Научная статья на тему 'Методология и практика формирования национального самосознания: инновационный опыт Луганской Народной Республики'

Методология и практика формирования национального самосознания: инновационный опыт Луганской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновации в образовании / образовательная система / управление образованием / онлайн-образование / национальное самосознание / формирование идентичности / Луганская Народная Республика (ЛНР) / innovations in education / educational system / education management / online education / national identity / formation of identity / Luhansk People’s Republic (LPR)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорина Галина Вениаминовна, Кусов Иван Сергеевич, Гуров Филипп Никитич

Авторы проводят анализ проблем соотношений между методологией и практикой воспитания национального самосознания на примере развития системы образования Луганской Народной Республики (ЛНР). В статье проводятся аналогии между формированием линии междисциплинарности в вузах ЛНР и в ведущем вузе страны — Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, являющимся Alma Mater для всех авторов статьи. Междисциплинарность рассматривается в контексте идей К.Д. Ушинского о научной педагогике. В статье показано, что инновационная деятельность должна сопровождать каждый этап развития системы образования. Этот тезис подтверждается анализом инновационного потенциала Республики. Перед системой образования Луганской Народной Республики стоит проблема интеграции в российское образовательное пространство. При обсуждении этого сложного процесса акцент обычно делается на той помощи, которую получает Республика. Однако процесс носит двусторонний и даже многосторонний характер (речь идет о горизонтальных связях между образовательными структурами ЛНР и других субъектов Российской Федерации). Проекты и опыт Луганской Народной Республики могут быть экстраполированы и на другие регионы нашей страны. Авторы приводят результаты исследований о формировании собственных научных школ в ЛНР. Многие инновации появляются как ответ на кризисные ситуации, но после преодоления таких ситуаций сохраняют свой позитивный импульс. Особый интерес вызывает формирующаяся система социальных лифтов, активно задействующая школьников, студентов, педагогов, ученых и другие целевые аудитории. Еще одна актуальная для ЛНР проблема связана с сохранением идентичности. Развивая соответствующий концептуальный аппарат, авторы пишут о позитивном опыте использования Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), а также перспективах разработки системы доверия и применения Банков педагогических идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in education: the experience of the Luhansk People’s Republic

The authors analyze the problems of the relationship between the methodology and practice of education of national identity on the example of the development of the education system of the Luhansk People’s Republic (LNR). The article draws analogies between the formation of the line of interdisciplinarity in the universities of the LPR and in the leading university of the country — Lomonosov Moscow State University, which is the Alma Mater for all the authors of the article. Interdisciplinarity is considered in the context of K. D. Ushinsky’s ideas about scientific pedagogy. The article shows that innovative activity should accompany every stage of the development of the education system. This thesis is confirmed by the analysis of the innovative potential of the republic. The education system of the Luhansk People’s Republic is facing an acute problem of integration into the Russian educational space. When discussing this complex process, the focus is usually on the assistance that the republic receives. However, the process is bilateral and even multilateral in nature (we are talking about horizontal links between the educational structures of the LPR and other subjects of the Russian Federation). The projects and experience of the Luhansk People’s Republic can be extrapolated to other regions of our country. The authors present the results of research on the formation of their own scientific schools in the LPR. Many innovations appear as a response to crisis situations, but after overcoming such situations they retain their positive momentum. Of particular interest is the emerging system of social elevators, which actively involves schoolchildren, students, teachers, scientists and other target audiences. Another relevant problem for the LPR is related to the preservation of identity. Developing the appropriate conceptual framework, the authors write about the positive experience of using the Methodology of Expert Text Analysis (META), as well as the prospects for developing a system of trust and applying Banks of pedagogical ideas.

Текст научной работы на тему «Методология и практика формирования национального самосознания: инновационный опыт Луганской Народной Республики»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Г. В. Сорина

И. С. Кусов

Ф. Н. Гуров

Ценности и смыслы. 2024. № 4 (92). С.24-41. Values and Meanings. 2024. No.4 (92). P. 24-41. УДК 378.1, 37.014

DOI:10.24412/2071-6427-2024-4-24-41

Методология и практика формирования национального самосознания: инновационный опыт Луганской Народной Республики

Сорина Галина Вениаминовна1, Кусов Иван Сергеевич2, Гуров Филипп Никитич3

'Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета, заместитель декана по научной работе факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия E-mail: gsorina@mail.ru

2Министр образования и науки Луганской Народной Республики (ЛНР), Луганск, Россия E-mail: box@edu.lpr-reg.ru

3Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры коммуникационных технологий Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), старший научный сотрудник Факультета педагогического образования (ФПО) МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия E-mail: gurov@gurovpr.ru ORCID: 0000-0002-9010-1037

Аннотация. Авторы проводят анализ проблем соотношений между методологией и практикой воспитания национального самосознания на примере развития системы образования Луганской Народной Республики (ЛНР). В статье проводятся аналогии между формированием линии междисциплинарности в вузах ЛНР и в ведущем вузе страны — Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, являющимся Alma Mater для всех авторов статьи. Междисциплинарность рассматривается в контексте идей К. Д. Ушинского о научной педагогике. В статье показано, что инновационная деятельность должна сопровождать каждый этап развития системы образования. Этот тезис под-

© Сорина Г.В., Кусов И. С., Гуров Ф.Н., 2024

24

тверждается анализом инновационного потенциала Республики. Перед системой образования Луганской Народной Республики стоит проблема интеграции в российское образовательное пространство. При обсуждении этого сложного процесса акцент обычно делается на той помощи, которую получает Республика. Однако процесс носит двусторонний и даже многосторонний характер (речь идет о горизонтальных связях между образовательными структурами ЛНР и других субъектов Российской Федерации). Проекты и опыт Луганской Народной Республики могут быть экстраполированы и на другие регионы нашей страны. Авторы приводят результаты исследований о формировании собственных научных школ в ЛНР. Многие инновации появляются как ответ на кризисные ситуации, но после преодоления таких ситуаций сохраняют свой позитивный импульс. Особый интерес вызывает формирующаяся система социальных лифтов, активно задействующая школьников, студентов, педагогов, ученых и другие целевые аудитории. Еще одна актуальная для ЛНР проблема связана с сохранением идентичности. Развивая соответствующий концептуальный аппарат, авторы пишут о позитивном опыте использования Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), а также перспективах разработки системы доверия и применения Банков педагогических идей.

