Научная статья на тему 'Правовое регулирование разграничения морских пространств Баренцева моря'

Правовое регулирование разграничения морских пространств Баренцева моря Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1102
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЕНЦЕВО МОРЕ / АРКТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пискун Лидия

В настоящей статье автор анализирует вопросы доступа к ресурсам континентального шельфа относительно присутствия России и Норвегии в Баренцевом море, а также рассматривает некоторые вопросы делимитации морских пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование разграничения морских пространств Баренцева моря»

11. Постановление Правительства РФ от 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 16, 17.04.2000, ст. 1714

12. Скаридов А.С. Указ. соч. С.20

13. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (АМПСА) // Бюллетень международных договоров. № 9. 2013

14. Charron Andrea. Northern rescue: Canadian responsibilities to the Arctic SAR agreement // Vanguard, March 18, 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://vanguardcanada.com

15. Daly, Stephen. Aerial SAR - the Arctic Council and The Agreement on Cooperation on Aeronautical and Maritime Search and Rescue in the Arctic. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://vanguardcanada.com

16. Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. В 1968 г. к Конвенции был принят дополнительный протокол, именуемый Правилами Висби 1978 г. // СПС КонсультантПлюс

17. Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. // Закон. № 6. 2000

18. Frеdеric Lasserre Arctic shipping insurance: towards a harmonisation of practices and costs? // Polar Record. 2014. doi: 10.1017/S0032247414000552, 1-6.

19. Мустафина А.Р. Правовое обеспечение страховой защиты от рисков, связанных с осуществлением арктического судоходства // дис. канд. юр. Наук. М., 2017 г. С. 97

Пискун Лидия

Студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ БАРЕНЦЕВА МОРЯ

Аннотация: В настоящей статье автор анализирует вопросы доступа к ресурсам континентального шельфа относительно присутствия России и Норвегии в Баренцевом море, а также рассматривает некоторые вопросы делимитации морских пространств. Ключевые слова: Баренцево море, Арктика

Summary: In this article the author analyzes the issues of access to the resources of the continental shelf in regard to the presence of Russia and Norway in the Barents sea, and also considers some issues of delimitation of Maritime spaces. Key words: Barents sea, Arctic

Арктика - это пересечение многих геополитических, стратегических и экономических интересов так называемой «Арктической пятёрки»: США, России, Норвегии, Швеции и Дании.

По некоторым оценкам залежи углеводородов в Арктике «составляют до 13 % неразведанных мировых запасов нефти и до 30 % природного газа»[1]. Более того, непрекращающееся таяние льдов делает доступным разработку таких месторождений.

Россия и Норвегия стремятся эксплуатировать арктические ресурсы, в том числе ресурсы Баренцева моря, однако, стоит отметить, что существуют три основных спорных момента в российско-норвежских отношениях, связанных с правовым регулированием Баренцева моря:

1. Порядок использования морских ресурсов обоими государствами;

2. Правовое положение архипелага Шпицберген;

3. Делимитация морского пространства и дна Баренцева моря.

В данной работе попытаемся рассмотреть особенности делимитации морского пространства и дна Баренцева моря.

В сентябре 2010 г. Россия[2] и Норвегия предприняли попытку урегулировать разногласия по поводу Баренцева моря, существовавшие около 40 лет, посредством подписания Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане[3].

Суть данного соглашения состоит в следующем: оба государства решили разделить спорную площадь, находящуюся к северу от своих береговых линий. Данная территория составляет около 175 000 кв. Км[4], что вдвое превышает площадь современной Германии.

Достигнутое соглашение может помочь Норвегии сохранить добычу нефти и газа на прежнем уровне при условии того, что запасы нефти и газа Норвежского моря постепенно сокращаются.

Договор от 15 сентября 2010 г. в России вызвал неоднозначные дискуссии, основные вопросы, рассматриваемые при обсуждении данного соглашения, звучат так:

1. В каком положении оказалась Российская Федерация относительно своего присутствия в Баренцевом море с точки зрения доступа к ресурсам шельфа?

