Научная статья на тему 'Формирование компетенции саморазвития у студентов-психологов'

Формирование компетенции саморазвития у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НАВЫКОВАЯ / СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРУЕМОГО «ОТ РЕЗУЛЬТАТА» / СТАНДАРТ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРИРОДА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СOMPETENCE / FORMED «FROM A RESULT» / INTELLECTUAL AND NAVYKOVUYU MAKING EDUCATIONS / INTERPRETATION OF MAINTENANCE OF EDUCATION / POSSESSES INTEGRATIVNOY NATURE / HOMOGENEOUS / CLOSELY-RELATED / KNOWLEDGES AND ABILITIES / SPHERES OF CULTURE AND ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Людмила Владимировна

Компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the competence of self-development at students - psychologists

Kompetentnostnyy approach is given by possibility of pereorientacii of educational process from primary translation of certain aggregate of knowledges, abilities and skills to conditioning for development of personality potential, preparations of graduating student to the productive independent action in a professional sphere and everyday life.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции саморазвития у студентов-психологов»

темный подход предлагает наиболее общие формальные схемы анализа психологических феноменов. Перспективным нам представляется подход, в котором будет осуществлен

синтез системного и субъектного подходов в единую парадигму, но на современном этапе развития психологической науки это является очень сложной теоретической задачей.

Примечания

1 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.,1986. С. 427-428.

2 См.: Аверьянов А. Н. Системное познание мира : методологические проблемы. М., 1985.

3 См.: Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М., 2005.

4 См.: JasnoskiM. B., WarnerR. M. Graduate and post-graduate medical education with the Synchronous Systems Model // Behavioral Science. 1991. V. 36, Is. 4. P. 253-274.

5 См.: СтепинВ. С. Теоретическое знание. М., 2003.

6 См.: Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.

7 См.: Ломов Б. Ф. Системность в психологии : избранные психологические труды / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М. ; Воронеж, 2003.

8 См.: ЛубовскийД. Б. Введение в методологические основы психологии. М., 2005.

9 Приводится по: Понукалин А. А. Системная психологическая теория и психологическая практика. М., 1995.

10 См.: Асеев В. Г. Структура мотивации поведения // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности : темат. сб. науч. работ. М., 1998. С. 5-8.

11 См.: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002.

12 См.: ИльинЕ. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005.

13 См.: Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Ростов н/Д., 1997.

14 См.: Григорьева В. Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хронические боли. Н. Новгород, 2004.

15 См.: SabelliH. C., Carlson-SabelliL. Process theory as a framework for comprehensive psychodynamic formulations // Genetic, Social & General Psychology Monographs. 1991. V. 117, Is. 1. P. 7-28.

16 См.: НардонэДж., ВацлавикП. Искусство быстрых изменений : краткосрочная стратегическая терапия. М., 2006.

17 См.: Красильников И. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал. Саратов, 2005.

18 См.: БрушлинскийА. В. Психология субъекта. М. ; СПб., 2003.

19 См.: Барабанщиков В. А. Коммуникативное измерение познавательных процессов // Психология человека в изменяющемся в мире / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. М., 2009. Т. 1. С. 20-31.

20 См.: Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие : новый взгляд. М., 2006.

21 См.: Моросанова В. И. Развитие осознанной саморегуляции как основа и критерий становления человека как субъекта // Материалы науч. конф., посвященной 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А. В. Брушлинского (Москва, 15-16 октября 2008 г.) / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина. М., 2008. С. 417-419.

22 Петровский В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.

УДК 159.9

Л. В. ИВАНОВА

Челябинский государственный университет E-mail: ivlv@mail.ru

Формирование компетенции саморазвития у студентов-психологов

Компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

Ключевые слова: компетентность, интеллектуальная составляющая, навыковая составляющая, образование, интерпретация, содержание образования, стандарт, интегративная природа, знания, умения, сферы культуры и деятельности.

L. V. IVANOVA

Formation of the Competence of Self-development at Students-psychologists

Competency Approach makes it possible to reorient the educational process with a pre-emptive broadcast a certain set of knowledge and skills to create the conditions for the development of personal potential, preparing graduates for productive independent action in the professional sphere and everyday life.

