Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Нестерова Елена Анатольевна

В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты формирования культуры устойчивого развития. Раскрыта актуальность темы и психолого-педагогические исследования, рассматривающие специфику и особенности культуры устойчивого развития. Представлена авторская программа курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение», целью которой является включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практико-созидательную деятельность, что обеспечивает становления культуры устойчивого развития. Программа внеурочной деятельности может быть использована в школьной образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Нестерова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A CULTURE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT THROUGH OUT-OF-HOURS ACTIVITIES IN GEOGRAPHICAL LOCAL HISTORY

The article deals with the theoretical and educational aspects of the formation of a culture of sustainable development. The article reveals the relevance of the topic and psychological and pedagogical studies that consider the specifics and features of the culture of sustainable development. The author's program of the course of extracurricular activities "Geographical local history" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, practical and creative activities, which ensures the formation of a culture of sustainable development. The program of extracurricular activities can be used in school educational practice.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ»

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант 1 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Нестерова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты формирования культуры устойчивого развития. Раскрыта актуальность темы и психолого-педагогические исследования, рассматривающие специфику и особенности культуры устойчивого развития. Представлена авторская программа курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение», целью которой является включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практико-созидательную деятельность, что обеспечивает становления культуры устойчивого развития. Программа внеурочной деятельности может быть использована в школьной образовательной практике.

Ключевые слова: культура устойчивого развития, географическое краеведение, геоэкологическое образование, внеурочная деятельность, проблемное обучение.

Annotation. The article deals with the theoretical and educational aspects of the formation of a culture of sustainable development. The article reveals the relevance of the topic and psychological and pedagogical studies that consider the specifics and features of the culture of sustainable development. The author's program of the course of extracurricular activities "Geographical local history" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, practical and creative activities, which ensures the formation of a culture of sustainable development. The program of extracurricular activities can be used in school educational practice.

Keywords: culture of sustainable development, geographical local history, geoecological education, extracurricular activities, problem-based learning.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект 19-013-00749 Код конкурса А

Введение. Для современного культурно-исторического этапа развития общества важное значение имеет переход к устойчивому развитию человечества, его коэволюционному взаимодействию с природной средой. Как следствие, появилась необходимость в существенном переустройстве системы образования.

В этом контексте, систему образования можно определить как основную область человеческой деятельности, которой определяется опережающая роль в переходе к устойчивому развитию [1, 2, 3, 10].

Культура устойчивого развития является интегративной характеристикой личности, аксиологической доминантой которой выступают экокультурные ценности, отражающиеся в личностных смыслах экологоориентированной деятельности. Следовательно, именно географическое краеведение создает условия для формирования культуры устойчивого развития, которую, в свою очередь, следует рассматривать в ключе коэволюционного, аксиологического и системно-деятельностного подходов.

Необходимые условия для формирования культуры устойчивого развития создаются при изучении курсов внеурочной деятельности географической краеведческой направленности. Вместе с тем, образовательно-воспитательный потенциал данных курсов используется недостаточно. Для его успешной реализации необходимо теоретическое изучение данной проблемы в контексте личностно-деятельностной парадигмы современного образования и методические разработки, включающие конкретные программы курсов внеурочной деятельности географической краеведческой направленности, подготовленные с учетом современных требований.

Цель исследования: изучить особенности формирования культуры устойчивого развития в процессе изучения курса внеурочной деятельности по географическому краеведению.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

- изучить понятие «культура устойчивого развития»;

- рассмотреть последовательность формирования культуры устойчивого посредствам курса внеурочной деятельности по географическому краеведению;

- создать методическую разработку программы курса внеурочной деятельности по географическому краеведению в контексте формирования культуры устойчивого развития.

Изложение основного материала статьи. Важное значение в формировании культуры устойчивого развития средствами образования отмечается в философских и психолого-педагогических (С.В. Алексеев, К.А. Каропа, А.Н. Захлебный, Н.С. Касимов, Мазуров Ю.П., Н.М. Мамедов, В.С. Тикунов, А.Д. Урсул и методических исследованиях (Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, А.А. Лобжанидзе, А.В. Зулхарнаева, О.И. Исайков, А.А Лощилова, С.В. Николаева) [7, 8, 9, 11].

