2. Использование приемов формирующего оценивания в преподавании дисциплин филологического цикла в вузе и школе / М.В. Веккессер, Л.С. Шмульская, С.В. Мамаева, И.А. Славкина // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей / отв. за выпуск М.В. Веккессер. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - № 11 (20). - 2020. - С. 129-137.
3. Кулакова, Н.В. Лингвистические способности - основа развития функционально грамотной языковой личности младшего школьника / Н.В. Кулакова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2020. - Т. 11. - №2. - С. 137-142.
4. Кулакова, Н.В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством дискуссионных форм на уроках литературного чтения / Н.В. Кулакова // Человек и язык в коммуникационном пространстве: сборник научных статей. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - 2021. - №12 (21). - С. 141-146.
5. Кулакова, Н.В. Роль лингвистических способностей в становлении функционально грамотной языковой личности / Н.В. Кулакова // Начальная школа. - 2020. - № 3. - С. 22-27.
Педагогика
УДК 372.891
доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пасынкова Оксана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В КУРСЕ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ"
Аннотация. В статье раскрыта актуальность темы, определены и раскрыты методологические основания современного экологического воспитания. Отмечено, что ведущее значение имеет мировоззренческая идея коэволюции, которая ориентирует отношения человека и природы на гармонизацию, «экологию сотрудничества», соучастие, в противовес идеологии покорения, хищнического потребления природных ресурсов. В её контексте рассмотрены коэволюционный субъектно-деятельностный, трансдисциплинарный, интегративный, интегративно-ситуативный, проблемно-интегративный, культурно-экологический подходы, раскрывающие особенности современной коэволюционной модели экологического воспитания. Раскрыты особенности методики экологического воспитания обучающихся при изучении проблем лесопользования в школьном курсе «География России» с учетом рассмотренных методологических оснований. Представлен авторский культурно-экологический модуль «Лес и человек», который реализуется при изучении темы «Лесное хозяйство и окружающая среда» и обеспечивает комплексное воздействие на все сферы сознания личности, что способствует формированию культуры природопользования и развитию субъектного коэволюционно-ориентированного опыта познания, сопереживания, сотворчества. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим воспитанием и методикой его осуществления в школьной географии.
Ключевые слова: экологическое воспитание, методологические основы, курс «География России», проблемы лесопользования, культурно-экологический модуль.
Annotation. The article reveals the relevance of the topic, identifies and reveals the methodological foundations of modern environmental education. It is noted that the leading importance is the ideological idea of coevolution, which focuses the relationship between man and nature on harmonization, "ecology of cooperation", complicity, as opposed to the ideology of conquest, predatory consumption of natural resources. In its context, the coevolutionary subject-activity, transdisciplinary, integrative, integrative-situational, problem-integrative, cultural-ecological approaches revealing the features coevolutionary model of environmental education are considered. The peculiarities of the methodology of ecological education of students in the study of forest management problems in the school course "Geography of Russia" are revealed, taking into account the considered methodological grounds. The author's cultural and ecological module "Forest and man" is presented, which is implemented when studying the topic "Forestry and the environment" and provides a complex impact on all spheres of consciousness of the individual, which contributes to the formation of a culture of nature management and the development of a subjective coevolution-oriented experience of cognition, empathy, co-creation. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education and the methodology of its implementation in school geography.
Key words: ecological education, methodological foundations, course "Geography of Russia", problems of forest management, cultural and ecological module.
Введение. Экологическое воспитание в современных условиях приобретает приоритетный статус в контексте современных нормативных и концептуально-стратегических документов. Экологическое воспитание школьников реализуется в контексте требований Конституции РФ, где отмечается важность развития системы экологического образования и воспитания граждан(статья 114, п. 6), а так же таких национальных проектов как «Образование» и «Экология», положений Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, указа президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Так, согласно указу президента, важнейшей задачей является изучение уникального эколого-ресурсного потенциала страны в качестве национального достояния, сохранение природы и осуществление рационального природопользования, которые связываются с опережающим «повышением уровня экологического образования и воспитания» (положение 83, пункт 17).
