Научная статья на тему 'Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)'

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА / EXPERT WORK / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОТЫ / METHODOLOGY OF EXPERT WORK / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / INTELLECTUAL WORK / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / КОМАНДА / TEAM / КОМАНДНАЯ РАБОТА / TEAM WORK / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ЭКСПЕРТИЗА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATION SKILLS / EXPERT EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорина Галина Вениаминовна

В статье методология экспертной работы представлена в контексте современных образовательных коммуникаций. Поиск методологических оснований образовательной деятельности это всегда актуальная тема философии и образования, начиная, по крайней мере, с Я.А. Комен-ского. В современных условиях появления новых способов коммуникации и получения информации эта тема становится особенно актуальной. Предложенная в статье методология экспертной работы конструируется с учетом как возможности современных цифровых технологий, так и сохранением подхода к студенту как личности, выстраивающей свою коммуникацию и с текстами, вне зависимости от даты их производства, и с коллегами, друзьями по образовательному пространству. В статье обосновывается вывод об эффективности данной методологии в условиях устремленности современного общества к обществу знаний (подготовка основных идей этой методологии представлена в публикациях в списке литературы к данной статье).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT WORK METHODOLOGY (IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL COMMUNICATIONS)

Methodology of expert work is presented in the article in the context of modern educational communications. Search for the methodological bases of the educational activity has always been a topical issue in philosophy and education since, at least, the times of J.Comenius. In the modern conditions of emergence of new means of communication and information gathering, this issue becomes especially topical. Suggested in the article methodology of expert work is constructed with regard to the possibilities of modern digital technologies as well as preserving an attitude to a student as an individual who is constructing his/her own communication with the texts irrespectively of their publication dates, colleagues and friends in the educational sphere. A conclusion about the efficiency of this methodology in the conditions of the orientation of the modern society toward the knowledge society is justified in the paper.

Текст научной работы на тему «Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)»

ОСНОВНАЯ ТЕМА

УДК 303

Г.В. Сорина

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)1

В статье методология экспертной работы представлена в контексте современных образовательных коммуникаций. Поиск методологических оснований образовательной деятельности — это всегда актуальная тема философии и образования, начиная, по крайней мере, с Я.А. Комен-ского. В современных условиях появления новых способов коммуникации и получения информации эта тема становится особенно актуальной. Предложенная в статье методология экспертной работы конструируется с учетом как возможности современных цифровых технологий, так и сохранением подхода к студенту как личности, выстраивающей свою коммуникацию и с текстами, вне зависимости от даты их производства, и с коллегами, друзьями по образовательному пространству. В статье обосновывается вывод об эффективности данной методологии в условиях устремленности современного общества к обществу знаний (подготовка основных идей этой методологии представлена в публикациях в списке литературы к данной статье).

Ключевые слова: методология, экспертная работа, коммуникация, методология экспертной работы, интеллектуальный труд, ответственность, инновационная деятельность, команда, командная работа, система образования, экспертиза, экспертная работа, самостоятельность, коммуникативные навыки.

Одна из проблем современного образования, на мой взгляд, связана, с одной стороны, с поиском современных эффективных образовательных коммуникаций, с другой — с выстраиванием некоторых общезначимых, фундаментальных оснований системы профессионального образования в условиях устремленности современного общества к обществу знаний. В рамках такого типа общества, в свою очередь, важнейшей оказывается установка на формирование, по выражению П. Друкера, гуру менеджмента XX и

1 Исследование ведется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-03-00738(а).

© Сорина Г.В., 2014

50

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)

XXI веков, «работников умственного труда», «работников интеллектуального труда». Хотела бы заметить, что именно П. Друкер первым сформулировал саму идею построения общества знаний.

Для Друкера работники умственного, интеллектуального труда — это не только ученые и исследователи. К их числу, с его точки зрения, принадлежат медсестры и врачи, рабочие и инженеры, менеджеры разных уровней и т.д. Фактически Друкер к числу работников умственного труда относит тех, кто получил профессиональное образование на разных ступенях обучения. Он наделяет признаком быть «работником умственного, интеллектуального труда» людей, которые:

— несут ответственность за свой вклад в общее дело;

— способны к самостоятельному принятию решений;

— готовы к постоянной инновационной деятельности как важнейшей составной части профессиональной деятельности работников умственного труда;

— занимаются постоянным повышением собственного уровня, «постоянном обучением» [1].