2. В равной ли степени удовлетворены экономические и политические интересы России и Норвегии или нет?

Для того чтобы ответить на указанные вопросы следует проанализировать положения Договора от 15 сентября 2010 г.

К 2010 г. у Российской Федерации и Королевства Норвегии возникла необходимость урегулирования имеющихся разногласий. Толчком к этому послужили некоторые предпосылки:

- поиск новых источников энергии и новых месторождений нефти и газа, позволяющих удовлетворить потребности человеческого общества в энергетических ресурсах;

- схожесть политики Российской Федерации и Королевства Норвегии относительно арктического региона;

- достаточно развитая существующая мировая практика делимитации морских пространств;

- гибкие нормы международного права в области урегулирования морских споров.

Принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - КМП-82) [5] значительно упростило взаимоотношения государств в области регулирования споров. Существуют примеры соглашений о попытке разрешения делимитационных проблем. Перечислим некоторые из них: Соглашение между Кувейтом и Саудовской Аравией о делимитации континентального шельфа от 2 июля 2000 г.; Соглашение между Китаем и Вьетнамом о делимитации территориального моря в Тонкинском заливе от 25 декабря 2001 г.

Следует отметить, что ранее Норвегия заключала подобные соглашения, в частности с Исландией и Данией

относительно делимитации континентального шельфа в районе о. Ян-Майен.[6]

Ст. 279 КМП-82[7], закрепила обязанность государств урегулировать отношения, возникающие между ними, мирным путём. При необходимости государства могут обратиться к одному из предусмотренных Уставом ООН способов разрешения споров[8].

Специально для урегулирования споров о разграничении континентального шельфа при ООН была учреждена Комиссия по границам континентального шельфа.

Однако, как показывает практика, основным способом правового разрешения вопросов относительно делимитации морских пространств и шельфа является заключение соглашений между государствами, претендующими на реализацию своих национальных интересов. Заключение таких соглашений для согласования воли государств проистекает непосредственно из такого способа разрешения споров как переговоры. Однако такое волеизъявление должно быть подчиненно международным процедурам, которые предусматриваются в международном праве, в частности в КМП-82 г., а также Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

Наибольшее применение в практике делимитации морских пространств получил метод «срединной линии»,

закреплённый в ст. 15 КМП-82 и базирующийся на принципе

«равноудаления». (Рис. 1).

Рис.1. Метод «срединной линии» на примере делимитации Каспийского моря.

Однако ст. 15 КМП-82 называет исторически сложившиеся правовые основания, которые позволяют не использовать метод срединной линии. Практика рассмотрения споров по вопросу делимитации показывает, что к таким основаниям относятся:

1. Договоры, действующие до возникновения спора между конфликтующими сторонами;

2. Ранее официально изданные карты государства с обозначенными границами.

В этом отношении примечательно Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда от 11 июля 2007 г., которое стало некоторым промежуточным

этапом урегулирования вопроса делимитации морских пространств в Баренцевом море на пути к Договору от 15 сентября 2010 г.

Длина залива Варанген-фьорд (Варяжский залив), который расположен между полуостровом Рыбачий и полуостровом Варанген, составляет всего лишь 120 км, а ширина у входа - 50 км. Данное соглашение точно таким же образом базируется на аналогичном, ранее существовавшем Соглашении от 15 февраля 1957 г.[9], которое использует метод прямых линий. Соглашение 2007 г. разграничило также внешнюю часть залива и осуществило перерасчёт границы России и Норвегии в соответствии с Всемирной геодезической системой координат.

Российская Федерация определила важнейшие параметры своей политики на Севере, приняв в сентябре 2008 г. документ под названием «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»[10].

Норвегия сделала это несколько раньше - в 2006 г. - и уже в ноябре 2011 г. норвежское Правительство утвердило новый стратегический документ в виде доклада Стортингу (Парламенту) Королевства Норвегия «Крайний Север - видение и стратегия»[11].

В ближайшие годы именно он будет служить «руководством к действию» для Норвегии в Арктике.