Ключевые слова: инновации в образовании, образовательная система, управление образованием, онлайн-образование, национальное самосознание, формирование идентичности, Луганская Народная Республика (ЛНР).

Для цитирования: Сорина Г. В., Кусов И. С., Гуров Ф. Н. Методология и практика формирования национального самосознания: инновационный опыт Луганской Народной Республики// Ценности и смыслы. 2024. № 4 (92). С. 24-41.

INNOVATIONS IN EDUCATION: THE EXPERIENCE OF THE LUHANSK PEOPLE'S REPUBLIC

Galina V. Sorina1, Ivan S. Kusov2, Philip N. Gurov3

'Dr.Sc. (Philosophy), Professor, Professor of the Department of Philosophy of Language and Communication, Faculty of Philosophy, Deputy Dean for Research, Faculty of Pedagogical Education, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: gsorina@mail.ru

2Minister of Education and Science of the Luhansk People's Republic (LNR), Lugansk, Russia

E-mail: box@edu.lpr-reg.ru

3PhD in Philosophical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Communication Technologies at the Institute of International Relations and Socio-Political Sciences of Moscow State Linguistic University (MGLU), Senior Researcher at the Faculty of Pedagogical Education of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: gurov@gurovpr.ru; ORCID: 0000-0002-9010-1037

Abstract. The authors analyze the problems of the relationship between the methodology and practice of education of national identity on the example of the development of the education system of the Luhansk People's Republic (LNR). The article draws analogies between the formation of the line of interdisciplinarity in the universities of the LPR and in the leading university of the country — Lomonosov Moscow State University, which is the Alma Mater for all the authors of the article. Interdisciplinarity is considered in the context of K. D. Ushinsky's ideas about scientific pedagogy. The article shows that

innovative activity should accompany every stage of the development of the education system. This thesis is confirmed by the analysis of the innovative potential of the republic. The education system of the Luhansk People's Republic is facing an acute problem of integration into the Russian educational space. When discussing this complex process, the focus is usually on the assistance that the republic receives. However, the process is bilateral and even multilateral in nature (we are talking about horizontal links between the educational structures of the LPR and other subjects of the Russian Federation). The projects and experience of the Luhansk People's Republic can be extrapolated to other regions of our country. The authors present the results of research on the formation of their own scientific schools in the LPR. Many innovations appear as a response to crisis situations, but after overcoming such situations they retain their positive momentum. Of particular interest is the emerging system of social elevators, which actively involves schoolchildren, students, teachers, scientists and other target audiences. Another relevant problem for the LPR is related to the preservation of identity. Developing the appropriate conceptual framework, the authors write about the positive experience of using the Methodology of Expert Text Analysis (META), as well as the prospects for developing a system of trust and applying Banks of pedagogical ideas.

Keywords: innovations in education, educational system, education management, online education, national identity, formation of identity, Luhansk People's Republic (LPR).

For citation: Sorina G. V., Kusov I. S., Gurov Ph. N. Innovations in education: the experience of the Luhansk People's Republic // Values and Meanings. 2024. No.4. (92). P. 24-41. (In Rus).

Введение

«Нет ничего практичнее, чем хорошая теория» — эту идею приписывают разным мыслителям. В источниках в качестве авторов указываются представители различных отраслей знания и науки: философии (И. Кант), психологии (К. Левин), экономики (К. Маркс), физики (Г. Гельмгольц, М. Планк, Л. Больцман), химии (Ю. Либиг). Этот список можно продолжить. Для нас в данном случае важен не столько приоритет авторства, сколько чеканность и адекватность формулировки понимания соотношения между теорией и практикой, между методологией и практическими результатами ее использования. Фактически эта же мысль, но в другой формулировке, была сформулирована еще в античности Протагором, который отмечал взаимосвязь между искусством (в данном случае как аналогом теории) и упражнениями (в данном случае как аналогом практики).

В условиях современности эта взаимосвязь между теорией и практикой последовательно и четко проявляется в восстановлении и развитии системы образования в новых регионах. Где, в частности, практические установки по формированию национального самосознания (в английском переводе понятие «национальное самосознание» звучит как "national identity", то есть перед нами классическая проблема идентичности

и восстановления национальной идентичности. В свою очередь, понятие «восстановление национальной идентичности» переводится на английский язык как "restoration of national identity") требует специального анализа. Действительно, в случае поиска и восстановления идентичности, попытки разрушения которой формировались не менее двух десятилетий до 2014 года, то есть до провозглашения Декларации о суверенитете Луганской Народной Республики, необходимо либо предварительно представить хорошую теорию и методологию такого восстановления, либо построить новую теорию, которая могла бы стать теоретическим обобщением полученных результатов.

Мы выстраиваем свой анализ проблем соотношений между методологией и практикой воспитания национального самосознания на примере развития системы образования Луганской Народной Республики. В то же время мы показываем, что есть аналогичность процессов выстраивания линии междисциплинарности как в вузах ЛНР, так и в ведущем вузе страны -Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.