Образование как средство формирования культуры устойчивого развития, её методология и структура рассматриваются в работах Н.Ф. Винокуровой [1, 2, 3, 4, 5, 6, 10].

Согласно данным исследованиям, культура устойчивого развития базируется на новейших ценностных ориентирах, моделях познания и поведения:

• модели познания, в которых социоприродное окружение человека и он сам, рассматривают как части единой системы;

• коэволюционные отношения, которые предполагают сотворчество человека и природы, их взаимодействие на основе эмпатии и толерантности;

• деятельность в окружающей среде имеет созидательный творческий характер, направленный на гармонизацию отношений человека и природы.

Таким образом, культура устойчивого развития основывается на модели познания постнеклассической науки, системе коэволюционных ценностных взаимоотношений, творческом созидательном характере деятельности. [10] Она имеет

междисциплинарное свойство и является методологическим основанием в экологизации учебных дисциплин. Соответственно, особую важность приобретают дисциплины, в которых согласованно совмещаются ценностные основы устойчивого развития с системно-деятельностным характером предметного содержания [3]. К подобным областям причисляют географическое краеведение. Так как его изучение позволяет «погрузиться» в социоприродное окружение родного края, изучить его « и мыслью и сердцем». Именно географическое краеведение помогает формировать ценности, впечатления, знания, появляющиеся при усвоении социоприродных процессов и явлений, случающихся в родном крае [11].

Активная деятельность в рамках курса внеурочной деятельности по географическому краеведению способствует развитию знаний, ценностей и субъектного опыта деятельности, связанной с формированиемкультуры устойчивого развития. Среди педагогических технологий, развивающих у школьников ценностные основы устойчивого развития, одно из приоритетных мест, в ключе введения ФГОС, занимает проблемное обучение. Нами она была использована при проведении занятий в рамках курса внеурочной деятельности по географическому краеведению. Причем, виды проблемных ситуаций были сопряжены с этапами формирования культуры устойчивого развития: мотивационно-ориентировочный, познавательно-ценностный, деятельностно-рефлексивный.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение»

В программе внеурочной деятельности выделаются введение и 11 тем, курс рассчитан на 34 часа.

Содержание учебного материала для занятий в курсе предполагает отбор географической краеведческой информации географических, экологических, исторических, культурологических, социально-экономических знаний о своем крае и нацелен на становление ценностных ориентаций культуры устойчивого развития.

Содержание курса включает информацию, запускающую психологические процессы переживания и определения значимости объектов и явлений в социоприродном окружении родного края. Таким образом, содержание способствует формированию культуры устойчивого развития.

Содержание вмещает знания по географическому краеведению, воспроизводящие научную последовательность изучения географии своего края. Направлено оно на формирование ценностных и нормативных основ взаимоотношений человека и его социоприродного окружения в контексте идеи об универсальной ценности и самоценности природных и культурных объектов. Именно данные ценностно-нормативные основы и являются основой культуры устойчивого развития.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение»

Введение. Значимость знаний геоэкологии своего края. Методы изучения современных ландшафтов своего края. Эмпирические: измерение, наблюдение, экспериментирование. Теоретические методы: сравнение, прогнозирование, картографический, моделирование. Виды источников изучения: письменные, вещественные, изобразительные, устные. Экспедиционная форма изучения своего края.

Раздел 1. Любимый край.

Тема 1. Географическое положение района, границы, площадь, протяженность, крайние точки.

Тема 2. Административно-территориальное деление.

Тема 3. История заселения территории района.

Раздел 2. Природное разнообразие района.

Тема 4. Разнообразие и особенности современных ландшафтов района.

Тема 5. Поговорим о рельефе моего края. Деятельности человека и рельеф, пути гармонизации.

Формы рельефа родного края. Общий уклон поверхности. Максимальные и минимальные абсолютные высоты, полезные ископаемые района и их размещение. Влияние внутренних и внешних рельефообразующих факторов. Значение рельефа, его взаимозависимость от других компонентов и человека. Деятельности человека и рельеф, пути гармонизации.

Тема 6. Климат моего края. Деятельности человека и климат, пути гармонизации.

