Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.
'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'
Философия: от текста к интерпретации
Philosophy: From Text to Interpretation / Philosophie: vom Text zur Interpretation
УДК 101:37.02
Рахманкулова Н.Ф.
Осмысление философских текстов
в поле диалога
Рахманкулова Нэлли Фидаиевна, кандидат философских наук, доцент, Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
E-mail: [email protected]
Философия обладает потенциалом, который определяет смысл и средства изучения ее в вузе. Освоение философии, как показано в статье, содействует интегрированию достижений культуры, расширению автономии личности, развитию критического мышления и диалога. Чтение и обсуждение философской классики — ведущий способ раскрытия данного потенциала. Метод экспертных групп предоставляет оптимальные возможности для этого.
Ключевые слова: потенциал философии, высшее образование, автономия личности, чтение, классический текст, диалог, метод экспертных групп.
В данной работе я намереваюсь проследить, каким образом чтение классических текстов в общем курсе философии для студентов может содействовать развитию их способности к диалогическому общению, раскрывающему ценностно-смысловые основания и модусы существования мировоззрения. Этот ракурс рассмотрения выбран потому, что, на мой взгляд, культивирование такого рода коммуникации есть одно из важных дел философии, о чем еще будет сказано ниже.
В моем студенчестве, когда я училась на философском факультете МГУ и специализировалась по кафедре истории зарубежной философии, казалось само собой разумеющимся, что без штудирования произведений великих мыслителей путь в философию закрыт. Однако студентам других факультетов МГУ, где я уже больше тридцати лет преподаю философию, с первой лекции приходится разъяснять не только смысл, но и способы освоения ими предмета, включающие изучение классических текстов. Вхождение в философию предполагает понимание студентами того, что может им дать наш курс и почему они должны тратить силы на внимательное чтение философской классики, если не собираются стать профессиональными философами. Собственно, то, что будет изложено здесь в дальнейшем, представляет суть таких разъяснений (в заявленном выше ключе), содержание которых выявляется на протяжении всего курса философии и, надеюсь, для тех, кто его по-настоящему оценит, и после этого.
История свидетельствует, что философия, едва возникнув, получила общественное признание не только как трудное и возвышенное занятие мудрецов, размышляющих и спорящих о мироустройстве и смыслах существования, но и как общеобразовательная дисциплина, предлагаемая всем, кто достигает высшей ступени образования. Философские знания и умения считались в древности необходимыми чиновникам в Китае, брахманам в Индии, свободным и высокообразованным гражданам Греции, а потом и Рима. Изучение, обсуждение и комментирование избранных, наиболее значимых произведений занимало центральное место в освоении философии в общеобразовательных целях, в Индии и Китае с самого начала, в Греции — несколько позднее. Традиция эта продолжается и в наши дни.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
Слева — Конфуций читает лекцию своим ученикам. Шелкография эпохи Сунь (не позднее XII в.); справа — китайский император принимает экзамены у чиновников. Копия XVIII в. со старинного китайского рисунка
Два философа. Миниатюра. Ок. Академия Платона. Академия 1660. Биджапур, Индия Платона. Мозаика. Помпеи
(Вилла Т. Симиния Стефана). Начало I в. до н.э.
Так что в самой философии обусловливает устойчивость ее положения в высшем образовании и приверженность к исследованию оригинальных текстов в ходе ее изучения?
Отвечая на этот вопрос, сначала просто перечислю главные, на мой взгляд, взаимосвязанные задачи философии, определяющие ее участие в общем высшем образовании, а также значение прямого обращения к классическим философским текстам в ходе ее изучения.
Философская деятельность направлена на создание:
— специализированного и рационализированного самосознания культуры;
— инструментария формирования и развития такого самосознания;
— идейных условий, содействующие расширению внутренней свободы индивида, его мировоззренческой самостоятельности;
— пространства диалога — личностного и межличностного общения, затрагивающего глубинные, смысложизнен-ные установки.