В современных вузах ЛНР в системе образования и в научно-педагогических исследованиях используется междисциплинарный подход. Отчасти появление междисциплинарности в системе образования ЛНР было спровоцировано кадровым голодом и необходимостью объединенного рассмотрения разных предметных областей. Междисциплинарность стала логичным следствием поиска идентичности луганскими вузами, стала одной из опор такого поиска. Как показала практика, использование междисциплинарного подхода в образовательном процессе привело к некоторым позитивным следствиям.

Рассмотрим пример Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского (ЛГАКИ) (Комментарий 1). Здесь сформировалась собственная школа коммуникаций — на стыке связей с общественностью, маркетинга, психологии, культурологии, социологии и других дисциплин. Это подтверждает ряд исследований, касающихся территориального брендинга, психологических аспектов связей с общественностью, других дисциплин. Опыт ЛГАКИ представляет значительный интерес для практикующих специалистов не только в ЛНР, но и в других регионах Российской Федерации. Междисциплинарный подход представлен и в темах выпускных квалификационных работ (вот лишь некоторые темы 2023 года: «Продвижение ценностных ори-

ентаций молодежной аудитории средствами социальной рекламы»; «Нетрадиционная реклама как форма продвижения образовательной организации»; «Креатив в коммуникационных технологиях РЯ-деятельности по продвижению музея истории и культуры города Луганска»; «Стратегия продвижения экологической проблематики в СМИ средствами РЯ и рекламы»).

Несомненно, что междисциплинарность, которая проявляется в данных темах, не просто характеризует современный научно-образовательный процесс, но и связана с методологическими установками междисци-плинарности. Проблема междисциплинарности в науке и образовании является одной из актуальнейших проблем современности. Очень четко это прослеживается на примере формирования и последующего развития междисциплинарных научно-образовательных школ Московского университета [2].

В самой общей форме соотношение между монодисциплинарностью и междисциплинарностью на примере МГУ имени М. В. Ломоносова может быть представлено следующим образом. В Московском университете создано семь междисциплинарных научно-образовательных школ, в которые входят 40 факультетов, 377 кафедр, около 40 научно-исследовательских институтов и центров. Результаты деятельности школ, в частности, представлены в инновационных магистерских программах, которые объединяют представителей разных предметных областей, включенных в сферу интересов какой-либо научно-образовательной школы. Разные монодисциплины, объединенные, метафорически говоря, под крышей одной из школ, решают общие проблемы.

Ректор Московского университета В. А. Садовничий следующим образом характеризует значение междисциплинарных школ МГУ: «Научно-образовательные школы МГУ позволяют объединить учебный процесс университета и его научный потенциал для создания новых уникальных образовательных программ, подготовки специалистов с самыми современными знаниями и навыками, для развития перспективных междисциплинарных направлений современной науки и достижения прорывных научных результатов» [10].

Когда в различных исследованиях анализируются проблемы междисциплинарности и делаются попытки представления наиболее эффективных действующих проектов, то в качестве примеров обычно называют атомный, ракетный и радиолокационный проекты. Понимая

значение этих проектов для истории нашей страны, соглашаясь с тем, что это, действительно, эффективные междисциплинарные проекты, мы тем не менее хотели бы подчеркнуть, что все-таки одним из первых междисциплинарных проектов в нашей стране стал проект по созданию научной педагогики. Идея создания научной педагогики принадлежит К. Д. Ушинскому. Доказать верность нашего утверждения можно благодаря последовательному анализу текстов самого К. Д. Ушинского. Конечно, он не использовал понятие междисциплинарности. Но, по существу, он обосновывает точку зрения, в соответствии с которой построить научную педагогику можно лишь в том случае, если удастся собрать из других наук, из других областей знания (философии, психологии, логики, экономики, политики, медицины) необходимые предпосылки и знания для формирования педагогики как науки. Для него создание педагогической науки оказывается тем, что в современном понимании можно назвать проектом, который можно реализовать только на теоретическом фундаменте ряда других наук и практик, то есть на междисциплинарной основе.

Поиск ответа на вопрос о том, как возможна педагогическая наука, К. Д. Ушинский ведет в разных своих работах. В его антропологии ответ звучит следующим образом: «Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» [17, с. 32]. К. Д. Ушинский не принимает в качестве оснований научной педагогики какой-то один подход, предполагающий, что педагогика должна основываться, например, на психологии. Такая позиция в спорах о педагогике звучала не один раз. К. Д. Ушинский исходит из того, что педагогика как наука должна быть выстроена на базе множества различных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Более того, он фактически формулирует единый методологический подход, который необходим для трактовки любой науки. Как известно, в основе любой науки лежат процедуры концептуализации. В таком случае, с точки зрения К. Д. Ушинского, оказывается, что «каждая наука есть не более, как одно чрезвычайно обширное и сложное понятие... Для человека, изучившего науку вполне, вся она является одним понятием, историю образования которого он может довести с конца до начала, т.е. до пер-

вичных суждений, до основных сочетаний из ощущений» [17, с. 601].

