Научная статья на тему 'ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РЕАЛИЗАЦИИ'

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕОЭКОЛОГИЯ / КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Фёдоровна, Коршунов Михаил Юрьевич

В статье раскрыты актуальность темы, научно-методологические особенности геоэкологического воспитания школьников и содержательные линии его реализации. Философские основания базируются на мировоззренческих идеях коэволюции и устойчивого развития территорий. Раскрыто, что геоэкологическое воспитание отражает научные, ценностные и праксиологические особенности геоэкологии, связанные с путями решения экологических проблем на различных территориальных уровнях, экологическим и этнокультурным ландшафтоведением, рациональным природопользованием. Коэволюционный субъектно-деятельностный подход и культура природопользования составили психолого-педагогические особенности геоэкологического воспитания. С учётом выявленных особенностей разработана система содержательных линий реализации геоэкологического воспитания и их познавательное, ценностное и праксиологичекое наполнение в контексте цели и особенностей структуры геоэкологии. Особое внимание уделено преемственности в усвоении обучающимися сущности экологических проблем, включающей пять этапов. Сформулированы и раскрыты методические условия эффективной реализации школьного геоэкологического воспитания. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанных с экологизацией и геоэкологическим воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Фёдоровна, Коршунов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN: FEATURES, MAIN CONTENT LINES OF IMPLEMENTATION

The article reveals the relevance of the topic, scientific and methodological features of geoecological education of schoolchildren and the content lines of its implementation. The philosophical foundations are based on the ideological ideas of coevolution and sustainable development of territories. It is revealed that geoecological education reflects the scientific, value and praxiological features of geoecology associated with ways to solve environmental problems at various territorial levels, ecological and ethno-cultural landscape studies, rational nature management. The coevolutionary subject-activity approach and the culture of nature management made up the psychological and pedagogical features of geoecological education. Taking into account the identified features, a system of content lines for the implementation of geoecological education and their cognitive, value and praxiological content in the context of the purpose and features of the structure of geoecology has been developed. Special attention is paid to continuity in the assimilation of the essence by students ways of solving environmental problems at various territorial levels, ecological and ethno-cultural landscape studies, rational nature management. The coevolutionary subject-activity approach and the culture of nature management made up the psychological and pedagogical features of geoecological education. Taking into account the identified features, a system of content lines for the implementation of geoecological education and their cognitive, value and praxiological content in the context of the purpose and features of the structure of geoecology has been developed. Special attention is paid to continuity in the assimilation of the essence of environmental problems by students, which includes five stages. The methodological conditions for the effective implementation of school geoecological education are formulated and disclosed. The material can be used by teachers in the development of issues related to ecologization and geoecological education.

Текст научной работы на тему «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РЕАЛИЗАЦИИ»

Бытовые отходы. Какая должна быть экологическая культура жителей города будущего? Мини-проект: «Город будущего, в котором мне хотелось бы жить».

9. Досуговые мероприятия (4 ч.).

Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.

В курсе «Друзья природы родного края» происходит «означивание» учащимися различных аспектов социально-природного окружения края в целом, его природных богатств и деятельности человека в природе, активизация своей «причастности» к родному краю и проблемам, связанным с использованием его ресурсов.

Программа курса предполагает использование игровых методов, экскурсий «погружения» в природу и культуру своей местности, системы заданий на сотрудничество. Программа курса направлена на «пробуждение» у учащихся интереса к изучению экологического краеведения, развитие мотивации от внешние заданной учителем к внутренним мотивам учащихся.

Выводы. В ходе изучения понятия «культура природопользования» был раскрыт философский базис, который составляет коэволюционные основы аксиологического компонента культуры природопользования. Рассмотрены научные методологические основания культуры природопользования, связанные с учением о рациональном природопользовании. Выявлено, что культуроцентрическая парадигма современного образования с коэволюционной системой ценностей составляет психолого-педагогический методологический базис формирования культуры природопользования. Раскрыта сущность культуры природопользования и её взаимосвязанные когерентные компоненты, целостно отражающие все сферы сознания личности. Представлена система методологических подходов, которые положены в основу настоящего исследования и реализуются при решении задачи формирования культуры природопользования у младших школьников во внеурочной деятельности.