Следовательно, экологическое воспитание, в указанных выше нормативных документах, рассматривается как важнейший социокультурный ресурс национальной безопасности, устойчивого развития страны, который обеспечивает баланс экологического и социально-экономического развития общества. От эффективности экологического воспитания зависит не только сохранение природы, но и само существование человека, успешность выполнения любых планов культурно-цивилизационного развития.
В решении этой задачи ключевым звеном является школьное экологическое воспитание, поскольку именно оно обеспечивает опережающую функцию в формировании облика человека будущего, ответственного субъекта природопользовательской деятельности.
Значительный эколого-воспитательный потенциал имеет школьная география, которая занимает уникальное положение в системе общего среднего образования, являясь единственной интегрированной учебной дисциплиной, изучающей
природные, социально-экономические, экологические процессы и явления в их пространственно-иерархическом единстве и многообразии [4]. Важнейшее место в содержании школьного географического образования занимают вопросы о взаимодействии человека и природы, разнообразных видах и проблемах природопользования, направлениях рационального природопользования. Особо отметим, что личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать «готовность обучающихся применить географические знаний для решения задач в области окружающей среды, осознавать сущность экологических проблем и путей их решений» [11].
Вместе с тем, в настоящее время данной задачи уделяется недостаточно внимания в теории и методике экологического воспитания при изучении «Географии России» как центрального, стратегически важного курса в воспитании школьников. В этой связи возникает необходимость рассмотрения методологических оснований и методики изучения проблем лесопользования в школьном курсе «Географии России».
Цель исследования: раскрыть методологические основания экологического воспитания и методику их реализации при изучении проблем лесопользования в курсе "География России».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1) Выявить методологические основания развития современного экологического воспитания в контексте современных мировоззренческих идей и методологических подходов.
2) Создать методические разработки, которые способствуют реализации экологического воспитания при изучении проблем лесопользования в курсе "География России».
Изложение основного материала статьи. Экологическое воспитание в контексте нормативных и концептуально-стратегических документов рассматривается как важнейший социокультурный ресурс коэволюционного устойчивого развития страны и её национальной безопасности. Речь идет о принципиально иных приоритетах развития страны, которые исходят из принципов опережающего развития экологоориентированных качеств личности [11].
В исследованиях ведущих методистов страны по экологическому образованию и воспитанию (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, М.В. Аргунова, Н.Ф. Винокурова, Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, H.H. Моисеев и др.) отмечается, что экологоориентированные качества личности в современных условиях формируются на основе усвоения коэволюционных ценностей, изучения реальных экологических ситуаций, проблем и объектов, личностно-деятельностных воспитательно- образовательных идей [2, 3, 7, 6, 8, 9, 11]. Эти требования к развитию современного экологического воспитания учитываются при определении его методологического базиса.
Методологическим основанием современного экологического воспитания являются мировоззренческая идея коэволюции, коэволюционная парадигма образования и воспитания, методологические подходы их реализации в образовательно-воспитательной практике [2, 3].
Идея коэволюции является приоритетной мировоззренческой стратегией устойчивого развития цивилизации, составляет методологический базис современной культуры и мировоззрения. Её главной мировоззренческим ориентиром является гармонизация отношений человека и природы, «экология сотрудничества», соучастие и солидарность, в противовес идеологии борьбы, покорения, хищнического потребления природных ресурсов (Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев и др.).
В связи с этими положениями отметим, что развитие современного экологического воспитания связано с новой коэволюционной моделью, которая базируется на: а)коэволюционной системе ценностей и отношений, которые должны стать аксиологическим базисом современного экологического воспитания; в)человекоразмерных моделях познания, в которых человек и природа взаимодействуя между собой, составляют целостное единство; в) созидательной и творческой деятельности, связанной с охраной природы, рациональным природопользованием, изучением и решением экологических проблем, окультуриваем социоприродной среды [3].
В модели контекстно реализуются идеи культурологического личностно-ориентированного образования, которые разработаны в исследованиях Е.В. Бондаревской и предполагают рассмотрение личности не только как субъекта познания и деятельности, но и как субъекта культуры [10].
