Научная статья на тему 'Методология экспертного анализа текста Г. В. Сориной в контексте современной образовательной теории и практики'

Методология экспертного анализа текста Г. В. Сориной в контексте современной образовательной теории и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА (МЭАТ) / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / TEACHING METHODOLOGY / THE METHODOLOGY OF EXPERT TEXT ANALYSIS (ETA) / PHILOSOPHY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалина Е.В.

В статье анализируются возможности использования идей Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанных профессором Г. В. Сориной, в контексте задач современного образования в целом и преподавания философских дисциплин, в частности. Изложение данной методологии в учебном пособии Г. В. Сориной «Экспертный анализ текста: методология и практика» (Москва, Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2017.182 с.) актуализировало задачи обсуждения перспектив использования методик анализа текста, лежащего в основе различных видов интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брызгалина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF EXPERT TEXT ANALYSIS BY SORINA G.V. IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL THEORY AND PRACTICE

The article analyzes the possibilities of using the ideas of the Expert Text Analysis (ETA) methodology, developed by Professor Sorina C.V. in the context of modern education objectives in general, and in teaching of philosophical disciplines in particular. The presentation of this methodology in the scientific manual "Expert text analysis: methodology and practice" was published in the Publishing Center of the ANSEO "IET" at the end of 2016. It actualized the need to discussing the prospects for using the text analysis techniques underlying various types of intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Методология экспертного анализа текста Г. В. Сориной в контексте современной образовательной теории и практики»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Е.В. Брызгалина

Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии образования философского факультета, МГУ имени М.В.Ломоносова

Elena V. Bryzgalina PhD, Head of Philosophy of Education Department for Department of Philosophy, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E-mail: Bryzgalina.E.V@ gmail.com

УДК 316.33

Методология экспертного анализа текста Г. В. Сориной в контексте современной образовательной теории и практики

В статье анализируются возможности использования идей Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанных профессором Г. В. Сориной, в контексте задач современного образования в целом и преподавания философских дисциплин, в частности. Изложение данной методологии в учебном пособии Г. В. Сориной «Экспертный анализ текста: методология и практика» (Москва, Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2017.182 с.) актуализировало задачи обсуждения перспектив использования методик анализа текста, лежащего в основе различных видов интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: образование, методика преподавания, методология экспертного анализа текста (МЭАТ), философия образования.

Ключевое изменение, происходящее в современном образовании, связано с уточнением актуального понимания ключевыми субъектами образования, его сущности и ценности.

В условиях индустриального общества задачи образования теснейшим образом были связаны с передачей адекватного уровня собственно научных знаний, а для обучающихся освоение актуальных знаний было залогом профессиональной реализации и исполнения достаточно устойчивых социальных ролей. Критерием усвоения знаний было эффективное его применение для решения,

Как цитировать статью: Брызгалина Е. В. Методология экспертного анализа текста Г. В. Сориной в контексте современной образовательной теории и практики // Ценности и смыслы. 2017. № 2 (48). С.106-113.

в первую очередь, экономически измеряемых задач. Само понятие «образование» скорее редуцировалось к обучению, которое можно было представить как трансляцию через образование как социальный институт неких устоявшихся социальных и академических образцов. Для выполнения этой задачи обучающие методики покоились на развитии памяти, неоднократном повторении устоявшихся когнитивных и мировоззренческих алгоритмов, трансляции истинного знания авторитетным преподавателем как посредником между знанием прошлых и будущих поколений. Отношение к такому знанию носило неличностный характер, а само знание тяготело к догматизму, трактуя происходящее во внешнем мире как сумму примеров, иллюстрирующих готовые истины. Отсутствовало внимание образования к ценностной размерности знания.

В современном образовании складывается двойственная ситуация. С одной стороны, в системе образования, ориентированной на научный базис, воспроизводится стремление максимально полно и эффективно выполнить функцию поддержания когнитивной и социальной традиции. С другой стороны, сам образ науки изменился. С утверждением парадигмы системного подхода и синергетики идея относительности знания получила дополнительное обоснование. Знание стало играть существенно меньшую роль в стабилизации интеллектуальной и социальной жизни. В том числе в силу того, что изучение сверхсложных систем сопровождала технологическая революция, кардинально изменившая границу между естественным и искусственным. Констатируется принципиальная невозможность исключить познающего субъекта из результатов познания. Знание в его получении и применении связывается с ответом на вопрос о соотношении с системой ценностей.