Друкер предлагает рассматривать профессионалов, являющихся работниками умственного / интеллектуального труда, как основной капитал: «абсолютно портативный» и «абсолютно емкий вид основного капитала», представленного в виде знаний каждого отдельного работника. Именно поэтому работники умственного труда очень мобильны, их взаимоотношения с организацией выстраиваются на базе взаимной заинтересованности.

Говоря о подготовке в системе образования профессионалов, которые могут и должны в XXI веке принадлежать к слою работников умственного / интеллектуального труда, хочу подчеркнуть: такие профессионалы должны в первую очередь хорошо владеть языком своей профессии, быть способны к самостоятельному принятию решений, что фактически означает способность к проведению самостоятельной экспертной работы в контексте определенной профессиональной области. Не менее важным является и факт, что профессионалы должны уметь работать в команде. Такие качественные характеристики профессионалов, полагаю, должны начинать формироваться именно в системе образования.

Одним из возможных инструментов реализации такой задачи является, на мой взгляд, методология экспертной работы, основы которой разработаны мной более 20 лет назад. Данная методология, полагаю, является эффективным инструментом современных образовательных коммуникаций, формирования профессиональных качеств работников умственного труда, и в силу этого сегодня она является особенно актуальной.

Несмотря на то, что методология экспертной работы уже имеет свою историю, она по-прежнему, на мой взгляд и взгляд моих коллег, работающих по этой методологии, оказывается методологией, которая задает но-

51

Методология экспертной работы (в контексте современных, образовательных коммуникаций)

вую образовательную технологию, новую систему коммуникации и может способствовать выработке некоторых парадигмальных оснований формирования качественного профессионального образования для работников умственного труда XXI века.

Методология представлена в целостности лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного и технического циклов. Лекционные, практические занятия и самостоятельная работа носят взаимодополняющий характер. В частности, практические занятия организованы по методу экспертных групп, а самостоятельная работа студентов в своих результатах представлена в виде аналитических отчетов. Аналитические отчеты готовятся по определенной форме каждым субъектом учебной группы индивидуально на базе самостоятельной экспертной работы. В то же время общезначимые результаты самостоятельно проведенной аналитики формируются уже в качестве командной аудиторной работы группы в целом. Все эти особенности экспертной работы будут представлены ниже.

В рамках данной методологии проводится мысль о том, что:

— и в практической, и в теоретической деятельности человек реализует себя как интеллектуально-разумное существо: оперирует понятиями, суждениями, делает выводы, формулирует вопросы и получает ответы. Отточенные образцы этой деятельности изучаются в процессе получения профессионального образования;

— анализ текстов, проводимый в рамках образовательного процесса, выстроенного на базе методологии экспертной работы, становится основанием для дальнейшей аналитической работы в различных сферах последующей профессиональной деятельности;

— методология экспертной работы — командная работа, командная коммуникация, результаты которой зависят от того, как работает, говоря современным языком, команда в целом (учебная группа) и ее выделенная подгруппа (экспертная группа). Эксперты не сумеют эффективно отработать, если команда не будет готова;

— данная методология соответствует особенностям развития современного когнитивного общества, ориентированного на построение общества знаний, в рамках которого особое значение приобретает деятельность субъекта, экспертная работа, экспертные оценки, особенности функционирования коммуникации внутри выделенного сообщества, между отдельными сегментами социума.

Квалифицированное осуществление экспертизы (во множестве ее форм) возможно только при условии соответствующего уровня профессионализма. Вместе с тем любая экспертиза в той или иной степени включает в сферу своего рассмотрения анализ различных текстов (например, правовых, финансовых, экономических, политических документов, различных проектов, программ, договоров, других документов в конкретных

52

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)

сферах деятельности). В рамках методологии экспертной работы проводится мысль о том, что вне зависимости от содержания текста, его профессиональной направленности работа с любым текстом опирается на одни и те же гуманитарные технологии. Именно они кладутся в основу работы студентов в рамках практических занятий по методу экспертных групп.

