Статья посвящена методологии исследования международного сотрудничества по защите и охране морской среды с помощью применения транснационального подхода. Автор предлагает применить опыт региона Балтийского моря по защите и охране морской среды на северных морях, а также изучить ранее существовавшие проекты с целью эффективной реализации инициатив на стыке знаний международного права, международных отношений и мировой политики.
This article is dedicated to the methodology for the study of international cooperation in marine environment protection. The author suggests applying the experience of marine environment protection in the Baltic Sea to the northern seas as well as examining earlier projects for the effective implementation of interdisciplinary initiatives bringing together international law, international relations and world politics..
Ключевые слова: методология, международные отношения, международное право, мировая политика, охрана и защита морской среды, коллективная безопасность, регион Балтийского моря, Арктика, северные моря, мирополитический подход, транснациональный подход.
Key words: methodology, international relations, international law, world politics, Baltic Sea region, Arctic, northern seas, marine environment protection, common security, world politics and transnational approaches.
Морская среда, выбранная в качестве объекта исследования в рамках изучения формирования транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе, актуальна в связи с развитием таких направлений мирового хозяйства, как судоходство, рыболовство, нефть и газ. Данные направления — основные составляющие формирования морской политики прибрежных стран на базе существующих международно-правовых норм.
Арктический регион как новая самостоятельная политическая единица состоит из пяти государств, имеющих непосредственные выходы к морям Северного Ледовитого океана: России, Канады, Норвегии, Дании и США, а также Швеции и Финляндии, имеющих части сухопутной территории в границах Северного Полярного круга и Исландии, граничащей с ним. Арктические шельфы, богатые залежами нефти и газа, покрыты водами морей Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.
Обычно политическую ситуацию вокруг Арктики сравнивают с международно-правовым режимом Антарктики из-за схожих климатических условий, но главным отличием региона Арктики от Антарктики является наличие населения и суверенитета пяти прибрежных государств в Арктике. Растущая роль и значение региона Арктики позволяют сегодня говорить о том, что в настоящее время мы становимся свидетелями формирования нового региона на политической карте мира — Арктического, со своей региональной политикой. Процесс формирования региона складывается из двух составляющих: во-первых, Арктика — регион экосистемного баланса Земли, и во-вторых, Арктика — регион био-, энергоресурсного резерва человечества.
Эти два фактора — результат стратегических политических действий развитых стран, выдвинувших Повестку дня Планеты XXI века. Так же как и становление экологического самосознания человечества, новый регион формируется из применения лучших примеров, существующих в международной практике.
Морская среда как неотъемлемая часть природоохранных дискуссий — актуальная тема глобализационных или мирополитических процессов международных отношений и мировой политики. Более того, формирование нормативно-правовой системы на региональном уровне, касающейся охраны окружающей среды, в том числе и морской, имеет свой небольшой опыт международного сотрудничества.
Важные природоохранные соглашения заключены под эгидой ООН и Европейских сообществ. Европейские региональные договоры по охране морей позволяют исследователям обратиться к их нормотворческому опыту, а также практике международного сотрудничества в этой области и возможностей их применения. С этой точки зрения регион Балтийского моря мог бы стать моделью региональной защиты и охраны морской среды для северных морей.
Тому есть следующие основания.
Н. К. Харлампьева
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ РЕГИОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ ДЛЯ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ
Во-первых, в конце 80-х гг. по инициативе CCCР началось международное региональное сотрудничество на Севере. Среди приоритетных направлений сотрудничества было названо сотрудничество стран Севера в деле охраны окружающей среды. Тогда Советский Союз предлагал «распространить опыт совместных мер по защите морской среды на Балтике, который осуществляется комиссией семи прибрежных государств на всю океанскую и морскую акваторию Севера планеты». Речь шла о международном сотрудничестве по защите морской среды Балтийского моря и его живых ресурсов между Прибалтийскими странами — Данией, Финляндией, ГДР, ФРГ, ПНР, Швецией и СССР, принявших в 1974 г. «Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря». Тогда же Советский Союз предложил «разработать объединенный комплексный план охраны окружающей среды, где североевропейские страны могли бы показать пример другим, договорившись об учреждении системы контроля за состоянием окружающей среды и радиационной безопасностью в регионе» [1, с. 1—3].
