Научная статья на тему 'Арктика новый регион мира'

Арктика новый регион мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1170
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харлампьева Надежда Климовна

Статья посвящена исследованию Арктики в качестве единицы международного политического анализа, где формируется новый регион. Особенностями нового Арктического региона являются, во-первых, перспективы совершенствования межгосударственных отношений; во-вторых, возможность создания транснациональной среды взаимодействия государств, международных негосударственных объединений международных организаций, частных компаний и северного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктика новый регион мира»

Примечания

1 Кузнецов В.Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2002. С. 10.

2 См.: Хенкин С.М. Переходные периоды: слагаемые гражданского мира // Свободная мысль. 1994. N° 12-18. С. 112-113.

3 СергееваА.В. Русские стереотипы, традиции и менталь-ность. Межличностные коммуникации, социальная психология, корпоративная культура. М., 2004. С. 35.

4 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 235.

5 Агентство политических новостей 2008-05-03. Итоги с Владимиром Путиным: внешняя политика. Ч. 3. Россия и США. URL: www.apn.ru.

6 Апресян Ю.Д., Богуславская О.Ю., Левонтина И.Б., Урысон Е.В. Новый объяснительный словарь синонимов. М., 1995. С. 179.

7 Речь Дмитрия Медведева при вступлении в должность президента. URL: www.vesti.ru/doc.html.

8 Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю). М., 1991. С. 47.

9 Там же. С. 50.

10 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. М., 1998. С. 55.

11 БарановА.Н., КарауловЮ.Н. Указ. соч. М., 1991. С. 56.

12 Медведев отложил приезд на Украину нового посла РФ. URL: http://lenta.ru/news/2009/08/11/noambassador/

13 Там же.

14 Там же.

15 БарановА.Н., КарауловЮ.Н. Указ. соч. М., 1991. С. 53.

16 На саммите ОБСЕ Медведев продвигает договор о коллективной безопасности и отмену виз. NEWSru. com // Новости в мире. 2010. 1 дек.

17 Там же.

18 Выступление С. Шойгу. 03.10.99. РТР. URL: http://www. rutv.ru/.

19 Выступление Президента России Д.А.Медведева на совещании послов и постоянных представителей России за рубежом, Москва, Министерство иностранных дел, 15 июля 2008 года. URL: www.prevedmedvedev.ru/2008-07.html.

УДК 327

АРКТИКА - НОВЫЙ РЕГИОН МИРА

Н.К. Харлампьева

Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию Арктики в качестве единицы международного политического анализа, где формируется новый регион. Особенностями нового Арктического региона являются, во-первых, перспективы совершенствования межгосударственных отношений; во-вторых, возможность создания транснациональной среды взаимодействия государств, международных негосударственных объединений - международных организаций, частных компаний и северного сообщества. Ключевые слова: Арктический регион, транснациональная среда взаимодействия, арктическая политика, международный режим Арктики.

The Arctic - New Region of the World N.K. Kharlampieva

The article is devoted to research of the Arctic as the category of international political analyze, where shaping new region. Features of new Arctic region are: firstly, perspective of perfection of intergovernmental cooperation; secondly, possibilities of creating transnational sphere on interaction of states, international non-governmental organizations, private companies and northern community. Key words: Arctic region, transnational sphere on interaction, Arctic politic, international regime of the Arctic.

Арктика, полярная часть земного шара, ранее выступавшая только в аналогии с Антарктикой, сегодня становится объектом горячих политических дискуссий. Прежде чем выяснить причины

такого пристального внимания, стоит остановиться на изучаемом объекте - Арктике, как единице международного политического анализа.

В отличие от Антарктики, на прибрежных территориях Северного Ледовитого океана (Arctic Ocean), за полярным кругом постоянно проживает более 4 млн населения суверенных государств -Дании (о. Гренландия), Канады, Норвегии, России и США, а также государств, имеющих северные поселения за полярным кругом - Исландии, Швеции и Финляндии. Эти восемь государств объединены в межправительственную организацию «Арктический Совет» и называются «арктическими государствами».

Региональное сотрудничество на Севере на многостороннем уровне берет свое начало с момента подписания Соглашения о белом медведе в 1973 г., к которому СССР подключился в 1976 году. Далее мурманская инициатива СССР 1987 г. положила начало становлению региональных международных организаций и их деятельности на современном этапе.