Работа в рамках экспертных групп ориентирована на формирование у студентов:

— способности к эффективной коммуникации;

— способности к управлению своей собственной интеллектуальной деятельностью, критическому мышлению, которое проявляется не только в рамках изучаемой дисциплины, но и в конкретной профессиональной сфере;

— вкуса сначала к самостоятельной, а затем и командной работе;

— умения осуществлять экспертную работу, направленную на подготовку и реализацию принимаемых решений.

Данная методология способствует развитию у студентов интереса к коммуникационной деятельности, к гуманитарным технологиям и теории принятия решений.

Учебный процесс, выстроенный в рамках методологии экспертной работы, предполагает организацию учебных занятий с четко прописанными этапами и алгоритмами деятельности. В результате происходит освоение как собственно необходимого знания, так и ряда компетенций.

В рамках методологии вводятся две группы правил: этические и организационные. В системе этих правил содержатся основные идеи методологии (этические правила являются необходимой предпосылкой и условием работы организационных правил), с которыми слушатели знакомятся еще на вводной лекции.

Перечислим этические правила работы:

— в период работы семинара учебная группа представляет собой единый субъект. Если в группе появляются какие-то ошибки, то это — ошибки группы;

— если какой-то член группы допускает ошибку, а другой ее исправляет, он не «подставляет подножку» товарищу, а помогает общему росту группы;

— анализ работы друг друга помогает росту коллективного субъекта и каждого отдельного индивида, индивидуального субъекта;

— критические суждения должны носить толерантный характер, высказываться в форме критических размышлений и диалога;

— если эксперт по каким-то причинам не может быть на семинаре, он должен передать свою работу кому-то другому в группе.

Организационные правила работы заключаются в следующем:

— экспертные группы формируются студентами в результате самостоятельного выбора;

53

Методология экспертной работы (в контексте современных, образовательных коммуникаций)

— при отсутствии в группе желающих работать экспертами таковые назначаются преподавателем;

— экспертная группа состоит минимум из двух человек (иначе это не группа), максимум — четырех (если в группе больше четырех экспертов, она оказывается мало способной к самоорганизации, к самоуправлению);

— схема задания (например, анализ какого-то конкретного текста по принятию решений в PR- и GR-деятельности) у группы и экспертов одна и та же, но, конечно же, слушатель, работающий экспертом, традиционно готовит больше материала по своей теме;

— накануне практического занятия эксперты собираются и обсуждают стратегию и тактику своего поведения на практическом занятии (кто, в какой последовательности задает вопросы, кто и когда комментирует ответы);

— практическое занятие проходит в форме своеобразной игры-тренинга, где каждый, включая главного эксперта (преподавателя), имеет право задавать вопросы. Звучащие вопросы формируют ритм и направление работы. Такое положение дел не случайно, ведь еще Сократ определил, что вопрос ведет за собой своих слушателей;

— эксперт имеет право на своеобразное введение в тему, но оно не может быть рассчитано больше, чем на три—пять минут. Затем он формулирует для группы вопросы по конкретной теме, по конкретному тексту. Вопросы заранее в письменной форме готовятся дома. Если эксперт не принимает ответ, прозвучавший из группы, он не должен сразу же исправлять отвечающего. Эксперт подводит промежуточные итоги рассмотрения вопроса, лишь после того как в группе прозвучит несколько вариантов ответов и группа в целом будет готова к подведению итогов;

— в конце практического занятия подводятся общие итоги работы: группа оценивает работу экспертов, эксперты — работу группы. Такой рефлексивный анализ при подведении итогов становится возможным на базе введенных этических правил работы. Критика рассматривается в качестве инструмента развития интеллектуальных возможностей всех субъектов, включенных в работу группы, как индивидуальных (конкретные лица, участвующие в работе семинара), так и коллективных (подгруппы экспертов, команда в целом);

— в рамках практических занятий обсуждаются конкретные тексты, соответствующие темам семинарских занятий;

— студенты должны завести специальную папку, куда они в течение семестра вкладывают так называемые листы описания этих текстов, которые в конце семестра превращаются в аналитический отчет по курсу философии.

Аналитические отчеты готовятся в форме таблиц следующего вида (см. табл. 1).