Особенности трактовки множества дисциплин с единой точки зрения, решение конкретной научно-теоретической или образовательной проблемы на базе множества различных дисциплин как раз в настоящее время и называется междисциплинарным подходом. Фактически об этом пишет К. Д. Ушинский в своей «Антропологии», когда замечает следующее: «Мы не стеснялись брать его [факт или объяснение — авторы] у Гегеля или гегелианцев, не обращая внимания на ту дурную славу, которою гегелизм расплачивается теперь за прежний, отчасти мишурный блеск. Мы не стеснялись также заимствовать и у материалистов, несмотря на то, что считаем их систему столь же одностороннею, как и идеализм. Верная мысль на страницах сочинения Спенсера нравилась нам более, чем великолепная фантазия, встречающаяся у Платона. Аристотелю мы обязаны за очень многие меткие описания психических явлений; но и это великое имя не связывало нас нигде и должно было везде уступать дорогу нашему собственному сознанию и сознанию наших читателей — этому свидетельству "паче всего мира"» [17, с. 44]. Далее К. Д. Ушинский перечисляет множество имен из истории философской и психологической мысли, имен тех мыслителей, идеи которых он использовал для построения научной педагогики. Подводя итоги анализа предпосылок своего исследования, он замечает: «Таким образом, мы отовсюду брали, что нам казалось верным и ясным, никогда не стесняясь тем, какое имя носит источник и хорошо ли он звучит в ушах той или другой из современных метафизических партий» [там же, с. 45]. Несомненно, что К. Д. Ушинский использует междисциплинарный подход для построения основ научной педагогики.

В рамках междисциплинарности происходит пересечение используемых концептуальных аппаратов, способов рассуждений и обоснования общей проблемы. Именно междисциплинарный подход, с нашей точки зрения, способствует как сохранению мирового культурно-исторического наследия, так и эффективному внедрению инноваций в культуру в целом, в педагогику, в частности.

При этом мы полагаем, что инновационная деятельность должна сопровождать каждый этап развития системы образования. В данной статье для нас важно показать инновационный потенциал Республики, показать, что опыт ЛНР может обогатить образовательное пространство России. Опыт Луганской Народной Республики выстраивается как

обобщение деятельности в системе образования 341 детского сада, 539 школ и интернатов, 60 колледжей, 98 организаций дополнительного образования, а также девяти вузов и филиалов. В течение последних лет основной сложностью системы образования остается отсутствие безопасных условий для жизни мирных граждан, продолжение обстрелов ряда территорий Республики [9]. Тем не менее Республика в выстраивании своей образовательной стратегии исходит из того, что мирная жизнь постепенно возвращается в регион. Это позволяет образовательной системе Республики решать проблемы подготовки педагогических кадров, получения достаточного количества учебных материалов, цифровизации образования, адаптации к новой системе граждан с освобожденных территорий [там же]. Некоторые выводы авторов настоящей статьи ранее были озвучены ими в публичных выступлениях (в том числе, в рамках расширенного заседания коллегии Министерства образования и науки ЛНР в январе 2024 г.), а также были отражены в материалах представляемых ими организаций. Однако в научной литературе они публикуются впервые (Комментарий 2).

Интеграция в образовательное пространство России и сохранение республиканских традиций

Курс на интеграцию в образовательное пространство Российской Федерации был выбран ЛНР ещё до официального вхождения в состав России [11]. На современном этапе реализация этого процесса остается одной из ключевых задач системы образования ЛНР [7]. Мы хотели бы подчеркнуть, что Луганск может претендовать на звание одной из студенческих столиц мира. В настоящее время в организациях высшего образования ЛНР обучаются порядка 45 тыс. студентов. Возвращение в регион мирной жизни приведет к увеличению количества учащихся.

С 2014 года, когда Луганская Народная Республика провозгласила независимость, важным принципом разработки образовательных стандартов стало «обеспечение преемственности и единства подходов» [11]. Образовательная стратегия предполагала не просто копирование российских практик. Модернизация системы образования велась «на основе интеграции традиционных (республиканских) и инновационных (мировых/российских) педагогических практик» [11].

Быстрой интеграции ЛНР в российское культурное, образовательное и информационное поле способствует программа шефской помощи. В ее рамках определенные, «шефские», субъекты Российской Федерации

берут на себя ответственность за поддержку районов Республики. Эта программа охватывает и образовательную сферу. Первостепенной задачей стал ремонт и восстановление учреждений образования [9]. Однако помощь не ограничивается этой работой, но носит всесторонний характер — это «оздоровление детей, повышение квалификации педагогов, <...> обеспечение литературой и техникой» и др. [9].

Взаимодействие происходит и на уровне конкретных образовательных учреждений. В системе образования происходит развитие как вертикальных, так и горизонтальных связей. Это укрепляет и единство страны. На уровне горизонтальных связей формируются совместные проекты. Эффективность и интенсивность подобных совместных проектов различается в зависимости от регионов. Анализ встреч, интервью, которые проводил Ф. Н. Гуров с представителями образовательных структур ЛНР в 2023-2024 гг., позволяет сделать некоторые предварительные выводы (Комментарий 3). Часть студентов и преподавателей позитивно оценивала интеграционный процесс в целом, некоторые говорили о дефиците полезных мероприятий, а где-то, наоборот, жаловались на слишком большое количество предложенных активностей. Анализ полученного опыта в дальнейшем может предполагать использование ранее предложенной авторами концепции банка педагогических идей [13]. Подобные банки позволяют «удовлетворять запросы образовательных организаций, заинтересованных во внедрении зарекомендовавших себя подходов» [13]. Обращаясь в банк, пользователь ожидает, что получит «проверенные специалистами и адаптированные для нужд образовательного процесса материалы» [13], а также материалы о наиболее успешных совместных проектах.