На стыке двух столетий определена повестка дня Арктики:

1) Арктика - регион экосистемного баланса Земли,

2) Арктика - регион биоэнергетического резерва человечества.

© Харлампьева Н.К., 2011

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 1

Эти два фактора возвели регион в ранг регионального международного сотрудничества и мировой политической дискуссии.

Многосторонние межгосударственные отношения

За последние годы сформирован институт региональной самоидентификации (северной/ арктической) с помощью проведения официальной политической дискуссии и попытки создания механизмов проектной деятельности в рамках региональных международных организаций, так называемого «Совета четырех» - Арктического Совета (АС), Совета Баренц/ Евроарктического региона (СБЕАР), Совета

министров Северных стран (СМСС), Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Эти межгосударственные объединения являются официальными структурами на уровне министерств иностранных дел стран.

Принцип «формата четырех Советов» (inter-council formats)1 был принят по итогам московской встречи председателей комитетов Высших должностных лиц региональных международных организаций в 2006 г., где стороны договорились упорядочить проектную деятельность в целях эффективного сотрудничества на межгосударственном уровне. Основные направления международного общения и наиболее приемлемая региональная дифференциация по тем или иным вопросам представлены в табл. 1.

Принцип «формата четырех Советов»

Таблица 1

Показатель АС СБЕАР СМСС СГБМ

Изменение климата + + - -

Энергетика + + + -

Коренные народы + + + -

Приграничное и таможенное сотрудничество - + + +

Демократия, гражданское общество + +

Предотвращение чрезвычайных ситуаций + + +

Обмен опытом между секретариатами - - + +

Особое положение России с ее огромными северными территориями на суше и морскими пространствами в Северном Ледовитом океане является привлекательным для арктических соседей. В этой связи наибольшее внимание регионального международного сотрудничества уделялось Арктической зоне России. Необходимость упорядочивания проектной деятельности было нужно больше всего Российской Федерации. Так, Скандинавские страны оказались в зоне реализации проектов приграничного и таможенного сотрудничества, что связано, прежде всего, с активностью деловых, торговых и инвестиционных связей. Вопросы демократии и становления гражданского общества развиваются между Скандинавскими, Прибалтийскими и Северо-западными регионами Российской Федерации. Меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций оказались в зоне внимания морских прибрежных регионов как Северного Ледовитого океана, так и Балтийского моря. Однако Совет государств Балтийского моря не претендует на решение вопросов изменения климата, энергетики и коренных народов. Арктического Совета не касаются такие направления, как приграничное и таможенное сотрудничество, демократия и гражданское общество, обмен опытом между секретариатами, зато остаются первостепенными изменение климата, коренные народы, энергетика и предотвращение чрезвычайных ситуаций. Дифференциация по принципу «формата четырех

Советов» (inter-council formats) стала показателем усилий государств выйти на новый уровень взаимоотношений. Примечательно, что деятельность региональных международных организаций на первом этапе международного взаимодействия оправдала свою состоятельность по 8 направлениям: защите окружающей среды и обеспечения безопасности, устойчивому развитию, здравоохранению и социальным вопросам, культурному измерению, молодежным взаимосвязям, развитию информационных и коммуникационных технологий, сотрудничества парламентариев, научно-исследовательским и образовательным проектам.

Таким образом, можно констатировать, что признание официальных государственных структур возможности социальной практики международного общения на различных уровнях при его непосредственном участии показывает с теоретической точки зрения неореалистичный государственно-центричный подход начального этапа формирования арктической политики (курсив мой. — Н.Х.). Возможно, в будущем более четко сформулированные вопросы арктической политики станут вкладом в развитие человечества и неотъемлемой частью мировой политики.

Транснациональная среда Арктики

Транснациональный принцип взаимодействия стал усиливаться после направления Россией представления в Комиссию по границам

континентального шельфа на предмет уточнения континентального шельфа за пределами 200 миль от территориального моря России в Северном Ледовитом и Тихом океанах в 2001 году. Очередная российская инициатива побудила прагматичное развитие событий на Севере и в Арктике. Данная инициатива имела продолжение в принятии Илулиссатской декларации в 2008 г. министрами иностранных дел пяти стран, омывающихся Северным Ледовитым океаном - Канады, Дании, Норвегии, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, так называемой Арктической пятеркой, которые договорились рассматривать вопросы Северного Ледовитого океана в рамках обширной международно-правовой базы2. Конфе-

