УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10016
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ
Международно-правовой статус архипелага Шпицберген
Ирина Александровна СТРЕЛЬНИКОВА,
доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук, доцент E-mail: irina.a.strelnikova@mail.ru
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса делимитации морских пространств в Баренцевом море с правовой точки зрения, который является одним из наиболее сложных вопросов российско-норвежских отношений в настоящее время. Данный вопрос раскрывается через установление международно-правового статуса Шпицбергена путем анализа действующих международных договоров в этой области.
Ключевые слова: Арктика, правовой режим, Шпицберген, Баренцево море, международное право.
Хорошо известно, что торговля, рыболовство и добыча газа и нефти являются основой всех современных обществ. Долгое время физические лица торговали за пределами своего государства без какого-либо внешнего унифицированного международного регулирования. Правопорядок в сфере международной торговли, включая торговлю природными ресурсами, начал развиваться, по мнению специалистов, в XII — XIII вв., когда стали появляться предшественники современных двусторонних договоров в виде соглашений между монархами, которые предусматривали предоставление торговцам, как правило на взаимной основе, условий для обмена товарами на более выгодных условиях, чем обычно, при отсутствии специальных соглашений.
В настоящее время правопорядок в сфере международной торговли основывается на принципах и нормах, закрепленных в системе двусторонних и многосторонних договоров, а также в международно-правовых обычаях.
Annotation. This article is devoted to the study of Maritime delimitation in the Barents Sea from the legal point of view, which is one of the most difficult issues of Russian-Norwegian relations at the present time. This issue is revealed through the establishment of the international legal status of Spitsbergen through the analysis of existing international treaties.
Keywords: Arctic, legal regime, Svalbard, Spitsbergen, Barents Sea, international law.
«Отец» науки международного права Гуго Гроций еще в XVII в. указывал, что «никто не имеет права препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом». Именно этот принцип jus commercii становится, по сути, основополагающим в науке международного права.
Также важно отметить, что роль энергетики в международном экономическом сотрудничестве чрезвычайно велика, что особенно обостряет значимость решения вопросов, связанных с делимитацией границ. В настоящее время государства мира в той или иной степени обеспечены энергетическими ресурсами и технологическими, транспортными и производственными мощностями, необходимыми для их преобразования в энергию. Поэтому обеспечение надежного и стабильного энергоснабжения является одной из наиболее актуальных и сложных проблем, стоящих сегодня перед международным сообществом.
№ 1/2019
Неуклонное сокращение запасов традиционных источников энергии — нефти, газа, угля требует рационального использования энергии, сбалансирования интересов различных государств, что в современных условиях обусловливает необходимость нового подхода к вопросам международно-правового регулирования.
В последнее время крупные представители мирового энергетического рынка сталкиваются с нарастающими противоречиями по основным вопросам его развития, в частности, таким, как направления прокладки новых маршрутов транспортировки углеводородов, направления и объемы поставок углеводородов, условия доступа транснациональных компаний на рынки и многим другим. И зачастую эти проблемы переходят из корпоративной плоскости в категорию межгосударственных со всеми вытекающими негативными последствиями для мировой экономики в целом. Координация усилий в энергетическом секторе по разработке правил, приемлемых для всех сторон, могла бы способствовать не только повышению экономической эффективности международной торговли энергоресурсами, но и повышению энергетической безопасности потребителей энергоресурсов с точки зрения гарантирования поставок. Эти вопросы особенно актуальны для рынка природного газа, который в настоящее время испытывает существенный дисбаланс в позициях стран-потребителей, стран-поставщиков и стран, через которые осуществляется транзит энергоресурсов. Несогласованность позиций всех обозначенных сторон создает угрозу безопасности энергоснабжения.
И наконец, осознание опасности исчезновения многих видов животных и растений привело к тому, что каждый вид в отдельности и все разнообразие видов в совокупности, другими словами, само биологическое разнообразие видов стало объектом международно-правовой охраны.
В свете сказанного необходимо отметить, что решить большую часть этих проблем, возникающих в торговле, рыболовстве, газо- и нефтедобыче, можно во многом с помощью права, поскольку именно международное право является одним из важнейших технических инструментов, помогающих осуществлять все эти виды деятельности между различными государствами в условиях мира.
