УДК 373.1:9(07)
A.B. Гпинкин, преподаватель Челябинского колледжа культуры, г. Челябинск
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В статье раскрывается сущность понятий модель и моделирование. Исходя из специфики профессиональной деятельности специалиста, спрогнозированы и выделены методологические подходы и педагогические условия, теоретически обоснована структурно-содержательная модель формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива.
Ключевые слова: модель, моделирование, подход, этнокультурные ценности, деятельность, креативность, этапы, условия, фольклорно-этнографический коллектив.
Процесс вхождения России в европейское образовательное пространство вызвал необходимость обращения к компетентностному подходу как показателю качества. Он напрямую связан с процессом модернизации образования с опорой как на международный опыт развития образования в русле идей Болонского процесса, так и на отечественный опыт, и поиском путей дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки в высших и средних учебных заведениях.
Вопросы подготовки специалистов рассматриваются такими учеными как Э.Б. Абдулин, В.Л. Бенин, И.А. Зимняя, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, В.А. Слас-тенин и т.д. Вместе с тем, проблема формирования профессиональной компетентности специалиста в области этнокультурного образования на основе традиционной народной культуры недостаточно освещена в научно-исследовательских трудах.
Модель личности специалиста этнокультурной сферы должна представлять собой образец профессионала, обладающего не только высокой духовностью и социальной зрелостью, развитыми интеллектуальными и моральными качествами, но и свойствами талантливого коммуникатора, владеющего технологиями и стратегиями общения, его различными формами и содержанием.
Еще в XVII в. известный немецкий философ и математик Г.Лейбниц ввел в употребление понятие «модель», рассматривая ее как удобную форму знаний об окружающем мире, своего рода информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта. Такая трактовка остается востребованной и в настоящее время во многих областях науки и техники [1, с. 22-27].
В современном словаре иностранных слов модель рассматривается как схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог [2, с. 388], а моделирование как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов [3, с. 744].
В последние десятилетия моделирование образовательных систем нашло широкое распространение в педагогике. Разработке вопросов прогнозирования на основе моделирования посвящены работы И.В. Бестужева-Лады, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника, М.Н. Скаткина, В.Д. Шадрикова и др. Модель и моделирование в педагогической науке рассматривается как средство абстрагирования, проникновения в сущность процессов и явлений, выяснения структуры и межструктурных связей, прогнозирования возможного функционирования процесса. В нашем случае — подготовки специалиста.
Отечественные ученые называют различные параметры модели специалиста, степени воздействия ус-
ловий и факторов на ее формирование.
В педагогической практике различают:
• модель специалиста и модель подготовки специалиста;
• модели учебной и познавательной деятельности по овладению профессией;
• формы связи с производством;
• квалификационные характеристики специалиста [4, с. 8].
В.И. Загвязинский отмечает, что в принципе модель может быть по содержанию полностью или преимущественно
• описательной (чаще всего — это текст, раскрывающий принципы преобразования, его технологии, связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами);
• структурной (представляющей состав, иерархию компонентов системы);
• функциональной или функционально-динамической (тогда преимущественно используются схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы);
• эвристической (дающая возможность обнаружить новые связи и зависимости);
• интегративной, смешанной, включающей в себя компоненты нескольких или всех видов моделей [5, с. 27-28].
Образовательный процесс строится на основе самообразования, рефлексии, взаимодействии студентов со средствами обучения, педагогом и происходит в определенном социокультурном пространстве. Функционирование этого процесса во многом зависит от влияния внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы ориентации личности на образовательные ценности можно представить следующим образом:
• социальный заказ;
• информационно-образовательную среду;
• образовательный стандарт, выступающий программой, критерием качества взаимодействия преподавателей и учащихся, учебный план, программы дисциплин профессиональной подготовки;
• компетентность, профессиональное мастерство и взаимодействие членов педагогического коллектива;
• гражданская направленность коллектива преподавателей;
• психологический климат в педагогическом и студенческом коллективе.