Представлена программа курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края», которая реализует методологические основания формирования культуры природопользования применительно к учащимся начальной школы. Сформулирована актуальность, цель и задачи курса. Системообразующая роль в отборе и структурировании содержания принадлежит культурно-краеведческому принципу, который предполагает изучение материала в контексте культурологичности, используя разные «языки культуры», способы познания - ассоциативно-образный, логический и практический. Программа курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края», предполагает использование игровых методов, экскурсий «погружения» в природу и культуру своей местности, системы заданий на сотрудничество.

Литература:

1. Арманд, Д.Л. Нам и внукам / Д.Л. Арманд. - М.: Наука, 1964. - 324 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Формирование культуры природопользования при изучении городского ландшафта. Учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, О.В. Глебова, И.А. Шевченко, О.Е. Ефимова / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, И.А. Шевченко. -Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2015. - 240 с.

3. Винокурова, Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы / Н.Ф. Винокурова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. -Т. 16. - № 4. - С. 65-74

4. Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. -М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.

5. Касимов, Н.С. Концепция устойчивого развития: восприятие в России / Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров, В.С. Тикунов // Вестник Российской академии наук. - 2004. - Т. 74. - № 1. - С. 28-36

6. Культура природопользования: научный и образовательный аспект / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова, В.М. Смирнова, О.В. Глебова, В.А. Лобковский // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168

7. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №3. - С. 10.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1.

9. Степин, В.С. Проблема аксиологического базиса современного образования / В.С. Степин // Материалы "круглого стола" "Философия, культура и образование" // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С. 5-15

10. Vinokurova, N.F. Formation of schoolchildren eco-oriented life when studying a cultural landscape / N. Vinokurova, A. Loshchilova, N. Demidova, A. Zulkharnaeva // В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. - Krasnoyarsk, 2020. - С. 967-981

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Фёдоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ЛИНИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрыты актуальность темы, научно-методологические особенности геоэкологического воспитания школьников и содержательные линии его реализации. Философские основания базируются на мировоззренческих идеях коэволюции и устойчивого развития территорий. Раскрыто, что геоэкологическое воспитание отражает научные, ценностные и праксиологические особенности геоэкологии, связанные с путями решения экологических проблем на различных территориальных уровнях, экологическим и этнокультурным ландшафтоведением, рациональным природопользованием. Коэволюционный субъектно-деятельностный подход и культура природопользования составили психолого-педагогические особенности геоэкологического воспитания. С учётом выявленных особенностей разработана система содержательных линий реализации геоэкологического воспитания и их познавательное, ценностное и праксиологичекое наполнение в контексте цели и особенностей структуры геоэкологии. Особое внимание уделено преемственности в усвоении обучающимися сущности экологических проблем, включающей пять этапов. Сформулированы

и раскрыты методические условия эффективной реализации школьного геоэкологического воспитания. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанных с экологизацией и геоэкологическим воспитанием.

Ключевые слова: геоэкологическое воспитание, геоэкология, коэволюционный субъектно-деятельностный подход, культура природопользования, содержательные линии.

Annotation. The article reveals the relevance of the topic, scientific and methodological features of geoecological education of schoolchildren and the content lines of its implementation. The philosophical foundations are based on the ideological ideas of coevolution and sustainable development of territories. It is revealed that geoecological education reflects the scientific, value and praxiological features of geoecology associated with ways to solve environmental problems at various territorial levels, ecological and ethno-cultural landscape studies, rational nature management. The coevolutionary subject-activity approach and the culture of nature management made up the psychological and pedagogical features of geoecological education. Taking into account the identified features, a system of content lines for the implementation of geoecological education and their cognitive, value and praxiological content in the context of the purpose and features of the structure of geoecology has been developed. Special attention is paid to continuity in the assimilation of the essence by students ways of solving environmental problems at various territorial levels, ecological and ethno-cultural landscape studies, rational nature management. The coevolutionary subject-activity approach and the culture of nature management made up the psychological and pedagogical features of geoecological education. Taking into account the identified features, a system of content lines for the implementation of geoecological education and their cognitive, value and praxiological content in the context of the purpose and features of the structure of geoecology has been developed. Special attention is paid to continuity in the assimilation of the essence of environmental problems by students, which includes five stages. The methodological conditions for the effective implementation of school geoecological education are formulated and disclosed. The material can be used by teachers in the development of issues related to ecologization and geoecological education.