Считаем, что коэволюционная модель экологического воспитания реализуется на основе совокупности взаимосвязанных подходов, которые раскрывают её сущностные характеристики. К этим подходам, по результатам исследований Н.Ф. Винокуровой, отнесены [3]:
- коэволюционный субъектно-деятельностный подход реализует в экологическом воспитании ориентацию на коэволюционные ценности, а также актуализирует внимание на активности как отличительной характеристике субъекта, которая проявляется в экологоориентированных способах его жизнедеятельности;
- трансдисциплинарный подход, ориентируясь на сочетание рациональных и иррациональных способов познания, превращение обучения и воспитания в органическую часть жизни, обеспечивает введение реальных экологических проблем, ситуаций, объектов в содержание экологического воспитания как особой формы знаний и новой социальной реальности, также их познание в единстве « познания в образах» и «познание в понятиях»;
- интегративный подход, отражая интеграцию как мировую тенденцию в развития науки, образования и воспитания, обеспечивает в экологическом воспитании реализацию морфоструктурной интеграции(интеграция компонентов содержания вокруг ключевых экологических понятий, теоретических основ, объектов изучения) и функциональной интеграции(интеграция компонентов содержания вокруг экологических проблем, видов деятельности, способов познания) [2, 3];
- интегративно-ситуативный подход раскрывает познающего субъекта, в контексте идей ситуативности или инактивированности познания, во взаимодействии с миром, в диалоге с ним на основе использования технологий педагогических ситуаций, модульного обучения, проектного обучения, кейс-стади, ИКТ и других, при этом создается коэволюционный опыт субъекта через действия в социоприродной среде;
- проблемно-интегративный подход, ориентируя на преемственные этапы изучения экологических проблем с учетом идей интегративной дифференциации, определяет следующую последовательность раскрытия проблемно-ориентированного содержания: виды воздействия человека на природный объект - антропогенная нагрузка - изменение природного объекта (формулирование экологической проблемы) - экологические последствия (ресурсно-хозяйственного, природно-ландшафтного, антропологического характера) - способы рационального природопользования [2];
- культурно-экологический подход, представляя собой интеграцию экологического и культурологического подходов, выступает основой экологизации учебных дисциплин на методологическом уровне в контексте экологической культуры, когда её специфика и особенности отражается на всех компонентах методической системы.
Школьное географическое образование включает в своё содержание идеи конструктивной географии, связанной с вопросами о взаимодействии природы и человека, экологических проблемам различных видов нерационального природопользования и направлениях рационального природопользования. Это содержание имеет большое значение в реализации экологического воспитания обучающихся в школьной географии [1, 2, 5].
Раскроем особенности методики экологического воспитания обучающихся при изучении проблем лесопользования в школьном курсе «География России» с учетом рассмотренных методологических оснований. Особо отметим стратегическую значимость курса «География России» и рационального лесопользования в достижении экологически значимых качеств личности гражданина России и реализации идей рационального природопользования как направления национальной безопасности страны. Целевым ориентиром является формирование культуры природопользования как прикладного аспекта экологической культуры. Поскольку именно культура природопользования, по мнению специалистов, рассматривается как своеобразная мембрана и регулятор цивилизационного перехода от общества потребления с хищнической эксплуатацией природы к коэволюции гармонизации отношений человека и природы в постиндустриальном обществе.
С целью комплексной реализации экологического потенциала курса «География России» при изучении проблем лесопользования разработан культурно-экологический модуль «Лес и человек», который реализуется при изучении темы «Лесное хозяйство и окружающая среда» с опорой на географо-экологическое содержание о природных условиях и ресурсах России, природно-хозяйственных зонах России.
Под культурно-экологическим модулем мы понимаем логически завершенный блок экологической информации, для раскрытия которой обучающиеся вовлекаются в познавательную, коммуникативную и практико- ориентированную деятельность. Это обеспечивает комплексное воздействие на все сферы сознания личности, что способствует формированию культуры природопользования и развитию субъектного коэволюционно-ориентированного опыта познания, сопереживания, сотворчества.
Культурно-экологический модуль «Лес и человек» представлен тремя блоками в соответствии с этапами формирования культуры природопользования: познавательно-мотивационный блок связан с культурно-адаптационным этапом; коммуникативно-ценностный блок связан с культурно-смысловым этапом; практико-созидательный блок связан с культурно-творческим этапом.