Теперь скажу об этих задачах несколько подробнее. Далее поделюсь своими соображениями о том, как может содействовать осмыслению классического философского текста, изучаемого в общеобразовательном курсе философии, применение метода экспертных групп (МЭГ), разработанного Г.В. Сориной. Считаю нужным предупредить, что ниже будет представлен идеализированный образ философии, поскольку речь пойдет о целях, которые видятся как предел совершенствования, достижение которого возможно с помощью философии.
Замечу, что институциализация философии и философского образования, делая их широко доступными, вместе с тем порождает неблагоприятные для философского творчества тенденции: принудительность, формализм, бюрократизацию, коммерциализацию, эпигонство, разделение на «творцов и работников», «мыслителей и преподавателей», поверхностное популяризаторство, иногда идеологизацию. Всему этому легче противостоять, если не упускать из виду идеал философии и философского образования.
Первое. Философия есть специализированное самосознание культуры, формируемое на основе понятийно выверенного синтеза всех видов культурных достижений и направленное на конструирование соперничающих мировоззренческих моделей с определенным ценностным строем. Собственно, философия — сама часть культуры, а именно — культуры образованности. Философская культура развивает способность особым образом выявлять, оценивать, обобщать, рационально упорядочивать то, что значимо для культуры в целом: от опыта личностного совершенствования и межличностных отношений, житейской мудрости до тонко специализированных областей педагогики, экономики, социально-политической деятельности, средств информации, сферы развлечений, права, науки, художественного творчества, религии. Тем самым философия помогает человеку подниматься к вершинам образования, получая возможность системного видения культуры — от ее ценностных оснований до дальних периферийных проявлений, причем, не только в синхронии, но и в диахронии. Данное свойство философии запечатлено в таких ее характеристиках, как «светильник всех наук», «опора всех установлений» [Артхашастра 1993, с. 17]1, «наука о сущем, как таковом», «наука о
1 «Артхашастра» — древнеиндийский политический и экономический трактат (не позднее III в. н.э.). Составление приписывается Каутилье, главному советнику императора Чандрагупты Маурьи (321—297 гг. до н.э.).
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
божественных и человеческих вещах», «любовь к мудрости», «искусство искусств и наука наук» [Анахт 1975, с. 52]2.
2 Давид Анахт (конец V — 1-я половина VI вв. н.э.) — армянский философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма.
Погружение в философию, знакомство с ее историей, помогает лучше понять единство и своеобразие различных культур и эпох, эксплицируя их мировоззренческие инварианты, их ценностный строй. В этом отношении философия есть, по выражению патриарха отечественной философии В.В. Соколова, «самая интенсивная разновидность мировоззрения», которой он предлагает дать дополнительное определение как «наиболее систематизированного, максимально рационализированного мировоззрения своей эпохи» [Соколов 1995, с. 137].
Второе. Философия обогащает культуру, представляя собой такой способ существования и роста ее самосознания, который создается философским сообществом, синтезирующим ее достижения с помощью специально выработанного корпуса знаний, умений, языка и категориального аппарата. Философия располагает арсеналом средств, используемых для постижения различных сфер и аспектов жизни, «наведения мостов» между ними, выдвижения, развития и передачи идей, диалогического общения, критического рассмотрения, полемики, аргументации и убеждения.
Поскольку философия отличается предельной критичностью, доходящей до постановки под вопрос самих ценностных оснований мировоззрения, их состава и приоритетности, то, в зависимости от принятого в свое основание ценностного строя, та или иная философия сближается по содержанию и средствам с другими формами сознания. Она может тяготеть к житейской мудрости и морали, к религии, науке, искусству, публицистике, социально-политической идеологии. Она обращена не только к уму, но и к воле, жизненному опыту, эрудиции, чувствам, воображению, интуиции человека. Ницше писал, что исключительная задача истинного философа — создание ценностей, но для этого он, возможно, должен быть
«критиком и скептиком, и догматиком, и историком, и, сверх того, поэтом и собирателем, и путешественником, и отгадчиком загадок, и моралистом, и прорицателем, и "свободомыслящим", и почти всем, чтобы пройти весь круг человеческих ценностей и разного рода чувств ценности, чтобы иметь возможность смотреть различными глазами и с различной совестью с высоты во всякую даль, из глубины во всякую высь, из угла во всякий простор» [Ницше 1990, с. 335].