Современное правовое регулирование Арктического региона осуществляется как на уровне международного права, так и на уровне внутреннего национального права. Международно-правовое регулирование режима Арктики осуществляется на уровне международных много-
сторонних и двусторонних договоров. Многосторонние договоры направлены, прежде всего, на правоотношения, регулирующие режим арктических морских территорий, а также на решение экологических вопросов в данном регионе. Двусторонние договоры направлены на урегулирование трансграничных проблем соседних стран. И прежде всего, это решение спорных вопросов делимитации морских пространств Арктики и сотрудничество в области рыболовства и добычи минеральных ресурсов1.
Территориальные споры между странами всегда относились, относятся и будут относиться к числу наиболее важных и долгосрочных. Так, одной из самых известных и продолжающихся дискуссий последних лет считается правовой режим Баренцева моря и статус архипелага Шпицберген.
Шпицберген (также Свальбард, Грумант) представляет собой Арктический архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, находящийся в нескольких тысячах километров от Северного полюса. В состав Шпицбергена входит более тысячи малых и больших островов. Общая площадь архипелага составляет 62 тыс. кв. км, почти 60% площади покрыто вечными льдами. Долгое время архипелаг имел несколько названий. Наиболее распространенным является Шпицберген, что в переводе с голландского означает «острая гора». Название архипелагу с горной местностью дал голландский мореплаватель Виллем Баренц, который, по мнению многих западных ученых, открыл острова в 1596 г. Однако существует множество документов, свидетельствующих о том, что этот архипелаг был известен российским поморам задолго до открытия Баренцева моря. Они назвали его Огишап", так как думали, что открыли часть Гренландии, о которой слышали от скандинавов.
Поморы еще в XII — XIII вв. осваивали острова Архипелага, охотились на северных оленей, лис, медведей и других пушных зверей, а во фьордах и заливах — на моржей и тюленей. Благодаря знаменитому норвежскому мореплавателю Фритьофу Нансену группа островов называется «Шпицберген», что переводится с норвежского как «холодное побережье».
Правовой статус Шпицбергена определяется Договором, подписанным 9 февраля 1920 г. на Парижской конференции более чем 30 государствами-членами (далее — Парижский Договор, или Договор о Шпицбергене)2. До 1920 г. Норвегия и Российская Федерация на равных условиях посещали Шпицберген и создавали там поселение3.
№ 1/2019
Вместе с тем необходимо отметить, что заключенный в Париже в 1920 г. Договор предоставил полный и исключительный суверенитет Норвегии над архипелагом. В 1935 г. к данному Договору присоединился СССР.
Важность и значимость Парижского договора заключается в обеспечении понимания участниками полного и абсолютного суверенитета Норвегии над архипелагом Шпицберген. Однако, в свою очередь, Норвегия по данному Договору обязалась разрешать гражданам всех государств — участников Договора на одинаковых основаниях осуществлять охоту и рыболовство в соответствующих районах, включая территориальные воды архипелага. Кроме того, Норвегия не имеет права устанавливать в районе Шпицбергена военные базы и использовать этот регион в военных целях.
Договор предусматривал, что судам и гражданам всех договаривающихся сторон «разрешается на одних и тех же основаниях осуществлять права на рыболовство и охоту на территориях, указанных в статье 1, и в их территориальных водах» (ст. 2). При этом вместо термина «территориальное море» в Договоре используется термин «территориальные акватории архипелага». В противовес концепции «территориального моря» Норвегия в соответствии с положениями Парижского договора и Шпицбергене не вправе осуществлять суверенитет над природными ресурсами в районах территориальных вод Шпицбергена, где используется принцип свободы научных исследований и свободы судоходства, поскольку ее суверенитет распространяется только на сухопутную часть Шпицбергена4.
Принятый в 1925 г. в Норвегии Закон о Шпицбергене подтвердил и закрепил суверенитет Норвегии, но только в связи с архипелагом.
Между 1975 и 1977 гг. Норвегия ввела исключительную экономическую зону вокруг Шпицбергена, что вызвало протесты со стороны Советского Союза и некоторых европейских стран. Протестующие государства недаром указывали на то, что Договор 1920 г., регламентирующий правовой статус Шпицбергена, не допускает введения подобной 200-мильной зоны.
В 1977 г. Норвегия королевским указом объявила о создании зоны охраны рыбных ресурсов вокруг Шпицбергена, хотя такие зоны, а также исключительные экономические зоны могут быть установлены только за пределами территориальных вод, которых в то время не существовало вокруг Шпицбергена. Кроме того, в результате применения различных методов установления границы в Баренцевом море по-
явился спорный участок общей площадью около 175 000 кв. км, а права на его эксплуатацию имели как Норвегия, так и Россия. Причины возникновения такого спорного района заключались в следующем.