Key words: geoecological education, geoecology, coevolutionary subject-activity approach, culture of nature management, content lines.

Введение. Экологизация, в условиях резкого обострения экологических проблем, рассматривается как стратегическая тенденция развития всех сфер функционирования современной цивилизации. Существенное влияние эта тенденция оказывает на науку и образование [1, 2, 9, 10]. Объединение научного потенциала географии и экологии в изучении пространственно-временных особенностей взаимодействия человека со средой, решении экологических проблем и сохранении окружающей природной среды, как среды жизни человека и всего живого на Земле, вызвало появление принципиально новой междисциплинарной научной области знаний - геоэкологии и соответствующего ей -геоэкологического образования и воспитания [5, 8].

За последние десятилетия геоэкология стала рассматриваться как гармонизированная научная область, способствующая решению экологических проблем, охране окружающей среды и рациональному природопользованию на территориях различного пространственного ранга. В современных исследованиях по геоэкологии отмечается, что это наука XXI века, реализующая мировоззренческие идеи экоразвития [5, 8].

В этом контексте очевидно, что геоэкологическое воспитание, которое отражает научно-мировоззренческий потенциал соответствующей науки, имеет абсолютный приоритет в контексте идей опережающего образования и воспитания в решении экологических проблем современности и рационального природопользования. Геоэкологическое воспитание школьников имеет особую значимость в формировании облика человека будущего, патриота своей страны и ответственного субъекта природопользовательской деятельности [1, 3, 4].

Вместе с тем, теоретические и методические проблемы реализации геоэкологического воспитания в школьной практике решаются фрагментарно, не определены основные содержательные линии его реализации в школьной практике. Поэтому возникает необходимость рассмотрения особенностей геоэкологического воспитания и системных оснований реализации его содержания.

Цель исследования: раскрыть научно-методологические особенности школьного геоэкологического воспитания и содержательные линии его реализации.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

1) Раскрыть научно-методические особенности геоэкологического воспитания как научно-педагогического базиса выявления содержательных линий школьного геоэкологического воспитания.

2) Разработать методические рекомендации реализации содержательных линий школьного геоэкологического воспитания и методические условия их осуществления.

Изложение основного материала статьи. Анализ философских, научно-геоэкологических, психолого-педагогических работ [5, 9, 10, 11] и собственные исследования по данной проблеме [2, 3, 4] позволил сделать вывод, что современная модель геоэкологического воспитания базируется и реализует методологические основания универсального характера, ядро которых составляют смыслообразующие универсалии культуры постиндустриального общества. Они отражают как универсалии объективного ряда (коэволюционные ценности и нормы, идеи экоразвития, экологическую культуру, культуру природопользования, ориентиры и понятия геоэкологии как постнеклассической науки, современную методологию образования и воспитания), так и субъективного ряда, связанные с проявлением самости (личность как субъект познания, переживания, деятельности и, в целом, как субъект культуры).

Методологическое основание современного геоэкологического воспитания представляет мировоззренческая идея коэволюции [3], коэволюционная парадигма образования и воспитания, методологические подходы и принципы её реализации в образовательно-воспитательной практике. Важным методологическим ориентиром мировоззренческого характера в развитии геоэкологического воспитания служит коэволюционный субъектно-деятельностный подход [3]. Геоэкологическое воспитание отражает специфику экологического воспитания в географии. Научно-методологическим основанием реализации геоэкологического воспитания выступает геоэкология как эколого-ориентированная география, возникшая в результате экологизации географии, и соответствующий этой научной области знания геоэкологический подход [8, 12].