Многообразием задач философии объясняется смысловая насыщенность и «полижанровость» ее текстов, в которых применяются самые разные средства предъявления идей, обсуждения и убеждения, пример чему — диалоги Платона, «Исповедь» Августина или только что процитированная работа Ницше. Данная особенность хорошо продемонстрирована А.П. Алексеевым в его содержательной монографии, посвященной исследованию философского текста, где автор, в частности, подробно анализирует аргументацию Платона в диалоге «Пир» [Алексеев 2006, с. 16—47].
Пласты и оттенки значений классического философского текста, как и художественного, раскрываются каждым читателем по-своему, в зависимости от его творческих возможностей, подготовленности и запросов. Полноценное приобщение к философской культуре, включая освоение способов ее работы с идеями, невозможно без непосредственных, желательно, возобновляющихся, встреч читателя и автора, их диалога в пространстве оригинального философского текста.
Платон (справа) беседует с персонификацией Боэций советуется с Дамой Философией.
философии. Фрагмент фронтисписа рукописи Миниатюра XV в. из издания «Утеше-
Dгagmaticon Гильома из Конша. ния философией» Боэция Начало XIII в.
Сократ и философия. Художник А. Канова. Конец XVIII в.
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
В целом, философское образование содействует личностному освоению, как бытийному, так и, подчеркнем здесь, инструментальному, различных областей высокой культуры.
Третье. Философская культура существенно расширяет потенциал личного мировоззренческого самоопределения, жизнетворчества, свободы, особенно внутренней. В целом, человек настолько свободен, насколько сам, собственными усилиями продвигается в постановке и осуществлении целей наращивания блага в сущем. Суть внутренней свободы — это самостоятельное определение своей самости, жизненного идеала, порядка ценностей и целей, ориентированное на осуществление в действительности того, что является лучшим из возможного; воспитание в себе воли и решимости к самосовершенствованию и максимальному воплощению идеала. Философское образование есть школа свободомыслия по преимуществу, потому что философия испытывает силой личного духа (оснащенного знаниями и инструментами, специально созданными поколениями мыслителей) всё, включая ценностные корни сущего. История философии раскрывает обширный спектр мировоззренческих позиций и перспектив их реализации, учит критическому осмыслению ценностных устоев и самостоятельному выбору приоритетов, поддерживая тем самых значимость личного жизнетворче-ства в его глубинных идейных основаниях. В.С. Библер выражает эту интенцию философии, говоря, что каждый философ создает свою вселенную и язык ее описания, чтобы показать ее другим людям, и подобное стремление свойственно человеку вообще. Библер пишет, что
«не только философ, но каждый человек — это абсолютно иная вселенная, абсолютно отдаленная от другой вселенной другого человека, от другой реализации бесконечно возможного мира, но, вместе с тем, это — насущное Ты для моего Я» [Библер 1996, с. 14].
Философия предъявляет образцы соединения героизма мысли и жизни в деятельности Будды, Конфуция, Сократа, Бруно, Швейцера и других подвижников, поставивших своего рода эксперимент на себе. В философском произведении, как и в художественном, ценится ярко выраженное личностное начало, авторская самостоятельность и оригинальность.
