Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / КОЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОГРАММА КУРСА «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Гущина Юлия Сергеевна

В статье раскрыта актуальность темы, определены философские основания, связанные с ценностными коэволюционными установками, составляющие основы аксиологического компонента культуры природопользования. Рассмотрены научные методологические основания культуры природопользования, а также выявлен психолого-педагогический методологический базис в контексте культуроцентрической парадигмы современного образования. Раскрыта сущность культуры природопользования, её структурные компоненты, система методологических подходов, которые положены в основу настоящего исследования. Раскрыты особенности авторской программы курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края», которая реализует методологические основания формирования культуры природопользования применительно к учащимся начальной школы. Рассмотрены принципы отбора и структурирования содержания программы, отмечена ключевая роль культурно-краеведческого принципа, который направлен на использование при изучении материала программы курса различных «языков культуры», способов познания окружающей среды. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Гущина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND METHODOLOGY FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article reveals the relevance of the topic, defines the philosophical foundations associated with value coevolutionary attitudes that form the basis of the axiological component of the culture of nature management. The scientific methodological foundations of the culture of nature management are considered, as well as the psychological and pedagogical methodological basis in the context of the cultural-centric paradigm of modern education is revealed. The essence of the nature management culture, its structural components, the system of methodological approaches that are the basis of this study are revealed. The features of the author's program of the extracurricular activity course "Friends of Nature of the native land", which implements the methodological foundations for the formation of a culture of nature management in relation to primary school students, are revealed. The principles of selection and structuring of the content of the program are considered, the key role of the cultural and local history principle, which is aimed at using in the study of the material about course programs of various "languages of culture", ways of cognition of the environment. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Особенное значение в данных условиях имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), повышающие возможности дошкольника в освоении экономических понятий и категорий. Технологии в достаточном формате приводят к успеху в формировании финансовой позиции.

Поэтому в ходе деятельности особенное внимание уделяют активным играм: «Бюджет нашей семьи», «Хочу и нужно», «Что следует приобрести за деньги», «Что вначале, что потом?».

Выводы. В итоге, возрастной этап развития дошкольника позволяет посредствам необходимых условий, созданных педагогом, постепенно знакомить ребенка с миром экономики и финансов. Процесс изучения финансово-экономических процессов и явлений, понятий и категорий сопровождается у детей дошкольного возраста:

- пополнением собственного словаря простейших финансовых терминов;

- воспитанием чувства достоинства и уважения людей различных профессий;

- формированием навыка положительного финансового поведения в будущем;

- осознанным отношением к окружающим явлениям социально-экономической действительности.

Все это показывает высокую значимость проведенного исследования. Перспектива развития заявленной темы строится на разработке профиля компетенций и модели образовательного курса, закладывающих в основу представленной тематической структуры содержания финансового воспитания дошкольников.

Литература:

1. Барынина, И.В. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / И.В. Барынина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. - № 2-2. - С. 11-20

2. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. EDN: APOFFF

3. Зиновьева, Т.А. Педагогические условия формирования финансового воспитания у старших дошкольников / Т.А. Зиновьева // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 36-38

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт.-сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель. - 2008. - 169 с.

5. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

6. Старченко, Т.С. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Т.С. Старченко, И.В. Кошелькова, С.И. Доронина // Актуальные исследования. - 2021. -№ 51 (78). -С. 113-116

7. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику / А.А. Смоленцева // Учебно-методическое пособие «Детство». - 2008.

8. Шатова, А.Д. Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста: две стороны проблемы / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2018. - №2. - С. 26.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант направления «Геоэкологическое образование» Гущина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрыта актуальность темы, определены философские основания, связанные с ценностными коэволюционными установками, составляющие основы аксиологического компонента культуры природопользования. Рассмотрены научные методологические основания культуры природопользования, а также выявлен психолого-педагогический методологический базис в контексте культуроцентрической парадигмы современного образования. Раскрыта сущность культуры природопользования, её структурные компоненты, система методологических подходов, которые положены в основу настоящего исследования. Раскрыты особенности авторской программы курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края», которая реализует методологические основания формирования культуры природопользования применительно к учащимся начальной школы. Рассмотрены принципы отбора и структурирования содержания программы, отмечена ключевая роль культурно-краеведческого принципа, который направлен на использование при изучении материала программы курса различных «языков культуры», способов познания окружающей среды. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

Ключевые слова: культура природопользования, методологические основы, коэволюционные ценности, программа курса «Друзья природы родного края».