Key words: competence, intellectual component, skill component, education, interpretation, educational content, standard, integrative nature, knowledge, skills, areas of culture and activities.

© Иванова Л. В., 2011

Социально-экономические изменения в

России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь образования, которое связано с экономикой, обеспечивая подготовку производительных сил. Модернизация образования - социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования1. Традиционное знаниевое образование утрачивает свою эффективность и целесообразность. Прежде всего это обусловлено развитием современного информационного общества, для которого характерны: стремительное обновление знаний (объем новой информации уже невозможно охватить учебными программами); информатизация профессиональной деятельности (добывание информации), которая становится условием существования любого современного производства; отсутствие необходимости перегружать память знаниями «про запас» (в настоящее время существуют информационные хранилища иной природы, надо только уметь пользоваться ими).

Сегодня востребованным становится образование не на всю жизнь, а обновляемое в течение всей жизни. Стратегия модернизации образования Российской Федерации предполагает, что в основу обновленного образования будут положены «ключевые компетентности», которые являются предпосылкой для развития и распространения компетентностного подхода. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, а формируются умения, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер и сама становится предметом усвоения. Ком-петентностный подход не является совершенно новым для российского образования. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах отечественных педагогов В. В. Кра-евского, Г. П. Щедровицкого, В. В. Давыдова и их последователей2, но практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт с учетом адаптации к традициям и потребностям нашей страны.

В мировой образовательной практике компетентность выступает в качестве центрального понятия, так как: объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования; включает интерпретацию содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); обладает интегративной природой (охватывает ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, правовой и т. д.). Образование, ориентированное на формирование компетенций, зародилось на рубеже 60-70-х гг. XX столетия в США (competence-based education).

Впервые понятие «компетенция» в образовании предложено профессором Масса-чусетского университета Н. Хомским в ходе исследования проблемы повышения эффективности обучения языковой грамотности (1965 г). С этого времени понятия «компетенция» и «компетентность» начинают широко использоваться при обучении языку (в том числе и неродному), а также при подготовке специалистов в области менеджмента и предпринимательства. В США выделяют три основных компонента компетентности: знания, умения и ценности, при этом уделяется особое внимание компетентности в области новых информационных технологий. Это связано с тем, что в условиях постоянно увеличивающегося объема информации, способов ее доставки особенно актуальным становится умение отбирать, анализировать и использовать многообразные, зачастую противоречивые данные. В 1984 г. английский ученый Дж. Равен выдвинул положение о том, что компетентностный подход должен рассматриваться на стыке педагогической и психологической наук3. Именно он предложил первую систематизацию компетентност-ного подхода по следующим критериям: формирование компетентности на разных возрастных ступенях развития человека; условия, необходимые для формирования и развития компетентности. В массовом порядке компетентностный подход в Великобритании начал реализовываться в 1995 г. В нем четко выделяются ключевые компетенции (key skills), сердцевинные (активные) компетенции (core skills), основные компетенции (base skills). При этом ключевые компетенции делятся на две группы: коммуникационные (работа с информационными технологиями) и базовые - компетенции

широкого профиля (работа в группе, умение принимать решение и т. д.).

В Великобритании стандарт образования не фиксирует знаниевые достижения учащихся, как это принято в России, а определяет положительный вектор развития учащегося, соответственно, выделяются различные уровни подготовки. В идеале на высшем уровне выпускник должен уметь выстраивать стратегию деятельности, оперативно решать проблемы (эти два требования касаются не только профессиональной деятельности, но и повседневной жизни), управлять коллегами и поддерживать их мотивацию эффективной работы. В последние годы в Германии и Австрии происходит переориентация системы образования на компетентностный подход, особое внимание уделяется трансформации форм обучения с целью формирования ключевых компетенций (в немецкоязычных странах - ключевых квалификаций). Изменение форм обучения предполагает повышение инициативы и активности учащихся, направляемых на саморазвитие, происходит увеличение значимости роли преподавателя в педагогическом процессе. Анализ компе-тентностного подхода в странах Евросоюза и США показывает, что там под компетент-ностным подходом понимают выстраивание образовательного процесса с позиций развития личности, через мотивацию ее саморазвития. Результаты внедрения компетент-ностного подхода за рубежом доказывают, что он в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам систем общего и профессионального образования со стороны личности, работодателей, государства, социума в целом.

Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и основано на том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Именно ком-петентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития

личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни. Базовыми понятиями компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность». В российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно: многие педагоги придерживаются точки зрения А. В. Хуторского4. Компетенция (от лат. competo - соответствие) - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, они необходимы, чтобы продуктивно действовать. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В профессиональном образовании сегодня также уточняются и расширяются базовые понятия компетентностного подхода. Наиболее разработанным является подход школы Э. Ф. Зеера: компетенция - круг каких-либо полномочий, прав; соответствие лица занимаемому месту; способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями; компетентность - обладание кругом знаний, умений, необходимых для реализации этих полномочий5. Производным от термина «компетенция» выступает понятие «ключевые компетенции», которые рассматриваются исследователями как базовые, универсальные, «ядерные». Так, В. И. Байденко определяет их как динамические комбинации характеристик, способностей и позиций, выступающих целью образовательных программ6. И. А. Зимняя понимает под «ключевыми» такие обобщенно представленные компетенции, которые обеспечивают нормальное существование человека в социуме; ключевые компетенции выступают как новая парадигма результата образования, как результативно-целевая основа компетентностного подхода7. В своих работах И. А. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций: здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, саморазвития, компетенции в области учения и познания, деятельности, информации, коммуникативная компе-

тенция, компетенция социального взаимодействия.

Ключевые компетенции, по И. А. Зимней, подразделяются на три основных класса:

субъектно-личностные включают качества, характеризующие человека как личность, субъект общения и деятельности (компетенции в области здоровья и физического состояния, ценностно-смысловых ориентаций, гражданственности, социальной интеграции, личностной и деятельностной рефлексии);

организационно-деятельностные относятся к социальному взаимодействию человека и социальной среды и включают свойства, характеризующие человека как субъекта деятельности и самоорганизации (компетенции в области учения и познания, деятельности, информации);

социально-коммуникативные относятся к деятельности и включают качества, характеризующие отношения человека и социума (компетенции общения, коммуникации и социального взаимодействия).

Для ключевых компетенций характерны следующие свойства: многофункциональность, надпредметность и междисциплинар-ность, многомерность. Многофункциональность определяется тем, что компетентный специалист может успешно решать как профессиональные задачи, так и проблемы, возникающие в повседневной и общественной жизни. Надпредметность и междисциплинар-ность связаны с возможностями компетентного специалиста использовать полученные компетенции в различных сферах жизнедеятельности, при необходимости применять в совокупности данные различных дисциплин. Многомерность определяет необходимость формирования у студентов не только когнитивных, но и креативных свойств благодаря развитию интеллектуальных умений: аналитических, коммуникативных, критических, саморазвивающих и др. Формирование ключевых компетенций является первым направлением компетентностного подхода к современному образованию.

Ключевые компетенции предполагают: подготовку специалиста через реализацию государственного образовательного стандарта; развитие межпредметных знаний и умений, в том числе по другим специальностям; информационную, экономическую, коммуникативную, правовую и саморазвивающую подготовку. Второе направление - формирование обобщенных предметных

компетенций. Они тесно связаны с умением использовать содержание различных дисциплин при решении конкретных задач. В определенном смысле данное направление связано с тенденцией к универсализации образования: при этом расширяется кругозор студентов, формируются умения искать и находить нестандартные решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности и бытовой жизни. Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление практического, прикладного характера образования - развитие прикладных предметных компетенций. Эти компетенции связаны с деятельностным характером профессиональной подготовки, когда формируются способности эффективно использовать в профессиональной деятельности конкретные знания и умения по изученным дисциплинам. Это направление является развитием традиционной системы профессионального образования. Четвертое направление - овладение жизненными навыками, его развитие предполагает подготовку к социальной адаптации, которая не менее важна, чем профессиональная подготовка.

