Научная статья на тему 'Методологические подходы к разработке системы профессионального педагогического образования'

Методологические подходы к разработке системы профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

В статье рассмотрены методологические основы проектирования системы профессионального педагогического образования. Определены особенности применения совокупности методологических подходов при выборе содержания профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The methodological background to the system of professional pedagogical education designing is under discussion in the article. Special aspects of the application of the complex of methodological approaches in choosing the contents of vocational training of future teachers at a higher education institution are determined.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к разработке системы профессионального педагогического образования»

н аучные и практические проблемы развивающегося образовательного пространства

YAK 378.1 ББК 74.00я73

Н.В. АБРАМОВСКИХ

N.V. ABRAMOVSKYH

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

В статье рассмотрены методологические основы проектирования системы профессионального педагогического образования. Определены особенности применения совокупности методологических подходов при выборе содержания профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.

The methodological background to the system of professional pedagogical education designing is under discussion in the article. Special aspects of the application of the complex of methodological approaches in choosing the contents of vocational training of future teachers at a higher education institution are determined.

Ключевые слова: педагог, педагогическое образование, профессиональная подготовка, методологический подход.

Key words: a teacher, pedagogical education, vocational training, a methodological approach.

В современной науке общепринятым является определение методологии как системы знаний об исходных положениях, обосновании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также системе деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных исследований [5].

В условиях полиметодологии (множественности методологических подходов), весьма продуктивной видится идея интеграции методологических подходов в рамках единой педагогической системы (Л.И. Гриценко, В.И. За-гвязинский и др.). Интеграция означает возможность использования множества различных методологических подходов к исследованию и организации системы профессиональной подготовки педагогов, в рамках которой можно систематизировать и синтезировать на антропологической основе множество разнородных составляющих её компонентов, в данном случае философско-педагогических концепций и сформировавшихся на их основе образовательных практик. Такая интеграция позволит более полно изучить сущность конкретного научного явления, определить эффективные способы его развития. При этом необходимо учитывать традиционно сложившуюся уровневую классификацию методологии, включающую общенаучный, конкретно научный и технологический уровни методологического знания.

В связи с вышесказанным в значении общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии исследования в исследовании выступил детер-минационный подход. Назначение интегретивно-компетентностного подхо-

да заключается в раскрытии особенностей практического использования педагогической концепции, определения механизмов и процедур её внедрения в практику построения системы профессиональной подготовки будущих педагогов. Технологический уровень методологического анализа научного знания связан с выделением технологий познания и преобразования объекта, которое в нашем исследовании осуществляется на основе проективного подхода.

Таким образом, исследуемые нами подходы относятся к общенаучному (детерминационный), конкретно-научному (интегративно-компетент-ностный) и методико-технологическому (проективный) уровням методологии, что определяет многоуровневость и иерархический характер теоретико-методологической основы педагогической концепции профессиональной подготовки педагога.

Детерминационный подход (Я.Ф. Аскин, В.Г. Афанасьев, В.В. Кузнецова, Р.Ф. Матвеев и др.) обеспечивает векторы развития системы профессиональной подготовки педагога на основе выявления причинно-следственной связи, условий, факторов, источников и движущих сил его развития и функционирования.

Данный подход имеет общефилософское основание и в нашем исследовании направлен на: а) выявление универсальных связей и зависимостей развития высшего педагогического образования от социокультурной и экономико-политической совокупности условий и факторов; б) определение причинности и обусловленности развития будущего педагога в постоянной ситуации вариативности, вариантности и выбора; в) рефлексию на всех уровнях управления и развития профессиональным педагогическим образованием с целью определения дальнейшего вектора развития без оценочной функции деятельности специалистов в данной сфере.

Определение детерминирующих факторов и условий развития профессионального образования в целом позволяет выстраивать и корректировать целеполагание на нескольких уровнях и предвидеть перспективное влияние данной системы на развитие педагогического образования.

Интегративно-компетентностный подход в нашем исследовании при доминирующей позиции компетентностного похода включает положения синергетического, личностно-деятельностного, гуманитарно-аксиологического подходов. При этом под педагогической интеграцией понимается главным образом процесс и результат взаимодействия структурных элементов образовательной деятельности, сопровождающийся ростом системного качества приобретаемых студентами знаний. Усиление интеграционных процессов ведёт к повышению результативности и эффективности любого вида деятельности, в том числе педагогической.