Познавательно-мотивационный блок формирует на культурно-адаптационном этапе изучения проблем лесопользования целостное представление об: универсальной ценности лесов, лесных ресурсах России, географии распространения, исторических этапах их использования человеком, основных видах лесопользования. На данном этапе используется информационно-коммуникативная технология в качестве инструмента визуализации для создания эмоционально насыщенного образа [1]. В рамках темы «Лесное хозяйство и окружающая среда» для решения этой задачи используется приложение Гугл Планета Земля. Применяется и кейс-технология, но на основе ИКТ, например, метод видео -кейсов. Любой короткий видеофрагмент, подходящий под ситуацию, наталкивающий на размышления, способен мотивировать субъектную познавательную деятельность.
Коммуникативно-ценностный блок раскрывает на культурно-смысловом этапе изучения проблем лесопользования категории «ценности» и «смысла», формирует понимание причин и сущности экологических проблем лесопользования, оценки лесных ресурсов, экологических последствий нерационального использования лесных ресурсов.
На этом этапе непосредственно используются геоинформационные системы. Например, приложение Гугл Планета Земля для выявления площади и характеристики лесов, в том числе измененных под влиянием деятельности человека. Обучающиеся сами смогут составить реальную карту площади лесов на данный момент времени, используя контурную карту как печатную, так и на компьютере. Это уже совершенно другой вид деятельности - не просто раскрасить, как в атласе - а сделать самостоятельно. Можно использовать и другие инструменты. Учащимся предлагается составить ментальную карту экологических проблем лесопользования, где ключевой веткой будут собственно проблемы, следующей - их виды, за ними причины, это уже трехмерная структура по канонам ментальных карт. В этом блоке активно используются диалоговые технологии, которые обеспечивают включение обучающихся в обсуждение причин, сущности и последствий проявления экологических проблем лесопользования, взаимосвязи качеств личности природопользователя и результатов его природопользовательской деятельности.
Практико-созидательный блок связан с культурно-творческим этапом изучения проблем лесопользования. На этом этапе осуществляется саморазвития и активизации творческой деятельности, направленной на поиск путей решения экологических проблем лесного хозяйства, возникающих на современном этапе его развития. Актуализируется инактивированное познание на основе использования технологии кейс-стади, «солидарных образовательных путешествий» (по Е. Князевой) с использованием виртуальных экскурсий по ознакомлению с эффективной практикой рационального лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Обучающиеся включаются в проектную деятельность по рациональному лесопользованию, прогнозированию устойчивого будущего лесов России, созданию нравственно-экологического кодекса культурного природопользователя в России, разработке познавательных, духовно-нравственных, нормативных, практико-созидательных основ культуры природопользования применительно к лесопользованию. Весьма продуктивным будет использование эссе в развитии коэволюционного субъектного опыта. «Мыслить - глобально, действовать - локально» - одна из возможных тем эссе. Практика показывает, что обучающиеся, поэтапно осваивающие геоэкологический материал с использованием отмеченных выше педагогических технологий, способны выделять познавательное, ценностно-смысловое, деятельностно-творческое содержание каждой изученной темы, что особенно важно в контексте экологического воспитания школьников с учетом его методологических основ и специфики их реализации при изучении проблем лесопользования в курсе «География России».
Выводы. В статье выявлены и раскрыты методологические основы современного экологического воспитания, в которые вошли: мировоззренческая идея коэволюции человека и природы, коэволюционный субъектно-деятельностный подход, трансдисциплинарный подход, интегративный подход, интегративно-ситуативный подход, проблемно-интегративный подход, культурно-экологический подход. Представлена авторская методика осуществления экологического воспитания с учетом его методологических основ в курсе «География России» при изучении проблем лесопользования. Разработан культурно-экологический модуль «Лес и человек», который реализует современную коэволюционную модель экологического воспитания в контексте трех взаимосвязанных блоков, которые отражают все сферы сознания личности, что обеспечивает формирование культуры природопользования и коэволюционного субъектного опыта изучения экологических проблем лесопользования.
Литература:
1. Бадьин, М.М. Методика изучения географического краеведения в элективном курсе средствами информационно-коммуникативных технологий: теория и методика / М.М. Бадьин // Современные проблемы науки и образования. -2013. - №5
2. Винокурова, Н.Ф. От экологизации географии к геоэкологическому образованию в интересах устойчивого развития: теория, методология и инновационная практика в регионе / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова // В книге: Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. "Научные школы академии" Под общей редакцией С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 149-157.