Annotation. The article reveals the relevance of the topic, defines the philosophical foundations associated with value coevolutionary attitudes that form the basis of the axiological component of the culture of nature management. The scientific methodological foundations of the culture of nature management are considered, as well as the psychological and pedagogical methodological basis in the context of the cultural-centric paradigm of modern education is revealed. The essence of the nature management culture, its structural components, the system of methodological approaches that are the basis of this study are revealed. The features of the author's program of the extracurricular activity course "Friends of Nature of the native land", which implements the methodological foundations for the formation of a culture of nature management in relation to primary school students, are revealed. The principles of selection and structuring of the content of the program are considered, the key role of the cultural and local history principle, which is aimed at using in the study of the material about course programs of various "languages of culture", ways of cognition of the environment. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education of younger schoolchildren.

Key words: culture of nature management, methodological foundations, coevolutionary valúes, course program "Friends of nature of the native land".

Введение. Современная разрушительная система природопользования является результатом катастрофического отставания воспитания культуры природопользования от неизмеримо возросших технических возможностей человечества. Для окружающей среды главную опасность представляют цели и методы природопользования, ориентированного на всемерное удовлетворение разнообразных потребностей. Адекватным ответом на эти вызовы является разработка образовательных аспектов рационального природопользования связанных с формированием культуры природопользования. Идея взаимосвязи качеств личности и результатов его природопользовательской деятельности была сформулирована ещё в ХХ веке, актуальна она и сегодня [1, 2, 3, 6, 7, 8].

Формирование культуры природопользования рассматривается как необходимое условие обеспечения экологической безопасности страны и перехода к устойчивому развитию. Между тем, очевидно, что понятие «культура природопользования», рассмотренное как эколого-ориентированное качество личности, предполагает уточнения методологических основ и методики её формирования. Особую значимость в формировании культуры природопользования имеет школьное образование в целом и начальная школа, в частности. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы научно-экологических представлений о рациональном природопользовании, эмоционально-ценностном и нравственно-нормативном отношении к природе, умений осуществлять природосообразную созидательную деятельность.

Вместе с тем, данная задача в начальной школе решается фрагментарно, не всегда задействован воспитательный потенциал внеурочной деятельности. В этой связи возникает необходимость рассмотрения методологических оснований и методики формирования культуры природопользования у младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: раскрыть методологические основания и методику формирования культуры природопользования у младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

1) Выявить методологические основания формирования культуры природопользования и методику её формирования у младших школьников во внеурочной деятельности.

2) Разработать программу геоэкологического кружка как формы эффективной внеурочной деятельности для формирования культуры природопользования у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Методологическим базисом формирования культуры природопользования являются: философские исследования по проблеме взаимодействия человека и природы, научные исследования по рациональному природопользованию, психолого-педагогические исследования, связанные с культурно-центрической образовательной парадигмой, которая предполагает, что культура находится в эпицентре всех образовательных систем.

Философские исследования раскрывают специфику типов культур в контексте различных способов жизнедеятельности человека в природной среде. В исследованиях В.С. Стёпина отмечается, что изменение человеком себя и изменение среды -два взаимосвязанных вектора человеческой активности [9]. Для сегодняшнего этапа важны коэволюционные отношения человека и природы, обеспечивающие переход от общества потребления и хищнического отношения к природе к гармонизации отношений, идеологии устойчивого развития [2, 6]. Идея коэволюции является приоритетной мировоззренческой стратегией устойчивого развития цивилизации, составляет методологический базис современной культуры природопользования, способствуя преобразованию системы ценностей современного мира на новых основаниях -основаниях диалога и сотрудничества (Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов) [5].