Динамика принятия документов арктическими странами и их содержание свидетельствуют о серьезном намерении этих стран обратить особое внимание до сих пор мало востребованному региону. Вот лишь некоторый перечень документов: Арктическое окно Дании/Гренландии (1999 г.), проект Арктической стратегии Дании/Гренландии (2006 г.), Северное измерение внешней политики Канады (2000 г.), Заявление Канады по арктической внешней политике (2010 г.), Стратегия Норвегии в северных регионах (2006 г.), Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую

ренция показала намерения сторон сотрудничать в рамках Международной морской организации (ММО/1МО) для усиления существующих мер и принятия новых законов с целью повышения безопасности морской навигации и предотвращения, снижения риска загрязнения Северного Ледовитого океана.

Подтверждением намерений стали арктические стратегии, выдвигающие концепции укрепления суверенитета и механизмы международного взаимодействия.

В табл. 2 показаны основные направления взаимодействия: военно-политические, экономические, социально-гуманитарные, а также существующие международные механизмы.

перспективу (2008 г.), Президентская директива «Арктическая региональная политика США» (2009 г.), Арктическая дорожная карта США (2009 г.), Арктическая политика Исландии (доклад, 2009 г.), Стратегия Финляндии в Арктическом регионе (2010 г.).

Принятие арктических стратегий является своего рода показателем улучшения качества предпринимаемых намерений, формирования внутренней арктической политики в период внешнего давления. Имея небольшой опыта регионального сотрудничества, официальные власти пересматривают вопросы управления ресурсами,

Таблица 2

Основные направления арктической стратегии

Стратегия Россия США Канада Норвегия

Военно-политическая Защита и охрана государственной границы, обеспечение благоприятного оперативного режима NATO NORAD Navy Arctic Roadmap Защита морских торговых путей Свобода морского перемещения NATO NORAD Organization for Security and Cooperation in Europe Соглашение по чрезвычайным ситуациям NATO

Экономическая Государственно-частное партнерство Управление шельфовыми ресурсами (АС), Международный форум по регулированию Международная организация по стандартизации Управление трансграничными запасами рыбы и запасами далеко мигрирующих рыб - Управление рыбными запасами, контроль за загрязнением морей

Социально-гуманитарная - МНИ: Северный совет и Европейский Полярный консорциум, отдельно взятые страны, партнерство GEO (Группа наблюдений за Землей). Межведомственная комиссия по исследовательской политике в Арктическом регионе (IARPC) АС + 6 постоянных участников коренных народов Университет Арктики Международные научные ассоциации Университет Арктики, Баренцево сотрудничество

Механизмы Взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами Международная морская организация Соглашение об охране природы и природопользования АС ММО, Конвенция ООН по изменению климата, Международный Арктический центр Канады в Норвегии ММО, Конвенция ООН по изменению климата, Баренцево сотрудничество

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 1

сохранения и укрепления суверенитета. Они в большей степени связаны ревизией состояния военно-морской инфраструктуры арктического побережья, северных территорий, северной или арктической экономикой, соотношением внутренней и внешней политики с учетом международной, региональной нормативно-правовой, декларативно-рекомендательной базы, итогов переговорной процедуры многостороннего сотрудничества, политической дискуссии на разных уровнях.

Внутреннее сосредоточение стран проходит при наличии и обсуждении документов международных объединений - Коммюнике Еврокомиссии «Европейский Союз и Арктический регион» в 2008 г., а также Доклада Арктической программы Всемирного фонда дикой природы «Новое море. Необходимость в региональном соглашении по управлению и сохранению морской окружающей среды Арктики» 2008 г., которые обращают на себя внимание желанием создать международный режим Арктики (курсив мой. - Н.Х.) и разделить ответственность за спокойное будущее Арктики в духе универсального эволюционизма и принципа «всеобщего наследия человечества». Дискуссия носит острый характер, когда речь идет о членстве в Арктическом Совете Европейского Союза, Китая, Японии, Бразилии и Индии, а также побуждает арктические страны к подготовке вызовам будущего преобразования Арктики.

Вопросы справедливого управления, перераспределения энергетического сырья, предоставления высокотехнологичного оборудования вызывают живой интерес частных международных компаний. А гарантией безопасного освоения арктических ресурсов озабочены военные ведомства стран, а также блок НАТО.

