НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
УДК 37 DOI: 10.24412/2071-6427-2021-2-154-164
А. К. Васильева
Студент магистратуры философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Alexandra K. Vasilieva
Master's student at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
А. В. Бакум
Cтудент магистратуры философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: andythemecha-nism@ gmail.com
Anlrei V. Bakum
Master's student at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Онлайн-образование в условиях новой реальности
В статье анализируется ситуация кризиса, с которым столкнулось современное общество в условиях новой реальности, связанной с пандемией. Ситуация кризиса рассматривается в образовательной системе, которая вынуждена была в 2020 году перейти к тотальной форме онлайн-образования. Авторы статьи исходят из того, что переход к онлайн-об-разованию проявился не только в негативном контексте, связанном, в первую очередь, с потерей личной коммуникации между участниками образовательного процесса, но и показал возможности своего позитивного влияния на образовательную систему. Такое позитивное влияние рассматривается в статье на примере методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанной профессором философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Г. В. Сориной. В статье последовательно анализируются особенности организационных процессов, связанных с работой в рамках МЭАТ, в условиях офлайна и онлайна. Показывается, что онлайн повлек за собой введение некоторых изменений в регламент работы МЭАТ. Делается вывод о том, что онлайн-формат учебных занятий не влияет на эффективность МЭАТ, показывается специальное значение платформы методологии экспертного анализа текста для профессиональной подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
Ключевые слова: онлайн-формат обучения, офлайн-формат обучения, методология экспертного анализа текста (МЭАТ), профессиональная деятельность, коммуникация, аналитика текста.
Как цитировать статью: А. К. Васильева, А. В. Бакум, В. Д. Белова, М. И. Полдушина, А. В. Уварова. Онлайн-образование в условиях новой реальности // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С.154-164.
Введение. Проблемы дистанционного обучения (пандемия, переход в онлайн)
Современное общество столкнулось с беспрецедентным вызовом, вследствие которого общество было вынуждено перестроить свой образ жизни под условия новой реальности, связанной с пандемией. Весной 2020 года образовательная система также претерпела серьезные изменения, связанные с тотальным переходом к онлайн-образованию. Вместе с системой стресс пережили школьники и студенты, которые были переведены на дистанционный режим обучения.
Если несколько лет назад онлайн-образова-ние рассматривалось лишь в качестве дополнения к привычному нам офлайн-образованию [2], то на сегодняшний день мы не имеем выбора и вынуждены уделять пристальное внимание образованию в дистанционной форме. Поскольку ни школы, ни вузы не были готовы к такому переходу, он прошел в экстренном режиме. Нам кажется важным отметить, что это незамедлительно оказало не только негативное, но и позитивное влияние на образовательную систему. Так, например, непреодолимые обстоятельства режима онлайн-обучения привели к тому, что профессора из самых престижных университетов мира, выдающиеся педагоги, учителя всего мира реализовали свой творческий и профессиональный потенциал, адаптировали свои программы под новые условия. Но несмотря на наличие новых технологических возможностей, которые позволяют беспрепятственно проводить дистанционное обучение и расширять каналы коммуникации, в системе онлайн-образования мы встречаемся и с новыми проблемами.
Главные вопросы, возникающие в онлайн варианте образования, связаны с изменением методики
В. Д. Белова
Cтудент магистратуры философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова e-mail: [email protected]
Victoria D. Belova
Master's student at the Faculty of Philosophy Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
М. И. Полдушина
Cтудент магистратуры философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: poldushinam@yandex.
Marina I. Poldushina
Master's student at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
А. В. Уварова
Cтудент магистратуры философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: uvarova.arina2012@ yandex.ru
Arina V. Uvarova
Master's student at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
преподавания и с тем, как это может сказаться на эффективности обучения.