К внутренним факторам образовательного процесса, как правило, относят:
• интеллектуальный — связанный с овладением знаниями, умениями мыслительной и практической деятельности;
• эмоциональный — включающий в себя формирование эмоционально-ценностного отношения к целям образования, наличие эмоциональной установки на познавательную деятельность личности;
• волевой — связанный с приложением личностью определенных усилий для придания учебно-познавательной деятельности эффективности;
• действенно-практический — отражающий формирование умений и навыков познавательной деятельности, удовлетворение познавательных потребностей личности.
Кроме того, к внутренним факторам формирования модели специалиста относятся: развитие у студентов самопознания, самоорганизации и самообразования [6, 76-80].
Известно, что для обеспечения педагогических процессов подготовки специалистов необходимы соответствующие условия, благоприятно влияющие как на процесс, так и на личность студента. Этот вопрос обстоятельно исследовался Н.Б. Крыловой. Исходя из культурологического подхода, к этим условиям она относит:
правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развития и обновления образовательной системы;
наличие в сфере образования инновационных, самоорганизующихся групп и сообществ; наличие открытой образовательной политики, локальных образовательных систем, взаимодействующих с системами культурных учреждений; осуществление культурной политики в сфере образования;
признание автономии образовательных учреждений и права на культурно-образовательные инициативы;
наличие культуры управления образовательным процессом и образовательными учреждениями; способность сферы образования к саморазвитию, самоэволюции и влияние на развитие общества; развитие культурных традиций в жизнедеятельности образовательных учреждений; динамичность педагогической культуры, способной к саморазвитию [7, с. 187-188].
Анализ практики научных исследований показывает, что данные условия могут быть положены в основу разработки учебных планов, программ, организации и управления педагогическим процессом подготовки специалиста.
Сегодня модель специалиста-выпускника выстраивается на основании государственного образовательного стандарта. Основным ее недостатком, как справедливо отмечает М.В. Кисельман, является описательный характер модели; она не всегда учитывает объективные факторы быстро развивающегося научно-технического прогресса, воздействие многочисленных экономических, политических, социальных и демографических условий [4, с. 8]. Кроме того, недостаток сегодняшней образовательной системы состоит в том, что в ней недооценивается воспитание, что она растворяется в образовании, вследствие чего утрачиваются общечеловеческие ценности, народ теряет свою историческую память. По мнению Г.Н. Волкова, «Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего» [8, с. 29].
Новые общественно-экономические условия жизни предъявляют особые требования к подготовке специалистов социально-культурной сферы, которые должны иметь не только определенную систему знаний и умений, но и способны творчески работать на конкретном участке, в конкретных условиях. В связи с этим целесообразно учитывать соотношение следующих компонентов:
1) объекты профессиональной деятельности;
2) основные виды профессиональной деятельности;
3) требования к профессиональным качествам специалиста.
Моделируя структуру образовательного процесса подготовки специалиста социокультурной сферы деятельности, в рамках проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения мы определили объекты профессиональной деятельности вытускника, к которым отнесли:
• учреждения социально-культурной сферы в независимости от их правовых форм;
• региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
• дома народного творчества;
• учреждения дополнительного образования детей;
• учреждения общего образования;
• любительские, самодеятельные фольклорные коллективы;
• произведения народного художественного творчества (различных видов и жанров), народные традиции [9, с. 5].
На основании специфики функционирования выделенных объектов, можно определить основные виды профессиональной деятельности специалистов этнокультурной сферы. К данным видам профессиональной деятельности выпускника следует отнести:
• художественно-творческую;
• педагогическую;
• организационно-управленческую;
• организационно-методическую [9, с. 5].
Анализ исследований Н.А. Гулиева, И.Ф. Исаева,
A.C. Каргина, Т.Г. Киселевой, Ю.Е. Соколовского и др. показывает, что главным условием, позволяющим осуществлять учебно-творческую деятельность, является профессионально-педагогическая компетентность будущих руководителей творческих коллективов. Под профессиональной компетентностью руководителя фольк-лорно-этнографического коллектива понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний в области этнопедагогики и этнопсихологии, этнографии, практических навыков в различных видах народного художественного творчества, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность всегда проявляется в деятельности — предметно-информационной, деятель-ностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Модель профессиональной компетентности руководителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Содержание практической готовности руководителя фольклорно-этнографического коллектива выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. Содержание теоретической готовности определяется совокупностью психолого-педагогических и специальных знаний, и выражается в комплексе аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений.