В целом следует отметить, что реализация компетентностного подхода направлена на формирование набора компетенций в соответствии с задачами профессионального образования. В документах Министерства образования и науки РФ отмечается, что «основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе <...> речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сфе-рах»8. Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития и саморазвития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования.

Формирование и развитие ключевых компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляться только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Важнейшим из них является моделирование

целостного педагогического процесса, в котором иерархия структурных составляющих представлена в различных аспектах и разнообразными средствами9. Моделью является искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом виде его структуру10.

Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которого нет настоящего специалиста и не будет развиваться ни экономика, ни политика, ни общество, ни государство, ни культура, поэтому гуманитарные дисциплины должны гармонично входить в профессиональную подготовку студентов и способствовать развитию умственного и нравственного потенциала будущего специалиста. С позиции компе-тентностного подхода преподавание гуманитарных дисциплин в профессиональной школе направлено на комплексное освоение умений и способов социально-профессиональной деятельности, обеспечивающее успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах его и общества. Формирование ключевых компетенций в процессе гуманитарной подготовки студентов может эффективно осуществляться при создании определенных организационно-педагогических условий: к ним обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства. Педагогическими условиями принято считать внешние обстоятельства, которые обеспечивают функционирование и развитие процесса, что требует определенного упорядочения - организации. Последняя понимается как процесс достижения определенности во внешних и внутренних отношениях систем, необходимой для обеспечения устойчивости в изменяющейся среде обитания11. Сам термин «организационно-педагогические условия» нередко встречается в педагогических исследованиях, в частности, Е. И. Козырева дает следующее определение: организационно-педагогические условия - это совокупность объективных

возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т. К. Клименко, Н. А. Переломова и другие ученые, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия (создание инновационной среды, педагогизация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние (увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами самосозидательной деятельности). Н. Н. Кузина обращается к инновационному методическому обеспечению как одному из организационно-педагогических условий в профессиональном образовании. Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач. Основные организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе гуманитарной подготовки студентов представляют собой совокупность инновационной образовательной среды, структуры и содержания учебно-методического обеспечения процесса формирования ключевых компетенций. Инновационность образовательной среды достигается внедрением в учебный процесс конкретных инновационных технологий. Структура и содержание учебно-методического обеспечения процесса формирования ключевых компетенций представлена следующими единицами: нормативная и учебно-программная база (государственный образовательный стандарт, набор ключевых компетенций в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, примерные учебные планы и программы, рабочие планы и программы, тематические и планы лекционных, семинарских и практических занятий в соответствии с общим учебным планом);

учебно-методический комплекс, ориентированный на компетентностный подход (учебно-информационный и методический материал: традиционная версия учебной и учебно-методической литературы и электронный вариант дидактических средств обучения, банк практических работ); проекты самостоятельной, исследовательской, твор-

ческой деятельности студентов, средства контроля на бумажном носителе и в электронном формате направлены не только на определение уровня усвоения знаний, но и на выявление способности использовать усвоенные знания на практике;

мониторинг качества учебного процесса, опирающегося на компетентностный подход (портфолио профессионально-личностного развития студентов как одна из форм мониторинга, предназначенная для демонстра-ции,анализа и оценки знаний, умений, компетенций, развития рефлексии, осознания студентами результатов своей деятельности и собственной субъектной позиции).

Таким образом, развитие современной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества образования, соответствующего требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, новой экономики. В этом контексте компетентностный подход позволяет:

перейти в профессиональном образовании от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;

«снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его); поставить во главу угла междисциплинарно интегрированные требования к результату образовательного процесса;

увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;

ориентировать деятельность выпускников на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, а значит, на постоянное саморазвитие и самосовершенствование;

положить в основание образования стратегию повышения гибкости для расширения возможностей трудоустройства и выполняемых задач.

Учитывая все положительные характеристики компетентностного подхода, следует помнить, что речь не идет о быстром и тотальном переходе российского образования на компетентностно ориентированное обучение. Но ряд позиций, отвечающих направлениям данного подхода, может реали-зовываться и сегодня, например, формирование информационных и коммуникативных способностей, обобщенных навыков гражданского поведения, способов организации собственной деятельности, качественное усиление практически-продуктивной направленности обучения, формирование навыков самостоятельного принятия решений в нестандартных ситуациях и др.