Климатические особенности района (климатообразующие факторы, тип климата, климатические сезоны года и их характеристика). Значение климата, его взаимозависимость от других компонентов и человека. Изменение в результате деятельности человека, пути гармонизации.

Тема 7. «Голубые артерии» моего края. Деятельности человека и внутренние воды, пути гармонизации.

Основные характерные черты внутренних вод района (реки, подземные воды, болота). Характер течения рек, питание, режим, продолжительность ледостава. Зависимость рек от рельефа и климата. Источники водоснабжения района. Значение внутренних вод, их взаимозависимость от других компонентов и человека. Изменение в результате деятельности человека, пути гармонизации.

Тема 8. Почва - зеркало ландшафта. Деятельности человека и внутренние воды, пути гармонизации.

Основные типы почв района. Почвообразующие факторы. Дерново-подзолистые почвы. Серые лесные почвы. Почвенные горизонты. Значение почв, их взаимозависимость от других компонентов и человека. Изменение в результате деятельности человека, пути гармонизации.

Раздел 3. Я здесь живу.

Тема 9. Основная характеристика населения района: численность населения, динамика, причины изменения численности населения, возрастно-половой состав, национальный и религиозный состав, размещение, плотность населения.

Тема 10. Населенные пункты. Взаимоотношения населения с социоприродным окружением своей местности.

Раздел 4. Наше историко-культурное богатство.

Тема 11. История района, города.

Тема 12. Памятники архитектуры. Храмы. Дворянские усадьбы. Памятники, связанные с Великой Отечественной войной.

Тема 11. Всё в наших руках!

Тема 13. Взаимосвязи: природные, социальные, культурные. Рациональное природопользование. Пути гармонизации взаимоотношений человека и природного окружения.

Тема 14. Возможные модели развития района. Принципы устойчивого развития района. Знать, чтобы сохранить.

Тема 15. Создание экологической тропы.

Тематическое планирование

Этапы формирования культуры устойчивого развития Содержание курса (раздел, тема) Вид проблемной ситуации Система заданий для учащихся в рамках решения проблемных ситуаций

1. Этап мотивационно-ориентировочный Введение (2 часа) Мотивационные проблемные ситуации 1. Проблемный диалог на тему: «Зачем изучать географию своего района». 2. Объяснение учителя о методах изучения своего края. 3. Мотивационная проблемная ситуация: какой объект нашей местности является самым интересным? Почему? 4. С помощью различных источников информации подготовьте сообщение о данном объекте. 5. Составьте презентацию - отчета «Удивительное рядом».

2. Этап познавательно-ценностный Раздел 1. Любимый край. (3 часа) Тема 1. Географическое положение района, границы, площадь, протяженность, крайние точки. Тема 2. Административно- территориальное деление. Тема 3. История заселения территории района. Познавательные проблемные ситуации Проблемный диалог на тему: «Что вас удивило в географическом положении своего населенного пункта? Почему?» Познавательная проблемная ситуация: Перед вами карта административно-территориального деления района. Как вы думаете, почему она имеет именно такой вид? Как это связано с историей заселения и освоения территории района?

Раздел 2. Природное разнообразие района. (15 часов) Тема 4. Разнообразие и особенности современных ландшафтов района. Тема 5. Поговорим о рельефе моего края. Тема 6. Климат моего края. Тема 7. «Голубые артерии» моего края. Тема 8. Почва -зеркало ландшафта. Тема 9. Проблемы сохранения многообразия растительного и животного мира района. Тема 10. Создание экологической тропы. Ценностные проблемные ситуации Познавательная проблемная ситуация. Составьте маршрут экскурсии на тему: «По тропинкам истории современных ландшафтов района». Результат представьте в любой форме (чертеж, презентация, рассказ). Познавательная проблемная ситуация: подберите аргументы равнинно-холмистого рельефа нашего края. Познавательная проблемная ситуация: на основании анализа климатических графиков и диаграмм сделайте выводы о прошлом, настоящем и будущем климата нашего района. Ценностный диалог на тему: «Каковы экологические последствия взаимоотношений человека и внутренних вод. В чем вы видите пути гармонизации данных отношений?». Проблемный диалог на тему: «Почва - зеркало ландшафта. Почему?». Ценностный диалог на тему: «Сохраняем или используем лесные ресурсы нашей малой родины?». Ценностная проблемная ситуация: «Подберите аргументы необходимости сохранять уникальный растительный и животный мир нашего края. Выразите мысли любыми приемлемыми способами (плакат, презентация, анимационный ролик). Ценностная проблемная ситуация. Составьте «Жалобную книгу»