Онлайн-работа по уникальной методологии
(что такое МЭАТ, как она совершенствуется в условиях онлайн-обучения)
МЭАТ (методология экспертного анализа текста) — уникальная методология, разработанная Галиной Вениаминовной Сориной, доктором философских наук, профессором философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, автором ряда учебных курсов по аналитическим дисциплинам, включая такие, как «Основы принятия решений», «Аналитика текста», «Коммуникационный менеджмент» (Комментарий 1). МЭАТ — инструмент понимания текста [4], заключающийся в работе с понятиями как несущей конструкцией текста, постановке вопросов по отношению к анализируемому тексту и его автору, размышлениях над этими вопросами, выстраивании ассоциаций со своей профессиональной деятельностью или проведении параллелей с научно-исследовательскими интересами читателя. С помощью данной методологии студенты тщательно анализируют и прорабатывают текст, фиксируя полученные знания в аналитической таблице (АО) и проводя возможные аналогии с предыдущим опытом и уже имеющейся информацией в той или иной области.
Студенты философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова активно используют МЭАТ в рамках учебного процесса на программах бакалавриата и интегрированной магистратуры. Обычная практика состоит в том, что в первую очередь выбирается текст, с которым студентам предстоит работать, затем группа определяет экспертов (своеобразных модераторов процесса, которые задают вопросы объектного и метауровня вначале тексту, а затем
группе, задают основной вектор последующей работы с текстом). В течение нескольких дней каждый студент работает над текстом самостоятельно, а на занятии принимает участие в общей беседе.
С нашей точки зрения, в процессе перехода к онлайн-обучению студенты, школьники, преподаватели столкнулись с проблемой выстраивания межличностной коммуникации. Как бы много преимуществ ни было у цифровых платформ, помогающих организовать учебный процесс, обратная их сторона — социальная изолированность. Социальная дистанция, ограничение на передвижение, запрет на рукопожатие или объятия — новая непривычная реальность. Многие психологи выражали свою озабоченность тем, что у людей появится больше психологических проблем, они будут бороться с тревожностью и одиночеством после снятия ограничений, связанных с напряженной эпидемиологической обстановкой в мире. Всё происходящее — стресс. Таким образом, многочисленным учебным заведениям, работодателям и т.д. необходимо было проработать стратегию перехода на «удаленку» с минимальными потерями для каждой отдельной личности.
Изоляция от внешнего мира и необходимость постоянно находиться дома без возможности проводить время в компании других людей повлекла за собой изменения в психическом состоянии людей. Пандемия во многом повлияла на взаимодействие людей: оставаясь дома, работая и учась из дома, имея возможность общаться только онлайн, заказывать продукты онлайн, люди стали остро ощущать собственное одиночество (этому, например, посвящена статья ТАСС [3], в которой изложены результаты опроса людей о влиянии коронавируса на их самоощущение).
Один из основателей социальной нейронауки Джон Качиоппо в рамках своего выступления на конференции TED в 2013 году отметил, что без ощущения близости с другими людьми мы страдаем на нейробиологиче-ском уровне — это ощущается почти так же, как и жажда, голод и др. [5]. Во время одиночества происходит переосмысление жизни и окружающего мира, поэтому крайне необходимо правильно это интерпретировать. Вопрос интерпретации одиночества лёг в основу одного из проектов музея "Гараж". В рамках выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» [1] музей предложил арт-кол-лективам и художникам выбрать дистанцию по отношению к ковидной реальности и рассмотреть текущую ситуацию в мире с учётом выбранной дистанции художника, его видения мира, его «прогнозов, прозрений
и сценариев». В рамках МЭАТ студенты также рассматривают тексты под углом своего видения и применительно к своему опыту. Обычная практика МЭАТ заключалась в том, что каждый студент самостоятельно работал с текстом и формировал индивидуальный отчет, в котором описывал собственные мысли и ассоциации, связанные со своей исследовательской деятельностью. С приходом «онлайна» студенты скооперировались в небольшие группы, чтобы работать над текстом вместе и представлять аналитические отчеты (в качестве отчетных документов о работе над текстом) не индивидуально, а в небольших группах по три человека. Возможность такой новой формы подготовки АО решалась совместно с профессором Г. В. Сориной на первом занятии в формате онлайн. В результате оказалось, что межличностные связи упрочились хотя бы в виртуальном пространстве. Командная работа трансформировалась: из реального пространства она переместилась в виртуальное пространство. Теперь мы используем такие цифровые платформы, как ZOOM (и другие сервисы для проведения видеоконференций).