Будда-испытатель. Художник Н.К. Рерих. Фрагмент. 1927
Сократ перед афинским судом. Гравюра Л.Ф. Буатара. Фрагмент. 1750
А. Швейцер у стен лепрозория, построенного им в Габоне на свою Нобелевскую премию. Фото с сайта http://rn.forbes.ru/ aгticle.php?id=245955
Философия есть культура просвещения, в кантовском понимании, направляющая человека к тому, чтобы он «дерзал быть мудрым», имел «мужество пользоваться собственным разумом» [Кант 1994, с. 29], в том числе — в определении смыслов и целей жизни, как совершеннолетний, несущий полную ответственность за себя, человек. Мировоззренческая самостоятельность, внутренняя свобода, ответственность, открытость творчеству, понимание изменчивости и многовариантности жизненных ориентиров, — качества особенно важные для людей высокой культуры, поскольку они нередко занимают ведущее положение в обществе и оказывают соответствующее влияние на него. Человек, проходящий философскую школу свободомыслия, стремящийся стать просвещенным, господином самого себя, должен уметь самостоятельно исследовать и оценивать произведения философской классики, «вытаскивая» значимые для него идеи, формируя собственное отношение к ним.
Четвертое. Философия образует пространство общения, благоприятное для расширения свободы духа и культивирования диалога. Философское образование — это еще и школа общения. Коммуникативность философии специально рассматривается в моей статье «Философия как свободное духовное общение» [Рахманкулова 2004], некоторые идеи которой имеет смысл воспроизвести здесь.
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
Имеется в виду общение как взаимодействие, направленное на содержание сознания его участников, на трансформацию смыслов. Общение происходит в двух, переходящих друг в друга, планах, — реальном и «мысленном»: с действительными людьми, с образами собеседников, с различными ипостасями своего Я [Каган 1988, с. 250]. Общение, основным предметом которого выступают общезначимые ценности и жизненные смыслы, может быть отнесено к духовной коммуникации.
Диалог (от греческого ôiôàoyoç — разговор, беседа, а буквально — разно-словие, разно-мыслие), в его общем значении есть способ общения, предполагающий обмен высказываниями, вопросами и ответами по определенной тематике между участниками общения. Разнословие и разномыслие, постановка коренных вопросов и поиски ответов на них, — стихия философии.
«Философ, — как отмечает Библер, — наиболее общителен <...>. Его произведения — всегда — ответ или (и) вопрос». Философия есть «специализированная, профессионально развитая жажда беседы с другим человеком, понятым как другая человеческая вселенная» [Библер 1996, с. 14].
Благодаря возможности представлять, сопоставлять, обосновывать, критически оценивать, синтезировать различные точки зрения, диалог с самого начала становится важнейшим видом коммуникации в философии. Беседами наполнены Упанишады, конфуцианская «Лунь Юй», произведения Платона. На примере данных и множества продолжающих их традиции, текстов видно, что с помощью диалога не только развиваются сами идеи философии, а также ее язык, становящийся, по выражению М.М. Бахтина, «метаязыком всех наук (и всех видов познания и сознания)», и другие средства рассуждения, аргументации и убеждения, но и в ходе этого всего ведется философское просвещение и образование.
Индийские миниатюры нового времени иллюстрации к Упанишадам
Школа Конфуция. Китайский средневековый рисунок. Фрагмент
Фронтиспис издания «Диа- Беседа Александра лога» Галилео Галилея. Македонского с Диогеном. 1632 Художник М.И. Пучинов.
Не позднее 1762
Философия создает благоприятную среду для культивирования диалогического общения в более узком смысле, в духе М.М. Бахтина, противопоставлявшего диалогизм (установка на субъект-субъектное отношение, тяготеющее к персонификации) и монологизм (установка на субъект-объектное отношение, тяготеющее к овеществлению) [Бахтин 1979]. В этом значении диалог характеризуется направленностью к глубинному общению, обращенному к личностным, смысло-жизненным ценностям.
Философское общение является преимущественно диалогичным, поскольку в его пределах мысль направлена на прояснение общезначимых мировоззренческих вопросов, являющихся предметом коммуникации. Потребность в таком общении — один из факторов возникновения философии, поддержание условий для него — одна из ее задач. Как отмечает Ясперс,
«исток философии хотя и лежит в удивлении, сомнении и опыте пограничных ситуаций, но в конце концов все это замыкается в воле к подлинной коммуникации», только «в коммуникации достигается та цель философии, в которой все цели находят свое последнее основание и смысл: внятие бытию (das Innewerden des Seins), просветление любви, совершенство покоя» [Ясперс 2000, с. 28].