Исходя из анализа учебных программ подготовки специалистов для социокультурной сферы, народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается как важнейший компонент этнокультурного образования. Образование есть целостный процесс формирования личности, и включает в себя три основные задачи: обучение, воспитание и как результат, развитие. Каждое из которых является составляющей социокультурного процесса в виде педагогической деятельности.
Анализ традиционной художественной культуры показывает, что она обладает огромным педагогическим потенциалом. Связь культуры и образования подчеркивается крупнейшими российскими учеными-философами, педагогами, культурологами, которые определяют образование как социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому. Следовательно, реализация модели формирования этнокультурных компетенций руководителя фольклорно-этнографи-ческого коллектива должна основываться на культурологическом подходе.
Культурологический подход в образовании выступает средством и принципом приобщения личности к традиционной народной культуре, является методологической основой изучения и подготовки специалиста социокультурной сферы и позволяет рассмотреть проблему формирования профессиональных компетенций в рамках исследования традиционной народной культуры как ценности.
Профессиональная, в том числе этнокультурная компетентность руководителя творческого коллектива напрямую связана с присвоением ценностей, ориентацией специалиста в ценностях, прежде всего, в ценностях традиционной народной культуры.
Сами же ценности выступают основой, базой формирования компетенций. Они определяют содержание формирования компетенций. Это обстоятельство побудило нас обратиться к ценностям традиционной народной культуры, как к содержательному фактору подготовки руководителя творческого коллектива. К доминирующим ценностям традиционной культуры Южного Урала мы отнесли: русские народные песни (лирические, лироэпические, лирико-драматические, обрядовые и внеобря-довые), произведения поэтического народного творчества (сказки, предания, былички, легенды, пословицы, поговорки, загадки, духовные стихи), обрядовый фольклор, произведения инструментального народного творчества, произведения народного хореографического
творчества (пляски, хороводы, кадрили), изделия утилитарного назначения и основные промыслы Южного Урала («Каслинское литье», «Кусинское литье», «Златоустовская гравюра на стали», «Художественная обработка камня»), этнографическая культура народов Уральского региона (традиционно-бытовая культура народа, трудовые занятия, жилище, одежда, семья).
В педагогической науке просматривается достаточно четкое разделение компетенций, отражающих качество профессионализма специалиста. Известно, что базовые компетенции выполняют методологические функции, ключевые — в основном отражают теоретический уровень подготовленности, личностные — персональную, в основном практическую компетентность специалиста. Все компетенции выступают как профессиональная ценность.
Для моделирования процесса подготовки специалиста — руководителя фоль-клорно-этнографического коллектива, нами была подготовлена модель-матрица (см. табл. 1) формирования профессиональных компетенций на методологическом, теоретическом и практическом уровнях с определением ценностей культуры и личностных качеств руководителя творческого коллектива.