54

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)

Аналитический отчет

Таблица 1

Список основных понятий, представленных в тексте, и их важнейшие характеристики Вопросы к тексту Размышления и комментарии Возможные ассоциации и аналогии, связанные с профессиональной деятельностью автора отчета

Фактически в отчетах у участников практических занятий должны совпасть тексты лишь первой колонки. В остальных разделах аналитического отчета проявляются индивидуальные особенности авторов отчетов.

Формируется новое знание, с одной стороны, носящее индивидуально-личностный характер (это открыл я здесь и сейчас в процессе проведения аналитической работы дома или непосредственно на семинаре), а с другой — ориентированное на командную работу усиление междисциплинарных связей, например, конкретного гуманитарного курса с дисциплинами специализации. Четвертая колонка аналитической таблицы ориентирована именно на поиск таких связей.

В экспертной работе у студентов формируется новое видение изучаемой дисциплины. Оно уточняется в процессе обсуждения в группе под влиянием представлений о предмете исследования других участников практических занятий.

Складывается новая структура взаимодействия между субъектами образовательного процесса, позволяющая наиболее эффективно выполнять задачи по формированию необходимых компетенций. Разнообразные, порой альтернативные взгляды на исследуемый предмет позволяют представить его в некоторой целостности. Этому, в частности, способствует эффективно выстроенная аргументативная дискуссия. В предложенной динамике взаимодействия между участниками практических занятий аналитические таблицы, заранее подготовленные дома, являются основанием для проведения последующих дискуссий. Кроме того, аналитические таблицы обладают самостоятельным эпистемологическим значением, ибо в них представлены хорошо структурированные знания по изучаемой дисциплине.

Предложенная образовательная технология носит инновационный характер, поскольку, в частности, позволяет организовывать самостоятельную работу студентов таким образом, что она поддается контролю со стороны преподавателя. Результаты работы представляются наглядно в письменной форме в виде аналитических таблиц. Подготовка экспертов к семинару мо-

55

Методология экспертной работы (в контексте современных, образовательных коммуникаций)

жет проходить как в режиме личной коммуникации на предварительном обсуждении перед семинаром, так и в форме онлайн-конференции. Формируются разные системы циркуляции знаний между студентами, между основной группой и экспертами, между студентами и преподавателем.

Кроме того, в рамках методологии экспертной работы предполагается активное использование других форм коммуникации, включая подсистему внешних информационных ресурсов студента-эксперта. Эта подсистема изображена на соответствующей блок-схеме, поясняющей, что для функционирования учебного процесса необходимо использовать не только основные, но и дополнительные информационные ресурсы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Блок-схема подсистемы дополнительных информационных ресурсов студента-эксперта (схема подготовлена А.М. Дружининым)

Таким образом, предложенный метод организации практических занятий позволяет сочетать, с одной стороны, классический подход, направленный на приобретение знаний в рамках исследуемой проблематики, с другой — компетентностный подход, в рамках которого формируются практические навыки управления процессами коммуникации в различных социальных средах. Приобретенные компетенции затем транслируются в будущую профессиональную практическую сферу деятельности нынешних студентов. При этом фактически задача такого переноса формулируется уже в четвертой колонке аналитической таблицы.

Фундаментальные знания по предмету расширяются за счет практических компетенций: формируются аналитические способности, выстраивается командная работа, закладываются основания для работы в команде в проектном режиме, ибо каждая экспертная группа на каждом практическом занятии реализует свой проект, свое видение исследуемой проблемы. В то же время в рамках данной методологии у экспертов формируется способность самостоятельно принимать решения, выстраивать систему лидерских позиций внутри команды. Эксперт, экспертная группа во вре-

56

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)

мя практических занятий становятся лидерами на время проведения экспертной работы. Иными словами, формируется система горизонтальных связей в коллективе с возможностью перехода на вертикальное взаимодействие эксперт — группа в конкретных ситуациях обсуждения. Кроме того, формируется, с одной стороны, система ответственности за результаты совместной работы, с другой — здоровая конкуренция, которая задается, в частности, требованиями рефлексивного анализа проделанной работы. Рефлексивным анализом завершается каждое практическое занятие. Это, в свою очередь, закладывает возможности для конкурентных преимуществ субъектов образовательного процесса в будущем. Формируются условия для самоорганизации, командной работы, креативности и межличностной кооперации. Студенты как бы «примеряют» на себя различные социальные роли.