Во-вторых, конкретным примером применения балтийского опыта на северных морях является экспериментальное прохождение кратчайшего пути из Европы в Азию танкера-гиганта «Балтика» с экипажем, имеющим опыт плавания по Балтийскому морю. Танкер с грузоподъемностью 100 тыс. тонн с более 70 тыс. тоннами газоконденсата прошел в августе 2010 г. по Северному морскому пути. Проект был осуществлен тремя компаниями: «Росатомфлотом», отвечающим за ледоколы, «Севкомфлотом» — владельцем танкера и «Новотэком» — владельцем груза. Танкер сопровождали два ледокола — «Россия» и «Таймыр» [4].
В-третьих, Россия предлагает создать «глобальную или трансъевропейскую систему борьбы с чрезвычайными ситуациями», объединив «усилия в целях сохранения морской среды от разливов нефти», обмениваясь «наилучшими практиками в этой сфере и предотвращению или ликвидации последствий разливов нефти» [3]. Эти три примера представляют серьезные и основательные намерения заинтересованных сторон в деле развития коллективной защиты и охраны морской среды на Балтийском и северных морях.
Современное состояние исследования региона Арктики и становления Арктического региона, формирования арктической политики требуют тщательного изучения существовавших ранее программ и проектов в области защиты и охраны морской среды. Как показывает система региональных договоренностей по охране морской среды, наиболее эффективные механизмы реализации конвенций существуют по защите Средиземного моря, Черного моря, СевероВосточной Атлантики, Северного моря и др.
Однако регион Балтийского моря, с одной стороны, выбран в качестве одного из примеров изучения методов и подходов осуществления международного сотрудничества по защите и охране морской среды как не только территориально близкий к Российской Арктике регион, но и как перспективный транспортный узел в Арктической транспортной системе.
С другой стороны, существующий американский подход защиты и охраны морской среды в Арктике является еще одним примером для формирования арктической политики России. Арктическая зона России, расположенная между Европейским Севером и Северной Америкой, должна стать регионом сбалансированного выбора арктической политики России. По этой причине новые знания по изучению морей и океанов, их защита и охрана являются актуальной сферой совместных действий России и Прибалтийских стран с точки зрения коллективной безопасности.
Преимущество России и его прибалтийских соседей перед североамериканским подходов в том, что и у той и другой стороны есть предыдущий опыт совместных действий в защите и охране морской среды в регионе Балтийского моря.
Для того чтобы изучить данное направление важно поставить перед собой следующую группу вопросов: можно ли применить опыт международного сотрудничества по защите и охране морской среды Балтийского моря в северных морях? Почему существует такая необходимость? Какой вклад внесет опыт региона Балтийского моря в формирование политики по защите и охране морской среды Арктического региона? Как будут сочетаться в этом направлении интересы Прибалтийских стран, европейского сообщества и России?
Методология исследования международного сотрудничества по охране и защите морской среды можно представить в следующем контексте:
— во-первых, концептуальной базы, представляющей глобальный характер международного сотрудничества в деле защиты и охраны морской среды;
— во-вторых, выделение отдельных элементов международного сотрудничества по защите и охране морской среды, их особенности и характеры;
— в-третьих, определить выбор методов, форм организации и способов международного сотрудничества по защите и охране морской среды.
Концептуальная часть.
Концептуальная часть исследования международного сотрудничества по охране и защите морской среды представлена в виде таблицы 1, где общими критериями базовых знаний выступают ряд таких теоретических обоснований, как теория ноосферы и самоорганизации, исследования вопросов межгосударственного сотрудничества в области окружающей среды, политические составляющие формирования теории режимов, структурно-институциональные подходы регионализации, пространственно-временной подход, теория «океанического управления», теория взаимодополняемости международного права, международных отношений и мировой политики.
Таблица 1
Концептуальная составляющая исследования международного сотрудничества по защите и охране морской среды
Теория ноосферы — теория самоорганизации материального и духовного мира В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, К. Я. Кондратьев, В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур
Теория межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды A. Hurrell, Хелд и др.
Политика формирования теории режимов P. M. Haas, R. O. Keohane, M. A. Levy, J. S. Nye.