Еще до всеобщего международного признания прав на 200-мильные зоны несколько стран приняли предложение Великобритании разделить Северное море в соответствии с принципом срединной линии, т.е. вдоль линии, равноудаленной от сухопутных границ. В результате в 1965 г. норвежцы получили месторождение Экофиск, а спустя четыре года на континентальном шельфе была найдена первая нефть, что сыграло большую роль в благосостоянии страны.
После заключения подобных соглашений, регламентирующих статус Северного моря, Норвегия предложила распространить принцип срединной линии также на Баренцево море, по аналогии с Северным морем, и предложила СССР провести делимитацию морской границы вдоль линии, проходящей на равном расстоянии между восточными островами норвежского архипелага Шпицберген и советскими островами Новая Земля и Земля Франца-Иосифа5.
СССР не согласился на делимитацию морских пространств по принципу срединной линии, так как еще в 1926 г. в одностороннем порядке определил границы своих полярных активов в Арктике6. Это аргументировалось тем, что ранее основой для делимитации пространств в Арктическом регионе был секторальный принцип, когда граница моря проходит по меридиану от точки сухопутной границы на побережье до Северного полюса. До вступления в силу Конвенции 1982 г.7 границы советских полярных владений не были оспорены на международном уровне, но и не были официально признаны.
Следует отметить, что Советский Союз был не одинок в своих притязаниях на Арктику: еще в XIX в. Канада провозгласила секторальный принцип выделения прибрежных территорий на севере.
По мнению советских, а затем и российских дипломатов, делимитация морских пространств в Баренцевом море должна основываться на принципе исторической справедливости, также упомянутом в международном праве. Сложность в данной ситуации заключается в том, что данный принцип юридически не отрегламентирован и должен доказываться в каждом конкретном случае.
Во время «холодной войны» Советский Союз и Норвегия не смогли договориться о распределении акваторий, и в 1976 г. страны в одностороннем порядке установили границы своей ис-
№ 1/2019
ключительной экономической зоны. В результате различных подходов и возник уже упомянутый спорный участок площадью около 175 тыс. кв. км, где разрешалось только вести промысел водных биологических ресурсов.
Попытка Советского Союза в 80-е годы начать здесь разведку встретила резкий протест в Великобритании. С тех пор на продукцию геологических работ в этой области объявлен мораторий. Первые результаты советских геологов и оценки норвежских специалистов указывали на то, что в оспариваемой зоне, особенно в южной части, имеются огромные запасы нефти и газа.
Еще одним спорным вопросом является вопрос о наличии вокруг Шпицбергена континентального шельфа и в связи с этим о наличии или отсутствии у Норвегии преимущественных прав на его освоение. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Парижский договор 1920 г. предоставил Норвегии право только на территориальные воды.
Процесс делимитации морских пространств в Баренцевом море между Норвегией и Россией завершился заключением в 2010 г. в Мурманске Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане8.
Хотя в данном Договоре не уточняется содержание термина «морское пространство», анализ его положений позволяет включить в это понятие исключительную экономическую зону и континентальный шельф между Россией и Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане к северу от архипелага Шпицберген и Земли Франца-Иосифа.
С появлением границы, разделяющей спорные морские территории двух государств, каждая сторона теперь вправе в одностороннем порядке устанавливать технические требования к рыболовным судам в пределах своей юрисдикции в пределах 200 морских миль от материковой части России и Норвегии.
Вместе с тем, несмотря на подписание Мурманского соглашения, которое решило вопрос о делимитации морских пространств и установило границу России и Норвегии, с юридической точки зрения возникла проблема коллизии двух действующих международных договоров: Парижского договора 1920 г. и Мурманского договора 2010 г. Суть проблемы заключается в следующем.