Раскрытие методологических оснований позволяет уточнить цели, содержательные линии, методические условия реализации геоэкологического воспитания. Конкретизированные цели геоэкологического воспитания ориентированы на требования ФГОС среднего и общего образования и предполагают развитие всех сфер сознания личности, что обеспечивает формирование у школьников экологической культуры и её прикладного геоэкологического аспекта - культуры природопользования. Содержательные линии геоэкологического воспитания реализуется с учётом особенностей структуры и содержательного наполнения соответствующей научной области - геоэкологии.

Особо отметим, что содержание геоэкологии трансдисциплинарно. Она развивается в русле экологизации географии с учётом культурологических идей. Поэтому в её содержание входит не только естественно-научный, но и аксиологический и прикладной аспекты. В рамках геоэкологического знания выделяют экологическое и этнокультурное ландшафтоведение,

прикладную геоэкологию - природопользование, глобальную и региональную геоэкологию. Эти направления, будучи познавательно-ценностно-деятельностными ядрами реализации геоэкологического воспитания, образуют три взаимосвязанных содержательных линии такого воспитания.

Первая содержательная линия связана с использованием воспитательного потенциала природного и культурного ландшафта в русле экологического и этнокультурного ландшафтоведения. Экологическое и этнокультурное ландшафтоведение изучает природные и рукотворные ландшафты как среду жизни человека. Такой коэволюционный потенциал экологического и этнокультурного ландшафтоведения используется в геоэкологическом воспитании.

Воспитательную функцию ландшафта, связь между его свойствами и личностными качествами подчёркивали философы (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилёв, Д.С. Лихачёв, Н.Н. Лавринова и др.) и географы (В.П. Семёнов-Тян-Шанский, Б.Б. Родоман и др.). Особую значимость в формировании культурной личности в геоэкологическом воспитании имеет культурный ландшафт.

Подчеркнём полифункциональность культурного ландшафта в геоэкологическом воспитании учащихся. Культурный ландшафт представляет собой территорию гармоничного сотворчества человека с природой. Он оказывает значительное воспитательное влияние на человека, являясь образцом устойчивого природопользования, «островом спасения» (С.М. Мягков), хранилищем индивидуальной и коллективной исторической памяти (М.В. Рагулина), своеобразной «эстафетой поколений» (Н.Н. Николаев). Особо отметим, что такая полифункциональность воспитательного потенциала позволяет использовать ландшафтоведение в разных направлениях воспитания средствами школьной географии.

Вторая содержательная линия связана с использованием воспитательного потенциала прикладного направления геоэкологии - природопользования. Такая интегрированная прикладная научная область знания как природопользование может стать ценностно-смысловым интегративным познавательным ядром геоэкологического воспитания. Отметим, что эта идея взаимосвязи качеств личности и результатов его природопользовательской деятельности была сформулирована ещё в ХХ веке, актуальна она и сегодня [1, 8].

По мнению Б.И. Кочурова, например, культура природопользования рассматривается как своеобразная мембрана и регулятор цивилизационного перехода от общества потребления с хищнической эксплуатацией природы к оптимизации и гармонизации отношений человека и природы в постиндустриальном обществе [8]. Эти мысли специалистов удивительно созвучны нашему времени.

Исходя из сказанного, содержание геоэкологического воспитания должно включать познавательные, ценностно-нормативные и праксиологические аспекты природопользования. Овладение знаниями о природопользовании в рамках второй содержательной линии, позволяет использовать проектные, проектно-модульные технологии, технологии сотрудничества, кейс-технологии, технологии педагогических ситуаций.

Третья содержательная линия геоэкологического воспитания связана с реализацией экологического принципа «Мыслить глобально, действовать локально», который отражает глобальный, региональный и локальный уровни геоэкологических исследований.