Анализ ответов студентов (как они воспринимают МЭАТ онлайн)
При переходе из одного образовательного формата в другой, из режима очных встреч с преподавателем в привычных нам университетских аудиториях в онлайн-режим занятий на виртуальных платформах, происходит трансформация и конкретной научной методологии, которая была положена в основание офлайн-занятий. Меняется как сама форма организации учебного занятия, так и каналы передачи и восприятия информации. Поэтому сложившаяся ситуация является одинаково непривычной для всех участников образовательного процесса: и для преподавателей, и для студентов. Ведь для преподавателя крайне важен прямой контакт с аудиторией и, наоборот, для студентов также имеет большое значение личная встреча с преподавателем. И если у преподавателя уже имеется достаточный опыт и высший уровень владения той или иной методологией, что, конечно, помогает ему перенести свою научную методологию в онлайн-формат, то перед студентом стоит задача овладения новым вариантом использования методологии. И в данном контексте возникает один из главных вопросов онлайн-образования, связанный с тем, окажется ли работа в рамках конкретной методологии
такой же эффективной в онлайн-режиме, как и при офлайн-встречах. Ввиду поставленной проблемы нам кажется крайне важным рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения студентов.
В данной статье мы представляем также мнение студентов о плюсах и минусах обучения в режиме онлайн на примере аналитики профессиональных текстов с помощью МЭАТ. В рамках экспресс-опроса, проведенного профессором Г. В. Сориной, студенты 1 курса магистратуры программы «Стратегический консалтинг в рекламе и связях с общественностью» дали оценку реализации МЭАТ в онлайн-режиме, представили свои размышления по поводу того, существуют ли ограничения для аналитической деятельности в условиях онлайн-формата обучения. Отметим, что часть опрашиваемой группы до перехода в онлайн-режим уже имела опыт аналитической деятельности в рамках МЭАТ в очной форме в период бакалавриата, а для другой части студентов, пришедших в магистратуру факультета из других вузов, знакомство с МЭАТ произошло только в режиме онлайн-занятий. В условиях онлайна, как отмечалось выше, мы стали писать коллективные аналитические отчеты.
Прежде всего, стоит сказать, что все без исключения студенты назвали МЭАТ очень полезным инструментом для проведения аналитики текстов. Отмечалось, что «все этапы аналитики текста в рамках МЭАТ, а именно выделение основных понятий текста, формулирование вопросов по содержанию текста, выражение собственных комментариев по поводу текста, а также поиск аналогий между текстом, изучаемой специальностью и современным миром, помогают более глубоко и внимательно изучить любой предлагаемый текст». Также отмечалось, что «предложенный в он-лайн-формате обучения вариант коллективных аналитических отчетов стал очень полезным нововведением МЭАТ». Его польза, по мнению студентов, заключается в том, что «работа в группе несомненно обогащает понимание всех членов коллектива. Это связано с тем, что каждый человек, анализируя текст в одиночку, может опираться лишь на свои знания, на свой личный опыт, а также основывать анализ только на своих интересах, через призму которых он смотрит на этот мир. А во время коллективной работы над анализом текста все члены группы выступают друг другу помощниками». Так, например, совместный анализ может позволить найти большее количество значимых для текста понятий, привести к большему количеству комментариев к тексту или же к более глубоким размышлениям над содержанием работы автора и т.д. Можно
сказать, что «аналитическая работа в группе помогает посмотреть на текст с разных сторон». Одному человеку не удается сразу увидеть множество разных аспектов текста. Поэтому более подробный аналитический отчет оказывается результатом коллективной работы в рамках МЭАТ.