Обновленная стратегия определяет следующие составляющие норвежской политики в Арктике:

- углубление и обновление сотрудничества с Россией, поскольку отношения с восточным соседом - основной фактор норвежской политики на Севере;

- освоение ресурсов, повышение судоходной активности, использование дополнительных транспортных путей и возможностей, открывающихся в связи с изменением климата;

- комплексное управление морскими ресурсами, благодаря которому в последнее десятилетие улучшилось состояние основных рыбных запасов в Баренцевом море;

- формирование контуров нового нефтегазового района с учетом прогнозов наличия больших запасов углеводородов в Баренцевом море и перспектив, которые открывает Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане;

- признание принципов международного морского права, что позволило урегулировать почти все спорные вопросы, касавшиеся разграничения с другими странами;

- создание системы сотрудничества с арктическими и североевропейскими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних структур - Совета Баренцева/Евроарктического региона[12] (СБЕР), Арктического Совета (АС), Совета министров северных стран, «Северного измерения»[13].

Развитие отношений по обмену мнениями относительно региона Северной Европы, а также государственные программы обоих государств значительно ускорятся, если Российской Федерации и Королевство Норвегия объединят свои научные и технические потенциалы.

Шагом к такому объединению и стал Договор от 15 сентября 2010 г., состоящий из 8 статей и двух приложений: «Вопросы рыболовства» и «Трансграничные месторождения углеводородов».

В соответствии со ст. 1 Договора от 15 сентября 2010 г. была проведена «линия разграничения морских пространств», которая представляет собой «геодезические линии», соединяющие 8 точек, каждая из которых имеет определённые координаты. (Рис. 2).

NORWAY FINLAND

Рис.2. Линия, проведённая между Россией и Норвегией в соответствии с Договором от 15 сентября 2010 г.

Необходимо отметить, что существует два отдельных вида делимитации (т.е. определения границ): делимитация морских пространств и делимитация морского дна.

Делимитация морских пространств предполагает определение территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны прибрежного государства (спорящих между собой государств, которые имеют смежные границы или противолежат друг другу), в то время как делимитация морского дна предполагает определение внешних границ континентального шельфа.

Дефиниция того, что есть линия разграничения применительно к данному соглашению, смешивает эти два понятия. Получается, что это линия разграничения морских пространств, которая проведена с использованием геодезического критерия, т.е. критерия, который относится к вопросам делимитации морского дна. Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: что разграничила проведённая демаркационная линия? Только лишь морские пространства или и морские пространства, и континентальный шельф?

Обращаясь к вопросам Общей теории права, следует отметить, что любую норму права можно толковать буквально, ограничительно или расширительно.

Если толковать положение ст. 1 данного Договора буквально, то можно прийти к выводу, что Россия и Норвегия разграничили только водное пространство. Если применить метод расширительного толкования этого же положения, следует предположить, что данная линия разграничила не только водное пространство, но и морское дно.

Ст. 2 Договора от 15 сентября 2010 г. содержит в себе запрет на осуществление суверенных прав и юрисдикции за пределами демаркационной линии, проведённой в соответствии со ст. 1 Договора. Таким образом, российская сторона отказывается от «каких-либо суверенных прав или юрисдикции» по ту сторону демаркационной линии, где находится архипелаг Шпицберген.

То есть, фактически аннулируется Парижский Договор 1920 г., поскольку преимущественное право осуществления на Шпицбергене хозяйственной и иной деятельности данным положением окончательно передано Норвегии.

В этой связи необходимо обратить внимание на положения ст. 6 Договора от 15 сентября 2010 г., указывающие на то, что настоящий Договор не должен наносить ущерба уже существующим отношениям обоих государств - Российской Федерации и Норвегии - с другими государствами, которые были урегулированы другими международными договорами.

Данная формулировка создаёт видимое противоречие с правовой сутью Парижского Договора 1920 г., участниками которого являются оба государства. Кроме того, представляется, что стратегия правового регулирования российского присутствия в Арктике в целом, и на архипелаге Шпицберген (норвежцы называют его Свальбард - от норв. 8уа1ЬаМ -«прохладный край») в частности, серьёзно затронуто данным положением.