Тем самым в образовании стала менее актуальной функция трансляции знаний как абсолютно истинных, стабилизирующих традицию алгоритмов действия. На первый план вышло другое требование к образованию: подготовить индивида к существованию в нестабильных условиях, к личностным решениям относительно объектов и ситуаций, не имеющих аналогов и не допускающих применения однажды усвоенных алгоритмов. Индивидуальные характеристики самого человека, называемые в новой парадигме образования «компетенциями», соединили знание, умение применять его, осознание аксиологических аспектов самого знания и его применения. В оценке результатов образования на формальном уровне и в образовательной практике учитывается фактор

перехода от фиксации внимания на знаниях (трансляция и проверка) к формированию компетенций. Понятие «компетенция» включает в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны.

Смена результативных ориентиров образования не может не повлиять на развитие образовательных приемов и педагогических технологий. Следует признать, что в мировом и отечественном образовании имеется отставание темпов изменения методик преподавания, направленных на формирование компетенций. В этом контексте весьма актуален выход в свет учебного пособия «Экспертный анализ текста: методология и практика» известного российского ученого Галины Вениаминовны Сориной, работающей в области логики и методологии науки, теории коммуникации, теории принятия решений, философии языка, автора свыше 200 работ.

Структура учебного пособия ориентирована на последовательный переход от общей методологии экспертного анализа текста (теоретические основания данного подхода связаны с исследованием Г. В. Сориной критического мышления, методологии принятия решений, теории коммуникации, что представлено в первой главе работы) к прикладным аспектам использования МЭАТ в научно-исследовательской и образовательной деятельности (глава 2). Поскольку автор пособия имеет богатый опыт использования авторской методологии, знакомство с ним в главах 3 и 4 позволяет выявить особенности использования МЭАТ на разных уровнях образования — в системе дополнительного образования при повышении квалификации, на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Особенностью этой части публикации является то, что методология экспертного анализа текстов представлена в отзывах, данных «с другой стороны баррикад», то есть студентами, аспирантами и выпускниками МГУ имени М В. Ломоносова. Активная рефлексия обучающихся как ключевых субъектов образования не только обеспечивает автору методологии обратную связь, но и на практике демонстрирует способы достижения образовательного идеала сотрудничества, сотворчества, взаиморазвития того, кто учит, и того, кто учится. Завершая пособие, как бы замыкая круг — от теории к практике и снова к теории — автор презентует возможности МЭАТ для структурирования текстов.

Для современного преподавателя высшей школы, от которого требуется совмещать несколько ипостасей — исследователя, педагога, воспи-

тателя, методиста,— публикация пособия, многосторонне освещающего разработанную признанным специалистом и апробированную методологию преподавания, весьма актуальна.

Отмечу несколько моментов, позволяющих выделить особую роль пособия в решении актуальных задач реального перехода российского образования на компетентностную модель образовательных результатов.

Во-первых, авторская методология Г. В. Сориной может быть применена в формировании всех групп компетенций, причем как порознь, так и совместно — в зависимости от содержания базового анализируемого текста.

Предметные компетенции сохраняют свою значимость в системе высшего образования нашей страны, традиционно отличающейся опорой на научные достижения, системностью в представлении учебного материала, тяготением к фундаментальности. Уникальность авторской методологии состоит в ее предметной универсальности. Пособие содержит интереснейшие отрывки из реальных работ студентов разных вузов, осваивавших различные социогуманитарные курсы под руководством Г. В. Сориной и ее коллег (И. Н. Грифцовой, Ю. В. Ярмака, Н. Ф. Рахманкуловой). Надеюсь, что выход пособия позволит преподавателям различных учебных курсов на уровне и бакалавриата, и магистратуры, и аспирантуры овладеть весьма перспективной методологией для фиксации предметных знаний через развитие навыков работы с текстом, через поддержание текстовой культуры, стремительно ослабевающей в условиях информатизации образования.

Представляется, что еще больший потенциал имеет применение методологии Г. В. Сориной для складывания метапредметных компетенций, то есть таких способов действия, когда студенты получают навыки принятия решений не только в рамках предметно заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Применение Методологии экспертного анализа текста ориентирует на развитие таких метапредметных компетенций, которые могут быть названы базовыми: критическое мышление, речевая компетенция, воображение, ассоциативное мышление, способность к идеализации, к рассуждению по аналогии, к созданию моделей.