Важно отметить, что студенты, которые имели опыт аналитической работы над профессиональными текстами в контексте МЭАТ в офлайн-ре-жиме в бакалавриате, не нашли отличий в реализации данной методологии в формате онлайн-занятий. На наших учебных онлайн-занятиях мы так же, как и на очных встречах, проводили экспертную работу, представляли аналитические отчеты и рассматривали анализируемые тексты с точки зрения актуальности и приложения к нашей будущей профессии. Мы все находились в общем для нас коммуникативном пространстве, просто оно стало носить виртуальный характер. Более того, как говорят студенты, «онлайн-формат занятий позволял произвести анализ текста в трех формах: сначала индивидуально, затем со своим коллективом при подготовке аналитического отчета, а затем уже и в учебной группе с помощью экспертов». Виртуальное пространство не стало препятствием для реализации методологии экспертного анализа текста, для представления аналитических отчетов, для обсуждения текста и комментариев студентов к основным идеям текста. Однако стоит заметить, что Г. В. Сорина организовала учебные занятия на виртуальных платформах таким образом, что «онлайн-формат стал очень «прозрачным». Включенные камеры всех студентов группы в качестве обязательного условия занятий способствовали вовлечению всей группы в живой разговор. Данное условие, конечно, не воссоздавало очной встречи в полной мере, но очень ее напоминало. Поэтому у студентов сохранялась активность и интерес во время занятия, хоть и проведенного в онлайн-формате.
Студенты, которые познакомились с методологией экспертного анализа текста уже в режиме онлайн, также отмечают его уникальность и эффективность. По их мнению, методология Галины Вениаминовны "предлагает универсальные правила аналитического разбора текстов". И можно сказать, что реализация МЭАТ, инструмента для более глубокого понимания текстов, в онлайн-формате не теряет своей эффективности, а введенная на онлайн-занятиях новая форма работы, коллективные аналитические отчеты, была очень полезна и способствовала более подробному разбору текстов.
Отдельно хочется выделить техническую сторону рассматриваемого
нами вопроса об ограничениях аналитической деятельности в онлайн-фор-мате обучения. Бесспорно, здесь можно выделить как преимущества данного формата, так и его недостатки. К преимуществам онлайн-формата обучения студенты отнесли то, что он «дает возможность присутствовать на занятиях из любой точки мира». Также работа в онлайн-режиме позволяет использовать технические функции, которые делают процесс обучения более удобным. Минусы, по мнению студентов, зачастую связаны с проблемами Интернет-соединения, с его неустойчивостью. К сожалению, решение данной проблемы не зависит ни от преподавателей, ни от студентов. Это полностью внешний фактор, повлиять на который мы никак не можем.
Отметим, что у некоторых преподавателей после теоретического осмысления возникших обстоятельств сформировалась позиция, что дистанционные занятия могут оказать негативное влияние на общую эффективность образовательного процесса. По результатам проведенного круглого стола на данную тему, можно выделить основные опасения, связанные с переходом в онлайн-режим обучения. В первую очередь, затрагивался психологический аспект: отсутствие живого общения, прямого зрительного контакта с участниками занятия, а также нехватка эмпатической связи [1]. Однако опрос группы студентов, работающих в рамках МЭАТ, показал, что при определенном подходе к организации учебного процесса на виртуальной платформе психологические ограничения минимальны или же вообще отсутствуют.
Таким образом, можно сделать вывод, что онлайн-формат учебных занятий не влияет на эффективность МЭАТ. Методология экспертного анализа текста в онлайн-режиме, как и в офлайн-режиме, остается крайне полезным инструментом, который помогает анализировать тексты, углублять свое понимание идей автора, а также применять эти идеи в своей профессиональной деятельности. А те недостатки, которые можно увидеть в онлайн-формате обучения, носят исключительно технический характер и никак не отражаются на содержательной части МЭАТ.
Важность аналитической работы для специалиста по рекламе и связям с общественностью (почему именно МЭАТ онлайн помогает в нашей
профессии)
Методологию экспертного анализа текста изучают студенты, обучающиеся самым разным гуманитарным специальностям. Однако для нас — специалистов по рекламе и связям с общественностью — аналитическая
работа в форме отчетов играет особую роль. Наша профессиональная деятельность тесно связана с обработкой информации и преобразованием ее в текст, поэтому очень важно уметь анализировать и находить реперные точки в любом материале. Кроме того, МЭАТ в онлайн-формате учит студентов успешно проводить аналитическую работу из любой точки земного шара и давать эффективную оценку своей деятельности в форме отчета.