Входя в пространство философии, человек вступает в расширяющийся круг участников диалога. Главное — общение с великими философами и с самим собой. Но в диалог вовлекаются также историки философии и комментаторы, авторы учебников и энциклопедий, преподаватели, однокашники, друзья, интернет-собеседники, родственники, наконец, пер-
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
сонажи философских и художественных произведений. Естественно, что без чтения работ выдающихся философов нельзя войти в поле настоящего диалога с ними, а без такого общения недоступна и сама философия, потому что ее ядро — совокупность оригинальных авторских произведений и жизненное воплощение их идей, остальное — периферия.
Украшенный инициал копии трак- Древнегреческие философы. Фреска на внешней Сократ ведет философский диспут со своими тата Сенеки из рукописной антоло- стене кафоликона монастыря Сучевица, Румыния. учениками. Арабская миниатюра. XIII в. гии античных и средневековых фи- XVI в.
лософских и религиозных трудов (Лондон, ок. 1325—1335)
Что касается студенческого курса философии, то, вышесказанное, на мой взгляд, свидетельствует в пользу того, что он должен строиться вокруг осмысления классического философского текста в поле диалога. Для продвижения в этом направлении, в наличных условиях, считаю оптимальным (хотя и весьма трудоемким как для студента, так и для преподавателя) способ организации базового общеобразовательного курса философии, при котором лекции чередуются с семинарскими занятиями, проводимыми с применением метода экспертных групп (МЭГ), адаптированного в соответствии с задачами курса. Описание МЭГ, разработанного Г.В. Сориной, можно найти в ее статье «Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)» [Сорина 2014].
Мой почти десятилетний опыт занятий по этой методике показывает, что благодаря МЭГ студенты получают навыки внимательного чтения, исследования и обсуждения текста, не только философского, но и относящегося к другим областям социо-гуманитарного знания. Они начинают глубже понимать смысл философских проблем, рассматривать и сопоставлять альтернативные мировоззренческие позиции, ценностный строй различных культур, вести диалог по философским вопросам. Как точно отметил канадский профессор философии Джефф Маклафлин, обучая студентов методике чтения философских работ, «чтобы узнать философию, надо ее делать» [McLaughlin Web, n.d.], а чтобы делать, добавлю, надо ее знать. Думаю, что максимальное вовлечение студентов в «делание философии» и есть наилучшая стратегия ее преподавания.
Курс философии у меня начинается с вводной лекции, на которой я рассказываю сначала о том, что такое философия и для чего мы ее изучаем, а потом — о программе курса и о том, как мы будем заниматься и отчитываться, готовиться к лекциям и семинарам, работать по МЭГ. Особо подчеркивается значение самостоятельной письменной подготовки к семинарам и умения пользоваться вопросно-ответными процедурами. Задание к первому практическому занятию включает: чтение соответствующего теме раздела учебного пособия; чтение классического философского текста и подготовки по нему индивидуального, самостоятельно составленного листа описания; а также знакомство с МЭГ (по указанной выше работе Г.В. Сориной) и с теорией вопросно-ответных процедур, представленной этим же автором [Сорина 2009, с. 210—270; 2015]. Кроме того, разъясняются задачи экспертов по ведению семинара и формируются их группы на ближайшее занятие.