Изменяется и статус преподавателя: из вертикальной плоскости он перемещается в горизонтальную плоскость главного эксперта с той же, что и у остальных экспертов, возможностью перехода на вертикальное взаимодействие в конкретных ситуациях обсуждения конкретных проблем практического занятия. Само обсуждение, возникающие дискуссии носят четко выраженный аргументативный характер. Наряду с аналитическими студенты приобретают управленческие компетенции плюс компетенции, связанные с управлением информацией и знаниями, способностью выполнять различные функции в коммуникационной и информационной средах, работать на результат в команде, выполняющей совместный проект, и такие важные компетенции, как способность к эффективному общению, ведение переговоров, оценка себя и других. Студенты приобретают навыки кооперативной работы и самообразования.

В систему основных информационных ресурсов студентов-экспертов входит лекционный материал, который студенты должны восстанавливать не только к семинарскому занятию, но и к очередной лекции.

Лекции и практические занятия не дублируют, а взаимно дополняют и развивают друг друга. Студенты готовятся к каждой новой лекции, анализируя материал предшествующей. Каждая новая лекция начинается с восстановления основных идей предыдущей лекции. Эти идеи восстанавливают студенты, отвечая в первую очередь на один и тот же вопрос преподавателя в начале лекции: «Какие основные проблемы были рассмотрены на предыдущей лекции?» В свою очередь, конкретные тексты для анализа на практических занятиях меняются, однако основа их подбора задана, с одной стороны, общей проблематикой дисциплины, с другой — возможностями организации работы таким образом, чтобы все слушатели имели для чтения копии одних и тех же текстов.

Метод экспертных групп в рамках изучаемых, например, гуманитарных дисциплин практически ориентирован в том смысле, что студенты приобретают не просто соответствующие знания в конкретной научной области, но

57

Методология экспертной работы (в контексте современных, образовательных коммуникаций)

и аналитические компетенции, которые затем используются при анализе текстов, принадлежащих к области их профессиональной деятельности.

В основе метода экспертных групп лежит командный принцип и личная ответственность каждого человека за результаты усвоения, понимания и представления своей работы.

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов при освоении учебного материала представляется в аналитических отчетах по дисциплине и поэтому поддается контролю.

Таким образом, данная методология позволяет, с одной стороны, сформировать необходимые компетенции в условиях формирования общества, основанного на знаниях, а с другой — соединить классический и инновационный подходы при подготовке специалистов в обществе, стремящемся к обществу знания, в том числе в области инженерно-технических специальностей. Она позволяет предложить инновационные инструменты проверки самостоятельной работы в условиях нового ФГОС, где самостоятельная работа студентов представлена в качестве обязательного элемента образовательного процесса. Данная методология прививает вкус, с одной стороны, к самостоятельной экспертной деятельности, с другой — к умению работать в команде, в том числе с использованием современных IT-технологий.

В ходе практических занятий постоянно используется вопрос как инструмент развития креативного мышления. Вопросы к группе формулируются в первую очередь экспертами сначала как диалог с текстом, затем — как диалог с группой. Предложенный способ обучения позволяет:

— вырабатывать коммуникативные навыки;

— формировать способность пользоваться информацией и анализировать;

— логично выстраивать содержание текста;

— интенсифицировать творческие возможности обучающихся;

— создавать условия для самостоятельного принятия решений;

— сформировать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине;

— экстраполировать полученные знания, умения, навыки на другие дисциплины;

— применять полученные знания для анализа современных социально-политических контекстов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя, хотелось бы отметить следующее.

1. Методология экспертной работы способствует подготовке молодых людей к эффективной коммуникации, к умению работать в команде в условиях формирования общества, основанного на знаниях. Основу экспертной работы составляет самостоятельный анализ текстов, результаты которого представлены в аналитическом отчете.

2. В рамках предложенной системы работы в качестве носителя информации используется как бумажный, так и электронный носители. Кроме того, при подготовке к практическим занятиям студенты организовывают

58

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)

онлайн-конференции по обсуждению проблем очередного текста практического занятия.

