличие сквозных учебных планов.

Принцип когерентности требует согласованного или кооперированного взаимодействия всех компонентов подготовки в составе целостного учебно-воспитательного или образовательного процесса. Когерентность в синергетике понимается как согласованное протекание во времени нескольких процессов, отражающее функционирование системы как единого целого, в котором существуют дальнодействующие силы. Из-за такого согласованного, кооперативного поведения частей системы возникают новые структуры.

Принцип открытости предусматривает наполнение содержания образования с учетом траектории развития обучаемого, участие его в формировании содержания своей подготовки, реализацию субъект-субъектных диалогических отношений педагога и обучающегося, совершенствование и развитие педагогической системы на основе взаимосвязи с внешней средой. Это обусловлено тем, что «открытость» личности специалиста как синергетической системы проявляется в процессе ее обмена с внешней средой информацией, знаниями и опытом, во влиянии на нее социума и внешних условий, многоуровневости и сложности ее структуры.

Участие обучаемых в формировании содержания образования возможно при наличии атмосферы сотрудничества, культуры совместного решения проблем, учете индивидуальных потребностей обучающихся, коллективном обсуждении и поиске решений общих для всех проблем, возможности выбора элективных курсов и участия в разработке их тематики.

Принцип синергии методов, приемов, средств и форм предполагает взаимосодействие традиционных, современных и перспективных методов, приемов, средств и форм обучения, направленное на обеспечение перехода от традиционной парадигмы образования к личностно-ориентированной парадигме, в центре которой находится личность обучаемого; создание наилучших условий для развития личности специалистов, их способностей к самоактуализации, самообучению, саморазвитию, самореализации.

Использование интеграции личностно-ориентированного и синергетического подходов в качестве методологической базы подготовки современного специалиста на основе рассмотренных принципов подготовки позволяет эффективно формировать у него необходимые профессиональные компетенции, готовить к творческой деятельности, принятию обоснованных решений в условиях некоторой неопределенности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова, Е.В. Комплексное использование личностно-ориентированно-го и синергетического подходов как методологическая основа совершенствования системы подготовки учителей информатики / Е.В. Богомолова. - Материалы XIX международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 26 - 27 июня 2008г., Троицк. - 356 с., С. 88 - 93

2. Богомолова, Е.В. Личностно-ориентированный и синергетический подходы в профессиональной подготовке специалистов: монография / Е.В. Богомолова. - Рязань: РВВДКУ, 2016. - 218 с.

3. Богомолова, Е.В. Методология и дидактика подготовки учителей к реализации личностно-ориентированного обучения / Е.В. Богомолова. - Вестник Мордовского университета. Серия: Педагогические науки. - 2009.- № 2. - С.146-150

4. Богомолова, Е.В. Методология непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно-ориен-тированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова.- автореферат дис. ... доктора пед. наук - Тамбов., 2011 - 46 с.

5. Богомолова, Е.В. Теоретические положения, определяющие методологию подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно-ориентированного и синергетического подходов / Е.В. Богомолова. Российский научный журнал. - 2011. - № 1 (20). - С. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.