Большая часть Договора 2010 г. посвящена углеводородам. В нём содержится описание того, как стороны будут обмениваться мнениями относительно положения месторождений по обе стороны от проведённой линии разграничения.

Несколько размыта формулировка п. 2 ст. 5 Договора: если обнаруженное месторождение углеводородов находится на континентальном шельфе одной Стороны, то вторая Сторона соглашения «может уведомить об этом первую Сторону и должна представить данные, на которых она основывает своё мнение».[14]

Не совсем ясным представляется то, каким образом будет происходить обсуждение такого месторождения, в отношение которого Договор использует термин «трансграничное». Кроме того, положения Договора от 15 сентября 2010 г. закрепляют принцип, согласно которому необходимо определить контуры месторождения для дальнейшей его разработки как «единого целого»[15].

Процедура такой разработки также не имеет описания. Более того, ничего не говорится о применимом праве, которое будет регулировать налоги, пошлины, сборы, взимаемые со Сторон за добычу минеральных ресурсов, и будут ли они установлены в соответствие со ст. 8 Договора о Шпицбергене 1920 г. и направляться на его нужды, или будет применяться

норвежское законодательство с зачислением платежей в бюджет Норвегии[16].

Реализация этих положений предполагает тесное взаимодействие Сторон, основывающееся на заключении Соглашения об объединении между Сторонами по вопросам эксплуатации трансграничного месторождения углеводородов, как это указано в Приложении II Договора. Остаётся только догадываться, каким может быть такое Соглашение об объединении Сторон по своей форме и правовому содержанию.

Существуют разные точки зрения относительно выгодности заключённого Договора для Российской Федерации.

Так, например, правовед Ю.Ф. Лукин пишет следующее: «По данному договору мы проводим границу в спорном районе площадью 175 тысяч квадратных километров. Главное заблуждение - это точка зрения, что мы, якобы, потеряли эти акватории. Но они нам так и не принадлежали, были спорными. Наоборот, мы получили чёткую морскую границу, правовые возможности для того, чтобы вести здесь добычу нефти и газа, развивать многостороннее сотрудничество с Норвегией, нашим ближайшим соседом на Европейском Севере».[17]

Норвежский специалист морского права Т. Хенриксен, преподаватель Университета Тромсё, отмечает, что проведение морской границы с Россией, скорее всего, внесет свой вклад в консолидацию морских зон, заявленных или установленных Норвегией. При этом обе стороны официально зарезервировали

свои права, включив в Договор положение, обеспечивающее соблюдение их прав и обязательств по другим международным договорам. Основное внимание в ближайшие годы будет уделяться вопросу хозяйственного использования Шпицбергена в этой зоне. Влияние норвежско-российского Договора о разграничении морских пространств Арктики весьма широкое. Договор, однако, будет способствовать упорядоченному управлению Арктическим регионом.[18]

Противники заключения данного Договора выражают своё крайнее неодобрение, высказывая следующие аргументы:

1. Морские недра, расположенные восточнее демаркационной линии, которые теперь принадлежат Российской Федерации, недостаточно богаты углеводородными ресурсами по сравнению с недрами, отошедшими Норвегии. «На отданных территориях Баренцева моря, которые уступили норвежцам, нашли углеводородов на 30 млрд. евро. Это следует из доклада Норвежского нефтяного директората (NPD). Всего в недрах территории, отошедшей Норвегии, залежи углеводородов оцениваются в 300 млн. кубометров — в нефтяном эквиваленте это почти 1,9 млрд. баррелей. По прогнозам, ориентировочный объем полезных ископаемых может оказаться даже больше - 565 млн. кубометров, из которых на долю нефти приходятся не менее 15%, - говорится в докладе NPD»[19].

