Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие Г. В. Сориной «Экспертный анализ текста: методология и практика»'

Рецензия на учебное пособие Г. В. Сориной «Экспертный анализ текста: методология и практика» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Слобожанин Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие Г. В. Сориной «Экспертный анализ текста: методология и практика»»

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г.

Рецензии

А. В. Слобожанин

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Г. В. СОРИНОЙ «ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА»

В условиях современного состояния российской системы образования особый интерес представляют технологии обучения, направленные на формирование у студентов различных компетенций, выходящих далеко за рамки предметно-дисциплинарных знаний и умений. В связи с этим актуальным является использование технологии экспертного анализа текстов, разработанной профессором Сориной Г. В. Структура, методологические основания, отзывы студентов и аспирантов об использовании экспертного анализа представлены в данном пособии.

Методологическим основанием работы является диалогизм, который восходит к сократическому методу и раскрывается как теоретическая категория в учении М. Бахтина. Принцип диалога представлен в работе не только теоретически, но в многообразии голосов студентов, аспирантов и коллег автора, высказывающихся о применении авторского подхода на практике. Существенным для автора является и сочетание традиционного и инновационного, которое, на наш взгляд, может быть выражено фразой «к целям традиционного образования через средства инновационных технологий».

Диалогизм конкретно представлен в технологии Г. В. Сориной на трех уровнях: как диалог с преподавателем (преподаватель дает задание сделать экспертную оценку текста, помогает в создании экспертной группы), диалог с текстом (понимание терминов, постановка вопросов к тексту, размышление и ответы на вопросы), диалог внутри малых групп (экспертной и учебной). Следует отметить, что Сорина Г. В. справедливо обращает внимание студентов-гуманитариев на соотнесение текста с проблемами собственных научных исследований, с областью будущей профессии.

Существенным достоинством экспертного анализа текста является его ориентированность на групповую работу, в том числе - на team-building. В целом, выполнение заданий в свете исследуемой методологии неизбежно приведет студентов к получению опыта деятельности, в том числе, управленческой и научно-исследовательской.

В структуре пособия можно выделить четыре смысловых блока: теоретико-методологический (главы 1 и 5), методическо-организационный (глава 3) и практический.

В первом блоке автор описывает философские истоки методологии экспертного анализа текста, показывает его четырехчастную структуру, устанавливает последовательность этапов работы с текстом. Сориной Г. В. создан свод этических норм Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ),

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г.

основанных на сочетании научной ответственности экспертов, командности, взаимоуважении в ходе дискуссий при сохранении господствующей роли преподавателя в определении исследуемых текстов. Так же приводится два варианта результатов текстологической работы Сориной Г. В. в научной сфере: это пример научной статьи, написанной по двум тестам (А. Камю и Э. Ионеско) и анализ рассказа К. Чапика «Поэт», в котором раскрывается применение одного из частей МЭАТ в работе полицейского.

Методически-организационный блок носит иллюстративный характер и представляет рабочую программу курса повышения квалификации и отчет по хоздоговорной работе по проблеме принятия решений с использованием методологии автора. Отметим полезность рабочей программы для читателя, она может служить ориентиром разработки подобных программ в собственной области преподавательской деятельности.

К практическому блоку мы отнесли материалы, в которых описаны конкретные примеры работы с МЭАТ на различных факультетах, способы решения факультативных задач с помощью МЭАТ, а так же многочисленные отзывы студентов и аспирантов о данной методологии. Разумеется, имеются в пособии и примеры анализа философских текстов, представленные в виде экспертных таблиц. Они могут быть использованы преподавателями в качестве образца при демонстрации МЭАТ студентам в ходе практических занятий.

Особенно хочется отметить, что, исходя из новых условий введения научно-педагогической практики для аспирантов и экзамена по методике преподавания предмета, - это учебное пособие является единственным в своем роде и представляет несомненную ценность.

Исходя из вышесказанного о пособии, можно сделать вывод, что оно адресовано преподавателям широкого круга гуманитарных (не только философских) дисциплин, магистрантам и аспирантам гуманитарных кафедр и будет полезно как для организации самостоятельной работы студентов, так и для проведения семинарских занятий на высоком научно-культурном уровне.

Литература

1. Сорина Г. В. Экспертный анализ текста: методология и практика / Г. В. Сорина. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2017. 182 с.

Bibliography

1. Sorina G. V. Jekspertnyj analiz teksta: metodologija i praktika [Expert text analysis: methodology and practice] / G.V. Sorina. M.: Izdatel'skij centr ANOO «IJeT», 2017. 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.