Овладение метапредметными методиками — актуальное требование к преподавателю высшей школы. В современном образовании преподавателю совершенно недостаточно быть полностью погруженным в свой предмет, ему не обойтись без рефлексии над разными форма-

ми знания, над методами его представления в процессе образования. Метапредметные компетенции педагога можно представить по аналогии с вязанием (даже в этом примере я вижу влияние на меня текста пособия и изложенной в нем методологии, в которой значимо построение возможных ассоциаций и аналогий, связанных с будущей, а для меня настоящей профессией). Необходимо четко выстроить предметный материал (базовый узор), а затем пересобрать (переплести) учебный материал и заново его проинтерпретировать с точки зрения деятельност-ных задач компетентностного подхода, увидеть место иных плетений в общем рисунке. Методология экспертного анализа текста отличается тем, что помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, не предполагает отказа от предметной формы, но, напротив, учитывает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Современное образование пытается компенсировать отсутствие устойчивых когнитивных и поведенческих образцов учебными курсами, формирующими и транслирующими идеалы культуры, связанные как с миром научной рациональности, так и с иными сферами духовного освоения действительности. Эти курсы включают систематическое изучение мировой художественной культуры, истории религии, прикладной этики и прочих предметов, предлагаемых в новых стандартах образования. Но их внедрение не может переломить ситуацию, в которой молодое поколение ориентируется на изменчивость жизненного процесса, кратковременность жизненных ситуаций, разнообразие способов и критериев разрешения жизненных проблем. Поэтому нормативные требования к системе образования должны касаться в первую очередь изменения методик преподавания. Предложенная Г. В. Сориной методология ценна тем, что не позволяет разделять знаниевые вопросы («Что знаешь?»), метапредметные и личностные вопросы («Кто ты? Что и как ты думаешь?»). Нельзя разделять, ибо через ценности знания нельзя научить быть чистым энциклопедистом, а через ценности культуры учить исключительно рефлексии.

Анализ больших объемов информации, оценку разнообразных ее источников в профессиональной и социальной среде должен осуществлять практически каждый человек. Отмечу выход методологии на решение задач формирования личностных компетенций обучающихся, которые по сути являются воспитательными задачами. Для высшего образования нет однозначного ответа на вопрос о месте воспитательных компонентов

в профессиональной подготовке. Представляется, что в высшей школе формирование личностных компетенций должно происходить не в рамках внеучебных мероприятий или самого нахождения в образовательной среде, а быть неотъемлемой частью собственно педагогического процесса, реализующегося в аудиторных формах. Обратила внимание, что, судя по приведенным в пособии отрывкам из анкет студентов, осваивавших учебные предметы с опорой на Методологию экспертного анализа текста, именно вклад методологии в формирование личностных качеств оказался важным для обучающихся. Студенты демонстрировали не просто позитивное отношение к работе по методу экспертных групп, они указывали на развитие таких личностных качеств, как способность целеполагания и самоопределения, навыков саморефлексии и планирования, чувства ответственности, толерантности к мнению другого человека. Авторская методология не содержит требования создавать автономные ценностные системы и критерии оценки, она ориентирована на поддержание гуманитарной культуры работы с источником.

Нельзя не отметить, что современное образование ориентирует учащегося не на воспроизводство ценностей, а на выработку собственных критериев оценки своего поступка и поступка другого человека. Причем эти критерии далеко не всегда укладываются в рамки одобренных или допускаемых обществом норм. Ориентация образования на готовность к постоянным изменениям провоцирует выход за установленные традицией, законом, моралью границы (как в мысли, так и в поступке). Ставится под сомнение идея образования о традиционной преемственности ценностных составляющих культуры между поколениями. В этом контексте оказывается важен собственно групповой характер проведения занятий по Методологии экспертного анализа текста, когда развитие когнитивных навыков теснейшим образом переплетается с коммуникативными навыками командной работы. Эти навыки важны не только с утилитарной точки зрения в силу их востребованности у работодателей, они в полной мере отвечают ценностям развития общества знаний, в котором оказывается важной экспертная коммуникация, которая определяет функционирование коммуникации в различных сегментах социума.