Научную основу культуры природопользования составляет учение о рациональном природопользовании (Д.Л. Арманд, Н.С. Касимов, Б.И. Кочуров и др.), включающее систему знаний о направлениях рационального природопользования, нормативно-нравственный аспект, отражающий нормы и ценности рационального природопользования, а также методы и способы ресурсосберегающего природопользования, обеспечивающего конструктивное взаимодействие с окружающей средой в контексте идей эффективного (рационального) природопользования и устойчивого развития [1, 5, 6, 10]. Именно культура природопользования как своеобразный фильтр становится определяющей в гармоничном взаимодействий человека и природы, обеспечивая переход общества на путь устойчивого развития на основе коэволюционных ценностей. Культура природопользования выполняет ряд функций, обеспечивая переход человечества на путь устойчивого развития: мотивационно-ориентировочная, познавательно-смысловая, духовно-нравственная, нормативно-регулирующая, проектно-прогностическая, конструктивно-творческая, коммуникативно-созидательная. Данные функции должны быть положены в основу уточнения компонентов культуры природопользования, разработки содержания, педагогических технологий, этапов формирования и диагностики [1, 2, 3, 6, 1].

Психолого-педагогическая основа формирования культуры природопользования связана с культурологической моделью современного образования, в которой культура рассматривается как эпицентр модернизации всех компонентов педагогической образовательной системы: целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативно-оценочного компоненты [8, 9].Формирование культуры как интегрированного качества личности, в русле психолого-педагогических исследований, предполагает комплексное воздействие на все сферы личности: познавательную, ценностную и волевую. В контексте единства всех сфер сознания личности, культура природопользования включает взаимосвязанные когерентные компоненты:

- система знаний естественнонаучного, экологического, социально-экономического, ценностно-нормативного и праксиологического характера о природопользовании, видах природопользования, рациональном и нерациональном природопользовании, экологических проблемах и путях их решения в русле идеи устойчивого развития;

- культура чувств: «эмоционально-нормативно-нравственный резонанс», нравственные ценности, нормативные требования, коэволюционные отношения, переживания, нравственно-экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции;

- культура природособразного поведения, характеризующийся степенью превращения знаний, коэволюционных ценностей, нормативных требований по рациональному природопользованию в повседневную норму поступка (Винокурова Н.Ф.) [2].

Значительный вклад в разработку психолого-педагогических основ формирования культуры природопользования внесли ученые нижегородской научной школы по геоэкологическому образования (руководитель Н.Ф. Винокурова), обосновав систему методологических подходов, которые реализуются при решении этой задачи. К подобным подходам отнесены: коэволюционный, субъектно-деятельностный, трансдисциплинарный, интегративный и интегративно-ситуативный, культурно-экологический когерентно-творческий, ланшафтно-средовый, пространственно-временной, культурно-исторический, аксиологический [3, 6]. В нашей статье мы опираемся на эти исследования и реализуем их применительно к формированию культуры природопользования младших школьников во внеурочной деятельности.

Значительный потенциал для формирования культуры природопользования у младших школьников имеет краеведческий геоэкологический курс. Нами разработана программа курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края». В рамках геоэкологического курса обеспечивается расширение и углубление представлений об экологии родного края, универсальной ценности и красоте его природы, видах природопользовательской деятельности населения края и их экологических последствиях, природоохранных нормах и народных традициях.

Внеурочная деятельность в рамках геоэкологического кружка организуется с учетом ряда документов федерального уровня, содержащих нормативные предписания и методические рекомендации отражающие особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начальногообщего и основного общего образования [11, 121.

Особо отметим большой культурно-экологический воспитательный потенциал краеведческих курсов. Родной край «питает и взращивает личность» не только материальными, но и духовными ценностями, что позволяет изучать её мыслью и сердцем, наполняя не только разум, но и чувства подрастающего поколения. Это способствует развитию коэволюционного, гармоничного отношения учащихся к природе своей местности, осознанию ее значимости для собственной жизнедеятельности и, как следствие, необходимости рачительного, бережного отношения к её природным ресурсам. Это обеспечивает формирование нравственно-экологических норм поведения в природе и экологически оправданного поведения, становления личности обучающего как ответственного субъекта природопользовательской деятельности. Особенно важно развивать данные качества в начальной школе.