В соответствии с этим целостная система педагогического образования, в которую входит педагогическое образование как постоянно обновляющаяся система, педагогическая деятельность как явление действительности, профессиональная компетентность как интеграционная характеристика педагога как профессионала, является целью его профессиональной подготовки в системе многоуровневого высшего образования.

К числу положений компетентностного подхода применительно к предмету нашего исследования относятся следующие положения:

1.Цель подготовки, которая заключается в развитии у будущих педагогов способности самостоятельно решать профессиональные проблемы на основе сформированных компетенций.

2. Содержание образовательной деятельности, которая представляет собой дидактически адаптированный опыт профессиональной деятельности по решению педагогических задач будущим педагогом.

3. Сущность организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования опыта самостоятельного решения педагогических задач, составляющих сущность профессиональной деятельности будущих специалистов.

Необходим более подробный анализ основных положений каждого методологического подхода, входящего в целостную систему интегративно-компетентностного подхода. Реализация этих подходов как комплексных педагогических средств возможна через определение сущности присущих им основных понятий и принципиальных требований к образовательному процессу в вузе при профессиональной подготовке педагогов.

Синергетический подход в нашем исследовании позволяет рассмотреть проектирование процесса профессиональной подготовки студента как целостную систему, обеспечивает комплексное изучение данного процесса.

Синергетика (от греч. стиу - «совместно» и еруо^ - «действующий») -междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «...наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы.» [2, с. 59-61].

Большинство педагогических систем в той или иной степени являются открытыми, сложными и нелинейными, а также способными к взаимообмену информацией с окружающей средой. Педагогическая система, будь то микросистема «обучающий - обучаемый» или макросистема образования целого государства, в большой степени характеризуется процессами самоорганизации, идущими на каждом из уровней такой системы.

Таким образом, синергетика не переносит на гуманитарную сферу закономерности точных и естественных наук. Она даёт новое представление о существовании мира и роли в нем хаоса, порядка и их взаимодействия.

Применение синергетического подхода к процессу обучения в вузе как к открытой, сложной, самоорганизующейся и саморазвивающейся системе обусловлено целью гуманистического обучения, которая представляет собой духовно богатую личность, готовую к саморазвитию, самоорганизации, что выступает залогом профессионализма педагога. При изучении, исследовании и планировании процесса обучения используются многомерные уровни описания, в том числе концептуально-теоретический (переосмысление традиционных объектов и процессов педагогической теории и практики; обращение к индивидуальным особенностям участников образовательно-воспитательного процесса; подходы к их развитию и саморазвитию в процессе обучения и воспитания) и дисциплинарно-технологический (пересмотр содержания образования и структуры построения новых учебных курсов на основе позиций синергетики).

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Авторы указывают, что личность выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми, и сама определяет характер и особенности протекания данных процессов [1, 3, 4].

Важнейшими условиями, обеспечивающими субъектную позицию обучающегося, являются:

- наполненность содержания обучения жизненно важными для студентов проблемами, стремление решить которые побуждает узнавать что-то новое или изменить что-то в себе;

- конгруэнтность личности педагога, то есть способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять своё истинное «я», быть таким, какой он есть, что снимает состояние напряжения и психологической защиты у студента, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности;

- принятие и понимание студента, безусловно, положительное отношение к нему, ведущее к созданию безопасного психологического климата;

- представление возможности свободного выбора и помощь студенту в выборе учебного материала и средств деятельности;

- опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения ее внутреннего потенциала, к личностному росту.

Данный подход переакцентирует внимание педагогического образования с овладения специальностью как усвоением профессиональных знаний, умений и навыков на развитие личностного потенциала будущего специалиста, формирование его профессиональной компетентности. Студент состоится как профессионал в той степени, в какой он будет владеть педагогической деятельностью и будет способен её осуществлять уже в процессе обучения.

Реализация личностно-деятельностного подхода в процессе подготовки педагога предполагает:

- обеспечение субъектной позиции студента в образовательном процессе, создающем условия для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств, условий своей деятельности, рефлексии её результатов;

- перевод учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы студентов, требующие актуализации и преобразования их целостного субъектного опыта; построение системы взаимоотношений преподавателя и студентов на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации творческого потенциала будущего педагога;

- организацию разнообразных видов деятельности студентов с целью формирования профессионального опыта в сфере избранной профессии.