Проблема повышения эффективности системы образования актуальна для всей страны [13]. И уникальный опыт ЛНР может быть весьма востребован. Трагические вызовы, с которыми столкнулась Республика, способствовали развитию ряда научных дисциплин, включая гуманитарные. Это кризисная психология, психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций, военная журналистика. При этом мы хотим обратить внимание на то, что аналитика социогуманитарной сферы является необходимым фундаментом исследования множества других областей социального и гуманитарного знания. Пример ЛНР показывает, что жесткие условия жизни последнего десятилетия привели не к отторжению от научно-теоретического знания, а к его консолидации

и к развитию. Без преувеличения можно говорить о том, что происходит формирование собственных научных школ. Среди наиболее востребованных абитуриентами специальностей присутствуют психология и журналистика [9], которые в их современном понимании невозможны без аналитики. Жесткий и бескомпромиссный стиль жизни, возможно, как никогда ранее, остро поставил вопрос о необходимости профессиональной аналитики каждой предметной области, с одной стороны, и хорошо выстроенной методологии аналитики — с другой. В этом контексте особенно важными становятся современные инновационные аналитические методологические установки, которые позволяют работать с текстом, как знаковой системой, в их письменной и устной реализации. В качестве такой базовой методологии аналитики текста авторы данной статьи используют Методологию экспертного анализа текста (МЭАТ), запатентованную одним из авторов данной статьи (Комментарий 4).

Выбор будущей профессии для молодых людей, получающих образование в ЛНР, определяется не только «конъюнктурными» соображениями, но и искренним желанием молодых быть полезными для своего региона. Наши выводы во многом коррелируют с позицией ученых Луганского государственного педагогического университета, которые, в свою очередь, соотносят свою позицию с позицией ДНР: «Став частью российской образовательной системы, вузы Донбасса оказались перед многоступенчатым и многоаспектным процессом трансформации-идентификации. Такая ситуация возникла потому, что создается единое образовательное пространство с Россией, появилась острая необходимость в корреляции научных достижений и педагогической практики, связанных с теорией, методикой, структурой, управлением и организацией образования. При этом приходится учитывать, что сама российская система высшего педагогического образования находится в стадии обновления, выхода из Болонской системы, пересмотра существующих подходов и поиска новых» [12, с. 11; 13]. Поиску новых подходов в системе образования ЛНР и других новых территорий во многом помогают новые проекты которые приходят в республики, в том числе благодаря АНО «Россия — страна возможностей».

Социальные лифты для молодежи

Новые проекты способствуют повышению эффективности образовательной системы ЛНР. Многие из них становятся социальными лифтами для школьников, студентов и педагогов. В одной из публикаций авторы данной статьи анализировали особенности гражданского общества, спо-

собствующего структурированию и продвижению социальных лифтов [14]. В качестве примера рассматривался такой институт гражданского общества, как «Россия — страна возможностей». Данная платформа была создана в 2018 г. в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Этому предшествовало успешное проведение в 2017 г. первого всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России».

30 июня 2022 года в Луганске на площадке ЛГАКИ состоялась презентация конкурса «Пишем Будущее» — первого специального проекта платформы для жителей Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Свои заявки на конкурс подали 10 673 человека. 5 267 конкурсантов вошли в число победителей. Для участников этот проект стал знакомством с президентской платформой «Россия — страна возможностей», а также возможностью для посещения других субъектов Российской Федерации.

Второй специальный проект для ЛНР и ДНР — «Спасибо, братцы!» — направлен на работу с демобилизованными студентами. В нем приняло участие 2 542 человека, в том числе: 620 участников и 198 наставников из ЛНР. Был проведен образовательный интенсив, организованы слеты. Финальное образовательное мероприятие прошло в Московской области, в Мастерской управления «Сенеж», куда приехало 200 наиболее успешных участников проекта. В качестве инструментов повышения социальной мобильности использовались сертификаты на дистанционную программу дополнительного образования, индивидуальные рекомендации по профессиональному развитию и повышению личной эффективности, предложения о трудоустройстве и др. В рамках постпроектного сопровождения при поддержке платформы выпускники проекта «Спасибо, братцы!» проводят уроки мужества для школьников, участвуют в патриотических мероприятиях, реализуют социально-полезные инициативы.

В новых регионах открыты две площадки президентской платформы — в Луганской Народной Республике и в Донецкой Народной Республике. На площадках оборудованы лектории, зоны совместной работы для проектных команд и профессиональных сообществ, а также медиастудии для представителей СМИ и блогосферы.

С 2023 года в новых регионах России реализуются все проекты президентской платформы. В ЛНР в 2023 г. в проектах платформы «Россия — страна возможностей» приняли участие 20 782 человека. По данным опросов Российского общества «Знание» и ВЦИОМ (март 2023, респонденты

18-35 лет), в новых регионах хорошо знают президентскую платформу. Среди платформ и просветительских проектов АНО «Россия — страна возможностей» по индексу узнаваемости заняла первое место. При этом лидирующие позиции в новых регионах занимает ЛНР (77%). В июне 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашений о сотрудничестве и взаимодействии между АНО «Россия — страна возможностей» и Луганской Народной Республикой.

Сотрудники офисов АНО «Россия — страна возможностей» в новых регионах проводят работу по информированию жителей о возможностях участия в форумных кампаниях. Участники проектов интегрируются в программы форумов в качестве экспертов, спикеров и наставников. Указанные мероприятия проводятся на базе Мастерской управления «Сенеж», Центра знаний «Машук», арт-кластера «Таврида», международного форума-выставки «Россия» на ВДНХ и др. Финалистам и победителям проектов и конкурсов президентской платформы из новых регионов оказывается содействие в трансфере и логистике на финальные мероприятия, проводимые в других субъектах Российской Федерации.