3. Винокурова, Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы / Н.Ф. Винокурова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. -Т. 16. - № 4. - С. 65-74.
4. География в современной школе / А.А. Лобжанидзе, И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, Сухоруков
B.Д. - Москва, 2014.
5. Зулхарнаева, А.В. Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии / А.В. Зулхарнаева, Н.Ф. Винокурова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-3. - С. 486-490.
6. Лес и человек: учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. - М.: Дрофа, 2017. - 128 с.
7. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований [Электронный ресурс] / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3 (36). - Электрон. дан. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1258.
8. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. "Научные школы академии" Под общей редакцией С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. - Санкт-Петербург, 2018.
9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, No 1. -
C. 2. - https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1324.
10. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания учебное пособие / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. - Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
11. Примерная рабочая программа по географии. - М.: ФУКО. - 2021. - 122с.
12. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования / А.Д. Урсул // Глобальный кризис западной цивилизации в России. - М., 2009.
Педагогика
УДК 372.851
кандидат физико-математических наук Войтенко Татьяна Юрьевна
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук Фирер Анна Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ВЕРОЯТНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В современном информационном обществе роль теории вероятностей и математической статистики постоянно возрастает. Знания и умения, полученные в процессе изучения вероятности и статистики, позволяют анализировать, представленную различными способами, информацию; понимать вероятностный характер многих реальных событий и в целом способствуют формированию функциональной математической грамотности обучающихся. Целью статьи «Различные подходы к определению понятия вероятности в курсе математики основной школы» является сравнительный анализ подходов к определению понятия вероятности в курсе математики уровня основного общего образования. Актуальность статьи обусловлена введением с сентября 2022 года обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых обозначен новый учебный курс «Вероятность и статистика». Это, в свою очередь, требует анализа и переосмысления уже имеющейся учебной литературы и методических подходов. Центральным понятием теории вероятностей является само понятие вероятности - основа построения всех вероятностных моделей, описывающих широкий спектр случайных явлений. В математике существует несколько определений понятия вероятности случайного события: статистическое, классическое, геометрическое и аксиоматическое. Эти понятия обобщают и дополняют друг друга. Подходы к последовательности введения этих определений могут быть различными. Авторами проанализированы учебно-методические комплекты по алгебре, рекомендованные Министерством просвещения, и выделены два основных подхода к определению понятия вероятности: классический и статистический.
Ключевые слова: вероятность, статистика, комбинаторика, классическое определение вероятности, статистическое определение вероятности.
Annotation. In the modern information society, the role of probability theory and mathematical statistics is constantly increasing. The knowledge and skills gained in the process of studying probability and statistics make it possible to analyze information presented in various ways; to understand the probabilistic nature of many real events and, in general, contribute to the formation of functional mathematical literacy of students. The purpose of the article "Various approaches to the definition of probability in the mathematics course of primary school" is a comparative analysis of approaches to the definition of probability in the mathematics course of basic general education. The relevance of the article is due to the introduction of updated Federal State Educational Standards of basic general Education from September 2022, which designate a new training course "Probability and Statistics". This, in turn, requires an analysis and rethinking of the existing educational literature and methodological approaches. The central concept of probability theory is the very concept of probability - the basis for the construction of all probability models describing a wide range of random phenomena. In mathematics , there are several definitions of the concept of probability of a random event: statistical, classical, geometric and axiomatic. These concepts generalize and complement each other. Approaches to the sequence of introduction of these definitions may be different. The authors analyzed the algebra teaching kits recommended by the Ministry of Education, and identified two main approaches to defining the concept of probability: classical and statistical.
Key words: probability, statistics, combinatorics, classical definition of probability, statistical definition of probability.
Введение. В 2021 г. приказом Министерства просвещения Российской Федерации вводятся обновленные государственные образовательные стандарты основного общего образования [18], где указано, что «учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Изучать новый самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика», включающий в себя содержательно-методические линии «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов», рекомендовано в 7-9 классах 1 учебный час в неделю в течение каждого