Таким образом, транснациональное взаимодействие предполагает двусторонние и многосторонние эффективные взаимодействия в первую

Транснациональная ср

очередь на уровне государственных береговых охран, ведомств по чрезвычайным ситуациям, прибрежного взаимодействия, портовых инфраструктур, дальнейшие взаимодействия государств с международными организациями и транснациональными корпорациями.

На этом фоне прогноз Н. Петерсена «Потенциальные возможности Арктического режима к 2030 г.»3 кажется более реалистичным. На базе прогноза Н. Петерсена составлена табл. 3, которая является показателем конкретного участия транснациональных акторов, в том числе международных организаций и частных компаний по арктическим вопросам. Роль и место не только арктической пятерки (А5) и региональных международных организаций, но и всех прибрежных стран и стран флага будут стимулом или препятствием для достижения консенсуса между арктическим странами для принятия коллективного решения при формировании арктической политики (курсив мой. - Н.Х). Кроме того, эффективное действие таких организаций, как Международная морская организация (ММО/ 1МО) и Всемирная метеорологическая организация (ВМ0/WM0), Северо-Восточная атлантическая комиссия по рыболовству (СВАКР/NEAFC) станет показателем благоразумного управления Арктикой (курсив мой. - Н.Х). Арктическому совету и Европейскому Союзу (ЕС) отведена роль регулирующего механизма по конкретным направлениям, в частности, разработки и выполнения ограничения загрязнения окружающей среды в рамках Конвенции ООН по морскому праву (К00НМП/UNKL0S) и участия в регулировании рыбными запасами соответственно. Частные и страховые компании, участвующие в транспортировке, выдаче сертификатов, строительстве судов ледокольного класса, разработке правовых систем и др., составляют отдельный блок реальной политики.

Таблица 3

арктической политики

Направление А5 Страна флага ММО ВМО АС ЕС Частные компании Страховые компании NEAFC (North East Atlantic Fishery Commission) Прибрежные страны

Судоходство

Транспортировка + + + - - - - + - +

Система подсчета + - - - - - - - - +

судов

Выдача сертифика- - - + - - - + + - +

тов судам

Исследование и пре- + - - - - - - - - +

дотвращение чрез-

вычайных ситуаций

Готовность к чрезвы- + - - - - - - - - +

чайным ситуациям

Метеоуслуги и ледовая обстановка - - - + - - + - - +

Окончание табл. 3

Направление А5 Страна флага ММО ВМО АС ЕС Частные компании Страховые компании NEAFC (North East Atlantic Fishery Commission) Прибрежные страны

Ледокольные возможности + - - - - - - + - +

Рыболовство

Рыбные запасы (TACs) и другие + - - - - - - - - -

Консервация государства - - - - + - - + +

Нефть и газ

Существующие правовые системы + государства +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничение загрязнения ЮНКЛОС + - - - + - - - - +

Вывод

В качестве вывода можно констатировать, что в политической карте мира появился Арктический регион - новый регион суверенных прибрежных стран Северного Ледовитого океана с большим потенциалом и возможностями для дальнейшего поддержания баланса на Земле и открытия резервов человечества.

Новый регион формирует свою политику - арктическую. На пути к ней Арктические страны за короткий срок создали региональные институты взаимодействия, где ведут дискуссии официальные представители северного сообщества на уровне правительств, научных, деловых кругов и коренных народов. В настоящее время в ходе дискуссии становится понятным усиление государственных мер сохранения суверенитета Арктических стран, предполагающее сосредоточение на внутренней арктической политике. Происходит пересмотр соотношения национального и международного законодательств, также наряду с межгосударственными взаимодействиями фор-

мируется транснациональная среда Арктического региона, связанная биоэнергетическим потенциалом региона. К транснациональному процессу активно подключились международные организации и объединения, не- арктические государства и транснациональные корпорации.

Примечания

1 Шестая ежегодная встреча председателей комитетов Высших должностных лиц региональных международных организаций Севера, Москва, 18 августа 2006 г. // Арктическая идея/Arctic Idea. 2006. Сентябрь.

2 Илулиссатская Декларация. Конференция по Северному Ледовитому океану, Илулиссат, Гренландия, 27-29 мая 2008 г. // Арктическая идея/Arctic Idea. 2008. Август. С. 12-13.

3 Petersen N. The Arctic as a New Arena for Danish Foreign Policy: The Ilulissat Initiative and its Implications // Danish Foreign Policy Yearbook 2009. Danish Institute for International Studies. P.35-46. URL: www.diisk.dk/ sw82334.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.