растений и животных, обитающих в нашем районе. Ценностная проблемная ситуация. Для сохранения биоразнообразия живых организмов нашего района, необходимо составить маршрут экологической тропы с указанием информационных точек. Подготовьте информацию по каждой точке экологической тропы. Оформите презентацию своей экологической тропы.

Раздел 3. Я здесь живу. (3 часа) Тема 11. Основная характеристика населения района. Тема 12. Населенные пункты. Взаимоотношения населения с социоприродным окружением своей местности. Раздел 4. Наше историко-культурное богатство. (4 часа) Тема 13. История района, города. Тема 14. Памятники архитектуры. Храмы. Дворянские усадьбы. Памятники, связанные с Великой Отечественной войной. Ценностная проблемная ситуация: «Исследуем и решаем проблемы взаимоотношения населения района с социоприродным окружением своей местности». Познавательная проблемная ситуация: на основании анализа статистических данных о населении нашего района, сделайте выводы о его прошлом, настоящем и будущем. Выразите мысли любыми приемлемыми способами (плакат, презентация, анимационный ролик).

3. Этап деятельностно-рефлексивный Тема 11. Всё в наших руках! (7 часов) Тема 15. Взаимосвязи: природные, социальные, культурные. Рациональное природопользование. Пути гармонизации взаимоотношений человека и природного окружения. Тема 16. Возможные модели развития района. Принципы устойчивого развития района. Знать, чтобы сохранить. Рефлексивные проблемные ситуации Рефлексивная проблемная ситуация. Охарактеризуйте свои успехи в ходе изучения курса. Как их можно применить в жизни? Рефлексивная проблемная ситуация. Составьте викторину для младших школьников на тему «Мой любимый край. Я здесь живу», проведите ее в начальных классах и поделитесь впечатлениями, как прошла викторина. Рефлексивная проблемная ситуация. Составьте чек-лист природоохранной акции. проведите ее в любом классе и поделитесь впечатлениями, как она прошла.

Выводы. На основе изучения понятия «культура устойчивого развития», а также особенностей её формирования у обучающихся нами была создана авторская программа курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение».

Структура содержания программы выстроена в логике последовательного формирования культуры устойчивого развития у обучающихся. Осуществлено сопряжение содержательного, процессуального и технологического компонентов формирования культуры устойчивого развития школьников, что предает системный, целостный характер разработанной программе.

Программа может быть использована педагогами при разработке программ курсов внеурочной деятельности, приоритет которых - формирование у обучающихся культуры устойчивого развития.

Литература:

1. Винокурова, Н.Ф. Культура устойчивого развития: синтез экологизации и интеграции общества / Н.Ф. Винокурова // Концепция использования ИКТ в географическом образовании для устойчивого развития - Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2011 - С. 8-12

2. Винокурова, Н.Ф. Методика экологизации и информатизации географического образования в контексте идей устойчивого развития / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева, Н.В. Мартилова, О.В. Смирнова // Августовские педагогические чтения: Сб. материалов международного научного симпозиума. - Киров, 2014. - С. 40-43.

3. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. - 2012. -№5. - С. 21-26.

4. Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология. Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2002.

5. Винокурова Н.Ф. Педагогические проблемы формирования экогуманистического мировоззрения современной молодежи в свете научного наследия Н.Н. Моисеева. - Вестник МНЭПУ. - 2019. - Т. 1. - № S. - С. 299-301.

6. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии. - Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-3. - С. 486-490.

7. Захлебный А.Н. О реализации концепции общего экологического образования в государственном общеобразовательном стандарте нового поколения / А.Н. Захлебный // Информационные материалы VI Всерос. науч.-практич. конф. «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». - Сургут: Винчера, 2011. - С. 26.