Л.М. Повал, специалист по международному праву отмечает, что Россия добровольно отдала богатейшие месторождения углеводородов, «в частности, норвежцам отошел Свод Федынского, на котором запасы газоконденсата -примерно 10 млрд. куб. м, что втрое превышает Штокмановское месторождение»[20], которое является одним из крупнейших месторождений газоконденсата в мире;

2. Норвегия (наравне с США и Данией, входящими в «Арктическую пятёрку») - это государство блока стран НАТО, которое недавно вновь признало Россию одной из мировых угроз. С большой долей уверенности можно предположить возможность размещения военной техники и баз НАТО вблизи границ Российской Федерации в приакрктическом регионе в случае обострения политических отношений между Российской Федерации и НАТО, чьи военные установки не совпадают с интересами безопасности России.

Ю.Ф. Лукин, видящий в заключении Договора от 15 сентября 2010 г. положительное направление развития отношений России и Норвегии, тем не менее, отмечает, что «...США формируют новый долгосрочный подход к отношениям с Россией, который представляет собой адаптированную версию «холодной войны», а именно стратегию сдерживания («strategy of containment») [21];

3. Некоторую обеспокоенность вызывает добыча рыбных ресурсов. Противники Договора обращают внимание,

что «до передачи территорий около 60% всего российского улова рыбы и морепродуктов в Баренцевом море добывалось в районах, которые новый договор отдал под юрисдикцию Норвегии».[22]

В настоящий момент ситуация такова, что «Норвегии отходят территории, на которых наш северный рыболовецкий флот берет 60-70 % годового промысла»[23];

4. Данное соглашение не позволяет Российской Федерации осуществлять своё присутствие на Шпицбергене в полной мере. Вывод напрашивается сам собой: у Российской Федерации больше нет оснований возражать против 200-мильной зоны, территориального моря и континентального шельфа Норвегии вокруг Шпицбергена.

В заключении следует отметить, что Российская Федерация обладает самым протяженным арктическим побережьем (22,6 тыс. км — при общей протяженности береговой линии Северного Ледовитого океана в 45,3 тыс. км), что предопределяет большую площадь континентального шельфа России и, следовательно, ее конкурентные преимущества в т.ч. шельфовые запасы природных ресурсов.[24]

Международно-правовой режим Северного Ледовитого океана располагает достаточно широким набором инструментов для мирного разрешения споров, связанных с разграничением его морских пространств и шельфа.

Подведя итог этому краткому анализу правового положения двух государств в Баренцевом море, ответим на поставленные в начале статьи два вопроса:

1. После многочисленных обсуждений у Российской Федерации и Норвегии появилась линия разграничения, позволяющая обоим государствам реализовывать свои права на полученные акватории и шельфы. Однако опасение вызывает следующее: у государств могут возникнуть недопонимания относительно тех месторождений, которые находятся вблизи линии разграничения, в частности, могут возникнуть разногласия по поводу начала их разработки. Норвегия стремится разрабатывать доставшиеся ей залежи углеводородов, в то время как Россия не спешит делать этого (так, например, разработка ранее упомянутого Штокмановского месторождения в настоящий момент приостановлена);

2. Также отметим, что политические и экономические интересы Российской Федерации несколько пошатнулись в связи с подписанием Договора от 15 сентября 2010 г.

Во-первых, этим соглашением Россия несколько оттеснена от ведения своей деятельности на Шпицбергене. Представляется, что в дальнейшем потребуется регламентация российского присутствия на архипелаге дополнительными соглашениями с Норвегией, которые позволят осуществлять экономическую, научную и исследовательскую деятельность на архипелаге в большем объёме. Примечательно, что некоторые

государства, которые тоже заинтересованы в своём присутствии в Арктике, рассматривают архипелаг в качестве отличного начала своей деятельности в регионе. Например, КНР в настоящий момент располагает собственной базой (Хуанхэ) на архипелаге, где активно осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность.