Один из наиболее эффективных путей геоэкологического воспитания - это воплощение нестареющего педагогического принципа движения в познании «от близкого к далёкому». Особая роль в решении этой задачи принадлежит геоэкологическому краеведению, которое по образному выражению «позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь». Именно изучение экологического краеведения обеспечивает комплексное влияние на все сферы сознания личности: развитие эмоций, интеллекта и реальной деятельности социально-значимого характера [6, 7].

Содержательное ядро геоэкологического краеведения должно быть интегративным и включать не только природные объекты и их изменения человеком, но и различные виды и способы деятельности человека, а также культурно-исторические, гуманистические, прогностические, пространственно-временные аспекты. На краеведческом уровне учащиеся могут наблюдать изменения, происходящие в результате вмешательства человека в окружающую среду, проследить восстановление нарушенных человеком социоприродных комплексов в результате природоохранной деятельности и эффективных управленческих мер, что позволяет им успешнее постигать конкретность и практическую значимость геоэкологии.

Геоэкологическое воспитание на основе изучения геоэкологических ситуаций, процессов и проблем России имеет важное значение для становления ценностного отношения школьников к природе своей страны, ответственности за сохранения её природного и культурного наследия. Структурная модель содержания геоэкологического воспитания на основе изучения геоэкологических ситуаций, процессов и проблем России, отражает логику познания природного и социокультурного пространства страны.

Глобальный уровень изучения геоэкологических ситуаций и проблем в геоэкологическом воспитании направлен на осознание школьниками идей глобалистики, становления у них такой черты географического мышления как глобальность, осознание каждым школьником себя как части человечества. При этом важно не только вооружить школьников системой личностно и социально значимых знаний по глобалистике, но и развить ценностно-смысловое отношение на основе глобальной этики к причинам, сущности, экологическим последствиям глобальных экологических проблем, которые создают планетарную угрозу существования жизни.

Главная задача геоэкологического воспитания при знакомстве с проблемами глобалистики - сделать каждого школьника причастным к решению проблем существования, выживания и будущего развития цивилизации. Содержательной единицей геоэкологического воспитания при изучении глобальной геоэкологии служит понятие «глобальная экологическая проблема». Это понятие предполагает переход от объектно-предметного знания к проблемно-ориентированному знанию. Такой переход происходит на основе принципов проблемной интеграции и пространственно-временнуй панорамности, которые соответственно отражают диалектику саморазвития глобальных экологических проблем и их пространственную иерархичность [4].

Содержание геоэкологического воспитания в формальном, неформальном, информальном форматах реализуется на основе спирального его построения в соответствии с принципом «игры масштабами», в контексте с основным предметным содержанием. Этапы включения геоэкологического содержания об экологических проблемах должны отвечать психолого-педагогическим идеям развития пространственного мышления, системной дифференциации, согласно которой знания, имеющие обобщающий характер, развиваются из нерасчленённых (синкретических) структур путём их постепенной дифференциации. Усвоение сущности содержания экологических проблем обучающимися в геоэкологическом воспитании осуществляется преемственно и включает пять этапов: создание синкретических геоэкологических представлений; идентификация экологических проблем и ситуаций на локальном и индивидуально-личностном уровнях; осознание обучающимися смыслового содержания региональных геоэкологических проблем и ситуаций; создание целостной системы взглядов на глобальные экологические проблемы и пути их решения на основе коэволюционных идей геоэкологии;

рефлексивно-творческая деятельность интеллектуально-познавательного, духовно-нравственного, практико-ориентированного характера в контексте экологической целесообразности и рациональности [4].