8. Лощилова А.А., Н.Ф. Винокурова, Шеманаев В.А. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» на уроке ФГОС. - Извести ВГПУ. - 2018. - С. 67-69

9. Лощилова А.А. Методические основы формирования экологической ответственности у учащихся при изучении курса «География России» (8 класс) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 3. - С. 50-52.

10. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании ХХ1 века. // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). - С. 6.

11. Исайков О.И. Нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России»: на примере 8 класса: дисс... .канд.пед.наук:13.00.02 / Исайков Олег Игоревич; [Место защиты: Нижегор. гос. пед.ун-т]. - Нижний Новгород, 2010. - 174 с.: ил.РГБ ОД, 61 11-13/349

12. Урсул А.Д. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации в России. - М., 2009.

Педагогика

УДК [378.013:796.012.1] :355

начальник кафедры тактико-специальной подготовки,

кандидат педагогических наук, доцент Витютнев Евгений Евгеньевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОСИИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России. В ходе исследования был проведен анализ статистических данных по применению сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия и физической силы в процессе силового противодействия правонарушителям с целью выявления частоты и эффективности их применения в повседневной служебной деятельности. Целью проведенного исследования послужило выявление причин невысокого уровня сформированности двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя у сотрудников полиции, прошедших обучение в образовательных организациях МВД России и поиск вероятных путей решения данной проблемы. Был изучен опыт Китая, США, Японии, Франции, Германии и других государств по служебно-боевой подготовке сотрудников, впервые поступающих на службу в полицию. В результате чего было выявлено, что общей характеристикой программ по физической подготовке сотрудников полиции вышеуказанных стран является тот факт, что главенствующая роль в них отводится именно специальной физической подготовке, имеющей прикладное значение. В ходе анализа рабочей программной документации, согласно которой процесс физической подготовки в вузах МВД России предусматривает двухразовые занятия в неделю, выявлен ряд отрицательных аспектов. По мнению автора, одной из причин несформированности двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя в рамках планируемых сроков обучения является не реализация в необходимой мере одного из основополагающих принципов обучения - систематичности. Недостаточное количество практических занятий в еженедельном цикле физической (специальной физической) подготовки обучающихся приводит к затягиванию процесса формирования двигательного навыка, формированию искаженной темпо-ритмовой структуры выполнения приемов, отсутствию активной динамики повышения уровня развития физических и специальных физических качеств. Затягивание процесса «разучивания» приемов не позволяет длительное время перейти к их «тренировке», что влечет за собой «наслоение» нового учебного материала на текущий и, в конечном итоге, приводит к разрыву некоторых междисциплинарных связей. Итогом обсуждения рассмотренных проблем явились предложения по совершенствованию процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях и практических органах МВД России.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, статистика по применению боевых приемов, организация учебно-воспитательного процесса, обучение боевым приемам, технологии обучения, рабочая программная документация, этапы обучения боевым приемам, объемы учебных часов, эффективность обучения, проблемные вопросы обучения, положительный опыт иностранных государств, пути решения.

Annotation. The article is devoted to the problems of organizing professionally applied physical training of cadets and students in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the course of the study, the analysis of statistical data on the use of service firearms and physical force by police officers in the process of forceful counteraction to offenders was carried out in order to identify the frequency and effectiveness of their use in daily official activities. The purpose of the study was to identify the reasons for the low level of formation of motor skills in performing the techniques of a special section of hand-to-hand combat among police officers trained in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to search for possible ways to solve this problem. The experience of China, the United States, Japan, France, Germany and other states in the service and combat training of officers entering the police service for the first time was studied. As a result, it was revealed that a common characteristic of programs for the physical training of police officers in the above countries is the fact that the leading role in them is given to special physical training, which has applied value. In the course of the analysis of the working program documentation, according to which the process of physical training in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia provides for two lessons per week, a number of negative aspects were revealed. According to the author, one of the reasons for the lack of formation of motor skills in performing the techniques of a special section of hand-to-hand combat within the planned terms of training is the failure to implement to the required extent one of the fundamental principles of training - systematicity. An insufficient number of practical lessons in the weekly cycle of physical (special physical) training of students leads to a delay in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.