Таблица 1
Формирование профессиональных компетенций и личностных качеств руководителя фольклорно-этнографического коллектива на основе выделении социокультурных ценностей и ценностей традиционной народной культуры
Уровень Ценности Профессиональные компетенции Личностные качества
Методологический Цели и содержание профессиональной деятельности как ценность: витальные; социальные; политические; нравственные; религиозные; эстетические [10, с. 114]. Общекультурные Ценностно-смысловые Высокий нравственный уровень культуры Эрудиция
Теоретический Способы и средства профессиональной деятельности как ценность: познавательные; нравственные; эстетические; коммуникативные; ценности межнациональных отношений [11, с. 73]. Педагогические Организационно-управленческие Организационно-методические Профессиональный долг Ответственность Требовательность к себе и окружающим Справедливость Педагогический такт Организаторские способности Коммуникабельность
Практический Отношения между субъектами образовательного процесса и результат профессиональной подготовки как ценность: национальное достоинство; природа; труд; фольклор; празднично-обрядовая культура; этнографическая культура [8]. Художественно-творческие Высокий художественно-исполнительский профессионализм Креативность Экспрессивность
На методологическом уровне происходит формирование мировоззрения и принципов научного познания, связанное с ценностно-смысловыми и общекультурными представлениями студента. Эти компетенции обеспечивают механизм социализации и самоопределения студента в ситуации учебной или иной деятельности. Исходя из предложений по проекту федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения, к базовым компетенциям специалиста социокультурной сферы следует отнести:
1) понимание социальной и коммуникативной функции народного художественного творчества, осознание сущности и социальной значимости выбранной профессии;
2) готовность к профессиональному самосовершенствованию, повышению культурного уровня, толерантности;
3) способность к развитию трудолюбия, целеустремленности, коммуникативности;
4) способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
5) способность к переосмыслению накопленного опыта, изменению, при необходимости, профиля своей профессиональной деятельности;
6) самостоятельное решение задач художественно-творческой и педагогической деятельности, ответственность за результат и качество профессиональной деятельности;
7) готовность к самоорганизации и адаптации к меняющимся обстоятельствам трудовой деятельности;
8) готовность и способность организовать творческий процесс в коллективах народного художественного творчества;
9) применение общих гуманитарных, социально-экономических знаний, необходимых для профессиональной деятельности;
10) способность к практической реализации общепрофессиональных компетенций, применению теоретических и прикладных знаний во всех областях профессиональной деятельности;
11) готовность к физическому самосовершенствованию в соответствии с научным представление о здоровом образе жизни;
12) знание программного минимума учебной и научной литературы [9, с. 6-7].
Теоретический уровень обеспечивает владение технологией профессиональной деятельности в области общепрофессиональной подготовки, формирование объема знаний, умений и способность актуализировать их в нужный момент в процессе реализации своих профессиональных функций. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно региональных особенностей традиционной русской культуры. Кроме того, студенты должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной художественной культуры региона. Следовательно, на теоретическом уровне происходит формирование ключевых (общепрофессиональных) компетенций, которые выступают в виде педагогических, организационно-управленческих и организационно-методических компетенций.
Согласно логике формирования общепрофессиональных компетенций и опираясь на содержание образовательного стандарта нового поколения, к педагогическим компетенциям следует отнести:
• способность использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин преподавательской деятельности;
• способность использовать базовые методические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы;
• способность и готовность применять усвоенные учебно-педагогические приемы и методы, способность к анализу педагогического процесса;
• способность к проведению различных форм образовательной и воспитательной работы;
• готовность планировать, организовать и методически обеспечить учебно-воспитательный процесс в любительском творческом коллективе в учреждении дополнительного образования детей [9, с. 7].
Ю.К. Бабанский, исследовавший оптимизацию учебно-образовательного процесса пришел к выводу, что он представляет собой процесс управления. Управленческая деятельность им рассматривается как взаимодействие субъектов обучения на основе определения цели и содержания, планирования и управления, реализации плана, регулирования и контроля за деятельностью участников педагогического процесса [12, с. 7-24].
Следовательно, педагогический процесс — это управляемая система, а деятельность педагога, руководителя творческого коллектива — это управленческая деятельность. Опираясь на содержание государственного образовательного стандарта, к разряду организационно-управленческих компетенций следует отнести:
• готовность планировать, организовать и контролировать работу коллектива исполнителей;
• готовность к исполнению обязанностей руководителей любительского творческого коллектива, до-
сугового формирования (объединения) социально-культурной сферы, принимать управленческие решения;
• способность применять знание принципов работы педагогических и творческих коллективов;
• способность применять знания принципов организации труда;
• способность к соблюдении этических и правовых норм в сфере профессиональной деятельности [9, с. 5].