3. Самостоятельность проявляется уже на этапе принятия решений о том, кто будет работать экспертом.

4. Самостоятельность и коммуникативные навыки проявляются при рефлексивном анализе результатов практического занятия.

5. В условиях новых ФГОС такая методология дает инструмент проверки самостоятельной работы студентов.

В рамках данной методологии оказывается, что:

— командная работа в экспертной группе готовит студентов к конкуренции на рынке труда, поскольку совместная деятельность требует максимально возможного единения знаний, идей и личностных качеств. В результате оказывается, что более способные и одаренные студенты смогут поддерживать тех, кто слабее, тем самым выравнивая общий уровень профессиональной подготовки кадров;

— формируется мотивация в принятии решения о работе в команде экспертов. Каждый из участников экспертной группы самостоятельно принимает решение о работе в команде. При этом проявляются такие виды мотивации, как стремление получить качественное образование, узнать новое, проявить свои лидерские качества;

— в командной работе формируется система дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости. Члены экспертной группы при подготовке к практическому занятию должны дополнительно встречаться, для того чтобы обсудить сценарий предстоящей работы, разработать совместную систему вопросов, которая будет представлена основной части группы;

— в данной методологии все время проводится следующая мысль: ошибки случаются; главное — их анализировать и преодолевать, сохраняя толерантность в коммуникации. Группа во время семинарских занятий оказывается единым субъектом. Преодолевая ошибки, растет целостный коллективный субъект.

В процессе практических занятий по методу экспертных групп проявляются следующие основные признаки команды как таковой:

— эффективное конструктивное межличностное взаимодействие. Для достижения этого эффекта в рамках методологии выделяются организационно-этические правила, определяющие работу практического занятия;

— ориентация на общий успех. Экспертная группа заинтересована в успешном проведении дискуссии и достижении целей, поставленных в рамках практического занятия;

— согласованная работа на общий результат. Эксперты имеют конкретную задачу, цель, для достижения которой ее представителями заранее обсуждаются те или иные проблемы, выдвигаются возможные идеи. По сути, конечным результатом такой работы является цепочка эффективных своевременных решений;

59

Методология экспертной работы (в контексте современных, образовательных коммуникаций)

— распределение функций между членами команды, распределение ролей происходит не строго, система является гибкой, не нарушающей внутренние связи в учебной группе. Эксперты согласуют план проведения практического занятия. Возникает диалог, в процессе которого обсуждается, чем может быть полезен рассматриваемый источник для будущей профессии. Вместе продумываются комментарии к тексту и т.д.

В экспертной группе проявляются командные эффекты работы, включая следующие:

— работа каждого на достижение поставленной цели;

— сокращение потерь рабочего времени из-за высокой степени организации труда внутри команды; взаимозаменяемость, активная личная инициатива, рациональное распределение ролей, работа на опережение;

— все новые идеи обсуждаются со всеми членами команды, принятие решений происходит совместно. Появившиеся соображения участники дискуссии высказывают в присутствии всех участников, по сути, делятся ими. Так, на каждую реплику группа чаще всего сразу же реагирует, выстраивается так называемый полилог; идет обмен мнениями, опытом;

— добровольность вхождения в команду. С одной стороны — это один из ключевых принципов формирования команды, с другой — одно из важнейших условий формирования экспертной группы;

— коллективное исполнение работы. Участники экспертной группы самостоятельно распределяют между собой задания, которые необходимо выполнить для достижения общей цели;

— коллективная ответственность. Работа оказывается успешной, если работают все члены команды;

— автономное самоуправление команды. Деятельностью членов команды управляет ее руководитель (лидер), а не администрация. В рамках данной методологии в качестве лидера выступает экспертная группа. В команде экспертов тоже четко проявляется лидер. Последний не выбирается путем голосования или какими-либо еще способами, а выявляется в процессе работы;

— повышенная исполнительская дисциплина. Каждый член команды отвечает за конечный общекомандный результат. Данный принцип добровольно принимается каждым членом команды. Более того, он связан с принципом коллективной ответственности, о котором упоминалось ранее. Принцип командной работы явным образом проявляется на практических занятиях по методу экспертных групп;

— продолжительность продуктивного функционирования. Экспертные группы, формирующиеся в рамках семинара, способствуют постепенному улучшению работы группы в целом на семинарах: не ответить на вопрос своему одногруппнику более «неудобно», чем преподавателю. В интеллектуальной сфере задачи и проблемы, как правило, долгосрочны и, соответственно, требуют формирования команд на длительную перспективу.