К каждому практическому занятию студент создает (и до занятия предъявляет преподавателю, обычно в файле электронного письма) «лист описания» классического философского произведения или его фрагмента. Например, к первому семинару задается работа по тексту В.С. Соловьева «Исторические дела философии». Студенту рекомендуется подготовиться к этой работе, просмотрев сначала конспект соответствующей лекции, прочитав относящиеся к теме учебные и справочные материалы, раскрывающие исторический и личностный контекст произведения. Только потом целесообразно приступить к чтению самого текста, обращая внимание на комментарии, примечания, другие компоненты научного сопровождения текста. Прямо перед составлением листа желательно еще раз перечить его, что, кстати, советует и Дж. Маклафлин в упомянутом выше руководстве по чтению философской работы, которое я нахожу весьма полезным.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
Форма нашего листа описания в общих чертах воспроизводит предлагаемую Г.В. Сориной, хотя есть и некоторые отличия. Лист составляется в виде таблицы (в среднем на 5—6 тыс. знаков). В первой строке студент указывает свое имя, группу, дату сдачи работы. Во второй строке — выходные данные (как принято при составлении списка литературы к научной публикации) исследуемого философского произведения или его частей. Третья строка отводится для размещения краткой биографической справки по автору произведения, при подготовке которой рекомендуется пользоваться академическими изданиями. Далее таблица разделяется на четыре столбца. Студент должен их составлять совершенно самостоятельно. Здесь заимствования не приветствуются, можно, в крайнем случае, привести небольшую показательную цитату, отметив ее как таковую. В первом столбце студент представляет, с позиций создателя произведения, основные идеи текста с их главными характеристиками. Задача — не копировать текст автора, а самому выразить существо дела. Второй столбец — для разъяснений и доводов в пользу этих идей, опять же с позиций автора произведения, но, по возможности, в передаче студента. Третий столбец предназначен для вопросов по основным идеям текста. Здесь важно так поставить вопросы, чтобы с их помощью на семинаре можно было бы искать на них ответы, раскрывающие наиболее значимые смыслы текста и связанных с ними философских проблем. Преподаватель настаивает на том, чтобы среди вопросов был хотя бы один «метавопрос», дающий возможность выявить «взгляд со стороны» на этот текст, оценку его содержания, убедительности, стиля, отношения к культуре эпохи и философской традиции, значения его идей для нас и т.п. Четвертый столбец заполняется факультативно. Здесь студент может выразить свои «вольные мысли», так или иначе связанные с проблематикой произведения, с фигурой автора, оценить его аргументацию, актуальность тематики, соответствие современным реалиям и личным интересам студента и проч. Некоторые студенты в конце работы дают обобщающее заключение, в котором выражают свое мнение о том, в чем состоит главный смысл произведения.
На практическом занятии, которое проходит под руководством нескольких студентов из группы, выполняющих на данном семинаре роль экспертов, все участники обсуждают классический философский текст и его проблематику, используя свои листы описания. Преподаватель направляет ход занятия и учитывает вклад каждого участника в развертывании совместного рассмотрения и дискуссии по его вопросам.
Среди отзывов моих бывших студентов, защитивших кандидатские диссертации и ставших преподавателями, отмечу сообщения о том, что эта методика способствует развитию навыков вдумчивого чтения и обсуждения сложных проблем и текстов, а также пополняет арсенал педагогических и управленческих приемов. Больше того, она помогает вести исследования и писать собственные научные работы. В частности, опыт вхождения в диалог с классическим философским текстом учит находить баланс между доступностью изложения и глубиной идей. Речь идет о преодолении известного авторам теоретических работ затруднения, которое замечательно характеризует Кант в Предисловии к первому изданию «Критики чистого разума». Он соглашается с мыслью о том, что
«если измерять объем книги не числом листов, а временем, необходимым для того, чтобы ее понять, то о многих книгах можно было бы сказать, что они были бы значительно короче, если бы они не были так коротки» [Кант 1964, с. 79—80].
В то же время, стремление сделать мысль более понятной может отвлечь читателя от сути дела, и «не которые книги были бы гораздо более ясными, если бы их не ста рал ись сделать столь ясными». Кант добавляет:
«В самом деле, средства, способствующие ясности, помогают пониманию отдельных частей, но нередко отдаляют понимание целого, мешая читателю обозревать целое, и своими слишком яркими красками затемняют и скрадывают расчленение или структуру системы, между тем как от структуры системы главным образом и зависят суждения о ее единстве и основательности» [Кант 1964, с. 80].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация, образы. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 328 с.