В последние годы отмечается повышенный интерес не только к оптимизации учебного процесса, но и к достаточно интенсивной разработке теоретических и методологических проблем, которые вносят значительные коррективы в процесс организационно-методической подготовки специалиста социокультурной сферы деятельности. Это находит свое отражение в содержании государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, где достаточно четко прописаны следующие организационно-методические компетенции специалиста:
• способность организовать и методически обеспечить функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений);
• готовность к методической работе в отделах народного художественного творчества учреждений социально-культурной сферы;
• способность применять знание методики и практики работы творческих коллективов в профессиональной деятельности;
• готовность оказать консультационно-методическую помощь работникам учреждений социально-культурной сферы, руководителям любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений) [9, с. 7-8].
Практический уровень позволяет развить профессиональные навыки специалиста в отдельно взятой сфере деятельности (хореографической, инструментальной, театральной и др.). Узкопрофессиональные (предметные) компетенции мы рассматриваем, как художественно-творческие и относим к ним:
• способность проводить репетиционную работу в творческом коллективе и обеспечить концертно-исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников;
• способность раскрыть и реализовать творческую индивидуальность участников творческого коллектива;
• способность разработать, подготовить и осуществить репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки;
• способность анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.
Следовательно, моделирование самого образовательного процесса исходя из выделенных ценностей традиционной народной культуры и этнокультурных компетенций, является социально-педагогическим условием формирования профессиональной компетентности специалиста (преподавателя-руководителя фольклорно-эт-нографического коллектива).
Выделение этнокультурных ценностей и профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этног-рафического коллектива выступает лишь одним из условий подготовки специалиста социокультурной сферы. Не менее важно осмысление нравственной сущности этих ценностей и компетенций. Ориентация личности в ценностях выступает как процессуальный аспект управления педагогическим процессом, связанным с включением самих ценностей в структуру личности руководителя. В этом случае ценности становятся личным досто-
янием, определяющим поведение, отношение человека, а ориентация в них характеризует уровень профессиональной компетенции специалиста. Само приобщение будущих специалистов к ценностям традиционной культуры связано с включением студентов в активную творческо-исполнительскую (кративную) деятельность.
Следовательно, деятельность студента, как будущего руководителя фольк-лорно-этнографического коллектива представляет собой ценность, основанную на ценностях культуры, являющейся содержательной стороной формирования профессиональных компетенций.
С целью моделирования процесса формирования этнокультурных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива в рамках креативной деятельности нами была разработана модель-матрица (см. табл. 2).
Таблица 2
Формирование компетенций руководителя творческого коллектива
Этапы Креативная деятельность Уровни креативной деятельности Ценности управления Этнокультурные компетенции
1 Ориентационно-позна иа тельная Представленческий Эмпирические Практические житейские
2 Познавательно-методическая Понятийный Методические Практические традиционные
3 Познавательно-исследовательская Мировоззренческий Теоретические основные Ключевые
4 Культурно-творческая Концептуальный Методологические Базовые, методологического уровня
Схема 1
Модель формирования профессиональных компетенций специалиста социокультурной сферы — руководителя творческого коллектива
Данная модель позволяет освятить процесс подготовки специалиста с позиции этапного подхода, выделить основные этапы и их направленность.
Первый этап характеризуется ориентацией студентов на освоение элементов традиционной народной художественной культуры региона на обыденном (житейском) уровне. Практическая деятельность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладением элементарными навыками и художествен-
ными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого материала и творческую самореализацию студентов, основанную на повторении эстетических образцов.
Второй этап — представляет собой понятийный уровень освоения региональных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры. Креативная деятельность в этом звене подготовки нацелена на овладение элементарными технологическими навыками в области народной художественной культуры, позволяющими с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изучаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятельность (в том числе и исследовательскую этнографическую), основанную на художественных традициях региона.
Третий этап — представляет собой мировоззренческий уровень усвоения региональных традиций народной художественной культуры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно региональных особенностей традиционной русской культуры. Студенты должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной художественной культуры региона, профессиональными навыками иллюстрации обнаруженной информации и умениями выявить и систематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрождения этнокультурных традиций и этнохудожественного воспитания на региональном уровне. Художественно-творческая деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналитическую деятельность, а также самостоятельную творческую реализацию замыслов в сфере народной художественной культуры.