Пространственно-временной подход Н. А. Косолапов
Теория океанического управления В. Д. Писарев
Теория взаимодополняемости международного права, международных отношений и мировой политики A-M. Slaughter, A. S. Tulumello S. Wood, А. Н. Талалаев, В. А. Карташкин, Р. А. Каламкарян А. С. Ланцов
Структурно-институциональный подход, теория режима O. R. Young, M. Tennberg, N. Petersen
На концептуальном уровне международное право мирового сообщества соединяет в себе «право как воля, Law as Will» и «право как разум, Law as Reason» [6, р. 5], обеспечивая юридическое оформление «поступательного движения человеческой цивилизации по пути прогресса» [2, с. 5]. Понятия «человечество», «мировое сообщество» как никогда имеют сегодня новое звучание во взаимозависимом мире, находящее отражение в контексте глобализационноцивилизационных концепций. Появляется множество теоретических подходов, обращающих на себя внимание в изменяющемся мире. С одной стороны, они диктуют и формируют мировые процессы, где государства и регионы находят свое место и роль, с другой стороны, государства и регионы, сами становятся инициаторами новых теорий и знаний в новом мировом порядке. В этом плане России и Прибалтийским странам, возможно, отведена роль инициатора в деле международного сотрудничества по охране и защите морской среды.
Особенности элементов международного сотрудничества по защите и охране морской среды
Особенностью выделения основных элементов международного сотрудничества на современном этапе по защите и охране морской среды является разнообразие участников процесса. Межгосударственные отношения с точки зрения обеспечения национальной и региональной безопасности распределяются между военно-морскими, таможенно-пограничными, природоохранными взаимоотношениями прибрежных стран по предупреждению и
предотвращению чрезвычайных ситуаций на море, по морской научно-исследовательской деятельности и др.
В этих направлениях важно исследовать наиболее успешно реализуемую нормативноправовую базу многосторонних и двусторонних взаимоотношений, проекты и программы (реализовавшиеся и не реализовавшиеся), отчеты и доклады рабочих групп, сообщения средств массовой информации.
На сегодняшний день в Арктике наблюдается резкое увеличение активности по созданию всеобъемлющего режима охраны окружающей среды Арктики, где в процессе принятия решений участвуют не только страны, но и включаются международные организации и коренные народы, т. е. транснациональные акторы. Современное международно-правовое регулирование обеспечения экологической безопасности Арктики осуществляется на основе следующих международных договоров: Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 г., Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. и др. Также существуют региональные соглашения между арктическими государствами и большое количество двусторонних соглашений. Однако, несмотря на достаточно большое количество приведенных выше документов, нельзя сказать о том, что найден консенсус по арктическому режиму.
Возможно, причина состоит в том, что межгосударственные соглашения порой не находят поддержки среди крупных транснациональных корпораций или частных компаний. В этой связи есть смысл изучить данную проблему с точки зрения транснационального подхода, т. е. соотношения интересов государств и транснациональных корпораций, пытающихся найти общий язык в рамках международных организаций. Последние оказались в настоящее время в качестве посредников-регуляторов в международных вопросах сотрудничества и в большей степени пока выполняют лишь роль исследователей лучших опытов и ведут проектную деятельность в этой области, выводя некоторые формулы по вопросам совместного управления морской средой. В таблице 2 приведен ряд механизмов и инициатив на четырех уровнях — глобальном, региональном, субрегиональном и локальном (прибрежном).
Таблица 2
Уровни анализа инициатив международного сотрудничества по защите и охране морской среды
Регион Межгосударственный/Транснациональный
Глобальный
Конвенция ООН по морскому праву Механизмы регулирования: Международный суд — главный орган ООН Совет безопасности ООН — политический орган ООН
Региональный
Евроатлантический Распространить опыт совместных мер по защите морской среды на Балтике, который осуществляется комиссией семи прибрежных государств на всю океанскую и морскую акваторию Севера планеты [1]. Создать трансъевропейскую систему борьбы с чрезвычайными ситуациями [3].
Северо-Восточный Южнотихоокеанская комиссия по прикладным наукам о Земле (СОПАК) — проект ООН под названием «Комитет по координации морских поисковых работ в Тихом океане» с целью координации морских научных исследований (МНИ) в отношении неживых ресурсов Тихого океана. Комитет региональных организаций тихоокеанской «Региональной стратегии».
Субрегиональный
Регион Балтийского моря Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1992, заменившая одноименную Кон-
венцию 1974 г., семь стран — СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Дания, Швеция, Финляндия).
Вопросы: границы территориального моря, установление режима Балтийских проливов._____________________________
Окончание табл. 2
Регион Межгосударственный/Транснациональный
Регион Арктики Декларация по охране окружающей среды в Арктике (Rovaniemi Declaration) и Стратегия охраны окружающей среды в Арктике (AEPS) (1991 г., восемь стран — Исландия, Дания, Норвегия, Канада, Россия, США, Швеция. Финляндия). Вопросы: расширение внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны; режим Северо-Восточного морского прохода
Локальный (прибрежный)
Балтийский План Действий ХЕЛКОМ (девять стран — Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Россия). Стратегия по Балтийскому морю.