Отметим, что достижение описанных выше результатов стало возможным во многом благодаря тесному сотрудничеству президентской платформы и Минобрнауки ЛНР (Комментарий 5). Полученный в Республике опыт сегодня активно используется президентской платформой не только в новых регионах России, но и при реализации проектов на территории всей страны. Явным образом проявляется взаимовлияние и взаимообмен идеями.

Кроме платформы «Россия — страна возможностей», в Республике работают и другие институциональные структуры. Одним из значимых проектов, показывающих инновационный потенциал региона, стала акция «Ученые — в школы»: молодые представители самых разных научных дисциплин вели интерактивные уроки и рассказывали школьникам о достижениях социологии, юриспруденции, философии и технологии. Таким образом, молодые ученые смогли заявить о себе и вдохновить подростков на занятия научной деятельностью. Организатор акции — Российское общество «Знание» совместно с Минпросвещения России и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах. Следует подчеркнуть, что в качестве лекторов на подобных мероприятиях активно выступают и луганские ученые. В системе высшего образования подобная практика также может быть весьма востребованной по всей стране.

Сохранение идентичности и Методология экспертного анализа текста

(МЭАТ)

Проблема сохранения, а где-то и возвращения, идентичности весьма актуальна для Луганской Народной Республики. Понятие «принуждение к идентичности» было впервые введено и раскрыто авторами данной статьи в одной из ранее опубликованных работ [15]. Деструктивные аспекты деятельности по навязыванию идентичности особенно остро ощущаются на освобожденных территориях, которые продолжительное время подвергались антироссийской пропаганде и дезинформации.

Актуальность проблемы подтверждается в ряде научных публикаций. Так, исследования ученых Финансового университета при Правительстве Российской Федерации показали, что «территории исторической Новороссии мало отличаются по ценностным ориентациям от населения России в границах до 2022 года» [3, с. 68]. Авторы делают вывод, что «присоединение новых территорий к Российской Федерации будет способствовать увеличению человеческого капитала, и как следствие — развитию экономики страны» [3]. А. Ю. Домбровская, напротив, обращает внимание на «некоторый разрыв в ценностном ядре жителей ЛНР и ДНР, с одной стороны, и таковым российского общества» [5, с. 24]. Автор делает вывод, что «требуется карта преодоления или "снятия психотравмирующего эффекта" как инструмента санации, формирующего новое современное социокультурное пространство». Ценностная интеграция возможна благодаря использованию цифровых коммуникаций и созданию информационной среды, а особую роль в интеграции играют образовательные учреждения при поддержке органов власти [5].

В другой работе А. Ю. Домбровская и В. А. Лукушин обращают внимание, что «адаптация и ресоциализация жителей Луганской Народной Республики <...> к российским реалиям осуществляется в условиях непосредственного военного противоборства, что обусловливает различную скорость и результативность данных процессов» [6, с. 38]. Авторы убедительно доказывают важность внимания «к региональным информационным потокам в части реализации интеграционных проектов на новых территориях» [6, с. 39].

Рост национального самосознания, формирование устойчивой национальной идентичности связан с развитием и сохранением лучших педагогических практик в системе образования. Опыт ЛНР в этом направлении отличается своим стратегическим подходом. Разноплановые

мероприятия в своей совокупности способствуют позитивным изменения в обществе и создают позитивный информационный фон.

Так, в рамках Года педагога и наставника (2023 год) в ЛНР проводились такие мероприятия: акция-воспоминание «Школьные годы чудесные»; акция «На защите рубежей Родины»; республиканский конкурс учебно-методических пособий, методических разработок по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ и учреждений дополнительного образования «Творческое пространство педагога»; республиканская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития»; вернисаж семейных династий педагогов Луганской Народной Республики «Дарите доброту души друг другу»; республиканский фестиваль творческих педагогических коллективов «Учи! Твори! Побеждай!»; республиканский конкурс изобразительного искусства и полиграфии «Учитель — моя дорога в будущее»; августовский педагогический совет «Педагогическое мастерство. Искусство воспитания. Выбор будущего».

Отметим также, что сохранение идентичности предполагает развитие критического мышления как метапредметной компетенции. И здесь одним из возможных решений может стать внедрение в образовательный процесс специальных аналитических инструментов, в частности, разработанной Г. В. Сориной Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ) [4]. Данная методология была сформирована на базе исследований проблем критического мышления и неформальной логики, теории принятия решений, а также методологии логико-культурных доминант.

Авторами получен позитивный опыт применения Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ) Г. В. Сориной в Луганской Народной Республике. Впервые МЭАТ применялась в феврале 2023 г. при проведении Ф. Н. Гуровым мастер-класса для пресс-секретарей республиканских министерств и ведомств. При проведении мероприятия использовались этические и организационные правила, введенные в рамках данной Методологии. Рассказ о самой методологии проводился в образовательном блоке, посвященном противодействию деструктивному контенту в Сети. В дальнейшем МЭАТ применялась при проведении исследований сотрудниками упомянутой выше президентской платформы «Россия — страна возможностей» и на некоторых образовательных мероприятиях.

Применение МЭАТ в образовательном процессе в ЛНР может быть шире. Так, из-за соображений безопасности ряд мероприятий перено-

сится в онлайн-формат. Здесь МЭАТ позволяет уменьшить проблему изолированности и слабого эмоционального контакта обучающихся.