Четвертыш этап — представляет собой концептуальный уровень освоения региональных этно-художественных традиций. Этот уровень предполагает структурирование и систематизацию
информации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона. Этот этап образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различные проявления художественного и научного творчества, педагогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций.
На основе анализа вышеприведенных положений нами была разработана модель формирования профессиональных компетенций руководителя творческого коллектива (см. схема 1), которая включила в себя:
- обоснование нормативно-методического обеспечения;
- определение педагогических условий;
- организацию образовательной деятельности на основе выделения ценностей традиционной народной культуры;
- этапный подход к содержанию образовательного процесса;
Библиографический список
1. Лейбниц, Г.В. Избранные философские сочинения / Г.В. Лейбниц. — М., 1902.
2. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.
3. Большой энциклопедический словарь. — М.-СПб., 1993. — 1628 с.
4. Кисельман, М.В. Влияние компетентностного подхода на качество образования / М.В. Кисельман // СПО. — 2006. — № 9. — С. 8-10.
5. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И. Загвязинский. — Тюмень, 2005.
6. Дуранов, М.Е. Методологические и методические проблемы ориентации личности на образовательные ценности: монография / М.Е. Дуранов. — Челябинск, 2005.
7. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. — М., 2000.
8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. — М., 1999.
9. Предложения по проекту федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения. — М., 2007.
10. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. — М., 1997.
11. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. — М., 1990.
12. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. — М., 1982. Статья отправлена в редакцию 20.09.08.
УДК 371.3
O.P. Шефер, д-р пед. наук, профессор ЧГПУ, г. Челябинск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАНИЯ
Организуя процесс обучения, учитель должен понимать, что на каждом уроке, на каждом учебном занятии, наряду с сообщением учащимся новых знаний, формированием у них умений и навыков учебного труда, необходимо ещё решать воспитательные задачи, основываясь на психолого-педагогических закономерностях и на тех парадигмах, которые на текущий момент педагогика имеет в своем арсенале.
Ключевые слова: воспитание, парадигмы теории воспитания, закономерности воспитания и принципы организации воспитания в процессе обучения.
В жизни можно очень часто наблюдать, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умения), но не хватает воспитанности: низкая культура отношений с людьми, не выработаны гражданские мотивы поведения, патриотические чувства и т. д. Учащийся может хорошо решать задачи, успешно овладевать знаниями, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать нравственные нормы общества. Быть обученным не значит быть воспитанным.
На протяжении почти десятилетия многие ученые и педагоги пытались утверждать, что поскольку обучение
- обобщение профессиональных компетенций выпускника.
Проведенный анализ, позволил нам спрогнозировать педагогические условия, содержание и методологические основы формирования профессиональных компетенций специалиста этнокультурной сферы деятельности.
Сама сущность прогностического подхода представлена в следующем виде: традиционная народная культура Южно-Уральского региона может выполнить функцию фактора в подготовке руководителя фольклорно-этнографического коллектива, если педагогический процесс будет опираться на комплекс социально-педагогических; условий, включая: моделирование самого образовательного процесса, исходя из выделенных ценностей традиционной народной культуры и этнокультурных компетенций специалиста; приобщения будущих специалистов к этнокультурным ценностям на основе их включения в поисково-исследовательскую и творческую исполнительскую деятельность; сам процесс подготовки специалиста будет носить этапный характер, и основываться на методологических подходах, включая культурологический, аксиологический, креативно-дея-тельностный и компетентностный подходы.
носит воспитательный характер, то, следовательно, ни в какой особой воспитательной работе школа не нуждается. Против школы только обучающей в двадцатых годах двадцатого века выступали ученые М.В. Крупинина и В.Н. Шульгин. Они выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, включение социальной среды в воспитание детей, так как «...без контакта с окружающей школу средой решить задачи воспитания школа не в состоянии» [1, с. 137]. А.С. Макаренко в своих трудах отмечал, что даже при самой высокой обученности и умелости лич-