Отмеченные особенности способствуют достижению цели геоэкологического краеведческого курса «Друзья природы родного края» - формирования основ культуры природопользования. Задачи курса ориентированы на развитие всех сфер сознания личности и соотносятся с компонентами структуры культуры природопользования:

1. Создание и расширение научных представлений об универсальной ценности природы своего края, истории освоении природных богатств населением родного края, экологических проблемах, рациональном и нерациональном использовании ресурсов родного края.

2. Формирование бережного, эмоционально-нравственного отношения к разнообразной природе родного края, его ресурсам.

3. Развитие экологически оправданной деятельности во взаимодействии с природой и ресурсами родного края.

Программа курса рассчитана 34 ч. для младших школьников 8-10 лет. В основу разработки программы курса «Друзья

природы родного края» положены ряд принципов:принцип целостности окружающей среды, взаимосвязи познания, переживания и действия, межпредметности, аксиологизации и нравственной направленности, сотрудничества. Системообразующая роль принадлежит культурно-краеведческому принципу, который предполагает изучение материала в контексте культурологичности, используя разные «языки культуры», способы познания - ассоциативно-образный, логический и практический. Он предполагает сочетание научности с образностью, личным социальным опытом, конкретностью и наглядностью в изучении ближайшего природного окружения. Реализация данного принципа способствует развитию личности в условиях культурных традиций и личной сопричастности к освоению, изменению и сохранению природных ресурсов своего края [2, 3].

Содержание программы.

1. Введение. Общение с природой.

Осознание места человека как части природы. Человек и природа родного края:вспоминая историю - двигаемся в будущее. Разностороннее значение природы края в моей жизни. Красота природы. Природа моего края в произведениях художников, литературных произведениях. Представление об окружающей природе и окружающей среде. Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам. Что такое культура природопользования и зачем она нужна современному человеку? Правила поведения в природе.

2. Богатство родной природы в творчестве русского народа.

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор. Экология, искусство, культура.

3. Мой ориентир - охрана атмосферы.

Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь на Земле. Воздух - условие жизни. Значение атмосферы в природном комплексе. Воздух чистый и загрязненный: в чем причина? В чем опасность загрязнение атмосферы? Изменение климата - последствие нерационального природопользования.

4. Изучаем каменную кладовую и почвы моего родного края.

Каменная летопись родной земли. Полезные ископаемые моего края. Истощение минеральных ресурсов:безответственное отношение или закономерность? Святая, родная кормилица - почва. Как сохранить природную кладовую родного края?

5. Голубые«артерии» малой земли.

Воды моего родного края: состояние и значение. Качество внутренних вод - результат культуры природопользования. Наши водные богатства - наша ответственность. Малым рекам - наша защита. Экскурсия к любому из ближайших родников. Проведение мини-исследования качества воды в роднике: расположение, благоустройство, запах и прозрачность воды. Разработка мерпо обустройству родника. Создание информационного стенда с экологически-целесообразными правилами для посетителей родника.

6. Живая природа родного края.

Значение живой природы родного края в жизни человека. Распознавание встречающихся в нашей местности растений и животных. Что такое промысловые виды животных? Правила промысла. Лекарственные растения. Правила сбора. Охраняемые виды животных и растений родного края. Виды, занесенные в Красную книгу. Виртуальное путешествие по заповедным уголкам родного края.

Животные в городе: многообразие. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Создание своими руками кормушки для птиц, ответственность за ее наполняемостью.

7. Леса моего родного края.

Значение лесов. Краски леса. Звуки леса. Лесная кладовая. Лесная аптека. Использование лесных богатств человеком. Почему сокращаются площади лесов? Лесные пожары. Правила поведения в лесу. Школьные лесничества.

8. Природа и человек в родном городе.

Мой родной город, его история, моя улица и дом. Зоны города. Природа города. Экологическая ситуация в городе.Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Знакомство с промышленными отходами и их реализацией.

Бытовые отходы. Какая должна быть экологическая культура жителей города будущего? Мини-проект: «Город будущего, в котором мне хотелось бы жить».