Еще одним важным инструментом противодействия деструктивным устремлениям навязывания идентичности, чуждой традициям России, является, с одной стороны, учет, с другой стороны, разработка эффективной системы доверия, которая функционирует, в частности, в образовательном пространстве. При исследовании проблем доверия для многих авторов основной предметной областью, в рамках которой анализируется доверие, оказывается психология. Не отвергая того факта, что у проблем доверия есть и психологическая характеристика, мы исходим из того, что проблемы доверия должны быть рационализированы [16]. Рационализация данных проблем позволяет объяснить тот факт, что доверие является в настоящее время одной из важнейших экономических категорий [1]. В то же время, оно является важнейшим показателем качества репутации компании [16]. Несомненно, что доверие играет важнейшую роль в системе образования, что доверие к вузу определяется многими факторами как внешними, так и внутренними. Среди них важнейшую роль играет развитие и надежность бренда конкретного университета, качественное управление репутацией как самого университета, так и представителей профессорско-преподавательского состава вуза. В ЛНР используют различные инструменты создания таких брендов университетов, расположенных на территории республики. Особое место проблемы доверия занимают в образовательных измерениях, в первую очередь, «при организации и проведении аттестационных процедур «с высокими ставками», то есть образовательных измерений, которые влияют на будущность выпускников» [8, с. 53]. Вузы ЛНР тоже включены в этот процесс при самостоятельной проработке фондов оценочных средств. В то же время мы хотели бы подчеркнуть, что проблема доверия в системе образования неотделима от проблемы доверия в политической сфере.

Заключение

С момента провозглашения суверенитета Луганской Народной Республики прошло чуть более десяти лет. В 2014 году жители осудили государственный переворот на Украине и отстояли право говорить на родном, русском, языке. В сентябре 2022 года ЛНР официально стала субъектом Российской Федерации.

Драматические события, которые переживала Республика, сказались и на ее образовательной системе. В настоящее время процесс интеграции

нового региона продолжается и образование играет в нем важную роль. В то же время инновационные технологии, разработанные в ЛНР, могут быть полезны для страны в целом. Дальнейшее изучение этого опыта будет способствовать выявлению лучших педагогических практик. Увеличение количества и повышение качества совместных мероприятий республиканских и федеральных вузов и других образовательных организаций, рост доверия друг к другу может оказывать долгосрочное позитивное влияние на интеграционные проекты, на формирование государственной идентичности и национального самосознания.

Комментарии

1. Один из авторов настоящей статьи (Ф. Н. Гуров) неоднократно был председателем государственной экзаменационной комиссии в этом вузе по направлению «Реклама и связи с общественностью».

2. В работе использованы стратегические материалы Минобрнауки ЛНР, подготовленные под руководством И. С. Кусова, а также результаты исследований, проведенных Ф. Н. Гуровым в Республике в 2023-2024 гг. Интегрирующий характер в системе инновационной деятельности для авторов данной статьи носит Методология экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанная Г. В. Сориной.

3. Организационная поддержка и обеспечение безопасности мероприятий были осуществлены руководителем обособленного подразделения АНО «Россия — страна возможностей» в г. Ростове-на-Дону А. В. Варяницей.

4. В 2017 г. Г. В. Сорина получила патент, авторское свидетельство результатов интеллектуальной деятельности (РИД) [№ гос. регистрации АААА-Г17-617060110019-6 от 01/06/2017] за разработку Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ). Основные идеи МЭАТ опубликованы в книге Г. В. Сорина. «Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе» (https://www.litres.ru/g-v-sorina/ metodologiya-ekspertnogo-analiza-teksta-meat-v-obrazovatelnom-processe/)

5. Трудно переоценить тот вклад, который вносит в реализацию этих проектов один из авторов данной статьи, а именно И. С. Кусов.

Литература

1. Аузан А. А. Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. М.: АСТ, 2022. 160 с.

2. БасюкВ. С., Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Междисциплинарная научно-образовательная школа Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»: вклад факультета педагогического образования (ФПО) // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. Т. 20, № 3. С. 135-142.

3. Белоконев С. Ю., Зубец А. Н. Состояние и перспективы развития человеческого капитала ЛНР/ДНР и его влияние на экономику Донбасса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муници-

пальное управление. 2023. Т. 10, № 1. С. 58-69.

4. Брызгалина Е. В. Методология экспертного анализа текста Г. В. Сориной в контексте современной образовательной теории и практики // Ценности и смыслы. 2017. № 2. С. 106-113.

5. Домбровская А. Ю. Технологии цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18, № 2. С. 15-28.

6. Домбровская А. Ю., Лукушин В. А. Цифровой контент социокультурной интеграции ЛНР и ДНР: результаты когнитивного картирования // Власть. 2023. Т. 31, № 5.

7. Заец А. Новый министр образования и науки ЛНР Иван Кусов: «Люди тут, переживающие за свое дело, сработаемся». [Электронный ресурс] // «Комсомольская правда» в Донецке. 23 июля 2022 г. URL: https://www.donetsk. kp.ru/daily/27422.5/4622176 (дата обращения: 27.06.2024).

8. Иванова С. В., Малыгин А. А. Доверие как социально-дидактическая проблема при измерении образовательных результатов // Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 53-66.

9. Минобрнауки ЛНР: основная проблема в системе образования — отсутствие безопасных условий. [Электронный ресурс] // ТАСС. 22 июля 2022 г. URL: https://tass.ru/interviews/15278759 (дата обращения: 27.06.2024).

10. Научно-образовательные школы МГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://nosh.msu.ru/ (дата обращения: 28.06.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Приоритетные задачи развития системы образования в условиях реализации государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Луганской Народной республики. URL: https://edu.lpr-reg.ru/11234-prioritetnye-zadachi-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-v-usloviyah-realizacii-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-luganskoy-narodnoy-respubliki.html (дата обращения 27.06.2024).

12. Ротерс Т. Т., Клипаков Н. В., Мальцева Т. Е. Основные направления обновления системы высшего педагогического образования ЛНР в создании единого российского образовательного пространства // Человек. Наука. Социум. 2023. № 2 (14). С. 8-32.

13. Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Гуманитарное импортозамещение: что стоит за исключением России из Болонского процесса? // Сибирский философский журнал. 2022. Т. 20, № 2. С. 57-67.

14. Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Институциональный характер социального лифта // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 3. С. 553-561.

15. Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Принуждение к идентичности. Как это возможно? // Вестник Воронежского государственного университета, серия Философия. Воронеж: ФГБОУ «Воронежский государственный университет». 2022. № 3. С. 39-48.

16. Сорина Г. В., ЯрмакЮ. В. Отчуждение: формы проявления в разных предметных областях // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2023. № 5, С. 147-163.

17. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений в 11 т. Т. 8. М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. 776 с.

References

• Auzan A. A. Kul'turnye kody ekonomiki: Kak cennosti vliyayut na konkurenciyu, demokrati-yu i blagosostoyanie naroda. M.: AST, 2022. 160 s. [In Rus].

• Basyuk V. S., Sorina G. V., Gurov Ph. N. Mezhdisciplinarnaya nauchno-obrazovatel'naya shkola Moskovskogo universiteta "Sohranenie mirovogo kul'turno-istoricheskogo naslediya": vklad fakul'teta pedagogicheskogo obrazovaniya (FPO) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2022. T. 20, № 3. S. 135-142. [In Rus].

• Belokonev S. Yu., Zubets A. N. Sostoyanie i perspektivy razvitiya chelovecheskogo kapitala LNR/DNR i ego vliyanie na ekonomiku Donbassa // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. 2023. T. 10, № 1. S. 58-69. [In Rus].

• Bryzgalina E. V. Metodologiya ekspertnogo analiza teksta G. V. Sorinoj v kontekste sovremen-noj obrazovatel'noj teorii i praktiki // Cennosti i smysly. 2017. № 2. S. 106-113. [In Rus].

• Dombrovskaya A. Yu. Tekhnologii cifrovyh kommunikacij dlya integracii zhitelej LNR i DNR v sociokul'turnoe prostranstvo sovremennoj Rossii // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2023. T. 18, № 2. S. 15-28. [In Rus].

• Dombrovskaya A. Yu., Lukushin V. A. Cifrovoj kontent sociokul'turnoj integracii LNR i DNR: rezul'taty kognitivnogo kartirovaniya // Vlast. 2023. T. 31, № 5. [In Rus].

• Zaets A. Novyj ministr obrazovaniya i nauki LNR Ivan Kusov: Lyudi tut perezhivayushchie za svoe delo, srabotaemsya. [Elektronnyj resurs] // «Komsomol'skaya pravda» v Donecke. 23 iyulya 2022 g. URL: https://www.donetsk.kp.ru/daily/27422.5/4622176 (data obrashcheniya: 27.06.2024). [In Rus].

• Ivanova S. V., Malygin A. A. Doverie kak social'no-didakticheskaya problema pri izmerenii obrazovatel'nyh rezul'tatov // Cennosti i smysly. 2024. № 3 (91). S. 53-66. [In Rus].

• Minobrnauki LNR: osnovnaya problema v sisteme obrazovaniya — otsutstvie bezopasnyh us-lovij. [Elektronnyj resurs] // TASS. 22.07.2022. URL: https://tass.ru/interviews/15278759 (data obrashcheniya: 27.06.2023). [In Rus].

• Nauchno-obrazovatel'nye shkoly MGU. [Elektronnyj resurs]. URL: https://nosh.msu.ru/ (data obrashcheniya: 28.06.2024). [In Rus].

• Prioritetnye zadachi razvitiya sistemy obrazovaniya v usloviyah realizacii gosudarstven-nyh obrazovatel'nyh standartov Luganskoj Narodnoj Respubliki. [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Luganskoj Narodnoj respubliki. URL: https://edu.lpr-reg. ru/11234-prioritetnye-zadachi-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-v-usloviyah-realizacii-gosu-darstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-luganskoy-narodnoy-respubliki.html (data obrash-cheniya 27.06.2024). [In Rus].

• Roters T T., Klipakov N. V., Malceva T. E. Osnovnye napravleniya obnovleniya sistemy vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya LNR v sozdanii edinogo rossijskogo obrazovatel'nogo pros-transtva // Chelovek. Nauka. Socium. 2023. № 2 (14). S. 8-32. [In Rus].

• Sorina G. V., Gurov Ph. N. Gumanitarnoe importozameshchenie: chto stoit za isklyucheniem Rossii iz Bolonskogo processa? // Sibirskij filosofskij zhurnal. 2022. T. 20, № 2. S. 57-67. [In Rus].

• Sorina G. V., Gurov Ph. N. Institucional'nyj harakter social'nogo lifta // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2022. T. 12, № 3. S. 553-561. [In Rus].

• Sorina G. V., Gurov Ph. N. Prinuzhdenie k identichnosti. Kak eto vozmozhno? // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya Filosofiya. Voronezh: FGBOU "Voronezhskij gosudarstvennyj universitet". 2022. № 3. S. 39-48. [In Rus].

• Sorina G. V., Yarmak Yu. V. Otchuzhdenie: formy proyavleniya v raznyh predmetnyh oblastyah // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2023. № 5, S. 147-163. [In Rus].

• Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii // Sobranie sochinenij v 11 t. T. 8. M.-L.: APN RSFSR, 1950. 776 s. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 04.07.2024; одобрена после рецензирования 27.07.2024;

принята к публикации 02.08.2024.

The article was submitted 04.07.2024; approved after reviewing 27.07.2024; accepted for

publication 02.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.