Необходимо внедрение в процесс профессионального обучения инновационных методов и технологий реализации компе-тентностного подхода и развитие совместной интерактивной деятельности студентов и преподавателей, а также студенческих навыков рефлексии, саморазвития и развития творческих способностей.

Примечания

1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестн. образования. 2002. № 6. С. 23-24.

2 См.: Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Компетентностный подход в обучении : технологии реализации : учебно-методическое пособие. Омск, 2007.

3 См.: РавенДж. Компетентность в современном обществе. М., 2002.

4 См.: Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: http://www. eidos.ru/conf/ (дата обращения: 22.09.2011).

5 См.: Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход. М., 2005.

6 См.: Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании : к освоению компетентностного подхода. М., 2005.

7 См.: Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 28-35.

8 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 23-24.

9 См.: Карпичев В. С. Организация и самоорганизация социальных систем : словарь. М., 2004.

10 Там же.

11 См.: Краевский В. В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования // Докл. 4-й Всерос. дистанционной августовской пед. конф. «Обновление российской школы» (Москва, 26 августа - 10 сентября 2002 г.). URL: http://www. eidos.ru/conf/ (дата обращения: 22.09.2011).

УДК 316.6

Н. В. ИВАНОВА

Курский государственный университет Е-mail: ^апоуа99999@таИ.ш

Психологический портрет личности современного студента

(региональный взгляд)

В статье представлен срез студенческой жизни на протяжении всего периода обучения в вузе, выясняются проблемы студентов с их точки зрения, сделана попытка создать портрет современного студента, включающий его жизненные цели и ценности, идеалы и приоритеты, отношение к различным сторонам современной жизни.

Ключевые слова: психологический портрет, ценности личности, ценностные ориентации, интересы, представления о жизни, динамика развития личности студента.

N. W. IVANOVA

Psychological Portrait of the Modern Studen's Person (a Regional Sight)

This article is considered a certain cut of a student's life, during all period of the training in the high school, to understand a problems of a student's life from the point of view of students, and also "to see" a portrait of the modern student: their vital purposes and values, their ideals and priorities, the attitude to the various parties of a modern life.

Key words: psychological portrait, values of the person, valuable orientations, interests, representations about a life, dynamics of development of the student's person.

Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает в настоящее время большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику вуза особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими проблемами, разобраться в которых не всегда под силу самим студентам.

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. Но происходящие изменения в социально-экономической и политической жизни предъявляют новые требования к обучению студентов, а следовательно, продолжению исследований психологических особенностей молодежи - студентов настоящего времени. Целью данной работы стало обобщение эмпирических исследований студенчества как субъекта общения и обучения в высшей школе за последнее десятилетие. Это время новых идей, новых взглядов на мир, новых представлений о его развитии не могло не отразиться на становлении молодых людей, родившихся в конце 1980-х гг.

В период с 2000 по 2009 г. нами проводился ряд исследований психологического портрета современных студентов, обучающихся

как в высших, так и в средне-специальных учреждениях г. Курска. Нас интересовал не только сам студент как носитель определенных свойств и качеств характера, эмоциональных проявлений, определенных умений и навыков, которые способствовали выбору данной профессии, но личность молодого человека, сформировавшегося в «перестроечное время» развития нашего общества, в целом.

Психологический портрет личности студента - это комплексное исследование личности, позволяющее раскрыть нравственную, эмоциональную и интеллектуальную ее составляющие.

Нравственная подструктура личности оценивалась по характеру целей и ценностей жизни данного человека, содержанию его идеалов и интересов, убеждений и принципов, этическим и эстетическим нормам поведения.

Эмоционально-волевая подструктура оценивалась по выраженности эмоциональных проявлений и самоконтролю человека, открытости (замкнутости) по отношению к различным жизненным проявлениям.

Интеллектуальная подсистема определялась по выраженности самосознания и проявлению интеллекта в конкретных областях знаний, по характеру мотивации деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личность современного студента имеет свою специфику, особенно в нравственном

© Иванова Н. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.