Арктический Проект SHEBA (Surfase Heat Budget of the Arctic Ocean Project), 1970 г., США, Канада и Япония. Первая международная конференция по окружающей среде человека в северных регионах, 1974 (Япония, Хоккайдо), представители местных властей Канады, США и столиц Финляндии, Норвегии и Швеции
Методы, формы и способы организации исследования международного сотрудничества по защите и охране морской среды
Методы, формы и способы организации исследования международного сотрудничества по защите и охране морской среды носят межпредметный характер, о чем свидетельствуют многие факты. Приведем лишь два примера, касающиеся международно-политической науки. Так, VII Международный конгресс по истории океанографии, состоявшийся в сентябре 2003 г. в г. Калининграде (Россия) на базе Музея Мирового океана, основной темой выбрал «Международное сотрудничество в исследовании Мирового океана», где участники конференции отметили, что «исторический подход исследования международного сотрудничества не достаточен. Нужен иной подход, который называется мирополитическим в молодом научном направлении в мировой политике» [5].
Далее предлагается транснациональный подход исследования морской среды и прибрежных областей, разработанный автором на базе прогноза Н. Петерсена [7]. В таблице 3 выделены транснациональные акторы (участники) — пять арктических стран, прибрежные страны, страны флага, международные организации и частные компании по основным направлениям международного сотрудничества — судоходству, рыболовству и нефти и газа.
Таблица 3
Транснациональная среда Арктики
Судоходство
Транспортировка + + + + +
Система подсчета судов + +
Выдача сертификатов судам + + + +
Исследование и предотвращение чрезвычайных ситуаций + +
Готовность к чрезвычайным ситуациям + +
Метеоуслуги и ледовая обстановка + + +
Ледокольные возможности + + +
Рыболовство
Рыбные запасы (TACs) и другие +
Консервация Госу- дар- ства + + +
Нефть и газ
Существующие правовые системы + Госу- дар- ства +
Ограничение загрязнения ЮНКЛОС + + +
Каждый подход имеет свои методы, формы и способы организации исследования. В качестве метода исследования предлагается провести сравнительный анализ международного сотрудничества по защите и охране морской среды региона Балтийского моря и вновь формирующегося региона Арктики. При этом сравнение советского периода сотрудничества семи Прибалтийских стран и современного сотрудничества девяти стран представляется интересным с точки зрения международной нормотворческой, институциональной и функциональной составляющей. Выявление положительных и отрицательных сторон деятельности поможет вывести модель по охране и защите морской среды для северных морей с элементами адаптации существующих механизмов.
В заключение хотелось бы напомнить о том, что 10 декабря 2012 г. исполняется 30 лет (1982) со дня принятия 3-й Конференцией ООН Конвенции по морскому праву. «Морская конституция», как называют эту Конвенцию, продолжает доказывать не только право на свое существование, но и право на совершенствование и благоразумное применение.
Возможно, высшее достижение международников-правоведов в области морского нормотворчества требует включенности других сфер знаний для грамотной реализации статей Конвенции. Хотелось бы, чтобы предлагаемая методология исследования международного сотрудничества по защите и охране морской среды с помощью транснационального подхода мирополитической науки нашла заинтересованных исследователей и была бы дополнена для накопления новых знаний и умений.
Список литературы
1. Горбачев М. С. Речь на торжественном собрании, посвященном вручению городу Мурманску ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» 1 октября 1987 года // Правда. 1987. 2 окт.
2. Каламкарян Р.Я. Философия международного права. М., 2006.
3. Медведев Д. А. Послание Президента России Федеральному собранию РФ 30 ноября 2010 г. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 10.10.10).
4. По Северному морскому пути идет танкер-гигант // Новости НТВ от 24.08.2010 г. URL: http://www.ntv.ru/novosti/203386 (дата обращения: 10.09.10).
5. Пресс-релиз VII Международного конгресса по истории океанографии. Калининград, 2003. Сентябрь.
6. Цит. по: Каламкарян Р. Я. Философия международного права. М., 2006.
7. Petersen N. The Arctic as a New Arena for Danish Foreign Policy: The Ilulissat Initiative and its Implications // Danish Foreign Policy Yearbook 2009. URL: www.diis.dk/sw82334.asp (дата обращения: 10.09.10).
Об авторе
Харлампьева Надежда Климовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет.
About author
Dr. Nadezhda Kharlampyeva, Associate Professor, Department of World Politics, Faculty of International Relations, Saint Petersburg State University.
E-mail: [email protected]