Эффективность реализации геоэкологического воспитания зависит от ряда методических условий, в том числе:

- применение педагогических технологий коэволюционного взаимодействия субъектов, интерактивных, исследовательских методов обучения, основанных на диалоге, которые реализуют идею «сотворчества» человека и природы, способствуют утверждению установок толерантного сознания, выработку эмпатии и терпимости к проявлению различных взглядов, любви и бережного отношения к природному и культурному окружению;

- использование проблемных, проектных и исследовательских технологий, экскурсий, путешествий, кейс-методов, практикумов в природе и на производственных объектах, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, участие в экологических движениях, олимпиадах, экологических лагерях, обогащающих духовно-экологическую жизнь ученика;

- активизация детских экологических объединений школьников, увлечённых единым делом - изучением геоэкологических проблем и охраной природы по типу школьных лесничеств, которые ориентированы на интересы и потребности школьников, обеспечивают «погружение» их в реальное социоприродное окружение и экологические проблемы родного края.

Выводы. В ходе изучения философских, научно-геоэкологических, психолого-педагогических работ были раскрыты научно-методологические особенности школьного геоэкологического воспитания и содержательные линии его реализации. Выявлено, что геоэкологическое воспитание отражает научные, ценностные и праксиологические особенности геоэкологии как гармонизированной научной области, способствующей решению экологических проблем, сохранению природных и культурных ландшафтов как среды жизни человека, обеспечивающей рациональное природопользование на территориях различного пространственного ранга. С точки зрения психолого-педагогических исследований геоэкологическое воспитание реализует инновационную воспитательную модель постиндустриального общества коэволюционного характера, осуществляя опережающую функцию воспитания в достижении устойчивого будущего. Это придаёт геоэкологическому воспитанию приоритетную роль и значение в образовании XXI века. Отмечается, что базовым психолого-педагогическим ориентиром геоэкологического воспитания служит коэволюционный субъектно-деятельностный подход.

В контексте научно-геоэкологических, психолого-педагогических работ раскрыта цель геоэкологического воспитания -формирование культуры природопользования. В контексте особенностей цели и структуры геоэкологии как научной области знания разработана система содержательных линий реализации геоэкологического воспитания и их познавательное, ценностное и праксиологичекое наполнение. Раскрыты научно-геоэкологические, психолого-педагогические, методические аспекты следующих содержательных линий: экологическое и этнокультурное ландшафтоведение, природопользование, глобальная и региональная геоэкология. Особое внимание уделено преемственности в усвоении обучающимися сущности экологических проблем, включающей пять последовательных этапов.

Сформулированы и раскрыты методические условия эффективной реализации школьного геоэкологического воспитания.

Литература:

1. Арманд, Д.Л. Нам и внукам / Д.Л. Арманд. - М.: Наука, 1964. - 324 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Формирование культуры природопользования при изучении городского ландшафта: Учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, О.В. Глебова, И.А. Шевченко, О.Е. Ефимова / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, И.А. Шевченко. -Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2015. - 240 с.

3. Винокурова, Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы / Н.Ф. Винокурова // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2021. -Т. 16. - № 4. - С. 65-74

4. Винокурова, Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии: автореферат дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Винокурова Наталья Фёдоровна. - Москва, 2000. - 41 с.

5. Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. -М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.

6. Касимов, Н.С. Концепция устойчивого развития: восприятие в России / Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров, В.С. Тикунов // Вестник Российской академии наук. - 2004. - Т. 74. - № 1. - С. 28-36

7. Коршунов, М.Ю. Изучение географического краеведения учащимися 6-го класса во внеклассной работе / М.Ю. Коршунов // Нижегородское образование. - 2008. - № 1. - С. 178-186

8. Культура природопользования: научный и образовательный аспект / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова, В.М. Смирнова, О.В. Глебова [и др.] // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168

9. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 10.

10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1.

11. Степин, В.С. Проблема аксиологического базиса современного образования / В.С. Степин // Материалы «круглого стола» «Философия, культура и образование» // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С. 5-15

12. Vinokurova, N. Formation of schoolchildren eco-oriented life when studying a cultural landscape / N. Vinokurova, A. Loshchilova, N. Demidova, A. Zulkharnaeva // В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Scienceand Technology City Hall. - 2020. - Т. 90. - С. 967-981

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.