60

Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)

Опыт групповой экспертной работы показывает, что важным необходимым элементом ее успешности является планирование деятельности, которое можно представить как процесс создания комплекса согласованных между собой действий, позволяющих команде реализовывать поставленные задачи и достигать поставленных целей. Экспертная группа работает сообща и должна четко продумать график своих встреч.

Непосредственно на занятии эксперты в определенном смысле отчитываются перед группой, а группа — перед экспертами. Все это происходит при непосредственном участии преподавателя, который своими вопросами и репликами может развернуть ход семинара в нужную сторону. Чем лучше подготовлены экспертная группа и группа в целом, чем глубже понят текст, тем реже у главного эксперта, преподавателя возникает необходимость изменять направление обсуждения. В таком случае даже может возникнуть иллюзия, что преподаватель не вмешивается в ход практического занятия. Анализ показывает, что это только иллюзия.

Применительно к практическим занятиям можно выделить следующие основные составляющие планирования работы в команде:

— командная организация и координация работ. На практических занятиях по методу экспертных групп происходит разделение учебной группы на две команды: экспертов и аудиторию, непосредственно участвующую в семинаре;

— единство планирования деятельности и осуществление контроля исполнения заданий. Перед всеми стоит общая задача — анализ текста по образцу (чем задача конкретнее, тем лучше результат работы);

— осуществление ситуационного анализа — процесса оценки внешних и внутренних обстоятельств в прошлом, настоящем и будущем с целью определения наиболее рациональной поведенческой линии. На практических занятиях эти функции в большей степени берет на себя преподаватель, являющийся в то же самое время и руководителем, и главным экспертом. Однако, поскольку каждый из участников семинара выступает, по крайней мере один раз, в роли эксперта, всем студентам представляется возможность проводить ситуационный анализ.

Главная задача руководителя — поиск, организация и обеспечение условий функционирования и развития команды в перспективе (в нашем случае — в процессе обучения). Хороший руководитель — тот, при котором команда работает в нормальных условиях самостоятельно и ответственно, и преподаватель с помощью вопросно-ответной процедуры направляет разговор в нужное русло лишь в случаях, когда участники дискуссии отвлеклись от заданной темы или выбрали в корне неверный способ «движения». Очевидно, что количество подобного рода «включений» преподавателя в дискуссию зависит от качества работы команды, в частности, от ошибок, допущенных ею при проведении ситуационного анализа.

61

Методология экспертной работы (в контексте современных, образовательных коммуникаций)

В числе других элементов успешности экспертной командной работы помимо планирования можно назвать получение обратной связи от членов команд. Каждое практическое занятие завершается разделом «мнения, замечания, впечатления». Эксперты анализируют работу группы, группа — работу экспертов. Происходит оценка проблем и ошибок, приветствуется и позитивный анализ. Кроме того, в рамках данной методологии проводятся коллоквиумы, где каждая из мини-групп (три-четыре человека) одного коллектива оценивает аналитические работы своих членов, а затем представители этих групп показывают остальной аудитории основные достоинства и недостатки подготовленных аналитических отчетов.

Литература

1. См. подробнее: Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.; СПб.; Киев, 2003.

2. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. 2-е изд. М., Канон +, 2009.

3. Сорина Г.В. Методология логико-культурной доминанты: психологизм, антипсихологизм, субъект [Электронный ресурс] // Пространство и время. Т. 3. Вып. 2. URL: http://e-almanac.space-time.ru/index/tom-3.-vyipusk-2/.

4. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2003. № 6. С. 98—111.

5. Сорина Г.В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Эпистемология и философия науки. Т. 3. 2005. № 1. С. 194—204.

6. Сорина Г.В., Ярмак Ю.В. Политический интеллект: философско-методологический анализ // Ценности и смыслы. 2012. № 6. С. 23—36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.