2. Анахт Д. Определения философии / Сост., пер. с древнеарм., вст. статья и примеч. С.С. Аревшатяна / /
Сочинения. М.: Мысль, 1975. С. 29-100.
3. Артхашастра, или Наука политики / Пер. с санскрита В.И. Кальянова. М.: Наука-Ладомир 1993. 793 с.
4. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук / / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Ис-
кусство, 1979. С. 361-373.
5. Библер В.С. Быть философом / / АРХЭ. Ежегодник культурно-логического семинара. Вып. 2. М.: РГГУ,
1996. С. 11-24.
6. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
7. Кант И. Критика чистого разума / / Соч.: В 6 т. / Под общей ред. Я.Ф. Асмуса, А.Я. Гулыги, Т.И. Ойзер-
мана. Т. 3. М.: Мысль, 1964. С. 69-756.
8. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? / / Соч.: В 8 т. Т. 8. М.: Чоро, 1994. С. 29 — 37.
9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 238—406.
10. Рахманкулова Н.Ф. Философия как свободное духовное общение / / Философия и социальная теория:
Сб. научн. трудов. Вып. 2 / МГУ. М.: Полиграф-Информ, 2004. С. 152 — 173.
11. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе / / Вопросы философии. 1995. № 2. С. 134 — 147.
12. Сорина Г.В. Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)
// Ценности и смыслы. 2014. № 2. С. 50 — 62.
13. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. 2-е изд. М.: Канон +; Реабилитация.
2009. 272 с.
14. Сорина Г.В. Коммуникативное пространство психологизма и антипсихологизма (на примере философии
Л. Витгенштейна — раннего и позднего) / / Пространство и Время. 2015. № 3(21). С. 51 — 60.
15. Сорина Г.В. Диалог сквозь века: образовательное коммуникативное пространство [Электронный ресурс]
/ / Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 8. Вып. 1: Пространство и время образования. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.42.
16. Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. Минск: Пропилеи, 2000. 191 с.
17. Adler M.J., Van Doren C. How To Read A Book: The Classic Guide to Intelligent Reading. New York: Simon and
Schuster, 2014.
18. McLaughlin J. "How to Read a Philosophy Paper (Including This One)." Thompson Rivers University. Thompson
Rivers University, n.d. Web. <http://www.tru.ca/ disciplines/eng309/howread.htm>.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Рахманкулова, Н. Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога [Электронный ресурс] / Н.Ф. Рахманкулова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.51.
PHILOSOPHICAL TEXTS COMPREHENSION IN DIALOGUE
Nelli F. Rakhmankulova, Ph.D. (Philosophy), Associate Professor, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University
E-mail: [email protected]
Since ancient times, philosophy was considered necessary for the governance and was a sign of scholarship. At a very early stage of its existence, the philosophy gained public recognition not only as difficult and sublime activity sages, but as a general educational discipline, studying at the higher education level. Moreover, philosophical potential determines the sense and means for its studying at University.
My article is a brief essay on the issues of this philosophical potential and its fulfillment in academic educational process at Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University through approaches of both close reading and expert groups developed by Prof. Galina V. Sorina.
In my paper, using general philosophical, logical, structural and functional methods, and historical and philosophical approach, I argue mastering philosophy contributes to the integration of cultural achievements, promotes expansion and strengthening of worldview self-identity and personal autonomy, the development of critical thinking, intelligent communication and dialogue. Disclosure of this potential, particularly the understanding of philosophical problems in the dialogue, requires a specially organized close reading and discussion of classical texts in the course of practical training at the study of philosophy. Entering the space of philosophy, a person enters into an expanding circle of participants in the dialogue. For reader of philosophical text, the main thing is communication with the great philosophers and with himself. However, histori-
РАХМАНКУЛОВА Н.Ф. ОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ В ПОЛЕ ДИАЛОГА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'
Рахманкулова Н.Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога
ans of philosophy and commentators, authors of textbooks and encyclopedias, teachers, classmates, friends, chat buddies, relatives, finally, the characters of the philosophical and literary works are also involved in the dialogue.