Хотя стороны формально сохранили свои права путем включения в текст ст. 6 Мурманского договора 2010 г. оговорки о том, что его
заключение не наносит ущерба правам и обязательствам по другим международным договорам, участниками которых являются Российская Федерация и Королевство Норвегия и которые являются действующими на момент вступления в силу данного Договора, правовая и экономическая экспертиза Договора 2010 г., выполненная учеными-юристами, показала, что после вступления в силу Договора у России более нет оснований возражать:
1) против 200-мильной зоны Норвегии вокруг Шпицбергена (а ра-нее такие основания были в соответствии с Договором о Шпицбергене 1920 г.);
2) против континентального шельфа Норвегии вокруг Шпицбергена (а ранее такие основания были в соответствии с Договором о Шпицбергене 1920 г.);
3) против территориального моря Норвегии вокруг Шпицбергена (а ранее такие основания были в соответствии с Договором о Шпицбергене 1920 г.)9.
Это связано с тем, что после подписания Мурманского договора 2010 г. и установления официальной морской границы между Россией и Норвегией регион Шпицбергена сейчас является территорией Норвегии и Шпицберген расположен на норвежской стороне.
В связи с этим экономическая деятельность России после вступления в силу Договора 2010 г. в морских районах вокруг Шпицбергена становится юридически возможной только при полном подчинении законодательству Норвегии о ее территориальном море, 200-мильной зоне, континентальном шельфе, а не на основе Договора о Шпицбергене 1920 г. А в самом Договоре 2010 г. нет прямой ссылки на Договор о Шпицбергене 1920 г., хотя он по-прежнему сохраняет свою юридическую силу.
Подводя итог исследуемой проблематике, необходимо отметить, что правовой режим Баренцева моря уже давно является камнем преткновения между Норвегией и Россией. С начала XX в. предпринимались попытки урегулировать этот вопрос как на местном, так и на международном уровне. Большой вклад в решение данного вопроса был внесен благодаря подписанию Парижского договора 1920 г., который в этом вопросе устанавливал определенный нейтралитет.
Окончательно вопрос о разграничении морских пространств в Арктике между Россией и Норвегией был разрешен с принятием и подписанием Мурманского договора 2010 г., который носил прорывной характер. Нет сомнений в том, что этот Договор обладает значительным регу-
№ 1/2019
лятивным и правоприменительным потенциалом и имеет далеко идущие последствия не только в сфере сотрудничества двух стран, но и для Арктического региона в целом.
Соглашение между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 г. не только позволило отчасти мирно завершить споры между Россией и Норвегией по поводу правового режима Баренцева моря, которые велись на протяжении более 50 лет, но и стало своего рода примером для других стран в урегулировании подобных вопросов.
1 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал рос. права. 2016. № 9. С. 138—145.
2 Договор о Шпицбергене (Париж, 9 февраля 1920 г.) // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938. С. 53—61.
3 Егоров СА. Международное право. М.: Статут, 2015.
4 Валегжанин А.Н. Современные вопросы исполнения договора о Шпицбергене (к 90-летию Договора) // Международное право. 2010. № 1 (41). С. 191—217.
5 Свининых ЕА., Свининых О.Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в Баренцевом море // Рос. ежегодник международного права. 2012. СПб., 2013. С. 148.
6 Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1926. № 87.
7 См.: Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 11 декабря 1982 г.) // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ lawsea.html (Дата обращения: 01.02.2019);
Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» от 26.02.1997 г. № 30-ФЗ // Рос. газ. 1997. № 43— 44. 4 марта.
8 Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Мурманск. 15 сентября 2010 г. // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 3997.
9 Евдокимов А.В. Российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане: регулятивный и охранительный потенциал // Транспортное право. 2011. № 1. С. 17—22.
Библиографический список
1. Конвенция ООН по морскому праву (Мон-тего-Бей, 11 декабря 1982 г.) // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ lawsea. html (Дата обращения: 01.02.2019).
2. Договор о Шпицбергене (Париж, 9 февраля 1920 г.) // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938.
3. Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Мурманск. 15 сентября 2010 г. // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 3997.
4. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» от 26.02. 1997 г. № 30-Ф3 // Рос. газ. 1997. № 43—44. 4 марта.
5. Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1926. № 87.
6. Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал рос. права. 2016. № 9. С. 138—145.
7. Валегжанин А.Н. Современные вопросы исполнения договора о Шпицбергене (к 90-летию Договора) // Международное право. 2010. № 1 (41). С. 191—217.
8. Евдокимов А.В. Российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане: регулятивный и охранительный потенциал // Транспортное право. 2011. № 1. С. 17—22.
9. Егоров СА. Международное право. М.: Статут, 2015.
10. Свининых ЕА., Свининых О.Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в Баренцевом море // Рос. ежегодник международного права. 2012. СПб., 2013.
№ 1/2019