9. Досуговые мероприятия (4 ч.).

Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.

В курсе «Друзья природы родного края» происходит «означивание» учащимися различных аспектов социально-природного окружения края в целом, его природных богатств и деятельности человека в природе, активизация своей «причастности» к родному краю и проблемам, связанным с использованием его ресурсов.

Программа курса предполагает использование игровых методов, экскурсий «погружения» в природу и культуру своей местности, системы заданий на сотрудничество. Программа курса направлена на «пробуждение» у учащихся интереса к изучению экологического краеведения, развитие мотивации от внешние заданной учителем к внутренним мотивам учащихся.

Выводы. В ходе изучения понятия «культура природопользования» был раскрыт философский базис, который составляет коэволюционные основы аксиологического компонента культуры природопользования. Рассмотрены научные методологические основания культуры природопользования, связанные с учением о рациональном природопользовании. Выявлено, что культуроцентрическая парадигма современного образования с коэволюционной системой ценностей составляет психолого-педагогический методологический базис формирования культуры природопользования. Раскрыта сущность культуры природопользования и её взаимосвязанные когерентные компоненты, целостно отражающие все сферы сознания личности. Представлена система методологических подходов, которые положены в основу настоящего исследования и реализуются при решении задачи формирования культуры природопользования у младших школьников во внеурочной деятельности.

Представлена программа курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края», которая реализует методологические основания формирования культуры природопользования применительно к учащимся начальной школы. Сформулирована актуальность, цель и задачи курса. Системообразующая роль в отборе и структурировании содержания принадлежит культурно-краеведческому принципу, который предполагает изучение материала в контексте культурологичности, используя разные «языки культуры», способы познания - ассоциативно-образный, логический и практический. Программа курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края», предполагает использование игровых методов, экскурсий «погружения» в природу и культуру своей местности, системы заданий на сотрудничество.

Литература:

1. Арманд, Д.Л. Нам и внукам / Д.Л. Арманд. - М.: Наука, 1964. - 324 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Формирование культуры природопользования при изучении городского ландшафта. Учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, О.В. Глебова, И.А. Шевченко, О.Е. Ефимова / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, И.А. Шевченко. -Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2015. - 240 с.

3. Винокурова, Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы / Н.Ф. Винокурова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. -Т. 16. - № 4. - С. 65-74

4. Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. -М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.

5. Касимов, Н.С. Концепция устойчивого развития: восприятие в России / Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров, В.С. Тикунов // Вестник Российской академии наук. - 2004. - Т. 74. - № 1. - С. 28-36

6. Культура природопользования: научный и образовательный аспект / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова, В.М. Смирнова, О.В. Глебова, В.А. Лобковский // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168

7. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №3. - С. 10.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1.

9. Степин, В.С. Проблема аксиологического базиса современного образования / В.С. Степин // Материалы "круглого стола" "Философия, культура и образование" // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С. 5-15

10. Vinokurova, N.F. Formation of schoolchildren eco-oriented life when studying a cultural landscape / N. Vinokurova, A. Loshchilova, N. Demidova, A. Zulkharnaeva // В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. - Krasnoyarsk, 2020. - С. 967-981

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Фёдоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ЛИНИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрыты актуальность темы, научно-методологические особенности геоэкологического воспитания школьников и содержательные линии его реализации. Философские основания базируются на мировоззренческих идеях коэволюции и устойчивого развития территорий. Раскрыто, что геоэкологическое воспитание отражает научные, ценностные и праксиологические особенности геоэкологии, связанные с путями решения экологических проблем на различных территориальных уровнях, экологическим и этнокультурным ландшафтоведением, рациональным природопользованием. Коэволюционный субъектно-деятельностный подход и культура природопользования составили психолого-педагогические особенности геоэкологического воспитания. С учётом выявленных особенностей разработана система содержательных линий реализации геоэкологического воспитания и их познавательное, ценностное и праксиологичекое наполнение в контексте цели и особенностей структуры геоэкологии. Особое внимание уделено преемственности в усвоении обучающимися сущности экологических проблем, включающей пять этапов. Сформулированы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.