Гуманитарно-аксиологический подход является важным элементом интегративно-компетентностного подхода. Суть его заключается в ориентации педагогического образования на формирование у студента системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу.

Ценностные ориентации выступают при формировании профессиональной компетентности педагога как движущие силы развития его личности. В нашем исследовании гуманитарно-аксиологический подход является основой определения содержательных характеристик педагогической деятельности специалиста. Ценностное отношение студента определяет его психологическое состояние, удовлетворённость и наполненность жизни, её смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-потребностную сферу, направленность, готовность руководствоваться ими в педагогической деятельности.

Проективный подход в нашем исследовании обеспечивает развитие методической базы и вариативность общего содержания системы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности при ориентировании на перспективную цель.

Проектирование образовательно-воспитательного пространства основывается на построении специфической, пластичной стимульной ситуации в обучении, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии тенденций, установок в педагогической деятельности, а также развитию креативности студентов. Это обуславливает необходимость использования преподавателями в процессе подготовки педагогов методов и приёмов, позволяющих сформировать различные виды творческой деятельности у студентов. Среди них можно выделить:

1. Научное творчество. Оно может быть определено как процесс изучения и открытия новых законов и закономерностей развития природы и общества в целях создания и совершенствования теоретических основ осуществления педагогической деятельности. В научном творчестве применяется теория познания, основанная на эвристической системе: проблема - гипотеза - теория. В процессе научного творчества основной логической формой выражения идеи является выработка принципов организации профессиональной деятельности будущего специалиста. Теоретической основой научного творчества может служить специальная дисциплина «Методы научного исследования», в процессе изучения которой студенты изучают закономерности функционирования и развития социально-педагогических наук,

структуру и динамику научной деятельности, методологические основы организации педагогического исследования, научные подходы к исследовательской деятельности педагога, классификации методов научного исследования и их применение в практической деятельности педагога.

2. Технологическое творчество. Заключается в создании и применении новых, более прогрессивных педагогических технологий, отличающихся высокой эффективностью в процессе применения в практической деятельности. Это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов и педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности профессиональной работы педагога. Важное место в развитии данного вида творческой деятельности занимает предмет «Педагогика», задачами освоения которого является овладение будущими специалистами операционно-организационными основами педагогической деятельности, формирование их профессиональной позиции посредством интеграции теоретических и практико-ориентированных, технологических знаний, системное рассмотрение педагогической деятельности, творческое применение её инструментария (средств и форм, методов и методик, общих и частных технологий).

3. Дидактическое творчество - это деятельность в сфере воспитания и обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования содержания, форм, средств, методов профессиональной деятельности. Оно самое распространённое и доступное для педагогов. Вариаций здесь великое множество: комбинирование методов, форм педагогической деятельности, использование взаимопереходов, дополнений, создание развивающей среды, привлечение специалистов из других областей и т. д. Особенно успешно решаются задачи развития данного вида творчества на практических занятиях (семинарах и лабораторных работах), а также в процессе производственной практики. При этом нужно обратить внимание на необходимость использования преподавателями нетрадиционных форм и методов обучения (анализ проблемных ситуаций, деловые игры, производственное проектирование, тренинги и др.), а также развитие активности студентов при выполнении самостоятельных работ.

4. Организационное творчество. Отличительная особенность этого вида творческой деятельности состоит в том, что её предметом является поиск оригинальных предпринимательских и управленческих решений, направленных на совершенствование или создание новых организационных структур, систем взаимодействия людей. Это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию ученика и педагога и так далее. Данный вид творчества составляет базовую основу для всех остальных, его развитие происходит как на теоретических занятиях, так и в практических формах работы студентов.

Таким образом, рассмотрение основных исследовательских подходов к проектированию системы профессиональной подготовки педагогов позволяет нам определить сущность концептуальных основ организации данного процесса.

Литература

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984.

2. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. - М. : АСТ, 2002. -268 с.

3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн ; отв. ред. Е.В. Шорохова. - М. : Педагогика, 1976. - 415 с.

5. Философский словарь [Текст] / под ред. М.М. Розенталя. - М. : Политиздат, 1991. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.