Во-вторых, спорным представляется вопрос о рыбных ресурсах Баренцева моря. Соглашение уступило Норвегии водные районы, которые активно использовались ранее Российской Федерацией для добычи биоресурсов. Особенно интересным кажется сохранение и вылов крабов (камчатский и стригун), которые для Баренцева моря являются вселёнными организмами, обитающими на шельфе, т.е., являющимися «сидячим видом» морских организмов в соответствии с терминологией КМП-82. В последние годы его незаконный вылов[25] на континентальном шельфе РФ со стороны иностранных граждан по некоторым данным возрос.[26]

Россия и Норвегия - крупные морские державы, обладающие огромными природными ресурсами, имеющимися в Баренцевом море. Несмотря на различия национальных интересов и расхождения в позициях по Шпицбергену и другим вопросам, в российско-норвежских отношениях в Арктике всё же доминируют конструктивный подход и стремление найти компромиссные решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников и литературы:

1. Лукин Ю.Ф. Договор между Россией и Норвегией - шаг к мировому переделу морского пространства в Арктике // Арктика и Север. 2011. №2.

2. Россия ратифицировала данный договор Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. № 57-ФЗ, который был принят Государственной Думой 25 марта 2011 г. и одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 г.

3. Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (Подписан в г. Мурманске 15.09.2010) // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 3997

4. Краткая правовая информация о Договоре между Россией и Норвегией от 15 сентября 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/12871.html/

5. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (вст. в силу 16 ноября 1994 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf

6. Соглашение между Королевством Норвегией и Республикой Исландией от 22 октября 1981 г. о континентальном шельфе между о. Ян-Майен и Исландией, Соглашение между Королевством Норвегия и Королевством Дания от 18 декабря 1995 г. относительно делимитации континентального шельфа в районе между о. Ян-Майен и Гренландией.

7. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (вст. в силу 16 ноября 1994 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf

8. Пункт 1 статьи 33 Устава ООН регламентирует следующие способы: переговоры, обследование; посредничество; примирение; арбитраж; судебное разбирательство; обращение к региональным органам или соглашениям.

9. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде от 15 февраля 1957 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900087

10. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27.07.2001). Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902010411

11. Россия и Норвегия в Арктике. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rassiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-norvegiya-v-arktike/

12. Совет начал свою работу в 1993 г. и до сих пор является превосходной площадкой для обмена мнениями относительно региона Северной Европы.

13. Россия и Норвегия в Арктике. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rassiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-norvegiya-v-arktike/

14. Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и

Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902266343

15. Там же.

16. Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств. Арктика и Север. 2012. №6.

17. Лукин Ю.Ф. Договор между Россией и Норвегией - шаг к мировому переделу морского пространства в Арктике // Арктика и Север. 2011. №2.

18. Henriksen T. Ulfstein G. Maritime Delimitation in the Arctic: The Barents Sea Treaty // Ocean Development & International Law. 2011.

19. Как Россия отдала Норвегии территории Баренцева моря. Электронный ресурс. Режим доступа: http://partia-slovoidelo.ru/sobytiya/kak-rossiya-otdala-norvegii-territorii-barenceva-morya

20. Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств. Арктика и Север. 2012. № 6.

21. Лукин Ю.Ф. Арктическое похолодание на фоне возврата к инструментам «холодной войны». Вестник МГТУ. Том 17. № 3. 2014. С. 515-522.

22. Там же.

23. Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств. Арктика и Север. 2012. № 6

24. Журдо И.С. Международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана. Проблемы разграничения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 4. 2015. С 4-19.

25. Крабовый беспредел иностранцев на российском шельфе в Баренцевом море. Электронный ресурс. Режим доступа: http://murman-fishing.ru/forum/viewtopic.php?f= 11 &p=410736

26. Баренцево море в поисках краба наводнили иностранные суда-браконьеры. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // severpo st.ru/read/29148/

Скаридова Мария Александровна

старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ АКВАТОРИЙ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТУСА «МОРСКОЙ ЗАПОВЕДНИК»

Аннотация: В настоящей статье автор анализирует правовой режим морских заповедных районов, устанавливаемых для защиты биоразнообразия в приполярных районах Берингова пролива. Делается вывод о недостаточной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.