В рамках опроса магистры направления «Стратегический консалтинг в рекламе и связях с общественностью» выделили следующие полезные стороны МЭАТ для своей работы по специальности:
1. «На обложки книг мы выносим особую фишку — теги, которые отражают основные темы, поднимающиеся в художественном произведении. А также формируем наиболее подходящие дополнительные материалы к содержанию текста: плейлисты, статьи, рецепты или подка-сты. С особой точностью определять теги и материалы для тех или иных проектов мне помогают знания, полученные в рамках курсов по МЭАТ».
2. «Аналитические отчеты, а точнее их часть применяется и в тестировании игр. С помощью данных таблиц тестеры вводят все необходимые данные в колонки (системные характеристики устройства, карточка тестера, впечатления от прототипа, ошибки, возникающие при тесте, полнота сюжета и т.д.). Такая система отчетности на стадии разработки очень важна для разработчиков игр, так как именно с помощью нее можно получить оперативную обратную связь от тестеров, обратить внимание на какие-то неожиданные ошибки».
3. «Да, мы учимся на текстах, однако методологию можно выносить за рамки текста в ситуации межличностной коммуникации. Что, в свою очередь, необходимый навык и софтскилл для построения успешной карьеры в нашей профессии».
Эти варианты ответов еще раз подчеркивают важность МЭАТ для работы специалиста по рекламе и связям с общественностью в любой области — от издательского бизнеса до продвижения компьютерных игр, и в любом формате — командном или индивидуальном.
Комментарии
1). Г. В. Сорина получила авторское свидетельство о регистрации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) [№ гос. регистрации АААА-Г17-617060110019-6 от 01/06/2017] за разработку Методологии
экспертного анализа текста (МЭАТ).
2). Опубликованные примеры аналитических отчетов можно найти в книге: Сорина Г. В. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. 182 с.
Литература
1. «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» [Электронный ресурс]. URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/assuming-distance-speculations-fakes-and-predictions-in-the-age-of-the-coronacene (дата обращения: 11.04.21).
2. Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы круглого стола. // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 4. С. 9-49.
3. Пандемия одиночества. К чему приведет «карантин» в человеческом общении? [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/8072267 (дата обращения: 11.04.21).
4. Сорина Г. В. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО». 2017. 182 c.
5. The lethality of loneliness: John Cacioppo at TEDxDesMoines [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_0hxl03JoA0 (дата обращения: 11.04.21).
ONLINE EDUCATION IN NEW REALITY
The article analyses the situation of crisis which modern society faced with in the new reality related to the pandemic. The situation of crisis in the article is considered under the example of the educational system, which was forced to resort to the form of online education in 2020. The authors of the article claim that online education has not only the negative impact, associated with the loss of personal communication with the people involved in the educational process, but also demonstrates the positive effect on the educational system. The positive influence is considered in the article by the example of the Methodology of Expert Text Analysis (META), developed by a professor G. V. Sorina at the Faculty of Philosophy of the Moscow State University. In offline and online conditions, the article sequentially analyzes the features of organizational processes associated with work within the framework of the META. Online entailed the introduction of some changes in the rules of procedure of the META. It is concluded that the online format of training sessions does not affect the effectiveness of META. The special significance of the Methodology of Expert Text Analysis platform can be considered for pro-
fessional training of specialists in the field of advertising and public relations.
References
• Onlajn- i oflajn-obrazovanie: metodologiya i prinyatie reshenij. Materialy kruglogo stola. // Internet-zhurnal «Problemy sovremennogo obrazovaniya» 2019, № 4. S. 9-49. [In Rus].
• Pandemiya odinochestva. K chemu privedet «karantin» v chelovecheskom obshchenii? [Elektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/obschestvo/8072267 (data obrashcheniya: 11.04.21). [In Rus].
• Sorina G. V. Metodologiya ekspertnogo analiza teksta (MEAT) v obrazovatel'nom processe. M.: FGBNU «ISRO RAO». 2017. 182 c. [In Rus].
• The lethality of loneliness: John Cacioppo at TEDxDesMoines [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_0hxl03JoA0 (data obrashcheniya: 11.04.21).
• «Vybiraya distanciyu: spekulyacii, fejki, prognozy v epohu koronacena» [Elektronnyj resurs]. URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/assuming-distance-speculations-fakes-and-predictions-in-the-age-of-the-coronacene (data obrashcheniya: 11.04.21). [In Rus].