I conclude method of expert groups and experience of its application at Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University offers the best opportunity to participate in such dialogue.
Keywords: the potential of philosophy, higher education, personal autonomy, reading, classic text, dialogue, method of expert groups.
References:
1. Adler M.J., Van Doren Charles. How To Read A Book: The Classic Guide to Intelligent Reading. New York: Simon and
Schuster, 2014.
2. Alekseev A.P. Philosophical Text: Ideas, Arguments, Images. Moscow: Progress-Traditsya Publisher, 2006. (In Russian).
3. Anhaght D. "Definitions of Philosophy" Writings. Ed. S.S. Arevshatyan. Moscow: Mysl Publisher, 1975, pp. 29 —
100. (In Russian).
4. Arthashastra Or the Science of Politics. Moscow: Nauka Publisher, Ladomir Publisher, 1993. (In Russian).
5. Bakhtin M.M. "Toward a Methodology for the Human Sciences." Aesthetics of Verbal Art. Moscow: Iskusstvo Pub-
lisher, 1979. (In Russian).
6. Bibler V.S. "Be a Philosopher..." ARCHE. Yearbook of Cultural-Logic Seminar. Moscow: Russian State Humanitari-
an University Publishers, 1996, issue 2, pp. 11 — 24. (In Russian).
7. Kagan M.S. World of Communication: The Problem of Intersubjective Relations. Moscow: Politizdat Publisher, 1988.
(In Russian).
8. Kant I. "Critique of Pure Reason." Writings. Moscow: Mysl Publisher, 1964, volume 3, pp. 69 — 756. (In Russian).
9. Kant I. "Answering the Question: What Is Enlightenment?." Writings. Moscow: Choro Publisher, 1994, volume 8,
pp. 29 — 37. (In Russian).
10. Nietzsche F. "Beyond Good and Evil: Prelude to a Philosophy of the Future." Writings. Moscow: Mysl Publisher,
1990, volume 2, pp. 238—406. (In Russian).
11. Rakhmankulova N.F. "Philosophy as a Free Spiritual Communication." Philosophy and Social Theory. Moscow:
Poligraf-Inform Publisher, 2004, issue 2, pp. 152 — 173. (In Russian).
12. Sokolov V.V. "Philosophy in Historical Perspective." Problems of Philosophy 2 (1995): 134 — 147. (In Russian).
13. Sorina G.V. "Methodology Expert Work (In the Context of Modern Educational Communication)." Values and
Meanings 2 (2014): 50 — 62. (In Russian).
14. Sorina G.V. "Communicative Space of Psychologism and Anti-psychologism (Case Study of Ludwig Wittgen-
stein's Philosophy, Early and Late)." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 3 (2015): 51 — 60. (In Russian).
15. Sorina G.V. Decision Making as an Intellectual Activity. Moscow: Kanon+ Publisher; Reabilitatsiya Publisher, 2009.
(In Russian).
16. Sorina G.V. "Dialogue Through the Ages: Educational Communicative Space." Elektronnoe nauchnoe izdanie
AVmanakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obrazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education'] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.42>. (In Russian).
17. Jaspers K. An Introduction to Philosophy. Minsk: Propilei Publisher, 2000. (In Russian).
18. McLaughlin J. "How to Read a Philosophy Paper (Including This One)." Thompson Rivers University. Thompson
Rivers University, n.d. Web. <http://www.tru.ca/ disciplines/eng309/howread.htm>.
Cite MLA 7:
Rakhmankulova, N. F. "Philosophical Texts Comprehension in Dialogue." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya teksta' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text'] 10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.51>. (In Russian).