Кроме того, использование методологии, описанной в пособии, позволяет формировать творческие научные коллективы обучающихся, находящихся на различных образовательных ступенях, обладающих отличающимся опытом методической и научной работы. Данный пе-

дагогический прием — важный путь к решению весьма трудной задачи образования — достижения подлинной субъектности обучающихся, использования горизонтальных, основанных на равенстве субъектов, а не устаревших властных, вертикальных педагогических моделей. Тем самым эта методология позволяет опираться на эвристический потенциал коммуникации молодых исследователей и достигать интересных результатов, что особенно важно в междисциплинарных исследовательских областях.

Х. Гинкель при анализе факторов, изменивших условия работы современных университетов, отмечал, что главным ресурсом общества становятся информация и знания. Технологические преобразования последнего десятилетия изменили средства создания, переработки и обработки информации. Появились представления о смерти книжной культуры, бумажных носителей информации. Преимущества цифровых технологий активно используются в разных сферах деятельности, в том числе и в области образования, науки и культуры. Развитие новых технологий и Internet значительно увеличили объемы информации и скорость ее передачи, изменили масштаб распространения идей и мнений, способствуя появлению новых носителей информации. Цифровые технологии напрямую влияют на процессы обработки и восприятия знаний в виде текстов, приводят к изменению характера и структуры процесса познания. Новые компьютерные технологии открывают путь к новому виду образования — виртуальному образованию (e-learning). В разных странах созданы крупные учреждения по дистантному образованию (виртуальные лицеи и университеты и т.д.). Особое место в доступе к информации для всех играют библиотеки, выступающие как полюс доступа к новым знаниям, посредники между местным и глобальным знанием. Библиотечные сети хранения информации открывают перспективу формирования виртуальных пространств хранения знаний.

Это тенденция, с которой нельзя не считаться. Еще одно из перспективных направлений внедрения Методологии экспертного анализа текста возникает при развитии онлайн-образования. Тем более, что возможности оценки результатов индивидуальной деятельности обучающегося со стороны других студентов уже заложены в данной методологии. Перспективы становления системы образования для всех в течение жизни, ориентированного на новейшие информационно-коммуникационные технологии, также открывают дополнительные горизонты для применения МЭАТ в дистантной форме образовании.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в основе современного информационного общества лежат не технологии, а сам человек и его умение эффективно распоряжаться информацией. При виртуализации значимых сфер жизни общества особую проблему составляет осознание субъектами специфики извлечения и осознания информации, расположенной в виртуальном пространстве, выявление критериев достоверности информации в киберпространстве. Выход пособия Г. В. Сориной — ответ на продолжающуюся дискуссию относительно места осознанного чтения в условиях дигитализации жизни человека, при осуществлении различных видов деятельности, при решении практических, познавательных и прочих задач в условиях информационного общества.

В условиях глобализации каждая страна стремится защитить культурную и языковую самобытность, сохранить единое культурное и языковое пространство. Продвижение открытого всеобщего доступа к информации и знаниям с помощью современных технологий рассматривается как средство развития страны и участия в международной интеграции. В этих условиях осознанное чтение на национальном языке есть фактор национальной безопасности, который должен быть сформирован образовательной системой и поддержан социальной системой.

Таким образом, в контексте задач современного образования Методология экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанная профессором Г. В. Сориной и изложенная в авторском учебном пособии, демонстрирует высокий потенциал для фактической реализации в практике образования перехода к компетентностной модели определения результатов. Ориентированная на формирование всех типов компетенций как в очной, так и в дистантных формах образования, Методология экспертной работы способствует реализации наиболее актуальных педагогических задач, соответствующих стратегическим линиям развития образования.

Литература

1. Брызгалина Е. В., Киселёв В. Н. О некоторых характеристиках и противоречиях в развитии современного образования. Альманах Пространство и Время. 2015.Т. 9. Вып. 1 // Цивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А. С. Панарина. Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.j-spacetime.com (дата обращения 24.03.2017).

2. Сорина Г. В. Экспертный анализ текста: методология и практика. Учебное пособие. М. : Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2017. 182 с.

3. Ханс Ван Гинкель. Университет XXI века: от планов к реальности // Высшее образование сегодня. 2003. № 7. С. 42-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.